Эдипов конфликт что это
Эдипов конфликт что это
Если верить классическому психоанализу по Фрейду, эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс электры (у девочек) проявляется в период между тремя и пятью годами. Именно в этом возрасте отношение детей к родителю противоположного пола приобретает романтический оттенок, дочери и сыновья стремятся произвести впечатление на объект своей пылкой любви: девочки упражняются в кокетстве с отцом, демонстрируя ему новые прически и платья, а мальчики стремятся поразить своих мам силой и ловкостью. По этой причине родитель своего пола на бессознательном уровне воспринимается как соперник/соперница. Маленькие девочки, проникнувшись особой, романтически окрашенной любовью к отцу, начинают испытывать к матери амбивалентные чувства и соответственно себя ведут. С одной стороны, они испытывают к ней восхищение, стремятся во всем ее копировать, идентифицируют себя с ней, с другой – вступают с ней в конкурентную борьбу за право «обладания» отцом.
Внутренний конфликт и выход из него
Что касается мальчиков, то они по тому же принципу пытаются «тянуть одеяло на себя»: сыновья уже не согласны с прежней ролью в отношениях «мать-младенец», они стремится встать на один уровень с отцом, занять партнерское положение. Именно это желание порождает внутренний конфликт, ведь ребенок занимает более низкую ступень в системе семейной иерархии. Разрешение внутреннего конфликта заключается в том, что сын осознает временное превосходство отца, что будет мощным стимулом для развития его собственной мужественности (аналогичное происходит с девочками). Если же ребенок не придет к такому неосознанному решению, то в зрелом возрасте у него могут возникнуть проблемы в ситуациях, которые требуют активации мужского или женского начала. Бывает так, что не «отыгранный» сценарий противостояния мальчика с отцом переносится во взрослую жизнь: при столкновении с мужчиной-конкурентом, который также проявит интерес к его пассии, он может проецировать на него образ собственного отца. То есть в этой ситуации сам он будет играть роль незрелого, капризного и обидчивого мальчика из раннего детства.
А если эдипов комплекс не проявился?
Родители могут не замечать тех признаков, которые обычно проявляются у детей на стадии эдипова комплекса. Так, например, некоторые мальчики словно пропускают закономерный этап враждебности к отцу и ведут себя, как обычно, не проявляя «телячьих нежностей» по отношению к матери. Со стороны может казаться, что дочь, как прежде, «ровно» относится и к отцу, и к матери. Однако отсутствие видимых признаков эдипова комплекса или комплекса электры у детей не означает, что они отсутствуют вовсе. Даже чуткие родители не всегда могут понять, что на самом деле чувствует ребенок. А комплексы, о которых идет речь, могут проявляться более или менее интенсивно в зависимости от личностных особенностей ребенка.
Норма, а не патология
Не стоит забывать, что эдипов комплекс – нормальная стадия развития личности. Ведь задача развития для девочки или мальчика – стать мужчиной/женщиной. И, как это ни странно, над решением этой задачи на бессознательном уровне дети работают уже к годам трем. Чтобы обрести автономию, отделившись от матери, ребенку нужно осознать свою принадлежность к конкретному полу, с которым он начнет себя идентифицировать. В этом смысле фаза эдипова комплекса – это первый шаг на пути к формированию полноценной сексуальности. Это такой фундамент, на котором будут в дальнейшем строиться отношения вашего ребенка с противоположным полом.
Поэтому если ребенок чересчур нежен с вами, не выражайте бурного негодования и не делайте попыток его высмеять. Спокойным тоном объясните: «Я не могу выйти замуж за тебя, потому что ты мой сын. Я замужем за твоим отцом». Дайте ему понять, что стадия незрелости временная, что однажды этот маленький мальчик станет таким же сильным и мужественным, как папа, а маленькая девочка обретет ту же женственность, что и мама, а главное – впереди их ждет большая любовь и счастливая семейная жизнь. Лучше объяснить это на примере сказочных персонажей: принцев и принцесс, ведь для ребенка это проекции образов родителей, объектов любви, причем в большей степени идеальной, платонической, вера в которую необходима для зарождения уже «взрослых» отношений с противоположным полом.
Журнал Практической Психологии и Психоанализа
Комментарий: Перевод выполнен по книге: Britton, R. (1998) Belief and Imagination: Explorations in Psychoanalysis. London and New York, Routledge. В примечаниях в конце статьи приведены фрагменты из раннего издания статьи «Эдипова ситуация и депрессивная позиция» в книге «Клинические лекции о Кляйн и Бионе», опущенные во втором издании. |
Твой наукою жребий мне,
Твой, несчастный, Эдип, пример:
От блаженства грядущих дней
Уж не жду ничего я.
— Софокл, «Царь Эдип», 1193-1195 (перевод Шервинского)
Миновал век с того времени, когда Фрейд впервые прикоснулся пером к бумаге для того, чтобы описать этот комплекс. В мае 1897 года, в письме к своему другу Вильгельму Флиссу он указывал, что сейчас полагает, что «интегральной составляющей неврозов» (Freud, 1897a: 225) являются враждебные импульсы по отношению к родителям: «Это желание смерти направлено у сыновей на отца, а у дочерей на мать» (ibid.). Далее следует короткое замечание: «Служанка осуществляет отсюда перенос, желая, чтобы ее хозяйка умерла, и хозяин тогда мог бы жениться на ней (ср. сон Лизль о Марте и обо мне)» (ibid.). Лизль работала няней у Фрейдов и рассказала сон, в котором ее хозяйка умерла, и профессор женился на ней самой.
Кляйн предстояло обнаружить обильное подтверждение фрейдовской идеи первичных фантазий в анализе маленьких детей. Она также обнаружила, что подобные фантазии возникают очень рано, и у очень маленьких детей отличаются иногда идиллической, а иногда насильственной, пугающей и причудливой окраской. Кроме того, она выяснила, что в связи с детскими агрессивными фантазиями, направленными против родительского сношения и материнского тела, содержащего нерожденных детей, возникают вина и отчаяние по поводу нанесенного в фантазии ущерба, а также желание возмещения этого ущерба. Если такое репаративное желание терпит неудачу, ущерб отрицается и магически компенсируется с помощью всемогущей маниакальной репарации. Если же эта вера угасает, индивид прибегает к обсессивным методам, осуществляя обладающие символическим значением компульсивные акты в отчаянных попытках нивелировать то, что было проделано в воображении.
По мнению Кляйн, Эдипова ситуация начинается в младенчестве и претерпевает занимающее годы сложное развитие, пока не достигает кульминации в возрасте четырех лет. Именно в этом возрасте наступает то, что называется классическим Эдиповым комплексом, как его описывал Фрейд. Кляйн также подчеркивает, что на развитие нашего отношения к знанию (эпистомофилический импульс, или побуждение к знанию) существенно влияет ранний опыт, полученный в Эдиповой ситуации. Она описывает сильнейшую ненависть, которая может возникать у ребенка, чувствующего свою неосведомленность в виду непреодолимых загадок родительской сексуальности, а также торможение всего стремления учиться, которое может развиваться у некоторых детей. В 1926 году, в одной из самых ранних своих статей она пишет:
Что это за лишения? Почему они настолько важны, что влияют на наше овладение реальностью и тем самым на нашу психическую вменяемость? Мы будем лучше оснащены для рассмотрения этих вопросов, если обратимся к понятию депрессивной позиции, к концепции, которую Кляйн впервые сформулировала десятью годами позже (Klein, 1935; 1940). По мнению Кляйн, явления депрессивной позиции, развитие которой начинается между третьим и шестым месяцем жизни и затем продолжается, включают в себя основные шаги по направлению к психической интеграции. Частичные объекты, такие как анатомические и функциональные компоненты первичного объекта, распознаются как части одного единого, целостного объекта, но не как полноценные объекты сами по себе. Любовь и ненависть, ранее привязанные к объектам, казавшимся обособленными, теперь оказываются направленными на один и тот же объект. Младенец начинает испытывать вину за атаки на хороший объект и боится, что причинил этому объекту ущерб и может его утратить. У него возникает сильное желание возместить ущерб объекту, который, как он верит, был поврежден.
Кляйн указывает на тесную связь между фазой развития депрессивной позиции и ранним Эдиповым комплексом: «Ранние стадии Эдипова комплекса и депрессивная позиция безусловно связаны и развиваются синхронно» (Klein, 1952с: 110). В работе «Зависть и благодарность» она повторяет, что убеждена в том, что
«Ревность основывается на подозрении в отношении отца и на соперничестве с ним; отец обвиняется в том, что отнял материнскую грудь и мать. Это соперничество отмечает ранние стадии прямого и инвертированного Эдипова комплекса, которые в норме возникают одновременно с депрессивной позицией во второй четверти первого года жизни» (Klein, 1957: 196).
Чтобы понять, почему это принимает такую конкретную форму и требует физических действий, необходимо уяснить себе, что у некоторых людей развитие символической способности не достигнуто или не поддерживается в полной мере. Кляйн связывала развитие способности к символизации с проработкой описанных ею фундаментальных тревог, но позже Ханна Сигал показала, что способность к символизации, и таким образом к символической, психической репарации является следствием проработки депрессивной позиции (Segal, 1957).
Здесь я провожу некое различие, утверждая, что некоторые фантазии обладают психической реальностью не потому, что они соответствуют внешней реальности, но по ощущению истинности, которое, как предположил Бион (Bion, 1962a: 119), является по отношению к нашему внутреннему миру тем же, что и ощущение реальности по отношению к миру внешнему. По его мнению, ощущение реальности возникает вследствие того, что мы объединяем данные, поступающие от различных сенсорных модальностей, таких как зрение, слух, осязание и так далее, что наделяет нас «здравым смыслом». Подобным же образом, предположил он, ощущение истинности возникает вследствие того, что мы объединяем свои различные эмоциональные реакции на один и тот же объект. Так, когда мы признаем, что ненавидим того, кто, как мы чувствуем, оказывается тем же человеком, которого мы любим, мы чувствуем истинность своих ощущений и существенность своих отношений. Если мы уклоняемся от признания амбивалентности, например, используя эдипальную конфигурацию для сохранения разделенной вселенной, полагая одного родителя всегда хорошим, а другого всегда плохим, тогда надежное ощущение истинности происходящего с нами отсутствует, и это, я полагаю, часто приводит к повторению неких поведенческих паттернов, направленных на доказательство реальности при нехватке внутренней убежденности; например, к повторяющимся разыгрываниям стереотипизированных эдипальных ситуаций в жизни. Одной из таких форм может быть вступление в инцестуозную связь с ребенком с целью актуализации эдипальной иллюзии путем проективной идентификации.
Реакции такого сорта появились у данного пациента сравнительно недавно. Когда он впервые обратился к анализу, женщины для него были либо целомудренными и недоступными, либо, в качестве возбуждающе деградировавших фигур, объектами порнографического исследования и перверсивного вуайеризма. Он тайно приходил в восторг и ликование, внутренне примеривая на себя (путем проективной идентификации) качества всемогущего отца-мага, но также периодически страдал от параноидных тревог. До начала анализа он обычно находился в душевном состоянии, обусловленном его пребыванием в патологической организации, обладающей маниакальными и перверсивными чертами, и каждый раз, когда эта организация разваливалась, его атаковали персекуторные тревоги. Именно это привело его к анализу. Описанный мною эпизод стал следствием перехода на депрессивную позицию и к Эдиповой ситуации.
Эдипальные иллюзии
В драме «Царь Эдип» Иокаста перед тем, как наконец услышать ту истину, что ее муж является ее сыном, убившим своего отца, успокаивает Эдипа:
Иокаста
Чего ж бояться?…
Брак с матерью! Иной и в вещем сне
Его свершит…
(Софокл, «Царь Эдип», 976, 980-1)
Я хотел бы прояснить мой взгляд на нормальное развитие данного комплекса, описав его в терминах мифа об Эдипе. Начинается оно с характера взаимоотношений родителей и фантазий ребенка об этих взаимоотношениях. В мифе об Эдипе это представлено историей об Эдипе-младенце, брошенном в горах матерью по наущению отца, что соответствует в фантазии ребенка трагической версии оставленности на погибель, что позволит родителям спать вместе. Комплекс разворачивается в психике далее с развитием соперничества ребенка с одним из родителей за абсолютное обладание другим. В мифе это, на мой взгляд, иллюстрируется встречей на перекрестке дорог, где Лаий преграждает путь Эдипу, как бы представляя собой то препятствие, которым является отец для стремления ребенка вновь проникнуть в мать через ее гениталии. Это я считаю психической реальностью Эдипова комплекса, так же, как страхи перед собственной или родительской смертью в качестве воображаемого последствия настояния ребенка на своем.
Эти иллюзии являются зачастую осознаваемыми или почти осознаваемыми вариантами ситуаций из реальной жизни. Например, на супервизии я услышал о молодой женщине-музыканте, которая придавала профессиональным отношениям со своим учителем тайное значение любовного романа, возникшего по взаимному желанию. Когда она начала анализ, ее представления об аналитике наполнились таким же эротическим значением и уверенностью, что анализ завершится браком. Подобные идеи, выполняющие функцию исполнения желаний, зачастую остаются нераскрытыми в анализе, где они принимают форму уверенности пациента в тайном взаимопонимании между ним и аналитиком, превосходящим формальные отношения, на что указывает Фрейд в работе «Наблюдения над любовью в переносе» (Freud, 1915). Иллюзорные особые отношения могут принимать гораздо менее сексуальные формы, чем в приведенном выше примере, но при этом их основание остается эротизированным.
Иллюзия в переносе ощущается пациентом ограждающей его от того, что воображается как невыносимая ситуация переноса, и поэтому вызывает серьезные технические проблемы. Пока сохраняется эта иллюзия, все сообщения аналитика интерпретируются пациентом в ее контексте; если же она ослабляется, пациент оказывается открытым персекуторной или болезненной ситуации в переносе.
Грезы
Перевод: З. Баблоян
Редакция: И.Ю. Романов
Примечания
Эдипов конфликт и три гениальных фильма о нём
Когда в поп-культуре речь заходит об Эдиповом комплексе, фрейдовскую идею низводят до примитивного объяснения: это бессознательное влечение любого мальчика к матери и желание устранить отца. Клинический психолог Марина Куликова разбирается, что же на самом деле представляет собой Эдипов конфликт, почему это неизбежный этап развития любого человека, как в нём вызревает наша идентичность и склонность к здоровой конкуренции с родителями, какие формы может принимать Эдипов конфликт в разных обстоятельствах и какие преломления он находит в трёх гениальных фильмах — «Зеркале» Андрея Тарковского, «Убийстве священного оленя» Йоргоса Лантимоса и «Крупной рыбе» Тима Бёртона.
Миф об Эдипе и психоанализ
Трагедия Софокла об Эдипе открывается разговором Эдипа с жрецом. На город свалился мор. Жрец говорит Эдипу:
«Воздвигни умирающий город вновь, как ты это уже однажды сделал».
Помощник Эдипа Креонт посылается к оракулу узнать причину.
Вестник отвечает, что боги карают город за убийство. Мировой порядок нарушен убийством предыдущего царя Лая. Пока убийца не изгнан, город будет страдать (Лай был царем города до Эдипа. Эдип же, по другим мифам о нем, стал царем, отгадав неразрешимую загадку Сфинкса; он в городе пришелец, не наследник, но эти сведения не из трагедии Софокла; подразумевается, что читателю эти сведения известны и так).
Есть старец Тиресий, который что-то знает. Он долго отнекивается, но Эдип принуждает его ответить. «Осквернитель — ты!» — слышит он от старца.
Креонта начинают обвинять как косвенно связанного с Тиресием — «Кого ты привел!», и Тиресия также изгоняют.
Супруга Эдипа Иокаста, когда-то бывшая женой Лая, открывает Эдипу тайну: у Лая был сын, но царю сделали пророчество, что он погибнет от рук сына. А Лай погиб на перекрестке трех дорог, от их с Иокастой сына же он давно избавился, оставив малютку погибать в горах.
Эдип уже о чём-то догадывается и настаивает на продолжении расследования, для чего посылает за оставшимся в живых свидетелем — слугой.
Тем временем приходит другой вестник из города, где вырос Эдип, и рассказывает новую правду: вырастивший его человек — не родной отец Эдипа, так как лично из рук вестника принял младенца. А младенец был найден пастухом в горах. Эдипа манит узнать своё происхождение, и он настаивает на продолжении расследования. Называют имя Лая — того человека, который избавился от младенца. Наконец, дожидаются и второго пастуха, которому Лай передал младенца, и тот подтверждает то, о чём уже все и так догадались. Он принял младенца от Лая и отнёс в горы.
Этот греческий миф, скорее, говорит о силе рока и бессилии человека перед судьбой, но метафорически имя Эдипа было использовано Фрейдом для обозначения того повторяющегося невроза, который он видел в своих пациентах и который в дальнейшем будет назван Эдиповым комплексом, краеугольным камнем психоанализа.
Читайте также Анализ сновидений: от древних греков до Зигмунда Фрейда
Но судьбе было суждено именно Эдиповому комплексу, а не комплексу Гамлета, стать центральным узлом психоаналитической теории.
Эдипов конфликт с точки зрения психоаналитической теории
В чём современное понимание Эдипова конфликта? Бессознательное влечение к матери и желание устранить отца — чересчур примитивное, упрощенное толкование, за которым кроется тайное желание разделаться, высмеять ту теорию, которая так неудобоварима для наших желудков.
Рожденный ребёнок состоит в плотном симбиотическом контакте с матерью. Родившись, он окончательно «не вылупился» из неё. Человеческий детёныш очень долго сохраняет зависимость от матери. Физически и психически он представляет единое целое с ней. Примерно год спустя он начинает отбегать от матери на небольшое расстояние, но всё ещё не может самостоятельно добывать пищу.
Всё это время мать — центр его мироздания. Вернее, он сам в слитом состоянии с матерью и есть центр своего мироздания. Постепенно ребёнок осознает свою отдельность от матери, он понимает разницу себя и её. Наконец, в поле зрения ребёнка появляется фигура отца, третьего, и возникают отношения триангуляции — мучительного треугольника, в котором заперт ребёнок. Отец становится фигурой, благодаря которой ребёнок начинает отделяться от матери и исследовать окружающее пространство. Во-первых, мать иногда принадлежит отцу, а не ребёнку — это начинает осознавать ребенок. Во-вторых, отец расширяет диадное пространство «мать-дитя», образуя ещё один узел. У ребёнка есть связь с матерью, связь с отцом, и у родителей есть связь друг с другом.
Осознав, что у него есть пол, ребёнок идентифицирует себя либо матерью, либо с отцом: «Я — либо мальчик, либо девочка». И примерно в этот момент у него начинается дикая ревность к родителю своего пола и борьба с ним за любовь родителя противоположного пола. Это и есть арена будущего Эдипова комплекса. В процессе длительного взросления ребёнок должен преодолеть желание жениться на маме или выйти замуж за папу и сформировать стойкое намерение «быть как мама или как папа», чтобы впоследствии завести себе свою пару. Говорят о положительном разрешении Эдипова конфликта, когда ребёнок окончательно разрешает себе любить человека противоположного пола, и о негативном разрешении, когда уже выросший ребенок не разрешает себе любить или осуществляет выбор в пользу партнёра своего пола. Это означает, что на арене Эдипова конфликта когда-то что-то пошло не так. Возненавидев родителя своего пола, ребёнок может возненавидеть своё собственное тело со всеми его проявлениями или просто себя. Это дорога в патологию или психосоматику. Ненависть к родителю своего пола, несомненно, должна рано или поздно стать метафорой, символом и пролиться на свет в виде творчества, поступков, в которых отдаленно есть конкуренция с родительской фигурой. Если метафора не образуется, то ненависть (а в вывернутом наизнанку виде ненависть может стать зависимостью) остается буквальной, а не символической, — это повод обратиться к личному анализу, к развитию у себя способности символизировать свои аффекты.
Биологи говорят, что окончательное взросление человеческого детёныша завершается к 4 годам — когда он уже действительно самостоятелен, может передвигаться и доставать себе еду, а исследователи нашего мозга утверждают, что окончательное созревание головной коры человеческого мозга завершается к 23 и даже к 26 годам, то есть всё это время человеческая особь развивается. Физическое отделение происходит к 4 годам, а психические процессы формирования и развития длятся почти 30 лет.
Эдипов конфликт имеет тысячи нюансов и оттенков в сценариях каждой жизни отдельного человека, и в одном случае может проявиться как патологическая ревность, в другом как желание конкурировать с людьми своего пола, в третьем как избегание любых парных отношений, в четвёртом как желание властвовать над партнёрами противоположного пола. Случаи самого крайнего разрешения конфликта, или, как говорят, перверсии, имеют также сотни вариантов.
Разрешением же конфликта является зрелая способность любить другого человека противоположного пола, уметь строить длительные отношения, рожать и воспитывать детей, проживать свою жизнь и стареть в удовлетворении своей жизнью и собой. Недаром Эдипов комплекс называют главным комплексом или этапом развития взрослого человека.
Совестью называют ту надстройку, которая образуется в психическом мире ребёнка в результате его прохождения через Эдипов Конфликт. Отец, принесший в мир ребёнка нормы, правила и законы, должен стать внутренней категорией. Это тот алтарь, на который ежедневно будут приноситься жертвы психических конфликтов человека.
Три гениальных фильма об Эдиповом конфликте
«Крупная рыба» Тима Бёртона (2003 г.)
Герой возвращается к умирающему отцу. Фигура отца сначала кажется нам несерьёзной, комичной. Его истории — блеф, сказки, всё неправда. С точки зрения главного героя, все истории отца ерунда. Да и отец какой-то не такой. Не такой важный, не такой серьёзный, как хотелось бы. Так, коммивояжер, пустышка. И ещё эти его фантазии. Удивительно удачно подобран актёр для пожилого отца — тяжёлый, полный и ни разу не привлекательный мужчина. Но есть одно «но». У этого пустозвона жена — настоящая красавица. Как такое вообще возможно? Это, конечно, метафора, которую должен разгадать зритель. Дело в том, что таковы родители — непритязательный отец и красавица мать — с точки зрения ребёнка-мальчика. Их разительное отличие в плане привлекательности доведено до предела.
Такими видит родителей находящийся в эдипальном треугольнике ребёнок: один необыкновенно желаем, второй посмешище и преграда на пути.
Отец в фильме низведен с престола. Это несерьёзная фигура. Хотеть быть, как он, смешно, не представляется возможным. Но есть ещё одно «но».
Сын выбирает себе профессию писателя. И жена его — иллюстратор, фотограф, рассказчик о чудесах мира через образы фотографии.
В профессии герой как будто конкурирует с отцом. И, естественно, побеждает. Отец — несерьёзный нелепый рассказчик. Сын — серьёзный писатель. Мы очень часто в своих профессиях пытаемся догнать и перегнать своих родителей. Мать — врач, дочь- нутрициолог или остеопат (профессия, одновременно имитирующая и отвергающая материнскую). Мы можем конкурировать с родителями другим способом: родителю не удалось чего-то добиться в жизни, а ребёнок этого достигает. Или родитель мечтал, а ребёнок воплотил. Отец поэт, а сын режиссёр и сценарист. Отец известен в своей стране, а сын становится мировой звездой. Конкуренция с родительской фигурой и есть желание победить её.
«Зеркало» Андрея Тарковского (1974 г.)
В центре фильма — воспоминания об отце. Мальчик находится в самом ключевом, «том самом» возрасте. Именно тогда, когда в Эдиповом треугольнике должно произойти мирное разрешение, в его личной психической эволюции происходит разлом. Отец уходит из семьи и треугольник даёт трещину. С этого момента отношения будущего героя с женщинами, как и вся жизнь с её плодами и результатами, обречены на драматичность.
Мы видим, как герой смертельно болен в фильме, и, умирая, он страдает, вероятно, о том, что было сделано и прожито не так.
«Совестью» называет врач эту болезнь в фильме. Из фильма мы узнаём, что герой, став взрослым мужчиной, тоже покинул семью и тоже оставил мальчика с матерью, повторив поступок своего отца. Находясь в поисках ключевого момента, загадки всей своей жизни, он возвращается в то самое лето и в тот самый дом, из которого отец ушёл и не вернулся в семью.
Жена героя, роль которой исполняет Маргарита Терехова, по гениальной задумке автора фильма, выглядит так же, как и мать (Терехова играет обеих героинь). Нам иногда трудно отличить мать от жены. В этом гениальный намек мастера на эдипальное и неосознаваемое желание мальчик-ребёнка к матери.
Но мы узнаём, что герой в конфликте со своей матерью уже много лет. Ненавидеть мать одновременно означает иметь вытесненное желание к ней. Жена, так похожая на мать, указывает нам на это.
Янковский в роли отца — далёкая и недоступная фигура, недосягаемая, как бог. Недосягаемая для мести и для поклонения. Его невозможно настигнуть, повергнуть и затем ощутить истинное раскаяние. Одновременно трудно хотеть быть таким, как отец, когда он совершил что-то «такое» по отношению к матери. Это «что-то» кажется непонятным, неуяснимым, но не прощаемым. Отношения родителей — мучительный треугольник, в котором неминуемо будет возникать третий или третья. Не разрешённый в свое время в мирном сценарии, треугольник будет манить и затягивать в себя вновь,. как узел, как загадка сфинкса. Уход отца и ожидание отца — ключевой момент фильма и истории героя. Попытка вернуть себе отца внутри себя и примириться с матерью — вот на что обречён герой на всю свою жизнь. Он как будто хочет вернуться в детство и прожить жизнь ещё раз, но так, чтобы той драмы не произошло.
Драма Эдипова конфликта здесь в том, что победить отца, пройти сквозь эту фигуру не удаётся, отец ускользает из жизни мальчика, и задача треугольника остается неразрешимой. Желаемая мать превращается в отцовский суррогат: возьми, принеси, выучи, перестань дурить. Так женская фигура становится амбивалентной: и желанной, и ненавидимой. Так реальные женские фигуры в жизни станут участниками драмы: одну и ту же женщину невозможно любить постоянно, рано или поздно любимая женщина превратится в преследователя.
Хороший и тонкий человек мучается всю жизнь и умирает несчастным. Совесть, которая мучает его и которая, вероятно, несправедлива к нему (и которой, по словам Тарковского, мучается каждый творческий человек) — это тот бог, который слишком жесток и не может быть милосердным. И ключ, который отворяет дверь к разгадкам, — драма Эдипального треугольника.
Читайте также О любви и смерти: музыка из фильма «Зеркало» Андрея Тарковского
«Убийство священного оленя» Йоргоса Лантимоса (2017 г.)
Это даже не фильм про миф, а, собственно, почти пересказ мифа. «Ифигения в Авлиде» Еврипида рассказывает о мучениях отца по поводу необходимости принести в жертву дочь ради победы войска в войне. По мифу, дочь была заменена на лань богиней Артемидой в последний момент, а саму Ифигению услали служить жрицей в метафорическую жертву богам.
В центре фильма Лантимоса история об убийстве отрока отцом — жертвоприношение. Так бы, по-Тарковски, я озаглавила этот фильм.
Принесение отрока в жертву — многочисленный и повторяющийся в истории и в культуре человечества ритуал. На костях младенцев строили реальные дома, закладывая кости для долговечности строения. Жертвы младенцев богам считались самыми угодными, когда это был единственный ребёнок или самый любимый.
Краеугольным камнем, на котором воздвигнута религия иудейско-евразийской культуры, была история о принесении Богом в жертву сына.
Главный герой фильма попадает, как Эдип, в замкнутое пространство рока, когда выбора нет. Опять рок.
И про рок можно говорить много с точки зрения психоанализа. Что-то управляет нами, но не мы. Что-то имеет силу и власть над нами, и мы это пытаемся подчинить себе, смирить это. Можно назвать это бессознательным. Можно назвать это, пользуясь лексикой нейробиологов, программами поведения. Но что-то в нашей жизни проносит нас по вехам, по этапам, обогнуть которые невозможно.
Итак, история неумолима, а мировой порядок, как в первоистории об Эдипе, страдает. В мифе об Эдипе нам известно, что люди в городе гибнут, и это решение богов. Они будут гибнуть, пока мировой порядок не будет восстановлен.
В истории человечества, запечатленной в других мифах и в религиозных обрядах, отец потенциально требовал жертвы от своих сыновей в обряде обрезания, дабы сыновья не посягали на имущество старшего в роду. Можно согласиться, что обряд заменил существовавшее ранее реальное оскопление или даже убийство. Эта жертва — жертва послушания.
Вся история человечества про этот выбор. Сынов всю жизнь слали на жертву ради спасения отчизны. Каждый сын «помнит» это. В истории Авраама, убивающего своего сына, — начало религии о готовности отца к жертве сына и о принесении этой реальной жертвы впоследствии в новозаветной истории.
Сейчас в истории отдельной семьи будущих детей приносят в жертву ради благосостояния семейной пары.
Мир построен на костях своих детей. Эту метафору недавно предложил Ларс Фон Триер в своем сенсационном фильме «Дом, который построил Джек».
И жертвоприношение не надуманная жертва, она происходит в каждом человеке в процессе его взросления. Принести в жертву свои желания во имя порядка, во имя разума, во имя своего будущего — не с этим ли выбором мы сталкиваемся ежедневно много раз. Эдипов конфликт — не только конфликт отдельного человека, человечество в целом его проживает постоянно.
P.S. Истории о прохождении Эдипова конфликта женщинами потребуют отдельного рассказа, но самые яркие фильмы про это, на мой вкус:
Обложка: The Illinois State University School of Theatre and Dance «Oedipus» (2017)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.