что означает золотая хохлома
Почему хохлома золотая?
Почему хохлома золотая? А действительно, почему? В этом рассказе поговорим о хохломской росписи, посетим мастерские, познакомимся с особенностями и технологией нанесения рисунков. Осенью получилось ещё раз приехать в Нижегородскую область. Нечаянно увидела удивительно гармонично составленную туристическую программу на два выходных дня, которая включала интересные для меня и давно желанные места — озеро Светлояр в Нижегородской области и посёлок Юрино в Республике Марий Эл с его удивительной усадьбой Шереметевых.
Путь в эти далёкие места лежит через известный центр народных промыслов в городе Семёнове. При моём трепетном отношении к народному искусству остановка в Семёнове была приятным бонусом, тем более что специально в Семёнов даже из Нижнего ехать далековато. Центр «Золотая Хохлома» в городе Семёнове Нижегородской области занимает современное здание, построенное в 2008 году.
В вестибюле туристов встречает матрёшка, расписанная под хохлому, и это не случайно, потому что производство семёновской матрёшки, как оказалось, тесно связано с хохломским народным промыслом.
Хохломская роспись по дереву, как предполагают, возникла в 17 веке в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи, расположенных на левом берегу Волги, а наивысшего расцвета достигла в 18 веке. Деревня Хохлома, по документам известная с 17 века и давшая название росписи, была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия. В настоящее время родиной хохломы считается Ковернинский район Нижегородской области. Через Нижегородскую ярмарку хохломские изделия расходились по всей России, их вывозили в другие страны.
Идея расписывать деревянные ложки и плошки пришла в голову женщинам: хотелось украсить деревянную посуду, которую долгими зимними вечерами, пока был перерыв в полевых работах, вытачивали мужчины. Ведь не случайно в этот уголок музея женскую фигуру поместили, а не мужскую. Значит, в хохломе роспись — главное.
В Центре есть картина Петра Кончаловского «Хохломские рисовальщицы» (1936). Интересен здесь не только сюжет, но поза рисовальщиц: они сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах. При такой посадке предмет, над которым трудится художница, кладут на колено, придерживают левой рукой, а правой наносят орнамент на поверхность. Такой способ позволяет легко поворачивать изделие в какую угодно сторону с любым наклоном.
Однако попробуйте покрасить дерево без предварительной подготовки! Результат разочарует. С технологией хохломской росписи познакомимся на фабрике. В Семёнове есть два центра производства хохломских изделий — фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и находятся они рядом, на одной территории.
По дороге на фабрику знакомимся с людьми, посвятившими свою жизнь любимому занятию, к сожалению, уже покинувшими этот мир.
Вот мы и в мастерской. С любопытством рассматриваем выточенные на токарном станке и хорошо высушенные неокрашенные заготовки — их называют бельём. После сушки «бельё» шпаклюют вапой — мелкозернистой отмученной глиной, из которой делают очень жидкий раствор, добавляя в него 25- 50% мела. Затем куском шерстяной ткани, смоченным в растворе, обмазывают изделие. После просушки операцию повторяют снова. И снова хорошо высушивают и шлифуют. Следующий важный этап — покрытие изделия олифой, сваренной из льняного или конопляного масла. От этой операции зависят качество деревянной посуды и прочность росписи. Покрывают изделие несколькими слоями олифы обязательно вручную. Это туристам не показывают, но знать нужно, когда вы приходите в сувенирный магазин — трудоёмкость и качество работы влияют на цену, настоящая хохлома не может быть дешёвой. В этом смысле тоже хохлома «золотая»!
Мне раньше представлялось, что золотистый оттенок хохломской росписи придают какие-то особые краски. Однако это не так. В самом начале развития помысла использовали дорогие золотые и серебряные краски, однако совсем немного, лишь на краешек изделия. Вот так неярко и совсем не «золотно» выглядят старинные изделия.
Своеобразный способ превращения простой деревянной посуды в «золотую» без использования серебра распространился в Заволжье благодаря старообрядцам-иконописцам, владевшим древним секретом «вызолачивания» икон. Этот же способ, возможно, с некоторыми изменениями, используют на фабрике и сейчас. Для получения серебристого оттенка тампоном из овечьей шкуры в обработанную олифой и хорошо высушенную поверхность посуды втирают алюминиевый порошок. Такой процесс называют лужением, благодаря которому изделия имеют бело-зеркальный блеск. А чтобы получить золотистый цвет, наносят серебристо-оловянный порошок. Потом заготовку обрабатывают в печи, чтобы на выходе она обрела медово-золотистый оттенок. С этого момента можно считать, что работа готова к росписи.
Золотая хохлома — народный промысел
Декоративная роспись, которой украшается деревянная посуда и мебель, обращает на себя внимание и запоминается своим тонким растительным узором, выполненным красным и черным, а порой и зеленым тонами и золотом по золотистому фону.
В наследство от чудодеев-пращуров нам перешли старинные крестьянские узоры «травок» с ягодками и листочками, перистыми веточками и цветами, с гибким и живым движением художественных форм. «Травка» полюбилась людям. С помощью этого привлекательного декоративного приема создаются великолепные вещи, полные неповторимой свежести и красоты.
Старейший мастер-резчик М. А. Угланов
Так рождаются хохломские изделия
Подмечено, что гибкие и плавные движения растительного узора Хохломы не поддаются механическому тиражированию, ведь они возникают всякий раз заново из таких же гибких и плавных движений кисти, и ей передается ритм сердца художника, его живые чувства и мысли, которые нельзя скалькировать без самых существенных утрат.
Сегодняшние изделия проникнуты глубоким ощущением жизни, большой динамикой. Расширились виды и типы растительного «травчатого» орнамента Хохломы.
Фото знакомят нас с производством, с той землей, где рождается хохломское чудо.
Старейший хохломской мастер С. П. Веселов
В мастерской С. П. Веселова
Н А. ИВАНОВ. Декоративное панно «Жар-птица». 1977 | Художник Н. А. Иванов
Н А. ИВАНОВ. Ковш «Утка». 1976
А.Т. БУСОВА. Панно «Жар-птица». 1975
А. С. КАРПОВА. Ковш «Жар-птица». 1975
О. H. ВЕСЕЛОВА. Набор поставцов. 1974
В.А.УДАЛОВА. Набор для компота «Крыжовник»
Заслуженный художник РСФСР Е.Н. Доспалова | Заслуженный художник РСФСР Н. П. Сальникова
Н.И. ИВАНОВА. Столовый набор. 1968
На улице г. Семенова
Мост через Узолу
Золото без золота. Как делают «хохлому»?
В магазинах кустарных изделий, в сувенирных киосках, в отделах подарков вы не раз, конечно, встречали различные деревянные изделия, украшенные яркой росписью в три цвета — золотой, черный, красный. Это знаменитая хохломская роспись, названная так по имени села Хохломы, в котором она зародилась.
У прилавков с «хохломой» всегда толпятся покупатели, и часто можно услышать вопрос: а как это делают? Или даже недоуменный возглас: сколько же на это тратят золота?
Действительно, на Руси для украшения дерева издавна использовали золото. Во многих старинных церквах сохранились резные по дереву позолоченные иконостасы; они действительно покрывались тонкими листиками золота. Но с «хохломой» этот способ не имеет ничего общего.
Скажем сразу — настоящего золота в «хохломе» нет и не бывало.
Так как же делают «хохлому»? Будущий расписной стаканчик, ложку, бочонок и т. д. вырезают вручную или вытачивают на токарном станке из липы или березы, тщательно (10—15 дней) сушат и затем начинают готовить под роспись. Для этого поверхность изделия грунтуют жидкой глиной, несколько раз покрывают олифой, сушат при 60—70° С и затем натирают алюминиевой пудрой. По этому серебристому фону вещь расписывают красной и черной масляными красками (иногда вводят и другие цвета). Затем вещь еще раз покрывают олифой и сушат при более высокой температуре. И вот тут-то происходит маленькое химическое чудо — «серебро» превращается в «золото».
Какие химические реакции идут здесь? Почему образуется золоченая поверхность? Оказывается, весь секрет в пленке олифы. При высокой температуре олифа «закаливается», приобретая золотистый цвет. Сочетание желтоватого цвета пленки с металлическим блеском порошка алюминия очень хорошо имитирует настоящую позолоту. Пленка не только превращает дешевый невзрачный металл в «благородное золото», но и надежно защищает роспись и поверхность дерева — пожалуйста, если хотите, наливайте в хохломскую миску горячие щи, берите хохломскую ложку и ешьте себе на здоровье. Ничего с посудой не сделается.
Олифами называются пленкообразующие вещества, получаемые специальной обработкой растительных масел. Но не любых, а лишь высыхающих, содержащих глицериды ненасыщенных жирных кислот, — например, льняного, конопляного. Чтобы получить олифу, масло нагревают до 120—150° С, иногда в присутствии катализаторов — так называемых сиккативов, ускоряющих высыхание масла. Слово «высыхание» можно было бы брать в кавычки, потому что, по сути дела, масло не высыхает, а твердеет в результате сложных процессов окисления и полимеризации. При этом образуется прочная, нерастворимая в воде пленка, хорошо прилипающая к поверхности.
Цвет пленки олифы зависит от толщины слоя и температуры нагрева. Поэтому соблюдение нужного режима закалки имеет очень большое значение. И качество олифы тоже очень важно. Раньше каждый кустарь готовил себе олифу сам, ревниво охраняя секреты производства. Для изготовления олифы брали самое чистое льняное масло и долго, иногда несколько недель, нагревали его: каждые сутки масло несколько часов стояло в топящейся печи, а остальное время в этой же печи томилось. И сейчас в производстве хохломских изделий, особенно посуды, применяется самая высококачественная олифа.
Традиционная расцветка «хохломы» — красно-черная. Она обусловлена и художественным требованием гармонии цветов с золотом, и особенностями технологии: горячую закалку выдерживают очень немногие краски. Поэтому в качестве красной краски применяют киноварь, а черная краска — это всем известная сажа.
Технология производства «хохломы» с момента возникновения этого промысла конечно не оставалась неизменной. Очень важным новшеством конца XIX века было использование алюминиевого порошка — до этого изделия золотились металлическим оловом или даже серебром.
С давних времен изготовление хохломских изделий носило промысловый характер: одни деревни специализировались на изготовлении деревянных изделий, так называемого «белья», а другие деревни расписывали «белье», причем, хотя весь процесс росписи, от грунтовки до конечной закалки, осуществлялся в пределах одной семьи, внутри нее несомненно тоже существовало известное разделение труда.
В начале XX века хохломской промысел, подобно многим другим промыслам России, стал приходить в упадок. Сравнительная дешевизна и доступность фабричной посуды привела к тому, что в быту хохломская утварь была быстро вытеснена изделиями из металла и фаянса. Кроме того, сильно повредили попытки «облагородить» это народное искусство, навязать исполнителям рисунки и приемы росписи, идущие вразрез с традиционной манерой хохломского письма.
Новая история «хохломы» начинается после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в 1918 году в селе (ныне городе) Семенове, одном из центров промысла, была организована артель «Экспорт», объединившая разрозненных до того кустарей; с конца 20-х годов начинается его быстрое возрождение. Этому немало способствовало и создание в 1932 году Научно-исследовательского института художественной промышленности, который наряду с работой по расширению ассортимента изделий и созданию новых рисунков, занимался и вопросами усовершенствования технологии.
Сделано уже немало. Обычная русская печь, где закаливали изделия, заменена электропечью с точной регулировкой температуры. Предложены новые составы для грунтовки и новые лаки для покрытия росписи. Нанесение грунта и лака вручную заменено распылением из механических пульверизаторов.
Современное производство хохломских изделий сочетает в себе высокую механизацию вспомогательных процессов с творческой ручной работой по росписи. Так, в Семенове имеются заготовительные (токарный и столярный), грунтовочный, шлифовальный лакировочный цехи и цех росписи.
Разделение труда и механизация позволяют, не ухудшая художественных качеств изделий, значительно увеличить их выпуск. А спрос на «хохлому» очень велик и в нашей стране и особенно за рубежом. Ведь нигде в мире нет ничего подобного нашей «хохломе»!
И сейчас химики не прекращают работу с «хохломой». Например, не так давно в ассортименте хохломских вещей появились и столярные изделия — журнальные столики, шкафчики, скамеечки. Вначале клееные изделия не выдерживали высокотемпературной закалки, и поэтому пришлось искать лаки, сохнущие при более низкой температуре, но дающие такую же золотую пленку. Сейчас химики ищут лаки, которые будут сохнуть при комнатной температуре. Это сильно удешевит и упростит производство некоторых видов изделий, для которых защитные свойства пленки не так существенны: ведь даже в электропечах закалка требует непрестанного наблюдения опытного мастера, так как иначе вся партия изделий может пойти в брак. Другое направление поисков — расширение ассортимента красок.
. Вот и окончен наш рассказ о «золотой хохломе». И если на вашем письменном столе стоит нарядный стаканчик для карандашей, то, любуясь узорной росписью, отдавайте должное не только искусству художника, но с уважением подумайте и о пытливых наблюдательных зачинателях промысла, сумевших получить «золото» без золота, и об их достойных продолжателях, ставящих на службу старинным народным ремеслам достижения современной химии.
Почему хохлома золотая?
Город Семёнов — старинный крупнейший центр художественной обработки дерева. Возник на рубеже конца XVII в. — начала XVIII в. и являлся крупнейшим торговым центром Керженского края. В 1779 года по указу Екатерины II получил статус уездного города. Исторические места района связаны со старообрядчеством и скитами, возникшими в этих местах ещё в XVII в. после раскола православной церкви. Насчитывалось их около 100.
Развитию производства изделий деревообрабатывающего промысла способствовала близость крупнейших торговых ярмарок — Макарьевской и Нижегородской. Наибольшее развитие получили токарный, ложкарный, бондарный, кузнечный, игрушечный, матрёшка и другие промыслы. В ХIХ в. почти все население Семеновского уезда (более 80%) занималось ложкарным промыслом. По количеству ложкарей он был самым многочисленным в России. Наибольшее развитие промысел получил в 1912 г., в нем было занято 18 тыс. человек и вырабатывалось до 200 млн штук продукции. Не случайно в начале ХХ в. Семенов получил статус «Ложкарная столица». Но главное, что привлекает сегодня людей в Семенов – это слава мастеров хохломской росписи и резчиков по дереву. В 1991 г. знаменитой на весь мир «Золотой хохломе» исполнилось 300 лет.
Огромный вклад в развитие промысла внес известный русский писатель, человек с легендарной биографией Максим Горький, который относился к народной культуре и ремеслу с большим уважением и любовью. Встреча двух замечательных людей — писателя и художника Георгия Петровича Матвеева, создавшего в 1916 г. в Семенове Школу художественной обработки древесины, — стала судьбоносной для развития хохломского промысла. В 1924 г. выпускники школы организовали первую промысловую кооперативную артель «Кустарь – художник». В 1931 г. в связи с увеличением экспортных поставок артель переименовали в «Экспорт», а в 1961 г. ее преобразовали в фабрику «Хохломская роспись». Через десять лет на базе фабрики было создано производственно-художественное объединение «Хохломская роспись», которое будет награждено орденом «Знак Почета» в 1981 г.
Ковш-ладья
Размер изделия: ковш-ладья 220*400*220 мм и 8 ковшей навесных 95*56*35 мм. Изготовлен в полном соответствии с традиционной хохломской технологией золочения. Вырезан из цельного дерева вручную. Имеет авторскую роспись в технике фонового письма. Роспись «Кудрина Торжество». Лаковое покрытие и многократный высокотемпературный обжиг делает изделие влагозащищенным и износоустойчивым. Все применяемые при производстве материалы натуральны и экологичны. Ковш предназначен для холодных и горячих пищевых продуктов и напитков (медовухи, фруктов, кондитерских изделий и др.), а также служит элементом декора помещения. Ковш может стать отличным памятным подарком.
Массив древесины (липа), грунт, олифа, алюминиевый порошок, эмаль, натуральные пигменты-красители, лак пригодный для контакта с пищевыми продуктами.
Так почему же хохлома золотая?
Документы свидетельствуют, что золочение при помощи оловянного порошка применялось в иконописи. Деревянное изделие, покрытое тонким слоем металла и олифы, подвергали прогреванию в печи, от чего оно приобретало золотистый оттенок. Этот способ был воспринят заволжскими ремесленниками и усовершенствован.
Слава к деревянной посуде пришла в XVII в. «Парадная» изготавливалась по особым заказам небольшими партиями. Посудой, сделанной из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, принято было одаривать именитых гостей и иностранных послов. Простой люд пользовался в быту посудой менее ценной, нерасписной.
С 1867 г. хохломские изделия стали экспонироваться на зарубежных выставках. После Всемирной выставки в Париже 1889 года резко увеличился экспорт изделий, и хохлому можно было увидеть в Индии, Средней Азии и других странах.
Хохломская роспись, которая так хорошо известна каждому россиянину — яркая, сочная, декоративная. Она впитала в себя драгоценное наследие художественной культуры Древней Руси. Разновидности ее безграничны, а в начале своего пути роспись основывалась на травном рисунке — пряник, под листок, дождевик и т.д. Художники обогащают искусство хохломы новыми открытиями, а красочная гамма становится сложнее и богаче.
Набор для ухи «Ушица»
52 предмета: ведро с ручкой и крышкой 485*355*270мм, подставка под ведро 40*250 мм, 6 чашек 90*160 мм, 6 стаканов 110*80 мм, 6 рюмок 65*55 мм, 6 тарелок-панно 210*20 мм, набор для специй «Сад», 2 сухарницы 40*180*30 мм, 6 полубоярских ложек, тарелка-панно 300*21мм, футляр под штоф музыкальный 410*100 мм, 2 подсвечника 320*140 мм, ополовник деревянный, по 6 ножей и ручек с деревянной ручкой.
Изготовлен набор в полном соответствии с традиционной хохломской технологией золочения. Выточен из цельного дерева вручную. Имеет авторскую роспись в технике фонового письма. Роспись изделия «Царская кудрина». Все применяемые при производстве материалы натуральны и экологичны. Набор предназначен для холодных и горячих пищевых продуктов (салатов, супов и т.д.), а также может служить элементом декора помещения. На каждом изделии имеется подпись автора росписи.
Массив древесины (липа), пищевая нержавеющая сталь грунт, олифа, алюминиевый порошок, эмаль, натуральные пигменты-красители, лак пригодный для контакта с пищевыми продуктами.
В середине 90-х ХХ в. появилась зеленая хохлома и родилась она по замыслу известной советской и российской исполнительницы народных песен, большой поклонницы промысла Людмилы Георгиевны Зыкиной. Она попросила внести в узор ее любимые цветы — ландыши. Методом проб и ошибок мастерам удалось найти творческое решение. Ландыши не смотрелись на традиционном красном и черном фоне. Тогда и придумали зеленый — цвет весны. Любимые мотивы фонового письма, увитые, как будто бы от дуновения легкого ветерка изящными веточками ландышей, дополненные нежными луговыми цветочками и в сочетании с вьющейся тонкой травкой создали новое направление в искусстве Золотой Хохломы.
Шкатулка подарочная (ключница)
Комплект состоит из четырех шкатулок 106*106*55 мм и подставки 235*235*14 мм. Изготовлена в полном соответствии с традиционной технологией из древесных материалов. Имеет авторскую роспись в технике фонового письма. Роспись шкатулок: «Морозное утро», «Зимняя сказка», «Вкус праздника», «Дед мороз». Возможно разместить заказ на изготовление изделия с другими видами росписи «Царская кудрина», «Торжество», «Ландыши», «Ягоды» и др. Шкатулка является универсальным подарком, как для представительниц прекрасного пола, так и для друга, коллеги или бизнес-партнера. Она украсит интерьер, создав в нем праздничный акцент. На каждом изделии имеется подпись автора росписи.
Древесные материалы, грунт, олифа, алюминиевый порошок, эмаль, натуральные пигменты-красители, лак пригодный для контакта с пищевыми продуктами.
Современная хохломская роспись необычайно тонкая, виртуозная, эмоциональная. В поисках выразительных форм изделий их создатели отталкиваются от лучших традиций русской деревянной посуды. Семеновские художники в совершенстве владеют всеми видами письма. Мастера «золотой хохломы» стремятся создать изделия полезные и красивые, в которых гармонично сочетаются утилитарное и эстетическое начала. Многое делается для того, чтобы продукция промысла не только могла достойно представлять искусство хохломы на любой выставке – отечественной и зарубежной, но и несла радость в жизни и быт наших современников.
Ваза
Изготовлена в полном соответствии с традиционной хохломской технологией золочения. Выточена из цельного дерева вручную. Имеет авторскую роспись в технике фонового письма. Роспись «Изобилие». Лаковое покрытие и многократный высокотемпературный обжиг делает изделие влагозащищенным и износоустойчивым. Все применяемые при производстве материалы натуральны и экологичны. Ваза один из самых популярных универсальных подарков. Вазы с хохломской росписью способны оживить и сделать ваш интерьер уникальным. Массив древесины (липа), грунт, олифа, алюминиевый порошок, эмаль, натуральные пигменты-красители, лак пригодный для контакта с пищевыми продуктами.
Хранители традиций
АО «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте насчитывается более 2000 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения – это наборы для ухи, десерта, около 100 видов наборов-сервизов (в некоторых до 180 предметов), резные ковши, братины, подсвечники, вазы, поставцы, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки, ложки, дамские сумочки, бусы, браслеты, серьги и расписная мебель.
На предприятии работает свыше 600 человек, в том числе 200 художниц, большинство – это высококвалифицированные мастера, формирующие художественную направленность творчества Хохломы и создающие уникальные произведения искусства.
Изделия с хохломской росписью популярны во всех регионах России и экспортируются более чем в 50 стран мира.
АО «Хохломская роспись» – остается крупнейшим производителем в России товаров народных художественных промыслов, и его главная задача – сохранить старинный промысел.
Матрешка 12-и кукольная (традиционная)
Размер изделия 320*160*160 мм. В комплект входят 12 кукол. Матрешка изготовлена в полном соответствии с традиционной технологией. Выточена из цельного дерева вручную. Имеет яркую роспись в технике «Матрешка». Лаковое покрытие делает изделие влагозащищенным и износоустойчивым. Все применяемые при производстве материалы натуральны и экологичны. Матрешка является оригинальным подарком, а так же уникальной детской игрушкой, предназначенной для развития мелкой моторики пальцев рук, логического мышления ребенка. Так же матрешка несет характер неожиданности и сюрприза, что очень важно для развития эмоциональности у детей. Может служить элементом декора помещения.
Массив древесины (липа), грунт,эмаль, натуральные пигменты-красители, лак пригодный для контакта с пищевыми продуктами.
Статья подготовлена и размещена в рамках реализация проекта Академия народного творчества «Изменять не изменяясь» Craft Space Event, который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура»