Эффект герострата что это
КОМПЛЕКС ГЕРОСТРАТА И ВАНДАЛИЗМ
Как известно, у подростков множество комплексов. Психологи считают, что как раз в этом возрасте они чаще всего и появляются. Затем проходят, подавляются или превращаются в неустранимую черту личности. Подросток — это какая-то фабрика по изготовлению комплексов неполноценности. Но есть среди них и те, что называют социальными по своей природе.
Комплекс Герострата у подростков — демонстративно разрушительное, шокирующее публику поведение ради того, чтобы выделиться, обратить на себя внимание, прославиться или кому-то понравиться. Вот почему они часто рискуют, дерутся, разрушают. Возможно, с этим комплексом связано такое распространенное в наши дни явление, как вандализм.
Вандализм — бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей, осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. В нашей стране вандализм наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 ч, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
22 Седнев В. Надписи и рисунки в общественном транспорте // Философская и социологическая мысль. 1993. № 1; Скороходова А.С. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал. 1998. № 1; Руденко В.Н. Политическое граффити // Социологические исследования. 1997. № 10; Борисов Ю. Механизм «гедонистического риска» и его роль в отклоняющемся поведении молодежи // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3.
и подростковый феномен. У некоторых престарелые родители начинают уже умирать, и вы чувствуете, что стали последним рубежом перед небытием.
Слово «вандализм» произошло от названия древнегерманского племени вандалов, прославившихся разграблением Рима и разрушением античных памятников. В 410 г. Аларих и вестготы захватили Рим и три дня беспощадно его грабили. Конечно, и до Алариха были завоевания, но Аларих потряс тем, что он захватил сердце империи, Рим, и беспощадно раздавил его. Это всего лишь эпизод Великого переселения народов, охватившего в III—V вв. н.э. большую часть Евразии: три столетия Запад и Восток, а также Север и Юг не знали покоя от нашествия диких племен. Великие державы античности —
|
Рим, Парфия, Хань — рухнули под их натиском. В движение пришли десятки народов и племен, населявших античные империи или живших рядом с ними. Большей частью это были «варвары», т.е. люди, сохранившие догосудар-ственную структуру общества, слабо связанные с городской экономикой и земледелием на орошаемых полях, а потому сравнительно легкие на подъем. Сдвинувшись с обжитых мест в поисках лучшей доли, сотни тысяч варваров на многие десятилетия или на века погрузили Европу в Средневековье. Так выглядела «Эпоха этнического хаоса», именуемая также Великим переселением народов.
Вандализм — одна из форм разрушительного поведения человека
В XIX в. слово «вандализм» вошло в литературный обиход как обозначение разрушения или порчи произведений искусства и памятников архитектуры, а также общественной, частной, коммунальной собственности, поломки оборудования в учебных заведениях, на транспорте, нанесение рисунков
и надписей на стены и т.п. Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парка и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. В современном понимании вандал — человек непросвещенный, грубый, противный образованности.
Вандализм тесно связан с агрессивным поведением. Он обязательно сопутствует войнам, геноциду, преследованиям по социальным, этническим или религиозным основаниям. Вандализм является видом деструктивного поведения и зависит от нравственной атмосферы в социуме и отношения к нравственным ценностям. Вандализм неотрывен от корысти, глупости, злобности, мстительности и т.п. Во многих странах мира наблюдается тенденция к росту преступлений, связанных с вандализмом, включая посягательства на памятники, предметы искусства, антисоциальные деяния групп молодежи, совершаемые в состоянии возбуждения в ходе или после массовых мероприятий и др.
Сожженные кнопки в кабине лифта и разбитые плафоны являются серьезной проблемой для лифтовых служб города. Лифтовики встречаются с вандализмом столь часто, и явление это столь неискоренимо, что у специалистов это жаргонное слово приобрело статус официального термина. Ежегодно многие сотни единиц запчастей уходят только на то, чтобы восполнить потери от сознательной порчи лифтового оборудования. Затраты на подобные мероприятия ложатся ощутимым бременем на городской бюджет. Ниже приведены цифры, иллюстрирующие ситуацию за последние два года в г. Иваново (табл. 29).
Таблица 29 Ущерб от сознательной порчи лифтового оборудования, руб.
