Экспозиционная проповедь что это

Разъяснительная проповедь

Тексты для экспозиции отбираются тремя способами:

Когда отрывки определяются проповедником или отдельной церковью, проповедник имеет право решать, какие отрывки изучаются в определенное время. В такой ситуации проповедник иногда проповедует через всю книгу Священного Писания, что обычно позволяет гораздо более подробно рассмотреть изучаемый текст. При некоторых обстоятельствах проповедники могут предпочесть проповедовать через целые книги Библии систематически в течение длительного периода времени. Например, предположим, что проповедник решает покрыть книгу Первого послания Иоанна. В первую неделю серии проповедник может объяснить и применить 1 Иоанна 1.1-4, затем 1 Иоанна 1.5-7 на следующей неделе, затем 1 Иоанна 1.8-10 после этого, и будет продолжать до тех пор, пока не будет покрыто все 1 Иоанна. Затем исследуется другая книга Библии или какое-то время освещается конкретная тема (мало кто из церквей, если вообще какие-либо церкви, используют исключительно метод объяснения, даже если он преобладает, тематические исследования используются либо в качестве «перерывов» между книгами, либо для освещения книги конкретная область, волнующая собрание).

Вот некоторые преимущества разъяснительной проповеди: 1) Представление всего содержания всего отрывка Библии предпринимается независимо от желаний собрания. Не обойтись без горячих и спорных тем; сводничество уменьшается. 2) Проповедник никогда не теряется из-за темы проповеди. 3) Проповеднику не нужно угадывать нужды своего стада и предлагать соответствующие темы, так как проповедник считает, что в Слове Божьем есть полноценная пища для его овец.

Некоторые недостатки разъяснительной проповеди заключаются в следующем: 1) истины в конкретном отрывке Библии могут не быть теми, в которых нуждается конкретная аудитория в их жизненный момент. 2) Представленной теме может не хватать единства, которое дает тематический метод. 3) Ограничивая сообщение определенным отрывком, можно пренебречь изложением тем во всей их полноте. Следовательно, чтобы правильно рассмотреть контекст и содержание данного отрывка, проповедник может стать актуальным, сконцентрировавшись на рассматриваемой теме и интегрировав другие вспомогательные отрывки. В.А. Крисвеллу удалось охватить всю Библию за 17-летний период в качестве пастора Первой баптистской церкви в Далласе, штат Техас. Но Джон Макартур (пастор общины церкви Грейс в Сан-Вэлли, Калифорния) провел почти десять лет только в книге Луки. Дж. Вернон МакГи был радио-проповедником, который проповедовал всю Библию с пятилетними циклами.

Многие известные евангельские проповедники в современную эпоху аналогичным образом использовали систематическое изложение.

Дж. Вернон МакГи из радиопрограммы « Сквозь Библию » может быть лучшим примером чисто объяснительного метода проповеди в современную американскую эпоху. Он проповедовал более одного пятилетнего цикла по всей Библии.

Мартин Ллойд-Джонс, известный как великий проповедник-евангелист 20-го века, был служителем Вестминстерской капеллы в Лондоне с 1939 по 1968 год. На его серию о послании к Римлянам потребовались годы, поскольку он работал над книгой почти по стихам.

Проповедники обсуждали важность разъяснительной проповеди. Некоторые церкви отводят Писанию доминирующее положение над всеми другими источниками религиозного понимания. Это наиболее распространено в фундаменталистских и евангелических деноминациях, которые придерживаются позиции, согласно которой Библия является непогрешимым словом Бога и содержит достаточно информации для христиан, чтобы понять их веру и то, как им следует жить своей жизнью. В историческом богословии эти церкви могут придерживаться учения Реформации Sola Scriptura, которое присутствует в утверждениях веры ряда основных деноминаций (например, глава 1 Вестминстерского исповедания веры ).

На практике многие евангелические и фундаменталистские церкви не регулярно подвергаются разъяснительной проповеди с кафедры. Несмотря на это, экспозиции Священных Писаний чаще происходят в этих церквях, чем в неевангельских. Маловероятно, что на экспозицию повлияют материалы, не относящиеся к Библии (хотя такие материалы могут быть упомянуты в проповеди, например, сочинения комментатора отрывка).

Однако в церквях, которые поднимают церковные традиции, личный опыт и / или человеческий разум на уровень, равный Писанию, разъяснительная проповедь (если используется) будет включать согласование библейского текста с другими источниками:

Однако, несмотря на эти различия в акцентах, большинство проповедников и конгрегаций согласятся, что проповедь должна почитать Бога, а не людей. На практике это означает, что проповедник как толкователь должен быть озабочен тем, чтобы говорить о том, что Бог считает важным. Однако от этого будет мало пользы, если это не будет связано с тем, что люди в собрании считают важным, даже если это будет сделано только потому, что они будут стремиться нарушить их приоритеты. Но принцип должен заключаться в том, что, когда церковь подвергается разъяснительной проповеди, они получают возможность слышать, как говорит Бог, а не говорят то, что, по их мнению, им нужно услышать.

Для тех, кто считает, что основным источником христианского понимания является Библия, может показаться очевидным, что проповедь из Библии должна иметь важное значение. Тем не менее логика их позиции требует, чтобы сама проповедь имела основание, основанное на Священных Писаниях.

Внутри широкой христианской церкви существуют определенные деноминационные и внеконфессиональные движения, которые продвигают разъяснительную проповедь как необходимую в жизни церкви и должны быть нормативным способом проповедования проповедей. Некоторые из этих движений включают:

Источник

Как слушать экспозиционную проповедь

Как слушать экспозиционную проповедь

Неемии 8:1-12

“Экспозиционная проповедь ставит перед собой цель – изъяснить, представить, провозгласить, донести до слушателей смысл и практическое значение Библейского текста, стих за стихом, как он был изначально написан авторами Священного Писания под действием Святого Духа”[1] (Алексей Коломийцев)

“Объяснение значения отрывка Священного Писания, так как его понимал Библейский автор, в свете общего контекста Священного Писания и с применением к сегодняшним нуждам слушателей – это может быть по праву названо Экспозиционной проповедью. Это не проповедь о Библии, а проповедь самой Библии. «Так говорит Господь» является альфой и омегой экспозиционного проповедования. Оно начинается в Библии и заканчивается в Библии и всё, что находиться между исходит из Библии. Другими словами Экспозиционная проповедь это Библиоцентричная проповедь”[2] (Меррилл Унгер)

“Проповедь Кальвина от начала и до конца его жизни строилась всегда одинаково: он проповедовал, последовательно переходя от книги к книге Библии… Одним из ярких свидетельств того, что такая последовательность была осознанным выбором Кальвина, является тот факт, что он оставил кафедру церкви св. Петра в день Пасхи 1538 года, поскольку был изгнан решением городского совета. Однако спустя 3 года, в сентябре 1541-го, вернувшись, он продолжил толкование следующего стиха”[3] (Джон Пайпер)

Неем.8:8 “И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное”

Неем.8:9,10 “(9)Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона. (10)И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом – подкрепление для вас”

Неем.8:11,12 “(11)И левиты успокаивали весь народ, говоря: перестаньте, ибо день сей свят, не печальтесь. (12)И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им

“Ездра и его помощники были первыми в длинной череде проповедников, разъясняющих Библию. Этот метод проповеди был благословен Богом на протяжении столетий и продолжает быть эффективным орудием христиан к духовной зрелости. Тематические и текстуальные проповеди тоже могут быть полезными, но их духовное влияние не сравнить с духовной пользой таких проповедей, которые читал Ездра. Воистину благословенны верующие, которые слушают разъяснительные проповеди Писания”[4] (Дональд Кемпбелл)

“Слишком много членов церкви говорят о проповеди как об одностороннем сообщении, как будто ответственность за истины, провозглашенные в Библии, лежит только на плечах проповедника. Но это не так. Чтобы сообщение было эффективным, участие должны принимать обе стороны”[5] (Джеймс Адамс)

I. Подготовьтесь к слушанию Библейской истины

Еккл.4:17 “Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают”

A. Признайте нужду в Библейской истине

Неем.8:1 “Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [жили] по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю”

Ездр.7:10 “потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде”

Пс.18:8-12 “(8)Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. (9)Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. (10)Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; (11)они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; (12)и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда”

B. Признайте достаточность Библейской истины

Неем.8:1 “Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [жили] по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю”

