Экономика транспортного бизнеса что это
Экономика транспортного бизнеса что это
Грамотное экономическое управление деятельностью компании — источник ее конкурентных преимуществ в современных условиях. Это база принятия оптимальных стратегических и тактических решений в части организации бизнес-процессов, обеспечения качества и привлекательности продукции, инновационного развития.
Конкурентоспособность и рыночная стоимость транспортной компании в значительной степени определяется качеством управления не только перевозочным процессом, но и капиталом и товарными потоками, финансовыми активами и трудовыми ресурсами.
Экономическое планирование и анализ позволяют оптимизировать затраты, обеспечить инновационное развитие компании и ее продуктов, сделав свои услуги наиболее привлекательными для потребителей не столько за счет уровня тарифов, сколько за счет повышения качественных характеристик перевозки и сопутствующих услуг.
Российские компании,в том числе крупнейшая транспортная корпорация «Российские железные дороги»,испытывают потребность в высококвалифицированных кадрах, способных осуществлять экономическое управление производственными, логистическими, инвестиционными процессами. Специалисты в области экономики и финансов являются стабильно востребованными на рынке труда
Диплом бакалавра позволяет работать в качестве экономистов, финансовых менеджеров, экономистов-аналитиков, инвестиционных управляющих, специалистов по страхованию, налоговых инспекторов и т.п.
Такие должности предоставляются в экономических, финансовых, логистических, производственно-экономических и аналитических службах предприятий и организаций различных сфер и форм собственности; органах государственной власти, государственных и муниципальных структурах и др
Экономика транспорта
Отрасль экономики, включающая все аспекты функционирования и развития транспорта как части сферы материального производства.
Базовые элементы экономической эффективности транспортной логистики
Как известно, даже из задач по математике начальной школы, основная модель эффективности любого транспорта строится на том, насколько быстро будет доставлен товар в ту или иную точку страны или отдельно взятого города.
Однако это лишь самое общее представление об экономике транспорта. На самом деле она (т.е. экономическая эффективность) является синтезом достаточно сложных элементов, которые можно представить следующим образом:
Как видно, на каждом из этих этапов или плечей логистики существуют свои нормы экономической эффективности. Причем, не всегда быстрота, скорость доставки может быть главным параметром эффективности. Так, например, затраты на складское хранение (на таможенной площадке временного хранения), могут полностью нивелировать весь экономический эффект от скорости (доставки груза воздушным транспортом).
Основные типы транспортной логистики с точки зрения экономики
Если конкретизировать понятие экономика транспорта, то не обойтись без анализа каждого из существующих типов логистических средств доставки. Приведем самые главные группы таких транспортных моделей.
Морской и речной транспорт
Основная линия экономической эффективности строится на том, что:
Главным недостатком морского транспорта является его относительно низкая скорость. Тем не менее, транспортные коридоры, где функционирует морской транспорт, фактически обеспечивают более 23 всех грузопотоков в мире.
Железнодорожный транспорт
Экономика этого логистического элемента определяется тем, что производится перевозка массовых грузов при относительно высокой скорости. Главный недостаток — это необходимость создания и поддержания дорогостоящей транспортной инфраструктуры — жд. пути, станции, необходимость постоянного обновления подвижного состава. Однако этот вид транспорта занимает второе место в обеспечении, как внутренних, так и трансграничных перевозок во всем мире.
Трубопроводный транспорт
Этот вид логистики имеет одно преимущество — массовая доставка грузов (как правило, это природное сырье) на большие расстояния и его работа не зависит от множества природных и техногенных факторов. Однако экономика этого транспортного бизнеса ограничена только определенными районами и достаточно высокими затратами на содержание инфраструктуры (насосные и перекачивающие станции, нефте или газохранилища).
Автомобильный транспорт
Его роль, как фактора логистики в рамках отдельных локальных регионов и даже целых стран, не может быть переоценена. Так, например, более 70% всех внутренних перевозок в США и Канаде осуществляется именно автотранспортом (автопоездами или трейлерами). Основное достоинство этого вида транспорта — в его возможности доставить груз непосредственно к потребителю, практически в любую точку сухопутной части планеты (за исключением труднопроходимых и горных районов). Главный недостаток состоит в том, что автотранспорт требует дорогостоящей сети автомобильных дорог и мостов.
Авиационный транспорт
Этот вид логистики трудно заменим в скоростной доставке ценных грузов и пассажиров на дальние расстояния. Главная его составляющая экономической эффективности — это скорость и регулярность трафика. Однако на этом все достоинства этого вида транспорта заканчиваются. Авиатранспорт — дорог в эксплуатации, особенно на фоне постоянно дорожающего авиатоплива. К тому же, для обслуживания самолетов требуется строительство сложных портовых мощностей и терминалов. Основная экономика этого логистического бизнеса строится на обслуживании массовых транспортных потоков пассажиров, как например, на направлениях мировых курортных зон.
Экономика перевозок. Сколько денег приносит сцепка за 3 миллиона и есть ли у неё альтернативы? Версия для печати
Как выглядит бизнес перевозчика изнутри? Сколько денег приносит купленный за три миллиона рублей автопоезд и какие подводные камни возникают в ходе его эксплуатации?
Опытом делится генеральный директор ООО «Система Грузовик» Валерий Муратов.
— Наша компания работала в разных сегментах логистики, имеет опыт перевозок силами собственного автопарка из 60 автомобилей. Мы возили грузы по Москве и Подмосковью на ГАЗелях и трёхтонниках, а затем перешли на магистральные междугородние перевозки, купив фуры (в основном, с тентованными полуприцепами).
Я хочу рассказать о нашем опыте междугородних перевозок и экономике этого бизнеса.
Сегодня небольшим компаниям и начинающим перевозчикам нет никакого смысла покупать новые фуры с полуприцепами. Стоимость сцепки легко может перевалить за 10 млн рублей, а текущие ставки на перевозки не позволят отбить даже лизинг, не говоря уже о прибыли. Даже если у вас есть необходимая сумма, и вы можете купить новый автопоезд, не влезая в кредиты, то доходность от его работы будет сравнима с доходностью банковского депозита – но плюсом к тому появится много проблем, которые нужно будет ежедневно решать. Крупные транспортные компании покупают новые грузовики для других целей (в основном, для списания НДС, чтобы быстро амортизировать машину, продать её и только потом получить прибыль).
Оптимальный вариант для частника – покупка бывшей в употреблении сцепки-иномарки стоимостью около 3 млн рублей. Такую машину необходимо очень тщательно проверить: для этого нужно привлечь толкового специалиста. В идеале, в этот бизнес нужно входить при условии, что вы сами любите технику, любите с ней ковыряться – иначе каждая поломка будет казаться форс-мажором и давить на психику.
Тентовый полуприцеп обязательно должен быть с полной растентовкой, иначе количество грузов, которые вы сможете взять, резко сокращается, особенно на обратных рейсах.
Совсем старые и дешевые машины лучше использовать на перевозках внутри города или в пределах одного региона: в таком случае поломку можно будет устранить максимально быстро.
О работе с прямыми грузовладельцами частнику или небольшому перевозчику можно забыть сразу, так как прямым клиентам нужен сервис, включающий в себя вывоз большого количества грузов по фиксированной цене. Маленькая компания предоставить его не сможет при всём желании.
Деньги за перевозку приходят в среднем через 30-45 календарных дней после погрузки – и то если вы тщательно ведёте документооборот. Таким образом, чтобы избежать кассового разрыва, на каждую фуру у вас должен быть оборотный капитал в размере 500-600 тысяч рублей.
Доходная часть:
В идеальных условиях машина должна работать круглосуточно и приносить деньги ежедневно. Это возможно далеко не всегда, но к этому нужно стремиться. В среднем машина должна проезжать от 15 до 20 тыс. км. в месяц. Средняя цена за километр при хорошем подборе заказов составит 35-40 рублей без НДС. При таких условиях валом фура будет приносить 450-650 тыс. рублей в месяц.