2000 г. | 2001г. | |
Мелкое хулиганство | 25 367,81 | 14 204,11 |
Хищения | 46 906,33 | 196 735,50 |
Крупный ущерб | 180 368,40 | 108 438,60 |
ИТОГО | 252 642,54 | 319 378,21 |
За прошедший год случаи мелкого хулиганства (те самые сожженные кнопки и плафоны в лифтах) стали приносить почти в два раза меньше хлопот. Однако стоит упомянуть, что это происходит не по причине смягчения нравов, а исключительно благодаря усилиям лифтовых служб. В последнее время испорченные комплектующие заменяются на оборудование в антивандальном исполнении, что затрудняет их повторную порчу.
В США за вандализм ежегодно арестовывается около 200 тыс. человек (и 15 тыс. за поджоги 23 ). По данным обследования 899 домохозяйств в сельской местности штата Огайо, за год 15,5% хозяйств испытали хотя бы один случай вандализма, более 40% пострадали два раза и более. Особенно часто встречаются такие виды вандализма: разрушения или порча почтовых ящиков молотком или битой; наезд на газоны и посевы; битье стекол домов, га-
23 U.S. Bureau Census: Statistical Abstract of the United States. 1997. 117-th ed. Washington: DC, 1997.
Немало примеров можно почерпнуть также из нашей действительности. Москва. 31 марта 2003 г., во время концерта «Рэп-вечеринка» в ДК имени 40-летия Октября на Рязанском проспекте произошли массовые беспорядки. Около 20 подростков ворвались в здание и начали бесчинствовать. Так, из хулиганских побуждений подростки разбили стеклянные двери и несколько стекол в здании ДК. 12 марта 2003 г. неизвестные устроили погром в Северо-Кавказском государственном технологическом университете. 4 мая 2002 г. нападению неизвестных вандалов подвергся монумент героям фронта и тыла, установленный в центре Иванова. С мраморных плит постамента похищены буквы. Это уже второй акт вандализма, совершенный в отношении этого монумента. В 2001 г. также были похищены буквы, изготовленные из цветного металла, а некоторые мраморные плиты украдены или расколоты. 10 июля 2002 г. на Тракторозаводском кладбище Волгограда совершен акт вандализма: были разбиты памятники на нескольких могилах. На некоторых из памятников нарисована фашистская свастика. Рисунки сопровож-
DonnermeyerJ.F., Phillips G.H. Vandals and vandalism in the USA // Vandalism: Behavior and motivation / Ed. by С Levy-Leboyer. Amsterdam, 1983.
Wiesenthal D.L. Psychological aspects of vandalism // European Perspectives in Psychology / Ed. by 26 P. Drenth et al. 1990. №. 3.
Скороходова А.С. Вандализм // Социологический журнал. 1999. № 3—4.
HauberA.R. A dutch perspective on some of the effects of alternative sanctions // Crime, Law and Social Change. 1991. N 15; Goldstein A. The psychology of vandalism. N.Y., 1996; Abel E.L., Buckley B.E. The handwriting on the wall: Toward a sociology and psychology of graffiti. Westport, 1977; Brewer D.D., Miller M.L. Bombing and burning: The social organization and values of hip hop graffiti writers and «tiplications for policy // Deviant Behavior. 1990. Vol. 11. N 4.
дены надписью «скинхеды». Неизвестные вандалы в Волгограде на мусульманском участке кладбища осквернили шесть могил. 30 июля 2003 г. был осквернен памятник Непокоренным в Новороссийске, установленный в память расстрелянных в годы Великой Отечественной войны советских военнопленных и еврейского населения Новороссийска. Вандалы облили краской мемориальную плиту и сорвали венок от еврейской религиозной общины Новороссийска. 9 июня 2002 г. в центре Москвы прошли беспорядки с участием болельщиков. Как сообщает корреспондент РБК с места события, после окончания футбольного матча между командами России и Японии, разгоряченные болельщики начали громить автомобили и витрины, как на Манежной площади, так и на Тверской улице. В результате погромов сожжено и разбито множество припаркованных автомобилей, в том числе перевернут автобус РТР. По словам корреспондента РБК, полностью уничтожена витрина в книжном магазине «Москва» напротив здания столичной мэрии, разбиты также все стоящие поблизости автомашины. В результате бесчинств хулиганов один человек погиб и более 30 получили ранения и травмы различной степени тяжести. Кроме того, ножевое ранение получил сотрудник милиции. Каждый год на ремонт павильонов на автобусных остановках в столице затрачивается более 75 млн руб. Восстановлением ежедневно занимаются бригады численностью в 600 человек. На МКАД такой павильон стоит только три дня. На смену старым стеклянным пришли новые — бронированные. Но и они не выдерживают натиска современных вандалов — молодежи в возрасте от 15 до 30 лет в подпитье. Последнее достижение — павильоны с бронированным стеклом, выдерживающие прямое столкновение с автомобилями, несущимися на скорости 60 км в час, отступают перед вандалами. Стекло бьют, особо прочный пластик — поджигают или выламывают. Автобусные павильоны так и называют — антивандальные. Все самое гнусное зло творится под покровом ночи. И в темных местах. Видно в эту самую темноту стремятся погрузить Димитровград некоторые его жители, раз за разом крушащие автобусные павильоны из стеклопластика и вырывающие с корнем фонари на Мосту Влюбленны.
Герострат и слава Герострата: сожжение храма Артемиды Эфесской и история выражения
Забыть Герострата: сожжение храма Артемиды Эфесской
В греческом городе Эфесе в Малой Азии стоял великолепный храм Артемиды Эфесской. В 356 году до н.э. местный житель по имени Герострат (Ἡρόστρατος) поджег храм, и тот сгорел дотла.
Под пыткой Герострат признался, что уничтожил храм, желая таким способом прославиться. Тогда безумца казнили и велели предать вечному забвению: суд под страхом смерти запретил произносить и записывать его имя.
Следующее желание славы соединено со святотатством. Ибо нашелся такой человек, которой для того вознамерился сжечь храм Дианны Ефесской, чтоб погублением оного наипрекраснейшего здания имя его известно сделалось во всем свете: которое впрочем неистовство мыслей показал он в пытке. Однако Ефесцы весьма разумно поступили в сем деле, истребив память того негоднейшего человека определением нарочным: которое конечно бы и погибло, ежели бы Феопомп по великому своему красноречию и разуму не внес оного в своих повествованиях.
Валерий Максим. « Достопамятные деяния и изречения » (Перевод Ивана Алексеева, 1772 год)
Герострат и слава Герострата. Примеры употребления
Холоп венчанного солдата,
Благодари свою судьбу:
Ты стоишь лавров Герострата
И смерти немца Коцебу.
А.С. Пушкин. Эпиграмма на Стурдзу
О Потапенке ходят самые гнусные рассказы, кои по гнусности я и передавать не стану. Вообще мы стали популярны геростратически.
Александр Чехов. Письма Антону Павловичу Чехову
Он в ту пору был еще антимилитаристом и геростратовской славы создателя сверхоружия вовсе не жаждал.
Д.С. Данин. «Нильс Бор
Теляковский жадно накидывается на всякого, кто награжден шумом рекламы и славы, хотя бы геростратовой, вроде г. Мейерхольда…
Юрий Елагин. «Темный гений»
Неудивительно после этого, что при жизни Александра I истинный поджигатель Москвы Ростопчин отпирался от славы русского Герострата.
Александр Архангельский. «Александр I»
Вообразите: эфесский храм сгорел только по недосмотру пожарной службы, и чтобы это скрыть, сочиняют версию о поджоге, с запретом называть имя поджигателя. Такой версии обеспечен успех.
М.Л. Гаспаров. «Записи и выписки»
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
В ночь на 21 июля 356 г. до н.э. в античном мире произошли два важных исторических события. Один человек создал историю, другой стёр её. Вечером в городе Пелла, столице древнегреческого королевства Македония, одна из жён короля Филиппа II, Олимпиада, родила мальчика. Через несколько лет этот ребёнок создаст одну из крупнейших империй древнего мира, переписав историю большей части Европы, Азии и северо-восточной Африки.
Другое событие было более прозаичным: один безумец поджёг храм.
Новорождённый был не кем иным, как будущим Александром Великим. Поджигателя звали Герострат. Храм, поджог которого был совершён, тоже являлся непростым. Это был один из величественнейших храмов на Земле, одно из семи чудес древнего мира — храм Артемиды в Эфесе. Сейчас это территория современной Турции, недалеко от города Сельчук.
Храм Артемиды был настолько прекрасен, что даже персы при завоевании пощадили его.
Задолго до появления самого города Эфес, ещё за полторы тысячи лет до нашей эры, людские поселения в местности уже были. Племена, которые там жили, поклонялись Великой Матери. Когда территорию захватили ионийцы, культ им понравился, идея тоже. Они внесли некоторые изменения и культ трансформировался в почитание богини плодородия и охоты, Артемиды. Её просили о помощи в родах, о счастливом браке. У древних греков Артемида являлась покровительницей всего живого на Земле. Для своей великой богини греки и решили построить столь великолепный храм, который был сразу же внесён в список чудес света.
Современники сразу внесли храм Артемиды в Эфесе в список чудес света.
Колоссальное произведение архитектурного искусства и первое греческое строение из мрамора. Размеры здания впечатляли — оно занимало площадь равную двум современным спортивным стадионам. Колонны храма в высоту были чуть меньше сегодняшнего пятиэтажного дома. Они стояли в два ряда вдоль широкого церемониального прохода вокруг целлы, где находился алтарь богини Артемиды.
Средства на строительство этого храма пожертвовал легендарный лидийский царь Крез. Архитектурный проект был разработан Херсифроном. Он решил строить здание непременно из мрамора. По счастливой случайности его обнаружили неподалёку. Место под строительство выбрали тоже нестандартное. Из-за частых землетрясений в регионе, храм архитектор решил строить на болоте. Такая почва будет смягчать подземные толчки и защищать, таким образом, само здание. Под строение был вырыт огромный котлован, который засыпали углём и шерстью, а уже поверх построили фундамент.
Внутри храм Артемиды был дивно украшен резьбой, скульптурами и рельефами на стенах. Крышу декорировали мраморными плитами. Статуя богини была высечена из чёрного дерева и слоновой кости, фигуру инкрустировали драгоценными камнями и золотом.
Поджог величественного храма Артемиды Эфесской, скромным преступником Геростратом.
Величественное строение было не только культурно-духовным центром, но и финансово-деловым. Тут был местный банк, управляли им жрецы. К сожалению, просуществовал чудный храм весьма недолго — всего двести лет.
Той ночью, когда всё королевство Македония праздновало появление на свет царского первенца, один скромный гражданин по имени Герострат решил увековечить своё имя в истории. Он вошёл в прекрасный храм и поджёг его. Тот полыхнул практически мгновенно, ведь внутри было много деревянной отделки, и сгорел до тла. Наутро всё, что осталось — это чёрные от огня колонны и тлеющие руины.
Статуя богини Артемиды.
В своё время величественный храм пощадили даже жестокие персы, которые захватили Эфес парой десятилетий ранее. Древние греки считали, что Артемида лично защищает его. Но видимо в ту ночь богиня так отвлеклась на рождение Александра Македонского, что напрочь забыла о храме и не смогла его спасти.
Герострат был немедленно арестован. Всех интересовало только одно: зачем он это сделал? Согласно официальной версии Герострат сжёг храм, чтобы добыть себе вечную славу. Только вот признание он сделал под пытками. Так что можно ли этому верить? Если руководствоваться современными законами, то нет.
Колонны храма Артемиды.
Власти казнили преступника и запретили кому-либо упоминать его имя. Многие указ соблюдали, но свидетель случившегося, историк Феопомп, упоминал Герострата в своих трудах. Потом личностью поджигателя заинтересовались другие летописцы. Так что если Герострат правда сделал это ради славы, то своего добился. Правда, слава эта своеобразная, тесно связанная с позором. Сейчас выражение «геростратова слава» употребляется исключительно в связи с постыдной известностью, с позором длиною в вечность.
Место, где был храм, а сейчас его остатки, популярно среди туристов.
Уничтожение храма огнём стало предзнаменованием того, что великому полководцу, Александру Македонскому, самой судьбой было предначертано завоевать Малую Азию. Ведь сама Артемида, наблюдая его рождение, пожертвовала собственным храмом.
Римский историк Валерий Максимус писал, что имя Герострата кануло бы в лету, если бы не гений красноречия Феопомп, вернувший его из тени небытия, и включивший в историю. Действительно, имя поджигателя написано во всех учебниках истории, а имена его судей давно забыты.
Развалины некогда величественного здания.
После этого кощунственного акта, греки построили на месте сожжённого ещё более великолепный храм. Сам Александр Македонский хотел спонсировать строительство, но при условии, что его имя будет запечатлено в надписях на храме. Ефесяне очень деликатно отказали великому полководцу, сказав, что «не годится, чтобы бог строил храмы в честь других богов». Тем не менее Александр Великий помог и его портрет, кисти Апеллеса, с молнией в руке, украсил одну из стен. Новый храм был весьма впечатляющим, краше прежнего и простоял на этот раз шестьсот лет. Его разрушили племена восточногерманских готов в 3 веке.
У богини Артемиды было много храмов, но только эфесский удостоился звания чуда света.
Гераклит, знаменитый древнегреческий философ и земляк Герострата, считал, что всё изменяется: невозможно дважды вступить в ту же реку, на входящего текут новые воды. Так и жизнь человеческая постоянно изменяется, но изменения эти происходят в результате борьбы. Всё в мире циклично, огонь есть всему и начало, и конец.
Всё, что осталось от храма в наши дни.
Конечно, вряд ли мы когда-нибудь узнаем зачем на самом деле Герострат сжёг храм Артемиды. Великий Сальвадор Дали однажды сказал: „Бежать впереди Истории гораздо интереснее, чем описывать её.“
Герострат, слава Герострата что значит, значение фразеологизма
Что означает выражение Геростратова слава?
Некоторые люди делают все, чтобы стать знаменитыми. Вот и древнегреческий поджигатель Герострат, несомненно, решил внести свое имя в учебники истории. Из-за его деяний появился термин «геростратова слава», означающий «слава, добытая преступным или иным сомнительным способом». Однако Герострат, которого многие историки считают сумасшедшим, не сумел добиться чести и статуса в Эфесе.
Мало что установлено о жизни этого преступника, хотя предполагается, что он, вероятно, был человеком низкого социального положения, не эфесиянином, вероятно даже рабом. Можно лишь догадываться об его мыслях, но эти действия привели к разрушению прекрасного храма Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес древнего мира.
О храме Артемиды
Расположенный на эллинизированном побережье Малой Азии, недалеко от нынешнего турецкого Сельчука, Эфес был одним из величайших городов Средиземноморья.
Храм Артемиды был построен королем Лидии Крезом на месте, разрушенном во время наводнения и посвященном местной богине, которую греки ассоциировали с Артемидой, богиней охоты, дикой природы и родов. Эфесская Артемида, «великая богиня-мать», была чрезвычайно популярна в древнем мире. Скульптурные основания колонн содержали крупную резьбу, а через крышу виднелось небо у статуи Артемиды. Второе святилище было включено в ранний список семи мировых чудес и стало хорошо известным в древности. Строительство продолжалось 120 лет.
О нам известно об его поступке
21 июля 356 г. до н.э. Герострат в своем стремлении к славе поджег святилище. Оно было построено из мрамора и считалось одним из самых красивых зданий в мире. Согласно легендам, огонь, разрушивший вторую святыню, был открыт в факеле в день рождения Александра Великого. Святыня была восстановлена в третий раз в 323 г. до н.э. Ее более богато украсили, нежели две предыдущих постройки. Это святилище также считалось одним из семи чудес света.
Молодой эфесиянин знал, что самому мрамору большой ущерб нанести нельзя. Однако он смог добраться до деревянной мебели внутри храма. Вместо попытки скрыться с места происшествия поджигатель хвастался своим поступком.
Потом гордо требовал народного признания в попытке увековечить собственное имя в истории, сдался храмовым властям и был заключен в тюрьму. Там подвергся чудовищным пыткам. Но и так не отказывался от совершённого преступления. Даже совсем наоборот. Очень гордился своими действиями.
О геростратовой славе
О подобных злодеяниях в истории
Имя Герострата живет как в народной молве, так и в классической литературе. Сегодня термин «геростратова слава» упоминается по отношению к тем, кто совершает злодеяние за дурную славу. Обрести героическую славу некоторые пытаются приобрести любой ценой, что в наш век потокового вещания становится очень распространенным явлением. В нынешнем обществе есть много примеров злодеяний тех, кто ищет такое сомнительное признание.
Например, Марк Дэвид Чепмен, убив Джона Леннона, сказал: «Я стану знаменитым». Другие случаи включают множество террористических организаций, совершающих преступления, чтобы привлечь к себе внимание всего мира. Есть слишком много случаев, но, как и эфесским чиновниками, лучше не допускать, чтобы подобные люди добивались такой славы.
Итак, этот безумец был греческим поджигателем, жившим в 4-ом веке до н.э., который добился дурной славы, разрушив второй эфесский храм богини-матери. Его действия побудили к созданию закона «damnatio memoriae», запрещающем кому-либо указывать это имя в устной или письменной форме.
Закон оказался в конечном счете неэффективным, о чем свидетельствуют упоминания о существовании Герострата в современных произведениях и в народной молве. Таким образом, Герострат стал «метонимом» того, кто совершает преступное деяние, чтобы стать известным. В современном понимании термин «геростратова слава» относится к определению преступного деяния с целью погреться в лучах известности.