Экклесия что это такое
ЭККЛЕСИЯ
Смотреть что такое «ЭККЛЕСИЯ» в других словарях:
Экклесия — (греч. ekklesia) 1) в Др. Греции наиболее распространённое название народного собрания. В полисах (например, в Афинах при Перикле, сер. 5 в. до н. э.) экклесия верховный орган государства, осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную … Политология. Словарь.
ЭККЛЕСИЯ — (гр. ekklesia народное собрание) в Древней Греции общее собрание граждан полиса. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В период полисной рабовладельческой демократии (в Афинах реформы Солона и Клисфена) расширились… … Юридический словарь
ЭККЛЕСИЯ — (греч. ekklesia) в Др. Афинах народное собрание … Большой Энциклопедический словарь
экклесия — сущ., кол во синонимов: 1 • собрание (121) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Экклесия — (гр. ekklesia) 1) народное собрание в Др. Греции, законодательный орган афинского государства в период господства рабовладельческой демократии. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В ходе … Энциклопедия права
ЭККЛЕСИЯ — (греч. ekklesia народное собрание) в Древней Греции общее собрание граждан полиса. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В ходе демократизации рабовладельческого общества (в Афинах реформы Солона и Клисфена) расширились… … Юридическая энциклопедия
Экклесия — Пникс трибуна оратора Экклесия (др. греч. ἐκκλησία) в … Википедия
экклесия — (греч. ekklēsía), в Древних Афинах народное собрание. * * * ЭККЛЕСИЯ ЭККЛЕСИЯ (греч. ekklesia), в Др. Афинах народное собрание … Энциклопедический словарь
Экклесия — (греч. ekklësia) в Древней Греции наиболее распространённое название народного собрания. В демократических полисах (например, в Афинах при Перикле, сер. 5 в. до н. э.) Э. верховный орган государства, осуществлявший законодательную,… … Большая советская энциклопедия
Экклесия
Смотреть что такое «Экклесия» в других словарях:
ЭККЛЕСИЯ — (гр. ekklesia народное собрание) в Древней Греции общее собрание граждан полиса. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В период полисной рабовладельческой демократии (в Афинах реформы Солона и Клисфена) расширились… … Юридический словарь
ЭККЛЕСИЯ — (греч. ekklesia) в Др. Афинах народное собрание … Большой Энциклопедический словарь
экклесия — сущ., кол во синонимов: 1 • собрание (121) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Экклесия — (гр. ekklesia) 1) народное собрание в Др. Греции, законодательный орган афинского государства в период господства рабовладельческой демократии. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В ходе … Энциклопедия права
ЭККЛЕСИЯ — (греч. ekklesia народное собрание) в Древней Греции общее собрание граждан полиса. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В ходе демократизации рабовладельческого общества (в Афинах реформы Солона и Клисфена) расширились… … Юридическая энциклопедия
Экклесия — Пникс трибуна оратора Экклесия (др. греч. ἐκκλησία) в … Википедия
экклесия — (греч. ekklēsía), в Древних Афинах народное собрание. * * * ЭККЛЕСИЯ ЭККЛЕСИЯ (греч. ekklesia), в Др. Афинах народное собрание … Энциклопедический словарь
Экклесия — (греч. ekklësia) в Древней Греции наиболее распространённое название народного собрания. В демократических полисах (например, в Афинах при Перикле, сер. 5 в. до н. э.) Э. верховный орган государства, осуществлявший законодательную,… … Большая советская энциклопедия
Экклесия
Экклесия (др.-греч. ἐκκλησία ) — в Древней Греции высший орган государственной власти, народное собрание. В Афинах в V веке до н. э. экклесией назывался верховный орган государства, осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную власть. Принимать участие в работе экклесии мог любой афинский гражданин мужского пола, достигший 20-летнего возраста. Также экклесией назывались другие верховные органы в демократических полисах. В олигархических полисах права экклесии были ограничены другими государственными органами типа советов и коллегий. В ряде государств народные собрания имели специальные названия: апелла — в Спарте, агора — в Дельфах и городах Фессалии, алия — в Аргос, Эпидавре, Геле, Акраганте.
Содержание
Полномочия экклесии
На народных собраниях лежали следующие дела и обязанности:
Содействие законодательной деятельности
В первом народном собрании в году председатели предлагали вопрос, все ли законы должны быть оставлены без изменения или же необходимы перемены. Для большей наглядности тесмофеты должны были собрать противоречащие законы и устарелые, но еще не уничтоженные форменно постановления и представить их народу. Кроме того, всякому было предоставлено делать от себя предложения. Вновь предложенные законы (всякий отменяемый закон должен был заменяться новым) выставлялись публично для всеобщего сведения. Народ избирал защитников старых законов (συνήγοροι σύνδικοι), а в 3-е народное собрание номофетов (νομοθέται) из числа гелиастов текущего года, перед которыми происходил формальный процесс старого и нового закона. Первый защищали синегоры, второй — тот, кто его предложил. Решение принадлежало номофетам под председательством фесмофетов, но решение это, если он было в пользу нового закона, так же как и ψήφισμα, могло подлежать γραφη παρανόμων и утверждение его, равно как и отклонение, зависело от приговора судей. Все производство дела называлось επιχειροτονία νόμων. В позднейшие времена народ часто обходил эту строгую форму и заменял законы своими постановлениями;
Избрание должностных лиц
Поскольку избрание происходило посредством χειροτονία, а не по жребию, сообразно демократическим учреждениям Клисфена, Выбор сохранился для тех лиц, должности которых требовали особенной способности и гарантии относительно состояния, так при военных и финансовых должностях и некоторых других. Выборные собрания, время коих не может быть точно определено, называются αρχαιρεσίαι. Председательство в них имели 9 архонтов. Кандидаты назывались σπουδάρχαι, домогаться должности — αρχαιρεσιάζειν, σπουδαρχια̃ν. Должностные лица могли быть смещены, а поэтому в первом собрании всякой притании архонты ставили вопрос, должны ли быть служащие оставлены в своих должностях или же сменены (επιχειροτονία τω̃ν αρχόντων или αρχω̃ν)
Постановления против отдельных лиц, oστρακισμός
На изгнание через остракизм нельзя смотреть как на наказание, и действительно оно не имело никаких дурных последствий ни для чести, ни для имущества изгнанного. В собрании перед началом седьмой притании задавался вопрос, является ли необходимость в применении этой меры к отдельным личностям (конечно, по политическим причинам). Если давался утвердительный ответ, то всякий, желавший чьего-либо изгнания, должен был в собрании на αγορά написать его имя. Кто имел против себя 6000 голосов, должен был оставить город на 10, позже — на 5 лет, но мог быть возвращен по решению народа. Последний, изгнанный остракизмом, был Гипербол (417 г.);
Судейские обязанности
Судейские обязанности народ имел лишь в чрезвычайных случаях относительно тех, которые были преследуемы посредством εισαγγελία, хотя и тут в большинстве случаев последнее решение принадлежало суду (см. Εισαγγελία). При προβολή (см. это слово) приговор народа имел лишь предварительное значение и по закону не имел никакого влияния на приговор суда; обвинения против должностных лиц были вносимы в народное собрание посредством προβολή, но решались судьями;
Верховенство в общегосударственных делах
Народ при установленном законом содействии совета имел верховное решение во всех государственных делах: о войне и мире, о союзах и договорах. Полномочия послов исходили от народа. Возвращавшиеся послы, равно как послы иностранных государств, были принимаемы в народном собрании, явившись предварительно в совете. Расходование общественных денег, равно как изменение податей и пошлин, зависело от решения народа. Равным образом дела, касавшиеся религии, напр. принятие новых культов и т. п., обсуждались самим народом. Далее, наряду с другими корпорациями народ раздавал почести и права отдельным лицам, напр. венки, стол в πρυτανεΐον и т. д. Наконец, народ же даровал иностранцам право гражданства.
Принципы функционирования
Афинская Э. — собрание всего народа, граждан начиная с 20 лет (αγοραί суть собрания фил и демов). Во всякой притании было по 4 очередных (νόμιμοι) собрания, первое называлось κυρία (в прежние времена, вероятно, единственное в притании); иногда и все 4 называются κύριαι. В особых случаях, которые требовали немедленного выполнения, граждане также из деревень созывались на чрезвычайное собрание (σύγκλητος или κατάκλητος εκκλησία, также κατακλησία).
Для каждого из очередных собраний был назначен особый род занятий, напр. для первого επιχεφοτονία должностных лиц, обвинения против государственных преступников, объявление о конфискованных имуществах и о заявленных на суде притязаниях на наследства; для второго — прошения к народу и предложения о помиловании; для третьего — переговоры с иностранными государствами; для четвертого наконец — религиозные и общественные дела вообще. Кроме того, по правилу, председательствующий должен был заранее объявить посредством плакатов о предметах собрания (προγράφειν εκκλησίαν; противоположное: εκκλησίας απόγραφος).
В какие дни притании оно бывало и бывало ли во всех прятаниях в один и тот же день, нельзя сказать. Созывал собрание επιστάτης между πρυτάνεις, позже между πρόεδροι (см. Βουλή); иногда, особенно в военные времена, созывали стратеги. Приглашение через герольдов было необходимо только при κατακλησίαι. Местом собрания в прежние времена была площадь, потом преимущественно Пникс, а еще позже обыкновенно театр, в особенных случаях также театр в Пирее. При входе каждый получал дощечку, возвращая которую он получал плату (εκκλησιαστικόν), состоявшую из 1, позже из 3 оболов. О недопущении не имевших на то право заботились 6 лексиархов и их служители. Кто приходил слишком поздно, не получал платы. Перед открытием собрания совершалось жертвоприношение и молитва. Затем председатель, созвавший собрание (см. подробности Βουλή) предлагал предмет на обсуждение.
Прежде всего происходило голосование относительно того, хочет ли народ присоединиться к сопровождавшему, обыкновенно предложение постановлению совета (γνώμην βουλη̃ς συμβάλλεσθαι εις τóν δη̃μον). Голосование при этом называлось προχειροτονία. В следовавших за этим дебатах, если высказывались за дальнейшее обсуждение вопроса, мог принимать участие всякий, кто не подлежал атимии.
Докимасия ораторов ограничивалась исключительно расследованием, находится ли оратор в обладании всеми гражданскими правами (см. Δοκιμασία). Официальных ораторов не существовало, и господствовала полная ισηγορία, хотя естественно, что во все времена отдельные личности, выдававшиеся государственную мудростью и талантом, часто также любимые народом за красноречие и лесть демагоги, занимались ораторством как настоящею задачей жизни: правда, народное собрание было единственным поприщем для деятельности государственных людей. На время речи оратор надевал венок в знак своей неприкосновенности. Если он уклонялся от предмета речи или провинился против существующих обычаев или законов, то председателю было предоставлено удалить его с кафедры и оштрафовать его на 50 драхм. При более тяжких проступках он мог быть предан для наказания совету или ближайшему народному собранию.
Впрочем, в позднейшие времена, когда демагоги задавали всему тон, постановления эти уже не выполнялись с прежнею строгостью. Так как собрание не было связано решением (προβούλευμα) совета, то всякому оратору было предоставлено сделать свое собственное предложение, которое могло быть прямо противоположно постановлению совета. Такое предложение вручалось во время собрания председателям, которые решали, должно ли оно быть предложено народу для голосования (επιψηφίζειν, επιχειροτονίαν или διαχειροτονίαν διδόναι, επιτρέπειν ψηφίζεσθαι, επάγειν ψη̃φον), причем, впрочем, один только из председателей, по крайней мере επιστάτης, мог вопреки решению остальных, с опасностью навлечь на себя ενδειξις, воспрепятствовать голосованию, если предложение было противно законам (как Сократ в процессе стратегов. Plat. Apol. p. 32). Мало того, всякий в собрании мог выступить против оратора, причем он с клятвою заявлял (ύπόμνυσθαι, ύπωμοσία), что он хочет привлечь к суду сделавшего предложение за противозаконность оного (παρανόμων). Разрешение голосовать противозаконное предложение могло в известных случаях повлечь за собой атимию.
Голосование происходило посредством поднятия рук (χειροτονει̃ν, χειροτονία), в личных вопросах, как в суде, посредством дощечек или камешков (ψη̃φοι), отсюда ψηφίζεσθαι; это слово, впрочем, употреблялось вообще в смысле «голосовать». Постановление называется ψήφισμα. Оно вносилось в архив, часто вырезалось на меди или на камне. Формулу постановлений можно видеть из следующих надписей:
‘Έδοξεν τη βουλη̃ καί τω̃ δήμωΚεκροπις επρυτάνευε, Μνησίθεος εγραμμάτευε, Ευπείθης επεστάτει. Καλλίας ει̃πε. (сделал предложение) αποδιδόναι и т. д. (из ол. 86, 3. 434/433). |
Иногда еще ближе определяется время, именно прибавляется имя архонта, название притании и ее дня, напр. Έπι Ναυσινίκου αρχοντος, — επι τη̃ς Ίπποθουντίδος έβδόμης πρυτανείας (из ол. 100, 3. 378/377) и ενάτη̃ καί είκοστη̃ τη̃ς πρυτανείας (из ол. 109, 4. 341/340); указание на день притании, даже на день месяца в позднейшие времена всегда практиковалось. Начиная с ол. 100, 3. επιστάτης выбирался не из пританов, но из φυλη μη πρυτανεύουσα. С 369/368 г. до Р. Χ. επιστάτης этот в декретах обозначается словами τω̃ν προέδρων επεψήφιζε или επεστάτει, а позже, с 314/313 г. прибавляется και συμπρόεδροι. Ο значении этих лиц см. Βουλή.
По окончании дел председатель распускал собрание через глашатая. Отсрочивалось собрание тогда, когда дела не были окончены или если гром и молния или другие διοσημίαι мешали продолжению совещания.
ЭККЛЕСИЯ (др.-греч. ἐκκλησία ‒ собрание, сходка, от ἐκκαλέω ‒ «вызывать, призывать»)
Название для народного собрания в некоторых древнегреческих полисах; наиболее известна афинская экклесия.
Народное собрание – экклесия – высший орган власти полиса, в котором решались все важнейшие вопросы общественной жизни, вопросы войны и мира, принимались постановления, выбирались некоторые должностные лица. Принимать участие в работе экклесии мог любой афинский гражданин по достижению 20-летнего возраста после завершения службы эфебом. Таким образом, по составу экклесия равнялась всему демосу; но фактически в её работе участвовало около1/4, а чаще – 1/5 граждан. Для некоторых голосований требовался кворум в 6000 экклезиастов (например, при остракизме, предоставлении гражданства и т.д.). Греческие источники часто сетуют на то, что с бо́льшей охотой экклесию посещали бедные, чем состоятельные граждане; очевидно также, что городским обитателям было удобнее посещать собрание, чем жителям удаленных демов. Это не исключает того, что особо важные заседания посещала более значительная, чем обычно, часть граждан, а профессиональный и имущественный состав участников зависел от того, обсуждаются ли в экклесии вопросы, близко касающиеся интересов определенных тех или иных общественных и имущественных групп населения. Голосовали обычно поднятием рук (χειροτονία), а в некоторых случаев – иным способом: черепками при остракизме, специальными камешками – ψῆφοι – для голосования по некоторым вопросам.
Существовало два вида собрания: главные (κύριαι) и обычные. Первое собрание в пританию (1/10 часть года) – главное, т.е. всего в течение года было10 главных собраний и 30 обычных – по три в пританию. Кроме этих сорока раз, что экклесия собиралась на ординарные встречи, могли быть еще и чрезвычайные народные собрания. В конце V в. до н.э. (403/2 г.) по предложению Агиррия была введена плата за посещение народного собрания – сначала 1 обол, но вскоре она была поднята до 3 оболов (Arist. Ath. pol. 41, 3). Плата была гарантирована для 6000 пришедших первыми, что вызывало порой свалку и давку (Aristoph. Plut. 329-330). Во времена Аристотеля обычное собрание «стоило» драхму (т.е. 6 оболов), а главное – 9 оболов (Ath. pol. 62,2); это примерно минимальный дневной заработок.
Со времен Клисфена или, по мнению ряда историков, с Эфиальта, народное собрание обычно проходило на холме Пникс в 400 м к юго-востоку от афинской агоры, до того – на агоре. В V в. до н.э. демос располагался полукружием, на скамьях, выбитых в скальной породе (ср. Аристофан, «Всадники»: «что на голых камнях тебе жестко сидеть» – 783, перевод А. Пиотровского). Около 400 г. до н.э. Пникс был перестроен, и граждане теперь, видимо, восседали на деревянных скамьях. Собрания там продолжались примерно до 300 г. до н.э., после чего были перенесены в театр Диониса.
Следует учитывать, что по мере развития афинской демократии со времен Солона и до фактического уничтожения демократии в конце IV в. до н.э. политические права и функции экклесии менялись, как правило, в сторону их расширения. Решения народного собрания оформлялись в виде псефизм (декретов, постановлений) и законов. Для V в. до н.э. ψήφισμα и νόμος («закон») – частично совпадающие или взаимозаменяемые понятия. В конце V – начале IV вв. до н.э. в Афинском государстве происходят важные изменения в процедуре принятия закона; устанавливается более четкое различие между декретом и законом, псефизмой и номосом. Закон отныне воспринимается как общепринятая норма длительного (постоянного) действия, как нечто более существенное по сравнению с псефизмой, имеющей дело с насущными проблемами и определяющей конкретное действие в конкретной ситуации. Вводится определенная процедура принятия закона – номотесия: предварительное обнародование и публичное обсуждение, рассмотрение законопроекта особой комиссией номофетов из числа судей гелиэи, и лишь после этого он вносится в экклесию. Однако, из-за того, что новый порядок принятия законов был очень громоздким, процедура номотесии, видимо, применялась крайне редко. За период с 403 по 322 г. до н.э. нам известно около 800 псефизм – 488 сохранилось в виде надписей и около 219 упоминаются в литературных источниках. За тот же период времени из в эпиграфических источниках упомянуты всего лишь 7 законов. Мы можем с большой долей уверенности утверждать, что подавляющее большинство решений экклесии и в IV в. до н.э. представляло собою именно псефизмы – через их массовое принятие без лишних хлопот и проволочек народное собрание продолжало успешно реализовывать свою законодательную активность.
Именно в народном собрании проходил известный «суд черепков», а на самом деле, внесудебное наказание через голосование демоса, – остракизм. Кроме того, экклесия имела некоторые судебные функции: в ней могли слушаться дела по исангелии (чрезвычайное заявление о совершении тяжкого государственного преступления), как например, процесс стратегов-победителей при Аргинусских островах (406 г. до н.э.). Экклесия фактически была высшей судебной инстанцией: так, в годы Пелопоннесской войны несколько раз народное собрание принимало решения об аннулировании вынесенных гелиэей приговоров или назначенного наказания, а в 403 г. до н.э. экклесия приняла закон, утверждавший, что те вердикты, которые были вынесены во времена правления Тридцати тиранов недействительны, а те, которые были вынесены при демократии – действительны (And., I, 87; Dem., XXIV, 56; Xen., I, 5, 19; Paus., VI, 7, 4–5). Народное собрание обладало правом a[deia – освобождение от наказания.
Подробное описание работы народного собрания для своего, естественно, времени, дает Аристотель: Совет готовит повестку (προβούλευμα), пританы Совета определяют день заседания и созывают собрание (Ath. pol. 43,3-6): «Одно — главное, в котором полагается производить проверку избрания властей — находит ли народ их распоряжения правильными, затем обсуждать вопросы относительно продовольствия и защиты страны; далее, в этот день могут делать чрезвычайные заявления все желающие; наконец, полагается читать описи конфискуемых имуществ и заявления об утверждении в правах наследства и о наследницах, чтобы все были осведомлены о каждом открывшемся наследстве. В шестую пританию кроме означенного пританы ставят на голосование поднятием рук еще вопрос относительно остракизма — находят ли нужным производить его или нет, затем предложения предварительных приговоров против сикофантов от афинян и от метеков, не более трех от тех и других; наконец, такие дела, когда кто-нибудь, дав то или иное обещание народу, не выполнит его.
Другое Народное собрание назначают для рассмотрения ходатайств; тут всякий желающий, возложив молитвенную ветвь, может рассказать народу о каких пожелает личных или общественных делах. Остальные два Народных собрания отводятся для всех прочих дел. На них законы повелевают обсуждать три дела по вопросам религии, три дела по докладам герольдов и посольств, три – по вопросам светского характера. Обсуждают иногда и без предварительного голосования» (перевод С.И. Радцига).
ЭККЛЕСИЯ
Смотреть что такое «ЭККЛЕСИЯ» в других словарях:
Экклесия — (греч. ekklesia) 1) в Др. Греции наиболее распространённое название народного собрания. В полисах (например, в Афинах при Перикле, сер. 5 в. до н. э.) экклесия верховный орган государства, осуществлявший законодательную, исполнительную и судебную … Политология. Словарь.
ЭККЛЕСИЯ — (греч. ekklesia) в Др. Афинах народное собрание … Большой Энциклопедический словарь
экклесия — сущ., кол во синонимов: 1 • собрание (121) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Экклесия — (гр. ekklesia) 1) народное собрание в Др. Греции, законодательный орган афинского государства в период господства рабовладельческой демократии. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В ходе … Энциклопедия права
ЭККЛЕСИЯ — (греч. ekklesia народное собрание) в Древней Греции общее собрание граждан полиса. В Э. все свободные и полноправные граждане имели право голоса. В ходе демократизации рабовладельческого общества (в Афинах реформы Солона и Клисфена) расширились… … Юридическая энциклопедия
Экклесия — Пникс трибуна оратора Экклесия (др. греч. ἐκκλησία) в … Википедия
экклесия — (греч. ekklēsía), в Древних Афинах народное собрание. * * * ЭККЛЕСИЯ ЭККЛЕСИЯ (греч. ekklesia), в Др. Афинах народное собрание … Энциклопедический словарь
Экклесия — (греч. ekklësia) в Древней Греции наиболее распространённое название народного собрания. В демократических полисах (например, в Афинах при Перикле, сер. 5 в. до н. э.) Э. верховный орган государства, осуществлявший законодательную,… … Большая советская энциклопедия