Экспонометр ленинград что это такое и для чего он нужен
Экспонометр Ленинград-4. Принцип работы
Что же такое фотоэкспонометр? В те далекие времена, когда только начали появляться малоформатные пленочные фотоаппараты, фотографы устанавливали экспозицию «на глаз», или пользуясь правилом тамба. Со временем возникла потребность в более объективном измерении освещенности фотографируемого предмета. На помощь пришла незатейливая схема: фотоэлемент, который вырабатывает напряжение пропорционально попадающего на него света, соединили со стрелочным измерителем напряжения. Так появился экспонометр.
Фотоэкспонометр — прибор для измерения правильной экспозиции. А следовательно, с его помощью можно определить правильные пары выдержки-диафрагмы при заданной светочувствительности пленки (ИСО).
Рассмотрим принцип работы экспонометра на примере фотоэкспонометра Ленинград-4.
Экспонометр Ленинград-4 внутри
Принцип работы фотоэкспонометра Ленинград-4
На передней плоскости находится светочувствительный элемент, закрытый рассеивающим прозрачным экраном.
На верхней плоскости спереди размещена шкала со стрелкой измерительного прибора. Шкала размечена цифрами — от 8 до 14.
На правой плоскости размещена клавиша, при ее отведении назад, со светочувствительного элемента съезжает своеобразная диафрагма (шторка с дырочками) и на светочувствительный элемент может попасть больше света. Таким образом прибор переходит в более чувствительный режим измерения. При этом прежняя шкала заменяется другой, с разметкой от 1 до 8.
Как можно догадаться, эти числа показывают интенсивность светового потока попадающего на светочувствительный элемент. Чем больше число тем световой поток больше.
Другую, большую часть экспонометра занимает калькулятор. Он выполнен в виде нескольких шкал, расположенных по кругу.
Внутренняя шкала — установка светочувствительности пленки. В окошке справа, подписаной ГОСТ, а слева — DIN. Она помечена еще по старому стандарту светочувствительности ГОСТ 16-32-65-130-250-500, однако существуют промежуточные деления, которые можно использовать для установки современных значений светочувствительности пленки.
Например, чтобы установить светочувствительность пленки 100, надо установить указатель на отметку между 65 и 130.
Существует два способа определения экспозиции: по яркости объекта и по освещенности.
Самый распространенный способ измерения — по яркости объекта. Экспонометр нужно расположить в том же месте где фотоаппарат и направить фотоэлементом в сторону объекта съемки.
При измерении по освещенности экспонометр располагается рядом с объектом съемки и направляется в направлении фотоаппарата. При этом на экспонометр надо надеть молочный светофильтр.
Установка молочного светофильтра
Экспонометр Ленинград-4 в чехле
Экспонометр имеет кожаный чехол, который предохраняет его от внешних воздействий а также защищает элемент от воздействия света. В зачехленном положении свет не попадает на светочувствительный элемент, продлевая фотоэлемент от выгорания. Перед использованием экспонометра надо убедится что при закрытом фотоэлементе стрелка указывает на ноль. Подстроить показания стрелки можно регулятором снизу корпуса на задней крышке.
Задняя крышка и регулятор внизу корпуса
Дальнейшее развитие фотоэкспонометров пошло путем захвата ими фотоаппаратов и глубокой интеграции в их работу. Сначала они стали монтироваться в фотоаппараты в качестве несопряженных устройств, потом — сопряженных, когда параметры выставленные на фотоаппарате (диафрагма и выдержка) влияют на показания экспонометра.
Датчики света сначала располагали отдельно на передней плоскости фотоаппарата, затем стали монтировать внутри так, чтобы они измеряли интенсивность света, попадающий непосредственно в объектив камеры (ТТЛ-замер). Сейчас экспонометры стали настолько глубоко внедрены в каждую цифровую камеру, что многие люди и не знают, что они существуют (когда пользуются автоматической установкой экспозиции).
Фотоэкспонометр Ленинград обзор и инструкция
Автор: Иван · Опубликовано 04.09.2018 · Обновлено 18.11.2021
Экспонометр Ленинград носит имя города в котором выпускался на заводе «Вибратор». При этом параллельно в Москве на Заводе экспонометрических приборов (ЗЭП) шел выпуск точно таких же устройств под названием «Москва».
Держа первый Ленинград в руках, невольно удивляешься, на сколько старательно и качественно он выполнен.
Корпус устройства бакелитовый, но судя по весу (100 грамм), вполне вероятно, что внутри имеется металлическое шасси.
Пластиковое окошко, закрывающее шкалу со стрелкой, посажено на малюсенькие заклепочки.
Чехол кожаный сложной формы с простроченными швами и замшей внутри.
Чувствуется уважение к устройству, которое было первым, принципиально новым и потому флагманским.
Сейчас, спустя нереальную кучу лет экспонометр выглядит интересно и интригующе. Давайте его рассмотрим.
Но вначале я хотел бы поблагодарить наших Патронов на платформе Patreon. Спасибо, что помогаете проекту развиваться.
Фотоэкспонометр Ленинград
Ленинград — устройство компактное. Форма такова, что в руках сидит как влитой. Боковые грани снабжены мощной накаткой.
Компоновка экспонометра вполне классическая, но интересные особенности, конечно, имеются.
На переднем торце слегка заглубленное в корпус прозрачное окошко, за которым располагается селеновый фотоэлемент.
На верхней стороне находятся шкала со стрелками сзади и круглый калькулятор.
Все остальные стороны — свободны от элементов управления.
Снизу имеется таблица соответствия чувствительности пленки по 3-м системам — ГОСТ, ХиД (. ) и DIN. На калькуляторе чувствительность задается только в ГОСТах, поэтому табличка эта нелишняя и всегда под рукой.
Пользоваться экспонометром просто.
Вначале, традиционно нужно выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки. Окошко находится внизу калькулятора посреди черного сектора. Поводок, за который нужно менять цифры — примерно на 5 часов около самого внешнего края калькулятора.
В зависимости от количества света, падающего на фотоэлемент, по шкале ходит стрелка.
От шкалы до нижнего внешнего края калькулятора ведут линии — каналы. Индекс калькулятора нужно совмещать не со стрелкой, а с каналом, на который она указывает.
На внешнем кольце калькулятора 2 шкалы диафрагм и 2 индекса (черного и красного цвета). Вращая калькулятор за внешнюю накатку можно выводить в видимую переднюю часть то одну шкалу, то другую.
При смене шкал внутри экспонометра будет открываться или закрываться дверца перед фотоэлементом.
Меняя шкалы нужно добиться того, чтобы стрелка на шкале занимала не крайнее положение. Если света слишком мало, дверцу нужно открыть, если много — закрыть.
Если стрелка не зашкаливает, а указывает на какой-то канал, то поворачивая диск калькулятора нужно совместить треугольный индекс с этим каналом. Пример на фото.
В передней части калькулятора на внешнем диске нанесены диафрагмы. А чуть ближе к центру, на внутреннем диске — выдержки. Сейчас выдержки и диафрагмы выстроились друг напротив друга и образуют экспопары.
Выбираем наиболее подходящую, и переносим на фотоаппарат.
Ленинградом первой модели можно было измерять экспозицию двумя методами:
— измерение отраженного света;
— измерение падающего света.
При этом, единственное отличие в обращении с экспонометром заключается в том, что при методе падающего света на переднее окошко должен быть надет молочный фильтр.
В остальном все аналогично описанному выше.
Если рассматривать линейку экспонометров Ленинград с такой неожиданной стороны, как визуальная привлекательность, то первое место я бы отдал именно первой модели из обзора. Очень симпатичное устройство.
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на канал сайта на Patreon. Присоединяйтесь, поддержите проект и получите доступ к HD видео-обзорам и прочим эксклюзивным материалам!
Фотоэкспонометр Ленинград-7 обзор и инструкция
Автор: Иван · Опубликовано 26.04.2019 · Обновлено 18.11.2021
Сегодня мы продолжим рассматривать линейку советских экспонометров Ленинград. Большинство моделей уже имеет персональный обзор на моем сайте. Осталось буквально две.
Вот одну из них, а именно Ленинград-7 мы сегодня и рассмотрим.
Экспонометры серии Ленинград выпускались на Ленинградском заводе «Вибратор». Первые модели экспонометров начали выпускаться еще в 1954 году, и далее модельный ряд совершенствовался, а производство продолжалось, видимо, до самого заката СССР или даже позднее.
К сожалению, информации периодах выпуска конкретных моделей очень мало, можно сказать, ее вообще нет.
Я полагаю, что Ленинград-7 выпускался примерно с середины 80-х, и производство его шло параллельно с экспонометром Ленинград-6.
Шестая модель относилась однозначно к проф. сегменту. Экспонометр был основан на сернисто-кадмиевом (CdS) фоторезисторе, имел зеркальный видоискатель, требовал для работы батарейку, был достаточно крупным.
Цена на моем экземпляре обозначена в 65 рублей.
Ленинград-7 в этой логике отвечал за бюджетный сегмент (20 рублей — цена на корпусе) и продолжал линейку экспонометров с селеновыми фотоэлементами.
В этой роли седьмая модель пришла на смену Ленинград-4, который, к середине 80-х, действительно выглядел уже не современно.
Кроме нового дизайна Ленинград-7 получил также и немного дополнительного функционала, но тут сложно было сделать что-то совсем уж новое.
Интересно, но седьмой Ленинград встречается относительно нечасто. Нет, редким его нельзя назвать. Но, если сравнивать с тем же Ленинград-4, то седьмой встречается пореже все-таки.
Причина этого проста, — седьмая модель очень быстро была заменена восьмой. Ленинград-8 очень мало отличается от седьмого. По сути, в нем только сделали более удобные переключатели шкал. В остальном — один-в-один.
Вот эта ситуация видится занятной. Во-первых, Ленинград-7 — единственная модель с нечетным числовым индексом. Все прочие, которые с числами в названии — имеют четные индексы. Во-вторых, то, что улучшили в Ленинград-8 — достаточно очевидно. Об этом можно было бы сразу подумать.
Что-то с Ленинградом-7 пошло не так.
Что у седьмой модели нового против четвертой?
По сути, кроме дизайна ничего. Нет, отличие есть, конечно. Если вы пользуетесь методом измерения падающего света, то в вашем распоряжении теперь не 2, а 3 шкалы. Скорее всего повысилась точность измерения.
Вопрос только, вы этим методом пользуетесь? Я лично — ни разу.
Для тех, кто применяет только метод измерения отраженного света — не поменялось ничего, кроме дизайна.
Ну, еще экспонометр теперь можно использовать только полностью вынув из чехла. Но это не улучшение.
В чем отличие седьмой модели от восьмой все-таки?
Только в переключателях, меняющих шкалы.
Основной — правый переключатель у Ленинград-7 по умолчанию находится в переднем положении, а для включения первой шкалы, его нужно оттянуть назад, причем в этом положении он не фиксируется. Пружина возвращает его обратно.
У Ленинград-8 правый переключатель по умолчанию находится в заднем положении, а для включения первой шкалы нужно сдвинуть его вперед. При этом, он фиксируется в обоих положениях.
Левый переключать работает одинаково, только у восьмой модели он выполнен в виде плоского движка, а у седьмой — в виде рычажка.
В переднем положении рычажок выступает за габариты экспонометра. Это не есть большая проблема, т.к. при запихивании в чехол рычажок встанет на место, но все-таки могут возникать затруднительные ситуации.
Но, давайте рассмотрим само устройство.
Фотоэкспонометр Ленинград-7
Вес экспонометра 87 грамм (на 10 грамм тяжелее моего 8-го, кстати).
Корпус — черный параллелепипед, но снабженный множеством контрастных элементов калькулятор придает устройству современности и солидности.
В комплект поставки входит удобный чехол из кожзаменителя и нашейный шнурок. Чехол можно надеть на ремешок фотоаппарата, правда, только на очень узкий.
На переднем торце устройства находится окно светоприемника, под которым скрыт селеновый фотоэлемент.
На левом и правом боковых торцах находятся движки переключения диапазонов освещенности.
Шкала освещенности и диски калькулятора помещены на верхний торец. Калькулятор занимает середину, а шкала – заднюю часть верхнего торца.
Подбор экспозиции с помощью Ленинград-7:
Калькулятор в центре экспонометра имеет 2 кольца. Внутреннее и внешне. Оба они вращаются.
Вращать внутреннее кольцо нужно за небольшой выступающий вверх поводок в задней части калькулятора.
Этим вращением нужно добиться, чтобы в специальных окошках в центре диска выставилась чувствительность заряженной в аппарат пленки.
Окошка два под два стандарта чувствительности: DIN — слева, ГОСТ — справа.
При этом, в передней части калькулятора на внутреннем кольце перемещаются цифры, обозначающие диафрагмы.
Далее, переходим, собственно, к измерению света.
Если используется метод падающего света, на окошко светоприемника нужно надеть специальный белый фильтр. Он закреплен на клапане чехла с внутренней стороны. В этом варианте экспонометр нужно направлять от снимаемого объекта в сторону позиции фотографа.
Если применяется метод отраженного света, фильтр не нужен, а устройство направляют от фотографа на объект.
В обоих случаях измерение начинается со шкалы с числами 12-18.
Если стрелка заняла крайнее левое положение и до 12 не дотягивает, нужно сдвинуть правый переключатель на себя. При этом, в окошке со шкалой появятся числа от 5 до 12, а внутри устройства перед фотоэлементом откинется светофильтр.
При методе отраженного света, все, больше нам ничего не предлагается.
Если мы используем метод падающего света, и стрелка до 5 все еще не дотягивает, то в этом случае в запасе есть еще один шанс измерить, таки, уровень света.
Нужно а) снять фильтр с окошка светоприемника и б) сдвинуть вперед левый рычажок.
А окошке со шкалой появятся числа от 1 до 5, а фотоэлемент внутри устройства сдвинется вперед.
По окончании измерения нужно запомнить число, на которое указала стрелка и вращая калькулятор за внешнюю накатку выставить это число перед треугольным индексом в задней части калькулятора.
Свет попадает на селеновый фотоэлемент и стрелка на шкале занимает ту или иную позицию, помеченную цифрой.
После этого в передней части калькулятора выстраиваются экспопары. Нужно выбрать ту, которая лучше подходит для задуманного сюжета и перенести настройки в фотоаппарат.
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на канал сайта на Patreon. Присоединяйтесь, поддержите проект и получите доступ к HD видео-обзорам и прочим эксклюзивным материалам!
Фотоэкспонометр Ленинград-8 обзор и инструкция
Автор: Иван · Опубликовано 27.03.2018 · Обновлено 17.11.2021
Свет для фотографии — это всё.
Но света на фотопленку должно попасть ровно столько, чтобы сформировать изображение. Не больше и не меньше. Для фотографа всегда актуален вопрос об уровне освещенности снимаемого объекта.
Человеческий глаз — очень совершенный измерительный прибор, но в данном случае он подводит. Потому, что слишком совершенный.
Расстояние человек может определять на глаз вполне приемлемо для фотографии, а вот освещенность — нет.
Глаза и мозг «автоматически» подстраиваются под уровень освещения и человеку «нормально» в очень широком диапазоне.
Для начинающих фотографов промышленность часто предлагала простые решения для помощи подбора выдержки и диафрагмы.
Например, диафрагма выставляется в зависти от чувствительности заряженной в фотоаппарат пленки, а выдержка — от состояния погоды.
Для характеристики погоды предлагались такие шаблоны, как «Ясно», «Солнце в дымке», «Облачно», и т.д.
Это позволяло, конечно, новичку не вдаваясь в подробности получать приемлемый процент снимков удовлетворительного качества. Но что делать, если съемка идет в помещении? Или на улице солнечно, но объект в тени?
Для более точного измерения света существовали (и сейчас существуют) специальные устройства — фотоэкспонометры. Об одном таком устройстве времен СССР мы сегодня и поговорим.
Но вначале я хотел бы поблагодарить наших Патронов на платформе Patreon. Спасибо, что помогаете проекту развиваться.
Фотоэкспонометр Ленинград-8
Экспонометры серии Ленинград выпускались на Ленинградском заводе «Вибратор». Да, именно так он и называется до сих пор.
Первые варианты экспонометров были разработаны еще в 1954 году. После этого линейка непрерывно улучшалась, в ней появлялись новые модели.
Объемы выпуска достигали 100 тыс. штук в год. Это немало, учитывая, что Ленинград – не единственная линейка экспонометров, выпускавшаяся в Союзе, а многие фотоаппараты были оборудованы встроенным экспонометром.
Мы сейчас говорим о 8-й модели.
Это, практически, сама старшая модель в линейке. Был еще Ленинград-10, но он считался прибором профессиональным и распространен не был.
Ленингард-8 выпускался в начале-середине 80-х. Более точные данные найти не удалось.
В детстве у меня был как раз Ленинград-8 и я его реально много использовал.
Прибор представляет собой параллелепипед примерно 8 Х 5,3 Х 2,7 см.
Вес экспонометра всего 77 грамм.
В комплект поставки входит удобный чехол из кожзаменителя и нашейный шнурок. Чехол можно надеть на ремешок фотоаппарата, правда, только на очень узкий.На переднем торце устройства расположено окно светоприемника. Измерение производится селеновым фотоэлементом.
На левом и правом боковых торцах находятся движки переключения диапазонов освещенности.
Шкала освещенности и диски калькулятора помещены на верхний торец. Калькулятор занимает середину, а шкала – заднюю часть верхнего торца.
Внешний вид устройства вполне современный даже сегодня.
Как, собственно, работать с экспонометром?
Калькулятор в центре экспонометра имеет 2 кольца. Внутреннее и внешне. Оба они вращаются.
Вращать внутреннее кольцо нужно за 2 небольших поводка, выступающих над поверхностью слева и справа.
Этим вращением нужно добиться, чтобы в специальных окошках в центре диска выставилась чувствительность заряженной в аппарат пленки.
Окошка два под два стандарта чувствительности.
Хотим задать единицы DIN — ориентируемся на левое окно. Предпочитаем ГОСТ — смотрим в правое.
При этом, в передней части калькулятора на внутреннем кольце перемещаются цифры, обозначающие диафрагмы.
Далее, переходим, собственно, к измерению света.
Свет попадает на селеновый фотоэлемент и стрелка на шкале занимает ту или иную позицию, помеченную цифрой.
Для повышения точности устройства и охвата максимального диапазона возможной освещенности, конструкторы старались сделать шкалу как можно шире.
Ну, логика, думаю, понятна, — если шкала широкая, то в ней можно разместить области «очень мало света» и «очень много света» и при этом область с менее экстремальными условиями освещенности будет шириной не со спичку. Так, чтобы разумные изменения освещенности в нормальной зоне были отчетливо видны и могли быть точно перенесены в настройки фотоаппарата.
Но как разместить широкую шкалу на таком маленьком устройстве?
Решение было найдено простое и грамотное.
У экспонометра, на самом деле, 3 шкалы. Управляя полозками, расположенными по бокам устройства, пользователь выбирает одну из них. В окошке шкала реально меняется – появляются другие цифры. Одновременно, меняется чувствительность устройства к свету.
Шкала со знамениями от 1 до 5 работает, если оба полозка сдвинуты вперед.
Если левый полозок сдвинуть назад, фотоэлемент внутри экспонометра переместится глубже в устройство.
Это хорошо видно, если заглянуть в светоприемник спереди. Стенки шахты, в которой перемещается фотоэлемент выполнят роль некой диафрагмы или бленды и отсекут часть света.
Одновременно шкала сменится и появятся деления от 5 до 12.
Далее, если правый полозок тоже сдвинуть назад, то внутри устройства фотоэлемент будет накрыт затемненной дверцей. А на новой шкале будут значения от 12 до 18.
В общем случае, переключаться на шкалу с более крупными цифрами следует, если при текущей шкале стрелка упирается в крайнюю правую позицию.
И, соответственно, шкала с меньшими значениями нужна если на текущей стрелка уперлась в крайнюю левую позицию.
Все это хорошо видно на фото выше.
Ленинград-8 позволяет измерять свет двумя методами:
— по отраженному свету
— по падающему свету.
Для измерения отраженного света, экспонометр направляется на снимаемый объект.
Для измерения падающего света, экспонометр направляется от снимаемого объекта на фотоаппарат.
Лично я всегда использовал только метод отраженного света.
Во-первых, не нужно ходить туда, обратно. Не во всех случаях такая прогулка допускается условиями съемки.
Во-вторых, не факт, что я прав, но все-таки мне кажется, что измерение отраженного света в большинстве случаев дает более точный результат. Мало ли откуда свет падает?! Зато, если отразился, значит точно отразился.
В-третьих, не нужно было возиться с установкой дополнительной молочно-белой насадки. О ней ниже.
При измерении отраженного света можно использовать только 2 шкалы — с делениями 5-12 и 12-18.
При измерении падающего света используются все 3 шкалы. Но нужно всегда помнить, что шкалы 5-12 и 12-18 применяются со специальной молочно-белой насадкой.
Насадка эта крепилась на клапане чехла с внутренней стороны на специальном держателе. При необходимости ее следовало с держателя снять и установить перед светоприемником экспонометра.
Шкала 1-5 используется без насадки.
Итак, метод выбран и шкала подобрана. Стрелка указывает на какое-то число на шкале. Или на позицию между числами.
Это самое число (положение между числами) нужно выбрать в нижней части внешнего кольца калькулятора и выставить напротив треугольного указателя. Эти цифры на кольце калькулятора красного цвета, также как на шкалах со стрелкой.
Вращать внешнее кольцо нужно за боковую ребристую поверхность.
При этом вращении в верхней части внешнего кольца будут перемещаться числа, обозначающие выдержки.
По окончании всех этих операций, в передней части калькулятора на двух кольцах друг напротив друга выстроятся ряды чисел диафрагм и выдержек.
Любая из совпавших пар является корректной экспопарой.
На снимке в экспонометре выставлена чувствительность пленки около 64 единиц ГОСТ. Выбран метод измерения отраженного света (иначе на этой шкале требовалась бы молочно-белая насадка). Подобрана шкала, при которой стрелка не упирается в крайнее положение.
Стрелка указывает на позицию чуть правее девятки. Эта же позиция выставлена в нижней части внешнего кольца.
В передней части калькулятора внешнее и среднее кольцо образуют правильные экспопары.
Так, разумным в данном случае выбором было бы применить выдержку 1/30 при диафрагме f4. Или выдержку 1/60 при диафрагме f2,8.
Лениград-8 позволяет рассчитывать экспозицию и для киносъемки, но этого вопроса мы касаться не будем.
Отношение к устройству:
Как я уже говорил, Ленинград-8 — это устройство прямиком из моего детства.
Правда, у меня была вариация визуально больше похожая на ту, что в инструкции, а не на ту, что на фото. Как-нибудь руки дойдут найти экземпляр идентичный своему. Увы, свой прежний я отдал в дом пионеров.
Экспонометр отличный. Удобный, легкий, надежный. Не нужны батарейки, которые, если кто помнит, во времена СССР садились куда быстрее, чем современные аналоги, а продавались не всегда.
Если в аппарате нет встроенного экспонометра, то без внешнего — как без рук. Да и при встроенном, — показания внешнего часто точнее.
В общем, незаменимое устройство!
А непонятные окружающим таинственные манипуляции с движками и кольцами дают приятное ощущение причастности к чему-то таинственному и сакральному. :о)
Это ссылка на канал сайта на Patreon. Присоединяйтесь, поддержите проект и получите доступ к HD видео-обзорам и прочим эксклюзивным материалам!