что означает золотой ребенок
Что такое синдром «золотого ребенка»
К сожалению, не все родители до конца понимают, как правильно воспитывать своих долгожданных малышей. Запрещать, так же, как и все разрешат
Признаки малыша с золотым синдромом
Ребенок, который никогда не слышал ни о каких запретах, автоматически приобретает синдром золотого ребенка. Но, как это определить? Есть несколько хорошо отличаемых признаков:
Если вы и дальше будете потакать такому поведению, то вряд ли сможете обеспечить себе счастливую старость.
Ребенок не понимает различия между «хорошо» и «плохо»
То есть, если вчера вы своему чаду разрешили совершить какой-то поступок, а сегодня нет, то он начнет противостоять вашим запретам. Вам нужно изначально стоять на своем и «не прогибаться» ни под каким предлогом.
Малыш начинает вымогательство
Вымогательство — это очередная черта, которая отличает хорошего ребенка от того, который �
Очень завышена самооценка
Чадо никогда не признает ошибок. Такие дети считают, что они выше этого, всегда берутся за любую работу, преувеличивая свои возможности. Если родители подобным образом воспитали детей, то в будущем они попросту не оправдают их надежды.
Что же делать
Чтобы подобное не случилось с вашим ребенком, рекомендуется придерживаться простых принципов:
Любите малыша умеренно, без фанатизма. В противном случае это искалечит его душу неисправимо.
Расскажите, как Вы поступаете со своим ребенком, позволяете ли ему устраивать капризы на людях?
Синдром «золотого ребенка»: 6 основных черт характера детей нарциссов
«Родители должны не только направлять своих детей с помощью запретов и разрешений, но и обеспечивать их глубокой, искренней убежденностью в том, что они отдельные, самостоятельные личности. Они и имеют право определять собственную судьбу», – Эрик Эриксон.
Естественно, все родители хотят, чтобы у их детей было лишь все самое лучшее, и напряженно работают, чтобы обеспечить их лучшим обучением, домом, едой и удобствами. Почему? Да потому, что они заботятся об интересах своих детей, и хотят, чтобы их жизнь была как минимум не хуже их собственной – а по возможности намного лучше.
Но в семьях, в которых родители проявляют нарциссические черты характера, или у которых и вовсе диагностировано нарциссическое расстройство личности, все это зачастую принимает гротескные и уродливые формы.
В здоровой и полноценной семье родители достаточно уверены в себе и самодостаточны, чтобы обеспечить детей теплым и продуктивным окружением, обеспечивающим их всестороннее позитивное развитие.
Такие родители умеют соблюдать правильный баланс между попытками контролировать и направлять детей и необходимостью предоставлять им свободу действий и развития. Родители в здоровых семьях полагаются прежде всего на эмпатию, прозрачность отношений и обоюдное понимание для создания прочных и полноценных отношений со своими семьями. Они никогда не обращаются к едкой критике, оскорблениям, основанным на внешности, вызыванию в детях чувства вины и другим негативным методикам, создающих сломанных, неуверенных в себе и тревожных детях.
На самом деле у нарциссичных родителей крайне размыто ощущение собственно «я», и всю свою жизнь они живут, прикрываясь маской успешных, талантливых и чуть ли не аристократичных личностей – маской, которую нужно постоянно поддерживать и подпитывать, для чего годятся любые способы. Именно поэтому в семье, где хотя бы один из родителей является откровенным нарциссом, дети становятся как раз таким источником подпитки для нарциссичной личности.
И вместо того, чтобы попасть в подпитывающую их личность и интересы среду, дети оказываются в токсичной атмосфере, в которой постоянно вынуждены играть роль спасителей и жертвовать собственным «я» ради поддержания фальшивой личности своих родителей.
Границы личности такого родителя или родителей размываются и перемешиваются с границами личности ребенка, ребенок так и не осознает себя в полной мере отдельным от родителей человеком… И, собственно говоря, это все, что нужно для создания «золотого ребенка».
В общем и целом, нарциссичные родители считают «золотого ребенка» не отдельной и самостоятельной личностью, а своего рода продолжением самих себя.
А значит, в их понимании такой ребенок должен воплотить в жизнь все, чего в свое время достигли они, да еще в придачу и то, что по каким-то причинам им не удалось. В их глазах это особенный, талантливый и практически идеальный ребенок, являющийся проекцией и продолжением всех замечательных качеств своих родителей – ребенок, который должен не только не посрамить своей семьи, но и максимально ее прославить.
«Золотые дети» постоянно чувствуют себя особенными, но зачастую не в силах найти в себе причины, по которым это действительно так. К тому же под всем этим кроется неудовлетворенное желание быть принятыми такими, какие они есть, со всеми странностями и недостатками – вместо того, чтобы получать похвалы за то, что они тщательно отполировали и начистили до блеска свою маску – маску золотых и ярких детей, которыми на самом деле они не являются.
Теперь, когда мы знаем, как и почему нарциссичные семьи создают так называемых «золотых детей», давайте повнимательнее присмотримся к 7 основным чертам характера таких детей:
1. Их характер нацелен на соперничество.
Как мы уже упоминали выше, «золотой ребенок» является отражением и продолжением своих родителей-нарциссов. Поэтому такие дети видят вызов в любой жизненной ситуации и стараются «победить» окружающих любой ценой – даже тогда, когда все другие дети считают, что конечный результат вообще не стоит того, чтобы за него сражаться.
Если в нарциссичной семье несколько детей, часто их противопоставляют друг другу, поощряя соперничество за все, включая внимание родителей. Стоит ли удивляться, что такие дети растут, считая, что непременно должны обставить всех окружающих?
Они готовы пойти почти на что угодно, лишь бы быть первыми во всех аспектах жизни. Их уверенность в себе и самооценка питаются исключительно из внешних источников, таких, как достижения, дипломы, грамоты и титулы. И, таким образом, мы переходим ко второй черте характера «золотых детей»…
2. Они учатся намного старательнее и усерднее других детей.
