Экскурсионное бюро что это
Структура и деятельность экскурсионного бюро
Экскурсионное бюро – это туристская организация, основной направленностью которой является экскурсионная деятельность.
Экскурсионная деятельность имеет свои характерные признаки: содержание, тематику, состав участников, место проведения, упорядоченный маршрут, продолжительность по времени, форму проведения, способ передвижения, наличие экскурсовода, текста экскурсии, объектов показа и непосредственно наличие самих участников.
Структура современного туристско-экскурсионного предприятия определяется несколькими принципами.
Территориальный принцип подразумевает организацию экскурсионного обслуживания туристов как на территории расположения бюро (например, бюро находится в г. Сыктывкар и обслуживание организует в г. Сыктывкаре), так и за пределами той территории, на которой располагается (например, бюро находится в г. Сыктывкар, а обслуживание осуществляет по всей территории Республики Коми).
В них наряду с территориальными присутствует и функциональный принцип, в соответствии с которым структура определяется видами деятельности (производство, сбыт, финансы) и зависит от целей и задач предприятия.
Производство предполагает разработку экскурсионного продукта. Разработка любого нового туристского продукта начинается с поиска идей (1 этап). Поиск идей предполагает определение объекта путешествий.
В качестве источников идей для создания новинок могут выступать:
1. Потребители, нужды и потребности которых можно выявить с помощью опросов, групповых обсуждений, поступающих предложений и жалоб;
2. Продукты конкурентов;
3. Персонал фирмы, находящийся в повседневном контакте с клиентами;
4. Статистика поездок, которая показывает самые популярные на сегодняшний день направления.
Вторым этапом разработки туристского продукта является отбор идей.
Отбор идей – это обоснование вида разрабатываемого продукта, главная цель такого отбора – найти «хорошие» идеи и как можно быстрей избавиться от «плохих».
После того как центральная идея определена и одобрена, наступает этап разработки концепции экскурсионного продукта и его проверки. Следует различать идею продукта и его замысел.
Идея продукта представляет собой общее представление о возможном продукте, который фирма могла бы предложить рынку.
Замысел продукта – проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями (потребительскими свойствами туристского продукта).
Потребительские свойства экскурсионного продукта определяются полезностью и функциональностью входящих в него товаров и услуг, их надежностью и способностью удовлетворить потребности потребителя.
Технология разработки тура включает в себя следующие этапы:
1. Анализ ресурсов ( Потенциал и возможности территории);
2. Определение темы экскурсии исходя из потребностей целевой аудитории;
3. Выбор маршрута (перспективное планирование тура);
4. Договоры с партнёрскими организациями, такими как: организации общественного питания, проживание (при необходимости);
5. Информационно-методическое обеспечение тура(описание маршрута, условия приёма и обслуживания, график движения по маршруту, карточка транспортного маршрута);
6. Программа туристско-экскурсионного, культурно-досугового обслуживания: дни обслуживания, перечень тем экскурсий и мероприятий, продолжительность экскурсий в астрономических часах, стоимость экскурсий. (Карта маршрута, справочные материалы по маршруту, различная информация для составления памятки для туристов, описание технологических особенностей тура и т.д.);
7. Расчет стоимости услуг;
Расчет стоимости путевок и выпуск к реализации (калькуляция). Стоимость путевки рассчитывается следующим образом:
— питание (если предполагается);
— зарплата (гиды, экскурсоводы, руководитель группы);
— стоимость билетов на культурно-развлекательные программы;
А так же, при формировании цен в организации с социальным аспектом, нам необходимо обратить внимание на такой вид ценообразования, как дискриминационный.
8. Продвижение тура на рынок:
— реклама (каталоги, брошюры, наружная реклама, реклама в СМИ, в пункте продажи);
— стимулирование продаж (различные материалы для прямой почты, проспекты по конкретному направлению – метод поддержки);
— выставки, ярмарки, научно-практические конференции;
Цели туристского предприятия являются отражением места и роли его в общественной системе и определяются запросами покупателей и клиентов.
Так как в мире все постоянно меняется: условия жизни, техника и технология производства, финансовая ситуация, вкусы и привычки людей, то и цели должны пересматриваться, чтобы не прийти в противоречие с современными требованиями общества.
Цели туристско-экскурсионной организации должны отвечать ряду требований:
— достижимость с учетом имеющихся материальных, финансовых, людских и иных ресурсов;
— соответствие общим условиям деятельности фирмы, ее традициям, концепции;
— нацеленность на объединение, взаимную поддержку членов коллектива, а также ожиданиям партнеров и общественности.
Таким образом, выяснилось, что экскурсионное бюро это организация, которая занимается экскурсионной деятельностью, которая в свою очередь имеет характерные черты, а так же определяется территориальным и функциональным принципами. Производство предполагает разработку туристического продукта, имеющего источники идей, замысел, а так же определённую технологию разработки. Так же было рассмотрено дискриминационное ценообразование для социального класса клиентов в качестве инструмента для достижения одной из основных целей организации.
Бизнес с нуля: экскурсионное бюро
Начальные вложения | От 250 000 рублей |
---|---|
Прибыль в месяц | От 50 000 в месяц |
На сегодняшний день в России активно развивается внутренний туризм и за последние несколько лет данный вид отдыха получил большую популярность среди населения. Это связано с напряженной, нестабильной обстановкой в мире, отменой международных рейсов, падением материального положения общества. Все больше людей предпочитают путешествовать в пределах своей страны. Именно поэтому экскурсионного бюро это перспективное и прибыльное направление бизнеса.
Анализ рынка
Интерес населения к историческим и уникальным природным местам России растет с каждым годом. На рынке туристических услуг стали появляться не только агентства, предлагающие международные туры, но и специализированные бюро, занимающиеся уникальными экскурсиями внутри страны.
Прежде чем открыть фирму по проведению экскурсий, необходимо удостовериться в том, что выбранный регион обладает достаточным количеством достопримечательностей, красивых и исторических мест, культурных заведений, памятников архитектуры
Конкуренция на рынке насыщенная, особенно в крупных городах. Для того чтобы выделятся из основной массы конкурентов, необходимо:
Среди основных видов услуг, которые предлагают экскурсионные бюро большим спросом пользуется:
Регистрация и организация бизнеса
Лучшей формой регистрации бизнеса в данном случае является индивидуальное предпринимательство. Этот способ является наиболее простым и менее затратным. Для этого необходимо обратиться в налоговую инспекцию, встать на учет в качестве налогоплательщика и получить свидетельство предпринимателя в регистрационной службе. Далее следует пройти регистрацию в социальных фондах.
Завершающим этапом при открытии экскурсионного бюро является открытие счета в банке, так же нужно сделать печать индивидуального предпринимателя для оформления документации. Обратите внимание, что данный вид деятельности облагается упрощенным налогом в размере шести процентов. Для оказания экскурсионных услуг получать лицензию не требуется.
Необходимая документация
Для грамотной организации работы бюро нужно подготовить пакет документов. В первую очередь следует составить четкий договор на оказание услуг. Еще один контракт нужно заключить с транспортной компанией для перевозки клиентов. Процесс составления договоров лучше всего поручить опытному юристу или обратиться в юридическую консалтинговую компанию. В договорах следует описать обязательства экскурсионной компании перед клиентами и те пункты, за которые бюро ответственности не несет.
Для привлечения клиентов необходимо составить памятку с описанием маршрутов и списком развлечений.
Разработка экскурсионных маршрутов
Прежде чем заняться разработкой экскурсионных планов следует:
Важно изучить услуги и цены конкурентов для разработки собственных уникальных предложений для привлечения клиентов. Эту информацию можно получить:
Для того чтобы привлечь клиентов и выделиться среди конкурентов, можно проводить экскурсии, например, на велосипедах или верхом на лошадях, а для детей организовать маршруты в игровой форме с приглашением аниматоров. Для любителей романтики подойдут вечерние прогулки, экстремалам можно предложить мифические и спортивно-экстремальные маршруты.
Время для проведения экскурсий нужно рассчитать так, чтобы не встретиться с конкурентами в одном и том же месте.
Ведь это может создать неудобства и дискомфорт для клиентов. Обязательно позаботьтесь о перекусах для посетителей, предложите чай, кофе или прохладительные напитки во время небольших пауз в процессе проведения экскурсии.
Офис и оборудование
Оптимальные места для размещения офиса:
Для полноценной работы экскурсионного бюро понадобится приобрести компьютер и провести интернет. Необходим будет так же принтер или МФУ для печати договоров и документации для клиентов, а также городской телефон и мобильный.
Кроме офисного оборудования понадобится еще технические средства для проведения экскурсий, к ним относятся:
Персонал
В первые месяцы, когда заказов будет не очень много, можно проводить экскурсии самостоятельно. С ростом спроса на услуги в одиночку справляться будет тяжело и бессмысленно, ведь это может сказаться на качестве услуг. От квалификации экскурсовода будет зависеть успех бизнеса. Поэтому принимать на работу следует опытного сотрудника с наличием специального сертификата.
Кроме экскурсоводов нужен следующий персонал:
Маркетинг
От правильно разработанной системы маркетинга будет зависеть престиж и прибыль экскурсионного бюро. С этим вопросом можно обратиться в маркетинговое консалтинговое или рекламное агентство.
Наиболее эффективными видами рекламы в данной сфере бизнеса являются:
Важным условием при запуске экскурсионного бюро является налаживание тесного сотрудничества с руководителями гостиниц, музеев, культурных и развлекательных заведений.
Финансовая составляющая бизнеса
Первоначальный капитал для открытия экскурсионного бюро нужен минимальный, основные затраты потребуются на приобретение технического оборудования для проведения экскурсий. При грамотной организации работы бюро, эффективной рекламе и уникальности предоставляемых услуг будущему бизнесмену можно добиться финансового успеха даже в маленьких городах.
Стоимость открытия и поддержания
Для небольшого бюро потребуется стартовый капитал в размере от 250 000 рублей.
Основные расходы на поддержание бизнеса:
Размер будущих доходов
Бизнес в сфере оказания экскурсионных услуг может приносить прибыль в месяц в размере от 50 000 рублей. Все будет зависеть от первоначального капитала, квалификации сотрудников и организаторских способностей предпринимателя.
С целью увеличения прибыли необходимо расширять перечень предоставляемых услуг. В процессе развития бизнеса можно предоставлять дополнительные услуги, например:
Для роста прибыльности предприятия и привлечения клиентов стоит проводить лекции о достопримечательностях города для всех желающих бесплатно. Можно организовывать праздничные мероприятия для постоянных клиентов, предоставлять скидки на групповые экскурсии.
Срок окупаемости
Окупаемость бизнеса составляет от полугода до трех лет. Все зависит от квалифицированности экскурсоводов, уровня сервиса, правильно рассчитанной ценовой политики и уникальности маршрутов.
В связи с популяризацией внутреннего туризма и роста спроса на данную услугу добиться успеха вполне реально. Этот вид деятельности может принести значительный, а главное стабильный доход будущему владельцу.
Экскурсионное и информационно-экскурсионное бюро: особенности работы.
Экскурсионная деятельность имеет свои характерные признаки: содержание, тематику, состав участников, место проведения, упорядоченный маршрут, продолжительность по времени, форму проведения, способ передвижения, наличие экскурсовода, текста экскурсии, объектов показа и непосредственно наличие самих участников.
Структура современного туристско-экскурсионного предприятия определяется несколькими принципами.
Территориальный принцип подразумевает организацию экскурсионного обслуживания туристов как на территории расположения бюро (например, бюро находится в г. Ярославль и обслуживание организует в г.Ярославль), так и за пределами той территории, на которой располагается (например, бюро находится в г.Ярославль, а обслуживание осуществляет по всей территорииЯрославской области).
В них наряду с территориальными присутствует и функциональный принцип, в соответствии с которым структура определяется видами деятельности (производство, сбыт, финансы) и зависит от целей и задач предприятия.
Производство предполагает разработку экскурсионного продукта. Разработка любого нового туристского продукта начинается с поиска идей (1 этап). Поиск идей предполагает определение объекта путешествий.
В качестве источников идей для создания новинок могут выступать:
1. Потребители, нужды и потребности которых можно выявить с помощью опросов, групповых обсуждений, поступающих предложений и жалоб;
2. Продукты конкурентов;
3. Персонал фирмы, находящийся в повседневном контакте с клиентами;
4. Статистика поездок, которая показывает самые популярные на сегодняшний день направления
Документационное обеспечение деятельности экскурсионного бюро должно быть представлено следующими документами:
1. Устав предприятия.
2. Свидетельство о государственной регистрации.
Свидетельство о постановке на налоговый учёт в налоговом органе.
4. Договор аренды (субаренды), если площади арендуются.
5. Штатное расписание с подтверждением квалификации персонала.
6. Образцы документов (путевки, билеты, квитанции, договора), определяющих отношения с конкретными потребителями услуг (при их наличии).
7. Договоры с фирмами-поставщиками услуг.
10. Инструкции, включающие правила действий сопровождающих и экскурсантов по обеспечению безопасности при проведении экскурсии.
11. Журнал по проведению инструктажа, текст инструктажа по предупреждению факторов риска по ГОСТ Р 50644-94 (п.п. 4.9, 4.8).
12.Источники и работа с ними при подготовке экскурсии.
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».
13.Выбор объектов для показа (критерии оценки объектов)
В качестве экскурсионных объектов могут выступать:
• экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;
Статус памятника присваивается наиболее ценным с эстетической или исторической стороны объектам, после чего их охраной занимаются государственные или местные инспекции по охране памятников. В конце XX века на государственном учете находилось более 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранилось около 40 млн экспонатов.
Экскурсионные объекты классифицируются по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности.
Для оценки объектов, которые потенциально могут быть включены в экскурсию, рекомендуется применить следующие критерии.
Познавательная ценность, то есть связь объекта с конкретными историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающейся личности, а также художественные достоинства памятника.
Известность, то есть популярность памятника среди населения.
Необычность (экзотичность) объекта, то есть особенность, неповторимость памятника. Необычность может быть архитектурного характера, связанная с особенностями конкуренции содержания, природного характера, например сталактито-сталагмитовые кастовые пещеры. Наконец, экзотичность объекта может быть связана с историческим событием, которое произошло в данном здании или на месте установки данного памятника.
Требования к составлению маршрута экскурсии.
маршрут экскурсии – это отлично обмысленный, более удачный путь следования экскурсионной группы, содействующий раскрытию темы.
Составление маршрута как бы обосновано темой экскурсии, местом расположения объектов, наличием путей для подъезда (подхода) и площадок для показа и осмотра объектов. И даже не надо и говорить о том, что экскурсионный, вообщем то, маршрут должен быть построен так, чтоб так сказать обеспечить показ объектов в, как большая часть из нас постоянно говорит, логической последовательности и сделать, как мы привыкли говорить, зрительную базу для раскрытия темы.
Существует несколько, как большая часть из нас постоянно говорит, главных композиционных принципов построения маршрута экскурсии: хронологический, тематический, тематико-хронологический, географический.
Важным этапом разработки экскурсии является составление маршрута. Он завершает работу по выявлению объектов.
Маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический).
Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность и логическую последовательность изложения материала. При группировке объектов, связанных с определенными подтемами экскурсии, учитывается также их удаленность, удобство подъезда и т. д.
Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.
Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.
При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.
При разработке пути следования экскурсионной группы к нему предъявляются последующие неотклонимые требования:
1)маршрут должен быть составлен так, чтоб, как мы привыкли говорить, экскурсионные объекты не размещались очень близко друг к другу, не заслоняли один иной, не контрастировали вместе;
2)экскурсионный также маршрут должен быть малогабаритным, переезд либо переход меж объектами не должен, вообщем то, превосходить 10 – 15 минут, чтоб не нарушать непрерывность экскурсионного процесса;
3)на маршруте должны находиться, как заведено, обустроенные остановки, в том числе, как все знают, санитарные, и места парковки транспортных средств;
4)по пути следования экскурсионной группы должны наконец-то отсутствовать повторные проезды либо проходы по, как всем известно, одному и, как многие выражаются, тому же участку маршрута, так именуемые «петли»;
5)при составлении маршрута обязана, в общем то, учитываться эстетическая ценность стройки и ландшафта, расположенных по пути движения группы.
К моменту проведения экскурсии, вместе с главным маршрутам, целенаправлено также иметь несколько, как всем известно, запасных вариантов движения группы на вариант, как большая часть из нас постоянно говорит, вероятных непредвиденных ситуаций на дороге: транспортных «пробок», аварий, ремонтных работ.
19.Структура текста экскурсии.
Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.
20.Требования к составлению введения и заключения к экскурсии
Экскурсия имеет заключительную часть, которая подводит итоги тому, что увидел и услышал участник экскурсии. В заключительной части экскурсовод в краткой форме излагает выводы по теме в целом, подчеркивает основное, обобщает впечатления экскурсантов.
22..Контрольный и индивидуальный текст экскурсии.
Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).
При составлении контрольного текста методист и руководитель методической секции экскурсоводов должны добиться, чтобы материал излагался, как того требуют цель и тема экскурсии. Контрольный текст служит основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Это обстоятельство требует особенно серьезного отношения к подготовке этого документа. Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала, не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам около объектов.
Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, изложенным в соответствии с требованиями научности и партийности.
В контрольном тексте могут содержаться материалы, связанные с объектами, не включенными в маршрут данной экскурсии. Контрольный текст представляет собой развернутый материал в помощь экскурсоводам, готовящимся проводить или уже ведущим экскурсию на данную тему. На основе контрольного текста могут быть созданы различные варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся.
В отдельных случаях, когда материал невозможно расположить в хронологическом порядке, например в обзорной городской экскурсии, контрольный текст представляет собой материал к подтемам экскурсии.
Контрольный текст является директивным документом для всех экскурсоводов, подготавливающих свои индивидуальные тексты. Основные положения экскурсии на данную тему должны излагаться и трактоваться в соответствии с содержанием контрольного текста.
Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с ее маршрутом. Материал в индивидуальном тексте размещается в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящена одной подтеме.
Индивидуальный текст представляет собой готовый для исполнения рассказ, содержит полное и четкое изложение того, что следует рассказать на экскурсии. Здесь не может быть неоправданных сокращений при изложении сущности исторических событий, оценке их значений, в выводах по подтемам. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, без ссылок на источники, где они изложены с достаточной полнотой.
26.Техника ведения экскурсии: размещение группы у объекта, передвижение от объекта к объекту, паузы и их роль в экскурсии, техника ответов на экскурсии, техника осмотра различных объектов, организация протокольных мероприятий в начале и конце экскурсии.
Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка группы у объекта, выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство), использование экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведённого на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем, ответы на вопросы экскурсантов и т. д.
Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением.
Важно, чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится десять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как приковать их внимание к теме.
При правильной организации экскурсионной работы подготовка к ней должна происходить заранее. Делают это организаторы экскурсии или турагенты.
Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Чрезвычайно важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одним-двумя днями. Это существенно в том отношении, что за этот промежуток времени произойдет известная психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет экскурсии.
У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.
Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). К выходу экскурсантов нужно заранее готовить. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы остаётся сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников на месте их расположения. Тем самым экскурсанты теряют возможность личного знакомства с объектом.
Количество остановок с выходом группы рекомендуется назвать во вступительном слове, пояснив значение таких выходов, заинтересовать экзотичностью, необычностью объекта.
На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время (час и минуты) отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки в загородной экскурсии по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод сообщает об этом всем экскурсантам.
Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности для расположения групп в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев. В отдельных случаях методика требует, чтобы для осмотра объекта было выбрано несколько точек: дальняя, если объект показывается вместе с окружающей средой или другими объектами; ближняя, если анализируются отдельные детали здания, сооружения, местности, объекта природы. Эти особенности отражаются в графе «Организованные указания методической разработки». Каждый экскурсовод внимательно изучает эти указания и до выхода с группой на маршрут уточняет вопросы, связанные с расстановкой группы для наблюдения объектов. Следует также обеспечить безопасность экскурсантов при осмотре объектов и при переходе через автомагистрали.
При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между ними должно быть сохранено такое расстояние, чтоб один экскурсовод своим рассказом не мешал другому, чтоб одна группа не заслоняла другой объект наблюдения. Известные трудности при соблюдении этого условия вызывает размещение групп для показа музейной экспозиции.
Темп движения группы зависит от состава группы (дети, молодежь, средний возраст, пожилые люди), от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав опасных зон в работающих цехах и т. д.
В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.
Более сложно установить необходимый темп движения группы в автобусной экскурсии. Здесь, выйдя из автобуса, экскурсовод начинает движение не сразу, особенно если объект расположен в отдалении. Он дает возможность большинству экскурсантов выйти из автобуса и затем, не торопясь, но и не слишком медленно, во главе группы направляется к цели. Подойдя к объекту, он начинает свой рассказ не сразу, а после того, как соберется вся группа.
Экскурсовод руководит передвижением экскурсантов и в ходе их самостоятельной работы на маршруте. Экскурсанты обходят вокруг объекта, чтобы самим прочитать надпись на нем, войти внутрь его, увидеть своеобразные черты архитектуры. Они взбираются на холм, чтобы определить его высоту, поднимаются на колокольню, минарет, чтобы убедиться в необычном «шаге» ступеней крутой лестницы, спуститься в крепостной ров для определения его глубины и т. д. Эти передвижения экскурсантов обогащают их дополнительной информацией и новыми впечатлениями, дают возможность ощутить неповторимые черты объектов, особенности событий, которым посвящена экскурсия.
Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.
Необходимо избегать пересчитывания экскурсантов, уже занявших места в автобусе. Это вносит ненужную нервозность, порой вызывает комические ситуации, нарушая тем самым ход экскурсии.
Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идет речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем (кресло за водителем предназначено для другого водителя). Стоять экскурсоводу при движении автобуса (так же как и экскурсантам) не разрешается в целях безопасности.
Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. Если оборудование плохо функционирует или микрофон вообще отсутствует, экскурсоводу вести рассказ во время движения бесполезно. Шум двигателя и тряска автобуса ограничивают слышимость, так что пояснения будут слышны лишь экскурсантам, сидящим вблизи. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.
Делая вступление к теме, экскурсовод сообщает своим слушателям о таком порядке ответов на вопросы.
Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.
Паузы преследуют следующие задачи:
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе — архитектурные ансамбли минувших веков
28) Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом : Литературные экскурсии характерны для литературных, литературно-мемориальных музеев, а также дл исторических и краеведческих музеев. Среди них можно выделить историко-литературные экскурсии, которые освещают отдельные этапы и направления развития литературы, и литературно-монографические – о жизни и творчестве писателей, поэтов
литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Достоевский и Санкт-Петербург» и т. д.);
историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века», «Литературный Орел» и т. д.);литературно-художественные – это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л.Н. Толстого «Война и мир»» и др.).
29)Архитектурно-градостроительные темы:
экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры