Экспликация земельного участка что это
Что такое экспликация земельного участка
Под экспликацией земли понимают документ, в котором содержится не только сам план местности с подробными границами, но и разъяснения к нему – условные обозначения, числовые показатели, таблицы. О том, зачем нужна экспликация, и куда обращаться для ее проведения, рассказывается далее.
Суть и назначение
Понятие применяется не только в отношении земельных участков, но и всех остальных недвижимых объектов – например, квартиры, дома, дачи, производственных помещений и т.п. Само слово «экспликация» означает «разъяснение» – т.е. в документе приводится и схема земли, и условные обозначения, а также границы и количественные показатели площади: суммарная, площадь жилых, хозяйственных построек и т.п. Таким образом, под понятием имеют в виду сразу 2 объекта:
Понадобиться он может в тех случаях, когда проводится определенная операция с участком:
Документ предъявляется наравне с другими в тех случаях, когда речь идет о смене собственника участка. Процедуру оформления осуществляют в местном отделении Росреестра.
Образец экспликации 2018 г.
Документ состоит из 2 частей:
Обычно на схеме отмечаются:
Обязательно ставится дата оформления, подпись ответственного лица, которое проводило измерения, а также подпись руководителя БТИ и печать организации.
Процедура проведения: пошаговая инструкция
Сам процедура проводится специалистами местного отделения БТИ. Для осуществления обмера участка специалист обязательно выезжает на местность. Обычно обмер территории производится с помощью установки так называемых межевых знаков – специальных колышков, которые устанавливают на каждой поворотной точке. В результате собственник (или его представитель) подписывает акт о приемке сделанной работы.
В общем случае последовательность действий выглядит так:
Для осуществления процедуры понадобятся документы:
Иногда дополнительно понадобится и распоряжение местной Администрации о необходимости проведения экспликации – например, если такая процедура проводится планово и централизованно.
Также могут понадобиться постановления судебных органов об утверждении границ участка. Например, если в какой-то момент границы стали предметом судебного разбирательства между соседями, необходимо предоставить и постановления суда.
Сроки изготовления и действия документа
Срок изготовления документа составляет 10 рабочих дней с момента обращения. Если участок располагается далеко, этот срок может быть увеличен еще на несколько недель – в зависимости от того, как быстро специалист сможет прибыть на место и провести все необходимые работы. Экспликация действует в течение 3 лет – по истечении этого времени необходимо оформить новый документ.
Если есть необходимость быстрого проведения работы, можно обратиться и в частные компании, которые имеют право на осуществление такой деятельности. Документ будет готов в течение 2-3 дней. Он имеет точно такую же юридическую силу, как выданная БТИ.
Карта участка: для чего нужна выкопировка и как ее получить
Купив участок, сразу хочется начать строить дом, разбить сад, установить бассейн. Но сначала нужно получить выкопировку. Она подскажет, что находится под землей и как удобнее подключиться к инженерным сетям. Рассказываем про важный документ для дачников.
Что такое выкопировка земельного участка
Выкопировка — это фрагмент генерального плана земли с конкретным участком. На официальной копии части плана отображены не только все постройки, но и особенности рельефа местности, находящиеся рядом строения и хозяйственные объекты. То есть, по сути, выкопировка — часть топографического плана местности. В документе обязательно указываются также все проложенные по участку и вокруг него инженерные коммуникации.
Зачем нужна выкопировка
Документ включает важные данные об особенностях почвы на участке и о находящихся рядом с ним постройках и сетях. Именно на выкопировку ориентируются строители, когда принимают решение, как протягивать электрокоммуникации и где на участке вообще можно строить — чтобы случайно не задеть заброшенные подземные коммуникации.
Таким образом, выкопировка требуется:
Кроме того, выкопировка может потребоваться для получения согласовывающих документов при некоторых видах сделок с землей, например при приватизации дачи. Документ также будет полезен тем, кто хочет грамотно зонировать свой участок.
Как выглядит документ и что включает
Выкопировка выглядит как карта местности с условными обозначениями разных объектов на ней. Как и на карте, на ней указаны масштаб и стороны света. Выписка выкопировки включает в себя расшифровку условных обозначений, официальные данные по конкретному участку с его кадастровым номером и географическим положением. Если на участке уже зарегистрированы какие-то строения, то в текстовой части выкопировки должна быть экспликация всех объектов.
На самой карте будут в обязательном порядке отмечены:
Документ может быть как цветным, так и черно-белым.
Как и где получить выкопировку
Фрагмент копии генерального плана можно получить в администрации города, поселка, района либо в комитете по архитектуре и градостроительству. В некоторых регионах можно использовать службы одного окна, такие как МФЦ или «Госуслуги».
Для получения выкопировки понадобится пакет документов:
Сама услуга по подготовке и выдаче выкопировки бесплатна и занимает не более 30 дней.
Применение и описание экспликации земельных участков
Земля, вне зависимости от того, в частных руках она находится или принадлежит государству, должна быть учтена. Все земельные угодья нанесены на карты и планы. Природные и хозяйственные объекты отражены на них в виде условных обозначений. Экспликация земель – это подробная расшифровка таких знаков, количественные и качественные характеристики земельных наделов. В переводе с латинского «explication» означает «разъяснение».
Стоит отметить, что не только земельные планы имеют экспликацию (разъяснение). Абсолютно все планы каких-либо площадей имеют поясняющие сноски. Например, планы зданий, этажей, отдельных квартир. Информация, помещаемая в экспликацию, зависит от того, для чего предназначается конкретный план.
Для чего нужна экспликация помещения (квартиры) и где ее получить — читайте на нашем сайте здесь https://realtyinfo.online/7802-polucheniya-eksplikatsii-zdanii
Как выглядит экспликация
Все характеристики земель, отраженных на плане, заносятся в специальную таблицу. Она оформляется как приложение к плану, чертежу, карте или схеме.
Таблица экспликации земель представляет собой свод справочных материалов:
Возьмем для примера экспликацию земель сельского поселения N. Она составлена на основании поконтурной ведомости земельных участков с наименованиями угодий и их площадью в гектарах. Общая площадь 28533,53 га, из них:
Такая подробная экспликация позволяет оптимизировать работу по целевому использованию земель. Именно поэтому в настоящее время придается большое значение совершенствованию кадастрового учета земельных участков.
Применение экспликации земель
Совершенствование земельных отношений, развитие экономики, в том числе сельского хозяйства, требует строго учета земель и контроля, поэтому проведение экспликации земель является востребованной процедурой.
Экспликация земель необходима:
Как проводится сбор данных для экспликации земель
Для точного сбора данных применяется наземная, аэрофото- и спутниковая съемка. Это позволяет с точностью до сантиметра нанести изображение местности в масштабе на карту или план. После этого на плане отмечают природные или иные объекты, расположенные на обследуемом участке земли. Их отмечают общепринятыми условными обозначениями. Затем составляют экспликацию: заносят точные численные сведения обо всех площадях и делают расшифровку условных обозначений.
Экспликация отдельного участка
При необходимости получения сведений о каком-либо участке земли на генеральном плане местности выделяется искомая часть. Затем составляется его экспликация, т. е. указываются все геометрические размеры, площадь, расшифровываются условные изображения объектов, нанесенных на план. Поясняются все моменты, касающиеся данного надела.
Как оформить документы БТИ
Как и где получить документы БТИ для перепланировки и сделок с недвижимостью
БТИ — бюро технической инвентаризации. Оно ведет учет технического состояния объектов недвижимости: квартир, домов, нежилых помещений, земельных участков. На основании этой информации БТИ выдает различные документы.
В разных городах название может немного отличаться. Например, в Санкт-Петербурге вместо БТИ работает ПИБ — проектно-инвентаризационное бюро.
Деятельность БТИ регулируют четыре документа:
Дополнительно в каждом регионе могут быть местные нормативы для БТИ.
Для чего нужны справки и документы из БТИ
Справки из БТИ могут понадобиться для оформления перепланировки и сделок с недвижимостью: приватизации, регистрации права собственности, продажи или покупки недвижимости и земельных участков. Еще — для улучшения жилищных условий за счет государства. Определенную форму справки может запросить человек или организация в зависимости от вида сделки.
В жизни необходимые бумаги обычно называют справками, но на деле речь идет о справках, документах и даже заключениях.
На квартиру могут понадобиться, чтобы приватизировать, продать или подарить квартиру и сделать в ней перепланировку.
При перепланировке понадобятся экспликация и поэтажный план. Они нужны для разработки проекта перепланировки и для согласования изменений в квартире в администрации.
На земельный участок пригодятся для регистрации права собственности на участок и для начала строительства дома на нем.
Для начала стройки понадобится уведомление о строительстве: оформить его можно в БТИ. Когда стройка закончится, нужно будет подать уведомление об окончании строительства и приложить к нему технический план. Его составляют кадастровые инженеры.
Для регистрации права собственности на квартиру справки из БТИ не нужны. Но если вы покупаете вторичку, запросить у собственника техпаспорт будет нелишним — убедитесь, что в квартире нет незаконных перепланировок.
Полный список документов для регистрации прав на недвижимость есть на сайте Росреестра. Он различается в зависимости от типа недвижимости и условий сделки.
Для продажи недвижимости предоставлять справки из БТИ необязательно — закон этого не требует. Но их может запросить банк, если покупатель приобретает квартиру в ипотеку.
Для ипотеки. Некоторые банки запрашивают техпаспорт при одобрении ипотеки, чтобы убедиться, что в квартире нет незаконных перепланировок. Не все банки дадут кредит на квартиру с неузаконенной перепланировкой.
Образцы документов из БТИ
Технический паспорт — документ, который нужен для сделок с недвижимостью, для споров с налоговой, если некорректно начисляют налог, и если нужно согласовать перепланировку.
Обычно техпаспорт требуют банки при покупке квартиры в ипотеку. Но может потребовать и покупатель без ипотеки, чтобы сравнить план квартиры в паспорте с реальным и понять, есть ли существенные изменения.
В техпаспорте содержится поэтажный план помещения и экспликация.
Поэтажный план квартиры — план квартиры с нанесенными внутренними границами. Обычно это вид на квартиру сверху.
Экспликация — приложение к поэтажному плану с указанием характеристик всех комнат и помещений, в том числе площади.
Справка БТИ по форме 1а — это выписка из техпаспорта с кратким описанием квартиры и дома.
Кадастровый паспорт раньше выдавали на помещение или на земельный участок. С 2017 года их больше не выдают.
В кадастровом паспорте на квартиру указывали кадастровый номер, адрес, характеристики и план расположения помещения на этаже. На земельный участок — информацию о кадастровом номере, стоимости, площади, прилагали ситуационный план участка.
Сейчас кадастровые паспорта заменяет выписка из ЕГРН. Заказать ее можно на сайте Росреестра.
Справка об инвентаризационной стоимости может понадобиться для оформления наследства, отчуждения или приватизации недвижимости. По инвентаризационной стоимости начисляют налог, и в случае споров с налоговой потребуется такая справка.
Справка о соответствии адреса может понадобиться при изменении адреса для внесения уточняющих сведений в документы о праве собственности.
Форма 5 — о состоянии здания или помещения — может понадобиться для покупки квартиры в ипотеку, перепланировки или выдачи кредита под залог недвижимости. В некоторых банках допускается износ до 70%, но в среднем — до 60%.
Форма 3 нужна для оформления сделок с земельными участками.
Кто может обратиться в БТИ за документами
Обратиться в БТИ за документами могут физические лица и организации. Например, собственник объекта недвижимости или его представитель. Представителю понадобится нотариально заверенная доверенность.
Куда обратиться для получения документов БТИ
Для получения документов можно обратиться лично в БТИ или МФЦ, заказать справки в интернете или по почте.
Какие документы БТИ можно оформить в интернете. Москвичи могут оформить на портале мэра Москвы следующие документы:
Забрать готовый документ можно в территориальном подразделении БТИ, к которому относится выбранный объект.
Какие документы оформляют в отделе проектирования БТИ. Некоторые документы можно получить только в отделе проектирования:
Какие документы можно получить через МФЦ. В МФЦ можно оформить следующие документы:
Заказать документы можно в любом МФЦ вне зависимости от района регистрации объекта.
Какие документы нужны для обращения
Если вы собственник и оформили собственность на квартиру после 1 января 2017 года, выписка должна быть на руках. Если вы не собственник недвижимости, вам выдадут только сокращенную выписку из ЕГРН. Если хотите узнать, нет ли обременений и сколько у квартиры владельцев, вместо выписки можно проверить недвижимость на сайте Росреестра или заказать электронную выписку с цифровой подписью.
Порядок получения документов
Документы из БТИ предоставляются по заявлению физического лица или гарантийному письму от организации. Оформить справки можно со специальным обследованием или без него. Обследование необходимо, если в бюро нет сведений о помещении или земельном участке. В таком случае сначала нужно подать заявление и оплатить госпошлину, дождаться специалистов из бюро для обследования и только потом забрать готовый документ.
Если обследование не нужно, подайте заявление и оплатите госпошлину. Вам скажут, когда прийти за результатом.
Сколько стоит оформление документов БТИ
Оформление документов всегда платное. Стоимость справок различается в зависимости от вида. Москвичи могут узнать стоимость справок на сайте Московского городского БТИ.
Сроки изготовления и действия справок из БТИ
Срок действия справок и выписок БТИ — от нескольких дней до нескольких лет. Уточняйте срок действия справки или выписки в БТИ.
Получение документов БТИ по нежилым помещениям
Перечень документов из БТИ, получаемых на нежилое помещение:
Получение документации из БТИ для собственника. Получить документы может собственник или его представитель. Список документов для получения документации из БТИ может меняться в зависимости от того, что именно нужно заказать. Обычно требуют:
Оформление документации из БТИ для арендатора недвижимости. Арендатор тоже может получить документы, но только с согласия собственника. Ему понадобятся следующие документы:
Сроки и стоимость изготовления различаются в зависимости от вида справки или выписки.
Когда могут отказать
Отказать в приеме документов могут по разным причинам. Это решают власти определенного региона.
В Москве откажут, если:
В Екатеринбурге откажут, если:
Отказ выдают в письменной форме по почте или лично.
Росреестр разъяснил порядок определения границ земельного участка
Наличие четко установленных границ позволяет без лишних проблем совершать с участком любые операции и сделки. Кроме того, межевание поможет исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади.
Как узнать, внесены ли в ЕГРН границы земельного участка?
Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН. Если в реестре не окажется необходимых сведений, в выписке будет особая отметка: «Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства».
Получить выписку можно с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра».
Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта» (ПКК). Найти конкретный объект на ней проще всего по адресу. Если в окне описания объекта стоит отметка «Без координат границ» или площадь указана как декларированная, значит, границы участка не установлены.
Как уточнить границы участка?
Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО). СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.
Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе «Государственный реестр кадастровых инженеров». Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.
Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. После ознакомления с результатами замеров, границы участка необходимо согласовать с владельцами смежных участков.
После этих работ кадастровый инженер составляет межевой план.
Какие нужны документы?
Уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.
— ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);
— планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;
— документы по территориальному планированию муниципальных образований;
— проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.
Как согласовать границы участка с соседями?
В согласовании новых границ с владельцами смежных участков также поможет кадастровый инженер: он должен направить им извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.
Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.
Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. Если они не согласны, то могут направить свои возражения кадастровому инженеру. Возражения должны быть зафиксированы в акте согласования местоположения границ земельного участка, а также приложены к межевому плану.
Далее документы необходимо передать в Росреестр. При наличии обоснованных возражений учетно-регистрационные действия будут приостановлены, а решать разногласия соседям придется уже в суде.