Чтобы достичь таких показателей, нужно стараться брать рейсы от 1000 км.
Есть правило: чем короче плечо перевозки, тем выше стоимость километра. Но на коротком плече машина теряет много времени на погрузке и выгрузке: где-то она запросто может зависнуть на 2-5 дней. За простой клиент обычно платит около 1500 руб. в сутки: этот момент нужно контролировать и быть внимательным.
В среднем фура при такой работе делает 8-12 перевозок в месяц.
Расходная часть:
На топливо на 15 тыс. километров при расходе 33 литра на 100 километров уйдет 200-220 тыс. рублей в месяц.
Ремонты, ТО, резина – откладываем от 40 до 80 тыс. руб. в месяц.
Диспетчер (тот, кто подбирает оптимальные заказы для фуры, и обеспечивает ее постоянной работой) – от 5% до 15% от «вала» по заказам, опять же, если вы это делаете не сами. Хорошего диспетчера, который обеспечит машину работой без простоев найти достаточно тяжело, так как рука на пульсе у такого специалиста должна быть постоянно.
С бухгалтером (тем, кто будет оформлять все документы по заказам и собирать дебиторскую задолженность) можно договорится на «сделку», но если нанимать сотрудника на постоянную работу, ему придётся платить от 35 до 60 тыс. руб. в месяц.
Штрафы ГИБДД, весовой контроль, отсутствие путевых листов и т.д. – по ситуации.
Страховка грузов: можно застраховать ответственность перевозчика, в среднем это будет стоить от 3 до 5 тыс. руб. в месяц за одну машину.
А также нужно учитывать, что сама сцепка будет амортизироваться и со временем дешеветь.
В бизнесе автоперевозок присутствует сезонность: в теплое время года больше востребованы тентованные прицепы, так как тентами начинают возить продукты питания. В холодное время года больше работы для рефрижераторов.
Итого: чистая прибыль в среднем по году, может составлять от 50 до 150 тыс. рублей в месяц при плотной работе – при условии, что машина куплена не в лизинг и не в кредит. Но даже при этом можно легко уйти в минус.
Подводных камней много, но главный из них — это водители и еще раз водители.
Водитель должен быть без судимостей, иначе служба безопасности у клиентов часто будет отказывать. Проверяют водителей почти все клиенты.
Водителям нужен отдых. Максимальная длительность вахты, при которой водитель работает эффективно – 30-45 дней. Нужны подмены, чтобы машина не простаивала. Самая эффективная схема – это 3 водителя на 2 машины. Водители должны отдыхать, но машина не должна стоять без работы.
Подобрать хороших водителей это самая большая проблема, так как платят все примерно одинаково, а гарантии оплаты и условия работы у всех разные. Все водители хотят работать на иномарках, желательно новых; соответственно, если у вас б/у машина российского производства, найти хорошего водителя будет непросто. Чем хуже машина, тем больше будет текучка: водители придут поработать на время, «перекантоваться», и постоянно будут искать вариант получше. Соответственным будет и отношение к машине.
А еще водители не доверяют частникам, так как нередки случаи, когда зарплата не выплачивается полностью или частично.
Конечно, прибыль станет ощутимо больше, если тот, кто покупает фуру, сам будет ее водить, подбирать заказы, отправлять документы клиентам. В этом случае ниже будет расход топлива, снизятся затраты на амортизацию, ведь водитель-собственник всегда лучше следит за техническим состоянием машины и не убивает свою технику.
Указанные цифры взяты из собственного опыта, и могут быть только примерным ориентиром. У каждого перевозчика своя стратегия и свои предпочтения по маршрутам.
Есть ли альтернатива? Как вложить деньги и получить гарантированную прибыль?
Сегодня наша компания расширила бизнес и открыла для себя новое направление развития – оказание финансовых услуг для автоперевозчиков (TruckRadar.com). Мы производим быстрые выплаты по выполненным заказам; работающие с нами перевозчики не ждут деньги по 30-45 дней, а получают их в день выгрузки.
Если у вас есть свободные деньги и вы хотите их выгодно вложить, предлагаем партнерство: вы можете дать заем нашей компании 3 млн. руб. и получать фиксировано 100 тыс. рублей ежемесячно. Минимальная сумма инвестиции – 500 тыс. рублей, доход – от 36 до 41% годовых.
Переходите по ссылке truck-invest.ru и оставьте заявку: мы пришлем вам инвестиционное предложение.
Данный текст не является рекомендацией к заключению сделок. Лицо, принимающее решение о передаче своих денег должно осознавать возможные риски.
Экономика транспортной отрасли
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «отрасль экономики»
Отрасль – это комплекс субъектов хозяйствования, занимающихся производством и сбытом однородной специфической продукции, выполняемой по однотипной технологии.
Основной национальной экономики является производство, которое состоит из подсистем по созданию, распределению, сбыту и конечному потреблению готовых благ. Структурно национальное хозяйство состоит из отраслей, которые складываются в ходе исторического, экономического и социального развития страны. Так же на специализацию влияет международное разделение труда. Это термин означает закрепленные за страной виды хозяйственной деятельности, позволяющей ей конкурировать на мировом рынке. Стране выгодно производить товар или услугу в том случае, если себестоимость их создания будет ниже рыночной цены в мире. В других ситуациях ей выгоднее импортировать блага из других государств.
Отраслевая структура состоит из секторов и групп. Выделяют:
Отдельно выделяют отрасли социально-культурной ориентации, среди которых можно выделить торговлю, связь, общественное питание, образование, здравоохранение, культуру, услуги ЖКХ и другое. Отрасль включает в себя производителей, создающих аналогичное благо, находящихся в конкурентной борьбе друг с другом за рынки сбыта и факторы производства. Важным условием является тот факт, что создание этого блага составляет большую часть оборота предприятия.
В экономике различают чистые отрасли, создающие монопродукт, хозяйственные отрасли, создающие отраслевой продукт, административные отрасли, относящиеся к какому-либо министерству.
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности транспортной отрасли
Транспортная отрасль относится к третичному сектору экономики, то есть к сфере услуг. Она обслуживает материальное производство, осуществляя перевозки грузов и пассажиров. Так же отрасль включает в себя инфраструктуру, обеспечивающую передвижение транспортных средств.
Все транспортные средства классифицируются по следующим признакам:
Отдельную категорию представляют всевозможные виды грузового транспорта, задействованного в перевозках материальных ценностей. Большая часть приходится на морской транспорт до 67 процентов всех перевозимых грузов в мире. С его помощью взаимодействуют крупнейшие мировые производственные районы – Япония, Китай, США и Западная Европа. На втором месте идет железнодорожный транспорт. Его доля на протяжении двадцатого века уменьшилась почти в два раза и сегодня составляет не более 15%. Внутри стран и континентов грузы перемещаются преимущественно автомобильным транспортом.
Относительным новшеством в сфере транспортных услуг стало использование контейнерных перевозок. Они позволяют менять виды транспорта без нарушения тары. Так же увеличивается доля авиаперевозок, особенно в сфере купли-продажи скоропортящейся продукции, высокотехнологичных товаров.
Большая часть пассажиров планеты передвигается на автомобильном транспорте, далее идет железнодорожный и авиационный транспорт. Для сообщения между регионами стран, а также с соседними странами при наличии природных возможностей может применяться речной и морской транспорт. До сих пор сохранились и действуют формы вьючного и гужевого транспорта в горных районах и отдаленных уголках планеты.
Экономика транспортной отрасли
Основными видами транспорта, на которые приходится существенная доля грузовых и пассажирских перевозок, являются:
Самым экономичным видом транспорта остается водный. Создание и поддержание водных путей требует существенных инвестиций, но сама перевозка оказывается относительно недорогой. Водный транспорт выгоден для массовых перевозок сырья как в международной торговле, так и на внутренних рынках. В межконтинентальных перевозках у водного транспорта практически нет конкурентов, так как авиа услуги слишком дорогие. А вот доля пассажирских перевозок водным транспортом неуклонно снижается. Исключением остаются скоростные суда и суда на воздушной подушке.
Большая часть континентальных перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Он обеспечивает надежность и своевременность доставки. Основным преимуществом является возможность организации перевозки от двери к двери в четко назначенное время. Автомобильный транспорт выдерживает конкуренцию с железнодорожным, так как сокращает период груза в пути из-за отсутствия задержек на сортировках. Самое большое число автомобилей – это автомобили личного пользования. Общественный транспорт так же преимущественно состоит из автотранспортных средств.
Железнодорожный транспорт так же занимается перевозкой сырья и ценных пород. Он используется для доставки грузов в отдаленные районы, а также для снабжения производственных центров. Пассажирские перевозки часто являются убыточными, но в некоторых странах сохраняются в необходимом объеме.
Воздушный транспорт является самым быстрым, но при этом самым дорогим перевозчиком. Чаще всего используется для пассажирских перевозок. Ему нет альтернатив в труднодоступных районах.
Таким образом, экономичность транспорта определяется скоростью перевозки, доступностью для транспорта места назначения доставки. Так же определяющим фактором может стать характеристика перевозимого блага.
Считаем правильно — экономика транспортной компании
Энциклопедия транспортного бизнеса — выпуск 7
Задача любого бизнеса и транспортного в том числе – получение прибыли. Сегодня мы посмотрим, как выглядит экономика транспортной компании в деталях. Но начнем с простого.
Кстати, если вы еще не читали предыдущую статью цикла, рекомендуем сначала ознакомиться с ней:
Получается, что чем меньше расходов принесет грузовик, тем больше останется прибыли у его владельца.
Так же мы знаем, что цена на перевозку – это ставка, которая соответствует балансу спроса и предложения *об этом мы писали ранее тут.
Реальная экономика ТК 2016
Возьмем, например, такой сегмента как региональная перевозка в тентах по России. Усредненная стоимость фрахта тентового полуприцепа в 2016 году составляла 32р/км.
А вот так выглядела структура расходов и оставшаяся доходная часть такой транспортной компании в 2016
Читать диаграмму нужно следующим образом. Транспортная компания за отчетный год заработала 100%. Из этих денег оплачивались следующие расходы:
постоянные расходы *не зависят от пробегов и неизменны в течении года
переменные расходы * зависят от пробега:
Разумеется это всего лишь одна из транспортных компаний. Кто-то пробежал больше (и заработал больше), а значит затраты на постоянные расходы в процентном выражении будут ниже, но выше постоянные затраты. И наоборот. Но в нашем случае именно так.
Все что осталось – это доход компании, который пойдет на ее развитие, на обновление парка, на ремонт офиса итд. Итого около 2%.
И что с этим делать?
Немного остается, согласитесь. Действительно в 2016 году депозит в банке принес бы больше. Многие скажут, постойте, а как же остаточная стоимость автомобиля? Действительно, через 5-6 лет эксплуатации у компании останется стоимость проданного грузовика, но стоит учесть, что при покупке автомобиля в лизинг платится аванс. Который практически равен стоимости автомобиля ч/з 5-6 лет. Т.е. получается, что продажа транспорта – это фактически возврат инвестиций.
*Разумеется это один из примеров и цифры могут разниться от компании к компании.
Поскольку у разных компаний разные условия лизинга, страховки, зарплаты, даже стоимость топлива у всех разная. К тому же мы немного упростили расчет, чтобы не вдаваться в совсем уж мельчайшие подробности. Так же срок эксплуатации полуприцепа больше, чем тягача и при его продаже стоит учитывать «ходимость» резины. Чтобы продать полуприцеп до того, как резина пришла в негодность и не менять резину самостоятельно.
Но давайте поговорим именно о нашем примере.
Нужно увеличить прибыль. Но как?
Мы не будем рассматривать такие способы, как:
Вопрос по поводу оптимизации зарплат мы разобрали в одной из предыдущих статей.
Давайте обсудим как ремонт и техническое обслуживание влияет на Вашу прибыль?
Дальше чистая математика
Допустим в году грузовик работает 300 дней. Остальное – это праздники и простои.
Для того чтобы покрыть постоянные расходы (напомню, это 44%) – требуется работать 132 дня.
Для того чтобы покрыть переменные расходы (54%) – требуется 162 дня.
Получается, что грузовик работает на прибыль компании только 6 дней в году.
В погоне за прибылью многие забывает об этом…
Очевидно, что для того, чтобы в данных условиях заработать больше, необходимо повысить количество рабочих дней. Праздники есть праздники. Поэтому можно подумать по поводу сокращения простоев. Простои бывают в случаях если: автомобиль сломан, нет водителя или нет груза.
Если автомобиль на сервисе, он не приносит денег, а наоборот тратит, причем не только на сам сервис, но и не отбивает все постоянные расходы, которые не зависят от пробега. Вот почему так важно постоянно работать над снижением коэффициента простоя парка. Более того, незапланированные поломки способны доставить массу неприятных сюрпризов. Как правило они происходят в пути и неожиданно. В контракте на перевозку часто существует пункт о штрафных санкциях за срыв сроков поставки и этот «сюрприз» не будет приятным для транспортной компании.
Не редко автоперевозка является одним из этапов мультимодальной перевозки. Срыв срока поставки может привести не только к потере клиента и ударе по имиджу Вашей компании. Предположим, что Ваша машина задержалась в пути на 24 часа по причине поломки. По этой причине пришлось задержать отправку железнодорожного вагона. Представили стоимость штрафа? А теперь представьте, что это не вагон, а самолет или корабль в порту. Самолет улетит, корабль уплывет, а Вы будете ждать следующего и оплачивать все сопутствующие издержки. Бывает, что руководитель узнает об этом не сразу, а только когда через 3-4 недели получит счет на оплату. А если у Вас 10 таких случаев за месяц произошло? Представляете?
Как говорят сами автопроизводители, именно квалифицированное обслуживание и оригинальные запасные части снижают простои и увеличивают время бесперебойной работы.
Как это может помочь?
Как мы обсуждали ранее, в статье «Как купить грузовик и не пожалеть об этом» необходимо оценивать срок эксплуатации автомобиля за весь срок владения, а не только в краткосрочной перспективе. Очевидно, что поломки автомобиля будут редкими в начале, но их количество будет возрастать со временем. И именно в начале эксплуатации кажется, что применение, неоригинальных запчастей или низкокачественного топлива не сильно скажется на самом грузовике. Но с течением времени «неоригинала» становится все больше, а вместе с ним возрастает и вероятность поломок. Это и есть повышение рисков для компании. Чем чревато? В один день есть риск потерять партнеров, репутацию, прибыль…
Еще нас настойчиво убеждают, что оригинал делается на том же заводе, что и «неоригинал», просто на «неоригинале» ниже добавленная стоимость. И одно дело Китайский «неоригинал» и совсем другое Турецкий, а встречается еще и Немецкий с Японским. И так далее. Что ж. Мы разберем и этот вопрос в ближайшей статье.
Экономика транспортной компании — высший пилотаж
Есть еще один секретный прием. Можно на каждый пройденный километр повышать эффективность перевозок. Или другими словами, зарабатывать больше с километра пробега. Как? Очень просто. Все что для этого нужно — это:
Все как бы просто. Но как это сделать?
Представляем вашему вниманию новинку — онлайн сервис поиска грузов Трансрадар.
Теперь искать грузы станет быстро, просто удобно.
Зарабатывайте больше с Трансрадар!
Пожалуйста, оцените статью. Мы старались для вас.
(6 оценок, среднее: 4,50 из 5)