Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

ЗАСТОЯЛАСЬ запись закреплена

Катастрофа Ил-76 под Баку, перевозившего военнослужащих 8-й роты 217-го парашютно-десантного полка 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. 18 октября 1989 года

Погибли все находившиеся на борту — 9 членов экипажа (8 офицеров, 1 прапорщик) и 48 десантников (5 офицеров, 2 прапорщика, 7 сержантов и 34 солдата). Личный состав 8-й парашютно-десантной роты возвращался в место постоянной дислокации (г. Болград Одесской области, УССР) после выполнения задания в зоне армяно-азербайджанского конфликта.

Кроме 48 десантников на борту находилось армейское имущество, две БМД и Газ-66. Через 5 минут после взлёта ночью на высоте 1600 метров разрушился, загорелся и отвалился двигатель № 1. Его осколки пробили топливный бак, что привело к сильному пожару. Была выведена из строя система пожаротушения. Экипаж попытался вернуться на аэродром вылета.

Катастрофическое развитие пожара привело к разрушению левой плоскости. Самолёт потерял управление и упал в Каспийское море в 1,5 км от берега через 11 минут после начала пожара.

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

18.27.57 Доклад старшего борттехника Е.Андреева:»Система пожаротушения сработала.»

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

18.33.01-18.33.58 Уточняется курс.Воздушный стрелок:»Горит плоскость».Старший борттехник:»Пожарная система не сработала, командир!» Командир:»Еще раз попробуй!» Старший борттехник:»Включил пожарную. Не включается, кран не открывае

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

18.37.03 Руководитель полетов:»569-й, влево пять возмите».

18.37.21 Командир:»Пожарный, санитарный пост «.

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

18.37.42 Руководитель полетов:» До полосы восемь.На курсе, 569-й».

18.37.48 Командир:»Хорошо, по команде».

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

18.38.03 Руководитель полетов:»569-й, не снижайтесь, удаление шесть!»

18.38.08 Речевой информатор:»Крен велик. «. (конец записи)

Источник

Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

☆ВДВ☆Армия России☆ запись закреплена

КАК ПОГИБЛА 8 ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНАЯ РОТА 217 ПДП
АВИАКАТАСТРОФА БОРТА 569 НАД КАСПИЕМ
Сегодня, 18 октября 2020 года, исполняется 31 год со дня трагической гибели 8 парашютно-десантной роты 217 пдп.

Только через 30 лет начинаешь понимать, какую роль сыграли ВДВ в конфликте в Закавказье в 1988-1990 г.г. и благодаря чему Советское Закавказье не стало «югославским вариантом». И только развал Союза дал толчок к обострению конфликтов армян с азербайджанцами, грузин с абхазами и осетинами, которые не разрешены до сих пор.

Начало резкой эскалации межнациональных конфликтов было положено 27-29 февраля 1988 г. в Сумгаите, где за один день было убито более полусотни жителей армянской национальности.
Оттуда конфликт распространился на Нагорный Карабах. Туда были введены внутренние войска, но они не смогли взять под контроль ситуацию. Настала очередь воздушно-десантных войск.

8 парашютно-десантная рота в составе 3 пдб 217 пдп принимала участие в наведении конституционного порядка в Закавказье с марта 1988 года.

Особенно впечатляло местное население занятия рукопашным боем в составе подразделений и исполнение строевых песен. А состояние воинской дисциплины просто шокировало «местных» офицеров и прапорщиков. Ереван впервые увидел солдат, которые не берут взятки при осуществлении комендантского часа, и выполняют приказ своих командиров, не взирая на лица. Так, Председатель Совета Министров АрССР, после остановки на посту в районе пл. Ленина в Ереване, пешком пошел за пропуском.
Те же задачи выполнялись в период, предшествующий трагедии 8 роты.

Наш батальон последним из полка вылетал с военного аэродрома «Насосный». Вылетала последняя десятка Ил-76. В первом борту вылетала 8 рота, точнее управление и два взвода, (в т.ч. КР к-н Зорев, замполит роты л-т Бородулин, командиры пдв л-ты Петров, Резниченко, старшина роты пр-к Арсенов и 38 солдат и сержантов), с 3 взвода связи (упр. пдб) ефр. Кульбицкий, с РМО повара – пр-к Гуров и с-т св. сл. Ревенко, водитель Газ-66 и повар «срочники» – Байков Г.К. и Пастухов М.М., а так же врач 2 пдб л-т Ковригин. На борту было 2 БМД и ГАЗ-66.
Итого с 217 пдп – 48 человек. Экипаж Ил-76 – 7 человек и 2 «наземника», хотели слетать из Арциза в Болград через Баку. Всего 57 человек.

Двигатель загорелся на взлете. Возможная причина – разрушение подшипника в двигателе (двигатель был из капремонта), осколками были перебиты система пожаротушения и топливные шланги. Командир борта пытался посадить борт на запасном аэродроме на грунт, но ему дали команду возвращаться на основной. Он разворачивал борт над морем, но не дотянул до берега 1,5 километра и горящий борт упал в Каспийское море.

Вылеты прекратили, второй взлетевший борт посадили. Нас в 3-м тормознули на взлетке.
Через 2 или 3 дня батальон вывезли на Ан-22.
Офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты 8 парашютно-десантной роты до конца выполнили свой долг перед Родиной.
Благодаря их усилиям в течение трех лет не разгорелся межэтнический конфликт в Закавказье. Не было массовых убийств, издевательств, грабежей, покинутых домов, беженцев… их подвиг навсегда остался в наших сердцах.

Командующий ВДВ РФ Шпак Г. И. в своей книге «70 лет Воздушно-десантным войскам России» так пишет о тех днях:

«На второй день после прощания с боевыми однополчанами, командир 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии В. Востротин объявил конкурс на должность командира 8-й парашютно-десантной роты.

Так возрождалась рота о которой в полку создали песню:

«Восьмая погибла,
Восьмая живёт!
И слава гвардейцев
Ввойсках не умрёт. «

По инициативе и при участии командующего ВДВ В. Ачалова родные и близкие погибших совершили перелёт к месту гибели десантников, где им вручили ордена «За личное мужество(посмертно)»
Затем они перелетели в г. Болград, в ставший им родным, полк и роту. Сейчас в этом городе сооружён памятник погибшим десантникам.»

. Из воспоминаний Сергея Новикова.

Личный состав 8-й парашютно-десантной роты возвращался в место постоянной дислокации (г. Болград Одесской области, УССР) после выполнения задания в зоне армяно-азербайджанского конфликта. Через 5 минут после взлета ночью на высоте 1 600 м разрушился, загорелся и отвалился двигатель №1. Его осколки пробили топливный бак, что привело к сильному пожару. При этом была выведена из строя система пожаротушения. Экипаж попытался вернуться на аэродром вылета. Катастрофическое развитие пожара привело к разрушению левой плоскости. Самолет потерял управление и упал в Каспийское море в 1,5 км от берега через 11 минут после начала пожара. Погибли все находившиеся на борту — 9 членов экипажа (8 офицеров, 1 прапорщик) и 48 десантников (5 офицеров, 2 прапорщика, 7 сержантов и 34 солдата).

Причиной катастрофы был назван конструкционный дефект двигателя Д-30КП. Причиной разрушения двигателя послужило разрушение межвального подшипника, после чего произошел обрыв вала турбины низкого давления из-за его интенсивного нагрева в результате трения маслоуплотнительной втулки по поверхности вала.

Указом Президиума Верховного Совета СССР все 57 военнослужащих, погибших в катастрофе были посмертно награждены орденами «За личное мужество». В память о погибших десантниках 8-й роты и авиаторах экипажа Ил-76МД установлены памятники в городах Болград, Иваново, в военных городках Гвардейское Днепропетровской области и Арциз-2 Одесской области около средней школы №4. Погибшим посвящена песня ансамбля «Голубые береты» «Экипажу 561» («Падала синяя птица»)

Со слов Сергея Новикова на кладбище в Болграде похоронены Зорев, Бородулин, Гуров, Ревенко и неопознанные останки: шесть могил на семь человек. В Виноградном (рядом с Болградом) похоронен пр-к Арсенов, других развезли на «Черных тюльпанах».

Десантники 8-й роты 217-го гвардейского парашютно-десантного полка

гвардии рядовой Абазов Руслан Исаевич
гв. рядовой Ананченко Владимир Сергеевич
гв. прапорщик Арсенов Юрий Николаевич
гв. рядовой Болтушкин Максим Владимирович
гв. рядовой Байков Геннадий Костантинович
гв. рядовой Байков Сергей Юрьевич
гв. лейтенант Резниченко Игорь Анатольевич
гв. лейтенант Бородулин Евгений Николаевич
гв. капитан Зорев Николай Николаевич
гв. лейтенант Петров Сергей Витальевич
гв. лейтенант Ковригин Дмитрий Орестович
гв. прапорщик Гуров Александр Петрович
гв. рядовой Пастухов Михаил Михайлович
гв. младший сержант Ревенко Вячеслав Семёнович
гв. рядовой Васючков Олег Николаевич
гв. рядовой Свинцицкий Станислав Викторович
гв. рядовой Кучкаров Адхамжон Тошмирзаевич
гв. рядовой Солиев Фазлиддин Саидаливич
гв. рядовой Вахидов Гиесидин Джамалович
гв. рядовой Мостовский Валерий Станиславович
гв. рядовой Ризник Мурад Реджепович
гв. рядовой Рибко Сергей Михайлович
гв. мл. сержант Зарипов Ильдар Мазгарович
гв. мл. сержант Мерзликин Олег Владимирович
гв. мл. сержант Суслов Владислав Николаевич
гв. рядовой Хазов Александр Юрьевич
гв.старшина Морозов Николай Георгиевич
гв. рядовой Воробьёов Вадим Владимирович
гв. рядовой Лаков Юрий Николаевичч
гв. ефрейтор Исламгулов Рамиль Варисович
гв. рядовой Стрелецкий Игорь Алексеевич
гв. старший сержант Трохалёв Виталий Викторович
гв. рядовой Пузиков Павел Алексеевич
гв. мл. сержант Чугай Сергей Викторович
гв. сержант Мотузка Виктор Леонидович
гв. рядовой Жуков Юрий Александрович
гв. рядовой Морозов Станислав Владимирович
гв. ст. сержант Шевченко Валерий Александрович
гв. ефрейтор Галивеев Ильдар Наильевич
гв. рядовой Терехин Сергей Владимирович
гв. ефрейтор Кульбицкий Валерий Владимирович
гв. рядовой Кутлугузин Руслан Яхьяевич
гв. рядовой Кузнецов Игорь Геннадиевич
гв. рядовой Чуйкин Владислав Владимирович
гв. ефрейтор Гайдай Владимир Викторович
гв. ефрейтор Мачитидзе Владимир Гивиевич
гв. рядовой Магомадов Чингирхан Мухарбекович
гв. ефрейтор Япринцев Сергей Михайлович

Авиаторы Арцизского полка Военно-транспортной авиации

ст. лейтенант Андрєєв Евгений (старший борттехнік)
прапорщик Андрияш Александр (старший воздушный стрелок)
ст. лейтенант Вологин Валерий (помощник командира корабля)
майор Гавриков Юрий (начальник связи полка)
ст. лейтенант Гашимов Алексей (старший техник группы обслуживания)
подполковник Закиров Фасхаддин (штурман полка ВТА)
полковник Калмыков Александр (командир корабля, командир полка ВТА)
майор Краюхин Игорь (инженер полка ВТА)
ст. лейтенант Пестерев Александр (борттехник)

Героизм и мужество

Николай Дели пишет: «Хочу акцентировать внимание на Подвиг старшего воздушного стрелка прапорщика Андрияша Саши, который в том полёте увидел настоящий ад, и остался верен своему долгу, командиру и экипажу. При обычных полётах, вне военных действий, воздушный стрелок выполняет функции бортмеханика и следит за задней полусферой самолёта. ИЛ 76 оборудован автоматической системой РИ-65, которая предупреждает экипаж женским голосом в аварийных ситуациях. В кабине экипажа каждый лётчик занимался своим делом: следили за приборами, вели радиосвязь, смотрели на приближающуюся полосу. Она в ночное время видна очень хорошо и далеко. Не дотянули каких-то полторы, две минуты лёту, а стрелок в корме видел этот пылающий ужас и всё больше разгорающееся пламя. В это время можно сказать он был, повторюсь, в настоящем аду. Пламя достигло кабины стрелка. От высокой температуры начали плавиться окна кабины. Но слышен его спокойный голос: «Командир, второй двигатель отвалился, крыло рушиться». Комиссия затем установит, что температура в кабине стрелка в тот момент была не менее плюс 180 градусов. Много было разговоров, почему хотя бы стрелок не выпрыгнул, чтобы хоть один остался в живых. Но тут несколько причин: команды командира не было, он до последнего следил за происходящим с тыла, и главное весь экипаж был уверен, что совершит посадку. У Саши был парашют, лодка, спасательный жилет, аварийный запас, но самое главное он до конца оставался на своём рабочем месте, выполняя свои функции… Совершая Подвиг! Когда Сашу нашли в кабине на дне, говорят он был накрыт кожаной курткой. Лётному составу кожаные куртки выдавали не для красоты, а на случай пожара, и перчатки тоже. По словам очевидцев, было два взрыва. Первый в воздухе, второй при прикосновении с водой. Местным жителям показалось, что спускается парашют, думали стрелок выпрыгнул, но это после взрыва из грузовой кабины, скорее всего швартовочные сетки полетели, поэтому и показалось, что это был парашют. Саша Андрияш был активным участником художественной самодеятельности играл на баравнах в полковом ВИА».

Расшифровка «Черного ящика» последние минуты

Генерал-лейтенант авиации Е. Русанов:
«Трагическая развязка наступила за минуту до приземления, когда казалось, что всё позади. Но к этому времени левая плоскость, прогорев, потеряла несущие качества. Самолёт вошёл в левый крен. Резко увеличилась скорость снижения. Исправить положение не хватило рулей. »

Спустя несколько дней после катастрофы над Каспием, в полку военно-транспортной авиации однополчане погибшего экипажа 569-го, молча, с комом в горле, слушали записанный на магнитную ленту радиообмен с руководителями полётов и теми, кто был уже обречён. Авиаторы без паники выполняли свой долг. Это последние слова, которые легли на магнитную ленту:

18.27.43.
Доклад воздушного стрелка А. Андрияша: «Командир, у нас левый двигатель горит!»

18.27.57. Доклад старшего борттехника Е. Андреева: «Система пожаротушения сработала. »

18.28.00-18.28.58. Воздушный стрелок: «Командир, вижу пламя!» Применяются вторая и третья очереди пожаротушения. Помощник командира корабля В. Вологин докладывает руководителю полёта о заходе на экстренную посадку на аэродром вылета.

18.29.00-18.29.53. Руководитель полётов: «Заходите на посадку, полосу вам освобождают». Воздушный стрелок: «Командир, пожар продолжается!» Речевой информатор: «Крен велик! Крен велик!» Командир: «Сильно горит двигатель? Удаление от точки, штурман?»

18.31.00-18.31.53. Воздушный стрелок: «Да, командир, пламя уменьшилось, но горит, перед крылом как будто, я не вижу. »
На четвертой минуте пожара пламя на двигателе, как доложил стрелок, уменьшилось, а с земли руководитель полётов сообщил экипажу, что факела за самолётом не стало. Устанавливается по прибору атмосферное давление в районе аэродрома. Помощник командира корабля: «Я-569-й, разрешите снижение?» Руководитель полётов: «Разрешаю! Стройте заход вправо». Помощник командира корабля: «Понял, вправо разрешили снижение, приступил к снижению. »

Источник

Катастрофа Ил-76 под Баку 18 октября 1989 года.Погиб экипаж и десантники.

Катастрофа Ил-76 под Баку — в среду 18 октября 1989 года катастрофа военно-транспортного самолёта Ил-76, перевозившего военнослужащих 8-й роты 217-го парашютно-десантного полка 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

Личный состав 8-й парашютно-десантной роты возвращался в место постоянной дислокации (г. Болград Одесской области, УССР) после выполнения задания в зоне армяно-азербайджанского конфликта. Кроме 48 десантников на борту находилось армейское имущество, две БМД и ГАЗ-66. Через 5 минут после взлёта ночью на высоте 1600 метров разрушился, загорелся и отвалился двигатель № 1. Его осколки пробили топливный бак, что привело к сильному пожару. Была выведена из строя система пожаротушения. Экипаж попытался вернуться на аэродром вылета. Катастрофическое развитие пожара привело к разрушению левой плоскости. Самолёт потерял управление и упал в Каспийское море в 1,5 км от берега через 11 минут после начала пожара.
Погибли все находившиеся на борту — 9 членов экипажа (8 офицеров, 1 прапорщик) и 48 десантников (5 офицеров, 2 прапорщика, 7 сержантов и 34 солдата).

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

Причиной катастрофы был назван конструкционный дефект двигателя Д-30КП. Причиной разрушения двигателя послужило разрушение межвального подшипника, после чего произошел обрыв вала турбины низкого давления из-за его интенсивного нагрева в результате трения маслоуплотнительной втулки по поверхности вала.

Указом Президиума Верховного Совета СССР все 57 военнослужащих, погибших в катастрофе, были посмертно награждены орденом «За личное мужество».
В память о погибших десантниках 8-й роты и авиаторах экипажа Ил-76МД установлены памятники в городах Болград, Иваново, в военных городках Гвардейское Днепропетровской области и Арциз-2 Одесской области около средней школы № 4.

Источник

30 лет крушению Ил-76 с советскими десантниками под Баку

Экипаж 561 что случилось. Смотреть фото Экипаж 561 что случилось. Смотреть картинку Экипаж 561 что случилось. Картинка про Экипаж 561 что случилось. Фото Экипаж 561 что случилось

18 октября 1989 года советские десантники возвращались из зоны армяно-азербайджанского конфликта к месту постоянной дислокации в Болграде Одесской области. Выполнивших поставленную задачу военных перебрасывали на базу самолеты Ил-76. На борт воздушного судна, вылетевшего с аэродрома «Насосный» в районе Сумгаита 16-м по счету, загрузилась в полном составе 8-я рота 217-го парашютно-десантного полка 98-й гвардейской – так называемой Болградской – воздушно-десантной дивизии.

Бойцы ВДВ наводили порядок в Азербайджане

В сферу ответственности военных входила охрана различных объектов, а также

патрулирование местности, пресечение противоправных действий, осуществление «комендантского часа».

Местное население приходило смотреть на занятия бойцов рукопашным боем и исполнение строевых песен. Когда настал черед ротации, подразделение выехало маршем из Баку на «Насосный» на собственной технике.

Помимо 48 солдат, прапорщиков и офицеров, участвовавших в операции по наведению конституционного порядка на территории Азербайджанской ССР, в самолете находились девять членов экипажа, армейское имущество, две боевые машины десанта и грузовик ГАЗ-66.

«Командир, горит левый двигатель!»

Во время набора высоты воздушный стрелок Александр Андрияш по внутренней связи сообщил о возгорании одного из двигателей.

Время спустя обстоятельства трагедии в сжатом виде были приведены в газетах. Так, «Правда» в своей статье «Последний полет» приводила расшифровку «черного ящика», из которого следовало, что рейс продлился лишь 16 минут. А между репликой Андрияша – «Командир, у нас левый двигатель горит!» — и взрывом в результате столкновения самолета с морской гладью прошло 11 мин.

Через 5 минут после взлета на высоте 1,6 км разрушился, загорелся и отвалился двигатель №1. Его осколки пробили топливный бак.

Оперативно были предприняты попытки активировать систему аварийного пожаротушения.

Командир корабля полковник Александр Калмыков, мгновенно оценив ситуацию, принял решение возвращаться на аэродром.

«Применить пожаротушение!» — приказал он в радиоэфире. Помощник КВС Валерий Вологин между тем докладывал руководителю полета о заходе на экстренную посадку.

«Они достойно жили»

Потушить пожар никак не удавалось, хотя во время разворота и последующего снижения старший бортовой техник Евгений Андреев неоднократно пытался подготовить к работе соответствующую систему. Его усилия оказались безуспешными. Уже после катастрофы выяснилось, что в результате микровзрыва разлетевшиеся лопасти турбины перебили не только топливные шланги, спровоцировав возгорание, но и разрушили управление системой пожаротушения.

Помощники постоянно докладывали Калмыкову о несрабатывании пожарной системы. Командир просил пробовать снова…

До взлетно-посадочной полосы оставалось еще несколько километров, когда вся плоскость крыла оказалась объята пламенем. Ослабленная огнем конструкция начала стремительно разрушаться. Ил-76 накренился и рухнул в Каспийское море.

«Погибли люди, — констатировал корреспондент «Правды» подполковник Владимир Коржавых. — Подлинные профессионалы, которые любили свое дело большой, преданной и некрикливой любовью.

Они достойно жили и точно так же вели себя в гибельной ситуации. Никто не схватился за парашют, хотя был он у каждого из экипажа под рукой.

Не сомневаюсь: никто ни на миг не забыл, что за спиной — с полсотни пассажиров».

«Нашли только спинку от кресла»

В упомянутом в начале заметки материале уточняется, что командир Калмыков пытался посадить борт на запасном аэродроме на грунт, однако ему дали команду возвращаться на основной. После случившегося вылеты с «Насосного» прекратили. Взлетевший следом самолет вернули обратно в экстренном порядке.

Фрагменты фюзеляжа виднелись в 1,5 км от берега, однако поисковая операция толком не проводилась из-за испортившейся погоды и наступивших сумерек. По словам начальника спасательной станции Назима Гашимова, в точке падения самолета взметнулся 50-метровый столб огня, осветив все вокруг.

«Уже минут через 15 мы заметили хвост, торчащий из воды. Зажгли факелы, — рассказывал он. — Заметили пятно расползшегося по поверхности керосина, в котором плавали обломки. Долго кружили, кричали, звали. Но, увы, никто уже нас услышать не мог. Нашли мы только спинку от кресла пилота да спальный мешок».

По факту крушения самолета было проведено расследование, определившее причиной катастрофы конструкционный дефект двигателя. Он вышел из строя ввиду разрушения межвального подшипника, после чего произошел обрыв вала турбины низкого давления из-за его интенсивного нагрева в результате трения маслоуплотнительной втулки по поверхности вала.

«Катастрофа произошла из-за нелокализованного разрушения двигателя №1, повреждения топливной системы, возникновения пожара, что привело к потере несущих свойств крыла и его разрушению, невозможности благополучного завершения полета», — гласили выводы комиссии, созданной для разбора крушения.

Три катастрофы за год

Как заметил позднее генерал авиации Евгений Русанов,

экипаж с первых же секунд аварийной ситуации действовал четко и хладнокровно.

«Никакой спешки в радиообмене, что порой бывает в сходных ситуациях у некоторых экипажей многоместных самолетов, здесь не отмечалось — шла обычная коллективная работа понимающих друг друга с полуслова профессионалов», — констатировал он.

Через несколько дней после трагедии командование объявило старт комплектования нового состава 8-й роты. Все 57 погибших были посмертно награждены орденами «За личное мужество». Известная группа «Голубые береты» посвятила десантникам и экипажу песню «Падала синяя птица».

Менее чем за год в регионе потерпели крушение три Ил-76. 11 декабря 1988 года под Ленинаканом (современный Гюмри) врезался в гору из-за ошибки пилота самолет с 63 военными, призванными из запаса для ликвидации последствий землетрясения в Армении. А 20 октября 1989-го, через два дня после катастрофы над Каспием, еще один Ил-76 столкнулся с горой в районе Ленинакана: погибли девять членов экипажа и девять сопровождающих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *