Эконометр что это такое
Что такое эконометр в щитке приборов?
На автомобилях ВАЗ 2104, 2105, 2106, 2107 и 2108, 2109, 21099 (с низкой панелью) в щитке (комбинации) приборов установлен эконометр.
Попробуем понять для чего он нужен и как работает.
Что такое прибор эконометр в щитке приборов автомобилей ВАЗ?
— Для чего нужен эконометр на автомобиле?
Прибор эконометр нужен для визуального определения водителем расхода топлива в режиме реального времени. Но не точно, а приблизительно — экономно или неэкономно.
— Как работает прибор эконометр?
Эконометр работает за счет разрежения во впускном коллекторе двигателя автомобиля, возникающего при движении поршней в цилиндрах. Это так называемый вакуумметр, измеряющий величину разрежения. Внутри него установлена трубчатая пружина, которая при изменении давления либо сжимается, либо разжимается, перемещая связанный с ней сектор и стрелку прибора. Перепад давления обеспечивает резиновая трубка соединяющая штуцер эконометра и штуцер на впускном коллекторе двигателя.
Принцип действия эконометра такой: чем меньше открыты дроссельные заслонки карбюратора, тем разрежение во впускном коллекторе выше, тем меньше двигатель расходует топлива, стрелка эконометра в конце шкалы. И наоборот, чем больше открыты дроссельные заслонки карбюратора, тем ниже разрежение и выше расход топлива — стрелка эконометра отклоняется в начало шкалы (желтая зона).
— Как устроен эконометр?
На примере автомобиля ВАЗ 2109 рассмотрим как устроен эконометр. Сам прибор установлен в щитке приборов. Он соединен со штуцером на впускном коллекторе двигателя. При помощи резиновой трубки.
Трубка присоединяется на штуцер эконометра с задней части комбинации приборов
Трубка тянется под панелью и выходит в моторный отсек в районе карбюратора. Там она присоединяется на штуцер во впускном коллекторе двигателя автомобиля.
Трубка подачи разрежения к эконометру присоединена к впускному коллектору двигателя
О стиле езды, расходе бензина и пользе эконометра
Вот примерные выкладки по расходу топлива в зависимости от нагрузки на мотор.
Например, мы имеем мотор объёмом 1литр (так проще делать расчеты)
Рассмотрим три варианта
Мы едем по трассе в небольшую затяжную горку.
Можно ехать на пятой передаче, можно переключиться на четвёртую, а можно и на третью, не теряя и не прибавляя в скорости.
Понятно, что на третьей передаче обороты мотора будут намного выше, чем на пятой.
Но ведь на пятой передаче приходится жать педаль газа намного сильнее, чем на третьей, не так ли?
Выведем примерную таблицу.
Повторюсь — цифры примерные, для наглядности.
Итак
пятая скорость — педаль газа нажата на 100% — обороты 3000об/мин.
Четвёртая скорость — педаль газа нажата на 50% — обороты 4000об/мин.
Третья скорость — педаль газа нажата на 20% — обороты мотора 5000об/мин.
Начинаем считать.
При езде на пятой передаче мотор «проглотит» 3000 литров воздуха за одну минуту.
На четвёртой — 2000 литров в минуту.
На третьей — 1000 литров в минуту.
Уже улавливаете тенденцию?
В принципе, дальше уже можно и не считать, всё и так ясно.
Но перейдём к расходу бензина.
Примем для простоты расчётов, что наша топливовоздушная смесь — 1:15.
Это очень близко к реальным цифрам (13.8-14.7-15.2)
То есть на 1 кг бензина приходится 15 кг воздуха.
Плотность воздуха возьмём из Википедии
» стандартной величиной считается значение 1,225 кг⁄м³, которая соответствует плотности сухого воздуха при 15°С на уровне моря»
То есть кубометр воздуха весит 1,225 килограмма
Высчитываем, сколько кг воздуха в минуту мотор съест на пятой передаче
3000литров это 3 кубометра и соответственно 3*1.225=3.675кг воздуха в минуту
На четвёртой передаче 2 куба 2*1.225=2.45кг воздуха
На третьей 1куб или 1.225кг
И соответственно бензин
Пятая передача 3.675 / 15 = 0.245кг бензина в минуту (и это литровый моторчик, Карл!)
четвёртая 0.163кг
третья 0.08кг
Можно перевести в привычные литры, но не вижу смысла, и так всё ясно.
Вывод напрашивается сам собой.
Если Ваш стиль езды — «поменьше крутить мотор, потому что шумно в салоне» — готовьтесь к большЕму расходу топлива.Любители ездить «внатяг» — в той же ктегории
Если не боитесь «крутить» мотор, не давя при этом на педальку газа — расход топлива ниже, как бы это не было странным на первый взгляд.
Это касается любого мотора, любого объёма и мощности
Вернёмся к эконометру.
Цифры, которые я приводил в начале — реальные из моей повседневной практики.
Каждый день езжу одним и тем же маршрутом.
В затяжную горку могу подняться как на пятой (тапку в пол), на четвёртой (педаль до половины), так и на третьей (педаль газа едва страгиваю с места).
Скорость всегда будет одна и та же.
А эконометр показывает мне нагрузку двигателя сразу же — на пятой скорости стрелка загнана в красный угол влево (минимальное разрежение)
На четвёртой — в зелёной зоне, но ближе к красной
На третьей — просто в зелёной зоне.
Понятное дело, на третьей скорости в салоне очень шумно и ехать очень некомфортно.
И шум от мотора заставляет чувствовать себя неуютно любого водителя.Отбросим этот вариант — экономия-экономией, но не такой же ценой…
Я лично в салоне не испытываю дискомфорта от работы мотора как на пятой, так и на четвёртой передаче.
А вот взгляд на стрелочку эконометра однозначно говорит от том, правильно ли выбрана передача для данных дорожных условий.
На четвёртой передаче — уже довольно тихо, хотя рука так и тянется переключить на пятую передачу.
Но теперь я этого себе позволять не буду — разница в расходе топлива ошеломляющая.
Опять же, мы рассмотрели крайний случай — работа мотора в самых тяжелых условиях.
Но суть остаётся та же — при движении нужно выбирать ту передачу (обороты двигателя) при которой на педаль газа нужно давить меньше, даже если обороты при этом выше.
В принципе, ничего нового я не сказал.
Обычный совет, который мы слышим из года в год «пораньше включайте пониженную передачу»
Но одно дело просто слова, а другое дело цифры — разница в расходе при езде на разных оборотах, думаю заставит задуматься каждого.
Экономайзер или Эконометр
Эконометр
Некоторые приборы, которые устанавливают на современных автомобилях и которых нет на ВАЗ-2106, весьма полезны, например: эконометр-простейший прибор, измерящий разрежение во впускном коллекторе. Польза его в первую очередь заключается в том, что по его показаниям можно корректировать манеру вождения и экономить топливо. Потому он и называется эконометром. Шкала его проградуирована не в миллиметрах ртутного столба или прочих единицах давления, а просто разбита на три условные зоны — белая (максимальное разрежение, соответствующее закрытой дроссельной заслонке), зелёная (промежуточный режим), красная (минимальное разрежение при полностью или значительно открытой дроссельной заслонке в сочетании с высокой нагрузкой). Таким образом, если при работе педалью газа следить за этим прибором, то можно выбирать оптимальный режим езды. Например, при разгоне. Как показывает опыт, порой достаточно чуть-чуть умерить давление на педаль, чтобы стрелка заняла вертикальное положение, будучи изначально в красной зоне. При этом динамика разгона уменьшается незначительно, и по сути достигается практически такой же результат — но с меньшим расходом топлива. На практике расход существенно снижается даже у опытных водителей, применяющих методы экономной езды (плавная езда без резких разгонов и торможений, широкое использование наката, минимальное использование тормозов).
Впрочем, помимо экономии топлива эконометр может сигнализировать о нарушениях в работе некоторых систем автомобиля.
Если стрелка смещается в сторону красной зоны больше обычного, то возможны проблемы с ходовой частью, когда увеличивается сопротивление качению, например при снижении давления в шинах или подклинивающих тормозных колодках; либо присутствует уменьшение угла опережения зажигания.
Дёргание стрелки на холостом ходу означает перебои в работе одного цилиндра (троение мотора) — неисправная свеча, проблемы с карбюратором, подсос воздуха.
Пользуясь эконометром, можно даже выставлять зажигание — требуется обеспечить максимальное разрежение на холостом ходу, то есть чтобы стрелка была в белой зоне как можно дальше от зелёной.
Эконометр поможет новичкам сэкономить бензин
По данным аналитиков, сегодня автомобиль есть в каждой второй семье или у каждого четвертого россиянина. Для многих семей расходы на машину являются одной из самых крупных статей расхода в семейном бюджете.
Поэтому каждый человек, который имеет автомобиль, просто обязан знать, как экономить бензин. Дальше мы дадим вам несложные и вполне осуществимые советы — если вы будете им следовать, то уже вскоре заметите, что стали намного реже заезжать на автозаправку.
Во-первых, рассмотрим, что такое эконометр (иначе: экономайзер) и какая от него польза водителю? Эконометром называется вакуумное устройство. Оно подключается к впускному коллектору автомобиля с целью измерения степени разряжения выхлопных газов в нём. На основании этих данных стрелка экономайзера показывает водителю тот режим работы двигателя, который будет оптимальным для экономии горючего. Смысл и польза эконометра в том, что по его рекомендациям можно в процессе езды немного изменять манеру вождения автомобиля и существенно (до 15 процентов) экономить топливо. По внешнему виду он похож на тахометр: выглядит как циферблат, по которому бегает стрелка с зелёного на красный сектор.
В условиях постоянного повышения цен на бензин многие автолюбители хотели бы сократить его расход. Есть смысл поменять манеру вождения, следя за экономайзером. Особенно полезен эконометр будет начинающим водителям, которые ещё плохо чувствуют машину. Но и опытному водителю он лишним не будет. Смысл простой: смотри, чтобы стрелка экономайзера не выходила за пределы зелёного сектора и экономь себе на здоровье.
Есть и другой способ подключения экономайзера к впускному коллектору автомобиля. Можно вообще не использовать пробку для присоединения прибора. Аккуратно высверливаем специальное отверстие рядом и нарезаем в нём резьбу. В эту резьбу вкручиваем штуцер карбюратора и присоединяем к нему шланг.
После этого нужно протестировать работу эконометра. Работать экономайзер должен чётко, так как это достаточно примитивный прибор и устроен он просто. Стрелку в экономайзере двигает трубчатая пружинка, которая соединена со штуцером. Когда давление газа внутри трубки изменяется, эта пружинка сжимается или разжимается. При этом она приводит в движение зубчатый сектор, прикреплённый к ней тягой. Этот зубчатый сектор, в свою очередь, передаёт усилие на шестерёнку на оси которой и находится стрелка циферблатаэконометра. Когда коленчатый вал автомобиля крутится на больших оборотах, дроссельная заслонка значительно открывается, и во впускном коллекторе образуется большое разрежение газов. Стрелка экономайзера при этом значительно отклоняется вправо, выходит из зелёного в красный сектор, показывая большой расход топлива. При малых и средних оборотах коленвала и слабо приоткрытой дроссельной заслонке разрежение газов в коллекторе небольшое, соответственно и стрелка эконометра отклоняется вправо незначительно, остаётся в пределах зелёного сектора и показывает малый расход топлива.
Теперь с помощью показаний эконометра можно и в режиме городской езды, и на трассе всегда точно определять тот порог, после которого начинается «жор бензина» двигателем, и избегать перехода через этот порог.
Однако, существуют противоположные мнения относительно целесообразности применения данного прибора. дело в том, что опытный водитель при желании может сам, без подсказок прибора скорректировать в нужную сторону свою манеру езды и добиться в экономии ГСМ тех же результатов, что и с эконометром. В принципе, правила экономичного вождения машины достаточно просты. Нужно помнить, что самый экономичный диапазон работы двигателя лежит в пределах от 1500 до 2000 об/мин. Значит, для экономии топлива нужно держаться этого диапазона, вовремя переключаться на повышающие передачи и избегать резких ускорений и торможений. А эконометр поможет, прежде всего, начинающим автомобилистам приспособиться к такой плавной манере вождения автомобиля и обеспечит до 15 процентов экономии топлива.
Эконометр
Эконометры для автомобиля. Как работает эконометр
Экономия бензина — дело, которое сегодня заботит всех, кто связан с производством или эксплуатацией автомобилей. Конструкторы модернизируют их узлы и системы, шинники совершенствуют модели покрышек, химики создают новые сорта моторных топлив и масел. Но, пожалуй, решающим звеном в этой цепи являются водители. Их мастерство, владение приемами экономичной езды и бережное отношение к машине могут дать большой эффект. Имеющиеся данные говорят о том, что лучшие водители в автохозяйствах расходуют на 20- 30% меньше топлива по сравнению с теми, кто ездит неграмотно и нерационально.
Как же помочь водителям в выборе наиболее экономного режима движения? Конечно, важна в этом деле роль технического обучения. Однако, если в распоряжении водителя будет прибор, наглядно показывающий, оптимален ли режим движения в данный момент и что нужно предпринять, чтобы его таким сделать, дело значительно упростится.
Эти приборы — их назвали эконометра-ми — получают все большее распространение за рубежом, готовятся к производству и у нас в стране. Журнал уже писал о практическом опробовании простейшего вакуумного эконометра на автомобиле в условиях городского движения. Результаты теста показали, что езда «по советам» прибора ведет к существенному снижению расхода топлива. Не меньшую пользу он должен принести и при движении по загородным шоссе.
Работа эконометра сводится к измерению величины разрежения во впускном коллекторе двигателя. Оно может осуществляться либо механически, с помощью устройства типа вакуумметра, связанного трубкой с впускным трубопроводом (рис. 1), либо электрическим датчиком разрежения, подающим сигнал на стрелочный указатель.
Из графика видно, что с увеличением скорости расход топлива также увеличивается, причем неравномерно: чем больше скорость, тем интенсивнее становится возрастание расхода топлива. Примерно такой же характер имеет изменение величины разрежения на впуске, с той лишь разницей, что при увеличении скорости (а также, соответственно, нажатия на педаль «газа») разрежение не повышается, а падает. Таким образом его величина может с успехом служить показателем, характеризующим расход топлива в данный момент движения на постоянной скорости. Можно даже так подобрать градуировку шкалы вакуумного измерителя, что он будет показывать непосредственно расход в литрах на 100 километров.
Промышленные модели таких приборов существуют. Однако здесь есть большое неудобство, поскольку на переменных режимах, то есть при разгоне или снижении скорости, показания прибора будут заметно искажаться. Кроме того, абсолютные цифры водителю по большей части просто не нужны: ему удобнее видеть оценочные показания типа «хорошо — плохо». Поэтому остановились на том, чтобы выполнять шкалу эконометра в виде цветных секторов, без цифровых обозначений. Такая шкала, «конечно, меньше отвлекает внимание и достаточно хорошо ориентирует водителя во время управления автомобилем. В самом деле, при помощи графика можно разделить показатели расхода, например, на три части: до 8 л/100 км (хорошо), от 8 до 9,5 л/100 км (допустимо) и свыше 9,5 л/100 км (плохо), а затем сделать на шкале эконометра соответствующие зоны.
Расположение стрелки указателя в одной из этих зон будет давать оценку экономичности режима движения по принятой нами системе — «хорошо», «допустимо», «плохо». По такому принципу и делают шкалы многих элементарных вакуумных эконометров, выпускаемых фирмами «Смите» (Англия), «Жежер» (Франция), ФДО и «Мотометер» (ФРГ), «Ядзаки» (Япония) и другими. Применяют и более простое решение — шкала без секторов, а лишь с обозначением, в какую сторону смещается стрелка при экономичном и неэкономичном режимах. В этом случае водитель начинает эффективно пользоваться прибором только после того, как несколько привыкнет к положению стрелки в разных условиях движения.
При езде на высшей передаче простой вакуумный эконометр достаточно хорошо помогает выбирать экономичный режим движения. Теперь представьте себе такую ситуацию: вы едете на прямой передаче, но дорога тяжелая и приходится двигаться медленно (скажем, 40 км/ч), при этом почти полностью нажимая педаль акселератора. Естественно, стрелка эконометра находится в «плохой» зоне. Стоит ли с точки зрения экономии топлива перейти на понижающую передачу, чтобы ехать с небольшим открытием дросселя? На этот вопрос эконометр ответа не даст — нужно полагаться на собственный опыт.
Такое положение означает, что решение задачи экономичного вождения и при наличии вакуумного прибора в известной мере зависит от мастерства и знаний водителя. Поэтому разрабатывают устройства, помогающие водителю выбирать также и оптимальный момент для переключения передач. Например, эконометр фирмы «Пирбург» (ФРГ), в котором применена дополнительная корректирующая система, связанная с рычагом переключения передач. Есть и другие решения. Но все они ведут к значительному усложнению и повышению стоимости прибора по сравнению с простым вакуумным эконометром. Надо думать, что совершенствование конструкции и технологии изготовления позволит удешевить эти приборы и тем самым содействовать более широкому применению их на автомобилях массового производства.
Рис. 1. Схема соединения вакуумметра с впускным коллектором:
1 — впускной коллектор;
2 — штуцер;
3 — соединительный шланг;
4 — упругая трубка в рабочем механизме вакуумметра;
5 — тяга;
6 — зубчатый сектор исполнительного механизма.
Рис. 2. График, показывающий зависимость между расходом топлива, разрежением во впускном трубопроводе и скоростью установившегося движения