Эдипов комплекс у мальчиков что это такое
Эдипов комплекс у мальчиков что это такое
Если верить классическому психоанализу по Фрейду, эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс электры (у девочек) проявляется в период между тремя и пятью годами. Именно в этом возрасте отношение детей к родителю противоположного пола приобретает романтический оттенок, дочери и сыновья стремятся произвести впечатление на объект своей пылкой любви: девочки упражняются в кокетстве с отцом, демонстрируя ему новые прически и платья, а мальчики стремятся поразить своих мам силой и ловкостью. По этой причине родитель своего пола на бессознательном уровне воспринимается как соперник/соперница. Маленькие девочки, проникнувшись особой, романтически окрашенной любовью к отцу, начинают испытывать к матери амбивалентные чувства и соответственно себя ведут. С одной стороны, они испытывают к ней восхищение, стремятся во всем ее копировать, идентифицируют себя с ней, с другой – вступают с ней в конкурентную борьбу за право «обладания» отцом.
Внутренний конфликт и выход из него
Что касается мальчиков, то они по тому же принципу пытаются «тянуть одеяло на себя»: сыновья уже не согласны с прежней ролью в отношениях «мать-младенец», они стремится встать на один уровень с отцом, занять партнерское положение. Именно это желание порождает внутренний конфликт, ведь ребенок занимает более низкую ступень в системе семейной иерархии. Разрешение внутреннего конфликта заключается в том, что сын осознает временное превосходство отца, что будет мощным стимулом для развития его собственной мужественности (аналогичное происходит с девочками). Если же ребенок не придет к такому неосознанному решению, то в зрелом возрасте у него могут возникнуть проблемы в ситуациях, которые требуют активации мужского или женского начала. Бывает так, что не «отыгранный» сценарий противостояния мальчика с отцом переносится во взрослую жизнь: при столкновении с мужчиной-конкурентом, который также проявит интерес к его пассии, он может проецировать на него образ собственного отца. То есть в этой ситуации сам он будет играть роль незрелого, капризного и обидчивого мальчика из раннего детства.
А если эдипов комплекс не проявился?
Родители могут не замечать тех признаков, которые обычно проявляются у детей на стадии эдипова комплекса. Так, например, некоторые мальчики словно пропускают закономерный этап враждебности к отцу и ведут себя, как обычно, не проявляя «телячьих нежностей» по отношению к матери. Со стороны может казаться, что дочь, как прежде, «ровно» относится и к отцу, и к матери. Однако отсутствие видимых признаков эдипова комплекса или комплекса электры у детей не означает, что они отсутствуют вовсе. Даже чуткие родители не всегда могут понять, что на самом деле чувствует ребенок. А комплексы, о которых идет речь, могут проявляться более или менее интенсивно в зависимости от личностных особенностей ребенка.
Норма, а не патология
Не стоит забывать, что эдипов комплекс – нормальная стадия развития личности. Ведь задача развития для девочки или мальчика – стать мужчиной/женщиной. И, как это ни странно, над решением этой задачи на бессознательном уровне дети работают уже к годам трем. Чтобы обрести автономию, отделившись от матери, ребенку нужно осознать свою принадлежность к конкретному полу, с которым он начнет себя идентифицировать. В этом смысле фаза эдипова комплекса – это первый шаг на пути к формированию полноценной сексуальности. Это такой фундамент, на котором будут в дальнейшем строиться отношения вашего ребенка с противоположным полом.
Поэтому если ребенок чересчур нежен с вами, не выражайте бурного негодования и не делайте попыток его высмеять. Спокойным тоном объясните: «Я не могу выйти замуж за тебя, потому что ты мой сын. Я замужем за твоим отцом». Дайте ему понять, что стадия незрелости временная, что однажды этот маленький мальчик станет таким же сильным и мужественным, как папа, а маленькая девочка обретет ту же женственность, что и мама, а главное – впереди их ждет большая любовь и счастливая семейная жизнь. Лучше объяснить это на примере сказочных персонажей: принцев и принцесс, ведь для ребенка это проекции образов родителей, объектов любви, причем в большей степени идеальной, платонической, вера в которую необходима для зарождения уже «взрослых» отношений с противоположным полом.
Подростковый кризис
Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ ПРИГЛАШАЕМ ВАС ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ!
231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.
Описание Эдипова комплекса
Оральная стадия. Наблюдается в возрасте до полутора лет. Все переживания и познание внешнего мира осуществляются через рот. В этом периоде, согласно Фрейду, ребенок склонен направлять сексуальную энергию на себя. Материнскую грудь как единственный источник удовольствия для себя малыш воспринимает своей и не отделяет. На этой стадии развития психики человека формируются задатки самооценки. Если в этом периоде малыш будет недополучать материнской любви, ласки и внимания, скорее всего он вырастет замкнутым в себе.
Анальная стадия. Заменяет оральную до 3 лет жизни малыша. Фрейд считал, что на этом этапе развития ребенка формируется важная привычка — контроль своих физиологических потребностей. Естественно, малыш не стесняется своих действий и, получив от родителей одобрение похода на горшок, старается выполнять свои обязанности. В зависимости от реакции и позиции матери и отца касательно приучивания к горшку можно предположить варианты психического развития. Если ребенка постоянно ругали, наказывали за то, что он не дотерпел до горшка, соответственно, будет более сдержанным в будущем. Если же поощряли правильное поведение, будет более открытым.
Латентная стадия. Наблюдается от 6 до 12 лет. Если быть точнее, то до начала полового созревания. В этом периоде сексуальность ребенка дремлет и не проявляется. Тогда происходит развитие понимания своего «Я», формируются понятия, каких нужно придерживаться, и рамки, за которые не следует заходить. Так развивается «Сверх-Я» — набор правил и норм поведения, продиктованных окружающими, которые ограничивают возможности проявления своего «Я». То есть, сравнительно с предыдущими стадиями, на которых основными понятиями являлись собственные интересы и удовлетворение примитивных физиологических потребностей, здесь маленький человек начинает развиваться, учитывая специфику социализации в этом мире.
Основные признаки Эдипова комплекса
Появления Эдипова комплекса могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его родителей, способа воспитания и степени либеральности в семье. Также по-разному могут себя вести мальчики и девочки, которые находятся в этом периоде.
Общие аспекты и признаки
Для обоих полов характеры некоторые изменения в поведении, что могут указывать на развитие Эдипова комплекса:
Раздражительность. Ребенок может вести себя нервно, так как находится в условиях постоянного психологического давления. Ему сложно справиться с внезапно возникшими чувствами, ощущениями, в том числе и ревностью.
Капризы. Малыш может отказываться выполнять что-либо, если рядом не будет отец/мать. Добиться внимания от родителя, к которому сформировалась такая привязанность, ребенок пытается любым способом.
Трудности с прощаниями. Например, если мама или папа уходят на работу. Ребенку очень сложно смириться с тем, что нужно отпустить дорогого человека на целый день. Возникает чувство собственности, и малыш постоянно будет раздражаться, когда объект его привязанности отлучается. Для Эдипова комплекса характерно то, что это будет только один из родителей и такой симптом развивается в возрасте ребенка от 3 до 5 лет.
Отказ от общения со сверстниками. Частым симптомом также может быть нежелание ребенка играть и контактировать со своими одногодками. Малыш отдает предпочтение одному из родителей, вместо того, чтобы повеселиться с друзьями.
Особенности Эдипова комплекса у мальчиков
Для мальчика мать с самого рождения — самый близкий человек, который всегда рядом. В фаллической стадии психического развития по Фрейду происходит осознание того, что мама ещё и женщина. Её родительская любовь и забота расценивается как единственная симпатия, которая возникает в этом периоде. Ребенок, который не способен различать эти разновидности любви, воспринимает её на свой счет как что-либо уникальное и не позволяет никому получать такую же.
Ревность к отцу проявляется раздражительностью, постоянным плачем, как только он пытается отнять от малыша внимание матери, отвлекает её или просто разговаривает. На тот момент ребенок воспринимает себя с матерью единственным целым и не допускает даже возможности поделиться.
Отец является представителем того же пола и может составлять конкуренцию за внимание мамы малыша. То есть маленькая идиллия, которую ребенок составляет в голове, не допускает вариантов соперничества. Мальчик не хочет впускать кого-либо ближе, чтобы не разрушить ту связь с матерью, которая ему известна.
Особенности Эдипова комплекса у девочек
Вариант Эдипова комплекса также может присутствовать в развитии девочек. В возрасте от 3 до 5 лет они начинают ассоциировать себя с женским полом. Они осознают свою схожесть с матерями, и первая привязанность с ними постепенно перерастает в нечто большее. Девочки копируют поведение матери, наследуют её предпочтения и манеры. Кроме того, они начинают анализировать её выбор спутника жизни и их отца.
В этом периоде формируется идеология настоящего семейного счастья, которое олицетворяет в себе для девочек их папа. Он тот образец или даже прототип, который подсознание сохранит на всю жизнь. В будущем девочка будет искать свою половинку, так похожую на отца. Также может ревновать его к матери.
Внимание со стороны мужского пола, даже если это папа, всегда будет важно для ребенка в таком возрасте. В случае если поведение отца будет далеким от идеала и девочка со временем станет относиться к нему как минимум негативно, это скажется на её будущем. Она будет испытывать трудности в выборе партнера и не сможет довериться из-за того, что не был правильно сформулирован идеальный прототип того, кто должен быть рядом.
Советы родителям
В фаллическом периоде психического развития ребенка по Фрейду следует внимательно отнестись ко всем проявляющимся симптомам. Периодично возникающие признаки Эдипова комплекса могут вызвать негативную фиксацию на переживаниях и стать одной из причин развития в будущем различных психических расстройств.
Именно поэтому родителям нужно знать, как избавиться от Эдипова комплекса их детям:
Доверие. Прежде всего необходимо убедиться, что ребенок действительно сможет поговорить хотя бы с одним из родителей в том случае, если ему это будет необходимо. Большинство детей чувствует себя одинокими, они не способны выражать переживания своим отцам и матерям. Если же контакт налажен, то избавиться от таких симптомов будет куда проще.
Внимание. Чаще всего ревность и привязанность к одному из родителей может возникать из-за недостатка внимания. Дети сами додумывают историю. Например, мальчик думает, что мама его не любит, так как папу. Следует не обделять вниманием малыша и постараться больше времени проводить вместе (втроем, если нет других детей). Необходимо настроить здоровые отношения между всеми членами семьи, выработать такие схемы поведения, которые бы удовлетворяли каждого.
Общение. Если все вопросы, что беспокоят малыша, остаются не отвеченными, он сможет придумать себе другое объяснение, которое не всегда является правильным. Например, если девочка не понимает, почему папа иногда хочет поговорить с мамой, не посвящая её в подробности, она может решить, что её не любят. На подсознательном уровне ребенок станет ревновать свою мать к отцу, который является её образцом идеального мужчины. Правильно объяснив различие между любовью к детям и к супругу, можно помочь малышу осознать свое место в сложной цепочке человеческих взаимоотношений.
Социализация. Нельзя, чтобы малыш рос в закрытом семейном кругу, где он сможет лицезреть только один тип любви. Следует записать его в садик, разнообразные кружки, где у него будет возможность пообщаться со своими сверстниками, завести друзей. Таким образом, можно достичь значительного уменьшения проявлений Эдипова комплекса.
Эдипов комплекс по Фрейду — это всего лишь временное состояние психики ребенка, который пытается найти свой идеал в ближайшем окружении, первые попытки малыша наследовать родителей. Именно поэтому не стоит сразу же паниковать, если он испытывает временную сексуальную привязанность к одному из родителей. Чаще всего это проходит с возрастом бесследно. В других случаях, когда в таком периоде была нанесена психотравма, ребенок может фиксировать свои переживания, тем самым ухудшая симптоматику и вызывая в будущем различные отклонения.
Журнал Практической Психологии и Психоанализа
Комментарий: Перевод выполнен по книге: Britton, R. (1998) Belief and Imagination: Explorations in Psychoanalysis. London and New York, Routledge. В примечаниях в конце статьи приведены фрагменты из раннего издания статьи «Эдипова ситуация и депрессивная позиция» в книге «Клинические лекции о Кляйн и Бионе», опущенные во втором издании. |
Твой наукою жребий мне,
Твой, несчастный, Эдип, пример:
От блаженства грядущих дней
Уж не жду ничего я.
— Софокл, «Царь Эдип», 1193-1195 (перевод Шервинского)
Миновал век с того времени, когда Фрейд впервые прикоснулся пером к бумаге для того, чтобы описать этот комплекс. В мае 1897 года, в письме к своему другу Вильгельму Флиссу он указывал, что сейчас полагает, что «интегральной составляющей неврозов» (Freud, 1897a: 225) являются враждебные импульсы по отношению к родителям: «Это желание смерти направлено у сыновей на отца, а у дочерей на мать» (ibid.). Далее следует короткое замечание: «Служанка осуществляет отсюда перенос, желая, чтобы ее хозяйка умерла, и хозяин тогда мог бы жениться на ней (ср. сон Лизль о Марте и обо мне)» (ibid.). Лизль работала няней у Фрейдов и рассказала сон, в котором ее хозяйка умерла, и профессор женился на ней самой.
Кляйн предстояло обнаружить обильное подтверждение фрейдовской идеи первичных фантазий в анализе маленьких детей. Она также обнаружила, что подобные фантазии возникают очень рано, и у очень маленьких детей отличаются иногда идиллической, а иногда насильственной, пугающей и причудливой окраской. Кроме того, она выяснила, что в связи с детскими агрессивными фантазиями, направленными против родительского сношения и материнского тела, содержащего нерожденных детей, возникают вина и отчаяние по поводу нанесенного в фантазии ущерба, а также желание возмещения этого ущерба. Если такое репаративное желание терпит неудачу, ущерб отрицается и магически компенсируется с помощью всемогущей маниакальной репарации. Если же эта вера угасает, индивид прибегает к обсессивным методам, осуществляя обладающие символическим значением компульсивные акты в отчаянных попытках нивелировать то, что было проделано в воображении.
По мнению Кляйн, Эдипова ситуация начинается в младенчестве и претерпевает занимающее годы сложное развитие, пока не достигает кульминации в возрасте четырех лет. Именно в этом возрасте наступает то, что называется классическим Эдиповым комплексом, как его описывал Фрейд. Кляйн также подчеркивает, что на развитие нашего отношения к знанию (эпистомофилический импульс, или побуждение к знанию) существенно влияет ранний опыт, полученный в Эдиповой ситуации. Она описывает сильнейшую ненависть, которая может возникать у ребенка, чувствующего свою неосведомленность в виду непреодолимых загадок родительской сексуальности, а также торможение всего стремления учиться, которое может развиваться у некоторых детей. В 1926 году, в одной из самых ранних своих статей она пишет:
Что это за лишения? Почему они настолько важны, что влияют на наше овладение реальностью и тем самым на нашу психическую вменяемость? Мы будем лучше оснащены для рассмотрения этих вопросов, если обратимся к понятию депрессивной позиции, к концепции, которую Кляйн впервые сформулировала десятью годами позже (Klein, 1935; 1940). По мнению Кляйн, явления депрессивной позиции, развитие которой начинается между третьим и шестым месяцем жизни и затем продолжается, включают в себя основные шаги по направлению к психической интеграции. Частичные объекты, такие как анатомические и функциональные компоненты первичного объекта, распознаются как части одного единого, целостного объекта, но не как полноценные объекты сами по себе. Любовь и ненависть, ранее привязанные к объектам, казавшимся обособленными, теперь оказываются направленными на один и тот же объект. Младенец начинает испытывать вину за атаки на хороший объект и боится, что причинил этому объекту ущерб и может его утратить. У него возникает сильное желание возместить ущерб объекту, который, как он верит, был поврежден.
Кляйн указывает на тесную связь между фазой развития депрессивной позиции и ранним Эдиповым комплексом: «Ранние стадии Эдипова комплекса и депрессивная позиция безусловно связаны и развиваются синхронно» (Klein, 1952с: 110). В работе «Зависть и благодарность» она повторяет, что убеждена в том, что
«Ревность основывается на подозрении в отношении отца и на соперничестве с ним; отец обвиняется в том, что отнял материнскую грудь и мать. Это соперничество отмечает ранние стадии прямого и инвертированного Эдипова комплекса, которые в норме возникают одновременно с депрессивной позицией во второй четверти первого года жизни» (Klein, 1957: 196).
Чтобы понять, почему это принимает такую конкретную форму и требует физических действий, необходимо уяснить себе, что у некоторых людей развитие символической способности не достигнуто или не поддерживается в полной мере. Кляйн связывала развитие способности к символизации с проработкой описанных ею фундаментальных тревог, но позже Ханна Сигал показала, что способность к символизации, и таким образом к символической, психической репарации является следствием проработки депрессивной позиции (Segal, 1957).
Здесь я провожу некое различие, утверждая, что некоторые фантазии обладают психической реальностью не потому, что они соответствуют внешней реальности, но по ощущению истинности, которое, как предположил Бион (Bion, 1962a: 119), является по отношению к нашему внутреннему миру тем же, что и ощущение реальности по отношению к миру внешнему. По его мнению, ощущение реальности возникает вследствие того, что мы объединяем данные, поступающие от различных сенсорных модальностей, таких как зрение, слух, осязание и так далее, что наделяет нас «здравым смыслом». Подобным же образом, предположил он, ощущение истинности возникает вследствие того, что мы объединяем свои различные эмоциональные реакции на один и тот же объект. Так, когда мы признаем, что ненавидим того, кто, как мы чувствуем, оказывается тем же человеком, которого мы любим, мы чувствуем истинность своих ощущений и существенность своих отношений. Если мы уклоняемся от признания амбивалентности, например, используя эдипальную конфигурацию для сохранения разделенной вселенной, полагая одного родителя всегда хорошим, а другого всегда плохим, тогда надежное ощущение истинности происходящего с нами отсутствует, и это, я полагаю, часто приводит к повторению неких поведенческих паттернов, направленных на доказательство реальности при нехватке внутренней убежденности; например, к повторяющимся разыгрываниям стереотипизированных эдипальных ситуаций в жизни. Одной из таких форм может быть вступление в инцестуозную связь с ребенком с целью актуализации эдипальной иллюзии путем проективной идентификации.
Реакции такого сорта появились у данного пациента сравнительно недавно. Когда он впервые обратился к анализу, женщины для него были либо целомудренными и недоступными, либо, в качестве возбуждающе деградировавших фигур, объектами порнографического исследования и перверсивного вуайеризма. Он тайно приходил в восторг и ликование, внутренне примеривая на себя (путем проективной идентификации) качества всемогущего отца-мага, но также периодически страдал от параноидных тревог. До начала анализа он обычно находился в душевном состоянии, обусловленном его пребыванием в патологической организации, обладающей маниакальными и перверсивными чертами, и каждый раз, когда эта организация разваливалась, его атаковали персекуторные тревоги. Именно это привело его к анализу. Описанный мною эпизод стал следствием перехода на депрессивную позицию и к Эдиповой ситуации.
Эдипальные иллюзии
В драме «Царь Эдип» Иокаста перед тем, как наконец услышать ту истину, что ее муж является ее сыном, убившим своего отца, успокаивает Эдипа:
Иокаста
Чего ж бояться?…
Брак с матерью! Иной и в вещем сне
Его свершит…
(Софокл, «Царь Эдип», 976, 980-1)
Я хотел бы прояснить мой взгляд на нормальное развитие данного комплекса, описав его в терминах мифа об Эдипе. Начинается оно с характера взаимоотношений родителей и фантазий ребенка об этих взаимоотношениях. В мифе об Эдипе это представлено историей об Эдипе-младенце, брошенном в горах матерью по наущению отца, что соответствует в фантазии ребенка трагической версии оставленности на погибель, что позволит родителям спать вместе. Комплекс разворачивается в психике далее с развитием соперничества ребенка с одним из родителей за абсолютное обладание другим. В мифе это, на мой взгляд, иллюстрируется встречей на перекрестке дорог, где Лаий преграждает путь Эдипу, как бы представляя собой то препятствие, которым является отец для стремления ребенка вновь проникнуть в мать через ее гениталии. Это я считаю психической реальностью Эдипова комплекса, так же, как страхи перед собственной или родительской смертью в качестве воображаемого последствия настояния ребенка на своем.
Эти иллюзии являются зачастую осознаваемыми или почти осознаваемыми вариантами ситуаций из реальной жизни. Например, на супервизии я услышал о молодой женщине-музыканте, которая придавала профессиональным отношениям со своим учителем тайное значение любовного романа, возникшего по взаимному желанию. Когда она начала анализ, ее представления об аналитике наполнились таким же эротическим значением и уверенностью, что анализ завершится браком. Подобные идеи, выполняющие функцию исполнения желаний, зачастую остаются нераскрытыми в анализе, где они принимают форму уверенности пациента в тайном взаимопонимании между ним и аналитиком, превосходящим формальные отношения, на что указывает Фрейд в работе «Наблюдения над любовью в переносе» (Freud, 1915). Иллюзорные особые отношения могут принимать гораздо менее сексуальные формы, чем в приведенном выше примере, но при этом их основание остается эротизированным.
Иллюзия в переносе ощущается пациентом ограждающей его от того, что воображается как невыносимая ситуация переноса, и поэтому вызывает серьезные технические проблемы. Пока сохраняется эта иллюзия, все сообщения аналитика интерпретируются пациентом в ее контексте; если же она ослабляется, пациент оказывается открытым персекуторной или болезненной ситуации в переносе.
Грезы
Перевод: З. Баблоян
Редакция: И.Ю. Романов