Экономическое значение улучшения условий и охраны труда выражается в чем
Улучшение условий и охраны труда: составляем план
План по улучшению условий и охраны труда — это специальный план мероприятий, утверждаемый локальным нормативным актом организации сроком на один год. Такой план обязан составлять каждый работодатель, в особенности тот, у которого присутствуют опасные условия труда.
Зачем нужен этот план?
Каждый работодатель обязан улучшать условия труда, создавать оптимальную и безопасную трудовую среду, согласно ст. 163 ТК. План мероприятий по улучшению условий и охраны труда обязателен, если на охрану труда затрачиваются значительные средства, и работодатель собирается за счет этих затрат уменьшить взносы в ФСС на травматизм. Вернуть можно до 20% взносов, уплаченных за прошлый год.
Для этого до 1 августа подается заявление в ФСС в произвольной форме. Программа по улучшению условий труда на текущий год будет основным документом для возврата взносов на травматизм за прошлый год.
Нормативная база для разработки плана
Разрабатывать план по улучшению условий и охраны труда нужно в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Хорошие и безопасные условия труда должны быть обеспечены:
Какие мероприятия по улучшению условий труда можно включить в план
Перечень всех возможных мероприятий есть в указанном выше приказе Минздравасоцразвития № 181н. Приведенный здесь список не исчерпывающий:
Список можно еще продолжать, каждый пишет по актуальности и необходимости. Особенно, как уже указывалось, необходимо обратить внимание на разъяснения Роспотребнадзора по противодействию распространения заболеваний. Сообразно рекомендациям можно внести изменения существующий план. Кстати, делать это в течение года допустимо, тем более, если это пойдет на пользу сотрудникам.
Полный перечень мероприятий есть в Приказе. Он носит рекомендательный характер и предлагает классификацию по группам:
Организация может расширить перечень.
Как составить план по улучшению условий труда
Чтобы составить данный план, не получится просто сесть и написать его на бумажке. Весь процесс придется разбить на несколько этапов:
Для разработки плана группа проводит анализ подобных мероприятий за прошлые годы. Если план составляется впервые можно воспользоваться наработками коллег и поискать формы в интернете. Но лучше конечно обращаться к профессионалам, которые учтут особенности именно вашего предприятия.
Компания Аттек на технологическом рынке уже более 20 лет. Мы не только подготовим для вас план мероприятий, соответствующий действующему законодательству, но и обучим ваш персонал. Да, составной частью обеспечения безопасной работы является регулярная проверка знаний по безопасности и обучение собственных специалистов. В нашем учебном центре вы сможете обучить все категории ваших работников в одном месте, в том числе с применением дистанционных технологий.
При составлении сметы по плану необходимо учитывать ряд важных факторов:
Кто входит в рабочую группу по разработке плана
В рабочую группу входит руководство предприятия всех звеньев. Выделяют три уровня управления системой:
Из числа руководителей каждого из звеньев выделяются люди для формирования рабочей группы. Состав рабочей группы утверждает руководитель своим приказом.
Где взять образец плана
Типовая форма указанного плана по улучшению условий и охраны труда предлагается в указанном приказе Минздравасоцразвития № 181н. Самое главное, что там должно быть — сведения о финансировании запланированных мероприятий.
Также в плане должна быть информация о лицах, ответственных за его реализацию на предприятии. Как правило, это руководители подразделений и специалисты, назначенные ответственными в положении об охране труда.
Обязательно должны быть обозначены сроки исполнения плана, как в целом, так и отдельных мероприятий.
Утверждение плана
Подготовленный и надлежащим образом проработанный проект плана по улучшению условий и охраны труда проходит согласование во всех подразделениях. Опционально оформляется акт при участии профсоюза (это необязательно, но используется в крупных компаниях).
При утверждении плана возможны его корректировки «на местах». После этого план мероприятий может быть оформлен как раздел коллективного соглашения или договора. В него вносятся все ответственные за его исполнение. План оформляется в итоговый документ, подписывается руководителем. Затем идет утверждение приказом по предприятию.
После того, как он прошел все стадии согласования, в крупных компаниях или по требованию профсоюза может потребоваться его публикация на сайте компании. Для этого, а также для внесения текущих изменений, рекомендуется назначить отдельное ответственной лицо (им может быть и руководитель).
Экономическое значение охраны труда
Экономическое значение охраны труда определяется эффективностью мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда и является экономическим выражением социальной значимости охраны труда. В связи с этим экономическое значение охраны труда оценивается результатами, получаемыми при изменении социальных показателей за счет внедрения мероприятий по улучшению условий труда. Результаты изменения социальных показателей следующие:
1. Повышение производительности труда. Оно достигнуто в результате:
• увеличения работоспособности за счет улучшения условий труда.
•предупреждения утомления за счет улучшения условий труда. Всякое отклонение условий труда на рабочих местах от санитарно-гигиенических нормативов заставляет организм человека дополнительно тратить энергию для оказания противодействия неблагоприятному воздействию вредных производственных факторов. Так, например, при интенсивности шума на рабочем месте 90 дБА рабочий в среднем затрачивает на 20 % больше физических усилий и нервно-психологических нагрузок для того, чтобы сохранить выработку, которую он обеспечивает при интенсивности шума 70дБА;
•повышения эффективности использования оборудования и фонда рабочего времени за счет снижения внутрисменных простоев из-за ухудшения самочувствия по условиям труда и микротравм.
•повышения слаженности в работе при нормализации психологического климата вследствие улучшения условий труда.
2. Снижение непроизводительных затрат времени и труда. Эти затраты складываются из-за неблагоприятных условий труда, обусловленных организацией рабочих мест без учета требований эргономики.
4. Экономия расходов на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда. Такие льготы и компенсации, как сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, связаны со значительными трудовыми потерями и сопровождаются выплатами больших денежных сумм за фактически не отработанное время. Другие разновидности льгот и компенсаций (повышенные тарифные ставки, льготные пенсии, лечебно-профилактическое питание, бесплатная выдача молока) также сопровождаются расходованием значительных денежных средств. Создание условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, позволяет полностью или частично отменить эти льготы и компенсации, что дает значительную экономию расходов на эти цели.
5. Снижение затрат из-за текучести кадров по условиям труда. Из общего числа уволившихся по собственному желанию около 21 % составляют лица, не удовлетворенные условиями труда (тяжелый физический труд, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия, монотонность работы, ухудшение здоровья и т. п.).
29. Нормативы по труду: понятие и виды. Отличие норм от нормативов.
Нормативы по труду — это регламентированные величины режимов работы оборудования, затрат труда и времени перерывов в работе, разработанные на основе заранее проведенных исследований и предназначенные для многократного использования при расчете конкретных норм затрат труда применительно к определенным организационно-техническим условиям. По нормативам определяются обоснованные нормы труда на работы, выполняемые на различных рабочих местах, предприятиях и в различных отраслях промышленности. Нормативы являются основой внедрения наиболее производительных режимов работы оборудования, совершенствования организационно-технических условий производства и трудовых процессов.
Нормативы по труду классифицируются по следующим основными признакам: назначению, видам затрат рабочего времени, группам работников, сфере применения, форме выражения зависимости между величиной затрат труда и влияющими факторами, степени укрупнения.
По назначению нормативы по труду подразделяются на нормативы режимов работы оборудования, нормативы времени, нормативы обслуживания, нормативы численности.
Нормативы режимов работы оборудования – это регламентированные величины параметров работы оборудования, на основе которых устанавливаются наиболее эффективные режимы его работы. К ним относятся: глубина резания (в мм), подача инструмента (в мм / 1 оборот, либо в мм / 1 двойной ход, либо в мм / мин). Нормативы режимов работы оборудования предназначены для расчета основного технологического (машинного) времени.
Нормативы времени – это регламентированные затраты времени на выполнение отдельных элементов трудового процесса (трудовых движений, действий, приемов, операций), на изготовление деталей, узлов, изделий. Предназначены нормативы времени для установления времени занятости исполнителей на ручных процессах (как самостоятельных, так и входящих составной частью в другие процессы). Для определения нормы времени и ее составных частей.
Нормативы обслуживания – это регламентированные величины затрат времени на обслуживание единицы оборудования, рабочего места и других производственных единиц. Нормативы обслуживания являются разновидностью нормативов времени и предназначены для расчета норм обслуживания.
Нормативы численности – это регламентированная расчетная численность работников, необходимая для выполнения единицы работы или заданного объема работы. Предназначены нормативы численности для установления норм численности работников.
По видам затрат рабочего времени выделяются нормативы основного времени, вспомогательного времени, времени обслуживания рабочего места, времени на отдых и личные надобности, подготовительно-заключительного времени.
По группам работников выделяют нормативы для нормирования труда рабочих, управленческого персонала и нормативы соотношений численности персонала различных групп.
По сфере применения нормативы по труду подразделяются на межотраслевые, отраслевые и местные (заводские). Межотраслевые нормативы предназначены для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях двух и более отраслей экономики. Они устанавливаются на определенные виды работ (станочные, сборочные, кузнечные и т.д.) им учитывают наиболее распространенные на предприятиях условия производства. Отраслевые нормативы применяются для нормирования труда на работах, выполняемых на предприятиях одной отрасли экономики. Они учитывают организационно-технические условия производства, типичные для данной отрасли. Местные (заводские) нормативы устанавливаются на специфические для одного предприятия виды работ, не вошедшие в межотраслевые и отраслевые сборники нормативов. Они учитывают существующие на данном предприятии организационно-технические условия производства.
По форме выражения зависимостей между величиной затрат труда и влияющими на них факторами различают табличные, графические и аналитические нормативы. Первые являются наиболее распространенные. Табличные и графические нормативы удобны для расчетов норм вручную, аналитические нормативы в виде эмпирических формул удобны для автоматизированного расчета норм.
Различия между конкретными нормами, действующими на предприятии, и нормативами по труду следующие:
1. Норма на конкретную операцию (работу) соответствуют строго определенные значения влияющих факторов в реальном или проектируемом производстве. В отличие от этого нормативы по труду устанавливаются для множества значений факторов. Чаще всего норма определяется как сумма нормативов, умножения их на поправочные коэффициенты или иных математических операций над нормативами.
2. Нормативы многократно используются для установления различных норм на работы данного вида и действуют длительное время (пока сохраняется форма нормативной зависимости). Норма на конкретную работу устанавливается один раз, действует не больше периода, в течение которого значение влияющих факторов находится в допустимых пределах, затем либо пересматривается, либо отменяется.
30. Виды норм труда в организации: по содержанию, по срокам действия и т.д.
31. Системы управления нормированием труда в организации: централизованная, децентрализованная, смешанная.
При централизованной системе работа по организации и нормированию труда сосредоточена в общезаводский службе — ООТиЗе. Это обеспечивает единство методологии, специализацию по видам работ и категориям работников, независимость от цехов, что положительно влияет на качество норм.
Организационные формы централизованной системы нормирования труда могут быть разными, однако среди них можно выделить три основные разновидности: 1) расчет норм труда полностью сосредоточен в ООТиЗе
2) в отделе главного технолога при разработке технологических процессов рассчитываются нормы времени на операции основного производства. В этом случае отдел главного технолога отвечает за состояние нормирования труда рабочих основного производства, а ООТиЗ — за нормирование труда во вспомогательном производстве. Для обеспечения единой политики в области нормирования труда на предприятии в целом за ООТиЗом сохранена функция методического руководства, планирования и организации внедрения норм и нормативов. Кроме того, они отвечают за состояние нормирования труда на предприятии; 3)
технологической службой рассчитываются режимы работы оборудования и машинное или машинно-автоматическое время, а окончательно нормы времени разрабатываются в ООТиЗе.
При децентрализованной системе помимо общезаводского ООТиЗа в цехах создаются бюро организации труда и заработной платы (БОТиЗы). При этом работники бюро находятся в двойном подчинении, в административном — у начальника цеха, в методологическом — у ООТиЗа. Расчет норм при такой системе осуществляется в цехах. Отметим, что здесь сложно обеспечить высокий качественный уровень нормирования труда ввиду отсутствия специализации среди работников, разного уровня их специальной подготовки, обеспеченности нормативными материалами, воздействия руководства цеха и рабочих на величину норм времени, которые часто используются в качестве регулятора уровня заработной платы.
На некоторых предприятиях применяется смешанная система организации работы по нормированию труда, при которой в ООТиЗе организуется только расчет норм, а текущая работа по их внедрению, контролю за выполнением, анализу качества возлагается на цеховых нормировщиков.
Охрана труда социальное, экономическое и правовое значение.
Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение. Социальное значение охраны труда в том, что она:
сохраняет здоровье работника от возможных производственных вредностей;
направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия человека;
способствует его культурно-техническому росту, так как лишь не чрезмерно усталый от работы работник способен вечерами учиться, повышать свою квалификацию, читать, заниматься спортом, развивать свою личность;
способствует гуманизации труда, его облегчению.
Экономическое значение всесторонней охраны труда в том, что она способствует: росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики; экономии фонда обязательного социального страхования и сокращению потерь рабочего времени, т.к. при хорошей охране труда меньше производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а следовательно, меньше больничных листков и возмещения ущерба за вред, причиненный здоровью работника.
Правовое значение охраны труда в том, что:
охрана труда способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции и психофизиологических особенностей организма подростков, уровня трудоспособности инвалидов;
правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статусные гарантии этого права не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу лиц, требующих особой защиты. Так, нельзя принимать женщин, подростков на противопоказанные для них по медицинским основаниям работы;
вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива и профкома с администрацией, работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном и территориальном уровнях;
она является важнейшим элементом трудового правоотношения работника с работодателем, по которому работодатель (администрация) обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника.
Охрана труда – важнейшая составляющая безопасности жизнедеятельности человека.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А.Алексеенко, В.С.Белов, А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак, И.М.Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).
Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда.
Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).
В соответствии со ст.37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев, а также низкого уровня охраны здоровья и жизни.
В условиях рыночной экономики ни призывы, ни увещевания не могут изменить состояние условий и охраны труда. Для изменения ситуации в этой области необходимо общественное осознание абсолютного приоритета жизни человека, как непреходящей ценности, юридическое закрепление прав работника в области обеспечения безопасности его труда, наличие адекватного экономического механизма регулирования взаимоотношений между трудом и капиталом
Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит, несомненно, образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
В дореформенный период, начиная с 1933 года, охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга.
С принятием в августе 1993 г. Верховным Советом РФ Основ законодательства РФ об охране труда функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был определять Президент РФ или по его поручению Правительство РФ (в частности Минтруд РФ).
После вступления в силу закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Минтруд России подготовил с учетом результатов практики и представил в Правительство РФ общую концепцию системы государственного управления охраной труда. В ней конкретизировались положения Федерального закона в части осуществления управления охраной труда, определялись основные задачи и принципы функционирования системы, а также задачи и функции конкретных органов государственной власти, т. е. субъектов системы управления охраной труда.
Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:
Охрана жизни и здоровья детей
Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ
Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.
Становится очевидной проблема – поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в ДОУ.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников в ДОУ будет наиболее эффективным, если:
Изучить и реализовать основные направления законодательства РФ по вопросам безопасности, разработать и внедрить нормативно- правовые, методические и иные локальные акты, инструкции по формированию безопасного образовательного пространства;
Наращивать опыт межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;
Обеспечить выполнение сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
Предотвратить несчастные случаи с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
Вести профилактику производственного травматизма;
Выполнять правила пожарной безопасности и соблюдать противопожарный режим;
Формировать у воспитанников и сотрудников устойчивые навыки безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
Оснащать образовательное учреждение противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
Обеспечивать безопасную эксплуатацию здания, оборудования и технических средств обучения.
Масштабная задача – формировать массовую культуру безопасности.