Эдипов комплекс что делать маме
Эдипов комплекс что делать маме
Если верить классическому психоанализу по Фрейду, эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс электры (у девочек) проявляется в период между тремя и пятью годами. Именно в этом возрасте отношение детей к родителю противоположного пола приобретает романтический оттенок, дочери и сыновья стремятся произвести впечатление на объект своей пылкой любви: девочки упражняются в кокетстве с отцом, демонстрируя ему новые прически и платья, а мальчики стремятся поразить своих мам силой и ловкостью. По этой причине родитель своего пола на бессознательном уровне воспринимается как соперник/соперница. Маленькие девочки, проникнувшись особой, романтически окрашенной любовью к отцу, начинают испытывать к матери амбивалентные чувства и соответственно себя ведут. С одной стороны, они испытывают к ней восхищение, стремятся во всем ее копировать, идентифицируют себя с ней, с другой – вступают с ней в конкурентную борьбу за право «обладания» отцом.
Внутренний конфликт и выход из него
Что касается мальчиков, то они по тому же принципу пытаются «тянуть одеяло на себя»: сыновья уже не согласны с прежней ролью в отношениях «мать-младенец», они стремится встать на один уровень с отцом, занять партнерское положение. Именно это желание порождает внутренний конфликт, ведь ребенок занимает более низкую ступень в системе семейной иерархии. Разрешение внутреннего конфликта заключается в том, что сын осознает временное превосходство отца, что будет мощным стимулом для развития его собственной мужественности (аналогичное происходит с девочками). Если же ребенок не придет к такому неосознанному решению, то в зрелом возрасте у него могут возникнуть проблемы в ситуациях, которые требуют активации мужского или женского начала. Бывает так, что не «отыгранный» сценарий противостояния мальчика с отцом переносится во взрослую жизнь: при столкновении с мужчиной-конкурентом, который также проявит интерес к его пассии, он может проецировать на него образ собственного отца. То есть в этой ситуации сам он будет играть роль незрелого, капризного и обидчивого мальчика из раннего детства.
А если эдипов комплекс не проявился?
Родители могут не замечать тех признаков, которые обычно проявляются у детей на стадии эдипова комплекса. Так, например, некоторые мальчики словно пропускают закономерный этап враждебности к отцу и ведут себя, как обычно, не проявляя «телячьих нежностей» по отношению к матери. Со стороны может казаться, что дочь, как прежде, «ровно» относится и к отцу, и к матери. Однако отсутствие видимых признаков эдипова комплекса или комплекса электры у детей не означает, что они отсутствуют вовсе. Даже чуткие родители не всегда могут понять, что на самом деле чувствует ребенок. А комплексы, о которых идет речь, могут проявляться более или менее интенсивно в зависимости от личностных особенностей ребенка.
Норма, а не патология
Не стоит забывать, что эдипов комплекс – нормальная стадия развития личности. Ведь задача развития для девочки или мальчика – стать мужчиной/женщиной. И, как это ни странно, над решением этой задачи на бессознательном уровне дети работают уже к годам трем. Чтобы обрести автономию, отделившись от матери, ребенку нужно осознать свою принадлежность к конкретному полу, с которым он начнет себя идентифицировать. В этом смысле фаза эдипова комплекса – это первый шаг на пути к формированию полноценной сексуальности. Это такой фундамент, на котором будут в дальнейшем строиться отношения вашего ребенка с противоположным полом.
Поэтому если ребенок чересчур нежен с вами, не выражайте бурного негодования и не делайте попыток его высмеять. Спокойным тоном объясните: «Я не могу выйти замуж за тебя, потому что ты мой сын. Я замужем за твоим отцом». Дайте ему понять, что стадия незрелости временная, что однажды этот маленький мальчик станет таким же сильным и мужественным, как папа, а маленькая девочка обретет ту же женственность, что и мама, а главное – впереди их ждет большая любовь и счастливая семейная жизнь. Лучше объяснить это на примере сказочных персонажей: принцев и принцесс, ведь для ребенка это проекции образов родителей, объектов любви, причем в большей степени идеальной, платонической, вера в которую необходима для зарождения уже «взрослых» отношений с противоположным полом.
«Папа, подвинься»: как работает эдипов комплекс и как с ним справиться
«Мальчик начинает ненавидеть отца как соперника»
Впервые Зигмунд Фрейд употребил термин «эдипов комплекс» в своей книге «Толкование снов» в 1899 году:
«Мальчик, начинающий снова желать свою мать и ненавидеть отца как соперника, попадает, как мы говорим, под влияние эдипова комплекса. Он не прощает матери, что она оказывала услугу полового сношения не ему, но его отцу, и расценивает это как акт неверности».
В своей сути термин обозначает враждебное отношение сына к отцу. Это может проявляться в агрессивном поведении и ревности со стороны ребенка. Комплекс формируется в возрасте от 3 до 6 лет в результате того, что один из родителей не уделяет ребенку достаточного внимания. В дальнейшем это может стать причиной проблем уже у взрослого человека.
Для девочек существует собственный аналог названия этого отклонения, введенный другим мэтром психоанализа — Карлом Юнгом. Они дружили с Фрейдом, но расхождение позиций в вопросе эдипова комплекса толкнуло Юнга создать свой термин. Называется он комплекс Электры — в честь дочери царя Агамемнона. Он обозначает неосознанное желание девочек сблизиться с отцом и соперничество за его внимание с мамой. Признаки девиации у обоих полов разные, однако в целом принцип тот же. В ученом сообществе оба комплекса не признают научно обоснованными.
Отличие нормы от девиации
Эксперты отметили типичный эдипов комплекс, где мать выступает в роли жертвы, а сын — в роли защитника. В данной ситуации виноваты оба. Они подсознательно привязались друг к другу, и, чтобы подобное не повторилось в дальнейшем, с ними рекомендовали провести работу психологов.
В теории психоанализа Фрейда эдипов комплекс возникает из-за подавленного сексуального желания ребенка по отношению к родителю. При этом такие мысли выталкиваются в бессознательное из-за страха наказания, но они по-прежнему сильно влияют на развитие ребенка. В качестве предпосылок к формированию комплекса Эдипа психологи называют отсутствие внимания. В результате, когда ребенок достигает сознательного возраста, недостаток ласки и тактильного контакта от одного из родителей и переизбыток от другого возносит условную маму на пьедестал обожания, а отца (или отчима) делает предметом ненависти.
Как распознать в себе комплекс?
Распознать комплекс Эдипа можно. Однако если появились сомнения, то не занимайся самолечением. Скорее всего, ты не психолог и не психотерапевт. К тому же эта девиация не универсальна для каждого. Оставь диагностику профессионалам с репутацией. Делать это лучше с раннего возраста: меры предотвратят проблемы в дальнейшем. Итак, на что обратить внимание:
Это позиция Зигмунда Фрейда, который считал, что есть ряд поведенческих моделей у детей, говорящих о наличии эдипального комплекса. Если такую проблему не разрешить в раннем возрасте, в зрелости это приведет к «одержимости» мальчиков к матерям, а девочек — к отцам. Также они будут конфликтовать с однополыми конкурентами и испытывать проблемы в построении романтических отношений.
Как откорректировать эдипов комплекс?
В теории психоанализа Фрейд называет главную причину формирования комплекса. Она обозначена как «конфликт в развитии», который подразумевал у ребенка отсутствие ассоциаций с однополым родителем. Иными словами, ребенок должен копировать поведение, характер и действия родителя своего пола. Так формируется Супер-эго, которое, по сути, является внутренним моральным авторитетом. В итоге подавляются побуждения эдипова комплекса, и человек действует в соответствии с идеалистическими стандартами. По мнению Зигмунда Фрейда, это условие, при котором может сформироваться успешная, здоровая личность.
У ребенка с Супер-эго появляется общее ощущение совести, добра и зла. Также подавлению эдипального комплекса способствуют внешние влияния. Это могут быть социальные нормы и религия. Фрейд в это же время предполагал, что подавленные таким образом чувства могут привести к формированию бессознательной вины. Это может не ощущаться открыто, но будет всячески проявляться в действиях человека.
«Ребенок должен затеять и проиграть войну с родителем своего пола»
Стадия «влюбленности» в родителей противоположного пола, который переживают дети 3–5 лет, — необходимый этап развития ребенка. Но для всех членов семьи этот период может оказаться серьезным испытанием. «Литтлван» поговорил с детским психологом Катериной Деминой о том, что происходит с ребенком на этом этапе и как правильно реагировать родителям.
Катерина Демина — психолог-консультант, специалист по детской психологии. Автор книг, публикаций, тренингов и вебинаров по детской психологии. Работает со взрослыми и детьми. Ведет «Блог практикующего психолога».
Эдипальная фаза — нормальная стадия детского развития
— У всех на слуху словосочетание из популярной литературы — «эдипов комплекс». А есть ведь еще эдипальная фаза развития ребенка. В чем разница между этими понятиями?
— Эдипов комплекс и комплекс Электры — то, что «случается» у взрослых, если в детстве у них не разрешился эдипальный конфликт. Человек руководствуется вытесненным, бессознательным конфликтом, который мешает проявлению его эго и превращается в комплекс. А эдипальная фаза — нормальная стадия детского развития, когда мальчик влюбляется в маму, девочка — в папу. Из-за чего они пытаются конкурировать с родителем своего пола.
— В каком возрасте это происходит?
— Обычно между 3 и 5 годами — после завершения сепарационного периода и кризиса 3 лет.
— А проявляется? Можете провести примеры, что нормально, а что не очень?
— Ребенок начинает очень явно выделять родителя противоположного пола. Например, говорить: «Я пойду гулять только с папой, а ты, мама, не ходи», или: «Пусть папа едет в командировку, а я останусь с мамой».
Малыш пытается заполучить родителя себе в партнеры. Это исключительно бессознательные построения, на уровне психического фантазирования. Например, девочка мечтает вслух: «Я вырасту и выйду замуж за папу, надену белое платье, и мы будем с ним танцевать. Мама, о тебе мы тоже позаботимся». Или мальчик начинает резко нападать на отца, угрожать ему, всячески его обесценивать: «папа плохой», «папа, уйди», «папа, ты ничего не умеешь…». Здесь очень важно удержаться в позиции взрослого и родителя, не поддаваться на провокации.
Еще один пример: смешной и очень характерный. Мальчик лет пяти узнает, что отец уехал в командировку: «Ой, папа уехал, ура! Я могу сегодня с мамой поспать! Ой, папа уехал, а кто мне будет сегодня чинить, читать, включать… Ой, папы же не будет, значит, я могу с мамой поспать! Эх, папа же уехал, что ж я буду делать…». Эти метания — самая суть эдипального конфликта в исполнении мальчика.
У девочек это выражается в знаках внимания отцу, предложениях маме: а давай ты куда-нибудь поедешь, а я буду сама за папой ухаживать.
Нужно проявить твердость и отселить ребенка
— Как правильно реагировать на проявления эдипальной фазы развития?
— Прежде всего, родителям нужно понимать, что эдипальная фаза развития — абсолютная норма. Надо не беспокоиться, а радоваться, что она наступила. Не все проходят через эдипальный конфликт, некоторые застревают на предыдущей стадии сепарации. Его нормальное развитие и разрешение заключается в том, что ребенок получает от родителей очень четкое, понятное и недвусмысленное сообщение: «Мы — супружеская пара, и между нами тебе нет места. Мы тебя любим, мы твои родители, мы о тебе заботимся, но у каждого из нас есть супруг. А ты вырастешь, и у тебя будет свой собственный партнер».
Но что мы видим на практике? К третьему году жизни ребенка у молодых родителей истощаются силы, заканчивается гормональная подпитка, на которой держался их брак, если он был заключен на пике сексуального влечения. Между ними начинается фаза сепарации, когда они отодвигаются друг от друга как супруги. И в этот момент партнером становится малыш, с которым легче строить отношения, который тебя безоговорочно любит, все делает для тебя.
В это время ребенка становится невозможно выселить из родительской кровати: он спит с родителями, отказывается засыпать без них. В этом же возрасте у него начинаются кошмары, появляется тема преследования, монстры под кроватью. В результате бывает так, что мальчик, например, выселяет из кровати папу: ребенок остается в постели с мамой (потому что он маленький, плачет, боится), а отец идет спать в другую комнату. Но это огромная ошибка, с последствиями которой потом, возможно, придется долго работать на терапии. Родителям нужно проявить твердость и отселить ребенка в отдельную кровать. Конечно, это встретит много сопротивления, но сделать это необходимо.
— Что еще не стоит делать?
— Например, не ходить голыми при ребенке, не брать его с собой в ванную. Тут я часто слышу возражения: вот, раньше все ходили в баню, и ничего! Но туда никогда не ходили с детьми другого пола: девочки мылись с женщинами, мальчики с мужчинами. С женщиной в баню ходили разве что очень маленькие мальчики, максимум до 5 лет.
То же самое относится к традиции подмывания и вообще интереса к половым органам ребенка: в этом возрасте все это должно прекратиться. В 5 лет мальчик уже в состоянии мыться сам. Вы можете ему помочь вылезти из ванной, если она высокая, или подать полотенце, но не более того. К девочкам это относится в еще большей степени.
Родители остаются за спиной как группа поддержки
— Если родители сделали все правильно, как разрешается конфликт?
— При благополучном развитии, когда родители — хорошая, крепкая пара, ребенок ужасно расстраивается. Он горюет, чувствует свою ненужность, отверженность. Но так как в этот же самый момент он получает от мамы и папы сообщение: «Ты наш любимый малыш, мы никогда не причиним тебе вреда, мы тебя защитим, мы тебя любим!», то, отгоревав эту возможность заполучить родителя себе в партнеры, ребенок разворачивается в сторону сверстников. Начинаются все эти бесконечные свадьбы в старшей группе детского сада, когда они женятся по 4 раза в день, у них рождаются дети.. И вообще тема семейной жизни выходит на первый план в играх. При таком исходе в школу ребенок идет уже полностью нацеленный на взаимодействие со сверстниками. Родители остаются за спиной как группа поддержки, как тыл и как божественная пара — на них можно опираться, им можно жаловаться, они могут карать и миловать. Главное, что ребенок не втянут в этот треугольник.
У девочек эдипальный конфликт проходит более долго и бурно
— Не могу не спросить о неблагополучных вариантах развития…
Глубоко неправильна и ситуация, когда мальчик играет роль партнера матери: когда он «ее маленький мужичок», ее лучший друг, когда она с ним всем делится, везде его берет, в том числе в постель, откуда выселен отец.
Еще один сценарий — менее разрушительный, но тоже болезненный — когда ребенка высмеивают и отвергают. Не когда он получает сообщение: «Извини, мы пара, но мы тебя очень любим», а когда его именно грубо и оскорбительно отвергают. Особенно тяжелые последствия такой сценарий имеет для девочек — насмешки и грубость гасят ее пробуждающуюся половую идентификацию.
— Почему именно для них?
— Девочка во время эдипальной фазы должна разрешить очень сложную задачу. С одной стороны, она должна идентифицироваться с женским полом через мать. А с другой стороны, она в это время с матерью конфронтирует за папу. Совместить это очень сложно, поэтому у девочек эдипальный конфликт проходит более долго и бурно.
И если в этот период ее грубо отвергнуть именно по критерию женственности («Ишь ты тут какая!» или «Что ты вообще о себе думаешь?»), ее женственность блокируется. Она начинает думать, что быть женщиной — это очень плохо, а сексуальной женщиной — вообще конец света. Это приводит к серьезным проблемам восприятия собственного тела в подростковом и взрослом возрасте.
— Мальчикам в этом смысле проще?
— Да, ему достаточно потерпеть поражение от отца. При этом он может продолжать любить маму — это не осуждается и не высмеивается. Мальчиков обычно резко обрывают, только когда они примеряют женскую ипостась: родители ужасаются, обнаружив, что он надевает мамину юбку или играет в куклы. На самом деле это не имеет никакого отношения к сексуальной ориентации. Это просто ролевые игры: мальчик просто примеряет на себя роли.
И какой же вывод?
— Давайте подведем итог. Какова главная задача этой фазы развития ребенка?
— Важно утвердиться в гендерной идентичности, осознать и принять эту идентификацию. Второе, что должен сделать ребенок — затеять и проиграть войну с родителем своего пола и в конце концов развернуться в сторону сверстников. А мама и папа должны дать ему понять, что они его любят, но что они пара, а его пара — там, в будущем. И все это должно быть произнесено, а не просто подразумеваться по умолчанию.
Задержки психосексуального развития
Психосексуальное развитие проходит определенные стадии, привязанные к возрасту, последовательно приводя растущего и развивающегося человека к поло-ролевой идентичности, то есть к осознанию себя мужчиной или женщиной, формированию соотвествующего поведения, интересов и желаний, реализации их в созданной семье. Стадии эти названы согласно фокусу интересов и ведущим переживаниям ребенка и подростка в данный возрастной период:
Оральная стадия (от 0 до 1,5 лет)- от лат.слова «os»- рот, познание окружающего мира происходит через осязание, вкус.
Анальная стадия (от 1,5 до 3 лет)- от лат.слова «anus»- заднй проход, время приучения к горшку, навыкам опрятности, высокий уровень любопытства ребенка к собственным физиологическим актам.
Фаллическая стадия (3-6 лет)- активно проявляется интерес к атрибутам своего и противоположного пола, происходят сравнения, самоисследования, появляются ролевые игры, конкуренция. В это же время проявляются «эдипов комплекс» у мальчиков и «комплекс Электры» у девочек, благополучное разрешение которых способствует установлению гармоничной иерархии в семье, формированию правильных ожиданий ребенка от обоих родителей, нацеленность в будущее на поиск удачного объекта для создания интимных, семейных отношений.
Латентная (скрытая) стадия: (с 6 лет и до начала подросткового возраста). Обеспечивает задачи развития, становления личности, самооценки, уровня притязаний, встройки в учебный процесс и так далее, уводя временно внимание от темы секса и отношений полов.
И, наконец, совпадающая с подростковым возрастом, генитальная стадия, когда на фоне гормональной перестройки появляется ярко выраженный интерес к противоположному полу, к интимной стороне взрослой жизни, желание исследовать свои возможности в этом плане, экспериментировать, время мучительных сомнений в своей привлекательности и нормальности.
Различные причины, вызывающие нарушения психосексуального развития наиболее полно изучены ведущими отечественными сексопатологами В. М. Масловым, И. Л. Ботневой и Г. С. Васильченко. Причинами задержки психосексуального развития являются следующие:
-Соматогенные (от слова «сома»- тело) задержки связаны с отставанием в половом развитии на фоне различных тяжелых врожденных заболеваний. Они наиболее глубоки и трудно корригируемы. Одной из причин является нарушение функции эндокринной системы. При тяжелых нарушениях, например, при врожденном недоразвитии половых желез, возможна асексуальность то есть полное выпадение сексуальных компонентов в психическом развитии личности. Как правило, в случае тяжелых врожденных заболеваний ребенка, вопросы сексуальности остаются второстепенными, главное дать такому человеку выжить и более или менее адаптировать в обществе.
— Психогенные задержки вызваны нарушениями в становлении психики, например, при общем отставании психического развития, или они могут быть изолированными, а остальные компоненты психики развиваются своевременно. Задержки психосексуального развития могут быть у больных с пограничными психическими расстройствами, патохарактерологическим развитием, психопатиями. Свойственные некоторым таким людям робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, слабость побуждений, — приводят к нарушению способности к общению. Наряду с этим, неустойчивость эмоциональных реакций, склонность к фантазированию и слабость воли способствуют формированию и закреплению замещающих и суррогатных форм сексуальной активности, которая не можетбыть реализована в иных, нормальных формах, из-за особенностей их личности. Вследствие этого сексуальное влечение деформируется, и у больных пограничного круга часты различные сексуальные извращения.
Кроме того, до сих пор во многих семьях жив воспитательный стереотип, подразумевающий, что все, что связано с сексуальными отношениями, имеет низменный, грязный, порочный оттенок, накладывающий табу на обсуждение вполне естественных вещей со своими детьми. Как пример, на этапе, когда ребенок 2-4 лет проявляет естественное и нормальное для его возраста любопытство к своему телу и телу сверстников, такие родители расценивают это как «распущенность» и строго наказывают его. Точно так же некоторые родители реагируют и на стремление ребенка общаться с детьми противоположного пола, и на его первую детскую влюбленность.
Запреты на общение со сверстниками противоположного пола приводит к тому, что у ребенка не развивается навыков общения и нормального поведения с представителями противоположного пола. Из-за неправильного воспитания становление сексуальности отстает от своих нормальных сроков – это называется асинхронией психосексуального развития.
Как может проявляться задержка психосексуального развития?
В раннем, дошкольном возрасте она протекает не столь очевидно. У таких детей менее выражены или отсутствуют любопытство, связанное с полом. Они не играют в полоролевые игры («в дочки-матери», «в семью», «в доктора»). Но при этом у ребенка отсутствуют 1 и 2 этапы психосексуального развития. Сами дети этого, конечно, не сознают, а родители считают отсутствие интереса к проблемам пола свидетельством хорошего воспитания.
Нарушения становятся более явными лишь в пубертатном периоде. Иногда такие девочки начинают играть в полоролевые игры, свойственные 5-7-летним детям, уже в подростковом возрасте. Девочка общается с младшими детьми и с увлечением играет с ними в куклы и другие игры, в которые она «не доиграла» своевременно.
Подростковому возрасту свойственен иной гормональный фон и большая осведомленность по вопросам пола. Совпадение таких запоздалых игр с высокой гормональной активностью может привести к суррогатной форме реализации либидо и развитию гомосексуального влечения. Например, девочка-подросток с задержанным психосексуальным развитием не обращает внимания на мальчиков, играет только с девочками младшего возраста, тискает, гладит, целует и ласкает их, а взрослые могут расценить это как то, что она любит детей и, в частности, своих маленьких подружек. Но это влечение к представительницам своего пола, пока ещё не сексуальное, совпадая с развитием гормональной системы девочки-подростка, может закрепиться, в дальнейшем формируется интерес только к женскому полу и развивается гомосексуализм (лесбиянство).
На этапе формирования психосексуальных ориентаций половое влечение может задержаться на платонической или эротической стадии. Сексуальная стадия либидо не формируется. Это является одной из причин расстройства сексуального влечения и половой холодности женщин.
Многие женщины, которые не испытывают сексуального влечения к мужчинам и равнодушны к сексу, неправильно воспитывались с детства. Родители подавляли любые проявление интереса дочери к мальчикам, держали взаперти, если девочка всего лишь разговаривала или играла с ровесником, подозрительно контролируя её белье в поисках «следов» сексуальных контактов, жестоко наказывая за малейшие отклонения от норм поведения, предписанных родителями.
Женщины больше, чем мужчины, страдают от чрезмерного контроля воспитателей и родителей на всех этапах психосексуального развития. Воспитанные деспотичными родителями в суровых условиях запретов и запугивания, когда родители внушали дочери, что половая жизнь до брака является «позором на всю жизнь», девочки боятся любых контактов с представителями противоположного пола. Даже при нормальном гормональном фоне у таких женщин не формируется сексуальное влечение, и они испытывают отвращение к половому акту.
Ребенок может быть гармонично развит, однако постоянная опека и контроль, запрещение общения с кем-либо из сверстников и навязывание иного круга общения, полная изоляция от сверстников, отрицательное отношение к любым проявлениям сексуальности ребенка, естественным для его возраста, наказания и другие жестокие «воспитательные» меры, — искажают этапы психосексуального развития ребенка и деформируют его личность. Основным стержнем задержки психосексуального расстройства, на который впоследствии нанизываются другие сексуальные нарушения, являются трудности общения (коммуникации) и нарушения поведения, вызванные неправильным воспитанием.
Лечение задержек психосексуального развития проводится уже у взрослых людей, реже у подростков.
В результате лечения у сексопатолога человек, имеющий ту или иную форму задержки психосексуального развития, получает возможность «дорасти», наверстать упущенное, пройти последовательно те стадии, которые он пропустил. Отрабатываются успешные модели поведения, с помощью специалиста формируется образ желаемого партнера и стратегии для его поисков. Параллельно проводится психотерапевтическая работа по самопринятию- всего спектра своих эмоций и чувств, своего тела и его естественных нужд. Также происходит работа с личностыми границами, с поиском и идентификацией собственных желаний и отделения их от чужих, навязанных.