что означает знамя бакланова
Чёрное знамя генерала Бакланова
На передовых постах Донбасса реют черные флаги с адамовой головой. Это не пираты и не анархисты. Вокруг адамовой головы на знамени — надпись славянскими буквами из православного символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».
Это воинский флаг героя кавказских войн XIX века и подавления польского восстания — донского казака, генерала Якова Петровича Бакланова. Флаг вышили ему жена и мать, и стал он внушать страх и уважение всем врагам русского государства.
Яков Петрович родился 210 лет назад, и всю жизнь связал с воинской службой, из простого казака став известным генералом и уважаемым всеми современниками полководцем.
Сегодня черный знак с этими словами православной молитвы является одним из самых популярных символов казаков и, шире, пробуждающегося самосознания русского народа. Его носят участники боевых действий, ополченцы и добровольцы, солдаты регулярной армии и юные воспитанники военно-патриотических клубов. В Луганской республике воюет казачий батальон имени генерала Бакланова.
На Кавказе Яков Петрович командовал 20-м казачьим полком, который превратил в образцовую воинскую часть. Воевать с мятежными джигитами обыкновенным манером было сложно, и казачий вождь со своими соратниками широко использовал новаторскую тактику. Его полк стал образцом того, что сегодня называют «специальными операциями».
Бакланов действовал смело, агрессивно и инициативно, сочетая гибкость и храбрость. Очень быстро генерал и его чёрное знамя стали грозой Кавказа. Имам Шамиль говорил: «Горцы! Если бы вы боялись Аллаха так же, как Бакланова, то давно были бы святыми». К 1857 году Яков Петрович стал походным атаманов всех донских казачьих полков на Кавказе.
Подвиги, дерзость и воинские умения Бакланова принесли ему заслуженную славу, множество орденов и монаршее благоволение. И в качестве командира, и в качестве рядового бойца, Яков Петрович показывал превосходство над любым противником. Довелось ему и умиротворять восстание в Польше.
Генерал лишился дома и имущества из-за пожара в Новочеркасске, и провел последние дни своей жизни в Петербурге, из средств своей пенсии помогая сослуживцам. И в бою, и в мире оставаясь подлинным отцом своим воинам.
Позже казаки перенесут прах своего героя в Новочеркасск. Генерал Бакланов стал поистине легендарным народным героем. И ныне и имя его, и знак продолжают жить не столько в музеях и книгах, сколько на передовых линиях обороны русской цивилизации, на форме и казачьих знаменах современных казаков. И это очень важно, потому что именно этот, казачий, флаг с черепом и костями — просто ещё один символ. Он хранит русскую воинскую традицию и русский воинский дух. Не давая нам забыть о православной сути русского воинства — поганин или атеист вряд ли наденут его на себя. Надпись на флаге напоминает, что православные христиане верят в бессмертие души и в будущую жизнь. А значит — фактически бессмертны. Это знание даёт нам силы и сегодня совершать подвиги, подобные Баклановским. Баклановский знак пока еще пугает обывателя, но уже прочно занимает достойное и любимое место в ряду русской казачьей военной символики.
Черный флаг с черепом: почему на Кавказе так боялись казака Якова Бакланова
Черное знамя 17-го Донского казачьего полка наводило на горцев настоящий ужас. И дело было не только в суевериях. Командиром упомянутого полка был Яков Бакланов, отличавшийся не только невероятной храбростью, но и физической силой. По словам современников, Бакланов перерубал шашкой всадника на коне от плеча до седла.
И смел, и силен, и неуязвим
Русскому военачальнику Якову Петровичу Бакланову отчаянная храбрость, по всей видимости, досталась по наследству. По крайней мере, по утверждению автора биографического очерка «Яков Петрович Бакланов» Василия Потто, отец Бакланова, происходивший из казаков, также отличался невероятной смелостью. Сам Яков, родившийся в станице Гугнинской в 1809 году, еще в возрасте 15 лет начал служить в 1-м Донском казачьем полку, находившимся под командованием Бакланова-старшего. Уже спустя 4 года Яков Бакланов удостоился ордена Святой Анны IV степени с надписью «за храбрость» за отличия при разбитии армии верховного визиря при селении Кулевичи. Впоследствии он получил еще немало наград именно за свою смелость.
Между тем, кроме необузданного нрава, Яков Бакланов мог похвастать и своей невероятной физической силой, а также необыкновенной выносливостью.
Кавказский дьявол
Ранение в голову Яков Бакланов получил во время Кавказских походов. В этот период он участвовал во множестве боев с закубанскими горцами под руководством начальника Кубанской линии генерала Засса. Если верить авторам издания «Донская история в вопросах и ответах» Евгению Дулимову и Сергею Кислицыну, Бакланов особенно отличился в июле 1836 году в экспедиции, целью которой было истребление аулов между реками Псефиром, Лабой и Белой. При штурме одного из них он руководил отрядом охотников, был ранен, но отряд, увлеченный его боевым духом, продолжал сражаться и выдержал 12 атак. И это при том, что формирование горцев в 4 раза превосходило отряд Бакланова. Позже Бакланов и его подчиненные преследовали противника 15 верст. В итоге горцы были ликвидированы.
Так воевал Яков Бакланов в каждом бою. Неудивительно, что в 1850 году он, уже будучи полковником, начал командовать 17-м Донским казачьим полком. Примечательно, что у полка было собственное знамя – кусок черной материи с вышитым черепом и словами «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». По утверждению автора издания «Самые знаменитые георгиевские кавалеры России» Юрия Лубченкова, этот флаг придумал вовсе не Бакланов: казак нашел его в посылке, доставленной на его имя неизвестно откуда. Яков Петрович тут же приделал к материи древко, соорудив знамя. Горцы испытывали от созерцания черного флага настоящий ужас. И не только из-за суеверия. Просто за знаменем неизменно появлялся и сам Бакланов, которого враги называли «кавказским дьяволом».
Бедный генерал
Несмотря на заслуги перед Отечеством, 64-летний Яков Бакланов умер в нищете. Впрочем, если верить автору книги «Донцы XIX века» Олегу Лобову, это случилось потому, что Бакланов никогда не знал счета деньгам. Генералу не у кого было этому научиться: его отец тоже был беден и имел лишь один деревянный дом в той самой Гугнинской станице (теперь она носит название Баклановская). «Кавказский дьявол» был похоронен в Петербурге на кладбище Воскресенского девичьего монастыря на счет Войска. Донцы и почитатели Бакланова поставили на его могиле памятник. Через 38 лет прах Якова Петровича переместили в Вознесенский собор Новочеркасска, где нашли свой последний приют и другие казаки.
О Жизни и Смерти. Баклановский стяг
Сувор Сватнаумович пишет редко, сегодня он написал:
В новом учебном году на занятиях у нас появился новый СТЯГ. Помимо стяга Спаса добавился баклановский флаг — «адамова голова».
Скоро выйдет видео с разъяснениями. А пока немного теории (википедия):
Ада́мова глава́ (Ада́мова голова́), Мёртвая голова́ (нем. Totenkopf) — символическое изображение человеческого черепа с двумя крест-накрест лежащими костями. Является как символом смерти, так и бесстрашия перед её лицом. Как правило, изображается белым или серебряным цветом на чёрном фоне.
Череп с перекрещёнными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, по промыслу Божьему кровь Христа омыла череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле.
Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста, например наносится на православную монашескую схиму.
Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале ХХ века для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка. 1-й эскадрон Её Величества 5-го гусарского Александрийского полка имел значок «весь чёрный с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой из серебряного гусарского галуна»; 2-й эскадрон — значок «весь чёрный, с серебряной Адамовой головой».
«Баклановский значок»
«Череп и кости» украшали также тульи фуражек чинов 4-го гусарского Мариупольского полка и чёрный значок 17-го Донского («Баклановского») казачьего полка. Как пишет «Военная Энциклопедия» Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, «„с оказией“ получил неизвестно от кого, и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок»[1] (как издавна назывались в русской армии «малые флаги»).
На этом значке была вышита белая «Адамова голова» (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». «Этот мрачный значок наводил ужас на врагов, — продолжает биограф, — и Бакланов с ним не расставался до конца жизни»[1].
О любках
Боевое искусство — это часть искусства жизни. Из смерти мы стремимся в жизнь.
Если в человеке (в его теле, сознании и на Душе) есть скляни, если в нем есть нежить, мразь (замороженная грязь), если сам он как падаль («мертвое животное») вести поединок в ЛЮБКАХ он не может. И жить в Любках не может — а в горнем небесном мире живут только так. «Мертвые» и «зверки» туда попасть не могут
Мертвый или зверь будет вести поединок против жизни.
А жизнь — это движение и оно свято.
Поэтому движение ни в коем случае нельзя убивать.
Спортивный поединок почти всегда идет в зверках — главная задача подпитать своё эго, самоутвердиться за счет другого человека и победить его любой ценой — отсюда травмы и телесные, но самое главное травмируется Душа — она повреждается как у того, кого «уделали» в поединке, так и у того, кто «поставил ногу на грудь».
Чтобы понять, можешь ли ты жить в любках нужно окунуться в борьбу как в среду и соблюдать всего три правила — не ломить, не упираться, «работать на одной скорости».
НЕ ЛОМИТЬ — это значит не давить, когда вдруг почувствовал, что твоему движению сопротивляются. Не ломить, а пойти дальше в Позволении. Это требует того, что эго (Гордыня) смирилось. В Позволении движение всегда течет так, как течет вода, огонь — стекая с плотного и заполняя собой пустоту. В Позволении по весне цветы вскрывают асфальт — это яркий пример силы жизни, силы упругой, но в тоже время ищущей слабину и пустоту — а её всегда больше чем плотности.
НЕ УПИРАТЬСЯ — это значит не быть жестким, а быть способным принять любое давление (любую энергию) — сделать его своим и использовать. Отсюда и традиционная русская кольчуга, которая в отличии от жёстких лат дает возможность двигаться в бою в текучем состоянии.
ДВИГАТЬСЯ НА ОДНОЙ СКОРОСТИ — точнее говоря двигаться надо в Позволении — слитно с теми движениями, которые на тебя направлены и через тебя проходят. Для этого надо перестать их воспринимать как внешние по отношению к самому себе. Скорости могут и меняться — главное, чтобы ты не ускорялся, обгоняя или разрывая общее движение — это почти всегда происходит, когда Гордыня заставляет тебя победить противника — появляешься «ты» и «мир снаружи». В Позволении двигаться можно только тогда, когда есть С-мирение — это значит ты становишься един с миром, это значит ты его принимаешь — а это возможно только при условии полного до-Верия — и к миру и к Богу.
Есть и другой уровень жизни в любках. Уровень Духовный.
Бог — это Источник всего. Из него рождается Все. Из него истекает «изначальная первородная энергия».
Бог — всемогущий и вездесущий.
Двух всемогущих быть одновременно не может.
Исходя из этого любой, кто поклоняется «богам» заблуждается. Все остальное — это Силы — либо Небесные, либо «нечистые».
Небесные силы направлены к Богу.
Они пребывают в горних небесных мирах — там очень хорошо, Душа там радуется и поет, и нет там запахов ТЛЕННЫХ.
Человек где-то по середине — между жизнью и смертью. В каждом человек есть интуитивная тяга к добру и правде — на самом деле на глубинном уровне это стремление ума (а значит и души) к покою и свободе, а значит и к Богу — так как только в нем возможен абсолютный покой и абсолютная свобода.
ПОМНИ О СМЕРТИ И ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ
И УЧИСЬ ЖИТЬ В ЛЮБКАХ
радио Гамаюн авторитетно отвечает:
правильно так — «воскресение ИЗ мертвых».
И НЕ В БУДУЩЕМ
А ПРЯМО СЕЙЧАС. И ПРЯМО «ВНУТРИ СЕБЯ»
воскреснуть — это значит прямо здесь и сейчас
обрести Царствие Небесное внутри себя.
Бог — это источник всего.
и мы либо разрушаем свою связь с Источником Жизни, либо её восстанавливаем..
все сводится только к этому
Русские Святые воины — Ослябя и Пересвет
Чем чище и крепче связь с Богом — тем ярче аромат горнего мира, исходящий от человека на тонком уровне.
Чем слабее связь с Богом, тем сильнее на тонком уровне смердячий запах.
Его именем пугали врагов. Подвиги генерала Якова Бакланова
История Кавказских войн, которые Российская империя вела в XIX веке, знает немало героических имен русских военачальников. К сожалению, многие из них оказались незаслуженно забытыми. В этом году исполнилось 210 лет со дня рождения генерала Якова Петровича Бакланова – одного из самых ярких участников тех уже далеких от нас событий.
«Шайтан» под черным знаменем
Уже одного внешнего вида этого человека можно было испугаться – двухметровый великан с богатырским телосложением и пудовыми кулаками наводил ужас не только на врагов, но и на собственных подчиненных. Длинные усы переходили в бакенбарды, густые брови делали массивное и изрытое оспинами лицо еще более свирепым. Яков Петрович Бакланов отличался недюжинной физической силой и столь же удивительной смелостью, даже некоторой «отмороженностью», как сказали бы теперь.
— писал один из современников.
Казак Войска Донского
Донской казак из казачьей дворянской семьи, Яков Бакланов родился 15 марта 1809 года в станице Гугнинской Войска Донского. Отец будущего генерала, Петр Дмитриевич Бакланов, был казачьим сыном, дослужившимся до чина полковника. Мать Устинья Малахова также была казачкой.
20 мая 1824 года Яков Бакланов поступил на службу в 1-й Донской казачий полк (Попова), где его отец Петр Бакланов командовал сотней. Спустя два года 17-летний урядник обвенчался с дочерью священника Серафимой Ивановной Анисимовой.
В составе казачьего полка Яков Бакланов участвовал в Русско-турецкой войне 1828—1829 годов, получив в 1829 году чин хорунжего и орден Св. Анны 4-й степени, а затем и орден Св. Анны 3-й степени. Уже тогда юный хорунжий проявлял чудеса храбрости и воинской доблести. После войны, с 1829 по 1831 годы, Бакланов нес сторожевую службу у реки Прут. 21 сентября 1831 года он был произведен в сотники.
В 1836 году Яков Бакланов принял участие в экспедиции против закубанских аулов в районе рек Псефир, Лаба и Белая. во время этого похода Бакланов получил ранение в голову. 4 июля 1836 года отряд под командованием Бакланова преследовал вчетверо превосходящих по численности горцев и после того, как были израсходованы все патроны, ударил в пики и смог уничтожить горцев почти полностью. За такой подвиг Бакланов 4 июля 1837 года был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
В 1837 году Бакланова перевели в 41-й Донской казачий полк, а в 1839 году – в Донской учебный полк. В 1841 году Бакланов в составе 36-го Донского казачьего полка отправился в Польшу – нести караульную службу на границе с Пруссией. Однако уже в 1844 году он вернулся на Кавказ. Для донского казака Бакланова война на Кавказе стала делом практически всей его сознательной жизни.
Весной 1845 года Бакланов был направлен в 20-й Донской казачий полк, который в то время нес службу на левом фланге кавказской линии в Куринском укреплении. Уже 20 июля он отличился в сражении в урочище Шаухал-Берды, за что получил орден Святой Анны 2-й степени. В 1846 году Яков Петрович Бакланов был назначен командиром 20-го Донского казачьего полка, однако чин полковника получил лишь четыре года спустя – 10 февраля 1850 года. К этому времени Яков Петрович воевал уже четверть века, будучи настоящим боевым офицером.
Непрерывная Кавказская война Якова Бакланова
За долгие годы, проведенные на Кавказе, Яков Бакланов получил, в первую очередь благодаря своим исключительным личным качествам, широкую известность среди как русских солдат и казаков, так и среди горцев. Последние, как мы уже говорили выше, очень боялись бесстрашного русского командира, которого считали исчадием ада. Но и казаки старались лишний раз не попадаться под горячую руку Бакланова, который был человеком вспыльчивым, но и справедливым.
Несмотря на крутой нрав, казаки ценили и любили своего полкового командира. Так, в одном из сражений с горцами Яков Петрович Бакланов чуть было не попал под пули неприятеля. Но его закрыл своим телом знаменитый пластун Скопин – трижды Георгиевский кавалер. Пуля раздробила Скопину плечо, но жизнь командира удалось спасти. Сам Скопин получил за свой подвиг чин хорунжего, став, тем самым, казачьим офицером. И не только Скопин, но и любой другой из баклановских подчиненных счел бы за честь закрыть своим телом любимого командира.
В очень короткие сроки Бакланову удалось сделать из 20-го Донского полка лучший казачий полк на Кавказе, хотя первоначально донцы уступали линейным казакам. Когда летом 1850 года Бакланов был назначен командиром 17-го Донского казачьего полка, многие офицеры и казаки из 20-го полка перешли в новый полк вслед за своим командиром. И 17-й полк также очень быстро превратился в один из самых боеспособных казачьих полков.
Одной из несомненных военных заслуг Бакланова было и то, что он существенно изменил тактику боевых действий. Фактически казаки Бакланова стали подражать в ведении боевых действий горцам, превратившись в «партизанское соединение против партизан». Сотни баклановского полка внезапно нападали на горские аулы, опустошая их, угоняли скот. Уже потом, уйдя в отставку, Бакланов подсчитал, что под его командованием казаки угнали у горских народов 40 тысяч овец и 12 тысяч голов крупного рогатого скота.
— эти слова приписываются имаму Шамилю, который не мог, по понятным причинам, хорошо относиться к Бакланову, но восторгался его мужеством и воинскими качествами.
Впечатляет и участие Бакланова в боях у реки Мичик в 1852 году. В феврале полковник Бакланов получил приказ князя Барятинского, командовавшего левым флангом Кавказской линии, выдвинуться от Куринского укрепления к реке Мичик с отрядом из 3-х пехотных батальонов, 4 артиллерийских орудий и своего казачьего полка. Одновременно князь Барятинский вышел с войском из крепости Грозный и направился к Автурам в сторону Куринского укрепления. 17 февраля люди Бакланова обнаружили, что за рекой Мичик находится имам Шамиль с 25-тысячным войском.
Яков Бакланов, собрав 5 пехотных рот, 6 сотен казаков и 2 артиллерийских орудия, под покровом ночи смог пройти сквозь линию войск Шамиля окольными тропами и соединился с войсками князя Барятинского, приняв командование арьергардом. За это полковнику Бакланову был присвоен чин генерал-майора. В 1852 году, в возрасте 43 лет, Яков Петрович Бакланов дослужился до генеральских эполет. Спустя еще два года, в апреле 1854 года, Якова Бакланова назначили начальником кавалерии всего Кавказского корпуса русской императорской армии. За тридцать лет службы Бакланов своей кровью, постоянно рискуя жизнью, сделал прекрасную карьеру, пройдя путь от урядника до генерала.
Когда началась Крымская война, Бакланов был направлен на Кавказский фронт, где получил контузию при штурме крепости Карс. Ему дали орден Святой Анны 1-й степени, а в 1860 году Яков Бакланов получил чин генерал-лейтенанта.
Служба в Польше и последние годы жизни
В 1863 году территория современной Польши, а также западной части Белоруссии и Литвы была охвачена антироссийским восстанием. Для подавления польского восстания царское правительство направило на запад империи внушительные войска. Генерал-лейтенант Яков Бакланов был назначен командующим донскими казачьими полками в Виленском округе. Всю жизнь воевавший с кавказскими горцами, здесь Бакланов оказался немного не в своей стихии.
Но, привыкший командовать рейдами на аулы, Бакланов и здесь показал себя способным военачальником. Так, он не стал прибегать к немотивированным конфискациям имущества у польских повстанцев, учреждал опеки над малолетними детьми участников восстания, ссылаемых в Сибирь, и стремился сохранить за ними права на имущество. Сам Бакланов впоследствии писал генерал-губернатору Муравьеву, что действовал так во имя репутации русской армии, дабы никто не мог и слова сказать против русских войск, оперировавших на территории, охваченной Польским восстанием.
Впрочем, вскоре по состоянию здоровья Якову Бакланову пришлось оставить военную службу. В 1864 году в результате большого пожара в казачьей столице Новочеркасске сгорел дом генерал-лейтенанта Бакланова со всем имуществом. Яков Петрович перебрался в Санкт-Петербург, где прожил оставшиеся годы очень скромно. Всю генеральскую пенсию он отдавал на нужды благотворительности, помогая раненым казакам и солдатам и просто нуждающимся людям. 18 февраля 1873 года 64-летний генерал Яков Петрович Бакланов скончался.
4 октября 1911 года прах генерала Бакланова и поставленный над его могилой в Петербурге памятник перенесли в Новочеркасск. В 1930-е годы, уже в советское время, на памятнике генералу сломали бурку, папаху, шашку и бронзовый череп со скрещенными костями. Лишь спустя шестьдесят лет, в 1996 году, памятник Якову Петровичу был восстановлен в исконном виде. Сейчас имя Бакланова носит проспект в центре Новочеркасска.
Гроза горцев, «русский шайтан под черным знаменем» генерал Бакланов
История Кавказских войн, которые Российская империя вела в XIX веке, знает немало героических имен русских военачальников. К сожалению, многие из них оказались незаслуженно забытыми. В этом году исполнилось 210 лет со дня рождения генерала Якова Петровича Бакланова – одного из самых ярких участников тех уже далеких от нас событий.
Уже одного внешнего вида этого человека можно было испугаться – двухметровый великан с богатырским телосложением и пудовыми кулаками наводил ужас не только на врагов, но и на собственных подчиненных. Длинные усы переходили в бакенбарды, густые брови делали массивное и изрытое оспинами лицо еще более свирепым. Яков Петрович Бакланов отличался недюжинной физической силой и столь же удивительной смелостью, даже некоторой «отмороженностью», как сказали бы теперь.
Казак Войска Донского
Донской казак из казачьей дворянской семьи, Яков Бакланов родился 15 марта 1809 года в станице Гугнинской Войска Донского. Отец будущего генерала, Петр Дмитриевич Бакланов, был казачьим сыном, дослужившимся до чина полковника. Мать Устинья Малахова также была казачкой.
20 мая 1824 года Яков Бакланов поступил на службу в 1-й Донской казачий полк (Попова), где его отец Петр Бакланов командовал сотней. Спустя два года 17-летний урядник обвенчался с дочерью священника Серафимой Ивановной Анисимовой.
В составе казачьего полка Яков Бакланов участвовал в Русско-турецкой войне 1828—1829 годов, получив в 1829 году чин хорунжего и орден Св. Анны 4-й степени, а затем и орден Св. Анны 3-й степени. Уже тогда юный хорунжий проявлял чудеса храбрости и воинской доблести. После войны, с 1829 по 1831 годы, Бакланов нес сторожевую службу у реки Прут. 21 сентября 1831 года он был произведен в сотники.
В 1836 году Яков Бакланов принял участие в экспедиции против закубанских аулов в районе рек Псефир, Лаба и Белая. во время этого похода Бакланов получил ранение в голову. 4 июля 1836 года отряд под командованием Бакланова преследовал вчетверо превосходящих по численности горцев и после того, как были израсходованы все патроны, ударил в пики и смог уничтожить горцев почти полностью. За такой подвиг Бакланов 4 июля 1837 года был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
В 1837 году Бакланова перевели в 41-й Донской казачий полк, а в 1839 году – в Донской учебный полк. В 1841 году Бакланов в составе 36-го Донского казачьего полка отправился в Польшу – нести караульную службу на границе с Пруссией. Однако уже в 1844 году он вернулся на Кавказ. Для донского казака Бакланова война на Кавказе стала делом практически всей его сознательной жизни.
Весной 1845 года Бакланов был направлен в 20-й Донской казачий полк, который в то время нес службу на левом фланге кавказской линии в Куринском укреплении. Уже 20 июля он отличился в сражении в урочище Шаухал-Берды, за что получил орден Святой Анны 2-й степени. В 1846 году Яков Петрович Бакланов был назначен командиром 20-го Донского казачьего полка, однако чин полковника получил лишь четыре года спустя – 10 февраля 1850 года. К этому времени Яков Петрович воевал уже четверть века, будучи настоящим боевым офицером.
Непрерывная Кавказская война Якова Бакланова
За долгие годы, проведенные на Кавказе, Яков Бакланов получил, в первую очередь благодаря своим исключительным личным качествам, широкую известность среди как русских солдат и казаков, так и среди горцев. Последние, как мы уже говорили выше, очень боялись бесстрашного русского командира, которого считали исчадием ада. Но и казаки старались лишний раз не попадаться под горячую руку Бакланова, который был человеком вспыльчивым, но и справедливым.
Несмотря на крутой нрав, казаки ценили и любили своего полкового командира. Так, в одном из сражений с горцами Яков Петрович Бакланов чуть было не попал под пули неприятеля. Но его закрыл своим телом знаменитый пластун Скопин – трижды Георгиевский кавалер. Пуля раздробила Скопину плечо, но жизнь командира удалось спасти. Сам Скопин получил за свой подвиг чин хорунжего, став, тем самым, казачьим офицером. И не только Скопин, но и любой другой из баклановских подчиненных счел бы за честь закрыть своим телом любимого командира.
В очень короткие сроки Бакланову удалось сделать из 20-го Донского полка лучший казачий полк на Кавказе, хотя первоначально донцы уступали линейным казакам. Когда летом 1850 года Бакланов был назначен командиром 17-го Донского казачьего полка, многие офицеры и казаки из 20-го полка перешли в новый полк вслед за своим командиром. И 17-й полк также очень быстро превратился в один из самых боеспособных казачьих полков.
Одной из несомненных военных заслуг Бакланова было и то, что он существенно изменил тактику боевых действий. Фактически казаки Бакланова стали подражать в ведении боевых действий горцам, превратившись в «партизанское соединение против партизан». Сотни баклановского полка внезапно нападали на горские аулы, опустошая их, угоняли скот. Уже потом, уйдя в отставку, Бакланов подсчитал, что под его командованием казаки угнали у горских народов 40 тысяч овец и 12 тысяч голов крупного рогатого скота.
— эти слова приписываются имаму Шамилю, который не мог, по понятным причинам, хорошо относиться к Бакланову, но восторгался его мужеством и воинскими качествами.
Впечатляет и участие Бакланова в боях у реки Мичик в 1852 году. В феврале полковник Бакланов получил приказ князя Барятинского, командовавшего левым флангом Кавказской линии, выдвинуться от Куринского укрепления к реке Мичик с отрядом из 3-х пехотных батальонов, 4 артиллерийских орудий и своего казачьего полка. Одновременно князь Барятинский вышел с войском из крепости Грозный и направился к Автурам в сторону Куринского укрепления. 17 февраля люди Бакланова обнаружили, что за рекой Мичик находится имам Шамиль с 25-тысячным войском.
Яков Бакланов, собрав 5 пехотных рот, 6 сотен казаков и 2 артиллерийских орудия, под покровом ночи смог пройти сквозь линию войск Шамиля окольными тропами и соединился с войсками князя Барятинского, приняв командование арьергардом. За это полковнику Бакланову был присвоен чин генерал-майора. В 1852 году, в возрасте 43 лет, Яков Петрович Бакланов дослужился до генеральских эполет. Спустя еще два года, в апреле 1854 года, Якова Бакланова назначили начальником кавалерии всего Кавказского корпуса русской императорской армии. За тридцать лет службы Бакланов своей кровью, постоянно рискуя жизнью, сделал прекрасную карьеру, пройдя путь от урядника до генерала.
Когда началась Крымская война, Бакланов был направлен на Кавказский фронт, где получил контузию при штурме крепости Карс. Ему дали орден Святой Анны 1-й степени, а в 1860 году Яков Бакланов получил чин генерал-лейтенанта.
Служба в Польше и последние годы жизни
В 1863 году территория современной Польши, а также западной части Белоруссии и Литвы была охвачена антироссийским восстанием. Для подавления польского восстания царское правительство направило на запад империи внушительные войска. Генерал-лейтенант Яков Бакланов был назначен командующим донскими казачьими полками в Виленском округе. Всю жизнь воевавший с кавказскими горцами, здесь Бакланов оказался немного не в своей стихии.
Но, привыкший командовать рейдами на аулы, Бакланов и здесь показал себя способным военачальником. Так, он не стал прибегать к немотивированным конфискациям имущества у польских повстанцев, учреждал опеки над малолетними детьми участников восстания, ссылаемых в Сибирь, и стремился сохранить за ними права на имущество. Сам Бакланов впоследствии писал генерал-губернатору Муравьеву, что действовал так во имя репутации русской армии, дабы никто не мог и слова сказать против русских войск, оперировавших на территории, охваченной Польским восстанием.
Впрочем, вскоре по состоянию здоровья Якову Бакланову пришлось оставить военную службу. В 1864 году в результате большого пожара в казачьей столице Новочеркасске сгорел дом генерал-лейтенанта Бакланова со всем имуществом. Яков Петрович перебрался в Санкт-Петербург, где прожил оставшиеся годы очень скромно. Всю генеральскую пенсию он отдавал на нужды благотворительности, помогая раненым казакам и солдатам и просто нуждающимся людям. 18 февраля 1873 года 64-летний генерал Яков Петрович Бакланов скончался.
4 октября 1911 года прах генерала Бакланова и поставленный над его могилой в Петербурге памятник перенесли в Новочеркасск. В 1930-е годы, уже в советское время, на памятнике генералу сломали бурку, папаху, шашку и бронзовый череп со скрещенными костями. Лишь спустя шестьдесят лет, в 1996 году, памятник Якову Петровичу был восстановлен в исконном виде. Сейчас имя Бакланова носит проспект в центре Новочеркасска.