Эффект разбитых окон что это

Теория разбитых окон: объяснение простыми словами, примеры

Эффект разбитых окон что это. Смотреть фото Эффект разбитых окон что это. Смотреть картинку Эффект разбитых окон что это. Картинка про Эффект разбитых окон что это. Фото Эффект разбитых окон что это

Теория разбитых окон была разработана для криминологии, при этом ее практическая реализация наблюдается во всех сферах человеческой жизни. Каждый человек является свидетелем ее проявления в своей повседневной жизни. Из этой статье Вы узнаете: что такое теория разбитых окон, кто и зачем её придумал, как она применялась на практике. Поговорим на простом и понятном языке. Начнём.

Что такое теория разбитых окон?

Теория разбитых окон — это криминологическая теория, согласно которой, игнорирование обществом мелких правонарушений (к которым можно отнести выбрасывание мусора в неположенных местах, акты вандализма, пьянство в общественных местах, прыжки через турникеты на входе в метро) увеличивают вероятность совершения людьми схожих или более серьезных противоправных деяний.

В основе данной провокации лежит психологический механизм, когда человек задает себе вопрос – «Если другие могут совершать такие действия, то почему их не могу совершать я?». Человек становится свидетелем того, как нарушаются установленные правила и люди, которые их нарушили, остаются безнаказанными. В результате человек перестает воспринимать эти правила как обязательные. Если такая тенденция поддерживается на протяжении длительного промежутка времени, то средняя планка «допустимости нарушений» снижается, что приводит к увеличению показателей правонарушений.

При этом, если в обществе ведется активная работа по предотвращению мелких нарушений, а люди, которые их совершили, подлежат наказанию, то формируется атмосфера негативного восприятия самого факта нарушения. Активная работа в этом направлении сводит к минимуму вероятность рецидива и снижения напряжения в обществе.

В качестве основы рассматриваемой концепции выступает феномен, в рамках которого прослеживается четкая взаимосвязь между преступностью и порядком. Если в каком-то доме появилось одно разбитое окно, то в скором время будут разбиты все оставшиеся окна. Одно нарушение принятых правил и норм может разрушить целостность общества, и создать впечатление анархии и отсутствия наказания за совершаемые деяния деструктивного характера.

Основоположником теории разбитых окон является социолог Джордж Келлинг и политолог Джеймс Уилсон. Данная теория позволила всего за несколько лет снизить показатель преступности в Нью-Йорке и сформировать здоровое и безопасное общество. Давайте рассмотрим один из самых ярким примеров практического применения данной теории.

Практическое применение теории

В 70-х года прошлого столетия в Нью-Йорке были проблемы с преступностью. Эта проблема затронула все сферы общества, полиция не могла справиться со своими обязанностями, и возникла необходимость в поиске альтернативного пути разрешения сложившейся ситуации.

В 1985 году на должность главы городского метрополитена был назначен Дэвид Ганн. Он принял решение изменить ситуацию в городе, и первым шагом стало борьба с граффити в вагонах метро. Вагоны начали очищаться от граффити и приводиться в надлежащий вид. Такая работа была проделана с каждым вагоном и заняла несколько лет. Каждый день работники метро смывали граффити, которые появлялись ночью. Поврежденные сиденья, сломанные светильники меняли каждый день. Была проведена масштабная работа, результатом которой стала чистота поездов. Вандалы видели, что их старания ни к чему не приводит, поэтому они переставали оставлять граффити и повреждать вагоны.

В 1986 году главой транспортной полиции города был назначен Уильям Браттон. После вступления в должность он в первую очередь отдал приказ заняться безбилетниками в метрополитене.

Был взят курс на искоренение количества людей, которые пользовались услугами метро на бесплатной основе. Количество безбилетников начало снижаться из-за страха наказания со стороны полиции.

Принятые властями решения принесли пользу. Всего за несколько лет показатель преступности был снижен в несколько раз. Активная работа полицейских с мелкими преступлениями привела к уменьшению количества более серьезных преступлений. В результате была разорвана связь между причиной и следствием. На современном этапе Нью-Йорк по праву считается одним из самых безопасных городов мира.

Попытки опровержения

Важно отметить, что такие практически ориентированные экспериментами во многом являются некорректными, если смотреть на них с научной точки зрения. Большинство исследований рассматриваемого феномена выдвигало на первый план анализ корреляций, при этом такие данные можно рассматривать с разных позиций. Корреляции не раскрывает сущность и содержание причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями. Поэтому представленная теория подвергалась сомнения со стороны представителей научного сообщества. Отдельного внимания заслуживает вопрос, связанный с оспариванием того факта, что нарушение людьми одних правил может провоцировать других людей на совершение аналогичных деяний.

Чтобы решить все спорные моменты, было принято решение провести строго обозначенные и структурированные эксперименты. Представители одного из университетов Нидерланд провели ряд экспериментов на улицах города, полученные результаты были представлены в статье, опубликованной в журнале Science.

Экспериментальное подтверждение

Результаты наблюдений говорят о том, что только 33% от общего числа велосипедистов нарушили правила. После этого эксперимент был проведен повторно в аналогичных условиях, при этом на стене были изображены бессодержательные рисунки. В результате показатель нарушителей вырос до 69%. Выявленное различие характеризуется наличием высокой степени статистической зависимости. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что нарушение запрета рисовать на стенах подтолкнуло людей к нарушению правила, связанного с запретом на выбрасывание мусора на улицах.

Целью второго эксперимента стало выявление справедливости теории разбитых окон не только для общественных норм, но и для локальных правил, действующих в конкретной ситуации или месте. Исследователями было принято решение перекрыть главный вход на автомобильную парковку забором, при этом в нем была оставлена широкая щель. Рядом был установлен знак «Вход воспрещен, обход в 200 м справа» и объявление «запрещается пристегивать велосипеды к забору». Опыт был осуществлен в двух вариантах: соблюдение и нарушение порядка. В первом случае рядом с забором стояли четыре велосипеда, которые не были к нему пристегнуты. Во втором случае эти велосипеды предварительно пристегнули к забору. В результате в первом случае 27% от общего числа автовладельцев использовали щель, чтобы проникнуть на стоянку. Во втором случае этот показатель вырос до 82%.

Третий эксперимент проводился в подземной парковке рядом с супермаркетом, где было размещено большое объявление «Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина тележки». В первом случае на парковке тележки отсутствовали, во втором присутствовало четыре тележки. Их ручки были измазаны мазутом, чтобы люди не могли ими воспользоваться. К машинам прикрепляли бумажки, которые использовались в первом эксперименте. Результат получился аналогичным. В первой ситуации 30% водителей бросили бумажку на землю, во втором этот показатель вырос до 58%.

Четвертый эксперимент имел много общего с первым, единственным отличием стало то, что признаки «нарушения норм другими людьми» были представлены не только в визуальном, но и звуковом формате. В Нидерландах накладывается запрет на использование петард и фейерверков перед новым годом, нарушение этого правила сопровождается штрафными санкциями. С этим законом знакомы все жители города. Результаты эксперимента показали, что когда велосипедисты слышали звук разрывающихся петард, они гораздо чаще бросали бумажки на землю.

В пятом и шестом экспериментах был сделан акцент на провокации людей на совершении мелкой кражи. Из почтового ящика торчал прозрачный конверт, в котором находилась купюра в 5 евро. В первом случае почтовый ящик был чистым, рядом с ним не было мусора. Во втором случае на ящике были изображены граффити (эксперимент 5) или рядом находился мусор (эксперимент 6).

Когда ящик не был разрисован, и рядом не было мусора, только 13% от общего числа прохожих взяли себе конверт. Из ящика, на котором было изображено граффити, конверт забрали 27% прохожих, а наличие рядом мусора привело к тому, что 25% людей совершили противоправное деяние. В результате можно сказать о том, что наличие граффити или мусора увеличивает показатель краж в два раза.

Заключение

Результаты проведенных исследований могут использоваться властями для устранения имеющихся социальных проблем в обществе и в рамках борьбы с преступностью. Можно с уверенностью сказать о том, что нарушение общественных норм может нарастать быстрыми темпами, и решить проблему можно за счет борьбы с самыми первыми проявлениями. Каждый человек должен понимать, что когда он нарушает правила, это приводит к росту преступности.

Источник

Теория разбитых окон: эксперименты, меняющие жизнь

Теория разбитых окон — это детище социолога Джорджа Келлинга и политолога Джеймса Куинна Уилсона. Благодаря этой теории один из крупнейших мегаполисов мира — Нью-Йорк всего за несколько лет превратился из криминогенного города, в котором ежедневно совершалось свыше 1500 преступлений и около десятка убийств, в самый благополучный и безопасный город США.

Успешное применение этой теории дало толчок к ее использованию другими странами в борьбе с преступностью. По мере популяризации теории разбитых окон кардинальные перемены наступали не только в уголовном мире. Данная концепция с успехом стала использоваться и в бизнесе.

Теория разбитых окон — что это простыми словами

Эффект разбитых окон что это. Смотреть фото Эффект разбитых окон что это. Смотреть картинку Эффект разбитых окон что это. Картинка про Эффект разбитых окон что это. Фото Эффект разбитых окон что это

Данная концепция получила такое «говорящее название» из-за феномена — прямо пропорциональной зависимости преступности и порядка. Если вы в какой-то день наблюдаете одно разбитое окно в доме, спустя короткий срок в нем все окна будут разбиты. Одно-единственное нарушение целостности и порядка создает впечатление полной анархии и безнаказанности.

Если сказать просто, теория разбитых окон — это теория, утверждающая, что вид какого-либо беспорядка вызывает у людей низменные порывы вести себя некультурно: бросать мусор там, где уже намусорено, проезжать на красный свет, потому что другие так делают, доламывать то, что поломано, гадить там, где уже нагажено и т.п. Подобные мелкие проступки вызывают цепную реакцию более крупных нарушений. Безнаказанность в мелочах дает сигнал к более тяжким преступлениям.

Если постоянно жить в атмосфере бардака и анархии — это психологически настраивает человека на противоправные поступки.
Когда в начале 90х годов мэром города стал Рудольф Джулиани, ситуация постепенно начала меняться. Он стал активно использовать теорию разбитых окон, которая, на его взгляд, была проста в применении и эффективна.

Упорно, шаг за шагом борясь с мелкими нарушениями порядка и закона, Джулиани и назначенный им шеф полиции Уильям Браттон смогли превратить Нью-Йорк в благоустроенный и безопасный город.

Научное подтверждение теории разбитых окон

На протяжении нескольких лет, несмотря на позитивные изменения в уголовном мире во многих странах, где внедряли теорию разбитых окон, она все еще воспринималась в качестве гипотезы. Далеко не все считали, что нарушители порядка провоцировали «добропорядочных» граждан на противоправные действия. Высказывалось мнение, что грязь на улицах и в общественных местах — это следствие высокого уровня преступности, а не его причина.

Голландские ученые-социологи решили провести несколько экспериментов, чтобы окончательно определить роль теории разбитых окон.

Эксперимент с велосипедами

Эффект разбитых окон что это. Смотреть фото Эффект разбитых окон что это. Смотреть картинку Эффект разбитых окон что это. Картинка про Эффект разбитых окон что это. Фото Эффект разбитых окон что это

Для первого эксперимента выбрали велосипедную парковку, изначально ухоженную, на стене которой висел плакат с просьбой не разрисовывать стены. К велосипедам прикрепили рекламные проспекты фиктивного спортивного магазина и убрали все урны. Когда владелец подходил к своему велосипеду, у него было три варианта развития событий:

2/3 (52 из 77) велосипедистов не нарушили общественный порядок, забрав проспект с собой. Остальные либо бросили его на землю, либо переклеили.

Затем эксперимент повторили: опять наклеили на велосипеды проспекты, убрали урны и внесли только одно изменение — изрисовали стену возле припаркованных велосипедов ничего не значащими рисунками. Подобное нарушение порядка изменило поведение велосипедистов и спровоцировало у них стремление более радикально избавляться от проспектов: из 77 испытуемых 53 бросило их прямо на асфальт.

Эксперимент с тележками

Эффект разбитых окон что это. Смотреть фото Эффект разбитых окон что это. Смотреть картинку Эффект разбитых окон что это. Картинка про Эффект разбитых окон что это. Фото Эффект разбитых окон что это

На подземном паркинге продуктового супермаркета установили вывеску с просьбой возвращать тележки в магазин. Под стеклоочистители автомобилей поместили рекламные листовки. Когда на парковке не было ни одной брошенной тележки, только 1/3 посетителей бросали на землю флаера. Когда же специально оставили 4 тележки брошенными на парковке, 58% покупателей оставляли после себя листовки на асфальте.

Нарушение порядка в чем-то одном дает толчок к нарушениям в другом — такова психология большинства.«Если кто-то нарушает правила, почему бы и мне не нарушить?»

Эксперимент со звуком

Интересный вывод сделали социологи, проверяя теорию разбитых окон на звуковые эффекты. В Нидерландах законодательно запрещено использовать пиротехнику (фейерверки, петарды) накануне Нового года. Нарушителей ждет внушительный штраф. Эксперимент показал, что те жители, которые слышали звуки разрывающихся петард (нарушение порядка), бросали листовки на землю намного чаще тех, кто не слышал эти звуковые эффекты.

Эксперимент с 5 евро

В почтовом ящике поместили конверт, через который отчетливо было видно купюру в пять евро. В первом случае почтовый ящик был чистым и аккуратным, как и территория вокруг него. Во втором случае ящик намеренно изрисовали бессмысленными картинками. В третьем случае намусорили вокруг.

В результате в первом случае 13% прохожих присвоили себе конверт с купюрой. Во втором эксперименте конверт забрали уже 27% человек. В случае с разбросанным мусором 25% людей украли конверт.

Это позволило сделать вывод, что при отсутствии порядка люди создают еще больший беспорядок.

Как теория разбитых окон влияет на бизнес

Эффект разбитых окон что это. Смотреть фото Эффект разбитых окон что это. Смотреть картинку Эффект разбитых окон что это. Картинка про Эффект разбитых окон что это. Фото Эффект разбитых окон что это

Кто-то подумает: какое отношение теория разбитых окон имеет к бизнесу, ведь она касается криминального мира? На самом деле эту теорию можно увидеть и в деловом мире.

Вы зашли в ресторан, позиционирующий себя как популярное и элитное заведение с изысканными блюдами, знаменитым шеф-поваром и всегда свежими продуктами. Что вы подумаете, если увидите официантку в мятой одежде, плохо помытую тарелку или замызганную туалетную комнату? Вряд ли это вызовет у вас доверие к блюдам, которые здесь подаются. И, вполне вероятно, появятся сомнения в искренней заботе о посетителях со стороны владельца и персонала. Хотя, казалось бы, какое отношение мятая униформа имеет к греческому салату? Но подобный беспорядок в мелочах вызовет определенные логические заключения и падение имиджа в глазах клиентов. Это не может не сказаться пагубно на бизнесе.

Теорию разбитых окон можно наблюдать и в работе с персоналом. Если руководитель сквозь пальцы смотрит на опоздания сотрудника или несоответствующий внешний вид, спустя короткое время остальные работники начнут вести себя так же:

В таком коллективе на продуктивную работу рассчитывать не приходится.
Если ваш бизнес представлен в интернете, важно отслеживать все отзывы, поступающие в сторону вашей фирмы. Проигнорировав негативный отзыв недовольного клиента, вы подвергаете свой бизнес большому риску: очень быстро под одним негативным сообщением появятся такие же. Нелестные отзывы захлестнут вашу компанию с головой, создав ей дурную репутацию, восстанавливать которую потом будет довольно трудно.

7 разбитых окон, через которые улетает прибыль компании

Эффект разбитых окон что это. Смотреть фото Эффект разбитых окон что это. Смотреть картинку Эффект разбитых окон что это. Картинка про Эффект разбитых окон что это. Фото Эффект разбитых окон что это

Используйте теорию разбитых окон для того, чтобы не свести все усилия к нулю и не наблюдать крах своей компании. Существует семь ошибок («разбитых окон»), которые совершаются в бизнесе и приводят к потере хорошего имени и прибыли компании.

Разбитое окно №1: небрежные сотрудники. Если работники не заботятся об имидже руководителя (владельца компании) и позволяют себе грубое, хамское или равнодушное отношение к клиентам, это провоцирует в последних негативное отношение ко всей компании в целом.

Начальник, не соблюдающий корпоративные правила, вызывает цепную реакцию: его сотрудники спустя короткое время также начинают их нарушать.
Разбитое окно №2: когда результаты не соответствуют заявленным. Если компания преподносится как всегда выполняющая свои обязательства, она и должна быть таковой. Если магазин позиционирует себя как социальный, с низкими ценами на товары, так и должно быть. Покупатели, которые приобретают в нем товары, рассчитывают на то, что они потратят меньше денег, чем если бы совершали покупки в другом магазине. Если же потребитель поймет, что его обманывают и вселяют ложные надежды, — это разбитое окно, которое приведет к краху бизнеса.

Лучше будет приятно удивить клиентов, дать больше бизнес-партнерам, чем они ожидают, — это сыграет вам на руку и привлечет еще больше клиентов и инвестиций.

Разбитое окно №3: обманутые постоянные покупатели. В бизнесе нередко даже известные компании совершают ошибку: выпускают на рынок продукт, который не соответствует рекламным обещаниям, еще и заменяют им старый, полюбившийся многим товар. Новые клиенты разочарованы тем, что обновленный продукт не соответствует их ожиданиям, а старые клиенты чувствуют себя не только обманутыми, но и обделенными вниманием. Ведь им нравился прошлый продукт, который для них теперь стал недоступен.

Эффект разбитых окон что это. Смотреть фото Эффект разбитых окон что это. Смотреть картинку Эффект разбитых окон что это. Картинка про Эффект разбитых окон что это. Фото Эффект разбитых окон что это

Так случилось с компанией Coca-Cola, которая в 80х годах прошлого века решила заменить всем привычную колу «Новой Колой». Возмущенные потребители требовали вернуть им любимый напиток. В результате руководство компании вынуждено было все повернуть вспять, оправдываясь, что они просто неудачно пошутили.

Разбитое окно №4: как испортить первое впечатление. Создавая бренд или развивая свою фирму, всегда стоит уделять внимание мелочам. Если руководитель допускает невежливое обращение с клиентами, неопрятность сотрудников, беспорядок в офисе или грязь в туалетах — это всегда создает негативное впечатление на клиентов.

Первое впечатление чрезвычайно важно. Многие люди часто опираются именно на него в принятии окончательного решения: стоит ли становиться клиентом либо партнером этой компании, ужинать ли в этом ресторане, доверять ли свое здоровье конкретному врачу.

Эффект разбитых окон что это. Смотреть фото Эффект разбитых окон что это. Смотреть картинку Эффект разбитых окон что это. Картинка про Эффект разбитых окон что это. Фото Эффект разбитых окон что это

Разбитое окно №5: отсутствие выгодного предложения. Если ваш бизнес предлагает те же услуги, что и конкуренты, и за ту же цену, чем он может привлекать потенциальных клиентов? Вы должны давать что-то особенное клиентам, что не дают другие. Это может быть особый сервис, бонусы, скидки, накопительные программы, бесплатные пробники — такой подход привлечет больше клиентов, которые всегда рады даже небольшим подаркам.

Разбитое окно №6: долгое ожидание. Клиенты не любят ждать, стоять в очередях — это вызывает отрицательные эмоции и очень утомляет. Решить проблему можно либо повышением скорости обслуживания, либо отвлечением внимания.

В салонах и частных клиниках устанавливают телевизоры, чтобы клиенты могли скоротать время в ожидании своей очереди. Возле лифтов в некоторых супермаркетах и бизнес-центрах можно посмотреть на свое отражение в зеркале, удостовериться, что с внешним видом все в порядке, — и время в ожидании лифта протечет незаметно.

Разбитое окно №7: отсутствие реакции на негатив. Если покупатель разгневан и возмущен, с ним лучше согласиться, признать свою вину, поблагодарить за высказанное мнение. Ваше согласие с претензиями (даже если они неоправданны) обезоружит недовольного клиента, а остальным покажет, что для фирмы важно мнение каждого человека. Такое отношение не позволит обвинить руководство в равнодушии. Кроме того, это даст возможность сохранить клиента, так как он будет польщен вниманием и отзывчивостью со стороны руководства или представителей фирмы.

Эффект разбитых окон что это. Смотреть фото Эффект разбитых окон что это. Смотреть картинку Эффект разбитых окон что это. Картинка про Эффект разбитых окон что это. Фото Эффект разбитых окон что это

Чтобы получить большее понимание, как теория разбитых окон используется в мире бизнеса, почитайте книгу Ливайна Майкла «Разбитые окна, разбитый бизнес. Как мельчайшие детали влияют на большие достижения».

Как не допустить появления разбитых окон

Когда в бизнесе появляются «разбитые окна», приходится прикладывать значительные усилия, чтобы их «отремонтировать». Лучше регулярно контролировать процесс и, заметив зарождающиеся «трещины», купировать возможность появления разбитых окон.

Всегда стремитесь качественно выделяться на фоне конкурентов. У вас должно быть все самое лучшее, что есть у конкурентов, и немного больше, чтобы у клиентов не возникали мысли уйти от вас к кому-то другому.

Заключение

Теория разбитых окон многогранна. Ее можно использовать в любой жизненной сфере, наводя порядок в бизнесе, качественно улучшая общение и межличностные отношения, воспитывая детей, строя карьеру, гармонизируя общественную жизнь, занимаясь политикой, улучшая экономику.

Мелочи и детали важны как на уровне государства, так и на уровне отдельной личности. И хотя до сих пор о теории разбитых окон ведутся горячи споры, невозможно отрицать ее выводы. Вы согласны, что порядок вызывает желание его поддерживать, а беспорядок влечет за собой еще больший беспорядок?

Источник

Теория разбитых окон и почему у нас всем так…

Эффект разбитых окон что это. Смотреть фото Эффект разбитых окон что это. Смотреть картинку Эффект разбитых окон что это. Картинка про Эффект разбитых окон что это. Фото Эффект разбитых окон что это

Продолжен тему поведения людей, в продолжение темы о моргании фарами
В России, да и не только, существует определенная схема в мозгах, что все плохо и изменить мы этого не можем, поэтому продолжаем делать так…ну как бы подстраиваемся в эту систему, где все гадят, халтурят и тп.
Мол съездили на пикник, все засрали кругом. Едешь на машине, а давай и я нарушу, вон же ВСЕ так ездят и все норм.
Есть теория, которая объясняет такое поведение и вот как раз ей я хочу с Вами поделиться…да и просто узнаете чуток нового…

Эффект разбитых окон что это. Смотреть фото Эффект разбитых окон что это. Смотреть картинку Эффект разбитых окон что это. Картинка про Эффект разбитых окон что это. Фото Эффект разбитых окон что это

Теорию и описание я буду копипастить, своими словами так не получится…
Источники: Вики, Лурк и Адме.
Ну и кому станет интересно, погуглите просто =)
И так!
Теория
Теория утверждает, что попустительство общества по отношению к мелким правонарушениям, таким как выбрасывание мусора в неположенных местах, вандализм, публичное пьянство, прыжки через турникеты в метро и т. п., непосредственно провоцирует людей на совершение аналогичных или более серьёзных правонарушений. Психологический механизм такой провокации на бытовом уровне иллюстрируется фразой: «Если другим можно, то почему нельзя мне?» — когда человек видит, что совершаемые другими нарушения правил не пресекаются, он перестаёт считать правила (причём не только те, нарушения которых он наблюдал, но и любые другие) обязательными для себя. При этом условная средняя планка «допустимого нарушения» в обществе постоянно понижается, рано или поздно приводя к увеличению числа уже серьёзных преступлений.

И наоборот, активная работа по предотвращению мелких нарушений и наказанию нарушителей даже самых малозначительных правил (так называемая нулевая терпимость) создает атмосферу нетерпимости к нарушениям в целом, а сама деятельность по пресечению мелких правонарушений позволяет «попутно» задерживать или существенно ограничивать в возможностях рецидивистов, обычно пренебрегающих правилами поведения в общественных местах (см. также Девиантное поведение)[2].

В качестве иллюстрации авторы теории привели пример с разбитыми окнами: если не заменить в доме одно разбитое стекло, то вскоре в этом доме не останется ни одного целого окна (на илл.), а затем начнется мародёрство и резкое ухудшение общей криминогенной обстановки в районе. Этот пример стал неофициальным названием теории.

Простыми словами:
Теория разбитых окон — теория о том, что при виде какого-нибудь беспорядка люди перестают вести себя цивилизованно и начинают гадить.
Увидев, например, что «тут уже и так насрано», человек уже не будет стремиться вести себя культурно и вместо того, чтобы донести мусор до урны, попросту бросит его. Небольшой и вовремя не ликвидированный беспорядок вызывает цепную реакцию других более крупных беспорядков, и там, где ещё недавно была чистота и порядок, всё оказывается загажено.
Таким образом брошенный на чистой улице окурок вполне может вылиться со временем в обоссанные лифты, сломанные телефонные будки, исписанные стены и разбитые фонари.

«Знаешь, эта планета оказывает на меня странное воздействие. Не могу здесь курить. Тут все так дьявольски чисто. Не испачкано. Не могу курить, не могу мусорить. Не могу вести себя, как на пикнике.»

Суть:
Люди делятся на три типа. Первые ни при каких обстоятельствах не станут гадить в неположенных местах. Вторые не заморачиваются по этому поводу и гадят там, где придётся.
Но существует определённая прослойка людей, которые будут гадить тогда и только тогда, когда уже и так насрано, но при этом ведут себя культурно, когда вокруг чистота и порядок. В этом и заключается прикол. Если понаблюдать, то можно заметить, что количество никогда не гадящих составляет 5%, всегда гадящих 5% и гадящих в нагаженное 90%. И достаточно представителю из 5% всегда гадящих начать процесс, чтобы пошла волна от тех самых 90%. Принцип 95% в данном случае сохраняется.

Иными словами, явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу.

Не ссы в подъезде, не плюй в лифте, не бросай мусор мимо урны, езди по правилам, уступай место в общественном транспорте, не давай и не бери взяток, не напивайся вдрызг, уважай свою историю и культуру — и ты сам не заметишь, как окажешься в цивилизованном государстве.

Теория о том, что беспорядок распространяется как эпидемия, была сформулирована в 1982 году Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом (J. Q. Wilson, G. L. Kelling. Broken windows).

Эффект разбитых окон что это. Смотреть фото Эффект разбитых окон что это. Смотреть картинку Эффект разбитых окон что это. Картинка про Эффект разбитых окон что это. Фото Эффект разбитых окон что это

Кристофер Моррис
В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее: «Парень, займись серьезными вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью. Не трать наши деньги на ерунду!». Но Ганн был настойчив:

«Граффити — это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма — известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

И Ганн дал команду очищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное действо», — рассказывал он позже.
В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с надписями на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, — рассказывал он. — В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это было наше послание для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит».

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. Он дал команду развить стратегию в масштабах всего города, цепную реакцию остановили и насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Эффект разбитых окон что это. Смотреть фото Эффект разбитых окон что это. Смотреть картинку Эффект разбитых окон что это. Картинка про Эффект разбитых окон что это. Фото Эффект разбитых окон что это

Как работает эта теория

Нидерландские ученые провели серию экспериментов, которые показали, что люди чаще нарушают принятые нормы поведения, когда видят, что другие тоже так поступают. При этом «дурной пример» трактуется широко: видя, что нарушается одно из принятых правил, люди позволяют себе нарушать и другие нормы, а чувство безнаказанности посылает «сигнал», призывающий к более опасным преступлениям.
Если в здании разбито окно, его нужно как можно быстрее заменить новым. Если на тротуаре или аллее появляется мусор, его необходимо убрать, не дожидаясь, когда люди начнут выбрасывать на дорогу старую мебель или радиоактивные отходы.
Первый эксперимент провели на велопарковке у магазина. Убрали все урны и повесили на рули велосипедов рекламные листовки. Получается, что люди могли забрать листовку с собой или выбросить прямо на улице. Важно, что сначала стена магазина была чистой — стоял знак, запрещающий на ней рисовать. Из 77 велосипедистов лишь 25 повели себя некультурно — это 33% от общего числа.
Затем эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня, но стену размалевали бессодержательными рисунками. На этот раз намусорило уже 69% велосипедистов.
Таким образом, нарушение запрета рисовать на стенах оказалось серьезным стимулом, который провоцировал людей нарушать другое правило — не сорить на улицах.

Эффект разбитых окон что это. Смотреть фото Эффект разбитых окон что это. Смотреть картинку Эффект разбитых окон что это. Картинка про Эффект разбитых окон что это. Фото Эффект разбитых окон что это

Второй эксперимент должен был показать, справедлива ли теория разбитых окон только для общепринятых норм или распространяется и на локальные правила, установленные для какой-то конкретной ситуации или места.
Исследователи перегородили главный вход на автомобильную парковку забором, в котором оставили широкую щель. Рядом с ней повесили знак «Вход воспрещен, обход в 200 м справа» и табличку «Запрещается пристегивать велосипеды к забору». Опыт опять проводили в двух вариантах: «порядок соблюден» и «порядок нарушен».
В первом случае в метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не пристегнутые. Во втором случае те же велосипеды пристегнули к забору. Результат снова оказался положительным: в ситуации «порядок соблюден» в дырку пролезли только 27% автовладельцев, а в ситуации «порядок нарушен» — целых 82%.
Третий эксперимент напоминал первый, но признаки «нарушения норм» другими людьми были не визуальными, а звуковыми. В Нидерландах закон запрещает использование петард и фейерверков в предновогодние недели (нарушителей штрафуют). Этот закон всем прекрасно известен.
Оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают бумажки на землю, если слышат звук разрывающихся петард.
В четвертом и пятом экспериментах людей провоцировали на мелкую кражу. Из почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого виднелась купюра в 5 евро. Экспериментаторы следили за проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В ситуации «порядок соблюден» почтовый ящик был чистый, и мусора вокруг не было. В ситуации «порядок нарушен» либо ящик был разрисован бессмысленными граффити, либо кругом валялся мусор. Результаты и на этот раз получились весьма убедительные.

В ситуации «порядок соблюден» только 13% прохожих присвоили соблазнительный конверт. Однако из разрисованного ящика конверт украли 27% прохожих, а разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25% людей.

Таким образом, бессмысленные надписи или разбросанный мусор увеличивает число краж вдвое.
Эти простые опыты показывают: нарушение общественных норм может нарастать, как снежный ком, и бороться нужно с самыми первыми проявлениями. Антиобщественное поведение может быстро стать привычным для многих, и тогда система начнет поддерживать сама себя. И каждый из нас должен иметь в виду: бросая на газон банку из-под газировки или выводя на стене неприличное слово, мы способствуем росту преступности и преумножению всеобщего свинства.

Эффект разбитых окон что это. Смотреть фото Эффект разбитых окон что это. Смотреть картинку Эффект разбитых окон что это. Картинка про Эффект разбитых окон что это. Фото Эффект разбитых окон что это

Вот как то так!
Ну и от меня:
За рулем, схема работает точно так же…чем больше нарушений, пусть и в мелочах, тем больше нарушений ВСЕХ.
Вот один поставил авто под знаком остановка запрещена и работает «Стадный инстинкт» или теория разбитых окон, вскоре рядом появятся еще машины.
Увидел машину с ксеноном, а почему бы мне на мое … не поставить? Так же тонировка, одному то сцыкотно, а вот если уже есть парочка знакомых, то можно.
И так далее.

Так что, если хотите, что то поменять, начните с себя!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *