Экономика общественного сектора предполагает что

Экономика общественного сектора. Тест для самопроверки №2

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, он называется …
не маркированным
маркированным
льготным

2. Распределение Лоренца — кривая, которая показывает …
накопленную долю дохода, полученного группой населения, представленной как процент от всего населения
долю расхода группы населения, представленной как процент от всего населения
долю национального дохода, от которого общество предпочло бы отказаться для того, чтобы в обществе возникло равномерное распределение дохода

3. Избыточное налоговое бремя — это …
общие потери от налогообложения, имеющие не денежное измерение
чистые потери от налогообложения, имеющие денежное и не денежное измерение
чистые потери от налогообложения, имеющие денежное измерение

4. Под общественными расходами понимают использование ресурсов общественного сектора с целью удовлетворения …
рыночных потребностей
потребностей в общественных благах
личных и социальных потребностей
государственных потребностей

5. Финансовые инструменты горизонтального регулирования
собственные налоги, полностью поступающие в один уровень бюджета
закрепленные налоги, поступающие в несколько видов бюджета
субвенции (целевая помощь)
субсидии (долевая помощь)

6. Взаимозависимые предпочтения имеют место, когда уровень полезности, достигаемый индивидом зависит …
только от набора материальных благ и услуг, потребляемых им лично
не только от набора материальных благ и услуг потребляемых им лично, но и от характера потребления других членов общества
только характера потребления других членов общества

7. Эффект замещения возникает когда индивид …
замещает потребление одного товара, который облагается высоким налогом, другим товаром
прекращает потребление товара, который облагается высоким налогом
увеличивает потребление товара, который облагается высоким налогом

8. Блочный грант поступает в … быть использован по усмотрению территориальных органов на любые цели, соответствующие функциям данного звена бюджетной системы.
частичное распоряжение территориального бюджета и может
полное распоряжение территориального бюджета и может
полное распоряжение территориального бюджета, но не может

9. Трансферт имеет …
только денежную форму
только не денежную форму
денежную и не денежные формы

10. Налоговая система признается горизонтально равной, если люди находящиеся в …
относительно одинаковых обстоятельствах, обладающие одной и той же платежеспособностью, облагаются налогом одинаково
лучшем экономическом положении, облагаются более высокими налогами, дифференцированными в зависимости от их положения
плохом экономическом положении, не облагаются определенными налогами

11. Бюджетный федерализм обеспечивает доступность потребления общественных благ населением с помощью …
разграничения расходных полномочий по уровням власти
разграничения общества по доходам
географического разграничения территории

12. Сфера действия налога … с кругом его непосредственных плательщиков.
всегда совпадает
не совпадает
не всегда совпадает

13. Утилитаристская функция общественного благосостояния предполагает, что …
общественное благосостояние выступает как сумма общих полезностей членов общества
заинтересованность общества состоит в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества
общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства

14. Бюджетный федерализм — это система …
отношений
оплаты
продажи

15. Роулсианская функция общественного благосостояния предполагает, что …
общественное благосостояние выступает как сумма общих полезностей членов общества
заинтересованность общества состоит в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества
общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства.

16. Финансовые инструменты вертикального регулирования
собственные налоги, полностью поступающие в один уровень бюджета
закрепленные налоги, поступающие в несколько видов бюджета
все налоги
финансовая помощь безвозмездная и безвозвратная
нецелевая помощь, предоставляемая для общего бюджетного выравнивания

17. Утверждение: «При наличии большого числа территориальных единиц и интенсивной миграции населения бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям» является …
теоремой о централизации
гипотезой Тибу
теоремой о децентрализации

18. Эффект дохода означает, что после уплаты налога в распоряжении индивида остается …
меньший доход, и он замещает потребление одного товара другим
меньший доход, и он вынужден сократить свое потребление
больший доход, и он вынужден увеличить свое потребление

19. Согласно правилу Рамсея при оптимальном налогообложении физический объем производства или продаж каждого из товаров …
сокращается в одинаковой пропорции
сокращается в разных пропорциях
не сокращается

20. «Разрыв бедности» — это …
доля населения с доходами ниже прожиточного минимума
абсолютная величина национального дохода, необходимого для того, чтобы доходы всего бедного населения поднялись до уровня прожиточного минимума
доля национального дохода, от которого общество предпочло бы отказаться для того, чтобы в обществе возникло равномерное распределение дохода

21. Налоговая система признается вертикально равной, если люди, находящиеся в …
плохом экономическом положении, не облагаются определенными налогами
относительно одинаковых обстоятельствах, обладающие одной и той же платежеспособностью, облагаются налогом одинаково
лучшем экономическом положении, облагаются более высокими налогами, дифференцированными в зависимости от их положения

22. Согласно «Теории проспектов» Д. Канемана и А. Тверски люди придают … даже если их величины одинаковы.
меньшее значение потерям, чем приобретениям
большее значение потерям, чем приобретениям
большее значение приобретениям, чем потерям

23. Перераспределительные процессы …
сводятся к непосредственной передаче денег
сводятся к непосредственной передаче товаров и услуг
не сводятся к непосредственной передаче денег, товаров и услуг, экономических возможностей

24. Категориальный грант, направляется в территориальный бюджет для использования …
на конкретные цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня
на любые цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня
только на государственные цели, которые устанавливаются органами более высокого уровня

25. Утверждение: «Если децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное принятие решение в отношении поставки локального общественного блага, либо эффективнее централизованного, либо не уступает ему с точки зрения эффективности» является …
теоремой о централизации
гипотезой Тибу
теоремой о децентрализации

26. Натуральные доходы – это …
продукция, произведенная домохозяйствами для собственного потребления
номинальные доходы после вычета из них налогов и обязательных платежей
зарплата, прибыль, доходы от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости

27. Неиспользование субвенций на цели, для которых они предназначены … необходимость их возврата.
не влечет
влечет

28. Сфера действия программы общественных расходов – это …
круг лиц, на которых распространяются выгоды (приращения полезности)
частные блага потребляемые населением
общественные блага потребляемые населением

29. Реципиентами называют тех, кто получает …
какие-либо блага непосредственно из общественного сектора
денежные средства непосредственно из общественного сектора
какие-либо блага непосредственно из рыночного сектора экономики
какие-либо денежные средства непосредственно из рыночного сектора экономики

30. Формы осуществления общественных расходов
финансирование расходов коммерческих и не коммерческих организаций
закупка товаров или услуг
представление субсидий предприятиям с целью их самостоятельного развития
денежные выплаты по программам социальной помощи и страхования

Источник

Экономика общественного сектора

Лекция 1.

1. Общественный сектор в современной смешанной экономике

1. Общественный сектор — это составная часть и неотъемлемое звено современной смешанной экономической системы. Истоки ее восходят к рубежам XIX—XX вв., когда были созданы основы индустриального общества и появились первые идеи о смешан­ной экономике. В последующий период произошло ее станов­ление и утверждение как новой перспективной формы социаль­но-экономического устройства общества.

Эволюция смешанной экономики происходила в условиях «накладки» двух режимов развития — формационного и цивилизационного. Это придало ее движению противоречивый, нели­нейный характер. С одной стороны, становление смешанной экономики характеризовалось противостоянием разных соци­ально-экономических укладов, институтов и интересов, а также конфликтностью их носителей — классов и социальных групп. С другой стороны, логика развития смешанной экономики как единой системы и интересы ее безопасности вызвали потреб­ность перехода от узко конфронтационного подхода к целост­ному видению общественного прогресса, к необходимости вы­явления универсальных тенденций развития современной циви­лизации, их синтезу.

На современном этапе общественного прогресса смешанная экономика переживает трансформационные процессы, связанные с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, к обществу, основанному на знаниях и ориентированному на развитие человека как самоценности. Ее изменение характери­зует переход к обществу и экономике, которые становятся ча­стью глобальной мировой системы. Это придает новые черты со­временной смешанной экономике, развитие которой выходит в узкоэкономические рамки одномерного видения индивида как экономического человека. На смену приходит многомерная трак­товка человека как общественного существа, что требует нетради­ционного, нового подхода.

Общественный сектор представляет собой совокупность ре­сурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для организации производства и поставки общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок полностью или частично не срабатывает, т.е. имеют место провалы рынка. Здесь координация экономической деятельности осуществляется с по­мощью системы бюджетного финансирования в сочетании с пра­вовым администрированием и политическим механизмом обще­ственного выбора (голосования избирателей).

Общественный сектор в современных условиях характеризу­ется расширением зон частичных провалов рынка. Это связано с увеличением объема смешанных общественных благ, благ и со­циальных услуг со значительным внешним эффектом и отдель­ных комплектующих элементов общественного блага как едино­го блага. Организация производства и особенно поставка таких благ осуществляются на основе государственного и частного партнерства с использованием рынка. Общественный сектор выступает в роли не только субъекта публичного права, но и участника, контрагента рыночного процесса.

Провалы рынка это ситуации, в которых свободное дейст­вие рыночных сил не обеспечивает эффективное использование ресурсов. Причинами провалов рынка могут стать ограничен­ность (несовершенство) конкуренции, естественные монополии, внешние эффекты, асимметрия информации, неполнота рын­ков, дифференциация доходов.

Выделяют следующие виды провалов рынка.

1. Наличие монополий (прежде всего естественных), а также оли­гополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции производителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям. Это вызывает необходимость государственного вмешательства. Оно выражается в форме созда­ния государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии или в виде мер государственного регулирования и контроля цен, объема производства и качества экономических благ.

Отдельно выделяется так называемая «легальная монополия», или монополия интеллектуальной собственности, специально соз­даваемая государством для стимулирования научно-технического, технологического прогресса и инновационного развития нацио­нальной экономики. Легальная монополия создается законода­тельно и существует в форме исключительных временных при­вилегий (правовых и финансовых), предоставляемых создателям новых объектов интеллектуальной собственности.

2. Информационная асимметрия у производителей и потреби­телей экономических благ. Как правило, она характеризуется преимуществом в информированности производителей и неосве­домленностью потребителей о достоинствах и недостатках това­ров и услуг. Особое значение она имеет в отраслях здравоохра­нения и образования, где невмешательство государства может привести к оппортунистическому поведению производителей и ущербу для потребителей.

3. Внешние эффекты — издержки (отрицательные внешние эф­фекты) или выгоды (положительные внешние эффекты), получаемые лицами, не участвующими в конкретной сделке. В случае отрица­тельных внешних эффектов (загрязнение окружающей среды) го­сударство вводит экологические налоги, а при положительных внешних эффектах предоставляет субсидии производителям.

6. Провалы рынка, обусловленные его нестабильностью (эконо­мические и финансовые кризисы), вызывающие безработицу, малообеспеченность, чрезмерную дифференциацию доходов и другие нега­тивные социально-экономические последствия для общества в целом. Такие провалы тоже требуют государственного вмешательства в виде выполнения ряда социально-экономических функций.

Итак, ОС представляет собой такую область экономики или ту часть экономического пространства, где:

1) Рынок не действует или только частично действует, а следовательно, преобладает нерыночный способ координации деятельности;

2) Производятся и потребляются не частные, а общественные блага;

3) Экономическое равновесие между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики).

4) Государство призвано обеспечить правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики; защиту конкуренции; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Структура общественного сектора. Отсутствует общепринятая структура.

Главное отличие организаций частного и ОС является то, что в ОС организации являются некоммерческими (то есть не ставят перед собой главную задачу в получении прибыли), доминирующую роль в ОС играет государство.

Рис. 1 Структура ОС.

На рисунках ЧС – частный сектор; ДОС – добровольно-общественный сектор; на пересечении областей находятся смешанные формы экономической деятельности. Заштрихованная область на рисунке справа обозначает то, что включает в себя ОС.

По мнению Н.А. Восколович структура общественного сектора состоит из:

Главными причинами их отнесения к общественному сектору, на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, деятельность ННО в экономической сфере: помощь рынку в преодолении провалов путем производства и предоставления общественных благ. Во-вторых, усиление значимости ННО в общественном секторе: путем взаимодействия с государственными структурами появляются новые механизмы предоставления социально значимых благ нуждающимся группам населения. В-третьих, способность ННО осуществлять свою деятельность в тех сферах, где ни рынок, ни государство не способны функционировать эффективно.

Таким образом, под общественным сектором мы предлагаем понимать часть экономики страны, представленную государственной и муниципальной системой, негосударственными некоммерческими организациями, объединениями смешанной формы, а также небольшой частью частного сектора, располагающей ресурсами, аккумулирующимися в результате взаимодействия указанных подсекторов, а также с другими секторами экономики, которые направляются на преодоление провалов рынка через механизмы производства общественных благ, установления определенных правил, преодоления несовершенства конкуренции, снижения воздействия экстерналий и др.

Масштабы государственного влияния на экономику в разных странах различны. Если в Китае доходы консолидированного бюджета не превышают 8% от ВВП, то в таких странах, как Швеция, Франция и Италия этот показатель находится в районе 40%. В отдельные годы доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, в разных странах была еще выше.

Масштабы государственной собственности в различных отраслях экономики также существенно отличаются. Например, для таких стран, как Великобритания, Франция и Германии, характерен в среднем достаточно высокий удельный вес предприятий государственной собственности в промышленности. Напротив, в Японии и США доля государственных предприятий почти во всех отраслях промышленного производства не превышает 25%.

В России удельный вес промышленных предприятий государственной формы собственности в объеме производства составляет около 8%. С середины 90-х годов этот показатель сократился более чем на 1,5 процентных пункта. Государственные предприятия имеют наибольшую долю в объеме промышленной продукции таких отраслей, как машиностроение и металлообработка и электроэнергетика.

В разных странах время от времени предпринимаются попытки сокращения масштабов государственного регулирования экономики. Характерным примером подобной политики могут служить рыночные реформы, проводимые в постсоциалистических странах и заключающиеся в масштабном сокращении государственного сектора, замещении государства рынком при помощи приватизации. В период проведения рыночных преобразований в 90-х годах XX века государственные расходы в бывших социалистических странах сокращались как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Размер общественного сектора в экономике определяется соотношением тех выгод и издержек, которые связаны с его функционированием.

К числу получаемых обществом выгод относятся:

— компенсация “провалов” рынка,

-сглаживание циклического развития экономики,

-достижение большей социальной стабильности за счет выравнивания доходов граждан и др.

Издержки– это повышение уровня налогообложения, расширение бюрократии и рост расходов на содержание государственного аппарата, влияние политической конъюнктуры на принятие экономических решений и т.п.

В разных странах периодически проводятся административные реформы, имеющие целью сокращение государственного аппарата и оптимизацию его структуры. Однако, мировой опыт свидетельствует о том, что общественный сектор объективно имеет тенденцию к расширению. Причинами этого являются:

1. наличие и масштабы провалов рынка. С развитием экономики возникают новые виды деятельности, в которых рынок сам по себе не может функционировать эффективно (например, защита прав интеллектуальной собственности). Как следствие, появляются новые задачи и функции государственного регулирования, что вызывает расширение общественного сектора;

2. циклы политической конъюнктуры. Динамика общественного сектора связана с процессом подготовки к очередным выборам в органы государственной власти. Стремясь расширить число своих избирателей, правящие политические силы увеличивают расходы социального характера, которые затем крайне трудно поддаются сокращению;

3. перераспределительные программы. Проблема повышения уровня жизни продолжает оставаться актуальной не только для бедных стран мира, но и для экономически развитых государств. Категории населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойный уровень дохода в рамках рыночной системы, зависят от трансфертов, получаемых от общественного сектора. Политические силы, выступающие за перераспределительные программы, находят поддержку среди таких избирателей. Выигрыш от роста государственных расходов, как правило, более очевиден и проявляется быстрее, чем положительный эффект от их снижения. Поэтому стимулы к расширению перераспределительных программ более сильны, чем к его сокращению

4. интересы бюрократии. В теории показывается, что любая бюрократическая организация стремится к расширению своей деятельности. Интересы государственных учреждений заключаются в повышении объема подконтрольных им ресурсов (в том числе бюджетных расходов) и, таким образом, напрямую связаны с ростом общественного сектора.

Позитивные и негативные последствия расширения общественного сектора проявляются по-разному. Если позитивные результаты возникают достаточно быстро и вполне четко персонифицированы, но негативные тенденции менее очевидны и накапливаются в течение длительного периода времени. В итоге, если государство не принимает специальных программ ограничения общественного сектора, он имеет тенденцию к расширению.

Источник

Понятие общественного сектора экономики. Общественный сектор и фундаментальные экономические проблемы

Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть фото Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть картинку Экономика общественного сектора предполагает что. Картинка про Экономика общественного сектора предполагает что. Фото Экономика общественного сектора предполагает что Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть фото Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть картинку Экономика общественного сектора предполагает что. Картинка про Экономика общественного сектора предполагает что. Фото Экономика общественного сектора предполагает что Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть фото Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть картинку Экономика общественного сектора предполагает что. Картинка про Экономика общественного сектора предполагает что. Фото Экономика общественного сектора предполагает что Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть фото Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть картинку Экономика общественного сектора предполагает что. Картинка про Экономика общественного сектора предполагает что. Фото Экономика общественного сектора предполагает что

Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть фото Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть картинку Экономика общественного сектора предполагает что. Картинка про Экономика общественного сектора предполагает что. Фото Экономика общественного сектора предполагает что

Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть фото Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть картинку Экономика общественного сектора предполагает что. Картинка про Экономика общественного сектора предполагает что. Фото Экономика общественного сектора предполагает что

Общественный сектор и его роль в современной экономике

1. Понятие общественного сектора экономики. Общественный сектор и фундаментальные экономические проблемы.

2. Экономика общественного сектора: позитивный и нормативный анализ.

Роль государства проявляется в решении вопросов, касающиеся воздействия на экономический рост, стабилизационной политики как «надэкономической» структуры, а также в общем ряду субъектов экономической деятельности. Экономика общественного сектора трансформирует предпочтения граждан в цели, преследуемые государством, объясняет, как государство изыскивает средства для достижения этих целей, как оно эти средства расходует и за счет чего его экономическая деятельность может стать более рациональной.

Ни одно правительство, независимо от его идейно-политической ориентации, не может оставаться безучастным к состоянию экономики, к тому, как исправно функционирует бизнес, хотя бы в силу того, что экономические потрясения могут просто свалить его. Можно даже без преувеличения сказать, что правительственные программы имеют решающее значение для развития и роста предпринимательства.

Государство призвано обеспечить правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики; защиту конкуренции; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Количественно определить роль правительства в управлении экономикой весьма трудно, если не невозможно. Она настолько широка и многообразна что ее нельзя выразить в каких бы то ни было количественных или статистических единицах измерения. Правда, с определенной долей достоверности можно установить объем национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но вряд ли можно сколько-нибудь точно определить и измерить коэффициент полезного действия мер государства по защите окружающей среды, охране здоровья и труда рабочих, защите интересов потребителей, обеспечению равного доступа к вакантным рабочим местам и контролю за практикой ценообразования в определенных отраслях экономики и т.д.

Государственная поддержка бизнеса не во всем согласуется с классической и неоклассической экономическими теориями. Но все же тесные связи между бизнесом и государством вытекают из самой сущности либерально-демократической системы правления и правового государства, основанных на принципах политического равенства и признания, наряду с политическими правами, социальных прав граждан на достойные человека условия и стандарты жизни. Политики избираются и переизбираются на выборах. Их личный успех на политическом поприще зависит от состояния экономики, поскольку первейшей заботой избирателей является занятость и, следовательно, здоровая экономика.

В деятельности государства по поддержке бизнеса выделяется сколько направлений. Это создание и поддержание инфраструктуры экономической системы; содействие новым и развивающимся отраслям экономики; проведение и поддержка научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР); государственные закупки продукции частных компаний; стимулирование продаж, сбор и хранение информации. Правительство оказывает помощь бизнесу путем осуществления расходов, например, на финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ или через программы кредитования и налоговые льготы.

Главная функция государства с данной точки зрения состоит в обеспечении общих условий функционирования и развития основных сфер жизнедеятельности общества, в том числе создании и поддержании инфраструктуры, на которой базируется вся деятельность экономической системы.

Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть фото Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть картинку Экономика общественного сектора предполагает что. Картинка про Экономика общественного сектора предполагает что. Фото Экономика общественного сектора предполагает что

К инфраструктурным составляющим (национальному инфраструктурному комплексу), следует отнести те сферы деятельности, которые непосредственно не осуществляют производство материальных благ, а если и осуществляют, то в ограниченном объеме, но без которых невозможно сколько-нибудь эффективное производство товаров и услуг. Инфраструктурный комплекс страны прежде всего образуют производственно-хозяйственная, социальная и институциональная инфраструктуры. В рыночном хозяйстве неотъемлемыми атрибутами этого комплекса являются также финансовая и рыночная системы.

Как известно, производственно-хозяйственную инфраструктуру образуют предприятия транспорта и связи, энергетическое хозяйство, пути сообщения, фундаментальное естествознание и отчасти обществоведческая наука. Исторически все перечисленные отрасли (в сколь примитивной форме они ни осуществляли бы свою деятельность) были предметом особого внимания со стороны государства. Более того, во многих странах само государство является крупнейшим собственником и коллективным предпринимателем.

Например, в Канаде исторически сложилась такая ситуация, что подавляющая часть земельных площадей и лесных массивов находится в руках государства. Государство контролирует 70% железных дорог, на государственные электростанции приходится 70% вырабатываемой в стране электроэнергии, под контролем государства находятся телеграф, телефон, водо- и газоснабжение, атомная энергетика, частично добыча угля и черная металлургия. К крупнейшим государственным предприятиям относятся железнодорожная компания «Канадиен нэшнл», авиационная «Эр Канада», кредитно-финансовый «Бэнк оф Канада», нефтегазовые компании «Канада дивелопмент» и «Петро-Канада», созданные в 70-х годах.

О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует также тот факт, что оно распоряжалось 40% всего валового национального дохода. На долю государства приходилось около 50% расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Государству принадлежит немалая заслуга в освоении и интеграции громадных территорий в единое целое.

Государство выступает в качестве одного из крупных работодателей. Так, не говоря о тех миллионах работников, занятых в государственных или в той или иной степени финансируемых государством предприятий, в федеральном правительстве США трудятся около 2,9 млн. человек. Из них лишь около 355 тыс., т.е. 12%, служат в Вашингтоне. При этом необходимо отметить, что еще несколько миллионов человек работает на федеральное правительство по контрактам. Общее число гражданских служащих на уровне штатов и муниципальном уровне составляет около 13,5 млн. человек, в том числе в 50 штатах — 4 млн. и в городских, окружных и сельских органах власти – 9,4 млн.

Как известно, в качестве одной из форм обоснования государственного регулирования служит концепция естественной, или «де-факто» монополии, согласно которой монополия коренится в ценовых отношениях и технологических факторах, в противоположность монополии «де-юре», устанавливаемой тем или иным регулирующим, административным или законодательным актом государства. В целом можно сказать, что естественная монополия возникает и существует в том случае, когда одна фирма или корпорация может производить тот или иной продукт по более низкой цене и более качественно, чем все остальные.

Традиционно государственный контроль над естественными монополиями в таких сферах, как энергетика и транспорт, обосновывали необходимостью защиты потребителей от возможных злоупотреблений монополий, в то же время сохраняя сами монополии в интересах экономической эффективности. Считается, что естественная монополия в состоянии удержаться, если она способна блокировать любые попытки конкурирующих более мелких и специализированных фирм проникнуть в ее рынок. Естественная монополия, не способная осуществить такую блокировку, рано или поздно теряет право на такую монополию. В целом ряде государств субъектами естественной монополии являются крупнейшие корпорации энергетики, транспорта, организации почтовой и телефонной связи и т.д.

По этой причине независимо от принадлежности объектов инфраструктуры к государственной или иным формам собственности их деятельность находится в сфере особого внимания государства. Так, в Соединенных Штатах существует множество федеральных учреждений и агентств, деятельность которых нацелена прежде всего на упорядочение функционирования и развитии национального производственно-хозяйственного, финансового и социального инфраструктурного комплекса.

Подобным же образом в Западной Европе обеспечение эффективного функционирования и развития энергетики, транспорта, связи, науки служит важнейшей задачей властных структур различного уровня.

Хотя, например, в Германии энергоснабжение большей частью находится в ведении частных фирм, государство тем не менее устанавливает общие условия функционирования энергетического хозяйства страны. К ним относятся закон об энергохозяйстве, правила по предупреждению кризисов и созданию запасов, законы по охране окружающей среды и др.

Предметом особого внимания со стороны государства является транспорт, поскольку промышленность и торговля могут эффективно использовать свои производственные мощности только при наличии широко разветвленной транспортной сети. Не случайно в данной связи строительство и поддержание в надлежащем состоянии автострад, рельсовых магистралей, внутренних водных путей сообщения осуществляются в той же Германии за счет государственных средств. Затраты на эти цели равнялись в 1994 г. 53,9 млрд. марок, что составляло около 11,3% расходов федерального бюджета. В первой общегерманской концепции развития дорожной сети страны, принятой 1993 г., финансовый объем которой составляет 453 млрд. марок на период до 2002 г., помимо сохранения фонда и обновления, предусмотрено широкое развитие сети дорожного, водного и рельсового транспорта. При этом инвестиции для экологически более чистых видов транспорта (рельсового и водного), составившие около 54%, впервые превысили инвестиции на дорожное строительство.

Одна из важнейших инфраструктурных функций государства состоит в той роли, которую оно играет в валютной и финансовой сферах. Речь идет прежде всего о гарантии надежности национальной валюты. Стабильность денежной системы имеет решающее значение для эффективного функционирования экономики. При отсутствии надежной финансовой системы, в создании и поддержании которой велика роль государства, очень сложно мобилизовать сбережения населения или эффективно распределять финансовые ресурсы.

Владение деньгами служит важным показателем власти. Поэтому возможность создания денег и выпуска их в обращение должна контролироваться. Способ такого контроля во многом позволяет оценивать распределение как экономической, так и политической власти. Так, зависимость центрального эмиссионного банка от правительства указывает на стремление государства сосредоточить в своих руках всю полноту экономической власти и добиваться свободы от контроля со стороны общества и закона. Напротив, независимость центрального эмиссионного банка от правительства и подчиненность его только закону, ограничение возможностей эмиссии денег законодательными рамками служат доказательством того, что государство признает правовые принципы разделения властей и отказывается от использования денег в качестве источника экономической власти.

Бизнес нуждается в государстве прежде всего в силу того, что оно обеспечивает стабильность в обществе, без которой предприниматели не могут гарантировать себе эффективное функционирование и более или менее стабильные прибыли. Автомобилестроительные корпорации полагаются на государство при обеспечении своих потребностей в квалифицированной, хорошо подготовленной рабочей силе. Они требуют дополнительных капиталовложений государства, например, при строительстве шоссейных дорог, которые стимулируют спрос на автомобили.

Отличие государства от других субъектов рыночного хозяйства заключается в том, что оно обладает правом принуждения в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих партнеров не располагают никакие другие участники рыночного обмена. Их законные права устанавливаются и защищаются государством.

Ресурсы государства, с которыми имеет дело экономика общественного сектора, формируются за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций, например, посредством налогообложения.

Парето-оптимальное состояние наилучшим образом отвечает интересам каждого индивида при условии, что исходное распределение ресурсов (имущества, доходов) между индивидами задано и не подлежит изменению иначе, как по их взаимному согласию. Что касается перераспределения, оно, предполагает улучшение положения одних индивидов за счет ухудшения положения других, а значит, связано с конфликтами интересов. Осуществляя принудительное перераспределение, государство берет на себя функцию арбитра в конфликтах и неизбежно солидаризируется с одной частью общества в ущерб другой.

Изъянами рынка называются ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов. Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно соответствовать специфике конкретных изъянов рынка, типология которых имеет для экономики общественного сектора принципиальное значение.

Изъяны рынка возникают вследствие ограниченной конкуренции, внешних эффектов и неполноты информации.

Монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать существенным улучшениям. Во многих случаях это достигается с помощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или предусматривают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль общественного сектора сводится к деятельности законодательных и правоприменительных органов.

Проблемы, связанные с внешними эффектами (экстерналиями), могут решаться на основе адекватного установления прав и ответственности участников экономической деятельности. На практике это обычно достигается с помощью законотворческой и контролирующей активности государства. Однако во многих случаях целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих позитивные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровождающейся негативными внешними эффектами.

Информационная асимметрия характерна для отдельных отраслей сферы услуг. Если из-за информационной асимметрии потребитель не в силах защитить свои интересы с помощью рыночных механизмов в качестве покупателя, он может попытаться сделать то же самое через механизмы управления общественным сектором в качестве избирателя.

Переход к чистому рынку, особенно в природоохране, не без оснований вызывают тревогу, потому что рыночные отношения автоматически не способствуют оздоровлению природы. В экологической сфере имеет место так называемое «фиаско», «провалы» или «недостаточность» рынка. Рыночные отношения инертны к внедрению экологически безопасных технологий (техники) и осуществлению инфраструктурных природоохранных мероприятий, которые не дают сиюминутную отдачу. В этом случае рынок не всегда в состоянии обеспечить эффективное использование (распределение) ресурсов, так как рыночные цены не отражают в себе величину альтернативной стоимости и дают ложную информацию потребителю.

Источниками провалов рынка являются:

— отсутствие цен на блага;

— отсутствие знаний и неопределенность информации;

— недальновидность («экологическая близорукость»).

Большинство из выше перечисленных источников прямо относятся к экологической сфере. Обычно экологический аспект фиаско рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирмами, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юридическими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (побочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыночных ценах. Потребители из-за отсутствия прав собственности или из-за высоких трансакционных издержек не участвуют в рыночных сделках и поэтому не могут требовать с «виновника» компенсации за нанесенный ущерб. Потери потребителей не будут отражены в рыночных ценах товара, производство которого загрязняет окружающую среду. Внешние эффекты искажают общественную стоимость благ.

В целом, следует отметить, что категория «внешние эффекты» чрезвычайно важное понятие в экономике природопользования. Существование «внешних эффектов» или экстерналий впервые подчеркнули неоклассики. А. Маршалл ввел понятие внешней экономии, а А. Пигу привел пример негативных внешних эффектов. Экстерналий — внешние эффекты (издержки) экономической деятельности положительно или отрицательно воздействуют на третьи лица. В охране природы подавляющее большинство экстерналий отрицательные.

Отрицательные внешние издержки возникают в следующих условиях:

1) действие одного агента является причиной потери выгод другим агентом, а ее потеря никем не компенсируется;

2) издержки несут индивид или группа (третьи лица — реципиенты), которые не являются участниками сделок.

Внешние эффекты проявляются только при ограниченности ре­сурса, В экологической сфере они проявляются в случае, если фирма начинает выбрасывать загрязнения больше предельного объема (V0), чем может нейтрализовать окружающая природная среда. Экстерналий по другому — это ущерб, устранение которого требует дополнительных затрат (рис. 1).

Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть фото Экономика общественного сектора предполагает что. Смотреть картинку Экономика общественного сектора предполагает что. Картинка про Экономика общественного сектора предполагает что. Фото Экономика общественного сектора предполагает что

Рис. 1. Зависимость предельного ущерба от объема ассимиляционного потенциала территории

Выделяют следующие типы внешних эффектов:

— временные (между поколениями);

— глобальные (между странами);

Наиболее хорошо изучены локальные экстерналий.

На провалы рынка огромное влияние оказывают общественные блага — чистая вода, свежий воздух, красивый ландшафт, биологическое разнообразие растительного и животного мира.

Свойства общественных благ следующие:

2) невозможность кого-либо ограничить от пользования;

3) свободный (неограниченный) доступ каждого индивида к ним и соответственно невозможность заставить платить кого-либо за пользование.

По теореме Коуза, в условиях четкого определения прав с незначительными трансационными издержками, рынок автоматически может обеспечить общественный оптимум и нет необходимости в государственном регулировании экстерналий. Если трансакционные издержки велики, то даже при наличии прав собственности рынок проблемы не решает.

Таким образом, провалы рынка не обеспечивает рациональное использование ресурсов, приводит к дополнительным издержкам. Преодолеть негативные моменты, связанные с возникновением экстерналий, наличием общественных благ, высоких трансакциональных издержек по установлению прав собственности возможно с помощью государственного регулирования. Однако в экологической сфере нельзя полностью полагаться и на чисто государственное (административное) регулирование. Имеет место также так называемая «осечка» государства, проявляющаяся в поощрении избыточного спроса на ресурсы природы через установление на них низких цен и необоснованных субсидий, поиск «политической ренты» и т.п.

В экологической сфере должен быть регулируемый рынок. Он должен согласовывать текущие и перспективные эколого-экономические интересы. Чисто рыночные отношения нацеливают предприятия на учет ими главным образом наиболее очевидных результатов, где не отражаются экологические эффекты. По признанию П.Доунинга, частным рынком не учитываются процессы загрязнения среды и тем самым производится нерациональный набор товаров. Невидимая рука рынка здесь не работает.

По мнению большинства зарубежных экономистов, экологическое регулирование вполне вписывается в теорию экологически устойчивого развития. В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» также подчеркивается повышение роли государства как гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, а также отмечается, что рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *