Эгалитарное общество что это

Эгалитарное общество

Смотреть что такое «Эгалитарное общество» в других словарях:

Биоцентризм — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Биоцентризм идеология[1][неавторитетный источник?], этическая концепция … Википедия

Ваккеи — Ваккеи, реже вакцеи кельтский народ, обитавший в доримский период на равнинах в центральной части долины Дуэро на Центральной Месете северной Испании[1]. Содержание 1 Происхождение 2 Культура … Википедия

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ — 1) гос во на Ю. З. Океании. Расположено на одноименных о вах, по которым и получило название Новая Зеландия (англ. New Zealand). См. также Тасманово море. 2) о ва в юго зап. части Тихого океана. Первым к берегам о вов вышел в 1642 г. голл.… … Географическая энциклопедия

Леонтьев, Константин — Николаевич (1831 1891) известный русский мыслитель консервативного направления. Оценки Леонтьева в литературе: «Кромвель без меча», «диктатор без диктатуры», «политический Торквемада», «более Ницше, чем сам Ницше», «самый острый ум, рожденный… … Политология. Словарь.

Руссо — I Руссо (Russo) Алеку [17(29).3.1819, Кишинёв (?), 4(16).2.1859, Яссы], молдавский и румынский писатель. Учился в Швейцарии и Вене. По возвращении на родину примкнул к демократическому движению. В не дошедшей до нас комедии «Жикничерул… … Большая советская энциклопедия

Хадза (народ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хадза. Хадза … Википедия

Источник

1. Эгалитарные и неэгалитарные общества

1. Эгалитарные и неэгалитарные общества

Многочисленные исследования этнографов-антропологов показали, что господствовавшие в эпоху Нового времени представления о первобытности (гоббсовская идея «войны всех против всех» или миф Ж.-Ж. Руссо о «золотом веке» свободного дикаря) являются умозрительными абстрактными схемами, не имеющими под собой реальной почвы. В любом человеческом обществе имеются свои механизмы общественного контроля и власти. Существуют разные теории эволюции систем лидерства и власти в доиндустриальных обществах.

В первой главе уже говорилось о популярной на Западе схеме эволюции политических форм Э. Сервиса, которая включает пять следующих типов общества: локальная группа, община, вождество, архаическое государство и государство-нация. Однако далеко не все зарубежные исследователи разделяют взгляды Сервиса. Существует несколько менее модная концепция М. Фрида, выделившего стадии эгалитарного, ранжированного, стратифицированного и государственного общества. Некоторые авторы полагают, что формы политической организации архаических обществ были намного разнообразнее и уверенно можно говорить только о разделении на эгалитарные и иерархические общества. Наконец, немалая часть зарубежных исследователей вообще скептически относится к возможности создания универсальных типологий.

В нашей стране было принято делить первобытные общества на раннепервобытные (охотники, собиратели, рыболовы), позднеепервобытные (ранние земледельцы и скотоводы и ряд рыболовов) и предклассовые[17].

Что касается послепервобытных обществ, то здесь между отечественными исследователями единства не было. Официальная советская наука выделяла четыре типа государства – рабовладельческое, феодальнее, капиталистическое и социалистическое. Сторонники азиатского способа производства добавляли пятый тип и располагали его между рабовладением и феодализмом. Ряд ученых объединяли все докапиталистические послепервобытные общества в единую стадию. И лишь немногие развивали многолинейную интерпретацию всемирной истории, писали о параллельной эволюции нескольких типов обществ.

Самые простые формы общественной жизни были характерны для охотников-собирателей. Как правило, это были группы численностью в несколько десятков человек, которые вели преимущественно подвижный способ существования в пределах определенной территории, сосредотачиваясь вокруг зоны расположения ресурсов. Их основу составляли неустойчивые парные семьи. Вся деятельность внутри данных групп осуществлялась, как правило, в рамках семьи на основе половозрастного разделения труда: мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины – собирательством и ведением домашнего хозяйства, старики – обучением детей.

Система расселения зависела от характера концентрации ресурсов и внешней опасности. В одних случаях семьи могли проживать отдельно, периодически собираясь для решения совместных вопросов (распределение территорий, совместные обряды и т. д.). В других случаях члены группы могли проживать совместно на общей стоянке. Некоторые формы деятельности предполагали кооперацию семей и временное руководство (например, загонная охота). Ряд дефицитных материалов (соль, обсидиан и т. д.) мог стать объектом торговли на больших расстояниях. Благодаря эпизодической кооперации, бракам, периодически проводимым совместным праздникам и ритуалам, обмену ресурсами, продуктами и изделиями складывались сети взаимных обязательств между семьями и группами.

Никаких формальных органов принуждения и контроля в таком обществе не существовало. Во главе группы из некоторого количества семей мог находиться наиболее авторитетный из ее членов – самый опытный или умелый.

Типичным примером данного типа лидерства является предводитель эскимосов нетсиликов в Американской Арктике инхуаматак. В переводе этот термин означает «тот, кто думает». Инхуаматак руководил коллективными рыбалками и охотами на тюленей и на оленей карибу. Он также назначал время и маршруты перекочевок, определял места сезонных стоянок. Его жена часто выступала в качестве перераспределителя добычи между семьями. Однако все решения инхуаматак принимал после длительных согласований со всеми взрослыми мужчинами. По причине отсутствия сколько-нибудь действенных механизмов формального контроля он стремился достичь максимального согласия среди всех членов группы. Его влияние было наиболее сильным на молодежь и близких родственников (Файнберг 1986: 219-220)[18].

Нередко на предводителя возлагались функции проведения ритуалов и колдовства. Иногда бремя лидерства могли брать на себя шаманы. Гораздо реже общества охотников и собирателей могли возглавляться формальным, иногда наследственным лидером (например, у яруро Венесуэлы, аборигенов Западной Виктории в Австралии). Но и в этом случае, если наследник не обладал необходимыми для предводительства качествами, главарем группы избирался более подходящий кандидат.

Вследствие низкой плотности населения степень развития конкуренции между отдельными индивидами и группами бывает относительно невысока. Однако когда численность населения возрастает и конкуренция за ресурсы увеличивается, возрастают как трения между отдельными индивидами, так и столкновения между группами. Чаще всего конфликты возникают из-за территориальных разногласий, мщения за убийство или обиды, умыкания женщин.

Внутренние ссоры решались разными способами. Они могли регулироваться как самостоятельно, без вмешательства третьих лиц, так и путем вовлечения в решение конфликта более авторитетных членов коллектива. К лицу, проявлявшему излишнюю агрессивность либо нарушавшему сложившиеся нормы, могли быть приняты различные меры воздействия: порицание, насмешки, поддразнивание. У эскимосов, например, вору давали новое имя по названию похищенной вещи. Физическое воздействие также теоретически могло быть одним из методов наказания, хотя необходимо иметь в виду, что доисторические коллективы стремились гасить возможные конфликты, чтобы воспрепятствовать распаду группы. В самом крайнем случае провинившегося изгоняли из группы.

Исследования последних десятилетий показали значительную вариативность политической сложности локальных групп. Одни из них действительно отличались эгалитарной социальной организацией, равенством всех его членов (африканские бушмены, хадза). Для других обществ (например, аборигенов Австралии) было характерно сосредоточение лидерства в руках взрослых мужчин, развитие внутреннего половозрастного неравенства, наличие у взрослых мужчин монополии на информацию. Впрочем, даже в рамках одной общей модели могли существовать различные модификации. У тех же австралийских аборигенов периодически встречались лица с яркими лидерскими качествами. Они добивались от своих сородичей беспрекословного подчинения. Следствием этого могли быть определенные изменения в структуре общины, активизация набегов на соседей, пренебрежение традиционными нормами. Однако после смерти подобного лица нередко все возвращалось на круги своя (Артемова 1987; 1991; 1993).

Из обществ с присваивающей экономикой особенное место занимают высокоспециализированные оседлые рыболовы и охотники на морских животных. В ряде случаев они имеют настолько стабильные источники своего существования (например, лососевых рыб) и методы длительного хранения пищи, что это дает им возможность создать сложную неэгалитарную организацию с развитым статусным неравенством, иерархической социальной организацией, наследственной властью вождей (индейцы северо-западного побережья Америки – квакиютли, тлинкиты, оседлые рыболовы Флориды, население перуанского побережья, предки остяков Западной Сибири и проч.).

Археологическими раскопками и этнографическими исследованиями в этих обществах зафиксирована развитая дифференциация, иерархия поселений, крупномасштабное строительство (ритуальные насыпи и святилища, элитные курганы, укрепления вождей и проч.), появление специализированных ремесленников, обслуживающих знать, наличие пышного церемониала. Мортон Фрид относил подобные общества к «ранжированным». Иногда столь высоко развитую социальную организацию можно было создать на основе высокоэффективного собирательства. Таковы, например, собиратели саго Новой Гвинеи. Дикое саго высокоурожайно, и за сравнительно небольшой период времени можно было создать большой запас продуктов[19].

Читайте также

Состав общества

Состав общества Уложение определило права и обязанности тpex основных классов гражданского общества: то были люди служилые, люди посадские, торгово-промышленные и люди уездные, т.е. крестьянство, подразделявшееся на крестьян крепостных и черносошных, государственных, с

Настроение общества

Настроение общества Я напомню связь, в какой мы рассматривали явления второй половины изучаемого царствования; по окончании войн общество было возбуждено более, чем в начале царствования, и ждало от правительства продолжения начатой им внутренней деятельности, а

Тайные общества

Тайные общества Историю тайного общества и возбужденного им мятежа можно передать в немногих словах. Масонские ложи, терпимые правительством, давно приучили русское дворянство к такой форме общежития. При Александре тайные общества составлялись так же легко, как теперь

Настроение общества

Настроение общества Наконец, внутренние затруднения правительства усиливались еще глубокой переменой в настроении народа. Новой династии приходилось иметь дело с иным обществом, далеко не похожим на то, каким правили прежние цари. Тревоги Смутного времени

Состав общества

Состав общества Вместе с централизацией управления еще в усиленной степени шло сосредоточение общества. Из устроительной деятельности старой династии общество вышло столь же дробным, как и управление. Оно было разбито на множество разрядов, чинов, которые, не считая

ОБЩЕСТВА ДЕРВИШЕЙ

ОБЩЕСТВА ДЕРВИШЕЙ По тем же причинам, что и суфизм, возникло и монашество ислама.Уже спустя тридцать лет после смерти пророка монашество проникло в ислам и постепенно получило во всех магометанских странах широкое распространение. В настоящее время насчитывается около

АНГЛИЙСКИЕ ОБЩЕСТВА

АНГЛИЙСКИЕ ОБЩЕСТВА Известно, что, кроме Италии и Германии, академии натурфилософов существовали еще в Голландии, Испании, Франции и Англии. Но сведения о большинстве этих не немецких учреждений весьма недостаточны.Несколько более обильные сведения дошли об «английских

СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА

СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА Общество во вновь образовавшемся государстве составляли: князь, дружина, воины, смерды.Первой заботой норманнских князей было здесь, как и в прочих странах Европы, утвердить власть за собой, для чего, на удобных местах, строили они (Рюрик, Олег, Владимир,

Структура общества

Структура общества В государстве Шан (Инь) существовали рабы, рабовладельцы и земледельцы-общинники. Рабовладельческую подструктуру общества составляли иньская рабовладельческая светская аристократия, жреческая аристократия (они же и рабовладельцы) и

2. Ранжированные общества

2. Ранжированные общества «Неолитическая революция»Политическая организация усложняется с переходом к оседлости и производящему хозяйству (земледелию и животноводству). В археологии данное явление нередко называют «неолитической революцией» – данный термин был

4. НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА

4. НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА В развитии науки и научной деятельности в 80—90-х гг. XIX в. большую роль играла общественная инициатива, в частности учёные общества, охватившие, как тогда говорили, «все доступные пределы науки». Если в середине столетия в стране действовало 20—25 обществ,

Формирование общества

Формирование общества Август не разрушил радикальными мерами общественную структуру поздней республики, но и не оставил ее без изменений. Он не являлся ставленником определенного социального слоя и не понимал значения различных традиционных групп римского общества.

§ 6. Социально-экономический строй общества, социоэкономические уклады и подуклады, одноукладные и многоукладные общества

§ 6. Социально-экономический строй общества, социоэкономические уклады и подуклады, одноукладные и многоукладные общества В принципе вполне возможны и реально существовали такие социоисторические организмы, в которых все социально-экономические отношения относились к

Источник

Эгалитаризм

«Мы считаем за очевидные истины, что все люди сотворены равными, что им даны их Творцом некоторые неотъемлемые права, в числе которых находятся — жизнь, свобода и право на счастье, что для обеспечения этих прав людьми учреждены правительства, пользующиеся своей властью с согласия управляемых, — что если какое-либо правительство препятствует достижению этих целей, то народ имеет право изменить или уничтожить его и учредить новое правительство на таких основаниях и началах, организуя его власть в таких формах, которые лучше всего должны обеспечить его безопасность и счастье. Благоразумие указывает, чтобы давно уже учрежденные правительства не были сменяемы на основании маловеских и преходящих причин; и, согласно с этим, опыт показывает, что люди скорее склонны терпеть зло, пока оно выносимо, чем восстанавливать свои права путем уничтожения тех форм, к которым они привыкли. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно преследующих ту же цель, обнаруживает стремление подчинить их полному деспотизму, то это их право, то это их долг — свергнуть такое правительство и установить новые гарантии ограждения их будущей безопасности.»
— Декларация Независимости США, 4 июля 1776 года, суть и смысл эгалитаризма как такового
«Неравенство заканчивается, когда не остаётся больше никого и ничего.»
— Стивен Эриксон Малазанская книга павших, книга «Охотники за костями»

Все равны. Богатые и бедные, верующие и атеисты, работники интеллектуального труда и неграмотные работяги уровня «могу копать — могу не копать», дворяне и простолюдины, мужчины, женщины и даже транссексуалы.

Эгалитаризм — это идея о равенстве возможностей для всех людей (а в фантастике/фэнтези — и нелюдей), воплощенная более или менее удачно целой кучей разных способов во множестве культур и общественных укладов. Она лежит в основе социалистических утопий, к ней стремятся все угнетённые, о ней рассуждают философы и политики, она служит темой для множества историй.

Основными эгалитарными политическими течениями являются коммунизм и анархизм [1] (включая анархо-капитализм).

Есть и другой подход, свойственный политическому либерализму (не путать с экономическим, который только про свободу предпринимательства). У граждан изначально есть равные и полные права, ограниченные лишь по принципу «моё право размахивать кулаками заканчивается там, где начинается нос соседа». Это основа, на которой базируется равенство возможностей — добиться его должны сами граждане, объединяясь в своём гражданском обществе в профсоюзы, религиозные общины, общественные организации и партии. Исторически сперва начала формироваться как раз концепция равенства прав.

Содержание

Историческая справка [ править ]

В Китае, за семь столетий до Р. Х., равенство всех перед законом провозгласил первый министр царства Ци по имени Гуань Чжун, что очень не понравилось аристократии, но очень понравилось князю Ци, получившему таким образом право казнить по закону даже высших аристократов (тем более что законы последователи Гуань Чжуна вводили драконовские). Позднее, спустя века, равенство всех перед законом распространил на весь Китай первый император — Цинь Шихуанди. Реальным воплощением эгалитаризма в Китае стало то, что любой простолюдин мог сдать экзамен на сюцая и начать путь наверх вплоть до первого министра. Ну то есть технически, равенство политических и правовых возможностей было соблюдено, чего не особо скажешь об экономических, так как таковые возможности у нищего простолюдина и богатого царедворца были всё же разные, а о правах женщин и речи не было. Но это всё-таки был один из первых шагов в нужном направлении.

В Европе об этом додумались позднее — философы античности. У Платона и Аристотеля, несмотря на их в целом крайне элитистские взгляды, появляются такие прогрессивные идеи, как необходимость равенства между мужчиной и женщиной, т. е. всех свободных граждан — оба философа оправдывали и обосновывали рабство как необходимый и неизбежный порядок вещей.

Затем был Иисус, который пошел намного дальше и провозгласил что вообще все равны перед Богом — мужчина, женщина, ребёнок или даже еретик («Нет ни эллина, ни иудея», как вещал апостол Павел). Равенство перед божьим законом? Есть. Экономического равенства христианство не требует, однако определенный скептицизм по отношению к богачам в Новом Завете все же присутствует: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Большую часть своей жизни ранний христианин проводит в трудах духовных, заботясь о своей душе, чтобы попасть в рай после смерти.

Возрождение. Да, оно самое. Вспомнив заветы «мерзких язычников», итальянские и не только мыслители и деятели культуры начали читать Библию другими глазами, и им открылась новая доселе истина: раз человек — создание Божье и подобное же ему, то почему бы не поставить его в центр всего мира, как Коперник поставил в центре мира Солнце? Собственно, рычаг, позволивший так поставить, мир появился именно благодаря польскому деятелю и его т. н. коперниканскому повороту, который так любил вспоминать Иммануил Кант. Так из истлевших углей давно умерших греческих философов и искры учения Иисуса родилась новая концепция — гуманизм. И вот он как раз дал начало первым по-настоящему эгалитаристким идеям, ведь раз Человечество — это всё, то и любой его представитель не меньшее всё и равен как между миром, так и между друг другом.

Но тут же возник парадокс о Библии и закономерный вопрос — «Раз люди равны перед Богом, то почему каждый из них не может читать Библию сам и на своём языке?» Один из ответов — потому что в те времена большинство было неграмотное. Этот, а еще десятки других вопросов, пришли в голову уже немецкому священнику Мартину Лютеру, который закономерно их выразил в виде 95 тезисов, чем вызвал разрыв шаблона, многолетний коренной перелом всей католической церкви, Реформацию и последующие за ними религиозные войны. Так, впервые в Европе, начала подвергаться сомнениям многолетняя иерархия — народные массы стали считать не безликой массой рабов божьих, а такими же людьми и верующими христианами. В общем, рабов божьих эмансипировали. Рабский менталитет ещё долго дрыгался, но начало было положено. Совсем скоро эти люди, страх потеряв, вместо фразы «этого хочет Бог» начнут говорить «этого хотим мы», требовать реформ и свергать к чертям монархов.

Вопреки многим заблуждениям, некоторые принципы эгалитаризма бытовали ещё в самом раннем феодализме — германцы, завоевавшие западную Европу, рассматривали ее как свою законную добычу, которую надлежало делить примерно согласно заслугам при завоевании, каждый племенной ополченец имел право свободно высказать свое мнение на воинском собрании даже в лицо конунгу, суду конунга подлежал только на войне в походе. Уже при Каролингах круг равных сильно сузился до пары сотен вельмож, не подлежащих суду короля и могущих быть осуждёнными только равными им, par — равный на латыни и отсюда пэр и палата пэров. Они имели право на восстание в случае нарушения их прав и право коллективно высказывать монарху свое мнение. Суд присяжных изначально был положен только знатным — от герцога и до барона, рыцарям-кабальеро-шевалье был положен личный королевский или накрай герцогский суд.

Затем в Западной Европе за пару столетий совершилось несколько буржуазных революций, направленных на отмену сословных привилегий. Наиболее эпично получилось во Франции — кровопролитно и недолго, прежде всего в силу дичайшей необразованности, бескультурия и варварства стремящихся к свободе вчерашних рабов, попавших из огня абсолютной монархии в полымя буржуазной действительности. Но после реставрации династии Бурбонов прошло ещё несколько революций поменьше, и сейчас Франция живёт при Пятой республике. Реставрировали монархию и в Англии — впрочем, это не помешало постепенному расширению прав простолюдинов, так что сейчас от феодализма остались лишь шелуха пышных титулов да королевский двор.

Не очень удачно получилось и в Северной Америке — там этот принцип обглодали до косточек и пришли к выводу что он годен, что и было отражено в Декларации Независимости. Но осталось наследие прошлого в лице рабства, с которым свободное американское общество тоже покончило — но почти через век, руками Авраама Линкольна и генерала Гранта (правда, осталась сегрегация, которую пришлось корчевать ещё больше века, вплоть до перегибов). И да, на заре своей истории США действительно была страной возможностей — шерифом мог стать даже бывший бандит, любой, у кого хватало мужества и целеустрёмленности мог отправиться мыть золото, а у кого к тому же ещё и имелись мозги — мог беспрепятственно наводить бизнес, торгуя скотом, выращивая еду, инвестируя в железные дороги и т. п.

Но потом это самое равенство возможностей начало напрягать разбогатевших, которые подвергались насильному перераспределению жизненных благ, и те начали устанавливать законы, ограничивающие основную массу населения в правах. На короткое время в США разбушевалась свобода предпринимательства невиданных масштабов, что нашло своё отражение в трилогии Драйзера «Финансист» и художественном фильме «Здесь будет кровь» (или «Нефть» в отечественном переводе). Но это ничуть не мешало появиться собственным первые заскокам на тему элитизма. Ну, и шовинизм чувствовал себя в Новом Свете тоже неплохо — новоявленные WASP (белые англосаксы-протестанты) соглашались с тем, что голландцы и немцы ничуть не хуже, свысока смотрели на католиков, презирали евреев (особенно восточноевропейских), откровенно держали за быдло китайцев, а то, что пережили индейцы, тянет на геноцид.

Маркс и пр. [ править ]

Следующим эгалитаристом-теоретиком был Карл Маркс со своим другом Фридрихом Энгельсом. Он изучил опыт предшественников, проанализировал недостатки и нестыковки, процитировал французского социалиста Луи Блана и выкатил новую версию, согласно которой, для достижения ТруЪ равенства следует устранить частную собственность и заменить её общественной. По его прогнозам, в самой развитой капиталистической стране произойдёт социалистическая революция, в ходе которой многочисленный, сплочённый и грамотный рабочий класс свергнет власть буржуазии и установит диктатуру пролетариата. В этой стране наступит первая стадия коммунизма — ТруЪ социализм, именуемый научным (в противовес утопическому социализму К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна, который стал одним из источников марксистского учения). Предполагалось, что по мере наступления социализма во всём мире отомрёт необходимость в государстве как аппарате насилия и наступит вторая стадия коммунизма (она же коммунизм в узком смысле).

Но обычно не бывает, чтобы всё пошло как по маслу. Вот и здесь пошло не по Марксу. Первая социалистическая революция произошла задолго до того, как капитализм изжил себя, и к тому же не в самой развитой стране — в Российской империи. Здесь империализм (В. И. Ленин, наиболее популярный продолжатель идей Маркса, называл империализм, при котором вывоз товаров в отсталые страны сменился вывозом капитала, «высшей стадией капитализма») носил периферийный характер, т. е. Россия выступала как финансовый хищник по отношению к неразвитым странам (таким, как Китай) и одновременно как финансовая жертва более развитых (таких, как Франция).

Надо отметить, что революция смогла состояться от отчаяния. Страна, всего полвека назад уничтожившая крепостное право, сильно нуждалась в буржуазной революции — и желательно сверху. Неудачная революция 1905-07 гг. спровоцированная поражением РИ в русско-японской войне, таки сподвигла правящий режим на реформы, но настолько половинчатые, что в ходе Первой мировой войны Россия оказалась в… заднице. Леволиберальное Временное правительство не имело массовой поддержки и воли, металось между военным диктатором и лидерами большевиков и в итоге слилось малой кровью. Большевики, придя к власти, вынуждены были одновременно выполнять свою левую (по тем временам — леворадикальную) программу, выполнять функции буржуазных прогрессоров и отбиваться от внешних и внутренних врагов.

Фундаментальным отличием того, что начали творить в Советской России и сложившемся вскоре вокруг неё Советском Союзе, от того, что творилось во всём прочем мире, были три кита: 1) Пролетарский интернационализм и как следствие — мысли о Мировой революции, попытки сделать которую провалились после разгрома Польского похода Красной Армии в 1920 г. 2) Иной, социалистический метод производства, отрицающий частную собственность как источник эгоистичных поступков. 3) Воспитание нового типа личности — советского человека. Этот самый человек, как задумывалось, обладал равными политическими, правовыми и экономическими возможностями, был серьёзно образован и высокоморален.

Было ли это воплощено? И да, и нет.

1) Организация Коммунистический интернационал (Коминтерн), направленная на помощь коммунистам и левым социалистам из других стран, действовала с перерывами и переменным успехом. Кое-где началось строительство социализма — но это «кое-где» по преимуществу наполовину состояло из государств, освобождённых Советской Армией от нацистской оккупации (и ныне обвиняющих СССР в оккупации советской), а на вторую половину — из отсталых стран, которые ещё и капитализма толком не построили (популярная в советские годы идея о «прыжке через формации» в итоге себя не оправдала).

Что же касается интернационализма обыкновенного, близкого к толерантности — который про то, что нравственные и умственные качества людей никак не коррелируют с их этнической/расовой принадлежностью — то с этим было хорошо. В общем и целом — средний советский человек действительно готов был дружить с кем угодно, лишь бы человек был хороший ©. Средний по больнице. Если забыть про переселения народов, начатые ещё с безобидных корейцев, которые (переселения, не корейцы) ещё до сих пор аукаются. Если забыть про антисемитизм со стороны многочисленных чиновников, который была немыслим на заре Советской власти (наоборот, доля евреев в правящей элите была непропорционально велика). И если забыть — нет, не надо забывать! — про подспудную, загнанную внутрь межнациональную рознь, которая вырвалась в конце 1980-х — и «обострилась дружба народов».

2) Иного метода не было создано. Вместо общенародной собственности появилась общегосударственная. Этот строй называют этатизмом, политаризмом или попросту государственным капитализмом — товарищи марксисты ещё не договорились. Хотя параллельно в той или иной мере существовала и коллективная, и частная либо личная собственность. И чем меньшую роль играла в экономике негосударственная собственность, тем хуже было со снабжением граждан продуктами питания и товарами народного потребления и тем лучше — с незаконной торговлей.

3) Новый тип личности не был создан. Предполагалось, что появится новый советский человек, стоящий горой за дело мира, трудолюбивый, законопослушный, эрудированный и т. д. В грустной реальности Хомо советикус, как правило, не особенно сильно отличался от своих собратьев из стран с другим социальным строем. Люди были добрые и агрессивные, влюблённые в свою работу и откровенно забивающие на неё болт, следовавшие заповедям строителя коммунизма и нарушавшие Уголовный кодекс, получавшие пару высших образований и заканчивавших 8 классов на натянутые тройки. В общем, разные. Но именно идеальный советский человек, всецело доверявший государству обеспечение своих прав и возможностей и в обмен на это добросовестно учившийся и работавший, оказался совсем не готов к дикому капитализму, где его презрительно обозвали «совком» и принялись гнобить.

Итоги [ править ]

И что же в итоге с равенством? А очень интересно. В СССР, несмотря на многочисленные недостатки, действительно создавалось общество с равенством возможностей. Можно спорить о том, на сколько именно процентов оно было создано — но было. И работали социальные лифты — хотя и не в таком виде, как в капстранах.

Начиная с 1920-х гг. советское общество было более эгалитарным, чем любое капиталистическое. Несмотря на зигзаги, в целом и юридической равенство, и экономическая эгалитарность повышались и примерно к 1960-м достигли максимума. И тут обнаружилась забавная, можно сказать, парадоксальная, вещь. Пример первого в мире государства трудящихся оказался настолько заразительным (особенно учитывая наличие железного занавеса, из-за которого шла строго дозированная информация), что западные элиты сделали вывод: либерализм — это, конечно, хорошо, но при нём всё равно богатые равнее, и бедные трудяги хотят, чтобы у них было как у русских. А это не есть хорошо.

В итоге в соцстранах наступил идейный и экономический кризис, восточноевропейцы перестали строить социализм, СССР (и СФРЮ) ещё и развалились с гибелью кучи народа, а голосование в едином порыве за блок коммунистов и беспартийных и съезд народных депутатов с императивным мандатом сменилось буржуазной демократией с отсутствием пункта «против всех». Это привело к воцарению автократии в виде президентской республики, с элитизмом, неимоверно усилившимся классовым неравенством и постепенной отменой социальных лифтов и цементированием новых элит.

Зато в некоторых капстранах смогла эффективно работать модель, созданная по принципу скрещивания ежа с ужом конвергенции: обширные права — как у либералов, основательная социалка — как у коммунистов, а чтобы преодолеть противоречия между ними — высокий прогрессивный налог. Самый яркий, можно сказать, архетипичный пример — Швеции (кстати — монархия!), где без особых воплей и социальных потрясений практическим путём достигли многих вещей из того, что коммунистам хотелось бы видеть в будущем. [4]

Есть и другая фишка для создания эгалитарного общества — позитивная дискриминация (affirmative action) тех групп населения, которые по объективным обстоятельствам имеют меньше возможностей. В России это сельское население, сироты, инвалиды, бывшие военнослужащие. В США в этом списке есть ущемлённые в прошлом в правах расовые и этнические меньшинства, что служит предметом шумной критики в Рунете. В ЮАР ещё веселее — это чёрные (все), женщины, инвалиды и сельское населением (независимо от расы). Позже в этот список включили китайцев, что считается происками официального Пекина — почему-то «цветные» и индопакистанцы, которые дискриминировались не меньше китайцев, оказались ни при чём.

Если же говорить о мире в целом, то уровень готовности к воплощению идеалов свободы, равенства и братства, несмотря на экономические, культурные и социальные потрясения, существенно подрос по сравнению с ситуацией столетней давности. Возможно, светлое будущее реально не за горами — для всех людей. И тогда у каждого будет возможность жить свободно и быть счастливым, как и хотел Томас Джефферсон.

Примеры [ править ]

Эгалитарное общество что это. Смотреть фото Эгалитарное общество что это. Смотреть картинку Эгалитарное общество что это. Картинка про Эгалитарное общество что это. Фото Эгалитарное общество что этоДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Здесь эгалитаризм — это, если не брать фэнтези и феодальные сеттинги, отличие общественного устройства сил добра от авторитарного и деспотичного строя сил зла. Республики от Империи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *