Экстраверсия в психологии что это

Экстраверсия

Интроверсия — экстраверсия — распространённое в психологии основание категоризации или измерения черт личности. Наиболее известны два несколько отличающихся понятия интроверсии-экстраверсии, принадлежащих Карлу Густаву Юнгу и Гансу Юргену Айзенку.

Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений. Интроверт же, напротив, предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами.

Психологии известно два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты.

Экстраверты — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Интроверты — тип личности (или поведения), ориентированный внутрь или на себя.

Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится:

Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.

Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Интроверт может быть превосходным ученым, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем. Если экстраверту для комфорта необходимо присутствие других людей, то интроверту комфортно трудиться и в одиночестве.

С течением времени Юнг существенно пересмотрел взгляды на экстраверсию-интроверсию. Во-первых, он выделил ряд самостоятельных факторов (психологических функций), которые он ранее включал в состав экстраверсии-интроверсии: мышление, чувство (переживание), ощущение, интуиция. Во-вторых, начиная со своей программной работы «Психологические типы» (1920) он говорил не об экстравертах и интровертах, а об экстраверсии или интроверсии доминантной функции. То есть он писал, что в психике индивида человека может доминировать одна из функций — экстравертированное или интровертированное мышление, чувство, ощущение, интуиция, при этом в психике находилось место и для других функций, которые играли вспомогательную роль или вытеснялись в бессознательное.

Айзенк, заимствуя у Юнга эти понятия, наполняет их несколько иным содержанием — для Айзенка эти понятия являются полюсами суперфактора — комплекса кореллирующих между собой черт личности, который детерминирован генетически. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Напротив, типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем.

В психиатрии распространена типология Леонгарда, который заимствовал наиболее раннее толкование данного термина по Юнгу и переосмыслил его: по Леонгарду, экстраверт — личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт — личность волевая. В то же время, типология Леонгарда является психиатрической, а не психологической, и относится прежде всего к патологиям. Если же говорить не о патологиях, то близкими к толкованию Леонгардом (но не Юнгом) данного термина являются такие термины психологии, как локус контроля (внутренний и внешний), экстернализм и интернализм (Акофф и Эмери), и др.

Термины «экстраверсия» и «интроверсия» используются также в типологии Майерс-Бриггс, в соционике, в психософии, в тесте NEO-PI-R и ряде других современных опросников и диагностических методик, где их толкование имеет свою специфику.

В своей основе интровертность — тип темперамента. Это совсем не то, что застенчивость или отчужденность, это не патология. Кроме того, это свойство личности не подлежит изменению, даже если вы очень сильно захотите. Но вы можете научить работать с ним, а не против него.

Самая важная отличительная черта интровертов заключается в источнике энергии: интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира идей, эмоций и впечатлений. Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вводит их в состояние перевозбуждения, и у них появляется неприятное ощущение, когда чего-то «чересчур много». Это может проявляться в издерганности или, наоборот, в апатии. В любом случае им необходимо ограничивать социальные контакты, чтобы не оказаться полностью опустошенными. Тем не менее интровертам нужно дополнить время, проведенное в одиночестве, временем, когда они выходят во внешний мир, иначе они могут потерять ощущение перспективы и взаимосвязи с другими людьми. Интроверты, способные уравновесить энергетические потребности, обладают стойкостью и упорством, могут смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и творчески работать.

Каковы наиболее характерные качества экстравертов? Они заряжаются энергией от внешнего мира — от действий, людей, мест и вещей. Они — расточители энергии. Длительные периоды бездействия, внутреннего созерцания, или одиночества, или общения только с одним человеком лишают их ощущения смысла жизни. Тем не менее экстравертам необходимо дополнять время, которое они проводят в действии, интервалами просто бытия, иначе они потеряются в круговерти лихорадочной деятельности. Экстраверты могут многое предложить нашему обществу: они легко самовыражаются, сконцентрированы на результатах, обожают толпу и действие.

Интроверты подобны электрической батарее с подзарядкой. Им необходимо периодически останавливаться, переставать тратить энергию и отдыхать, чтобы зарядиться снова. Именно возможность зарядиться и обеспечивает интровертам менее возбуждающая обстановка. В ней они восстанавливают энергию. Такова их естественная экологическая ниша.

Экстраверты подобны солнечным батареям. Для них состояние одиночества или нахождение внутри подобно пребыванию под тяжелыми, плотными облаками. Солнечным батареям для подзарядки нужно солнце — экстравертам для этого нужно быть на людях. Как и интровертность, экстравертность — темперамент с постоянной схемой действия. Ее нельзя изменить. Вы можете работать с ней, но не против нее.

Источник

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Введение

Идея взаимосвязи темперамента и биологических свойств организма по-разному отражалась на разных исторических этапах. В гуморальной теории Гиппократа и Галена разные типы темперамента соответствовали преобладанию в организме той или иной особой жидкости. Кречмер и Шелдон связывали типы темперамента с конституциональными особенностями строения тела. Выдающийся вклад в разработку этого вопроса внес И.П. Павлов, указавший на функционирование нервной системы как на биологическую основу темперамента. Согласно Павлову, тип темперамента зависит от различных комбинаций свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности. Развивая идеи школы И.П.Павлова, Теплов и Небылицин предположили, что биологические основы темперамента коренятся в так называемых «общих свойствах» нервной системы, т.е. свойствах лобных отделов мозга. В современных зарубежных работах, посвященным основам темперамента, характеристики последнего ставятся в соответствие с функционированием отдельных мозговых структур, или, пользуясь терминологией Теплова и Небылицина, с «частными» свойствами нервной системы (Русалов). По Айзенку, выраженность таких черт темперамента как экстраверсия и интроверсия связана с уровнем активации ретикулярной формации, а нейротизма – с активностью лимбической системы. Дж. Грей, ученик Айзенка, описывает имеющие отношение к свойствам темперамента три системы эмоционального реагирования и соответствующие им мозговые системы, объединяющие различные структуры мозга [4]. Эти мозговые системы, по Грэю, включают структуры и области коры, среднего мозга и лимбических структур, а также связи между ними. Следует также отметить, что гуморальный подход в изучении темперамента не был полностью отброшен и получил современное преломление в исследованиях взаимосвязи действия катехоламинов, кортизола и основных нейромедиаторов со свойствами темперамента. (Нейман, [13]).

Согласно специальной теории индивидуальности Русалова [17], основу формально-динамических свойств психики составляет общая конституция как интегрированная совокупность всех биологических свойств человека [17, 25]. Общая конституция индивида составлена из частных конституций. К последним относятся функциональные (нейродинамическая, физиологическая и биохимическая) и морфологические (телесная и хромосомная) конституции индивида. Вклад этих систем неравноценен, и наибольшее влияние оказывают системы более высокого порядка, т.е. свойства нервной системы.

Что касается психологических составляющих темперамента, то, как отмечает Русалов [18], до сих пор отсутствует единый общепринятый перечень психологических свойств, относящихся к категории темперамента. К основным свойствам черт темперамента относят их относительную стабильность и сопротивляемость внешним воздействиям. При этом свойства темперамента не остаются строго неизменными, но развиваются в определенной последовательности, обусловленной закономерностями созревания высшей нервной деятельности. Кроме того, свойства темперамента могут претерпевать некоторые изменения под влиянием возможной смены видов деятельности индивида.

Согласно регулятивной теории темперамента Стреляу [20], темперамент составляют относительно стабильные черты личности, которые в обобщенном виде представляют, главным образом, формальные аспекты реакций и поведения (энергетические и темпоральные характеристики). Традиция описания свойств темперамента через формальные характеристики восходит к Канту, предложившему рассматривать типы темперамента как различные сочетания переменных: «сила-слабость», «эмоции» и «активность». В современных концепциях темперамента энергетические и регулятивные характеристики рассматриваются как принадлежащие к разным классам. При этом активность, интенсивность, скорость и пластичность рассматриваются как энергетические характеристики, а эмоциональную чувствительность, тип реагирования при фрустрации и стрессе, а также общий фон настроения, считаются регулятивными характеристиками. Потребности и желания зарождаются в свойствах темперамента и затем дифференцируются под влиянием как эволюционно-адаптационных программ, так и социально-значимого содержания [9]. Дж. Грэй считает эмоциональность главной характеристикой темперамента. Эмоциональность рассматривается им как сложная характеристика, связанная с активностью трех систем: системы торможения поведения, системы «борись/убегай», системы приближающего поведения. Согласно специальной теория индивидуальности Русалова, темперамент рассматривается как комбинация четырех свойств: эргичности, пластичности, скорости и эмоциональности в трех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной.

В зарубежной психологии наиболее известным и эмпирически обоснованным является подход к изучению темперамента Г. Айзенка [7]. Преимущество теории Айзенка состоит том, что она опирается «на огромный, более чем тридцатилетний экспериментальный материал, подтвердивший существование таких фундаментальных черт личности как экстраверсия- интроверсия и нейротизм…» [19] Экспериментальные исследования, проведенные в том числе в лаборатории Айзенка, показали, что формальные характеристики, такие как скорость образования условного рефлекса, сенсорные пороги, скорость и точность выполнения, явились основными критериями, по которым экстраверты отличались от интровертов [20].

Айзенк дает следующие характеристики типов темперамента [7]:

Меланхолик — эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный, спокойный.

Сангвиник — эмоционально стабильный экстраверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный.

Флегматик — эмоционально стабильный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный.

Многочисленные исследования показывают, что динамические проявления личностных свойств коррелируют со свойствами темперамента [9, стр. 66]. В то же время, являясь фундаментом структуры индивидуальности, темперамент выполняет важную адаптивную функцию. Наличие таких устойчивых свойств личности как, например, активность, эмоциональность (а также других свойств темперамента), дает возможность максимально оптимизировать энергетические затраты. Темперамент сам выступает как регулятор поведения и связанных с ним внутренних процессов.

Механизмы психической защиты (МПЗ) представляют собой психические маневры, которые направлены на поддержание самооценки и сохранение состояния внутреннего равновесия [30, 32]. МПЗ оказывают существенное искажающее влияние на восприятие субъектом окружающего мира, самого себя и других людей.

Психическая защита, или механизм психической защиты, определяется как некая совокупность внутренних маневров, целью которых является ослабления или устранение любого изменения, угрожающего целостности и «биопсихологической» устойчивости индивида [8]. Впервые термин «защита» З. Фрейд ввел в неопубликованной при его жизни работе «Проект научной психологии». Психическая защита, прежде всего, направлена против влечений, а также представлений, аффектов и ситуаций, которые с ними связаны. Фрейд различает «нормальную» и «патологическую» защиту. В результате патологической защиты «Я» оказывается контаминировано первичными процессами, тогда как «нормальная» защита, устраняя неприемлемый импульс из сознания, сохраняет упорядоченность вторичных процессов в «Я». Начиная с 1926 [24] года, защиты становятся одной из центральных тем в психоаналитических работах. В 1936 году А. Фрейд определила понятие «механизм психической защиты» (МПЗ),впервые описав действие таких МПЗ как вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена некогда бывшего (или аннулирование), проекция, интроекция, обращение на себя, обращение в свою противоположность, сублимация [22]. Согласно А. Фрейд, субъектом и объектом МПЗ является «Я» [11, 22]. Источники угрозы для него могут исходить из трех областей: внешняя реальность, влечения Оно и требования Сверх-Я. Психоаналитические представления о МПЗ выдержали проверку временем и оказались полезными не только в психоаналитической и психотерапевтической практике [32]. В настоящее время конструкт «психическая защита» используется в теоретических построениях и эмпирических исследованиях когнитивной психологии, нейропсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Перечень и типология защит, предложенных Вэйлантом [37, 38], получили довольно широкое признание. Определение МПЗ, предложенное Вэйлантом, было принято в американском классификаторе DSM-IV [5, 28]. Вэйлант отмечает следующие пять характеристик МПЗ: 1. защиты являются основными средствами регуляции влечений и аффекта; 2. МПЗ бессознательны; 3. защиты отличны друг от друга; 4. защиты часто являются признаком психиатрических синдромов, однако они динамичны и обратимы; 5. защиты могут служить адаптации, но могут быть и патологичными.

Изучение взаимосвязи структуры темперамента и МПЗ также необходимо для прояснения теоретических положений о биологической обусловленности МПЗ. Так, Крамер [30] считает, что механизмы защиты коренятся в биологически заданных моторных рефлексах. Моторные аспекты поведения младенца могут рассматриваться как прототипы защит. В процессе развития происходит интернализация моторных реакций и формирования их идеаторных репрезентаций, которые, в свою очередь, являются «зародышами» МПЗ. С этими положениями хорошо согласуются рассуждения З. Фрейда, в которых он уподобляет вытеснение моторной реакции бегства. При вытеснении отводятся энергетические вклады, или катексисы, репрезентатов (мыслей, воспоминаний, аффектов) конфликтных влечений [8].

Влечения в рамках психоаналитической теории рассматриваются как элементарный и базовый элемент психического аппарата. Влечения «расположены» на границе между психикой и телом, являясь психическими представителями физических процессов, связанных с потребностями организма. В ранних работах Фрейда упоминается два класса влечений: влечения «Я» и сексуальные влечения. Влечения «Я» являются отражением в психическом мире процессов, связанных с самосохранением организма. И влечения «Я», и сексуальные влечения являются врожденными и коренятся в телесной конституции индивида. Что касается сексуального влечения, то врожденным является и общая закономерность его развития, в ходе которого оно проходит через стадии оральной, анальной, а также инфантильной генитальной, прежде чем прийти к взрослой генитальной сексуальности. Основным источником сексуального возбуждения являются эрогенные зоны и некоторые психофизические состояния. Эрогенные зоны получают стимуляцию как от периферических рецепторов, так и от импульсов из ЦНС.

Влечение понимается как процесс нарастания возбуждения, оно является той исходной переменной величиной [27], которая вызывает ответ со стороны систем психического аппарата, направленный на регуляцию гомеостаза. Влечение, или поток возбуждения, в психическом аппарате, берущий начало в эндогенном раздражении, направляется к объекту (внешнему или внутреннему), который может принести удовлетворение. При достижении удовлетворения этот поток иссякает. У младенцев после неоднократного повторения опыта возникновения и разрядки связанного с телесной потребностью возбуждения в психическом аппарате, в мнемонической системе формируются и закрепляются воспоминания об актах кормления и ухода, подразумевающие взаимодействие с внешними (и внутренними) объектами. Так постепенно формируются более сложные психические образования – желания. Желание характеризуется и как структура, и как процесс. Как структура желание представляет собой «взаимосвязь влечения, образа объекта и двигательного образа, возникающую под воздействием возбуждения, вызванного влечением» [27, стр. 84]. С позиций метапсихологии желание понимается как процесс, в ходе которого возбуждение, поступающее из соматического источника, активирует воспоминания об опыте удовлетворения, что влечет за собой появление определенного паттерна возбуждения. Таким образом, желания содержат структуры базовых отношений между субъектом и объектом.

Силам влечения противостоит вытеснение. Вытеснение, согласно Шмидт-Хеллерау, «равнозначно «вычитанию» части силы влечения, за счет которого величина возбуждения, вызванного влечением, сокращается и становится подпороговой» [27, стр. 86]. Цензура, связанная с вытеснением, подобно желанию и влечению, представляет собой более сложное образование, чем вытеснение. Шмидт-Хеллерау рассматривает цензуру как негативную связь между образом объекта и двигательным образом.

Кроме того, темперамент связан не только с динамическими параметрами влечения, но и с миром внутренних репрезентаций [34]. Так, в диссертации И.Н. Трофимовой [см. 9] показано, что экстраверсия положительно коррелирует со склонностью субъекта использовать в процессе категоризации объектов оценки большей активности и энергичности. Нейротизм связан со склонностью оценивать воспринимаемые объекты и события как более пассивные, слабые, неупорядоченные и негативные. Таким образом, на основании вышесказанного, мы можем рассматривать вопрос об эмпирическом исследовании влияния свойств темперамента на индивидуальный профиль МПЗ.

Первые десятилетия развития психоанализа совпали с самыми первыми шагами в создании теорий и разработки методов исследования в психологии личности. Хотя в рамках психоаналитического подхода Вильгельм Райх [15]и предпринял попытку связать МПЗ со свойствами характера, все же эмпирические исследования взаимосвязи МПЗ и черт личности, характера, темперамента, прежде всего, требовали надежных и валидных методов.

В настоящей работе использованы теоретические и методические подходы Плутчека [16, 35] касаемые защитных механизмов, и Айзенка [2, 26]- в вопросах изучения темперамента.

Согласно Плутчеку, механизмы психологической защиты являются продуктами онтогенетического развития и научения. Защиты начинают действовать в случае, когда переживание и/или выражение некоторой эмоции может иметь для индивида негативные последствия. Концепция МПЗ Плутчика базируется на его психоэволюционной теории эмоций, в которой постулируется наличие дериватов 8 базовых эмоций: страха, гнева, радости, печали, принятия, отвержения, ожидания, удивления. Базовым эмоциям соответствуют 8 защитных механизмов: отрицание, проекция, регрессия, замещение, вытеснение, интеллектуализация, реактивное образование, компенсация.

Одним из положений теории Плутчека является то, что формирование МПЗ происходит постепенно и на разных этапах онтогенеза появляются разные защиты. Отсюда следует различие между так называемыми «примитивными» защитами, формирующимися на более ранних этапах развития, и более «зрелыми», соответствующими более поздним этапам. К наиболее примитивными защитным механизмам в теории Плутчека относятся отрицание, регрессия и проекция. Такие же механизмы как интеллектуализация, компенсация, реактивное образование появляются на более поздних этапах развития и соответствуют более высоким уровням развития личности.

В настоящем исследовании проверялись следующие гипотезы:

1. Черта темперамента «экстраверсия», по сравнению с «нейротизмом», в меньшей степени связана с напряжением МПЗ.

2. Примитивные МПЗ в большей степени связаны с чертами темперамента, чем МПЗ высшего порядка.

3. Разным типам темперамента будут свойственны разные профили МПЗ.

Методы

Опросник Life Style Index Р. Плутчека Тест-опросник [16] для измерения степени использования индивидом различных механизмов защиты был разработан Р.Плутчеком в соавторстве с Келлерманом и Контом в 1979 году. Восемь шкал опросника предназначены для оценки 8 защитных механизмов: отрицания, регрессии, компенсации, проекции, вытеснения, замещения, интеллектуализации, реактивной формации. Ответы на пункты опросника даются в дихотомической шкале «верно»-«неверно».

Опросник Г. Айзенка Опросник [14] состоит из 57 утверждений, ответы на которые даются в дихотомическом формате шкалы «Да»-Нет». В опроснике содержатся три шкалы: лжи, экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Показатель по шкале лжи, равный 4-6 баллам является критическим, он свидетельствует о тенденции испытуемого давать на вопросы социально желательные ответы. Показатель экстраверсии характеризует индивидуально-психологическую ориентацию личности либо преимущественно на мир внешних объектов, либо на внутренний субъективный мир. Средний балл по этой шкале составляет 11-14. При баллах от 0 до 10 человек относится к полюсу интроверсии, от 15 до 24 – экстраверсии. Нейротизм (эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от нормальной аффективной стабильности до выраженной эмоциональной лабильности. Средний балл по шкале нейротизма равен 12-13. Показатель от 0 до 11 баллов свидетельствует об эмоциональной устойчивости, 14-24 балла – эмоциональной неустойчивости.

Статистический анализ проводился с помощью пакета STATISTICA 6.0. Для обработки данных применялись следующие статистические критерии: Манн-Уитни, угловой критерий Фишера. Для корреляционного анализа применяли ранговый критерий Спирмена. При статистической обработке полученных результатов также использовали метод кластерного анализа К-средних.

Результаты

Для последующего анализа были отобраны результаты тех испытуемых, чьи значения по шкале L опросника Айзенка не превышали 4. Таким образом, после проведенного отбора испытуемых по значениям шкалы L, выборка сократилась до 343 человек.

Методом кластерного анализа К-средних эта выборка была разделена на четыре группы по параметрам методики EPI (опросника Айзенка) «нейротизм» и «экстраверсия». (Рисунок 1). В Таблице 1 приведены средние значения параметров «нейротизм» и «экстраверсия» для 4-х кластеров (групп).

Рисунок 1. Результаты кластерного анализа с помощью метода К-средних (n=343)

Экстраверсия в психологии что это. Смотреть фото Экстраверсия в психологии что это. Смотреть картинку Экстраверсия в психологии что это. Картинка про Экстраверсия в психологии что это. Фото Экстраверсия в психологии что это

Таблица 1. Средние значения параметров «нейротизм» и «экстраверсия» для групп, полученных методом кластерного анализа

Источник

Экстраверсия

Экстраверсия в психологии что это. Смотреть фото Экстраверсия в психологии что это. Смотреть картинку Экстраверсия в психологии что это. Картинка про Экстраверсия в психологии что это. Фото Экстраверсия в психологии что этоЭкстраверсия – это в психологии свойство индивида, которое характеризует направленность личностной установки наружу. Термин «экстраверсия» происходит от латинского «extra», что значит вне и «versae», «versie» — обозначающее поворот, выходит – обращенность вовне. Понятие «экстраверсия», как и «интроверсия» было введено швейцарским психологом и философом Карлом Гюставом Юнгом для различения двух типов личности.

Экстраверсия это в психологии комплекс личностных качеств, которым определяется склонность человека к активным социальным контактам, что выражается в коммуникабельности, активной разговорчивости с разными людьми и общительности. Также с помощью этого комплекса выражается ориентация человека на внешнее социальное окружение, а не на собственный внутренний мир.

Экстравертированные личности часто сами себя представляют и считают, что их истинное призвание заключается в общении с людьми и созидании.

Экстраверсия определение этого свойства у индивида включает личностную озабоченность всеми происходящими событиями вокруг. Сам экстраверт всегда у всех на виду, это прекрасный собеседник и хороший друг.

Экстраверсию характеризуют такие качества, как оптимизм, импульсивность, изменчивость, беспечность.

Экстраверсия это в психологии свойство, которое имеет антагонистичное к себе качество – интроверсию. Экстраверсия, вместе с интроверсией составляют единую психодиагностическую шкалу в личностных опросниках Г. Айзенка, методике «Большой пятерке», в факторном опроснике Р. Кеттела. Проходя такие опросники, большинство людей зарабатывают по шкале «экстроверсии-интроверсии» (обычно, просто название шкалы «экстраверсия») средние оценки, что говорит о том, что «чистых» экстравертов не так уж много.

В шкале экстраверсии объединены достаточно неоднородные характеристики. Так, некоторые психологи экстраверсию характеризуют через формально-динамические, стилевые и содержательные свойства и характеристики личности. Но большинство психологов склоняются к тому, чтобы традиционно трактовать экстраверсию, как качество темперамента.

Экстраверсию характеризуют через постоянную потребность получения различных дополнительных внешних фактов и сведений. Базируясь на их основе, строится вся дальнейшая деятельность индивида.

Зная, какими существенными различиями обладают свойства экстраверсии и интроверсии, можно грамотно определить социотип человека. В литературе и в истории встречаются известные примеры экстравертированных социотипов, среди них: Наполеон, Дон Кихот, Гамлет, Гюго, Штирлиц, Жуков, Джек, Гексли.

Что такое экстраверсия

Экстраверсия это в психологии определенной тип установки человека. Понятие экстраверсия включает человека, постоянно пребывающего в экстравертированном состоянии, всегда готового непосредственно и резко реагировать на внешние стимулы. Его психологическая энергия очень ярко выражается в устремлении на окружение и на все внешние предметы, процессы и явления.

Экстраверсия – является определенной установкой сознания, которой обусловливается отношение к объектам и миру.

Экстраверсия, как и интроверсия, являются психологическими способами приспособления личности к ее окружающему миру, обе установки могут быть свойственными не только одному человеку. Обе категории – экстраверсия и интроверсия по Юнгу проявляются в природе. Особенность первой категории заключается в высокой скорости производительности, сопровождающейся низкой продолжительностью жизнедеятельности индивида и слабостью его защитных механизмов.

Вторая категория – интровертированные индивиды, которые выражаются в интенсивном самообеспечении самосохранения, в силе защитных механизмов, что приводит к уменьшению уровня плодовитости.

Поведение экстравертов в природе, главным образом проявляется в размножении и распространении своей энергии во всех сферах жизнедеятельности. Интроверсия выражается в том, что индивид, главным образом делает то, что направляет всю свою энергию на защиту своей жизнедеятельности от любых внешних воздействий, которые потенциально могут нести вред или просто воздействовать на индивида, чего он категорически не желает, при этом затрачивая минимум энергии.

Экстраверты направляют весь свой интерес во внешний мир и принимают его из этого мира. Таким образом выражается их внешняя реальность. Для личностей с качествами интроверсии интересным является их внутренний мир, то есть внутренняя реальность.

Экстраверсия и интроверсия по Юнгу определяют два различных типа личностей. Человека-экстраверта Юнг описывает через ценностное отношение к внешним объектам, взаимодействие с этими предметами, возможность воздействия на них и так далее. Такому индивиду нет необходимости фиксироваться на глубоких внутренних содержаниях, ему по душе взаимодействие с окружающими.

Установки экстраверсия и интроверсия по Юнгу обозначают отдельные очень сложные по своей структуре личностные характеристики, имеющие мало общих примет с выразительными признаками поведения человека. К. Юнг разделял человеческую психику на четыре элемента, каждый из которых он определял, как экстравертированного или интровертированного.

Экстравертированный человек обладает либидо, которое обращено вовне, эта психическая энергия направляется на объекты, находящиеся в окружении (других людей и различные предметы) и на всевозможные связи с ними. Пребывая в экстравертированном состоянии, индивид воспринимает, ощущает, мыслит и действует согласно каждому имеющемуся объекту действительности.

В сущности экстраверсии лежат не только личностные черты, но и определенная установка сознания, которая, как уже говорилось выше, обращена на объект, тогда, как в интроверсии она обращена на субъект, то есть на самого себя, так считал К. Юнг.

Если направление по объекту и объективному данному превалирует настолько, что самые важные варианты решения или действия определяются объективными обстоятельствами, а не субъективными воззрениями, тогда точно речь идет о человеке экстравертированного типа. При этом К. Юнг анализирует возможные отклонения или психические нарушения в рамках самой экстраверсии. Слишком сильная экстравертированная личностная установка способна до такой степени прекратить считаться с самим субъектом, что тот предстанет «жертвой», именуемого объективным требованием. Опасность такого состояния для экстраверта в том, что через такое глубокое вовлечение в объекты, он может совершенно потерять в них самого себя.

Ориентируясь в знаниях по основам психологии, человек может четко понять или разграничить качества, присущие или интровертированному или экстравертированному типу личности.

Экстраверсию характеризуют такие черты, как повышенная ценность объектов, с которыми взаимодействует человек, расширение объектных отношений. Экстраверт считает людей пустыми, если он может их только наблюдать, но не взаимодействовать с ними. Поскольку сама ценность людей для экстраверта невысокая, то он пытается самостоятельно ее повысить. Несмотря на большую активность и огромный заряд энергии, у экстравертов наблюдается очень быстрая утомляемость. Так, как почти всю энергию они расходуют на общение с людьми, то предпочитают отдыхать и восстанавливаться в одиночестве.

Экстраверсия – это подвижность, откровенность, уживчивость личности с другими людьми, легкая приспособляемость к сложившейся ситуации. Экстравертированный тип личности содействует ее быстрому и свободному созданию социальных связей и привязанностей. Такой человек очень легко может себе что-то внушить и так же легко отбросить плохие предчувствия или опасения, что способствует хорошей ориентировке человека в незнакомой ситуации и быстром принятии рисковых решений.

Интроверсия же, в свою очередь, характеризуется рефлективным, колеблющимся характером человека, стремлением к одиночеству, сохранению личных границ, удалению от объектов и пребыванию в оборонительной позиции относительно к внешним влияниям.

Для экстраверта движущей силой восприятия, воззрений и действий являются внешние факторы. В то время как интроверт является абсолютной противоположностью такому порядку вещей.

Для человека с доминированием экстраверсии другой индивид с иным типом психологической установки представляется, как скучный, предсказуемый и портящий веселье. В то же время интровертированная личность, стремящаяся быть самодостаточной, воспринимает экстравертов, как поверхностных, капризных, надоедливых людей, которые только то и делают, что стремятся привлечь к себе внимание других любыми допустимыми способами.

Психолог Г. Мюррей, также занимающийся изучением экстраверсии и интроверсии человека, говорил, что юнговские утверждения охватывают целый перечень отдельных частных признаков, которые могут изучаться и оцениваться свободно друг от друга. Также он предложил новые наименования для этих измерений. Одно ид них он назвал «экзокатексия — эндокатексия», которое наделил функцией отражения сравнительного значения, которое предается человеком внешнему миру в противоположность к внутреннему, то есть собственным переживаниям, идеям, фантазиям, образам и так далее.

Другое измерение он назвал «экстрацепция—интроцепция», оно главным образом, связано с детерминантами оценки, восприятия и поведения. Понятием «экстрацепция» он наделил тенденцию человека руководствоваться конкретными, четко наблюдаемыми, физическими обстоятельствами. Понятием «интроцепция» он определял тенденцию следования более субъективным факторам (помыслам, чувствам, стремлениям).

Исследования ряда значительными учеными в области изучения факторного анализа – Раймонда Кеттела, Ганса Айзенка, Дж. Гилфорда, свидетельствуют о возможности выделения отдельных независимых компонентов измерения «экстраверсии – интроверсии». Их данные представляют согласованные признаки существования общего измерения, которые достаточно хорошо сочетаются с представлениями К. Юнга и охватывают множество специфических индивидуальных отличий, присущих человеку.

Так, экстраверсия интроверсия по Айзенку (наряду с нейротизмом) представляются, как параметры задающие тип личности. Человек, обладающий экстраверсией – это индивид, который любит общение, обожает проводить свое время в шумных и веселых компаниях, предпочитает иметь широкий круг знакомств, не определяя кого-то из них, как самого близкого.

Экстраверсия интроверсия по Айзенку определяется с помощью его авторского теста. По данному тесту экстраверсия выделяется, как характеристика поведения. Поэтому интроверт способен вести себя, как экстраверт, но не быть им таковым по сути.

Тест Айзенка имеет следующие шкалы: экстраверсия, интроверсия и нейротизм. Нейротизм также рассматривается, как уровень тревожности человека. Данный тест также способен с очень высокой точностью выявить определенный психологический тип человека, что в некоторых случаях необходимо для того чтобы выбрать наиболее правильный подход к пациенту и корректировать направление психотерапии.

Структура теста имеет 57 вопросов, с помощью которых определяется поведение в повседневной жизни. Вопросы дихотомические, то есть нужно отвечать просто, или «да» или «нет». После ответов на вопросы необходимо сравнить данные с ключом, за совпадение ответа с ним насчитывается один балл. Сама интерпретация проводится с помощью круга, в котором по направлению слева направо приумножается степень выражения экстраверсии, а сверху вниз – понижается уровень нейротизма.

В такой науке, как соционика, используется определение категорий экстраверсия и интроверсия по Юнгу. Так, экстраверсия является представлением о направленности человека на внешний мир, относительно к миру внутреннему. Соционика предполагает, что если в личности определяется первая (базовая) функция, как экстравертированная, тогда и весь соционический тип будет определяться, как экстравертен.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *