ефесянам что это такое
Глава XVII. О Послании к ефесеям
§ 110. Сведения об Ефесе и основание Церкви ефесской
Ефесы (по турецкому наименованию Аясалик) был столицей Малой Азии, а по свидетельству книги Деяний ( Деян.19:27 ), столицей идолопоклонства. Стоя на берегу Егейского моря в четырех верстах от берега, по сказанию русского путешественника Даниила, Ефес был средоточием малоазийской торговли с Грецией и славился богатством и многолюдством населения. Это многолюдство и было причиной того, что здесь имел местопребывание проконсул римский и было главное седалище языческой магии. Магия в Ефесе более нежели где-нибудь в другом месте славилась своими чарами, чему отчасти способствовало служение Диане или Артемиде (так называемой πολυμάσρῳ) в её великолепном и знаменитом храме ефесском (Strab. Lib XIV). В числе многолюдного населения Ефеса, по свидетельству книги Деяний Апостольских ( Деян.18:19; 19:8 ), было много иудеев, которых привлекли сюда, вероятно, выгоды торговли, а может быть и выгоды заклинания. 199 В первый раз c проповедью Евангелия Апостол Павел на некоторое время заходил в Ефес на пути из Коринфа, во второе путешествие около 53 года по Р. X. ( Деян.18:19–21 ).
Желание быть в Иерусалиме на празднике (вероятно, пасхи) не дозволяло тогда Апостолу остаться в Ефесе на долгое время. Впоследствии, т. е. в третье путешествие, посетив верхние страны малоазийские ( Деян.19:1 ), Павел пришел в Ефес (около 55 года по Р. X.). Нашедши двенадцать учеников Иоанновых, он низвел на них Св. Духа и месяца три проповедовал Евангелие в синагоге иудейской ( Деян.19:2–8 ). Но поскольку иудеи, по мере его усердия, более и более ожесточались и порицали учение Господне, то он оставил иудеев, отделил своих учеников, переместился в училище некоего тиранна (вероятно софиста или народного учителя), и таким образом еще два года проповедовал слово Божие в Ефесе ( Деян.19:9, 10 ). Для противоположения чарам магии Господь немалые чудеса творил здесь руками Павла, так что платки и полотенца, бывавшие на его теле, имели целебную силу и имя Господа Иисуса стали употреблять в заклинаниях даже неверующие ( Деян.19:11–17 ). Посредством сих чудотворений имя Божие возвеличилось в Ефесе так, что занимавшиеся тайными знаниями, или магией, принесли свои книги в одно место и сожгли оных на 50,000 драхм серебра (около 10,000 рублей сер., Деян. 19:18–20 ). Когда слово Божие таким образом укоренилось и укрепилось, Апостол решился оставить Ефес. Но в это время Димитрий среброковач произвел мятеж против проповедников Евангелия. Впрочем, сей мятеж благоразумием городского книжника был утишен и не причинил никакого вреда новооснованной Церкви ефесской ( Деян.19:23–40 ). По утишении мятежа, Апостол простился с учениками и отправился в Македонию ( Деян.20:1 ; сн. 19:22). Предание говорит, что, освободившись от первых уз в Риме, Апостол снова посетил Ефес (около 64 года по Р. X.) и Тимофея, ревностнейшего из своих сотрудников, поставил епископом тамошней церкви ( 1Тим. 1:3 ).
§ 111. Назначение сего послания ефессеям
Несмотря на то, что в начале послания ясно обозначено ближайшее назначение оного святым сущим в Ефесе ( Еф. 1:1 ), многие толкователи сомневаются в истине такого назначения и считают сие послание или соборным или посланием к лаодикийцам. Причины сомнения следующие:
1. В некоторых древних списках сего послания слова ἐν Εφεσῳ не читаются, а других заменяются словами ἐν Λαοδικεία. Но а) свидетельство некоторых епископов против свидетельства прочих ничего не значит и не должно изменять основанного на сих последних положения; и б) опущение слов εν Εφεσω и замену оных словами ἐν Λαοδικέιᾳ, по свидетельству Тертуллиана, произошло от Маркина и его последователей. «Из несомненного свидетельства Церкви, говорит он, мы знаем, что это послание назначено ефесиям, а не к лаодикийцам; но Маркиан некогда изменил у него надписание (Аd. Магcianem Lib. v. caput 17.) Следовательно из такого опущения или изменения не следует заключать, будто это послание написано не к ефесянам.
2) Св. Василий Великий, в книге против Евномия, опускает слова ἐν Εφεσῳ и приводит первый стих сего послания так: τοῖς ἀγίοις οὗσι καὶ πιστοῖς ἐν Χριστῷ ‘Ιησοῦ». Апостол в послании к ефесеям, говорит Василий наименовал их (верных) в особенном смысле сущими как соединенных искренно посредством познания с Сущим, сказав: святым сущим, и верным о Христе Иисусе ( Еф.1:1 ). Так и прежде нас бывшие предали сие и мы сами нашли в древних списках. Вот и рабы Христовы участвуют в этом наименовании (сущий); а Евномий не захотел удостоить сего названия самого Бога нашего, но нарек не сущим Того, Кто привел тварь из ничего в бытие (против Евномия книга 2 стр. 94). Но из этих слов св. Василия очевидно, что он не сомневался в назначении этого послания ефесянам. Что касается до указания на древние списки, то легко могло случиться, что эти списки вели свое начало от маркионитов, по вышепомянутому свидетельству Тертуллиана. Следовательно из свидетельства святого Василия Великого не следует заключение, будто это послание назначено не к ефесеям.
Напротив, у писателей древнейших находятся неоспоримые свидетельства, что это послание назначено Нижайшим образом ефесянам. Св. Игнатий Богоносец в своем послании к ефесской Церкви, говорит ефесянам «καὶ ἐστὲ ὠς Παῦλος ὑμῖν ἔγραψεν», и далее приводит слова из послания к ефесянам 4:4–6. Отсюда очевидно, что в первом христианском веке назначение сего послания ефесянам не подлежало сомнению. Подобные свидетельства касательно назначения сего послания ефесянам можно находить у Климента Александрийского, 200 у Оригена, 201 наконец во всех известных древних списках подлинника и во всех переводах, так как в оных первый стих сего послания читается: святым сущим в Ефесе ( Еф.1:1 ), согласно с ныне общепринятым чтением.
§ 112. Место и время написания
Из подписи, находящейся на большей части древнейших списков послания к ефесянам, видно, что оно написано в Риме и послано в Ефес с Тихиком. Подпись эта такова: «πρὸς ‘Εφεσίους ἑγράφη ἀπὸ Ρώμης διὰ Τυχίκου». Сие свидетельство подписи оправдывается в самом послании 1) тем, что писатель неоднократно говорит о своих узах за Христа (3:1; 4:1; 6:20), и 2) тем, что Апостол ясно говорит об отправлении Тихика к своим читателям, очевидно, для отнесения послания. Да висте и вы, яже о мне, что делаю, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен и служитель о Господе: его же послах к вам на сие истое, да увесте, яже о нас и да утишит сердца ваша ( Ефес.6:21, 22 ). Но в какое время написано это послание – достоверно неизвестно. поелику в послании к колоссянам, написанием во время первых уз Апостола в Риме ( Кол.4:3 ), упоминается об отправлении Тихика в Колоссы и поелику Ефес в сем случае лежал на самом пути Тихика в Колоссы, то некоторые полагают, что послание к ефесеям написано во время первых уз в Риме, около 62 года по Р. X., вместе с посланием к колосянам тем более, что сии послания сходны между собой. Другие, напротив, обращая внимание на то, что во втором послании к Тимофею, писанном во время вторых уз, сказано: Тихика послах в Ефес ( 2Тимоф. 4:12 ), полагают, что и послание к ефесеям написано в это же время. Сие последнее мнение подтверждают тем, что послание к ефесеям писано от имени одного Павла, тогда как в посланиях, писанных во время первых уз, присовокупляется имя Тимофея. 202
§ 113. Побуждение к написанию
Из содержания послания к ефесеям очевидно, что случаем и побуждением к написанию оного были: 1) особенное усердие ефесян к вере во Иисуса Христа и любовь ко всем святым, пробудившая в сердце Апостола радость и благодарение Богу ( Еф. 1 :15–17); 2) нужда утешить учеников, приходивших в уныние по причине бедствий, постигших их наставника в вере ( Еф. 3:13 ); 3) опасность соблазна от людей, склонных к идолопоклонству и волхованию, и от учителей, глаголющих развращения, явление коих предсказывал Апостол, прощаясь с пресвитерами ефесской Церкви ( Ефес. 4 :14; 5:6; сн. Деян. 20 :29, 30), и наконец 4) желание утвердить иудеев и язычников, составляющих Церковь ефесскую, во взаимной любви и согласии и побудить к достойному прохождению звания, в которое они призваны благодатью Христовой ( Ефес. 4:1–6 ).
§ 114. Содержание и разделение
При всей краткости послания к ефесеям Апостол объемлет в оном всю сущность учения о домостроительстве человеческого спасения через Иисуса Христа и обозначает все существенные обязанности призванных, как подвижников веры, как членов единого таинственного тела Церкви и как членов внешнего или гражданского общества. Кроме вступления (1:1, 2) и заключения (6:18–24), главных частей в послании к ефесеям, равно как и в прочих Павловых посланиях две: вероучительная (1:3; 3:21) и нравоучительная 4:1; 6:17).
1) В вероучительной части послания к ефесеям Апостол говорит о предопределении и призвании в царство благодати вообще и рассматривает сие великое благодеяние Божее а) по отношению к плодам призвания, которые суть: святость и непорочность в любви, усыновление Богу, облагодатствование, прощение грехов и дарование мудрости и благоразумия (1:4–8); б) по отношению к главной цели призвания, которая состоит в откровении воли Божией и соединении всех тварей небесных и земных под единой главой – Христом (1:9, 10); в) относительно лиц призываемых, которые должны служить к возведению славы Божией, будучи запечатлены Духом Святым, ибо есть обручение или залог наследия нашего (1:11–14). Потом благодарит Бога за преуспеяние ефесян в вере и любви и молится о даровании им большей премудрости и просвещения, дабы они могли познать величие уготованного святым наследия во Христе, и по человечеству превознесенном выше всех ангелов, с Которым Церковь тесно соединена, как тело со своей главой (1:15–23); и чтобы могли понять, сколь изобильна благодать Божья, когда человечество, мертвое по своему нравственному состоянию, воскрешено и спосажено на небесных во Христе Иисусе, так что христиане действительно составляют некоторое новое творение, созданное во Христе Иисусе на добрые дела (2:1–10). За сим, рассматривая тайну соединения иудеев и язычников в одну Церковь, Апостол говорит, что язычники, прежде отчужденные от общества верующих, ныне в церкви Христовой получают одинаковые права с иудеями, потому что крестной смертью Христа отменен закон обрядовый, так как ныне все равно примиряются с Богом заслугами Искупителя; потому и язычники, уверовавшие уже не прозелиты или пришельцы (как это было в ветхозаветной Церкви), но сожители святых и приснии Богу, утверждаясь, как иудеи на одном и том же основании и Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу и стройно возрастая в храм или жилище Божие Духом (2:11–22), Сия-то тайна домостроительства благодати Божией, уравнивающая язычника с иудеем, непоказанная сынам человеческим в прежние роды, но открытая ныне Апостолам Христовым, вверена ми, говорит Апостол Павел, наименьшему из всех святых, для проповедания и сделалась причиною моих уз (3:1–12). Поэтому прошу вас не унывать по причине уз моих за вас, которые суть слава ваша (3:13), и молю Бога, чтобы Он дал вам исполниться всею полнотою Божиею и воссылаю славу Тому, Который может сделать для нас несравненно более, нежели чего мы просим и о чем помышляем (3:14–21).
2) В нравоучительной части послания Апостол просит ефесян поступать достойно звания, в которое они призваны, а именно а) касательно взаимного отношения верующих заповедует смиренномудрие, кротость, великодушие, любовь и мир, так как христиане составляют, одно тело, высшие блага у них одинаковы и на всех равно изливаются от Христа, Который н поставил в Церкви пастырей и учителей для руководства и хранения верующих (4:1–16); б) касательно внешних поступков и отношения к обществу гражданскому заповедует отложить прежний языческий образ поведения и, согласно принятому учению, облекаться в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины (4:17–24); посему заповедует быть правдивыми, негневливыми, честными, трудолюбивыми, скромными и назидательными в разговорах, и вообще в своем поведении не оскорблять Св. Духа Божия, которым запечатлены в день искупления (4:25–32); побуждением к сему представляет подражание Богу, взаимную любовь, гнев Божий, карающий грешников, нелепость и гнусность порока и благоразумное употребление настоящего времени, благоприятного для спасения (5:1–21); в) в отношении семейном заповедует, чтобы жены повиновались своим мужьям как Господу, а мужья любили своих жен как самих себя (5:22–33); чтобы дети повиновались родителям, а родители воспитывали детей в учении Господнем (6:1–4); чтобы рабы были послушны и верны господам, а господа поступали с рабами, послабляюще им прещения (6:5–9). В заключение нравоучительной части послания представляет описание духовного христианского всеоружия против козней диавольских (6:10–17), показывая, что способ успешного ведения этой брани состоит в духовном бодрствовании и неусыпной молитве (6:18).
В заключении послания Апостол просит у ефесеев молитв о прочих церквах и о себе и объясняет поручение, данное Тихику при отправлении его в Ефес; т. е. чтобы он рассказал об обстоятельствах Апостола и таким образом утешил сердца учеников ефесских.
§ 115. Отличительные черты послания к ефесеям
Иосиф Флавий свидетельствует, что искусство заклинания злых духов было в большом употреблении между иудеями и что они производили это искусство от Соломона. Аntiq. Lib. 8, сар.
Ефесянам введение
ВВЕДЕНИЕ К ПОСЛАНИЮ К ЕФЕСЯНАМ
ПРЕВОСХОДНОЕ ПОСЛАНИЕ
По общему мнению, Послание к Ефесянам стоит очень высоко среди богослужебной и богословской литературы христианской Церкви. Его по праву назвали «королевой посланий». Многие считают, что оно действительно представляет вершину в развитии мысли Нового Завета. Перед смертью, Джон Нокс очень любил, чтобы ему читали из книги Жана Кальвина «Проповеди из Послания к Ефесянам». Послание к Ефесянам, несомненно, занимает особое место среди Павловых посланий.
Но, тем не менее, в связи с ним возникает несколько очень серьезных проблем. И эти проблемы не результат изысканий и размышлений слишком придирчивых ученых — они очевидны для каждого. Если, однако, разобраться в этих трудных местах, то Послание к Ефесянам приобретает еще большее значение и сияние.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРИ КОТОРЫХ НАПИСАНО ПОСЛАНИЕ
Прежде чем обратиться к неясным местам послания, давайте изложим несомненные. Во-первых, вне всякого сомнения, Послание к Ефесянам было написано Павлом, когда он находился в тюрьме. Он сам называет себя «узником Иисуса Христа» (3:1); он «узник в Господе», умоляющий их (4:1), и он «исполняет посольство в узах» (6:20). Именно в тюрьме и совсем незадолго до своей смерти написал Павел Послание к Ефесянам.
Во-вторых, Послание к Ефесянам тесно связано с Посланием к Колоссянам. Складывается впечатление, что Тихик доставил оба послания. В Послании к Колоссянам Павел пишет, что Тихик скажет им все о нем (Кол 4:7); а в Послании к Ефесянам Павел пишет, что Тихик известит их обо всем (Еф 6:21). Кроме того, и по содержанию оба послания схожи между собой настолько, что 55 стихов в них идентичны. Как считал Кольридж, либо Послание к Колоссянам — «то, что не поместилось» в Послании к Ефесянам, либо Послание к Ефесянам — расширенная редакция Послания к Колоссянам. Позже мы увидим, что именно это сходство дает нам ключ к разгадке того уникального места, которое Послание к Ефесянам занимает среди других посланий Павла.
ТРУДНОСТИ И ВОПРОСЫ
Итак ясно, что Послание к Ефесянам написано было тогда, когда Павел находился в тюрьме за веру, и что оно очень тесно связано с Посланием к Колоссянам. Но трудности появляются, как только мы пытаемся выяснить, кому же было написано Послание к Ефесянам?
В те далекие времена письма писались на свитках папируса. Законченное письмо перевязывали ниткой и, если оно было особенно интимным или важным, узлы на нитке запечатывались. Но, за редким исключением, на них не ставился адрес по той самой простой причине, что не было почтовой службы обслуживавшей всех. Налажена была государственная почта, но она была доступна лишь для официальной или императорской переписки, а не для частных лиц. Письма передавались в те времена лично, и поэтому адрес был не нужен. Поэтому и названия посланий Нового Завета вовсе не являлись частями самих посланий. Они были озаглавлены позже, когда послания были собраны и изданы, чтобы их могли читать все церкви.
Если внимательно изучать Послание к Ефесянам, то становится маловероятным, чтобы оно было написано для церкви в Ефесе. Его внутренние аргументы позволяют сделать такое заключение:
а) Послание было адресовано язычникам. Получателями послания были «язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками без Христа, отчужденны от общества израильского, чужды заветов обетования» (2:11,12). Павел призывает их «чтобы вы более не поступали, как прочие народы» (4:17). Сам факт, что они были язычниками еще не значил сам по себе, что послание не могло быть написано Ефесянам, но следует отметить его.
б) Послание к Ефесянам наиболее безличное из всех его посланий. В нем вовсе отсутствуют приветствия и личные пожелания, которых так много в других посланиях. Это необычайно, тем более, если вспомним, что Павел провел больше времени в Ефесе, чем в каком-либо другом городе; не менее трех лет (Деян 20:31). К тому же в Новом Завете нет другого столь интимного и нежного отрывка, как Деян 20:17−35, где приведен прощальный разговор Павла с пресвитерами Ефесской церкви перед его отъездом из Милита во время последнего путешествия. Ввиду всего этого очень трудно поверить, чтобы Павел послал в Ефес такое письмо без личного обращения.
в) Из письма видно, что Павел и адресат послания лично не знали друг друга, а их знания друг о друге были основаны на слухах, в 1:15 Павел пишет: «я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса». Их преданность стала известна ему по сведениям, а не из личного опыта. В 3:2 он пишет им: «Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас». Другими словами: «Если вы слышали, что Бог возложил на меня особую миссию и обязанность быть апостолом язычников, таких как вы». Они знали, что Павел был апостолом язычников от других, но сами они в личные контакты с ним не вступали. Таким образом, уже из этих мест видно, что в нем отсутствуют свидетельства той близкой и личной связи, которая существовала между Павлом и церковью в Ефесе.
БЫЛ ЛИ ПАВЕЛ АВТОРОМ?
Некоторые ученые пошли еще дальше и нашли еще одну трудность в Послании к Ефесянам. Они стали сомневаться в том, был ли Павел вообще его автором. На чем же основывают они свои сомнения?
Они говорят, что словарный состав послания отличается от словаря Павла; и, действительно, в Послании к Ефесянам есть около семидесяти слов, которые не встречаются в других его посланиях. Но этот факт не должен волновать нас, потому что в Послании к Ефесянам Павел говорит о таких вещах, о которых он раньше никогда не писал. Мысли его были направлены на то, о чем он раньше не говорил; само собой разумеется, ему потребовались и новые слова, чтобы выразить эти новые мысли. Было бы наивно предполагать, чтобы человек с таким умом никогда не обогащал бы свой словарь, а всегда выражался бы одинаково.
Они утверждают также, что и стиль послания — не Павлов. Правда, видно даже в переводе, не говоря уже о греческом оригинале, что стиль Послания к Ефесянам отличен от стиля других посланий. Все другие послания Павла написаны для решения определенной ситуации. Но, как правильно отметил исследователь МакНил, Послание к Ефесянам «представляет собой богословский трактат, или точней, религиозные размышления». И действительно, даже слог этого послания отличен от других посланий. Моффат выразил это так: обычно речь Павла льется как стремительный поток; но в Послании к Ефесянам — «это спокойная светлая река, плавно текущая в наполненных крутых берегах». Длина предложений в Послании к Ефесянам поразительна. В греческом оригинале Еф 1:3−14.15−23; Еф 2:1−9; Еф 3:1−7 — в каждом случае одно сложное, разветвленное предложение. Послание к Ефесянам даже справедливо и прекрасно называли «поэмой в прозе». Все это очень отличает стиль Послания к Ефесянам от обычного стиля Павла.
Что можно на это сказать? Во-первых, можно привести явный факт, что крупный писатель никогда не пишет в одном стиле. Так, например, у Шекспира можно отметить различие в стиле в «Гамлете», «Сне в летнюю ночь», «Укрощении строптивой» и в «Сонетах». Каждый крупный стилист, а Павел был крупным стилистом, пользуется тем стилем, который отвечает его цели и обстоятельствам в момент написания. Несправедливо было бы сомневаться в авторстве Павла только потому, что он пользовался новым стилем и новыми словами.
Но это еще не все. Вспомним, как Павел писал большинство своих посланий. Он писал их, с головой погрузившись в миссионерскую деятельность, и чаще всего, находясь в дороге. Он писал их, стремясь разрешить какую-либо животрепещущую проблему, не терпящую отлагательства. Другими словами, большинство своих посланий Павел написал, не располагая достаточным временем. Теперь же вспомним еще, что Павел написал Послание к Ефесянам в тюрьме. Разве тогда удивительно, что стиль, которым написано Послание к Ефесянам, отличается от стиля предыдущих посланий?
Более того, эти различия в стиле, этот созерцательный поэтический характер особенно явно проявляются в первых трех главах. Ведь они представляют собой одну длинную молитву, которая достигает своей кульминации в славословии. В других посланиях Павла нет ничего подобного. Здесь же перед нами язык лирической молитвы, а не язык аргументов, споров или порицаний.
Эти отличия вовсе не доказывают, что Павел не был автором Послания к Ефесянам.
ИДЕЯ ПОСЛАНИЯ
Некоторые ученые хотели бы пойти дальше и заявляют, что идея, заложенная в Послании к Ефесянам, превосходит все прочие идеи, высказанные Павлом во всех других посланиях. Давайте же рассмотрим внимательнее эту идею. Мы уже видели, что Послание к Ефесянам внутренне связано с Посланием к Колоссянам, центральной идеей которого является полнота во Иисусе Христе. В Иисусе Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол 2:3); «в Нем обитала всякая полнота» (Кол 1:19); «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9); Он Один необходим для спасения человека и в Нем Одном может обрести человек искупления и прощение грехов (Кол 1:14). Вся идея Послания к Колоссянам сводится к совершенной полноте во Христе.
Мысль, заложенная в Послании к Ефесянам является развитием этой идеи. Она изложена в двух стихах первой главы, в которых Павел говорит о Боге, Который «открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф 1:9,10).
Основная мысль Послания к Ефесянам состоит в том, чтобы соединить все небесное и земное в Иисусе Христе. В природе без Христа господствует разлад и дисгармония, непрерывная борьба, «везде звериные зубы и когти». Господствующее положение человека разрушило существовавшее в природе чуткость между человеком и зверем; но человек отдалился и от человека; возникло классовое разделение, национальное, идеологическое; иудеи обособились от язычников. Что происходит во внешнем мире, происходит и в душе человеческой. Борьба происходит и внутри каждого человека. В каждом человеке идет своя гражданская война, его душа разрывается между добрыми побуждениями и порочными порывами. Он ненавидит свои грехи и в то же время любит их. И греческая и иудейская философские школы времен Павла считали, что эта дисгармония распространилась везде, даже на небесах. Между силами добра и зла идет отчаянная борьба, охватившая вселенную, борьба Бога с демонами. Но хуже всего дисгармония между Богом и человеком. Человек, который должен был стать поборником Богу, стал чуждым Ему.
Итак, в этом мире без Христа господствует отчужденность. Но она не входила в предначертания Бога; она будет устранена лишь тогда, когда все соединится во Христе. Как сказал английский богослов Е. Ф. Скотт: «Бесчисленные нити должны вновь сойтись во Христе, вновь связаны воедино, как это было в начале». Центральная мысль Послания к Ефесянам как раз и заключается в осознании этой разобщенности, и того, что единство может быть восстановлено только тогда, когда все вновь соединится во Христе.
ФУНКЦИЯ ЦЕРКВИ
Павел развивает в первых трех главах Послания к Ефесянам концепцию единства в Иисусе Христе; в следующих трех он говорит о роли Церкви в предначертаниях Божиих по осуществлении этого единства. В них Павел излагает одну из своих величайших мыслей: Церковь есть тело Христово. Церковь должна стать руками Христа для выполнения Его свершений, ногами — чтобы быть у Него в посыльных, устами — чтобы говорить за Него. Итак, в Послании к Ефесянам Павел развивает две идеи: во-первых, Христос — посредник Божий для примирения Бога с людьми; во-вторых, Церковь — посредник Христа для примирения Бога с людьми. Церковь должна возвещать Христа миру, и именно в Церкви должны быть разрушены все перегородки и достигнуто единство разобщенных ее частей. Как это выразил Е. Ф. Скотт: «Церковь стоит за те цели всемирного примирения и объединения, ради которых явился Христос, и во всех своих взаимоотношениях друг с другом христиане должны стремиться к тому, чтобы воплотить в жизнь эту созидательную идею Церкви».
КТО КРОМЕ ПАВЛА?
Предыдущем состоят идеи Послания к Ефесянам. Как мы уже видели, некоторые ученые, ссылаясь на словарь, стиль и идеи этого послания, считают, что Павел не мог написать его. Американский ученый Е. Дж. Гудспид выдвинул интересную, но неубедительную теорию. Возможно, что послания Павла были впервые собраны в Ефесе в 90 г. и после этого были разосланы церквам. Гудспид полагает, что человек, ведавший сбором этих посланий, один из учеников Павла, написал Послание к Ефесянам как заглавие к своеобразному введению ко всему собранию. Но эта теория не выдерживает серьезной критики: любое подражание слабее, чем оригинал. Но Послание к Ефесянам одно из самых важных посланий Павла; можно даже сказать, что самое выдающееся из его посланий. Если же его написал не Павел, то мы должны принять, что его автором была более выдающаяся личность, чем Павел. Здесь уместно привести вопрос, поставленный Е. Ф. Скоттом: «Можно ли поверить, что во времена Павла в Церкви был столь выдающийся учитель, оставшийся неизвестным? Естественнее всего было бы допустить, что автором послания, столь похожего на лучшие работы Павла, мог быть только сам Павел». Никто никогда не имел более великого видения Христа, чем Павел: он увидел в Нем центр, в котором сливается воедино все. Ни у кого не было и более великого видения Церкви, чем это, в котором он видит в Церкви инструмент Божий для осуществления всемирного примирения. И вероятней всего никто, кроме Павла, не мог подняться до подобной проницательности.
АДРЕСАТ ПОСЛАНИЯ
Но вернемся к вопросу, который мы только что оставили неразрешенным. Если Послание к Ефесянам не было написано в Ефес, то какой же тогда церкви было адресовано это послание?
Самым первым было высказано предположение, что оно было написано в Лаодикию. В Кол 4:16 Павел пишет: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийский церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». Из этого стиха следует, что Павел послал письмо церкви в Лаодикии. Среди дошедших до нас Павловых посланий нет такого. Маркион, один из тех, кто первым составлял собрание посланий Павла в середине второго века, действительно называет Послание к Ефесянам «Посланием к Лаодикийцам». Так что в самое первое время в Церкви сложилось мнение, что Послание к Ефесянам было первоначально написано в Лаодикию.
Если мы примем эту интересную и заманчивую теорию, нам все же остается объяснить, каким образом послание утеряло свой первоначальный адрес в Лаодикию и почему его стали связывать с Ефесом? Обсудим два объяснения.
Может быть, когда Павел умер, церковь в Ефесе знала, что в распоряжении церкви в Лаодикии находится чудесное послание от Павла, и они написали в Лаодикию с просьбой прислать им копию этого послания. Такая копия могла быть выполнена и послана в Ефес без упоминания «в Лаодикии» в первом стихе, оставив это место пустым, как это и видно из первых списков. Приблизительно через тридцать лет после этого послания Павла были собраны для рассылки всем церквам. Нужно также отметить, что Лаодикия находилась в области, где часто происходили землетрясения и может быть, что к этому времени все тамошние архивы погибли, и поэтому послание к лаодикийцам стало известно по единственной сохранившейся в Ефесе копии как Послание к Ефесянам.
Другое предположение было высказано немецким ученым Гарнаком. В последующее время церковь в Лаодикии к сожалению сошла с пути благодати. В Откровении приведено послание к лаодикийцам (Откр 3:14−22), которое грустно читать. В этом послании Воскресший Христос осуждает церковь в Лаодикии, столь беспощадно, что Он обращается к ней со следующими яркими словами: «Извергну тебя из уст Моих» (Откр 3:16). Кроме того, в древнем мире был обычай, называвшийся дамнатио мемориае — осуждение памяти человека. Даже если человек неоднократно сослужил своей родине отличную службу, за которую имя его было внесено в книги и анналы истории, или в различные надписи и памятники, но если он после этого попал в нечестивую историю, совершил предательство или еще что-нибудь крайне бесчестное, память о нем предавалась проклятию. Его имя вымарывали из всех книг, сбивали со всех надписей и памятников. Харнак допускает, что церковь в Лаодикии могла подвергнуться такому дамнатио мемориае церковных летописей. Если дело действительно обстояло так, то послание к лаодикийцам не должно было бы иметь адресата; и когда в Ефесе собирали послания Павла, ему могли дать имя Ефеса.
ПОСЛАНИЕ ВСЕМ ЦЕРКВАМ
Оба предположения могут быть верными, но еще более вероятней третье. Нам кажется, что Послание к Ефесянам вообще не было написано для какой-нибудь одной церкви, а представляло собой своего рода циркулярное письмо всем Павловым церквам в Азии. Давайте еще раз обратимся к Кол 4:16, где он пишет: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». Павел не пишет, чтобы колоссяне прочитали послание в Лаодикию, они должны прочитать послание из Лаодикии. Павел как бы говорит: «Я разослал послание по церквам, сейчас оно находится в Лаодикии; когда его перешлют из Лаодикии к вам, прочитайте его». Это звучит так, будто по церквам в Азии распространялось какое-то послание. Мы полагаем, что это и было Послание к Ефесянам.
САМОЕ ГЛАВНОЕ У ПАВЛА
Если это так то Послание к Ефесянам является превосходным посланием Павла. Мы уже отметили, что Послание к Ефесянам и Послание к Колоссянам очень близки друг другу. Как нам кажется, Павел написал Послание к Колоссянам по совершенно конкретному поводу, в связи с проявлением еретических взглядов. В ходе написания этого послания ему открылась великая истина о превосходстве Христа. И он сказал себе: «Это я должен поведать всем людям». И он использовал все, изложенное в Послании к Колоссянам, изъял оттуда все специфические, спорные и преходящие моменты, и написал новое послание, с тем, чтобы сообщить всем людям превосходящую разумение любовь Христову. Как мы видим, Послание к Ефесянам представляет собой послание Павла всем восточным церквам, в котором он возвещает верующим, что предначертанное единство всех людей вселенной может быть достигнуто лишь во Христе, и что высший удел Церкви — служить Христу во всеобъемлющем примирении людей между собой и людей с Богом. Вот почему Послание к Ефесянам — королева среди всех посланий.
В Послании к Ефесянам доводы Павла тесно сплетены между собой. Павел часто говорит длинными сложными предложениями, которые трудно растолковать. Чтобы действительно понять послание, лучше иногда прочитать его сразу сравнительно большими отрывками, а потом разбивать эти отрывки на более мелкие абзацы для детального изучения.
комментарии Баркли на послание к Ефесянам, введение