Ну скажите на милость, какие дети действительно и искренне любят учиться? Только «золотые дети», растущие в семьях нарциссов. В отличие от других детей, эти дети очень любят ходить в школу, ведь там они могут в очередной раз доказать, что они лучше, умнее и талантливее всех вокруг.
Школа для них – все равно что вода для рыбы, и время, проведенное там, они ценят куда больше свободного. В условиях соперничества и конкуренции за оценки они буквально расцветают, и четко идут к цели, невзирая ни на что.
Как правило, они являются лучшими учениками в классе, а то и во всей школе. Они всегда на хорошем счету у всех учителей, и остальным ученикам советуют на них равняться. Они никогда не нуждаются в помощи со своей домашней работой, и даже могут рассказать своим друзьям что-то интересное, чему их не научат в школе.
3. Они всегда подчиняются установленным родителями правилам
Большинство обычных детей не очень-то любят, когда им указывают, что делать, и пытаются контролировать все аспекты своей жизни. Но что касается «золотых детей», то для них установленные родителями правила – все равно что скрижали Священного Писания.
Они никогда и ни за что не сомневаются в решениях своих родителей, и всегда готовы пожертвовать собственным выбором, чтобы принять сторону своих родителей.
4. Хобби таких детей всегда «полезны» и «продуктивны».
«Золотые дети» ни за что не станут проводить свободное время за видеоиграми и просмотром мультсериалов, это им совершенно не свойственно.
Вместо этого они занимаются исключительно полезными и развивающими хобби, дающими им возможность стать в чем-то лучше, умнее или сильнее.
Так что мультфильмам и беготне во дворе дома с другими детьми они предпочитают чтение умных книг, занятия спортом, игру на музыкальных инструментах, рисование или другие креативные занятия.
5. Подобные дети очень общительны и социальны.
Попадая в общество, такие дети говорят без умолку, и обычно пытаются переключить на себя все внимание собравшихся – причем зачастую весьма успешно. Они являются центром внимания любого собрания или вечеринки. Все другие дети их круга общения смотрят на них, как на ролевую модель.
Как правило, «золотые дети» отличаются продвинутыми навыками общения и убеждения, при этом из-за своей подозрительности не подпуская никого слишком близко. Кроме того, они всегда готовы принять участие в спортивных соревнованиях и играх на свежем воздухе – особенно если в них они могут быть заводилами или, скажем, капитанами команды.
6. Они очень чувствительны к внешней критике.
«Золотые дети» твердо уверены, что они лучше всех остальных – как-никак, их родители потратили немало времени на то, чтобы убедить их в этом. Они знают, что отличаются от всех прочих детей. Зачастую благодаря этому чувству собственной исключительности они излишне задирают нос, помещая себя в собственной голове на более высокую ступень социальной лестницы, чем та, которой они соответствуют в действительности.
Все это делает их гиперчувствительными к критике, и они очень не любят, когда им указывают на любые ошибки в том, что они говорят или делают.
7. Они всегда стремятся к совершенству.
Как правило, такие дети обладают навязчивой одержимостью совершенством во всем, что они делают. Они хотят, чтобы их одежда была максимально чистой и выглаженной, еда – приготовленной именно так, как им того хочется, в комнате все было разложено по полочкам, а в домашней работе не было ни единой ошибки.
И когда оказывается, что они далеко не всегда соответствуют собственным нереалистичным ожиданиям, это очень их раздражает.
Если вы ждете ребенка, то, скорее всего, вам хочется, чтобы ваш сын или дочка были именно такими – яркими и полными талантов.
Только вот большинство людей, восхищающихся «золотыми детьми», не видят того, что кроется за этой аурой непоколебимой уверенности в себе – что за всем этим лежит невероятно хрупкая личность, которую способна сломить любая серьезная жизненная проблема.
Золотые дети редко становятся по-настоящему зрелыми личностями в психологическом и эмоциональном плане. По мере того, как они растут, им оказывается очень непросто найти самих себя – себя, а не личность, созданную для них родителями в собственных целях. Во взрослом возрасте любая необходимость принимать собственное, а не подсказанное родителями, решение становится для них невероятно мучительной.
Как правило, «золотые дети», выросшие в семье нарциссов, во взрослом возрасте обладают следующими проблемами с психикой:
Описанные выше горькие истины говорят нам о том, насколько большую цену порою приходится платить нашим детям за наш же фаворитизм и несбыточные ожидания в их отношении.
Если у вас есть дети, то меньшее, что вы можете сделать, это обеспечить своего ребенка той долей самостоятельности и независимости, в которой они нуждаются.
Новое видео:
Перегибы в воспитании: синдром «Золотого ребенка»
Принято считать, что многие психологические проблемы взрослых происходят от недостатка адекватной любви в наши ранние года. Если в детстве нам было плохо морально – это выливается в недостаток уверенности, тревогу, паранойю и стыд.
Но бывает и обратная ситуация.
Это когда наши проблемы возникают не из-за недостатка любви, а потому что нас любили нездорово сильно, нас ценили за качества, которых у нас нет, с которыми мы не могли идентифицировать себя, но которые нам предписывали близкие люди.
Они просили нас об этом с добротой, которая являлась ничем иным как манипуляцией. Такая псевдолюбовь удовлетворяла потребности наших родителей и отрицала нашу собственную индивидуальность.
Как формируется синдром золотого ребенка?
Детство такого малыша описывается как исключительное. Уже в младенчестве он был, по словам близких, невероятно красивым, умным, талантливым. Ему, как греческому герою, предрекали великое будущее.
А у такого ребенка, соответственно, не должно быть никакой обычной жизни.
На поверхности кажется, что такое отношение родных не может быть плохим. Что ребенок вырастет с чувством невероятной уверенности в себе и защищенности.
Но когда вы такие ожидания возлагаете на кого-то, кто все еще не умеет завязывать свои собственные шнурки, вы заставляет ребенка чувствовать себя полностью недееспособным.
Поскольку он не в состоянии ощутить в себе ресурсы, которые могли бы оправдать надежды близких, ребенок растет с постоянным ощущением себя самозванцем и постоянным страхом того, что это будет раскрыто. Загвоздка в том, что его опекуны предписывают ему великую судьбу, но не раскрывают ни почему, ни как он сможет этого добиться.
Ребенок не может отбросить ощущение своей исключительности, но при этом не может найти в себе ее обоснование. Желание такой личности – не вершить судьбы мира или покорять вершины, а получить безусловную любовь за то, кем она является.
Родители таких детей не проявляют сознательную жестокость по отношению к своим чадам. Скорее всего, у них самих судьба не сложилась. В их истории могли быть трагедии, несчастные случаи или они не справились с выбором своего жизненного пути. И тогда уже их ребенок должен вместо них достичь желаемого: сделать вместо папы карьеру, побороть депрессию, которую не смогла справиться мать, заключить брак, который не был бы неудачным. Или еще более фантастические ожидания, например, стать врачом и научиться лечить неизлечимую болезнь, от которой умер кто-то из семьи.
Чем все закончится?
Золотой ребенок рано или поздно столкнется с тяжелым эмоциональным взрывом, когда все надежды, которые возлагались на него, не найдут своего воплощения.
Далее есть несколько вариантов. Плохой – это путь сломленного человека, путь зависимостей, отчаяния и суицидального настроения.
Второй путь – путь принятия.
Великое будущее никогда не осуществится и это-то и придется принять через боль. Но на этом пути их ждет больший приз – освобождение от нереальных ожиданий и свобода жить своей жизнью.
Синдром Золотого Ребенка
Но есть еще одна, более любопытная и более тонкая проблема, которая может возникнуть из детских лет: ее можем назвать синдромом Золотого Ребенка.
Бывают случаи, когда только родившегося младенца родители уже быстро описывают одним или несколькими как особо исключительного. Его величественно объявляют необыкновенно красивым, умным, талантливым и предназначенным на особую судьбу. Не для этого ребенка обычные печали и трудности повседневной жизни. Хотя, возможно, с ростом еще не выше стула, ребенка прочно описывают как человека, имя которой будет звучать на протяжении веков.
На первый взгляд, это может привезти к огромной уверенности в себе. Но возложение таких ожиданий на того, кто все еще борется с пуговицами на пальто, может, парадоксально, привить ребенку чувство пустоты и неспособности. Не имея возможности ощущать какие-либо силы в себе, чтобы оправдать надежды тех, кого он любит и от кого зависит, ребенок вырастает с скрытым ощущением мошенничества, со страхом, что он будет разоблачен. Это начитается сразу тогда, когда он видит, что другие верят в его особую судьбу. Ребенок не понимает, как этого достичь.
Он желает, как и все мы, чтобы его видели и принимали таким, какой он есть; чтобы его недостатки и слабости были прощены и приняты, а не отвергнуты. Это, в конце концов, такое оскорбление его подлинной сущности. Это так же психологически болезненно быть похваленным за великие дела, которые он еще не делал и никогда не сможет сделать, как подвергнуться нападкам и обвинениям в грехах, которые не совершал.
Этот феномен предполагает, что настоящая любовь должна включать незнание на счет будущего успеха. В идеале это не должно имеет значения для родителя, каким знаменитым или успешным будет ребенок, вернее, оно должно иметь значение только в той мере, в какой это важно для самого ребенка.
Золотой Ребенок со временем будет обречен на срыв, когда надежды, возложенные на него, не смогут быть реализованными. Золотое Будущее никогда не материализуется, это скоро станет ясно для ребенка, но его ждет лучший приз: чувство освобождения от ожиданий, которые всегда были далеки от реальности. Золотой ребенок освобождается, чтобы насладиться истиной: жизнь не обязательно должна быть золотой, чтобы ее ценили; что мы можем жить в низших металлических формах, в оловянной или железной, и по-прежнему быть достойными любви и адекватной самооценки. И, хотя это не имеет ничего общего с первоначальными ожиданиями, которых попросили взять на себя, это осознание станет поистине исключительным достижением.
Синдром «ЗОЛОТОГО РЕБЕНКА»
Очередное доказательство: что «все мы родом из детства». Вот как иногда мы сами того не замечая калечим собственных детей:(
Но есть еще одна, более любопытная и более тонкая проблема, которая может возникнуть из детских лет: ее можем назвать синдромом Золотого Ребенка.
Бывают случаи, когда только родившегося младенца родители уже быстро описывают одним или несколькими как особо исключительного. Его величественно объявляют необыкновенно красивым, умным, талантливым и предназначенным на особую судьбу. Не для этого ребенка обычные печали и трудности повседневной жизни. Хотя, возможно, с ростом еще не выше стула, ребенка прочно описывают как человека, имя которой будет звучать на протяжении веков.
На первый взгляд, это может привезти к огромной уверенности в себе. Но возложение таких ожиданий на того, кто все еще борется с пуговицами на пальто, может, парадоксально, привить ребенку чувство пустоты и неспособности. Не имея возможности ощущать какие-либо силы в себе, чтобы оправдать надежды тех, кого он любит и от кого зависит, ребенок вырастает с скрытым ощущением мошенничества, со страхом, что он будет разоблачен. Это начитается сразу тогда, когда он видит, что другие верят в его особую судьбу. Ребенок не понимает, как этого достичь.
Он желает, как и все мы, чтобы его видели и принимали таким, какой он есть; чтобы его недостатки и слабости были прощены и приняты, а не отвергнуты. Это, в конце концов, такое оскорбление его подлинной сущности. Это так же психологически болезненно быть похваленным за великие дела, которые он еще не делал и никогда не сможет сделать, как подвергнуться нападкам и обвинениям в грехах, которые не совершал.
Этот феномен предполагает, что настоящая любовь должна включать незнание на счет будущего успеха. В идеале это не должно имеет значения для родителя, каким знаменитым или успешным будет ребенок, вернее, оно должно иметь значение только в той мере, в какой это важно для самого ребенка.
Золотой Ребенок со временем будет обречен на срыв, когда надежды, возложенные на него, не смогут быть реализованными. Золотое Будущее никогда не материализуется, это скоро станет ясно для ребенка, но его ждет лучший приз: чувство освобождения от ожиданий, которые всегда были далеки от реальности. Золотой ребенок освобождается, чтобы насладиться истиной: жизнь не обязательно должна быть золотой, чтобы ее ценили; что мы можем жить в низших металлических формах, в оловянной или железной, и по-прежнему быть достойными любви и адекватной самооценки. И, хотя это не имеет ничего общего с первоначальными ожиданиями, которых попросили взять на себя, это осознание станет поистине исключительным достижением.
Из своего опыта расскажу.
У меня была одноклассница с которой мы после школы еще некоторое время общались.
Так вот, сама она была с заниженной самооценкой и постоянно привирала о себе что-то крутое. Потом, став матерью, это отразилось и на ее оценке сына. С ее слов он был гений с рождения, ну прям вот золотой ребенок. Потом выяснилось от других знакомых, что сын ее очень посредственно учится в школе. Затем он поступил в престижный ВУЗ на престижный факультет. А вот после получения диплома парень засел дома и уже несколько лет никак не может найти себе работу, потому что он офигенный экономист после ВУЗа и условия работы, включая зарплату, должны быть просто золотыми. В общем, парня потенциальные работодатели недооценивают и он «сидит на шее» у матери и рубится в интернет-игрушки.
Яж Отец здорового человека
Сейчас еду в поезде (сразу, дело происходит в Германии) утренний рейс народу 5 человек на вагон. 2 мужика где-то впереди, около меня молодой отец (довольно брутального рокерского вида)с ребенком лет 3. Ребенок начал просить включить ему сказку (какая-то игрушка рассказывает сказки).Отец ему говорит тогда пошли спросим у других людей не будем ли мы мешать и они пошли прошлись по всему вагону вместе и ребенок спрашивал всех немногочисленных 3х человек можно он послушает сказку, им конечно все разрешили и папа с сыном пошли и негромко включили сказку, которая даже если бы они не спрашивали никому бы не помешала.
(Если честно до последнего думал что сейчас из динамиков игрушки заиграет Rammstein или Oomph😁) самые внимательные найдут кусочек игрушки
О пользе грязи для детей, или Мойте руки реже
Смелый эксперимент, проведённый в нескольких финских детсадах, в очередной раз наглядно продемонстрировал, что грязный ребёнок – здоровый ребёнок. По крайней мере, по сравнению со своими идеально вымытыми собратьями. Пост на заметку рьяным борцам за чистоту детских рук.
Многие взращённые на «Мойдодыре» и советах бабушки современные родители панически боятся каждого микроба, норовящего завести тесную дружбу с их дражайшим чадом. Проявляется это в обеспечении стерильной чистоты ручек, массовом использовании антибактериальных моющих средств и антисептиков, а также в максимально возможном запрете контактов с «диким» окружающим миром. Что ж, возможно, в контексте текущей борьбы с «вирусом-которого-нельзя-называть-вслух» рациональное зерно в таком поведении и есть, но далеко не всегда.
Итак, что же учудили финны? А всё просто: построили в четырёх детских садиках такие себе «лесные тропы», куда и запустили маленьких посетителей. Зоны щедро снабдили лесной почвой, травами, мхами, черничными кустами, прочей зеленью, и даже завели там карликовых оленей. А ещё разместили ящики с грунтом, в которых маленьким естествознателям предлагается выращивать всячески баклажаны-помидоры.
«Прощай мыло душистое, да сгинет полотенце пушистое!» – под таким лозунгом малыши в течение месяца проводили в этих зонах по 1,5 часа ежедневно. По истечении 30 дней лаборанты провели контрольное обследование, показавшее существенный рост количества в организме подопытных дружественных кожных и кишечных бактерий, Т-лимфоцитов и прочих важнейших иммунных маркеров в крови.
Если простыми словами, даже за столь короткий период «грязнули» приобрели куда более продвинутый иммунитет по сравнению с коллегами, проводившими весь досуг на обычных детских площадках.
Мораль: не мешайте детям общаться с окружающим их миром – это полезно и жизненно необходимо. Хотя мыть руки перед едой всё же нужно!
Рецепт небольшой семейной экономии времени и денег
В основном, отцам пост. У самого 2 пацана растут. Вечно было проблемой собрать всех в кучу и съездить к парикмахеру. В будние не получается, в выходные времени жалко.
Купил машинку, выбрал профессиональный бренд по совету парикмахера. Отдал около 70$. Стрижка одного траглодита стоила 6$, двух 12$. Стричь никогда не умел, поэтому первые стрижки были простые, но веселые. Делал им ирокезы всякие, один раз мелкого даже налысо пришлось постричь. Забрился с ним из солидарности, все довольны.
В общем машинка отбилась за 4-5 месяцев. Я за это время наловчился стричь не хуже парикмахеров. Простые, стильные стрижки. Ютуб помог. И занимает на двоих около 40 минут, ехать никуда не надо, а это бенз и время. А тут всё дома, под весёлое общение.
Считаю правильным шагом и всем отцам рекомендую.
Как отговорить взрослых родителей не водить сестру-подростка к бабке-знахарке?
И тут внезапно узнаю, что они вместо детского психолога уже два раза ездили к бабке-знахарке какой-то. На все мои аргументы о том, что нужно обращаться к профильным специалистам, а не к шарлатанам был ответ о том, что врач, к которому они обратились перед знахаркой прописал сестре антидепрессанты, а «пичкать таблетками» мама ребенка не хочет. Вообще ситуация странная, потому что психолог насколько я знаю не выписывает препараты, а это делает психиатр.
О ситуации со знахаркой узнал только что, очень сильно с ними поскандалил, но все мои аргументы были разбиты об «нас в детстве так лечили и нам помогало».
Я в растерянности и беспокоюсь за психическое здоровье сестры. Как убедить их обратиться к специалисту?
Может кто-то сталкивался с подобным, буду рад вашим историям и советам.
Тематические знакомства. Родители
Недавно был проект на эту тематику, я решила ещё и пост знакомств сделать)
Если у вас есть дети, при этом вы не состоите в отношениях и ищите пару, либо вы не против познакомиться с мужчиной/женщиной с детьми, то выкладывайте свою анкету в комментариях.
В анкете укажите ваши имя, город проживания, возраст, хобби, увлечения, ссылку на соцсеть, расскажите кого вы ищите и напишите сколько у вас детей, какого возраста и пола)
По всем вопросам можете обращаться ко мне в телеграме @NERegina1
Всем удачи в поисках!
Ребёнок согласится
Прочитал тут интересный совет для родителей.
Перед тем, как сказать что-то ребёнку, задайте себе вопрос: «Я действительно хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя таким?» Это относится не только к фразам вроде «ты дурак», «ты неуклюжий», «ты плохой», но и к фразам вроде «ты недостаточно стараешься».
Вы хотите, чтобы ваш ребёнок постоянно думал, что недостаточно старается? Ведь он поверит вам и будет прикладывать сверхусилия, даже если не хочет этого, а потом всю жизнь винить себя за то, что «не дотягивает».
Уважать свободу желаний ребёнка:
– Если ты захочешь, ты сможешь лучше. Давай я тебе помогу?
А что, если не захочет? Тогда подайте соответствующий пример «как правильно». Слова всегда должны поддерживать ребёнка, потому что у малыша есть удивительное свойство – верить каждому нашему слову.
Ответ на пост «Гвоздь»
Мой сын родился на месяц раньше срока. ИВЛ, отек мозга, больница, учёт у невролога с рождения.
Год,два,три- не говорит ребенок. Тарабарщина есть, картинки все показывает в книжках ( пассивный словарь большой),я даже что-то в его ответах понимала,но нормальной речью это назвать было нельзя. И поведение: возбудимость, чуть что- лопаткой по голове коллеге по песочнице.
После очередной драки в саду- очередной невролог по рекомендации. Посмотрела выписки- идите к сурдологу. Так он же вроде всё слышит?! Ну ладно, сходим.
Аудиограмма шокировала: третья степень.
Сурдолог пояснила,часть речевых звуков не слышит. Отсюда «каша» во рту, тревожность и агрессия. Но бытовые моменты знает/понимает/ слышит. Поэтому сложно было заметить.
Аппараты надели ему фактически уже в 4 года.
Во время первой примерки сидел испуганный,притихший с огромными глазами.
Речь пошла, стал спокойный,агрессия исчезла. Причем поведение поменялось в течение пары недель.
Через месяц «малышу»(172 см ростом) будет 13. Хочет быть историком. В школе отличник.
Речь детей
Мне 16 лет, я пинал балду и мало что делал до 9 класса и теперь нагоняю упущенное, паралельно записываю своим мысли в телеграм канал. https://t.me/GoreOtUma7/17
Недавно наткнулся на интервью школьников примерно моего возраста из прошлого века и заметил ощутимую разницу в постановке речи. Ощутил себя максимально тупым, потому что их речь была лучше моей раза в два или три. Если сравнивать детей 20 века и наше поколение, то наше поколение можно спокойно назвать приматами.
У себя в речи я заметил, что я очень часто говорю такие слова как “типо”, “короче”, или, когда не подбираю слово, начинаю издавать звуки “мммммм”, “нуууу”- это происходит из за того, что мой мозг не успевает построить фразу. После того, как я это заметил, я записался на фортепьяно и начал читать книги. Потому что я заметил, как я начал превращаться в примата. Конечно, мне сейчас очень тяжело переходить с видео на книги. У меня болит голова, когда я читаю, я думаю это происходит, потому что мой мозг говорит мне: «Макар, ты что дурак? Можно же просто посмотреть видео, и все также будет понятно».
Ответ на пост «Гвоздь»
С моей одногруппницей случилась беда, её на полном ходу сбил большой внедорожник. Обе ноги сломаны, обе руки сломаны, перелом позновочника в поясничном отделе, открытая черепно-мозговая травма. 3 недели в коме на гране жизни и смерти. Прогноз врачей, чуда не ждите, всю жизнь будет овощем. Девчонке 17 лет, вся жизнь впереди, и всё перечеркнуто вмиг.
В ноги и руки вставили спицы, для фиксации костей, левая нога стала короче правой. Пришла в себя, никого не помнит, себя не знает, разговаривает с трудом. Болше мычит, или экает. Хочет что-то сказать, рукой машет, и э-э-э!
Мама одногруппници не слушая врачей, которые советовали отстать от дочери, так как ей уже не помочь, мозг повреждён, и теперь она инвалид на всю жизнь, возила её по врачам, потратила кучу денег.
Сначала поставила дочь, на ноги, она начала сама ходить, сильно хромая но сама. Постепенно она начала вспоминать свою прошлую жизнь, но речь пропала полностью, ей показывали фотографии друзей, одногруппников, она показывала на человека пальцем и кивала, мол да, этого я знаю. Первыми она вспомнила нас своих подруг, меня и ещё одну девчонку с нашей группы. Как рассказывала мама одногруппници, вспомнив меня сразу начала улыбаться и смеяться, это видимо потому что, каждый раз приходя на пары, она садилась со мной, и мы всё время над чем-нибудь смеялись.
За 2 года девушка, пришла в себя, вернулась речь, в глазах появилась осмыленность, а то сидела и смотрела бесммысленным взглядом на всех. Врачи говорили, будет овощ, а она встала и ходит, врачи говорили будет дурочкой на всю жизнь, а она получила уже второе высшее образование. Сейчас, в этой красивой, уверенной себе женщине, ничто не напоминает о той аварии, кроме ортопедической обуви, ведь одна нога, короче другой. Она с огромной благодарностью вспоминает свою покойную мать, которая в буквальном смысле вытащила её, и подарила новую жизнь.
По истине материнская любовь, и молодой организм творят чудеса.
Ответ на пост «Гвоздь»
Когда-то давно в комментариях я уже писала эту историю, найти не смогла.
Работала я в саду в ясельной группе.
И был там один мальчик, который в целом, от других детей не отличался.
Чуть более капризный, чуть более избалованный, самый непослушный и почти не говорящий. Но учитывая то, что это дети до 3-х лет, то особого «разговора» от них никто не требовал.
Короче говоря, ровнялись просто на этого ребёнка и всегда держали его «в голове», как самого опекаемого.
Но, в целом, в коллектив он вписывался.
А вот его мама частенько приходила к нам проведать сына, так как работала в этом же здании.
И всегда было видно, что она оказывает ему какое-то гипервнимание.
Я тогда такой позиции не понимала и не разделяла, но, как говорится, моё какое дело.
Постепенно, в разговорах выяснилось, что мальчик этот развивался, как обычный ребёнок. А когда начал ходить, то упал на пол с кафельной плиткой с высоты своего роста и ударился головой. Казалось бы, что такого? Все дети падают. Поплакал, пошёл дальше.
Через какое-то время ситуация повторилась. Упал, поплакал, встал.
Но дальше ситуация вышла из-под контроля: Ребёнок перестал пробовать ходить и замолчал.
В силу неопытности (и подозреваю халатности врачей) родители списали всё на страх нового падения (ползать и сидеть ребёнок мог), а так же на совсем маленький возраст и пресловутое «мальчики начинают говорить позже».
Со временем ребёнок действительно стал ходить и бегать, как все.
Вместо разговора пытался произносить разные звуки, что вполне вписывалось в общую картину.
Но постепенно разница по сравнению с остальными детьми стала прослеживаться более чётко.
Ребёнок практически не развивался. Звуки оставались звуками, а с возрастом страх наказания за проступки не возрастал. Он будто бы не понимал, что его наказывают.
Различные анализы, врачи и специалисты типа логопедов и неврологов разводили руками «ждите, мамочка, ребёнок здоров».
Спустя какое-то время я уволилась из сада и не знала как продолжают расти детки из этой группы.
Но однажды, придя «в гости» я встретила ту самую маму «сложного» мальчика и её ГОВОРЯЩЕГО сына!
Конечно, времени прошло очень мало, но он больше не мычал и не агукал, а именно говорил!
Честь и хвала этой маме, что не опустила руки, не наблюдала молча за тем, как «неправильно» растёт её ребёнок, а искала, искала и нашла!
Нашла специалиста, который так же, как в истории поста предположил, что ребёнок просто не слышит!
Не могу сказать точный диагноз, но по всей вероятности, в тот момент когда малыш упал и ударился головой он каким-то образом повредил нерв или что-то, что нарушило его слух.
И вот мама стала возить ребёнка на какие-то процедуры, массажи и к нему стал возвращаться слух!
Я была так счастлива за эту семью. Я и сейчас пишу и не знаю плакать ли или улыбаться во всё лицо от того, что благодаря маме и какому-то неравнодушному человеку-доктору ребёнок живет полноценной жизнью.
С тех пор я не видела детей из «своей» группы больше пяти лет.
Надеюсь, что у всех них сейчас всё хорошо.
Happy And.
Гвоздь
или еще одна загадка человеческого мозга.
Это случилось много лет назад.
— Я обращаюсь к вам сейчас как к королеве на балу у Сатаны, — сказала женщина.
После данного вступления я, тогда еще молодой психолог, существенно напряглась. Это такой комплимент? Юмор? Издевка? Или еще что-то, мною категорически непонятое?
— Расскажите по существу, — суховато попросила я.
Женщина сидела на стуле, выпрямив спину. В кресле прямо напротив меня расположился ее сын, с явными признаками глубокой умственной отсталости или иного органического поражения головного мозга. Судя по размерам мальчика (оценить возраст по его лицу не представлялось возможным) ему было лет 10–12.
История женщины и мальчика оказалась глубоко трагической. Леша родился у молодых, совершенно здоровых родителей, абсолютно нормальным, с нетерпением ожидаемым и с любовью всеми родными принятым ребенком, и до пяти лет развивался, по словам невролога, безукоризненно, в соответствии со всеми возрастными показателями. Некоторые из них, по словам матери, он даже в своем развитии превышал, например, в пять лет уже умел считать в пределах десяти и читал простые предложения типа «мама мыла раму».
Дальше случилось несчастье. На даче у друзей трое мальчишек (Леша и двое сыновей хозяев, 5, 7 и 10 лет) тайком зашли в сарай и, поддерживая друг друга, полезли на верстак доставать с верхних полок что-то решительно им нужное для их мальчиковых созидательных игр (кажется, они собирались строить не то вигвам, не то крепость на дереве).
В какой-то момент маленький и довольно неуклюжий Леша на этом высоком верстаке не удержался (по другой версии кто-то из старших мальчиков перегрузил его уже добытыми с полок сокровищами) и навзничь упал на пол с большой высоты. Но самим этим падением трагическое невезение мальчика, увы, не исчерпалось. На полу сарая в этом месте лежала старая доска, из которой торчал кверху огромный ржавый гвоздь. И этот гвоздь воткнулся Леше прямо в голову.
Хозяйские мальчики испугались представившейся им ужасной картины до такой степени (как выяснилось потом, они почему-то сразу решили, что Леша умер и взрослые неминуемо обвинят их в его смерти), что убежали за пределы участка и спрятались в кустах в неглубоком овраге.
Только через некоторое время (никто потом так и не сумел выяснить, через какое именно) старший мальчик немного пришел в себя, выработал некий план и побежал на участок с рассказом о том, что они с братом «что-то давно Лешу не видели, а последний раз он вроде в сарай заходил».
Мобильных телефонов тогда не было, стационарного телефона в пределах поселка — тоже. Отец подхватил завернутого в одеяло Лешу на руки и все побежали к шоссе. Там они (бешено машущие руками и бросающиеся под колеса люди с ребенком на руках) почти сразу остановили машину и поехали в ближайший пригород, где по разумению остановившегося водителя была больница.
В пригородной больнице не сразу поняли, в чем дело («Упал? Головой ударился? Ничего, успокойтесь, мамаша, дети крепкие, у них, знаете, мозг в такой как бы жидкости плавает…»), а когда увидели и узнали про гвоздь, дежурный врач побледнел, велел готовить реанимацию и сразу побежал куда-то звонить.
Оперировали Лешу только спустя неделю, в Ленинграде, в больнице имени Раухфуса. Потом началось воспаление всех на свете мозговых оболочек. Потом некупируемые судороги. Потом еще одна операция… Надо ли перечислять?
В конце концов хирурги отступились и сказали: мозг существенно поврежден и на данный момент ребенок, увы, почти овощ, исключая судороги (до конца их убрать так и не удалось). Но знаете, у детского мозга есть всякие возможности восстановления… Пусть вас терапевт понаблюдает, и еще, знаете, лечебная физкультура…
Все думали, что Леша умирает. Неверующие родители от ужаса происходящего даже по чьему-то совету пригласили священника. Молодой и несколько какой-то хипповатый священник оказался умным человеком и сказал: не суетитесь, ребята, и не хороните сына прежде времени, все, однако, в руках Господа нашего, живем конкретно сегодня, благодарим и спать ложимся. А завтра будет день, и «будем делать посмотреть».
Родители и прочие родственники наставление услышали, стали делать, как им сказали, и все, как ни странно, оказались правы. Леша выжил, а компенсаторные возможности детского мозга явились налицо. Мальчик стал двигаться, концентрировать взгляд, удерживать предметы, через некоторое время сел, потом встал…
Никаких фондов и идей «поедем лечиться за границу» тогда еще не было, но была еще жива очень сильная традиция всяческой физиотерапии и той самой советской лечебной физкультуры, которая на стадионе и в стиле «сам себя за волосы из болота». Пять раз в неделю в нашей поликлинике лечебная физкультура, три раза в неделю здесь же физиотерапия и каждый день дома и во дворе по полтора часа занятий по выданной врачом схеме со сменяющими друг друга родственниками, друзьями семьи и даже случайными дворовыми знакомыми, знающими о трагедии и предлагающими помощь: вы, мамочка, посидите на лавочке, отдохните, или вот в магазин сходите, а мы тут с ним пока повисим и походим…
Ха! Что касается физической стороны, то прогресс колоссальный. Леша уверенно ходит, поднимается и спускается по лестнице, почти не держась за перила, садится, встает, может висеть на турнике и поднимать ноги, судороги почти исчезли, остался тремор одной руки, но если что-то очень надо, то Леша второй рукой его гасит. Сам ест ложкой и сам идет в туалет и штаны снимает. Надеть как следует сам может не всегда. Но верхнюю одежду, шапку, обувь надевает, как правило, сам. Ездит на велотренажере и на трехколесном велосипеде.
С менталкой, увы, все гораздо хуже. Леша ничего не говорит, иногда мычит, воркует или орет, протестуя или радуясь, похоже, что не узнает никого из родных, не откликается на свое имя, обращенную речь как будто не понимает совсем, но иногда, как собака, оборачивается на какие-то уж совсем истошные крики типа «Фу! Ко мне! Брось!» и т. д., ни на каких картинках ничего по просьбе не показывает, хотя книжки охотно берет и даже листает по много раз. Знает повторяющиеся ежедневные ритуалы и в общем-то со спокойной готовностью в них участвует. От какой-то сугубой неожиданности, напротив, может начать нервничать, орать и даже уйти и спрятаться.
Исполненная сочувствия, я все же помнила странное начало нашей встречи.
— С чем вы ко мне? Какой запрос? Упражнения для попытки запустить речь? Для понимания речи?
— Нет, не это, тут я, боюсь, мы с логопедом и врачами за эти годы уже все сделали, что можно, — вздохнула женщина. — Я только хочу, чтобы мне, так сказать, перестали приносить платок. Помните Фриду в «Мастере и Маргарите»?
Я опять напряглась:
— Понимаете, он собирает гвозди! — почти крикнула женщина и отвратительно хрустнула пальцами.
— Какие гвозди?! — я почувствовала, как по моей спине пробежали мурашки.
— Всякие. Любые. Мы с ним гуляем, и, если он видит хоть какой-нибудь гвоздь, маленький или большой, он его поднимает, откапывает, выдергивает и берет с собой. Кладет в карман «на потом» или сразу несет мне. Мычит и сует в руки. Вы представляете…?
Я представила. Гвоздей в то время в окружающей среде было много. Особенно если специально приглядываться. За одну прогулку можно, не напрягаясь, найти десяток.
— Никакого логического объяснения, — пресекла мои вопросы мать Леши. — Мы думали сто раз. Он категорически не видел того гвоздя, который превратил его в инвалида. До травмы гвоздями не интересовался. После травмы ему никто, разумеется, про гвоздь не рассказывал и уж тем паче не давал с ними играть — безумцев у нас семье не водится. Он сам.
— Гвозди Леша приносит и показывает только вам?
— Остальным членам семьи тоже, но намного реже. Что это значит — не знаю. Но отчаянно хочу, чтобы оно прекратилось. Вы можете мне помочь?
— Сразу — точно нет, — сказала я. — Но я попытаюсь об этом подумать. Приходите через неделю.
Всю неделю история с гвоздями меня не отпускала.
Я думала приблизительно так:
Это могло быть просто наблюдение: когда я показываю ей гвоздь, она ужасно нервничает и выходит из себя — вот прикольно! Но, по словам матери, нынешний Леша не особенно интересуется другими людьми, и уж тем паче — их состоянием.
Это могло бы быть тревожащее воспоминание травмированного мозга и попытка от него избавиться. Но никакого воспоминания нет и быть не может — Леша никогда не видел того гвоздя.
И наконец, третье — это может быть сигнал. Попытка что-то сообщить. Но — что? И почему таким странным способом?
Когда они пришли снова, у меня на журнальном столике были разложены гвозди и шурупы — всех форм и размеров, которые я смогла за неделю найти.
Мать побледнела и закрыла лицо руками. Леша мгновенно подошел к столу и присел на корточки. Я протянула ему самый большой гвоздь. Он взял его и показал матери. Мать отвернулась.
— Можно дать мне! — сказала я и для верности похлопала себя по груди. — Я люблю гвозди.
Леша протянул мне гвоздь, я положила его рядом с самым маленьким и пальцами показала разницу. Леша положил их крест накрест. Я сложила из гвоздей звезду.
Параллельно я говорила с матерью:
— Нам в университете психиатрию читал старый психиатр из Военмеда. Он не любил психологов и на каждой лекции нас по-всякому обзывал. Говорил, что психиатрия — это лекарства, а мы — бесполезные болтуны и никчемушки. К нему на лекции многие не ходили. Я ходила. Он говорил: даже если человек лежит в коме или бьется в бреду, и почти весь мозг, как пожаром, захвачен психической болезнью, пока человек жив, где-то в самом углу его мозгов, трясясь от происходящего ужаса, сидит его маленькое, все в синяках и кровоподтеках, но все понимающее настоящее «я», и просто обмирает еще и от того, что никто его не видит и с ним не общается — все видят болезнь и иногда пытаются с ней сражаться. Вы, никчемушки, могли бы сказать ему, этому «я», что вы — видите его, знаете о его существовании, протянуть ему вашу бессильную ручонку. Больше от вас никакого проку в психиатрии я не вижу.
От моего рассказа мать рыдала. Леша обменивался со мной гвоздями и раскладывал их в ряд по размеру, я пыталась построить из гвоздей вигвам, он все время падал, в это время где-то наверху включилась дрель (в поликлинике шел ремонт), Леша мигом перевел взгляд на потолок, потом на меня, мне почудился вопрос, я стала объяснять, у него глаза мигом стали стеклянные, и новая мысль пришла мне в голову:
— Антибиотики! — воскликнула я.
— Что? — мать перестала рыдать и шмыгнула носом, втягивая сопли (одноразовых салфеток тогда тоже не было).
— После травмы у него было много всяких воспалений. Антибиотики кололи, капали, давали?
— Да литрами, — вздохнула мать.
— Слух! — сказала я. — Антибиотики влияют. Леша почти не слышит.
— Да нет же, он всегда… — начала возражать мать, а потом задумалась.
— Часть спектра выпала. Речь точно. Он если и слышит, то: бу-бу-бу. Развитие остановилось тогда — в пять лет. Гвоздь — граница, разделившая жизнь на две части. Пока он еще слышал, тогда, когда лежал и был совсем плох — он слышал не раз: ах, если бы не этот гвоздь, этот проклятый гвоздь, все из-за того гвоздя… Мозг поставил задачу: гвоздь — что это? Для меня — что? Очень важное, критически важное, из-за него все. И как-то уже потом он ее разрешил: гвоздь — вот это! И гвоздь стал символом — ничего не понимаю, ничего не могу сказать, сначала и почти ничего не могу сделать, но я — есть! Я — есть! Там, в темном чулане мозга, все время сидел маленький пятилетний Леша. Но не просто сидел, а с какого-то момента отчаянно и упорно пытался пробиться наверх, к людям… Гвоздь — поворотный момент, значит, он же и должен помочь вернуться. Мозг, способный к построению такой абстракции… он же у вас уже тогда умел читать и считать…
— А-а-а-а… — тихонько выла мать.
— А-а-а-а? — тихонько спросил Леша, вкладывая мне в ладонь очередной гвоздь.
— Если вдруг правда, то еще какое а-а-а-а, — с сомнением ответила я, меняя гвозди.
— Что сначала? — спросила мать, взяв себя в руки.
— Слуховой аппарат, наверное, — сказала я. — Он не должен очень-то испугаться, потому что первые пять лет все слышал и мозг должен помнить…
— Поняла, — сказала она и взяла сына за руку. — Пошли, Леша.
— Гвозди возьмите, — напомнила я.
Все последующие годы я не могла рассказывать эту удивительную историю из соображений медицинской этики, потому что уж очень она характерная и заменить в ней ничего нельзя.
Но какое-то время назад в универсаме «Призма» ко мне подошла пожилая женщина и спросила, помню ли я ее. Я, конечно, не помнила. Тогда она вдруг полезла в сумочку и вынула из нее большой гвоздь. Я вздрогнула и вытаращила глаза. Да неужели?!
— Леша! — громко позвала она.
К нам подошел взрослый мужчина с аккуратной бородкой и двумя тяжелыми сумками с продуктами.
— Леша, ты не поверишь, но это тот доктор, которая когда-то сказала мне про твои гвозди и что ты нас не слышишь. Вы знаете, вы ну совершенно не изменились!
Я засмеялась. Леша выглядел почти нормальным.
— Спасибо вам, — сказал он. — Мама, убери гвоздь, ты людей пугаешь.
— Он работает! — сказала женщина. — Представляете?! В интернете. Зарабатывает в два раза больше, чем моя пенсия.
— Мама! Ну кому это интересно? — Леша явно смутился.
— Мне интересно, — уверила я и отобрала у нее гвоздь. — Отдайте мне на память. Себе другой найдете. Я пишу истории, тоже в интернете. Могу ли я рассказать вашу историю? Другим людям. Вдруг однажды кому-то поможет не отчаяться, а найти.
— Конечно, рассказывайте! Вдруг поможет! — закивала мать.
Леша помедлил и тоже кивнул. Я сунула гвоздь в карман и вышла из магазина.