Эффективная началка что это
Правда про эффективную началку. Подумайте, подойдет ли она вам и ребёнку
Со стороны кажется, что три года началки вместо четырёх — отличная идея. На деле это интенсивный темп обучения, много домашки и постоянное общение с учителем. Наш блогер Екатерина Кузьмичева рассказывает, к чему надо быть готовым, если вы решили выбрать «эффективную началку».
Если у вас первый ребенок, и вы пока очень абстрактно представляете его образовательную траекторию, не знаете, что такое МЭШ и почему ЦДЗ угрожает вашему личному времени, имейте в виду, что скоро вам придется выбирать не только школу и педагога, но и программу, по которой ребенок будет учиться. Практически во всех московских школах сейчас есть класс, который учится по программе «Эффективная начальная школа». Сама программа появилась в середине прошлого десятилетия.
По сути это ускоренное прохождение материала первого и второго классов за один учебный год
Учебники те же, но нагрузка в часах чуть больше, чем в обычном первом классе: 19 против 23 часов. В официальных презентациях написано, что «образовательный эффект достигается за счет интенсификации учебного процесса». Интересно, те, кто это пишут, правда не видят иронии в формулировке?
Я глубоко убеждена, что обучение в любой начальной школе будет интересным и полезным (я специально избегаю слов «эффективный» и «успешный», потому что вообще странно его применять к детям в начальной школе) только в условиях слаженной команды: родитель + ребенок + учитель.
Учитель
Как было бы здорово, если бы заранее можно было узнать, какой учитель возьмёт класс эффективной началки! Половины проблем можно было бы избежать. Учитель, с которым будет комфортно вашему ребенку и, как ни парадоксально, вам самим, — это половина успеха. Делать выбор рекомендую, основываясь на отзывах предыдущих учеников, их родителей, а также личном впечатлении. Педагогические регалии, как правило, не связаны со степенью адекватности и уровнем эмпатии.
Вам практически на ежедневной основе нужно будет общаться с преподавателем
Сейчас все организационные вопросы — питание, продленка, потеря сменки, заказ карты учащегося, генерация логинов для олимпиад и куча всего, к учебе вообще не относящегося, — находятся в зоне ответственности учителя.
Есть еще один нюанс: в первом классе официально запрещено домашнее задание, но обеспечить пресловутую интенсивность без него невозможно. Поэтому каждый день вам в мессенджер будут приходить тайные послания, где домашнее задание будет называться «рекомендовано к повторению» или ещё более иносказательно.
С оценками тоже всё странно: они как бы есть, но их как бы нет. Очень распространена практика проставления печатей. Например, красная печать с надписью «молодец», зеленая — «хорошо», синяя — «старайся».
Родитель
Я училась по программе 1-3, как и большинство тех, кто родился в 80-е. Четвертый класс для меня всегда был атавизмом, я никогда не понимала, зачем растягивать и так сомнительное удовольствие. Наслушавшись рассказов старших и более опытных товарищей, чьи дети уже ощутили на себе «образовательный эффект», я пришла к выводу, что мне не избежать активного участия в процессе на начальном этапе. И дело даже не в пресловутых поделках или экстравагантных домашках по окружайке, а в том, что в эффективной началке не заложено время на отработку навыков и доведения их до автоматизма.
Наверное, это главная особенность программы. Если иметь её в виду, вполне возможно спланировать приятный образовательный маршрут, по которому вы в течение первого года пройдете вместе с ребенком и будете для него старшим товарищем. Причем, именно первого года, потому что второй и третий года обучения уже гораздо спокойнее. Да и ребенок привыкает учится в динамичном темпе, нарабатывает навык самостоятельного выполнения домашнего задания и даже учится распределять время.
В первый год я заранее сократила количество рабочих часов, пересмотрела свое расписание и запаслась парой-тройкой ярких и интересных пособий. Уже по ходу учебного года мы свели к минимуму дополнительные занятия, оставив только спорт. В свободное время дочь гуляла, читала и ходила в гости в друзьям. Нагрузка в виде 5-ти уроков практически каждый день и разнообразных «рекомендаций» была более чем ощутимой.
Ребёнок
Тот, ради кого всё затевается, слабо представляет, что ему предстоит. Поэтому задача родителя — здраво оценить возможности ребёнка и свои собственные:
Практически в каждом классе после первого года обучения несколько человек уходит. Причины всегда одни и те же: детям тяжело выдерживать такой темп, родители не готовы серьезно вовлекаться в процесс обучения, у детей образовались пробелы в знаниях, они не успели усвоить материал, и дальше этот ком только продолжает нарастать.
Смена класса или переход в другую школу — это всегда стресс. В данном случае его можно постараться избежать, если заранее взвесить все за и против.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Академик из 1″А»
Каша из букваря
Домашка для мамы
Но как понять, насколько «накачан» ребенок? Кто-то ходит на подготовишки и к детсадовскому выпускному уже вовсю читает, кто-то занимается с родителями. Кто-то вовсе в сад не ходит, но играет с папой в шахматы. Кому будет легко? И нужно ли делить детей на условно одаренных и обычных?
Учитель начальных классов Ирина Королева предупреждает: эффективная началка может вернуть нас к делению детей на сильных и слабых, причем в самом начале школы.
Еще бы: к началу февраля маме вместе с Аней пришлось изучить распространенные и нераспространенные предложения, метры-дециметры, решать математические задачи на 2-3 действия и искать в стихах средства изобразительной речи.
Важно: все дети, которым предлагают пойти по программе «1-3» после тестирования, должны пройти также собеседование с психологом. И только после этого можно принимать решение. Кроме того, надо помнить две вещи. Первая: у мальчишек, поступивших в эффективную началку и успешно ее прошедших, будет запас по времени между окончанием школы и призывным возрастом.
Второе: если вдруг малыш не потянет школьный экспресс, не пройдет диагностическую работу, то его могут перевести в обычную четырехлетку, где он будет на год младше одноклассников. Психологи считают, что в этом возрасте такая разница существенна, и об этом нужно помнить.
Наталья Виноградова, завлабораторией начального общего образования РАО:
— Ребенок младшего школьного возраста может все. В нем можно сформировать любое знание и умение. Но каких нервно-психических затрат это ему будет стоить? И когда настанет «расплата»? Дело не в скорости обучения, а в том, чтобы ребенок «созрел». Поэтому я категорически против массовой трехлетней началки, какой бы эффективной ее ни называли. Все трудности вылезут классе в 6-7-м. Это доказано.
Ведь был у нас уже период, когда в начальной школе учились три года. И было большое исследование на эту тему с участием физиологов, психологов, дефектологов, логопедов. Оно показало: для ребенка более успешна и комфортна именно четырехлетняя началка. Можно ли открыть отдельные ускоренные классы для одаренных? Безусловно. Некоторые дети и правда очень бегут вперед. Не надо их искусственно тормозить. Но, на мой взгляд, даже здесь ускорение лучше отложить на несколько лет. И еще момент. Как только ребенок попадает в особые условия, пропадает так называемый интеллектуальный фон. Когда неуспевающий ученик тянется за отличником, а отличник помогает условному двоечнику. Так у детей развивается критическое мышление. Это важно.
Ефим Рачевский, народный учитель России, директор школы N 548 «Царицыно»:
Особенности работы по программе «Эффективная начальная школа»
Класс: 1
Презентация к уроку
Слайд 1
Слайд 2
Среди образовательных проектов школ столицы успешно реализуется проект «Эффективная начальная школа». Он позволяет детям освоить программу начального образования за три года, используя индивидуальный учебный план и учитывая персональные образовательные маршруты младших школьников.
Уже в группах детского сада ребенок проявляет свои особенности, уникальность, потребности и возможности. Есть ребята, которые активно двигаются вперед и имеют свой темп познавательного развития. Такие дети испытывают потребность в ином количестве и качестве информации, и нужно искать новые подходы и форматы для реализации их жизненных целей и планов.
Слайд 3
Известно, что при поступлении в 1 класс не проводится никакого тестирования – в 1 класс записывают всех ребят. Но этот класс особый. Не каждый ребёнок способен освоить курс начального общего образования в ускоренном режиме, поэтому в мае на основании письменных заявлений родителей прошла независимая педагогическая диагностика, на основании которой и были зачислены обучающиеся.
Слайд 4
Слайд 5
Важным является и психолого-физиологическая готовность ребенка к ускоренному обучению (обязательное достижение ребенком 7-летнего возраста на 1 сентября, основная группа здоровья, высокий уровень мотивационной готовности будущего первоклассника).
Слайд 6
Познакомимся с учебным планом класса ЭНШ. Для сравнения внизу даны часы обычного класса. Мы видим, что уже с первого класса увеличивается количество часов. За счёт чего? Во-первых, это 2 часа английского языка. Все мы знаем, что в нашей школе изучение иностранного начинается со 2 класса. А у данных ребят 2 класс начнётся со 2 полугодия. Чтобы не перенагружать детей ещё больше, уроки иностранного языка начались с сентября, как и во 2 классах. Во-вторых, это дополнительный урок математики. В начальной школе математика 4 раза в неделю. Где взять дополнительный час? Пришлось пожертвовать третьим уроком физ-ры, который перенесли во внеурочную деятельность – это обязательный час для посещения.
Слайд 7
Необходимо отметить о большой методической подготовке. НШ работает по УМК «Школа России». И новому классу тоже предстояло работать по данному комплекту. Сложность состояла в том, что за один год надо было изучить учебники по всем предметам за 2 года. Необходимо было продумать, за счёт чего можно сэкономить, какие темы объединить, а что никак нельзя сокращать в изучении тем. У нас сложилась рабочая группа, которая старалась решить возникающие проблемы.
Слайд 8
Познакомимся с основными этапами ЭНШ:
1 полугодие – 1 класс:
2 полугодие – 2 класс:
Ускоренное обучение сопровождается независимой диагностикой образовательных результатов, проводимой ГАОУ ДПО Московский центр качества образования Департамента образования города Москвы.
Сроки диагностик – декабрь / апрель.
Промежуточная аттестация результатов ускоренного обучения по образовательной программе начального общего образования проводится с учетом полного объема результатов, утвержденных в образовательной программе начального общего образования на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Начальная школа за три или четыре года: каким детям она полезна
Ирина Шаповаленко, заведующая кафедрой возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета рассказала «РГ»: «Сама идея сокращенного, ускоренного обучения в начальной школе у меня отторжения не вызывает. Появляется вариативность образовательной траектории, родители могут выбрать трехлетний или четырехлетний вариант обучения. Порассуждаем, каким детям может быть полезна трехлетняя «началка»?
Скорее всего, это дети достаточно интеллектуально развитые, как будто бы вполне способные начать обучение в школе по своим умственным способностям, но имеющие сложности разного рода. Например, ребенок гиперактивный, с трудностями концентрации внимания. Или дети тревожные, чувствительные, ранимые, затрудняющиеся в общении со сверстниками. Или дети физически ослабленные, часто болеющие. Они получают шанс провести в детском саду дополнительное время, в более свободной атмосфере дошкольных занятий преодолеть некоторые свои слабости (тем более, что период от 6 до 7 лет очень важен и с точки зрения созревания мозга). А затем пойти в школу по трехлетней программе.
В этом случае их родители будут меньше беспокоиться о том, что умненький, но имеющий некоторые сложности, ребенок «пересидит», опоздает по сравнению со сверстниками… В то же время четырехлетняя программа начальной школы имеет свои преимущества, которые позволяют большинству детей в подходящем темпе, с опорой на собственные силы усвоить необходимое содержание. Что меня настораживает в реализации модели трехлетней, «сокращенной» или «ускоренной» «началки»? Проработаны ли новые программы? Не окажется ли так, что программа четырехлетки будет механически втиснута в три года? Если какие-то классы переходят на трехлетнее обучение, то в школе должны быть программы и для четырех, и для трех лет учебы. Нельзя просто выкинуть некоторые разделы или сократить время, содержание обучения должно быть продумано и переструктурировано. Да и учебники должны быть приведены в соответствие с новыми условиями, а сделано ли это?
Три совета Ирины Шаповаленко родителям будущих первоклассников:
1. Ни в коем случае не надо стремиться отправить ребенка на трехлетнюю программу начальной школы «ради сокращения времени» или из соображений престижа. Если ваш ребенок, по мнению учителей, не готов учиться три года вместо привычных четырех, это совсем не значит, что он будет менее успешен, чем другие.
3. Учтите, что, если ребенок уже умеет читать, владеет навыками счета, это еще не означает, что у него все абсолютно в порядке со «школьной зрелостью». Есть понятие психологической готовности к школе. Ребенок должен быть позитивно настроен на школу, мотивирован на этот важную ступень, воспринимать учителя, принимать задачу, уметь включиться в общую работу… У всех детей эта готовность формируется в разное время, и не без участия заинтересованных и заботливых родителей!
Что надо знать родителям про трехлетнюю «началку»
Что должен знать и уметь первоклассник в ускоренной школе к декабрю? (пример диагностической работы МЦКО)
Русский язык
1. Отметь слова с согласным звуком в начале (ягода, ирис, орех, пион, уха) 2. Отметь слово, в котором второй слог ударный (юбка, удача, мышка, пирожки) 3. Отметь строчку, где все слова, отвечают на вопрос «какие?»
— письменные, повар, добро- белая, рыжий, краснеть- карандаши, игрушки, домики- цветные, мягкие, школьные
Математика
1. У Коли стояли 5 книг на полке и 7 книг в шкафу. Сколько всего книг было у Коли? 2. На столе лежали три яблока, 7 конфет и 5 груш. Сколько всего фруктов лежало на столе? Запиши решение и ответ. 3. Рассмотри рисунок ( на нем линейка с двумя отмеченными разным цветом отрезками). Для ответа на какой вопрос нужно выполнить действие вычитание? Отметь верный ответ. На сколько сантиметров длина нижнего отрезка больше длины верхнего отрезка? Какова длина верхнего отрезка? Какова длина двух отрезков? Как найти длину каждого отрезка?
Чтение
Прочитай текст и выполни задания (их восемь)
Задания, например, такие:
Отметь знаком книгу, которая больше остальных подходит для прочитанного текста (стихотворения, сказки, рассказы, песни).
Выбери самое точное название текста. («В лесу», «Прыгающий домик», «Переменка», «Разговор животных»).
Эффективная начальная школа
Уважаемые родители!
Проект «Эффективная начальная школа» — это ускоренное прохождение основной образовательной программы начальной школы за три года вместо четырех за счет объединения учебного плана 1 и 2 класса.
Будущие первоклассники, успешно освоившие курс дошкольного образования, по желанию родителей могут пройти программу 1-го класса в сокращенном виде. Готовность к ускоренному обучению проверяется психолого-педагогической диагностикой, которую проводит Московский центр качества образования по заявлению родителей.
Если ребенок успешно справляется с освоением программы в ускоренном режиме, то за первый год он фактически проходит программу 1-го и 2-го класса. Это происходит за счет того, что законодательство позволяет школе самой распределять время на прохождение той или иной темы в рамках индивидуального учебного плана. К примеру, подготовленный в дошкольных группах ребенок может освоить тему «безударные гласные в корне слова» за 6 часов вместо 10, которые выделяются по программе «1-4». Часы сокращаются, а результат остается тем же — школьник усваивает тему и приступает к новой, не успев заскучать.
Таким образом, обучение по программе «1-3» — это возможность не потерять интерес к обучению и время для дальнейшего развития в том случае, если Ваш ребенок физически крепок и имеет высокий уровень готовности к школе.
Презентация проекта «Эффективная начальная школа»
В 2022–2023 учебном году будет открыт один класс ускоренного обучения по адресу:
3-й Самотечный переулок, дом 14, строение 1.
Поступление в класс ускоренного обучения проводится по результатам вступительных испытаний, проверяют готовность ребенка к обучению в классе «Эффективная начальная школа» (1-3). Ранее вступительные испытания проводились в апреле. Сроки и содержание работы определяет Департамент образования и науки.
Следите за информацией на нашей странице.
В корпусе по 3-му Самотечному пер., 14 организованы занятия Школы будущего первоклассника (ШБП).
С информацией по ШБП можно познакомиться в разделе «Поступающим» на нашем сайте.
По всем вопросам содержания занятий, обучению по программе ускоренного обучения можно обращаться к Шулепиной Валентине Петровне
Заместитель директора ГБОУ Школы № 1501
Словак Татьяна Олеговна.
Контактный телефон: +7 (915) 040-4888.