Неем.8:2,3a “(2)И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; (3)и читал из него на площади”

2Тим.3:16 “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности”

С. Признайте авторитетность Библейской истины

Неем.8:1 “Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [жили] по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю

II. Слушайте Библейскую истину

“Люди не хотят слушать, как капризные дети. Даже верующие, привыкшие к неповиновению, с трудом слушают Бога… Грешникам стало легче обвинять проповедников, чем признаваться в своем нежелании слушать”[7] (Джеймс Адамс)

A. Слушайте внимательно

Неем.8:2,3 “(2)И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; (3)и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа [были приклонены] к книге закона

Лук.8:18 “Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь”

B. Слушайте благоговейно

Неем.8:5,6 “(5)И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. (6)И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, – и поклонялись и повергались пред Господом лицом до земли”

Ис.66:2 “А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим

С. Слушайте целенаправленно

Неем.8:8 “И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное

Неем.8:13 “На другой день собрались главы поколений от всего народа, священники и левиты к книжнику Ездре, чтобы он изъяснял им слова закона”

III. Применяйте Библейские истину

Неем.8:9,10 “(9)Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона. (10)И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом – подкрепление для вас”

Неем.8:11,12 “(11)И левиты успокаивали весь народ, говоря: перестаньте, ибо день сей свят, не печальтесь. (12)И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздноватьс великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им

Неем.8:17,18 “(17)Все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая. (18)И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней, а в восьмой день попразднество по уставу”

И Нав.1:8 “Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно”

Втор.32:46,47 “(46)тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; (47)ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша”

Источник

Признаки экспозиционной проповеди

Экспозиционная проповедь что это. Смотреть фото Экспозиционная проповедь что это. Смотреть картинку Экспозиционная проповедь что это. Картинка про Экспозиционная проповедь что это. Фото Экспозиционная проповедь что это

Что делает экспозиционную проповедь «экспозиционной»? Ответ на этот вопрос напрямую связан с пониманием термина «экспозиция». Согласно Вестминстерскому словарю богословских терминов (Donald K. McKim, Westminster Dictionary of Theological Terms, 100) этот термин подразумевая экспозицию Писания, происходит от латинского слова exponere, что буквально означает: «пространно объяснять, пояснять, интерпретировать, разъяснять, толковать». Исходя из этого, экспозиционная проповедь – это такая проповедь, которая основывается на Писании, вытекает из Писания, объясняет, разъясняет и применяет Писание для слушателей. При этом, проповедник выступает не в роли рассказчика, сочинителя или пересказчика, а в роли глашатая (вестника) который внятно и величественно читает определенный текст, а затем объясняет его детали так, чтобы сущность вести и ход мысли были максимально понятны слушателям. Исходя из философии экспозиционной проповеди необходимо акцентировать внимание на том, что каждая проповедь должна быть экспозиционной.

Чтобы определить говорит ли проповедник «экспозиционную проповедь» необходимо обратить внимание на следующие детали, которые как по отдельности, так и в своей общей совокупности, свидетельствуют, что проповедник проповедует экспозиционно, когда он:

Источник

Ветхозаветный «Урок» экспозиционной проповеди согласно Моисею

Изучая книгу Второзаконие, прежде чем перейти непосредственно к последовательному разъяснению отрывок за отрывком, полезно ближе познакомиться с гомилетической практикой Моисея, чтобы вынести полезные уроки для современных проповедников и показать, что экспозиционный метод проповеди – это самый древний из всех известных гомилетических методов.

Рассматривая книгу Второзаконие, метод экспозиционной проповеди Моисея можно описать всего лишь одним предложением:

Благочестивый проповедник последовательно разъясняет написанное Божье Слово используя четкий план, акцентируя внимание на главных богословских темах и практически применяя Слово к новым обстоятельствам жизни нового поколения

Давайте по порядку рассмотрим каждую отдельную часть этого определения:

Благочестивый проповедник.

Имя Моисея предваряет все то, что он излагает в книге: «Вот слова, которые говорил Моисей…» (1:1). Слова проповеди Моисея связаны с личностью Моисея, то есть с тем, кто он есть перед Богом. Он неразрывно связан с тем, что Он проповедует. Из контекста Пятикнижия нам известно об особо близких взаимоотношениях Моисея с Господом. Господь избрал и призвал Моисея (Исх. 2-3 гл.), Он оснастил его для служения (Исх. 4:1-17), дисциплинировал его (Исх. 4:24-26), говорил «лицом к лицу» (Исх. 33:11), а также явил ему славу свою (Исх. 33:18-23). Все это является основой его благочестивой жизни, а благочестивая жизнь является основой его проповеднического служения[1]. «Слова, которые говорил Моисей»(Вт. 1:1) имеют вес перед его слушателями потому, что «масса» этих слов основывается на преданности Господу и Его словам. Прежде, чем он начал говорить другим, проповедуемые «слова» завладели его сердцем. Его экспозиция Божьего Слова была живой, потому что Моисей жил в близких взаимоотношениях с Господом. Он сам живет Словом, которое проповедует другим.

Последовательно разъясняет написанное Слово

. В 1:5 говорится: «…начал Моисей изъяснять закон этот…». Глагол «изъяснять» означает «раскрывать значение, делать более доступным, понятным». По-другому: «делать экспозицию». Это является основанием для того, чтобы считать Моисея одним из первых служителей «разъяснительной» (экспозиционной) проповеди. Его разъяснение не ограничивалось лишь одной-единственной проповедью. Моисей представляет серию из трех последовательных проповедей (1:1-4:43; 4:44-28:68; 29:1-30:20) на основании ранее сказанного и записанного Слова в четырех предыдущих книгах (Бытие-Числа). Но почему он не мог, придерживаясь принципа «краткость – сестра таланта», сказать все самое важное за пятнадцать или двадцать минут? Почему была необходимость в серии проповедей? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости двух реальностей. Первая реальность – реальность величия истины Божьего Слова. Ни одна проповедь не может вместить и раскрыть всей полноты Писания. Вторая реальность – реальность человеческой слабости. Человеческая слабость (слушанья, восприятия, понимания, запоминания и т.д.) требует постоянства и повторения. Поэтому, принцип серии проповедей – это эффективный метод для преодоления этой слабости. Постоянное последовательное слушанье Слова производит послушание Слову.

    Используя четкий план

    Принцип структурированной вести (т.е. использование последовательного плана) был благословением для Моисея как проповедника. Он был его «дорожной картой» проповеди, показывал последовательный динамический маршрут и предохранял от повторений и пустых слов. Четкий план был также благословением для его слушателей, так как он раскладывал все по полочкам в их уме, содействуя более ясному пониманию и запоминанию проповедуемых истин.

    Акцентируя внимание на главных богословских темах

    Практически применяя Слово к новым обстоятельствам жизни.

    Благочестивый проповедник последовательно разъясняет Божье Слово, используя четкий план, акцентируя внимание на главных богословских темах, призывает своих слушателей к практическому благочестию (послушанию). Важно заметить, что Моисей проповедует новому поколению Израиля, которое будет жить на новом месте при новых обстоятельствах. Глядя вперед на жизнь людей в Обетованной Земле, Моисей касается всех сфер практической жизни Израиля, начиная от его поклонения Господу (5:6-15), заканчивая частными случаями из практической семейной жизни (24:1-5). Книга Второзаконие настолько практичная и применимая, что практическое применение, практические уроки, выводы и призывы встречаются на каждом шагу (4:1-3; 5:1, 6-21; 6:6-9; 7:24-26; 8:10-14; 10:12-16; 11:18-25). Поэтому книгу по праву можно назвать «конституцией» духовно-этической жизни Израиля (12-26 гл.). Это является важным уроком для проповедников Слова. Практическое применение, выведенное из Божьего Слова, должно быть всегда на своем месте. Применение должно быть «блаженной тенью» экспозиции Писания, на которое светят лучи света Божьей истины. Экспозиционная проповедь не может быть «экспозиционной» без провозглашения практического применения, выведенного из текста Писания. Как в свое время сказал Чарльз Сперджен: «Там где начинается практическое применение, там начинается проповедь»[4].

Экспозиционная проповедь что это. Смотреть фото Экспозиционная проповедь что это. Смотреть картинку Экспозиционная проповедь что это. Картинка про Экспозиционная проповедь что это. Фото Экспозиционная проповедь что этоАвтор: Игорь Бодун Пастор Первой черниговской церкви ЕХБ, M.Div., ИБС, Th.M., ЕВТС

[1] Почему важно видеть Моисея в роли проповедника? Дело в том, за 40 лет до написания Книги он наотрез отказался быть публичным оратором, мотивируя это дефектами своей устной речи (Исх. 4:10), после чего Господь назначил красноречивого Аарона быть публичным декламатором Моисеевых речей (Исх. 4:14-15). Но Господь всё-таки сделал из Моисея публичного проповедника. Целых 40 лет Он готовил Моисея к проповедованию. Создав безысходные обстоятельства, когда было крайне необходимо наставлять народ, а Аарона уже не было в живых (Чис. 20:23-29), Господь, подвел 120-ти летнего Моисея к переломному моменту его жизни, когда он вынужден был проповедовать лично сам, потому что никакого другого варианта уже не было.

[2] Peter C. Craigie, The Book of Deuteronomy, NICOT, 38-44.

[3] Michael A. Grisanti, “Deuteronomy,” Expositor’s Bible Commentary, 8-9.

[4] Joel R. Beeke, Reformed Preaching (Wheaton, Ill.: Crossway, 2018), 31.

Источник

Как подготовить экспозиционную проповедь

Введение

Служение проповедника является одним из наивысших призваний, которые только возможны на земле. Проповедь — это не просто информирование людей о чем-то, это не развлечение и не дискуссия на актуальные темы. Проповедь — это «послание от имени Христова» (2 Кор. 5:20), имеющее своей задачей донести до людей могущественное слово от Бога, от которого реально и практически зависит жизнь каждого из них.

Быть глашатаем Божьего слова — огромная привилегия, и, вместе с тем, великая ответственность. Становясь за кафедру и открывая Библию, проповедник занимает место, с которого должна звучать авторитетная божественная истина. Обличая служителей, потерявших понимание этого важного факта, пророк Малахия говорил: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2:7).

В этом смысл проповеди. Она должна быть носителем неповрежденной, не смешанной с человеческими взглядами и мнениями Божьей истины. Апостол Павел, наставляя в служении своего лучшего ученика, Тимофея, говорил, что правильное отношение к истине Божьего Слова является одним из наиболее важных условий успешного служения. «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).

Поэтому, для того чтобы проповедь была эффективной, проповедник должен тщательно готовиться к ней, внимательно исследуя текст Священного Писания для того, чтобы быть способным представить истины, находящиеся в нем, ясно, доступно и практично. В наибольшей степени этой цели позволяет достигать тип проповедования, известный как экспозиционная проповедь.

Экспозиционная проповедь — это ясная презентация библейской истины, объясняющая значение текста Писания и то, как его практически применить в жизни конкретной аудитории. На первый взгляд, эта задача может показаться не сложной. Многие считают, что для хорошей проповеди совсем не обязательно проводить много времени в изучении библейского текста. По их мнению, нужно, прежде всего, уметь хорошо говорить и свободно держаться перед большой аудиторией. Дальше уже дело за малым — найти интересную мысль, подкрепить ее местами Писания, обильно приправить все это привлекающими внимание иллюстрациями-примерами — и проповедь обязательно получится. Вполне возможно, что такая проповедь действительно привлечет к себе внимание людей. Может быть даже, она приведет к эмоциональному сокрушению наиболее чувствительных, побуждая их выйти вперед для раскаяния.

Такое поверхностное отношение к библейскому тексту в проповеди распространено настолько, что большинство людей не видят в нем каких-то проблем. Особую популярность ему придает тот факт, что такой тип проповеди не требует слишком большой подготовки. За годы моего служения мне приходилось слышать немало доводов в его пользу. «Подготавливая проповедь заранее, вы ограничиваете действия Святого Духа», — говорят одни. «Просиживать часами за изучением текста для проповеди могут только лентяи, не желающие действительно трудиться в церкви», — вторят другие. «Какая разница, насколько точно вы исследуете текст? Главное — чтобы проповедь была интересной и живой и чтобы в ней была полезная мысль, не противоречащая Писанию», — убеждены третьи.

Все это могло бы показаться убедительным, если бы не одна серьезная проблема: этот подход противоречит тому, чему учит Писание, и лишает проповедь ее главного смысла. Он превращает проповедь в публичное провозглашение идей проповедника, вместо того чтобы она была верным провозглашением слова Божьего.

Незадолго до Вавилонского пленения, когда народ израильский все глубже погружался в отступление, Бог послал пророка Иеремию к духовным лидерам народа со специальным посланием. В этом послании Бог возлагал вину за отступление людей на их пастырей. Удивительно, что эти люди не перестали проповедовать. Наоборот, они проповедовали регулярно и много. Их проблема была в том, что они излагали свои идеи, выдавая их за Слово Божье. Бог самым строгим образом указал на абсолютную недопустимость такой практики. «»Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном?» — говорит Господь» (Иер. 23:28).

Несколькими стихами ранее Иеремия указывает, что одной из причин этого смешения Божьего Слова с человеческими идеями было нежелание пророков и священников исследовать то, что говорит Бог. «Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их» (Иер. 23:22).

Стоять в совете Божьем — это и означает готовиться к проповеди. Это и будет предметом нашего исследования в данной статье.

Подготовка к библейской, или экспозиционной, проповеди включает в себя несколько важных аспектов: приготовление сердца проповедника, исследование библейского текста и подготовка презентации, полученной в результате этого исследования истины.

I. Приготовьте сердце

Проповедь Божьего Слова — это духовное явление. Это процесс передачи Божьей авторитетной и могущественной истины человеческим душам, жизнь которых непосредственным образом зависит от нее. Человек, провозглашающий божественную истину, является не просто пассивным каналом, а активным участником этого процесса. По этой причине Бог предъявляет самые серьезные требования к состоянию сердца и жизни проповедника. Проповедник должен быть «сосудом в чести» (2 Тим. 2:21), достойным привилегии доносить живительное Слово душам людей.

Приготовление сердца проповедника — это процесс, продолжающийся всю жизнь. В этом смысле старшие и более опытные проповедники всегда будут иметь преимущество. Годы, проведенные в познании Бога и в служении Ему, при правильном отношении к ним могут быть бесценным ресурсом, делающим проповедника все более и более способным к эффективной подготовке проповеди.

В тоже время, проповедник должен подготавливать свое сердце, приступая к каждой последующей проповеди. Наблюдение за собой начинается задолго до того, как проповедник выйдет за кафедру. Еще до того, как он откроет свою Библию, чтобы начать изучение текста, на который он будет проповедовать, его сердце должно быть смиренным и сосредоточенным на Боге и Его Слове, готовым к тому, чтобы внимательно слушать, что говорит Господь.

В этой статье мы коснемся четырех аспектов подготовки сердца проповедника, связанных как с его общим ростом, так и обретением правильного подхода к каждой конкретной проповеди.

Преклоняйтесь перед Богом

Прежде всего, проповедник должен быть человеком, переполненным осознанием и ощущением Божьего величия так, чтобы это оказывало влияние на все его естество. Это определенное состояние духа, которое можно охарактеризовать как восхищение Богом, страх перед Ним, глубокое смирение перед Его владычеством и тихая радость доверия Ему и упования на Него.

Это состояние достигается, прежде всего, при помощи практики молитвенного осознания реальности Божьего величия. Подобно пророку Исаии (Ис. 6:1-10), каждый проповедник должен «увидеть» и осознать Бога настолько, чтобы его сердце наполнилось ясным пониманием, что Господь является абсолютным и святым Владыкой неба и земли. Только тогда проповедник будет готов правильно подходить к тому, что говорит Бог.

Отсутствие преклонения перед Богом является, пожалуй, самой большой проблемой современных проповедников. Подходя к Писанию, они совершенно забывают, что его Автор — Творец и Владыка неба и земли, перед Которым трепещет вселенная. Поэтому проповеди этих ораторов больше похожи на человеческие рассуждения, чем на провозглашение Божественной истины.

Джеймс Е. Росскап в главе, посвященной важности молитвы, пишет, что именно личное время общения с Богом в наибольшей степени приготавливает проповедника к его ответственному служению:

Проповеднику необходимо проводить достаточно времени в осознании Божьего присутствия, чтобы стать Его глашатаем.

Для этого молитвенно читайте Библию, особенно те ее главы, которые говорят о нашем Господе и о величии Его дел. Регулярно читайте хорошие книги о Боге, подобные «Познанию Бога» Джеймса Пакера. Учитесь смотреть на каждую сферу вашей жизни, на каждый вопрос, с которым вы сталкиваетесь, с точки зрения Божьего владычества в них.

Мысли, сфокусированные на величии Бога, помогают нам возрастать в смирении, без которого невозможно стать сильным проповедником. С. Дж. Махейни пишет об этом так:

Говорите с другими о Боге. Используйте всякую возможность, чтобы пропитывать свое сознание реальностью Божьих совершенств.

Трепещите перед Словом

Вторым важным элементом подготовки сердца является формирование правильного отношения к Божьему Слову. Задача проповедника не просто передать своим слушателям точную информацию о библейской позиции по тому или иному вопросу. Его задача — передать им Слово, живое, сильное, подобное огню и обоюдоострому мечу, перед которым трепещет, прежде всего, сам проповедник.

Пророк Иеремия в уже упомянутой нами 23 главе так говорит об отношении пророков к Писанию: «»Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? — говорит Господь. — Слово Мое не подобно ли огню, — говорит Господь, — и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?»» (Иер. 23:28-29).

Апостол Петр вторит этому предупреждению, распространяя его на всех верующих, дерзающих говорить от лица Божьего: «Говорит ли кто, [говори] как слова Божии» (1 Пет. 4:11).

Люди, слушающие проповедь, должны иметь ясное ощущение соприкосновения с Всевышним, с великим Богом неба и земли, обращающимся к ним. Эта атмосфера в огромной степени зависит от состояния духа проповедника, от того, трепещет ли его сердце перед Творцом.

Джон Пайпер в своей замечательной книге «Величие Бога в проповеди» пишет:

Могут ли прихожане наших церквей, покидая воскресные богослужения, унести с собой ощущение присутствия Господа, осознание Его суверенной воли, память о Его благодати и видение Его бесконечного бытия? 5

Нет ничего хуже проповедника, относящегося к Слову легко и поверхностно, использующего свои знания Писания для достижения своих целей. Своим отношением к Слову он говорит гораздо больше, чем сутью сказанного им. Вместо того чтобы воспитывать в людях преклонение перед авторитетом Писания, такой проповедник, наоборот, культивирует несерьезное отношение к Божьему Слову, подрывает веру своих слушателей в его истинность и авторитетность.

Верное отношение к Слову включает в себя, прежде всего, понимание того, что оно несет в себе абсолютный авторитет Бога. В этом одно из отличий экспозиционной проповеди. Она передает слушателям не только сущность истины, но и ее власть. Кроме того, правильное отношение к Слову предполагает глубокую убежденность в безошибочности, доступности, ясности и достаточности Писания.

Исследуя библейский текст, проповедник в смирении духа должен иметь полную уверенность, что он действительно может понять то, что написано в нем Духом Святым.

Возрастайте в познании Слова

Еще одним важным элементом подготовки к проповеди является постоянный прогресс в познании Слова. Мы уже упоминали, что проповедь — одно из наиболее ответственных занятий на земле. Обращаясь к людям со словами «Так говорит Господь», проповедник вторгается в вопросы жизни и смерти. Его выводы и утверждения должны нести в себе неискаженную божественную истину, способную сокрушать твердыни и оживлять сердца. Нет ничего опаснее, чем сказать людям от лица Бога то, чего Он не говорил.

Самым лучшим средством, позволяющим проповеднику избежать неверной интерпретации текста Писания, является хорошее знание Библии вообще. Каждая истина Писания представлена в нем в определенном контексте. Только при правильном понимании общей картины проповедник может сделать точный вывод о значении того или иного текста. Ему нужно видеть, какую роль играла эта истина в различные периоды жизни Божьего народа, что говорили о ней те или иные библейские авторы. Без такого глубокого знания Писания проповедник может стать успешным спикером, но он никогда не станет глашатаем Божьего авторитетного Слова, изменяющим души и созидающим церковь Иисуса Христа.

Вот почему одно из библейских требований к пасторам звучит так: «…держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1:9).

Павел говорит, что проповедник должен знать не только содержание Писания, но и учение, т.е. доктрину Писания. Он должен иметь ясное и точное представление о том, чему учит Писание по тому или иному вопросу.

Алекс Монтойя пишет об этом так:

Когда вы читаете о грехе, вы должны знать, каким образом Библия описывает природу человеческого сердца, в чем сущность грехопадения, какие проблемы связаны с эффектом греха. Когда вы читаете о спасении, вы должны понимать, что это такое, кто спасает, как спасает, при каких условиях, что значит быть спасенным и т.д. Чем больше вы будете знать Писание, тем точнее и качественнее будут ваши проповеди.

Другими словами, для успешного служения проповеднику нужно знать Писание от а до я. Ему нужно иметь ясное представление об общем контексте истин, обнаруживаемых им в исследуемом тексте, и об их влиянии друг на друга. Для этого необходимо регулярно и много читать и изучать Писание. Существуют разные системы, позволяющие читать всю Библию от начала до конца. Пользуйтесь теми из них, которые позволяют постоянно расширять ваше общее представление о большом контексте Писания. Периодически читайте книги Библии за один присест, от начала до конца, чтобы видеть их с высоты птичьего полета. И вместе с тем, выбирайте время для скрупулезного исследования отдельных книг Писания.

Учитесь мыслить

И последнее, о чем нельзя не упомянуть: качество проповеди очень сильно зависит от общей способности проповедника мыслить. Умение мыслить ясно и последовательно, умение правильно определять главные элементы текста, умение замечать детали и понимать их роль, умение следить за развитием мысли автора — все это чрезвычайно важные качества, отсутствие которых делает проповедническое служение невозможным.

Мартин Ллойд-Джонс в своей знаменитой серии лекций о проповеди, ставшей потом книгой, представлял этот вопрос так:

Проповедник должен быть мыслителем. Он должен уметь анализировать факты и делать точные выводы. Он должен быть способным понимать аргументы библейских авторов, видеть, как они утверждают, иллюстрируют и доказывают представляемую ими истину. Его мышление должно быть последовательным и структурным, чтобы он был способен хорошо понимать детали, не упуская при этом общего контекста.

В этом сущность экспозиции. Проповедник сначала должен понять мысль автора, а затем найти подходящую форму, чтобы эффективно и убедительно представить эту мысль своим слушателям.

Джон Броадус подчеркивает:

Поэтому учитесь мыслить.

II. Приготовьте текст

Изучение библейского текста, который объясняется в проповеди, представляет собой основную часть процесса подготовки к проповеди. Как мы уже упоминали в этой статье, быть точным в интерпретации текста — это одна из наиболее важных задач проповедника. Точность в интерпретации — это верность Писанию и верность Богу на практике. Апостол Павел сам дорожил этим и призывал других учиться у него: «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим» (1 Кор. 4:6).

Тщательное исследование текста является единственным средством, которое позволяет проповеднику знать смысл написанного в Библии. Бог передал Свое Слово людям при помощи библейского текста, написанного на обычных человеческих языках (в оригинале — на еврейском, арамейском и греческом). Смысл, или сущность, Божьего Слова заключается в значении текста. Поэтому понимание точного и объективного значения, вложенного Духом Святым и библейским автором, является единственным средством, обеспечивающим доступ к тому, что говорит Бог. Поэтому служение проповеди невозможно без тщательного и глубокого исследования текста Писания.

Изучение текста содержит в себе несколько ключевых элементов. Разные учебники по подготовке проповеди представляют разное количество «шагов» или «ступенек» в этом процессе. Это происходит только потому, что авторы по-разному группируют то, что обязательно нужно сделать для того, чтобы текст был правильно понят.

В этой статье мы рассмотрим наиболее простую схему, доступную для запоминания и удобную в использовании.

Хорошо изучите контекст

Научиться хорошо видеть контекст — одна из важнейших задач проповедника. Хеддон Робинсон пишет об этом так:

Так действительно может случиться. Книга Иова, например, содержит в себе слова Бога, Иова, его друзей и даже дьявола. Чтобы хорошо понимать смысл отрывка, исследователю нужно иметь хорошее представление о том, кто говорит, о чем идет речь, в какой части аргумента находится исследуемый текст и каким образом автор использует его для того, чтобы донести читателю свою идею.

Контекст определяет очень многое. При всей важности хорошего понимания лексического значения слов их истинное значение невозможно определить без учета контекста. Дело в том, что слова могут менять свое значение в зависимости от того, где они употребляются. Например, слово вера (греческое слово πίστις) в одних случаях может означать убежденность (Рим. 10:17), в других — доверие (Иак. 2:1), в третьих — суммарное выражение вероучения (Иуд. 1:3). Матфей использует слово слепые в 20:30 (греческое слово τυφλός), чтобы описать физически слепых людей, но в 23-й главе он использует то же слово, когда говорит о духовно слепых фарисеях (Мф. 23:16, 17, 19). В каждой подобной ситуации именно контекст определяет, какое конкретное значение имеет то или иное слово.

Уолтер Кайзер замечательно выражает это:

Внимательное наблюдение за контекстом помогает также увидеть и учесть жанр книги или отрывка, использование автором образной речи или других литературных приемов. Например, в Евангелии от Матфея 23:24 говорится, что фарисеи поглощают верблюдов — ближайший контекст помогает нам понять, что речь идет не о физическом проглатывании верблюдов, но Иисус использовал эту фразу в качестве графической иллюстрации, гиперболы к утверждению, сделанному стихом выше.

В этом отношении экспозиционная проповедь, в которой стих за стихом исследуется одна библейская книга, имеет явное преимущество. Работая над каждой последующей проповедью, проповедник постоянно находится в контексте всей книги. С глубоким исследованием каждого следующего стиха он приобретает все более четкое понимание общего контекста, делающее его дальнейшую работу легче и эффективнее.

Проследите развитие главной мысли текста

Каждое литературное произведение — от обычного объявления до серьезных документов или книг — имеет определенную идею или мысль, которую стремится передать автор. Именно эта идея, или мысль, является тем, чего ищет читатель, пробегая глазами по печатной странице. Он пытается понять, о чем идет речь.

Библия в этом смысле также является литературным произведением. Каждая ее книга имеет определенную мысль, которая представляется и излагается автором на протяжении всего повествования. Понять эту мысль и проследить ее развитие является одной из наиболее важных задач истолкования текста Писания.

Часто этот процесс объединяют с изучением контекста, и хотя эти два явления действительно близки друг другу, о них стоит говорить отдельно. Причина этого в том, что, говоря об изучении контекста, многие проповедники берут за правило останавливаться только на более общих факторах, в недостаточной степени обращая внимание на развитие аргумента автора и упуская при этом самый стержень книги или же той ее части, где находится изучаемый им отрывок.

Это одна из самых существенных ошибок, которые допускают проповедники на стадии исследования текста. Часто она вызвана недостаточно развитой способностью к аналитическому мышлению. Неопытному исследователю порой трудно видеть структуру текста, переходы от одной части аргумента к другой, смену абзацев и т.д. Недостаточное внимание к этому вопросу нередко приводит к тому, что проповедник не может увидеть главного. В результате, читая текст, он увязает во второстепенных деталях. Это приводит к непропорциональному акцентированию второстепенных элементов текста. Уделяя им слишком много внимания, проповедник «топит» под их массой то, что действительно представляет собой сердцевину текста. Такая проповедь всегда будет казаться большой и неуклюжей, она обязательно будет страдать недостатком ясности, убедительности и авторитетности.

Например, для того чтобы понять смысл Послания ефесянам 2:19, исследователь должен вернуться к началу мысли апостола Павла. Внимательное чтение позволяет определить, что данная мысль начинается в 15-м стихе первой главы, где Павел говорит о том, что он молится о верующих в Ефесе. Ниже он раскрывает предмет своей молитвы: «…чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его…». Если мы будем читать внимательно, то обнаружим, что одним из элементов этого познания, о котором молится Павел, является понимание безмерного «величия могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (1:19). Ниже Павел приводит два проявления действия державной силы Его. Одно проявилось в воскресении Иисуса Христа из мертвых так, что Христос был посажен одесную Отца выше всего, главою Церкви (Еф. 1:20-23). Второе действие державной Божьей силы, о познании которого Павел молится, заключается в том, что Бог сделал с нами. Этому посвящается вся вторая глава послания. Павел объясняет его гораздо подробнее, чем то, что он упомянул о Христе ранее. Точно так же, как и Христа, Бог воскресил нас из мертвых (Еф. 2:1-5). Точно так же, как и Иисуса Христа, Он посадил нас выше всего на небесах (Еф. 2:6). С 11 стиха второй главы апостол специально останавливается на факте, особенно важном для верующих в Ефесе. Божья сила по-особенному проявилась еще и в том, что Бог спасает язычников, совершенно не знавших Его, наравне с исторически причастными к Богу иудеями. Зная все это, в словах «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19) мы видим совершенно другой смысл.

Еще одним важным фактором в изучении развития главной мысли отрывка является составление плана книги или главы. Эта часть исследования текста помогает увидеть общую структуру книги и изучаемого отрывка. Подобный план поможет исследователю проследить не только то, как развивается мысль автора в книге, но и в какой ее части находится текст, на который он планирует проповедовать.

Итак, изучение контекста и развития основной мысли книги позволяет исследователю увидеть «большую картину» Божьего откровения. Этот процесс требует глубокой концентрации и серьезного аналитического подхода. Мы уже упоминали выражение Мартина Ллойд-Джонса о важности развития ясного логического мышления проповедника. Над каждым текстом нужно много думать. Без глубокого анализа структуры текста проповедник не сможет увидеть его сути.

Изучите грамматическую структуру текста

После того как определены границы изучаемого отрывка, его место и роль в общем развитии мысли автора, исследователь готов к более детальному изучению текста. Этот этап лучше всего начинать с исследования грамматических особенностей и структуры отрывка.

Грамматическая структура — это своеобразный скелет текста. Каждый текст состоит из различного рода предложений и фраз, которые, в свою очередь, состоят из различных частей речи. Части речи также имеют свои особенные характеристики, выраженные в их специфических формах. Каждая из этих частей текста в зависимости от своей формы несет определенную смысловую нагрузку, являясь в руках автора своеобразным инструментом, при помощи которого он последовательно и точно раскрывает свою мысль. Поэтому хорошее понимание грамматической структуры текста является одним из важнейших элементов истолкования. 17

Прежде всего, исследователю необходимо определить основные части речи изучаемого текста, а также особенности их форм и функции в данном отрывке. Что является подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством, дополнением и т.д.; в каких формах (время, вид, наклонение, спряжение) стоят глаголы; какого падежа, рода и числа существительные и прилагательные; какая форма деепричастий, причастий и наречий — ответы на данные вопросы помогают проповеднику увидеть отдельные элементы общей конструкции текста. От правильного понимания этих элементов непосредственно зависит смысл, вложенный в отрывок его автором.

Например, без учета форм греческих глаголов невозможно точно понять, утверждает ли Писание, что верующие не могут грешить (1 Ин. 3:9), или же они все-таки согрешают, и поэтому Иисус Христос ходатайствует за них (1 Ин. 2:1-2). Видимое противоречие разрешается тогда, когда исследователь определяет, что в Первом послании Иоанна 3:9 греческий глагол δύναται («мочь», «быть способным») стоит в настоящем времени, что означает продолжающееся действие. Таким образом, фразу не может грешить, потому что рожден от Бога, нужно перевести точнее не может пребывать в грехе…, т.е. его жизнь не характеризуется грехом, грех для него не привычен. В Первом послании Иоанна 2:1 употребляется форма аорист ****** глагола ********. Аорист — это неопределенная форма глагола, выражающая действие, которое может когда-либо случиться. Суммируя значение первого и второго текста, можно сделать вывод, что истинно верующий человек может согрешать, но он не сможет пребывать в грехе постоянно. Семя Божьей природы, живущее в нем, делает для него грех противным.

Изучите лексическое значение ключевых слов

Толкование Писания всегда связано с пониманием смысла написанного. Лексическое значение слов является самым важным инструментом в процессе выражения или передачи смысла. Изучение того или иного языка непосредственно связано с изучением значения слов. Тот факт, что исследователь читает текст, предполагает, что он знаком со значением слов. Тем не менее, некоторые слова требуют более тщательного исследования. Это необходимо для того, чтобы увидеть всю глубину и тонкость значения, в котором данное слово используется автором именно в этом месте. Происхождение слова, трансформация его значения в данном историческом контексте, употребление слова в других местах Писания, а также использование его вне библейской литературы того времени, — все эти факторы наносят отпечаток на значение слов.

Например, в Евангелии от Матфея 5:48 говорится: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Значение этого повеления напрямую зависит от того, в каком смысле используется здесь слово «совершен». Означает ли оно повеление быть абсолютно совершенными на уровне Божьего совершенства? Или же оно означает достижение только какой-то степени совершенства? А, может быть, это слово указывает только на движение к совершенству? Исследователь должен дать обоснованные ответы на каждый из подобных вопросов. Прежде чем сказать «Так говорит Господь», он должен быть уверен, что действительно знает изначальный смысл, вложенный в данное слово автором.

Джеймс Росскап пишет об этом так:

Перед тем как приступить к изучению лексического значения слов, важно определиться, какие именно слова требуют тщательного исследования. Детальное изучение каждого слова в тексте, чаще всего, невозможно, да и не нужно. Исследователь должен вначале определить, какие именно слова несут большую смысловую нагрузку и играют большую роль в выражении общего смысла отрывка. Значительное место в определении ключевых слов занимает диаграмма отрывка. С ее помощью исследователь может видеть, какие именно слова служат развитию той или иной авторской мысли.

Определите главную идею текста

После того как проповедник получает уверенность в том, что он точно понял структуру развития мысли и значение основных слов, он может сформулировать главную идею отрывка. Разные учителя проповеди называют главную идею по-разному: тема, основная мысль, тезис проповеди. Все эти термины является отражением сути того, что хочет сказать автор.

Мы уже говорили о развитии мысли автора в изучаемой книге, здесь же речь идет о главной идее конкретного отрывка, который будет объясняться в проповеди. Главная идея текста — это основное, что проповедник ищет в процессе исследования. Двигаясь в этом процессе шаг за шагом, он достигает именно этого. Ему нужно знать, что говорит здесь Бог, какую идею этот текст передавал, когда он был написан Богом.

Пока проповедник не может быть уверен, что он точно понял главную идею текста, он не достиг своей цели. Исследуйте текст до тех пор, пока вы не будете убеждены в том, что вы точно знаете, что хотел сказать автор.

Майкл Фабарез говорит об этом таким образом:

Составьте экзегетический плана текста

Завершается процесс подготовки текста к проповеди составлением плана отрывка. План отрывка — это структурное выражение развития его главной идеи или основной мысли. План отрывка ни в коем случае не должен накладываться на текст, а должен исходить из него.

План отрывка должен в максимальной степени отражать основные элементы его главной идеи, демонстрируя их объяснение или аргументацию.

Каждый пункт плана должен отвечать нескольким требованиям. Во-первых, он должен исходить из текста. Во-вторых, он должен раскрывать главную идею отрывка. В-третьих, должен быть параллельным с остальными пунктами плана. И, в-четвертых, он должен быть кратким, емким и точным. Помните, что цель составления плана не в создании идеальной конструкции, а в отражении развития главной идеи отрывка.

В свою очередь, пункты тоже могут иметь в тексте детали, которые помогают в лучшей степени понимать их смысл. Например, слова «Впрочем, близок всему конец. Итак…» позволяют нам сделать вывод, что созидание Церкви, о котором говорит апостол, должно быть важным для учеников по причине того, что все остальное преходяще. Это утверждение помогает увидеть первый подпункт. Внимательный анализ того, что следует за ним, позволяет составить более ясную картину всего отрывка в его деталях.

Апостол Петр, обращаясь к верующим первого столетия, переживавшим тяжелейшие испытания, побуждает их сосредоточиться на главном деле — созидании Церкви — через служение созидания друг друга. Он говорит, что является причиной этого повеления, в чем должно выражаться служение созидания, а также каковы условия этого служения.

Причины служения созидания (4:7).

Созидание Церкви — смысл вселенной (4:7 (а)).

Созидание Церкви — наиболее разумное дело (4:7 (б)).

Созидание Церкви — богоугодное дело (4:7 (в)).

Выражение служения созидания (4:8-10).

Любовь друг к другу (4:8).

Страннолюбие друг к другу (4:9).

Служение друг другу (4:10).

Условия служения созидания (4:11).

Должно исходить из Божьей авторитетности (4:11 (а)).

Должно делаться Божьей силой (4:11 (в)).

Экзегетический план текста позволяет проповеднику увидеть общую картину того, о чем говорит текст. Дойдя до этой точки в подготовке проповеди (при условии, что план составлен правильно и эффективно), проповедник может быть уверен в том, что основная работа уже выполнена.

Сравните результаты своих исследований с работами более опытных проповедников

После того как проповедник завершил свое исследование, очень полезно сверить результаты своего труда с тем, как видели этот текст другие проповедники. По Божьему провидению нам выпала доля жить в XXI столетии. Миллиарды христиан прошли впереди нас. За двухтысячелетнюю историю христианства сотни тысяч проповедников исследовали практически каждый библейский стих. Многие из них записали свои исследования, опубликовав их в виде комментариев или проповедей. Эти материалы являются огромным благословением для тех, кто трудится в деле проповеди сегодня.

Очень важно обращаться к работам других проповедников уже после того, как вы завершили ваше собственное исследование. Иногда меня спрашивают, можно ли «проповедовать» мои проповеди или же использовать мысли, взятые из них. Хотя я совершенно не возражаю против этого (я даже рад, что усилия, вложенные мною в исследования текста, могут приносить пользу еще где-то), все же я всегда прошу братьев о том, чтобы они, до того как использовать мои или какие-либо другие материалы, глубоко и тщательно исследовали текст сами.

III. Приготовьте презентацию

Каждая проповедь имеет свою презентационную форму. Поняв смысл изучаемого библейского текста, определив структуру развития его основной мысли, хорошо проследив и усвоив ее аргументацию, проповедник знает, что сказать. Но теперь ему нужно поработать над тем, как сказать, как выразить найденную им истину в наиболее доступной и понятной его слушателям форме.

В отличие от значения текста, который всегда только один, форма его презентации может иметь множество вариантов. Она зависит от разных факторов: возраст, интеллектуальные и культурные особенности слушателей, время, имеющееся для проповеди, формат собрания и т.д. Задача проповедника заключается в том, чтобы выбрать максимально эффективную форму презентации, способную донести исследованную им истину до разума и сердца слушателей.

Это далеко не легкая задача. Она требует отличного понимания текста, хорошего знания слушающих вас людей, большого опыта ясного и доходчивого изложения мыслей.

Говоря коротко, задача проповедника заключается в том, чтобы объяснить людям, что в данном тексте говорит Бог и как это касается их. Процесс подготовки к презентации проповеди включает в себя несколько ступеней.

Сформируйте гомилетический тезис проповеди

Подготовка презентации начинается с ясного формулирования гомилетического тезиса проповеди. Выходя за кафедру, проповедник должен ясно знать, что он хочет сказать людям и почему им это нужно. Хорошее понимание основной идеи библейского текста, его структуры и аргументации позволяет проповеднику подойти к важным вопросам: каким образом понимание данной истины практически влияет на мою собственную жизнь и на жизнь моих слушателей? Что должно изменить знание этой истины в сознании и жизни людей?

Короткая версия ответа на этот вопрос и является гомилетическим тезисом проповеди. Другими словами, гомилетический тезис проповеди представляет собой экзегетический тезис отрывка в свете его практической значимости для данной группы людей.

Наличие ясно сформулированного гомилетического тезиса очень важно. Он играет роль стержня, вокруг которого строятся различные элементы проповеди. Вся проповедь представляет собой последовательное раскрытие, объяснение и подтверждение истинности утверждения, содержащегося в гомилетическом тезисе. Если проповедник не может в одном-двух предложениях сформулировать сущность того, что он хочет сказать, он не готов выходить за кафедру.

Например, гомилетический тезис проповеди на отрывок из Первого послания Петра 4:7-11, план которого был представлен ранее в этой статье, может быть таким: «Созидание церкви, выражающееся через любовь, страннолюбие и служение друг другу, исходящее из авторитетности Божьего Слова и совершающееся силою Божьей, является самым важным, разумным и богоугодным делом для каждого христианина, независимо от того, насколько трудна его жизнь».

Составьте гомилетический план проповеди

Формулирование гомилетического тезиса является очень важным шагом. Теперь, когда он готов, когда проповедник точно знает, что он хочет сказать людям, представляя им данный текст, его задача найти наиболее эффективную форму, которая позволит понятно и доступно донести эту истину до сознания слушателей. Основой такой формы является план проповеди. План проповеди, так же как и гомилетический тезис, должен в максимально возможной степени соответствовать экзегетическому плану изучаемого отрывка. Его отличие может быть только в том, что он составляется как структура, раскрывающая смысл утверждения, сделанного в гомилетическом, а не экзегетическом тезисе.

План проповеди должен иметь ясную структуру, состоящую из пунктов и, при необходимости, подпунктов. Пункты — это основные элементы проповеди, доказывающие, объясняющие и иллюстрирующие тезис или основную мысль. В этом их главная задача. Подпункты, в свою очередь, — это информация или аргументы, необходимые для объяснения смысла утверждения, содержащегося в пункте. Выходя на проповедь, проповедник должен хорошо знать основную структуру плана проповеди. В любой момент проповеди он должен иметь ясное представление, почему он говорит об этом в данный момент, как много еще нужно сказать и куда все это должно привести его и его слушателей.

Проповедник должен позаботиться о том, чтобы снабдить свою аудиторию всей необходимой информацией для понимания текста. Хаддон Робинсон говорит об этом так:

В то же время искусство проповедника заключается в умении выбрать правильный уровень детализации объяснения смысла текста. Здесь ему необходимо соблюдать постоянный баланс между тем, чтобы объяснить слушателям как можно больше, и при этом не сделать проповедь слишком сложной и запутанной.

При составлении гомилетического плана проповеди нужно учитывать несколько важных принципов.

Представьте ясную аргументацию каждого пункта

Каждая экспозиционная проповедь состоит из определенных утверждений, полученных в результате исследования текста Писания и провозглашаемых проповедником с целью убеждения слушателей и изменения их жизни. Именно в этом заключается сущность и смысл проповеди. Для того чтобы эта цель была достигнута, проповедник должен, во-первых, доступно объяснить суть каждого утверждения, и, во-вторых, доказать его истинность. Слушатели должны увидеть, что представляемые им утверждения действительно исходят из авторитетного источника, которому можно доверять и с которым нужно считаться.

Мы рассмотрим обе эти ступени несколько подробнее 30 :

Первое, что нужно отметить: объяснение — это не пересказ того, что уже было сказано. Проповедник должен, прежде всего, определить, какие моменты его проповеди не нуждаются в истолковании — нет смысла объяснять очевидное. Объяснять нужно слова, значение которых может содержать в себе дополнительные оттенки, обогащающие общий смысл текста. Можно и нужно детальнее рассказать об обычаях и культурных особенностях народа и времени, в котором происходили события, представляемые в тексте. Иногда стоит отметить особенности грамматических конструкций, встречающихся в отрывке. Вместе с тем, важно помнить, что говорить нужно только о том, что действительно помогает вам лучше объяснить значение текста. Часто проповедники впадают в искушение блеснуть своими знаниями, ссылаясь на греческие или еврейские термины, знания грамматики, или же загружая слушателей подробными деталями, связанными с историей и археологией библейских времен. Проповедник должен постоянно бодрствовать, чтобы не попасть в подобную ловушку. Такие элементы сразу же уничтожают проповедь, отталкивая от себя людей. Она перестает быть инструментом в Божьих руках. Люди, приходящие в церковь, приходят слушать слово от Бога, а не превозношение проповедником себя. Решающим фактором, помогающим определить, нужно ли говорить о чем-то или нет, является вопрос: насколько та или иная информация поможет слушателям лучше понять значение текста?

Это же правило применимо и к иллюстрациям или примерам. Иллюстрации являются одной из форм объяснения сказанного. Они позволяют увидеть обсуждаемый вопрос в сравнении с каким-то более привычным для людей аналогом. Это возможность объяснить менее известное, сравнивая его с тем, что люди хорошо знают. Использование иллюстраций также требует мудрости и опыта. Часто случается, что иллюстрации используются только ради разрядки, чтобы развеселить или заинтересовать людей. Подобные подходы ослабляют проповедь, лишая ее авторитетности. Нет ничего страшного, если иллюстрация будет смешной или интересной, но она должна быть к месту. Она должна помогать слушателям лучше понимать смысл текста, а не отвлекать от него. Кроме того, иллюстрации должны быть приличными. То, что вы можете сказать в кругу семьи, не всегда можно сказать за кафедрой. Иллюстрации не должны вводить кого-то в смущение, вызывая чувство неловкости.

Аргументация — это подтверждение, или демонстрация, истинности каждого принципа. Всякое утверждение, звучащее в проповеди, должно иметь доказательства того, что оно действительно истинно. Проповеднику необходимо показать слушателям, на основании каких фактов и пользуясь каким методом рассуждения он пришел к тому или иному выводу.

Убедительность проповеди зависит, прежде всего, от того, насколько логически точными и аргументированными являются представленные в ней утверждения. Убедительность исходит из силы истины. Ни ораторские способности, ни яркость иллюстраций, ни драматизм презентации не способны иметь тот уровень убедительности, которым обладает ясно представленная и точно примененная истина.

Вот почему самыми эффективными являются аргументы, исходящие из истины Священного Писания. Слова «Так говорит Господь….» были неотъемлемой частью всех проповедей библейских пророков. Говоря эти слова, пророки сразу подчеркивали, что слушающие их люди имеют дело не с ними, а с Всемогущим Богом и Его точным и истинным Словом. По этой причине каждое утверждение в проповеди должно подкрепляться другими местами Священного Писания, при условии, что они правильно истолкованы и точно применены.

Помните, что вашу проповедь будут слушать не только ваши друзья, искренне воспринимающие истину, но и ваши недруги, ищущие возможности уловить вас. Такие люди внимательно следят за каждым неточно процитированным или неверно истолкованным текстом. Джон Броадус пишет об этом так:

Поэтому проповедник должен очень серьезно и внимательно подходить к каждому доказательству, используемому как подтверждение истинности своих утверждений. Если в качестве такого доказательства применяются тексты Писания, проповедник должен быть уверен, что он правильно их интерпретирует и использует. Если это какие-либо цитаты или исторические и статистические данные, нужно убедиться, что они взяты из достоверных источников. В таких случаях очень полезно (и даже необходимо) в вашем конспекте указывать источник, из которого получена данная информация.

Подготовьте вступление и заключение проповеди

В заключение процесса подготовки проповеди составляются ее вступление и заключение.

Вступление необходимо для того, чтобы подготовить слушателей к тому, что будет говориться в проповеди. Давид Ларсен так пишет о роли вступления в проповеди:

Вступление — это первое, что говорит проповедник, выходя за кафедру, еще до того как он успеет «почувствовать» зал. Поэтому очень важно заранее точно знать, каким оно будет. Вступление должно сообщить слушателям, о чем будет идти речь в проповеди, а также помочь понять, почему это важно для них. Часто проповедники неверно используют в качестве вступления какую-то анекдотическую историю или шутку. Это оправдывают необходимостью снять напряжение и расположить слушателей. Такая идея — один из примеров неверного представления о сути проповеди. Дело в том, что проповедь — это не просто речь о каком-то ординарном предмете. Проповедь — это провозглашение Божьего Слова, поэтому каждый ее элемент должен соответствовать ее содержанию.

Действительно, для проповедника важно снять напряжение в аудитории и войти в рабочий режим проповеди. Наиболее эффективно это достигается построением мостика между людьми и главной темой библейского текста. Это сравнительно несложно сделать, если проповедник имеет хорошо сформулированный гомилетический тезис и ясно выраженный план проповеди. Так, например, во вступлении к проповеди на Первое послание Петра 4:7-11 можно говорить о трудностях, с которыми сталкиваются сегодняшние верующие. В зависимости от аудитории можно упомянуть экономические, политические, социальные проблемы, проблемы взаимоотношений, здоровья, притеснений за веру на работе или в школе и т.д. Затем можно обратиться к тексту, сказав, что Библия содержит в себе практические инструкции для христиан, живущих в подобных условиях. Эти инструкции показывают, что должно быть их главной целью, чтобы их жизнь была насыщенной и благословенной.

Не менее важную роль в проповеди играет заключение. Вот что Джон Броадус пишет о заключении:

Нам нужно оставить слушателей с ощущением силы и могущества представленной истины, которое требует от них конкретной реакции. В заключении очень полезно сделать обобщение сказанного, выбрав самые яркие, самые веские, самые действенные истины и показав их вместе так, чтобы они остались в памяти слушателей. Еще одной хорошей возможностью являются вопросы, составленные на основании представленных в проповеди истин. Этих вопросов должно быть немного, они должны быть конкретными, исходящими из сути проповеди. Это поможет слушателям лучше запомнить главные пункты проповеди и подумать о собственной ответственности в связи с этим.

Приготовьте конспект

После того как готово вступление и заключение, проповеднику остается организовать весь свой материал в удобный конспект, с которым он будет выходить за кафедру. Не существует каких-то абсолютных правил составления конспекта, но здравый смысл говорит о том, что он должен содержать в себе всю необходимую информацию и, в то же время, быть ясным и удобным для пользования во время проповеди.

Несколько практических советов по составлению конспекта.

Конспект, безусловно, должен содержать в себе все пункты, подпункты и, если есть, подподпункты. Перед тем как встать за кафедру, проповедник должен очень хорошо запомнить общий план, чтобы в процессе проповеди иметь ясное представление, где он находится с точки зрения развития мысли, а также отведенного для него времени. Для этого введите для себя одну систему обозначений, которая для вас удобна и которой вы всегда будете пользоваться. Это может быть:

Вы можете использовать какую-нибудь другую систему обозначений — главное, чтобы она была постоянной и вы ее хорошо понимали.

Наличие плана проповеди в конспекте достаточно очевидно, вопрос чаще возникает о том, насколько подробно должна быть написана сама проповедь. Нужно отметить, что здесь между хорошими проповедниками можно встретить разные мнения. Кто-то, например, Джонатан Эдвардс, писал проповедь слово в слово и затем читал ее за кафедрой, тогда как Сперджен выходил за кафедру, имея несколько пунктов, записанных на клочке бумаги. Очевидно, что эффективность этих проповедей зависела не от типа конспекта, а от одаренности и опытности проповедников.

Тем не менее, нужно отметить, что более подробное написание проповедей имеет больше преимуществ. Но даже если вы не пишете ваши проповеди дословно, очень полезно детально прописывать хотя бы некоторые, особенно важные, части проповеди. Это касается, прежде всего, вступления. Тщательно продумайте, как вы начнете проповедь, сформулируйте и запишите ваше вступление, прочитайте его много раз и хорошо «пропитайтесь» его смыслом, чтобы вы могли свободно сказать то, что подготовили, заглянув в конспект только при необходимости. Этот же подход нужно применять и к другим элементам проповеди. У вас будет намного больше возможностей достичь более ясного и точного выражения мыслей, когда вы тщательно продумываете их много раз, чем когда вы просто говорите о них с кафедры. В связи с этим очень полезно детально прописать все основные мысли, хорошо запомнить их, а затем отразить их в конспекте, чтобы при необходимости напомнить себе о них.

В заключение нужно сказать, что проповедь Божьего Слова достойна того, чтобы к ней готовиться самым тщательным образом. Помните, что каждая минута, эффективно вложенная в подготовку и презентацию проповеди, вложена в созидание Царства Божьего, Церкви Иисуса Христа, являющейся главной целью существования вселенной. Верное Богу проповедническое служение обогатит вашу жизнь и станет источником спасения и духовного возрастания для многих.

1 Статья была опубликована в альманахе «Кафедра» (Самара. Октябрь 2009. С. 63-99).

3 Mahaney C. J. Cultivate Humility // Dear Timothy: Letters on Pastoral ministry / Ascol Thomas K. Cape Coral, FL: Founder Press, 2004. С. 122.

4 Larsen D. L. The Anatomy of Preaching. Grand Rapids, MI: Kregel Publications, 1999. С. 58.

5 Пайпер Дж. Величие Бога в проповеди. СПб.: Мирт, 2004. С. 19

6 Ellsworth R. Preach the Word // Dear Timothy: Letters on Pastoral ministry / Ascol Thomas K. Cape Coral, FL: Founder Press, 2004. С. 273.

7 Монтойя А. Пламенная проповедь. Минск: Славянское Евангельское Общество, 2006. С. 60.

8 Ллойд-Джонс М. Проповедь и проповедники. Харьков: Библос, 2003. С. 110.

9 Broadus J. On the Preparation and Delivery of Sermons. Birmingham, AL: Solid Ground Christian Books, 2005. С. 170.

10 Одно из наиболее точных и подробных описаний этого процесса на русском языке можно найти в книге Уолтера Кайзера-Мл. На пути к экзегетическому богословию (СПб.: Библия для всех, 2008. С. 69-85).

11 Робинсон Х. Библейская проповедь. СПб.: Шандал, 2005. С. 54.

12 Главная тема этой книги ясно выражена самим автором в самом конце повествования: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13).

13 Уолтер Кайзер-Мл. На пути к экзегетическому богословию. СПб.: Библия для всех, 2008. С. 70.

14 Очень хорошее описание процесса эффективного чтения Библии можно найти в книге Ховарда Дж. Хендрикса и Уильяма Д. Хендрикса Жить по Книге (Черкассы: Смирна, 2004. С. 100-173).

15 Подробное описание различных типов союзов и их характеристик можно найти в уже упомянутой книге Уолтера Кайзера-Мл. На пути к экзегетическому богословию (СПб.: Библия для всех, 2008. С. 97-98).

17 Объяснение основных форм предложений и фраз содержится в книге Уолтера Кайзера-Мл. На пути к экзегетическому богословию (СПб.: Библия для всех, 2008. С. 97-104). Подробное описание частей речи, их форм и функций можно найти в материале Грэга Уайта Экзегетика. Принципы и практика (Ирпеньская Богословская Семинария), а также в учебниках грамматики греческого или еврейского языков. На английском языке одной из лучших книг в этой сфере является Greek Grammar Beyond the Basics / Daniel B. Wallace, (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1996).

18 На русском языке одним из лучших материалов по составлению диаграммы текста является работа Эрика Соуэлла Диаграммирование греческого текста / пер. Лелиовского (Lexel Software).

19 Для проповедников, не обладающих серьезной подготовкой в области библейских языков, большую помощь в этом вопросе может оказать книга таких авторов как Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета (СПб.: Библия для всех, 2001), а также Библейская симфония к греческим и еврейским словам (Greenville, SC: Bob Jones University).

22 Michael Fabarez. Preaching that Changes Lives. Nashville, TN: Thomas Nelson, 2002. С. 41.

24 В оригинале только первые два глагола — «будьте благоразумны» и «бодрствуйте» – стоят в повелительном наклонении. Остальные слова, переведенные как глаголы в русском тексте, в оригинале представляют собой разные глагольные формы, берущие повелительный смысл от первых двух.

27 Например, Баркли толкует насыщение пяти тысяч как то, что пример жертвенности мальчика, отдавшего свои хлеб и рыбу, побудил людей достать то, что у них было в запасах и поделиться этим с другими. Таким образом, еды всем хватило и даже осталось. (Баркли У. Толкование Евангелия от Иоанна. Всемирный союз баптистов, 1985. Т. 1. С. 222).

28 Робинсон Х. Библейская проповедь. СПб.: Шандал, 2005. С. 20.

29 Пример подобного деления текста можно увидеть в таких книгах, как Обнаружен почти христианин / Мэтью Мид (Пенза: Откровение, 2008), а также Величайший интерес христианина / Вильям Гутри (Издание Братства Независимых Церквей и Миссий Евангельских Христиан-баптистов Украины, 2003).

30 На английском языке одним из лучших материалов по объяснению и аргументации текста являются главы из книги On the Preparation and Delivery of Sermons / John A. Broadus (Birmingham, Al: Solid Ground Christian Books, 2005. С. 152-224).

32 Broadus J. A. On the Preparation and Delivery of Sermons. Birmingham, AL: Solid Ground Christian Books, 2005. С. 214.

33 Larsen D. The Anatomy of Preaching. Grand Rapids, MI: Kregel, 1999. С. 74.

34 Broadus J. A. On the Preparation and Delivery of Sermons. Birmingham, AL: Solid Ground Christian Books, 2005. С. 298-299.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *