Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами

Что такое бизнес-экосистемы и зачем они нужны

Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Смотреть картинку Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Картинка про Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами. Фото Экосистема это в бизнесе что такое простыми словами

Все строят какие-то экосистемы. Что это такое?

Определение экосистем бизнес позаимствовал из биологии. Этот термин в 1930-х годах ввел британский ботаник Артур Тэнсли. Экосистемой он назвал локальные сообщества организмов, которые взаимодействуют друг с другом и окружающей средой. Чтобы процветать, эти организмы конкурируют и сотрудничают, совместно эволюционируют и адаптируются к внешним потрясениям.

В начале 1990-х годов бизнес-стратег Джеймс Мур перенял эту концепцию и предложил рассматривать компанию не как отдельного игрока, а как представителя бизнес-экосистемы, охватывающей множество участников из разных отраслей. «Как и ее биологический аналог, бизнес-экосистема постепенно переходит от случайного набора элементов к более структурированному сообществу», — отмечал Мур.

Сегодня экосистемы описывают как динамичные и постоянно развивающиеся сообщества, которые создают новую ценность через сотрудничество и конкуренцию. При этом, как подчеркивают в Deloitte, конкуренция здесь уходит на второй план. Общие цели и интересы, а главное, необходимость отвечать на растущие запросы потребителей, делают сотрудничество основой экосистемного бизнеса.

«Клиент сегодня хочет чувствовать себя причастным к бренду, быть частью комьюнити. Например, есть сторонники систем Apple или Android, есть те, кто носит только Adidas или Nike. Быть частью такой экосистемы бренда — это как прийти в семейный ресторан где-нибудь в Европе, куда люди ходят годами, где все другу друга знают, обмениваются новостями и чувствуют, что им там рады. Сможете создать такой «ресторан» — вы выиграли».

Какие компании могут создать свою экосистему?

Практически любые. Среди самых успешных примеров — компания Apple. Она сформировала единое пользовательское пространство для владельцев гаджетов и предоставила им бесшовный доступ к множеству услуг — от Apple TV и iTunes до системы мобильных платежей Apple Pay и кредиток Apple Card.

Свои экосистемы активно развивают производители гаджетов и электроники

Подробнее читайте в материале РБК Трендов «Лучшие системы «умного» дома для новичков».

Еще один яркий кейс — китайская Alibaba, которая включила в свою экосистему розничную торговлю, платежи и даже кредитный скоринг.

По такому пути идут не только представители ИТ-индустрии. Автомобильные гиганты BMW и Daimler запустили совместный проект под названием You Now с участием нескольких стартапов. Они планируют развивать сервисы городской мобильности для 60 млн клиентов по всему миру. Сюда входят услуги каршеринга, парковки, вызова такси, зарядки для электромобилей и приложение для мультимодальных перевозок.

«В центре экосистемы находится клиент с его ежедневными потребностями — от желания вкусно пообедать или посмотреть фильм до необходимости отправить посылку. Но речь не только о физических лицах. Другие два направления развития экосистемы — услуги для государства и бизнеса».

Похожие инициативы запускают правительства и государственные ведомства. Например, власти Канады хотят объединить отраслевые компании и исследовательские организации в общую сеть аэрокосмических инноваций. А в России планируют создать цифровую экосистему в сфере жилищного строительства. В ней клиент сможет в несколько кликов решить все вопросы — от выбора квартиры и оформления ипотеки до организации ремонта и переезда.

Но самые масштабные экосистемы, как правило, формируются вокруг повседневных потребностей клиента и включают в себя сервисы для шопинга, поездок, платежей и развлечений. Такие проекты развивают, в частности, «Сбер», «Яндекс», «Тинькофф», Mail.ru Group и МТС.

Какие бывают экосистемы?

Аналитики выделяют два основных типа экосистем.

Чем экосистемы отличаются от других бизнес-моделей?

По мнению экспертов BCG, у экосистем есть несколько важных отличий.

В отличие от вертикально-интегрированных или иерархических схем, в экосистемах компоненты предложения для потребителей могут разрабатываться независимо, но функционировать как единое целое. Обычно клиент сам выбирает, какие опции использовать и каким образом их комбинировать.

В этом смысле сервисы экосистемы похожи на приложения для смартфонов. Некоторые из них предустановлены, но большинство можно выбрать и загрузить самостоятельно.

Когда компания работает на открытый рынок, она ориентируется только на свои возможности и запросы своих потребителей. Но в экосистеме продукты должны быть взаимно совместимыми. Это означает, что если в нее, например, входит производитель видеоигр, то каждую новую игру придется адаптировать к общей платформе.

Участников экосистемы связывают отношения, которые нельзя разложить на совокупность двусторонних взаимодействий. К примеру, входящий в систему маркетплейс или сервис по доставке одновременно сотрудничает с поставщиками, платежными системами, разработчиками приложений и другими игроками.

Экосистема — слишком сложный механизм, чтобы пытаться управлять им «сверху вниз» и контролировать все из одной точки. Вместо этого здесь используют механизмы координации — прежде всего, через внедрение общих стандартов, правил и процессов.

«Экосистема — это не монолит и не набор одинаковых бизнес-подразделений. Это множество разных компаний с различными потребностями и продуктами. Но им нужен универсальный набор инструментов, позволяющих решать основные технологические задачи».

Когда появились первые бизнес-экосистемы?

Бизнес начал создавать то, что сейчас называют экосистемами, задолго до появления самого термина.

К примеру, организация Lloyd’s of London ведет свою историю с XVII века. Это полноценный страховой рынок, где встречаются участники корпорации и заключают договоры страхования и перестрахования. Сейчас в организацию входит больше 1 тыс. корпоративных участников и несколько сотен индивидуальных, а также агенты, сертифицированные брокеры и отраслевые синдикаты.

В XX веке собственные экосистемы создавали крупные автопроизводители, такие как Toyota или Volkswagen. Они объединяли поставщиков и дистрибьюторов в огромные горизонтальные сети.

Но современный тренд на создание экосистем появился в середине 2010-х годов, рассказывали в Accenture. Эту тенденцию задавали ИТ-гиганты.

В 2014 году китайская площадка для электронной коммерции Alibaba вышла на IPO, которое стало одним из самых крупных в истории. В проспекте ценных бумаг, где компания излагала свою философию, видение и стратегию роста, слово «экосистема» встречалось 160 раз.

Пример Alibaba воодушевил многие бизнесы. Теперь экосистемы упоминаются в годовых отчетах в 13 раз чаще, чем десятилетие назад. Как правило, речь идет о цифровых экосистемах, которые опираются на digital-инструменты и платформы. Такие структуры будут генерировать около 30% корпоративного дохода уже к 2025 году, ожидают в McKinsey.

«Сейчас основной площадкой для общения и получения информации потребителю служат мессенджеры и социальные сети. Поэтому многие сервисы и продукты стали smm- или мессенджер-центричными. Но, по моим прогнозам, место мессенджеров и соцсетей уже в ближайшие три-пять лет займут личные цифровые ассистенты. Они будут выполнять массу разнообразных задач — от заказа билетов до подбора одежды — и станут главным связующим звеном между пользователем и экосистемой».

Какую пользу экосистемы приносят потребителю?

Экосистемы дают пользователям два основных преимущества — удобство и выгоду.

Удобными экосистемы делают бесшовная идентификация и единая платформа. Вам не нужно каждый раз вводить логины и пароли или подтверждать личность. Все сервисы узнают вас по единому клиентскому ID и зачастую доступны из одного приложения.

Кроме того, во многих экосистемах есть централизованная поддержка клиентов. Консультацию по любому из сервисов предоставят в общем контакт-центре.

«Бизнес начинается с одного успешного сервиса, затем запускаются новые продукты и услуги. Когда у компании набирается пять-шесть успешных сервисов, появляется потребность в интеграции. Тогда и возникают экосистемы, способные генерировать дополнительную ценность для пользователя — например, более выгодные условия, удобство регистрации и идентификации».

Внутри экосистемы пользователь получает более привлекательные условия, чем при использовании только одного продукта или услуги. Прежде всего, за счет разнообразных подписок — таких как Amazon Prime, которая включает бесплатную доставку, ранний доступ к скидкам, бесплатные образцы продукции, медиатеку, музыкальный сервис и даже фотобанк.

В России есть свои экосистемные подписки — например, «СберПрайм» и «Яндекс Плюс», которые дают доступ к фильмам и сериалам, музыке, скидкам и другим привилегиям. Собственную подписку со скидками во всех магазинах сети тестирует X5 Retail Group: компания тоже двигается в сторону создания экосистемы.

Пользователи уже оценили плюсы этой модели, показывают исследования McKinsey. По данным компании, 71% потребителей готовы к комплексным экосистемным предложениям.

Что экосистемы дают бизнесу?

Внутри успешной экосистемы компания получает больше клиентов и продает больше товаров и услуг. Когда обычный потребитель приходит за доставкой еды, ему тут же предлагают и доставку продуктов, и готовые рационы здорового питания. А когда небольшой бизнес хочет открыть счет, ему можно заодно продать услуги по ведению бухгалтерии, платежное решение и юридическую поддержку.

Пользуясь общей инфраструктурой и базой клиентов, компании-участники растут быстрее. Так, кинотеатр Okko после подключения к экосистеме «Сбера» увеличил скорость наращивания клиентской базы примерно в 12 раз.

Внутри экосистемы бизнесы могут делиться данными, лучшими практиками и ноу-хау. И в результате — лучше и быстрее удовлетворять потребности клиентов.

Еще один тренд, связанный с развитием экосистем — ИТ-корпорации сливают свои сервисы в единые суперприложения. Примеры супераппов:

Но главное, во многих индустриях бизнес чувствует себя все менее уверенно по одиночке. «Битва устройств превратилась в битву экосистем. Наши конкуренты не захватывают нашу долю рынка своими устройствами, они захватывают ее целой экосистемой. Это означает, что мы должны решить, как нам создать экосистему или присоединиться к ней», — отмечал бывший гендиректор Nokia Стивен Элоп в начале 2010 годов.

В итоге компания выбрала второй вариант и вскоре продала свой мобильный бизнес Microsoft.

Экосистемы всегда прибыльны?

Совсем необязательно. К примеру, сервис Spotify, который называют музыкальной экосистемой, продолжает терять деньги, несмотря на стремительный рост числа подписчиков. То же самое касается сети WeWork, развивающей офисные пространства и решения для них.

Экосистемы не застрахованы от ошибок и рисков, которые совершают обычные компании. Так, Spotify доступен по модели freemium (бесплатная базовая версия и платная премиум-подписка). Поэтому общий рост аудитории не всегда позволяет заработать.

В свою очередь, WeWork, как и многие другие игроки, столкнулась с трендом на снижение заполняемости офисов. В пандемию он принял глобальные масштабы и привел компанию к миллиардным убыткам.

Риски развития экосистем

От чего зависит успешность экосистем?

Для успеха нужно сочетание нескольких факторов. В первую очередь, это продуманная стратегия и ценностное предложение, сильная клиентская база. Кроме того, хорошему результату способствует широкая география. По статистике BCG, успешные экосистемы обычно имеют партнеров в десяти и более странах.

Но даже совокупность всех этих факторов не дает никаких гарантий.

Во-первых, многочисленные партнерства и взаимодействия еще нужно организовать и синхронизировать. Управляемость экосистемы — один из ключевых вызовов при ее создании и развитии.

Источник

Как цифровые экосистемы помогают бизнесу зарабатывать больше

Рассказывает Александр Макарчук, исполнительный директор digital-интегратора DD Planet.

Понятие «бизнес-экосистема» в центре внимания: крупные компании одна за другой превращаются в высокотехнологичные платформы с бесчисленными сервисами. Известные игроки активно соревнуются за клиентов и совершенствуют свои цифровые среды.

Трансформация охватила все типы бизнеса, и даже небольшие организации из самых неожиданных сфер перестраивают подход к работе. Давайте разберемся, с какой целью компании кардинально меняют модель управления и как экосистемы помогают увеличить прибыль.

Цифровая экосистема — это комплексный проект, который объединяет в едином интерфейсе множество программных продуктов, информационных сервисов, бизнес-процессов и партнеров. Она развивается вокруг одной компании и услуги или в виде маркетплейса, к которому можно подключиться.

Участники взаимодействуют между собой по принципу win-win, когда каждая из сторон выигрывает. Так, покупатель находит для себя нужный продукт и приносит компании дополнительную прибыль. Бизнес собирает данные о клиентах и использует их, чтобы улучшить маркетинговые коммуникации, продажи и повысить выручку. А партнерам достаются трафик и новые клиенты, которые по своим каналам им были бы недоступны.

В центре — клиент, которому важно делать покупки и пользоваться услугами быстро и в одном месте. Бизнес в рамках экосистемы может закрывать эту и другие потребности самостоятельно или с помощью партнеров.

Если все строится вокруг одного продукта, то экосистема может закрывать ряд потребностей, связанных с ним. Если вокруг пользователя — сразу все:

С технологической точки зрения экосистема — наиболее сложный из интеграционных проектов, к одному сервису могут быть подключены десятки систем: CRM, телефония, 1С, BI, кабинеты партнеров.

Польза экосистемного подхода для бизнеса в том, что он оптимизирует процессы и работу всех отделов и направлений в компании, а еще позволяет получить максимально полную информацию о целевой аудитории. На ее основе можно эффективнее развивать маркетинг, продажи и обслуживание клиентов.

Не только ведущие технологические компании и банки трансформируются в экосистемы. Сегодня все виды бизнеса развивают цифровые технологии, создают собственные платформы или подсоединяются к существующим на рынке. Размер бизнеса при этом не главный критерий. Основа — объем входящих лидов и связанные с ним задачи.

Собственная экосистема подходит бизнесу с большим потоком входящих лидов. Их сложно обрабатывать, требуется много ресурсов, и экосистема оптимизирует эти процессы.

Кроме того, клиенты готовы потратить деньги на дополнительные товары и услуги, которые покупают у других компаний. Таким образом, чтобы увеличить прибыль, не обязательно активно привлекать новые лиды, можно эффективнее работать с текущими.

По механизму работы собственные экосистемы делятся на три вида: вертикальные, горизонтальные и гибридные.

Вертикальные выстроены вокруг основного продукта и автоматизируют все процессы, которые с ним связаны. Как правило, все их реализует сама компания. Из примеров: СТД «Петрович» (строительные материалы), «Доктор рядом» (медицинские услуги).

Горизонтальные развиваются вокруг потребностей клиента, предлагают несколько разных товаров или услуг, которые обеспечивают независимые партнеры. Так работает разработанная DD Planet экосистема для жителей домов «Вместе.ру». Она включает социальную сеть, сервисы оплаты ЖКУ и умного дома, связи с управляющей компанией и органами власти, а также бизнес в шаговой доступности.

Гибридные продвигают свои основные услуги и закрывают другие потребности клиентов с помощью партнеров. К таким платформам относится экосистема «Тинькофф Банка»: помимо финансовых продуктов, она включает услуги заказа товаров, покупки билетов, фитнеса и другие. АЗС «Газпромнефть» расширяет сервис заправок с помощью партнеров в сфере транспорта, логистики и обслуживания. Booking.com теперь предлагает путешественникам не только бронирование жилья, но и авиабилеты, такси, аренду автомобилей и варианты досуга.

Если у бизнеса, наоборот, ограниченный поток заявок, то для роста прибыли нужно увеличить трафик. Создавать собственную экосистему в этом случае дорого и бессмысленно, и компания в качестве партнера подключается к внешней платформе, которая и становится источником новых лидов.

Экосистема — не просто новый модный инструмент. Она позволяет детальнее изучить целевую аудиторию и выполняет основную задачу бизнеса — повышает прибыль и снижает издержки. Поговорим о возможностях, которые открываются после организации экосистемы.

Прогнозирование и планирование. Внутри хранятся все данные о клиентах и связанных с ними событиях. На их основе можно планировать закупки, прогнозировать прибыль и KPI отделов, эффективнее распределять ресурсы и оценивать перспективы развития.

Маркетинг. В экосистеме можно фиксировать все лиды, в том числе и некачественные. Их тоже нужно обрабатывать и классифицировать, так как это возможность понять, какие сопутствующие услуги необходимы таким клиентам.

Важную роль играет знание полного пути клиента и ID пользователя — единого идентификатора, который соединяет все точки соприкасания с клиентом по всем каналам, в том числе и в офлайне. Благодаря этому нам понятнее его текущие и будущие потребности, легче определить конверсионные каналы, сегментировать аудиторию и создавать персонализированную рекламу. Заметно повышается эффективность CRM-маркетинга.

Продажи. Статистика о клиентах из отдела маркетинга позволяет проанализировать, где конкретно теряются клиенты и деньги и дает продавцам понимание, как создавать более персонализированные предложения, соответствующие этапу, на котором находится человек.

Все заявки, звонки и транзакции отслеживаются в экосистеме, благодаря этому улучшается работа кол-центра. Можно точно прогнозировать мощность и избежать ситуации, когда компания тратит много денег на рекламу, а у кол-центра не хватает ресурсов для обработки входящих обращений.

Работа с текущими клиентами. Одна из целей — сократить объем ручных процессов, автоматизировать заключение договоров, обслуживание, расчеты. Операционные издержки за счет этого уменьшаются, а клиенты получают более качественный сервис.

Предложение клиентам дополнительных услуг. Сотрудничество клиента с компанией не заканчивается покупкой одного товара или услуги. Вы знаете, что предложить на каждом этапе воронки продаж: сегодня пользователь покупает квартиру, а завтра ему уже требуются услуги ремонта и переезда. Он находит необходимые сервисы в одном интерфейсе и остается внутри экосистемы.

Благодаря экосистеме не нужно помнить о том, что предложить клиенту завтра или через год. Для этого настраивается автоматический апсейл по определенным аудиторным сегментам.

Если компания не может реализовать сопутствующие услуги самостоятельно, настраиваются интеграции с партнерами.

Цифровая экосистема — это способ увеличить прибыль и выиграть конкуренцию за клиента на рынке. Трансформация компании в единую систему сервисов или интеграция с партнерами помогают получить дополнительную выручку и продлить жизненный цикл пользователя в компании. Прибыль, которую приносят такие клиенты, растет в долгосрочной перспективе и может превосходить затраты на основную услугу, за которой они изначально обратились.

Источник

Что такое экосистема. Объясняем простыми словами

Экосистема — набор сервисов, объединённых вокруг одной компании. Большие компании строят экосистемы, чтобы продавать клиентам как можно больше товаров и услуг.

Например, Сбербанк объединил множество разных компаний, создав бесшовную среду: это и созданные с нуля сервисы «Сбера» («Сберзвук», «Сбердиск»), и уже известные компании («Ситимобил», «Кухня на районе»). Более ста сервисов и приложений охватывают разнообразные потребности клиента: заказать еду, вызвать такси, посмотреть кино, найти работу, отправить посылку и т. д. Сервисы доступны по общей подписке «Сберпрайм».

Экосистемы строят и другие российские компании: «Тинькофф», МТС, «Яндекс».

Российской отличительной чертой стали банковские экосистемы. За рубежом же их строят в основном технологические компании вроде Apple, Amazon Google, Alibaba и т. д.

Преимущества для пользователей экосистем: удобство работы с единой платформой, единый клиентский ID, нет необходимости всё время вводить логин и пароль. Помимо этого, имеется и централизованная поддержка клиентов. Плюс для клиента внутри экосистемы более привлекательные условия, чем при использовании отдельных сервисов.

Имея экосистему, компании привлекают больше клиентов, растут, захватывают новые рынки.

Пример употребления на «Секрете»

«Бренд России сейчас, может, не на самом высоком уровне в мире (по разным политическим причинам), но экспортный потенциал у российских экосистем огромный».

(Профессор Стэнфордского университета Илья Стребулаев — в интервью.)

Происхождение термина

В названии легко угадывается аналогия с устройством биосферы: предполагается, что компания так же должна адаптироваться к постоянно меняющимся условиям бизнес-среды. Основоположником экологического подхода к бизнес-системам считается Джеймс Мур: в своей книге «Смерть конкуренции» (1996 г.) он приходит к выводу, что в современном мире кооперация становится так же важна, как конкуренция.

Нюансы

Экосистема имеет модульную структуру, которая позволяет легко комбинировать и включать в неё новые элементы. Функция основной компании — следить, чтобы использование экосистемы было экономически выгодно для всех её участников. Потребитель получает более привлекательные условия пользования продуктом на единой платформе, компании — расширение клиентской базы и обмен информацией.

Экосистема как модель управления бизнесом удобна в сферах, где присутствует много участников с разнообразными интересами, рынок быстро меняется и пути его развития трудно предсказать. Гибкость и адаптивность, широкий круг возможностей позволяют эффективно действовать в таких условиях.

Критика

Опасность экосистем кроется в монополизации рынка крупными компаниями. Крупные компании, объединяющие множество сервисов, получают главное конкурентное преимущество — большое количество данных о клиенте. Предлагаемый выход — сделать профиль клиента открытым и позволить перемещать его из одной экосистемы в другую. Также власти обсуждают запреты и лимиты для экосистем на крупные покупки.

Источник

Стоит ли создавать бизнес-экосистему: рассмотрим преимущества и недостатки

О том, какими бывают экосистемы и когда они необходимы на конкретных примерах.

Всем привет, это Heads and Hands. Мы помогаем создавать мобильные приложения, веб-сервисы и супераппы, которые увеличивают лояльность клиентов и конвертируют внимание и пользовательский опыт в деньги.

Выбрали основные мысли из большой статьи “Do You Need a Business Ecosystem?” от The BCG Henderson Institute. В ней на конкретных примерах объясняется, что такое бизнес-экосистема и в каких случаях её построение оправдано. Приятного чтения!

Слово «бизнес-экосистема» прочно укоренилось среди модных управленческих терминов. Исследование, проведенное институтом BCG Henderson, показало, что в ежегодных отчетах оно встречается в 13 раз чаще, чем десять лет назад.

Многие менеджеры, опасаясь упустить этот тренд, испытывают необходимость создать собственные бизнес-экосистемы или по крайней мере стать частью существующих. При этом бывает не до конца понятно, чем на самом деле является экосистема. Проблема возникает из-за широты понятия, множественности и неопределенности трактовок и малого количества примеров.

Мы предлагаем рассматривать экосистему применительно к решению конкретных бизнес-задач, а также как способ реализации ценностных предложений. В этом случае бизнес-экосистема — это модель управления, которая конкурирует с другими: вертикальной организацией, иерархической цепочкой поставок и моделью открытого рынка.

В материале разбираем следующие вопросы:

Путаница c экосистемами начинается с вопроса о том, что они собой представляют и чем отличаются от других форм организации. Мы используем простое определение: бизнес-экосистема — это динамичная группа в значительной степени независимых игроков, которые производят товары или услуги, в совокупности составляющие взаимосвязанное решение.

Определение подразумевает, что каждая экосистема обладает конкретным ценностным предложением и четко определенной, хотя и изменяющейся, группой лиц с различными ролями (такими как производитель, поставщик, организатор, комплементатор).

Это определение исключает расплывчатые понятия экосистем без четкой связи с конкретной бизнес-проблемой, которые описывают простую принадлежность к отраслевым кластерам (Кремниевой долине или Бостонскому биотехнологическому кластеру) или партнерские сети компаний (Toyota и ее поставщики или Google и ее широкая сеть партнеров).

Даже в рамках данного определения бизнес-экосистема является широким понятием и включает в себя:

ИТ-системы, которые объединяют компоненты и приложения от многих поставщиков на общей платформе: Microsoft Windows, Apple iOS, Android, SAP NetWeaver.

Несмотря на разнообразие бизнес-экосистем, есть общие характеристики, которые отличают их от других моделей управления:

Кастомизация. На контрасте с моделью открытого рынка, участники экосистемы, как правило, адаптируются под нее и стремятся к взаимной совместимости. Например, разработчикам видеоигр необходимо делать игры под конкретные платформы.

Все игроки в экосистеме взаимосвязаны, их отношения сложно разложить на отдельные взаимодействия. Успешный контракт между A и B (например, производителем смартфонов и разработчиком приложений) может быть подорван из-за невыполнения контракта между A и C (производителем смартфонов и поставщиком телекоммуникационных услуг).

Приведенные выше примеры демонстрируют, что многие современные экосистемы развиваются благодаря цифровизации, тем не менее концепция экосистемы не требует строго цифровой бизнес-модели.

Многие успешные экосистемы: платежная платформа Visa, основанная в 1958 году, и Гонконгская торговая компания Li & Fung с более чем столетней историей, очевидно начинали без цифровых платформ. Вопрос в том, возможен ли подобный сценарий в наше время.

Концепция бизнес-экосистем является более общей, чем концепция цифровых платформ, хотя многие из наиболее успешных экосистем нашего времени построены на таких платформах. Цифровые технологии повышают скорость, охват, удобство, эффективность и масштабируемость многих экосистем и поэтому являются важным фактором их нынешнего роста.

Существует два основных типа бизнес-экосистем:

Экосистемы решений создают или предоставляют товары или услуги, координируя различных участников рынка. Такая экосистема представляет собой основную компанию, которая управляет предложениями нескольких комплементарных компаний (которые создают дополняющие компоненты к основному продукту). Примерами таких экосистем являются: банковские карты, связывающие продавцов, потребителей и банки; решения для умного дома, объединяющие климатические, световые, развлекательные и охранные товары и услуги и 3D-печать, объединяющие поставщиков принтеров, исходников, программного обеспечения. Клиент, как правило, не является активным участником экосистемы решений, он оказывает влияние только через выбор основного продукта и комбинирование предложений от компаний-комплементоров.

Когда вы рассматриваете возможность создания экосистемы или присоединения к существующей, вы должны четко представлять, какой тип наилучшим способом подходит под ваше ценностное предложение. Иногда подходящим решением является гибридный формат экосистемы.

Apple начинали как экосистема решений, в которой они выступали в качестве основной компании, координирующей поставщиков компонентов, разработчиков приложений и телекоммуникационных провайдеров. Но после создания магазина приложений компания также стала и экосистемой транзакций.

С другой стороны Airbnb были созданы как транзакционная экосистема, но недавно начали развивать экосистему решений, приглашая внешних разработчиков для интеграции дополнительных приложений и услуг в платформу, например, инструментов для организации поездок и упрощения регистрации гостей, уборки и доставки белья. Точно так же LinkedIn перешли к модели экосистемы решений после того, как ее приобрели Microsoft.

Предположим, у вас есть бизнес-идея, и вы подбираете модель управления, которая позволит реализовать ее. У вас есть несколько вариантов:

Модель вертикальной интеграции — вы выполняете все ключевые действия внутри своей организации.

Иерархическая цепочка поставок — вы передаете некоторые виды деятельности на аутсорсинг поставщикам, у которых вы покупаете, и / или посредникам, которым вы продаете.

Бизнес-экосистема является подходящей моделью управления для бизнеса в случаях, если высока потребность в координации действий между несколькими игроками или если продукт или услуга обладают высокой модульностью, то есть компоненты можно легко и гибко комбинировать и интегрировать при низких (транзакционных) затратах.

Например, производство смартфона iPhone из основных компонентов характеризуется низкой модульностью и должно выполняться оригинальным производителем оборудования (в данном случае в иерархической цепочке поставок). В то же время опыт использование iPhone объединяет сам смартфон, поставщика услуг связи и приложения от разных разработчиков — и это пример высокой модульности, так как все эти элементы потребитель может скомбинировать самостоятельно.

Высокая потребность в координации может возникать по следующим причинам:

Если вы все еще заинтересованы в создании экосистемы, разберем ее преимущества по сравнению с другими моделями управления и потенциальные недостатки.

Бизнес-экосистемы предлагают три важнейших преимущества: доступ к широкому спектру возможностей, быстрое масштабирование, гибкость и устойчивость.

В момент запуска экосистема может обеспечить быстрый доступ к инновациям извне, которые окажутся слишком дорогими или трудоемкими для внутренней разработки. Не всех умных людей можно нанять, но можно привлечь их для участия в вашей открытой экосистеме.

После запуска экосистемы могут масштабироваться гораздо быстрее, чем компании с другими моделями управления. Их структура позволяет легко и понятно добавлять новых участников, а облегченные бизнес-модели позволяют быстро расти. Airbnb превосходит большинство крупных гостиничных сетей по выручке и рыночной капитализации, не владея ни одним отелем.

Наконец, отчасти привлекательность бизнес-экосистем обусловлена их гибкостью и устойчивостью. Экосистема имеет центральное ядро или платформу, понятную систему подключения новых партнеров и модульную структуру — любой компонент с легкостью можно добавить в экосистему или убрать из нее. Поэтому экосистема позволяет успешно работать с потребителями, вкусы которых неоднородны и непредсказуемы, или с технологиями, пути развития которых не определены.

По определению экосистема состоит в основном из независимых экономических игроков, которые соглашаются на сотрудничество. Это подразумевает ограниченный контроль над всей системой со стороны каждого участника. Даже руководитель экосистемы имеет ограниченные средства для принуждения или контроля поведения партнеров, если сравнивать с иерархической цепочкой поставок или вертикальной моделью.

Ценность, которую создает экосистема, должна быть разделена между ее участниками. Основная компания в экосистеме решений или организатор платформы в экосистеме транзакций отвечает за обеспечение экономической привлекательности экосистемы для всех ее важных участников. Достижение этой цели может потребовать огромных инвестиций на этапе запуска и масштабирования, которые могут окупиться только после того, как экосистема будет полностью создана. Многие крупные цифровые платформы, достигшие высоких финансовых оценок, такие как Uber и Lyft, все еще борются за получение существенной прибыли.

Наконец, огромный успех нескольких крупных игроков не должен затмевать тот факт, что экосистемы могут потерпеть неудачу. Недавнее исследование Института BCG Henderson показало, что менее 15% из 57 исследованных экосистем были устойчивыми в долгосрочной перспективе.

Динамизм и гибкость экосистем также неоднозначны: модель эволюционирует и масштабируется, но требует постоянной корректировки. Устойчивый успех предполагает постоянное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами, совершенствование и расширение предложения, а также инновации и обновления экосистемы.

Когда вы размышляете о наилучшей модели для управления бизнесом, вам следует рассмотреть возможность создания бизнес-экосистемы, если:

Если вы решили построить собственную бизнес-экосистему, убедитесь, что вы готовы к трудностям, связанным с ограничением контроля и ограниченного захвата стоимости, а также к стратегическим требованиям построения, роста и защиты такой экосистемы.

Есть веские причины для нынешней шумихи вокруг экосистем, но важно сохранять спокойствие и беспристрастно оценивать, является ли бизнес-экосистема лучшим решением для развития бизнеса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *