Эколоза для плетения что это
Здравствуйте, дорогие друзья, мастера и заказчики!
Очень часто меня спрашивают, что такое бумажная лоза, насколько прочны изделия из нее, сколько уходит времени на создание той или иной вещи. Многие, видя крошечную корзинку, думают, что это плевое дело и сделать такую вещь можно за час. Но такое мнение ошибочно. Сегодня на примере отснятого мною процесса изготовления декоративной шляпки размером не более чем суповая тарелка, я расскажу, как, сколько материалов и времени может понадобиться. Этот опус будет интересен начинающим, но большей частью я все же хочу донести до скептиков, что ручная работа, зачастую, это не только сложный технический процесс, а еще вдохновение, творческий подход и… масса времени.
Не буду подробно останавливаться на выборе определенных материалов и инструментов, хотя это отдельная задача, для решения которой тоже требуются большое количество времени, терпения и сре дств. Например, газетную бумагу я покупаю оптом. Заказываю рулон (от 20 кг и больше) в другом городе, оговариваю оплату, доставку и т.д. А покупка спицы толщиной 1-1,5 мм – это еще та эпопея. Мастера передают столь ценный инструмент друг другу не только из разных городов, а даже стран!
Вы следите за тем, как щелкает счетчик времени и затраченных средств?
4. Подбор формы. Лишь немногие мастера плетут «на коленке», т.е. без использования основ и форм. Это высший пилотаж! Но все же и профи иногда нуждаются в определенных приспособлениях для придания изделию требуемых очертаний, форм и размеров. В ход идет все – от кухонных салатников до автомобильных шин. На поиск (или создание) необходимой, оригинальной или новой формы может уйти не один день. А иногда мастерица, например, просто приходит в гости к подруге и видит вазу, которая ну просто идеально подходит для новой плетенки. Зачастую формы для опплетания приходится покупать с нуля – ведра, корзины, тазы и т.д. и стоимость формы может превышать стоимость итогового изделия, а иногда самим мастерить из подручных средств – картона, пенопласта, отливать из гипса, выпиливать из ДСП или дерева. В моем случае это просто детская пластиковая лейка. Указать точное количество затрачиваемого времени здесь невозможно.
5. Процесс плетения – это один из самых увлекательных и трудоемких. Найдя нужную форму, мастер приступает к плетению: смачивает подготовленную лозу, закрепляет основу и плетет. В процессе видение мастера может измениться и из кашпо получается шкатулка, может закончится лоза или просто исчезнуть вдохновение. Один узор сменяет другой, оттенки лозы, переплетаясь, создают неповторимые переливы. Иногда не все идет гладко и мастеру приходится возвращаться назад, переплетать, менять форму, оттенок, вид плетения и т.д. Время на изготовление изделия: от 1 часа до нескольких месяцев.
6. Грунтовка, покраска, лакирование. От этих этапов в большей части будет зависеть прочность изделия. Плетенку пропитывают различными составами, которые мастера подбирают индивидуально. Грунтование занимает немного времени в отличие от просушки. При этом грунтовать приходится несколько раз и просушивать. После идет покраска и очередная просушка, если того требует технология изготовления. А заключительный этап – лакировка и просушка.
7. Декор – еще один из самых любимых этапов мастера. Бусины, ткань, кружево, патина, деревянные ручки, декупаж, сборка – это целый ритуал, я бы даже сказала таинство, в процессе которого рождается новый шедевр. Затраченное время: от 1 часа до нескольких суток.
Итого, что у нас вышло? На создание даже малюсенькой корзинки или шляпки с нуля может уйти до недели. Стоит отметить, что мною был опущен такой немаловажный этап, как создание дна или крышки изделия. Это отдельный опус на несколько страниц, т.к. способов и технологий огромное множество и каждый из них можно описывать очень долго. Декупаж, картонаж, отделка тканью, роспись и другие виды – даже не представляете, какой это объем работы и времени! Я уже не говорю о затрачиваемых средствах. Отдельным этапом можно было бы рассмотреть упаковку и пересылку изделия заказчику. Также для более детального представления об этом виде творчества не мешало бы подсчитать не только временные затраты, но и финансовые, дабы развеять все мифы о том, что изделия из лозы должны стоить копейки, ведь это всего лишь газета. Но это уже другая история и финансовый вопрос оставим до следующей статьи.
Должна сказать, что рассказов подобных моему вы можете найти массу в сети. Каждый мастер подходит к созданию (выполнению заказа) изделия по-своему, но у каждого из нас одна цель – создание красивых, практичных и любимых сердцу вещей, которые бы радовали всех, кто соприкасается с ними!
Очень надеюсь, что смогла хоть немного раскрыть секреты плетения из бумажной лозы, донести до каждого читателя, как это непросто – ручная работа, на сколько сложно и небыстро появляются на свет плетенки даже самые простые на вид.
Копирование текста разрешено только при условии указания автора и ссылки на страничку.
Правда о бумажной лозе
«Правда о бумажной лозе»
Бумажную лозу не продают в магазинах, не изготавливают на заводах, она не растет на улицах, в параллельных вселенных её тоже нет, бумажная лоза – это продукт исключительно ручного производства, она представляет собой плотно скрученные трубочки, каждая из которых состоит из 8-10 слоев чистой газетной бумаги определенной плотности и направления волокон. Бумага, как правило, заказывается в типографии, или приобретается в канцелярском магазине, нарезается на полосы нужной ширины, а затем скручивается вручную с помощью тончайшей спицы (диаметр 1-1,2 мм). Полученная трубочка – это, можно сказать, волшебная палочка, которая, своим появлением, поворачивает время вспять и превращает бумагу в древесину, имитируя витками годовые кольца дерева, наследуя его технические характеристики, при этом небольшая внутренняя полость, оставшаяся после извлечения из трубочки спицы, позволяет бумажной лозе быть податливой кручению, сгибу и, в целом, делает её более «послушной» по сравнению с другого вида лозой. Даже необработанную бумажную лозу руками не разорвать, а после обработки специальными составами руками умелого мастера она становится еще более «несокрушимой».
Прежде чем приступить к плетению изделий из бумажной лозы, её красят и обрабатывают, при этом в ход идут такие материалы и вещества, как: вода, колеры, морилки (как магазинные, так и собственного приготовления), пищевые красители, грунтовки (глубокого проникновения, с защитой от плесени), лаки (разные: матовые, глянцевые и т.д.), пропитки и многие другие. Набор исходных материалов зависит от предназначения и параметров выплетаемого изделия. Для толкового мастера не составит труда подобрать такие материалы для обработки, после которых изделие можно будет использовать как в домашних условиях, так и на улице, как в качестве декора для интерьера, так и при частой эксплуатации с переносом ощутимых тяжестей (6-8 кг).
Изделия из бумажной лозы функциональные, крепкие и не боятся влаги. Для более близкого понимания вспомните любое изделие из дерева, например, стол. Вряд ли в Вашем доме имеется едва отёсанный, ничем не обработанный предмет интерьера, которым Вы постоянно пользуетесь и, получая занозы, с наслаждением наблюдаете как он рассыхается, трескается от времени, как его с аппетитом кушают мелкие букашки, как пролитый чай впитывается и остается в нём навсегда, напоминая о себе смачным коричневым пятном, которое невозможно стереть, и всё это Вас устраивает.
Думаю, никто не захочет иметь в своем доме такой деревянный «чудо-стол». Поэтому, для того, чтоб изделия из дерева не теряли своей функциональности, были безопасными, эстетичными и удобными в эксплуатации, их обязательно обрабатывают. Не только механическим путем (пилят, шлифуют, строгают и т.д.), но и с помощью различных веществ и материалов, например, пропиткой против короедов и плесени, составами против гниения и влаги, их красят, наносят лак, и это далеко не полный список возможных манипуляций с изделиями из дерева. Итог у них один – наш стол красив, гладок, безопасен, он не боится влаги, он прочный и крепкий, он функционален, сто лет стоит – и ничего ему не делается. А ведь с изделиями из бумажной лозы всё обстоит подобным же образом, их также обрабатывают, чтобы адаптировать под бытовое использование. Как и Ваш обеденный стол, изделия из бумажной лозы можно протирать влажной тряпочкой и ополаскивать водой с последующей просушкой в состоянии покоя. Не стоит только тереть их жесткими абразивными материалами и замачивать на долгое время, но этого и с металлическими изделиями делать не желательно. Словом, изделия из бумажной лозы неприхотливы в быту, и специального ухода не требуют.
Проводя параллели, не стоит забывать и о различиях рассматриваемых объектов. Основное различие здесь заключается в том, что материалы и вещества для обработки изделий из бумажной лозы экологичны и безопасны, они не содержат вредных химических соединений, не имеют запаха, и могут использоваться даже маленькими детьми, при этом не все деревянные изделия могут похвастаться подобными характеристиками.
Продолжая тему «экологичности и безопасности» изделий из бумажной лозы, необходимо отметить, что основная заслуга в приобретении этих бесценных качеств принадлежит мастерам – создателям. По большей части, это женщины, имеющие семью, и острую необходимость в организации мастерской на базе своей кухни/спальни/кладовки/зала/и т.п., и для них важно, чтобы творческий процесс не наносил вреда домочадцам и месту жительства, а также, своим долгом они считают необходимость обезопасить эксплуатацию изделий их владельцами. Экологичность же достигается посредством применения материалов и веществ на водной основе и, бумажной лозы, как таковой.
Дополнительным преимуществом бумажной лозы является возможность окрашивания её в любой цвет, никаких ограничений, кроме собственной фантазии, здесь нет. По сравнению с лозой из дерева, бумажная лоза более гладкая, приятная на ощупь, она не царапается, она податлива в процессе плетения. Из бумажной лозы можно создать изделие любой формы и размера, реализовать самые красивые узоры.
Кроме того, изделия из бумажной лозы любят декор, и прекрасно сочетаются с другими техниками рукоделия, например, с вышивкой атласными лентами и бисером, папье-маше, лепкой из полимерной глины, декупажем, живописью, и многими-многими другими. И это делает их эстетически богатыми и интересными.
За последнее десятилетие изделия из бумажной лозы стали стремительно набирать популярность, широта их распространения – весь земной шар. Они уже занимают прочные позиции в мире моды, ими интересуются дизайнеры одежды и интерьера, плетёные сумочки и шляпки из бумажной лозы мелькают на модных показах, короба, шкатулки и корзинки появляются в портфолио знаменитых фотографов, а продвинутые владельцы общественных учреждений украшают ими интерьеры своих кафе и магазинов.
Хлебницы, подносы, конфетницы, приправницы, салфетницы, бельевые корзины, корзины под игрушки, люльки, чайные домики, домики для домашних животных, вазы, ёлочные украшения, панно, сундуки, реквизит для фотосессий, мебель для кукол, шампурницы, ключницы – и это далеко не полный перечень изделий, создаваемых из бумажной лозы. При этом они доступны не только знаменитым личностям, а абсолютно всем. Нужно лишь найти умелого, опытного мастера, и правильно изложить свои пожелания.
Благодарю Вас за внимание!
С уважением, Димакова Наталия, мастерская DHM.
Рукоделие в стиле эко: техника лозоплетения для декора дома
В древности из лозы плели самые необходимые предметы, так как прутья были одним из самых доступных материалов. На протяжении столетий технология совершенствовалась, люди научились работать с ротангом, пальмовым волокном, корневищем сосны и даже бумагой. Современное лозоплетение — техника рукоделия для декора дома в стиле эко, позволяющая изготавливать как мелкие украшения, так и крупную мебель.
Мебель и предметы декора
Для плетения используют разные материалы, но новичкам лучше остановить выбор на ивовых прутьях. Ива хороша тем, что она обладает бактерицидными свойствами. В корзинках из лозы хорошо хранятся крупы, зерно, мука в холщовых мешочках. Всё, что лежит в такой таре, отлично проветривается и не отсыревает. Кроме корзин плетут и другие ёмкости:
Каждая из этих вещиц украшает интерьер в винтажном дизайне, экостиле и оформлении в тематике кантри.
Маленькие и большие аксессуары разного назначения отлично вписываются в обстановку кухни, гостиной, прихожей и детской. Плетёные системы подходят для хранения вещей, мебели, обуви, книг, катушек, клубков, лент и многого другого.
Мебель, сплетённая из ивовой лозы, не уступает по красоте деревянной, пластиковой и металлической. Но чтобы изделия не смотрелись дёшево, они должны быть очень качественными. В таком случае они впишутся и в интерьер роскошной гостиной, и в непритязательную обстановку дачи. Изделия могут различаться по концепции, от этого зависят такие параметры:
Из лозы получаются уютные кресла, детские люльки и манежи, компактные табуреты и просторные диваны. Гибкие прутья — отличный материал для плетения этажерок, чайных и кофейных столиков. Применяя прочные каркасы, из лозы можно плести шкафы, тумбы с выдвижными ящиками и спинки для кроватей. Большой плюс мебели из прутьев — лёгкость. Плетёные комоды и тумбы — настоящая находка для тех, кто любит делать перестановку.
Если дома есть животные и птицы, стоит попробовать сплести домик или кормушку. Домашние питомцы хорошо воспринимают натуральный материал, не вредящий здоровью, чего нельзя сказать о пластике. Отделочные материалы, с которыми хорошо сочетается лоза:
Предметы из лозы при любой температуре остаются тёплыми, за ними легко ухаживать, они не деформируются со временем. Чтобы изделие сохранило исходный цвет, его покрывают лаком. Для украшения интерьера из ивовых прутков плетут абажуры, рамки для фото и картин.
Стильное изделие для гостиной — напольная или настольная ваза. В неё можно поставить букет из сухоцветов или искусственную композицию. Другой вариант — поместить внутрь керамическую или стеклянную ёмкость и использовать как обычную вазу. Горшки и большие цветочные кадки тоже приобретают оригинальный вид, если оплести их прутьями. Интересная идея применения лозы в интерьере — плетёные коврики (циновки).
Скульптуры и игрушки
Из гибкого материала интересно плести садовые и комнатные скульптуры. Конечно, лучше размещать их на открытом пространстве, чтобы можно было рассмотреть шедевры во всей красе. Вручную из лозы несложно сделать фигуры сказочных персонажей, людей, птиц и зверей.
Детям понравятся крупные игрушки из ивовых прутков. Это не только куклы или зверушки, но и самый настоящий транспорт, только маленький. Малыш будет рад покачаться на плетёной лошадке, а ребёнок постарше с удовольствием покатается на ажурных саночках.
Из прутьев получится и тележка, куда можно запрячь игрушечную лошадку. Важно соблюсти одно условие: прутья для движущихся игрушек должны быть очень крепкими, поэтому такие изделия всегда плетут на каркасе. Если повозка развалится во время игры, острые края лозы поранят ребёнка. В остальном у игрушек, сделанных методом плетения, нет недостатков.
Основы плетения
Ивовые прутья заготавливают поздней осенью или зимой. С лозы снимают листья и кору, потом материал проваривают 30—60 минут в баке. Если кора снимается плохо, можно сначала прокипятить лозу, а потом убрать всё лишнее. Дольше 60 минут варить прутки нельзя, иначе они потемнеют. Затем материал просушивают, складывают в штабеля и так хранят. Существует несколько разновидностей плетения:
Способы заделки в борт: одним или двумя прутьями через 1 или 2 стояка, «косичкой». Лучше сначала освоить простые способы, а потом переходить к более сложным.
Материалы для плетения: лоза, ротанг, бумага — в чем разница?
Плетёная вещь плетёной вещи рознь. Дело и в том, какие техники используют мастера, и какие материалы.
Наиболее популярны 4 варианта — ивовый прут, натуральный ротанг, искусственный ротанг и бумажная лоза. Чем они отличаются в плетении и в использовании? В чем особенности вещей из них?
Лоза или ивовый прут — это побеги ивы. Если у вас перед глазами встала ива на берегу озера, опустившая свои ветви к водам, то не волнуйтесь, её мы не тронем. Для плетения обычно используется другая ива — кустарники, которые вы наверняка видели — например, около дорог. Конечно, обычно плетут не из ивы с обочин, а из окультуренной ивы — её выращивают в специальных питомниках, она обычно более гибкая, а побеги не ветвятся.
Натуральный ротанг — стебли ротанговой пальмы, которая растет обычно в Азии. В наших уральских широтах ее особо не встретишь. Чаще всего вы видели, наверное, ротанговую мебель — в отличие от стеблей ивы, некоторые стебли ротанга настолько толстые, что из них можно делать несущие части конструкций. А тонкими стеблями оплетать эти части 😉
Искусственный ротанг или полиротанг — то, из чего чаще всего мебель и интерьерные корзины в магазинах. В природе вы его, конечно, не встретите, так как это синтетический материал. Отлично гнется, выпускается разных цветов и толщины, легче по весу, чем натуральный, может быть в виде прута или полос разных фактур.
Веселый факт: еще одно название, менее распространенное, — хуларо.
Бумажная лоза — это просто скрученные полоски бумаги, из которых удобно делать небольшие изящные вещицы. Обычно их покрывают потом еще лаком, красками, чтобы изделия были прочнее и лучше выглядели. По внешнему виду их бывает трудно отличить от вещей из натуральной лозы или ротанга, определить можно по весу и во время использования.
Кстати, техника придумана несколько десятилетий назад, и красиво называется «торсион папье». Сейчас стала особенно популярна из-за доступности материала — не надо выращивать или приобретать прут, можно сделать самому.
Ивовый прут и натуральный ротанг довольно похожи в работе. Их гибкость зависит от сорта и толщины, так что, например, лоза с разных плантаций может по-разному вести себя во время плетения. Чтобы избежать сломов и заломов, которые портят внешний вид, нужно следить, чтобы
а) прут сам по себе был качественным,
б) был влажным, тогда он более гибкий. Вначале мы обычно замачиваем лозу на несколько часов в ванне, а когда плетём и она начинает сохнуть, опрыскиваем водой каждые минут 15.
Важный момент — работа с цветом. У лозы и натурального ротанга есть свой природный цвет (на наш взгляд, очень красивый). Красить их не всегда удобно, потому что, например, у ивового прута есть защитная пленка (она делает его водостойким), на которую ложится не всякая краска. Сначала приходится грунтовать прутья, а потом уже красить.
Полиротанг и бумажную лозу можно покрасить практически в любой цвет, и это делается обычно при производстве.
Какая разница, из чего сплетена вещь? Объясняем с помощью вина.
Вино обычно делают из винограда. От сорта винограда и того, как идет брожение, зависит вкус вина. Белые и красные вина, сухие, полусухие, полусладкие — всё это вина, но каждый выбирает для себя подходящее.
То же самое и с плетением: из лозы ли, ротанга или бумажной лозы — всё это плетеные вещи. Но есть отличия:
Возвращаясь к винам… вещи из бумажной лозы и искусственного ротанга — как порошковые вина из высушенного виноградного сока. Это не значит, что они плохие, они просто другие.
Вещи из лозы и натурального ротанга — как натуральные вина.
От ростка до корзины: как мастер выращивает и применяет лозу
Добавление статьи в новую подборку
Что такое лоза? Это молодые побеги ивы, которые используют для изготовления различных изделий. Из лозы можно плести не только корзинки, но и различные аксессуары, игрушки, мебель, опоры для садовых растений, а также создавать изгороди и даже беседки.
Владимир Назаров, член Белорусского союза мастеров народного творчества, знает о лозе все: как сажать и ухаживать, когда срезать и как обрабатывать, что можно из нее сплести и как этому научить других.
Владимир, как давно вы занимаетесь плетением из лозы?
Я начал заниматься плетением из лозы в 1987 году. Тогда еще не было интернета, да и пособий толковых тоже под рукой не оказалось, хотя плетение корзин – это очень древнее искусство. Приходилось пробовать самому, экспериментировать, учиться на собственных ошибках. В течение первых двух лет только пробовал варить лозу. Ведь заготовка лозы для плетения – это 80% всей работы. Сейчас уже у меня достаточно знаний в этой области, и я могу делиться опытом.
Где вы брали первую лозу для плетения? Ведь вы не сразу начали ее выращивать самостоятельно?
Первую лозу мы с другом нашли у нас на болоте. Срезали молодые побеги с кустов, которые росли вдоль дороги. Это была козья ива. Она и сейчас растет у меня на участке.
В природе встречается множество видов ивы. Но для плетения подходят далеко не все. Чтобы проверить, годится лоза для плетения или нет, нужно срезать молодой побег и обмотать его вокруг пальца. Подходящий для плетения прут не сломается. Еще нужно обратить внимание на срез побега. Чем меньше рыхлая сердцевина и чем больше древесная оболочка, тем прочнее лоза и выше ее качество.
Почему вы решили выращивать иву у себя на участке? Может, можно каждый год срезать ту, которая растет сама по себе в природе?
Конечно, можно создавать плантации лозы и в природе. Я как-то пробовал. Осенью обрезал молодые кусты ивы, которые подходят для плетения. Думал, что в следующем году приду на то же самое место и нарежу новые побеги. Приезжаю через год, смотрю: побегов нет! Мне потом рассказали охотники, что эту лозу обглодали козы и лоси. Они любят лакомиться молодыми побегами. Поэтому гораздо надежнее выращивать иву на собственном участке. Теперь у меня посадками лозы занято 40 соток.
Сколько всего видов ивы у вас на участке?
Я выращиваю 4 вида ивы: корзиночную, краснотал, американскую и козью. Первые черенки для посадки я брал в ботаническом саду. Это была ива остролистная, или краснотал. Посадил на даче вдоль дорожки. А потом все ходили и любовались ее красными побегами.
Ива остролистная, или краснотал – вид лиственных деревьев или кустарников рода Ивы. Отличается декоративным видом: голыми буро-красными побегами с сизым налетом. Листья линейно-ланцетные, длинно-заостренные, сверху темно-зеленые, снизу голубовато-зеленые. Краснотал ценится за декоративность и способность укреплять песчаный грунт. Из коры добывают салицин и дубильные вещества.
Потом стал выращивать американскую иву. Существует даже такая теория, что этот сорт ивы привезли в Европу хитростью. Поскольку черенки перевозить через границу было запрещено, пришлось сначала сплести из ивы корзинку (не снимая кору) и в таком виде вывозить. Затем корзинку расплели, нарезали лозу на черенки и рассадили. Теперь этот сорт у нас один из самых популярных для плетения.
Ива американская – естественный гибрид ивы пурпурной и трехтычинковой, обладающий ценными качествами этих двух видов. Ива американская имеет два подвида – польская ива и гигантская. Листья узкие (до 2 см), длинные (до 15 см), гладкие. Цвет коры в середине осени пурпурно-красный различной степени насыщенности, у основания побега – зеленый. Лоза американской ивы обладает высокими поделочными качествами.
Чтобы избежать переопыления, я высаживаю ивы разных сортов на отдельную грядку.
А как правильно размножать лозу?
Почти все виды ивы успешно размножаются черенками. От побегов нужно отрезать черенки длиной 15-20 см и просто воткнуть в землю сразу после срезки. Я использую нижнюю часть побега, самую толстую, на которой есть 5-6 почек.
Посадку можно проводить как весной, так и осенью. Я приверженец осенней посадки, поскольку весной бывают засушливые периоды, во время которых черенки нужно обязательно поливать. Перед посадкой даже не нужно их укоренять. Их сразу высаживают в землю рядами, расстояние между которыми должно быть 60-70 см. Чем больше междурядье, тем более рыхлой и толстой становится лоза. Если междурядье узкое, побеги растут более тонкими. Сажая черенок, следите за тем, чтобы над уровнем почвы оставалось 2-3 почки.
Вот здесь у меня участок с маточными кустами для срезки черенков, которые станут посадочным материалом.
Как ухаживать за посадками ивы?
Как и все растения, посадки ивы нуждаются в поливе, особенно в начале вегетационного периода. Землю в междурядьях нужно полоть и рыхлить, чтобы обеспечить воздухом корневую систему.
Кроме того, у этой культуры есть свои вредители: ольховый долгоносик, ивовая листовертка, тля и другие. Часто они повреждают не только молодые листья, но и побеги. Иногда приходится срезать и сжигать целую плантацию.
Когда вы заготавливаете лозу? Сколько ей должно быть лет к моменту срезки?
Лозу я начинаю заготавливать со второго года с момента посадки. Она растет очень быстро, если, конечно, погодные условия способствуют. Сейчас, во второй половине октября, я собираюсь обрезать все кусты. Оставлю только маточные, от которых буду брать черенки для новых посадок.
Весной можно срезать лозу в период сокодвижения. Такую лозу не надо вываривать, можно сразу снимать кору – она легко отделяется в этот период. Однако древесина получается более рыхлая. Для плетения, в зависимости от вида изделия, нужна и весенняя (рыхлая) лоза, и осенняя (более плотная). Например, весеннюю лозу я часто использую для изготовления ленты. А осенняя отлично подходит для плетения основы корзин.
Лозу, срезанную осенью (во второй половине октября) или в конце февраля – начале марта (до набухания почек) нужно обязательно варить. Я предпочитаю срезать лозу осенью, желательно после того, как опадут листья. Каждый сорт ивы я обрезаю три года подряд, а в четвертый год не трогаю – даю ей возможность разрастаться.
Можете показать, как правильно нужно срезать лозу?
Лозу срезают чистым секатором или острым ножом под углом, чтобы не гнил пенек. Срез делают на высоте 10-15 см от земли, оставляя несколько почек. Из них через год уже вырастут новые побеги.
Срезанную лозу я формирую в связки, с которыми будет удобно работать.
Сразу на месте я лозу сортирую: более толстые побеги откладываю отдельно: они пригодятся, чтобы порезать их на ленту.
Варить лозу нужно сразу же после срезки?
Срезанную лозу я обычно варю на следующий день. Прямо на улице под навесом я соорудил печку и сделал длинное металлическое корыто.
Обычно я варю лозу около часа. А побеги, срезанные в феврале – начале марта, нужно варить где-то 1 час 20 минут.
После того, как лоза проварится, убираем груз, и осторожно палкой вынимаем связки.
Вот так выглядит лоза после вываривания.
Владимир, покажите, пожалуйста, как нужно чистить лозу.
Лозу можно очищать руками или с помощью специального приспособления – щемилки. Культурная, сортовая лоза очищается гораздо легче, чем та, которая растет в дикой природе. Но это зависит не только от сорта, а еще и от погоды. После засушливого лета лоза очищается хуже, после периода дождей – легче. Если кора легко снимается, то чистить руками получается гораздо быстрее, чем с помощью щемилки.
Чтобы очистить лозу с помощью щемилки, прут нужно положить в углубление. Затем, придерживая сверху пальцем, протащить через щемилку.
Вот так выглядит очищенная (окоренная) лоза. Сейчас она белая, но со временем потемнеет.
Кору, снятую с толстых побегов, можно использовать для изготовления других поделок и даже головных уборов. В нашем районном Центре ремесел коре находят применение другие мастера.
Вы сказали, что толстая лоза идет на ленту. А как ее получить?
Для того чтобы разрезать лозу на ленту, есть специальное приспособление – колунок. Я сделал себе колунок из титана. Многие пользуются колунком из дерева, но при этом предварительно нужно надрезать прут ножом. Я просто прикладываю колунок к центру среза, надавливаю, и прут раскалывается по все длине. Таким образом, из каждого прута получаются 3 шинки. Но шинка – это еще не лента, поскольку на ней сохраняется остаток сердцевины.
Чтобы получить из шинки ленту, есть еще одно приспособление. Называется струг. Плоскостной струг делает из шинки ленту одинаковой толщины.
Наша лента стала ровной по толщине, но по ширине – еще нет. Ведь каждый прут имеет конусность, и ее надо убрать. Чтобы сделать ленту одинаковой ширины, есть еще один вид струга – краевой.
Правой рукой заводят ленту узкой стороной между ножами и начинают протягивать шину. При этом большим пальцем левой руки нужно прижимать ленту к основанию струга перед лезвием ножа. На моем струге установлено несколько ножей, которые позволяют мне получать ленту разной ширины.
Владимир, почему у лозы, которая уже давно заготовлена, такое разнообразие оттенков? Вы ее чем-то подкрашиваете?
Лоза, которую срезали осенью, со временем темнеет: сначала становится кофейного цвета, а затем – темно-коричневого. Кроме того, оттенок еще зависит от сорта и от времени вываривания. А вот лоза, которую заготовили весной или летом и не варили, всегда остается белой.
Я не использую химические красители – предпочитаю все натуральное. Единственные вид окраски, который я иногда применяю – это погружение высушенной лозы в отвар, который остается после вываривания. Тогда лоза приобретает интересный серо-коричневый оттенок.
Насколько я знаю, вы по профессии – агроном, но ваша работа связана с творчеством?
Я работаю в районном Центре ремесел, где обучаю детей плетению из лозы. Также я провожу занятия с детьми, которые имеют особенности психофизического развития. Плетение развивает моторику рук, успокаивает, учит детей слушать и сосредотачиваться на работе.
Выращивание ивы и плетение корзин стало неотъемлемой частью моей жизни. Даже дом превратился в большую мастерскую.
С каждым годом изделия из экоматериалов становятся все более популярными. Поэтому плетение из лозы имеет так много приверженцев среди ремесленников разных стран.