Экзамен gpa что это
Как посчитать GPA
Grade Point Average, или GPA — это средний балл аттестата или диплома, который требуется в большинстве университетов США, Канады и Европы при поступлении на бакалавриат и в магистратуру. Также это одна из главных вещей, которые помогут оценить шансы на поступление в вуз. Посчитать GPA нетрудно — мы расскажем, как это сделать, и почему средний балл так важен.
Кто придумал GPA
Системе GPA уже очень много лет. Её изобрел Уильям Фариш — преподаватель химии Кембриджского университета. Любопытно, что идею он позаимствовал у производителей обуви: Фариш узнал, что зарплата мастеров зависит от количества обуви, которую они успели сделать за определенное время.
Кембридж внедрил систему Фариша в 1792 году, и скоро ее оценили другие университеты, а затем GPA закрепился на национальном и международном уровне. Конечно, у него есть критики, но пока приемлемый GPA остается одним из условий успешного поступления в вуз.
Почему GPA так важен?
GPA учитывается и в других случаях — уже во время обучения. От него может зависеть право на получение финансовой помощи или стипендии. С низким GPA могут не принять в клуб по интересам или спортивную команду, не допустить к каким-то внеклассным активностям. Если ваш средний балл повышается от курса к курсу, это характеризует вас как трудолюбивого и дисциплинированного студента, и наоборот.
Методы расчёта GPA
Методы расчёта среднего балла в разных вузах могут различаться: где-то нужен GPA только по нескольким профильным дисциплинам, где-то — по всем предметам, но за определенное количество лет.
Для расчета GPA проще всего воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые часто бывают на сайтах университетов. Нужно указать страну, в которой получен диплом или аттестат, вписать предметы, количество часов и оценки, а дальше калькулятор считает сам.
Можно вычислить GPA и самостоятельно: самая простая формула — суммировать оценки и разделить на количество предметов. Если аттестат или диплом российский, а поступаете вы, например, в США, то оценки надо сначала перевести в американскую четырёхбалльную систему: наша пятёрка — это 4 балла в США, четверка — 3 балла, тройка — 2 балла.
Если по каким-то дисциплинам стоят зачеты, и университет, в который вы поступаете, их учитывает, их нужно учесть и при подсчёте GPA. Зачёт — это пятерка, то есть 4 балла.
Если нужно учесть количество часов по предметам, считаем так: каждая оценка умножается на количество часов по предмету, потом цифры по всем предметам складываются. Суммируем количество часов по всем дисциплинам. Затем делим сумму оценок с учетом часов на сумму часов. Например:
5*200 (математика) + 3*150 (английский язык) + 3*180 (физика) = 1990
200 + 150 + 180 = 530
Как видите, расчёты несложные, но на практике на цифры могут влиять разные условия. Например, вуз может учитывать программу, по которой вы учились в школе, количество углублённых занятий по профильным дисциплинам.
Минимальный GPA, и как его повысить
В каждом вузе свой «проходной» GPA. В университетах американской Лиги плюща GPA даже превышает 4.0, потому что в таких вузах при его подсчете учитывается сложность курса. В обычных вузах для поступления достаточно 3.0-3.5.
Если GPA не слишком высок, это не значит, что вы уже точно не поступите. Приёмная комиссия оценивает не только средний балл, а всю заявку абитуриента: результаты экзаменов, рекомендации, мотивационное письмо, исследовательские проекты, другие достижения, помимо академических.
Чтобы узнать, как увеличить свой GPA и шансы на поступление в зарубежный университет, обратитесь к специалисту по обучению за рубежом. Он поможет выяснить, как рассчитывается GPA в конкретном вузе, и построить стратегию его повышения в вашей ситуации.
Экзамен gpa что это
Значимость среднего балла GPA определяется политикой выбранного вуза, особенностями обучения в школе (простые, продвинутые классы), особенностями оценивания (простой средний балл, средневзвешенный балл) и ещё множеством факторов.
В этой статье мы расскажем, как посчитать GPA (в общих чертах) и как повысить оценку GPA, если вы планируете поступать в хороший вуз.
Это — первый шаг к успеху. Чтобы что-то повысить, нужно знать, каков уровень в данный момент.
Средний балл аттестата или диплома рассчитывается несколькими способами. Одни вузы учитывают простое среднее арифметическое, другие — требуют расчёт с учётом количества часов, третьи — принимают во внимание уровень программы по предмету, четвёртые учитывают «зачёт/незачёт» по своей системе исходя из академической нагрузки.
Так, в престижный колледж невозможно поступить, если не обучаться отдельным предметам углублённо — на уровне АР + AP Capstone (научно-исследовательская деятельность). Если у двух абитуриентов одинаковый средний балл 3,5, то предпочтение отдадут тому, у кого в программе есть курсы уровня АР, или тому, кто выбрал максимальное количество предметов с углублённым изучением, возможное в его школе. Например: один изучал 3 предмета углублённо из 3 возможных, другой — 3 из 6 возможных. Больше шансов поступить — у первого.
Вывод из сказанного выше: нужно в подробностях узнать, что учитывается при расчёте оценки GPA в конкретном учебном заведении. Владея конкретной информацией, вы сможете выстроить стратегию повышения балла GPA.
Пример. GPA для поступления в Beloit College в 2021 году составил 3.43 (при 4-балльной системе). Это значит, что типичной оценкой в школе или другом учебном заведении у претендента была В+, что соответствует российской 4+. При этом в Beloit College учитывают обучение на курсах AP.
Посчитать GPA можно самостоятельно, с помощью специалистов в агентствах, занимающихся образованием за границей, или онлайн-калькулятора — среди них есть и такие, которые подскажут, на каком «фронте» нужно решительно наступать.
А теперь — несколько советов по выбору стратегии обучения. Их нельзя связать в целостную систему, потому что выбирать придётся согласно условиям конкретного колледжа.
Самый простой и сложный способ. Учитесь максимально хорошо по всем предметам. Увы, в современных реалиях это трудно, но иногда — возможно. Для отличной учёбы требуется максимальная самодисциплина, чрезвычайная целеустремлённость, в общем — всё самое-самое. Это влечёт отказ от большей части развлечений, от долгого отдыха, но результат того стоит.
Упор — на самое сложное. Этот выбор подходит тем, кто будет предоставлять результат GPA в колледж, учитывающий занятия по углублённым программам, т.е. средневзвешенный балл. Если вы получите высокие баллы по программам уровня АР, это существенно увеличит ваш GPA в конкретном учебном заведении.
Важно ! Когда приёмная комиссия рассматривает кандидатуру, она принимает во внимание, сколько классов АР ученик выбрал из возможных в школе, причём не только в последний год обучения, но и предыдущие. Вот совет преподавателей Колумбийского университета: «Чтобы выбрать студента, мы должны видеть, что он бросает вызов самому себе с помощью строгой и серьёзной учебной нагрузки». Однако не стоит выбирать всё, что доступно. Ориентируйтесь на свои интересы, иначе количество предметов с уровнем АР перейдёт в весьма скромное качество среднего балла.
Упор — на самое долгое. То есть — на количество часов. Это имеет смысл при поступлении в те университеты, где учитывается количество академических часов при подсчёте балла GPA. Если вы видите, что не способны «вытащить» все предметы на высокий балл, сосредоточьтесь на тех, которым отводится максимум часов в учебном плане.
Пример. Вы имеете следующие результаты:
Активная хитрость. Если выбранный колледж не делает различий между уровнем сложности классов, количеством часов, сосредоточьтесь на предметах лёгких и даже факультативных, если они оцениваются. Нередко на таких занятиях можно заработать высокие оценки просто активностью, выполнением несложных проектов и т. п. В зарубежных школах, где ученикам предоставляют выбор, можно набрать несколько подобных занятий в каждом семестре и без особого напряжения повысить GPA.
Не делать ничего. Это тоже стратегия для ситуаций, когда времени или возможности повысить средний балл нет. В этом случае нужно сосредоточиться на других составляющих поступления: в первую очередь — тестировании SAT и ACT, изучении языка, написании эссе.Заведите ежедневник, чтобы планировать все дела, и строго следуйте ему. Если у вас это получится — скорее всего, получится и остальное. В первую очередь запланируйте балл, который вам требуется набрать на тестировании. Для этого найдите в сети 75-й процентиль для выбранного вуза и сделайте его целью. Если вы его достигните, то у вас будет больше шансов поступить, чем у 75 % уже поступивших. Далее составьте план для достижения необходимого балла GPA.
Оцените «стартовый капитал» — пройдите тренировочные тесты, чтобы определить слабые места, и работайте над ними. Если вы учитесь в России, то для вас результаты SAT и ACT намного важнее GPA.
Проанализируйте свои особенности и выбирайте эффективные способы обучения/запоминания (конспектирование, прослушивание лекций в записи, составление интеллект-карт, выполнение заданий в группе с друзьями и т. д.).
Будьте внимательны и активны на уроках, не поддавайтесь дурному влиянию других — вы выбрали путь успеха.
Делайте ставку на понимание, а не запоминание, хотя без него невозможно сформировать базу знаний.
Систематизируйте знания — в таблицах, схемах, интеллект-картах. Отличный способ привести знания в систему — стать репетитором для других.
Занимайтесь дополнительно самостоятельно — в сети много бесплатных ресурсов по всем предметам.
Спланируйте самостоятельное интервальное повторение — повторяйте информацию через промежутки времени: сначала — чаще, далее — реже, но регулярно.
Подводите итоги — в конце недели, месяца, четверти/семестра. Вознаграждайте себя за приверженность цели и успехи!
И последний совет совсем отчаявшимся. Если у вас не получилось то, что вы задумали, — поступите туда, куда возьмут. В США распространена практика перехода из одного учебного заведения в другое. Проучившись некоторое время в одном колледже и значительно повысив балл GPA, вы сможете через год-два перейти туда, куда хотели поступить изначально. Иногда следует отступить, чтобы одержать победу — помните об этом и не сдавайтесь!
Что такое GPA и как посчитать GPA диплома? Разбираемся!
Что такое GPA и как посчитать GPA диплома? Разбираемся!
Available in 1 languages:
Если вы планируете поступить в зарубежный вуз, то уже наверняка столкнулись с таким понятием, как GPA. Grade Point Average — это средний балл вашего аттестата или диплома.
В этой статье мы разберемся, как посчитать GPA и как использовать средний балл не только для поступления в университет, но и при поиске работы.
Что такое GPA?
В США при поступлении в колледж или при устройстве на работу необходимо предоставлять информацию о среднем балле оценок.
Он рассчитывается таким образом: оценки A, B, C, D, F приравниваются к баллам 4.0, 3.0, 2.0, 1.0, 0.0 соответственно. Баллы по всем предметам суммируются и делятся на количество предметов.
Помимо оценок в США считают Credits по предметам. Чтобы посчитать GPA вместе с кредитами, они умножают каждую оценку по предмету на балл по этому кредиту. Затем всё вместе складывается и делится на общую сумму кредитов.
В некоторых университетах учитываются оценки с плюсами, как A+ или B+, которые дают еще пол балла. В других — сумма GPA округляется до целой цифры. В общем, у каждого университета свои правила.
Как посчитать GPA?
Посчитать точный GPA российским студентам помогают специально обученные люди из бюро переводов или сами университеты и школы.
Главное — узнать правила поступления в выбранный вами университет хотя бы для того, чтобы определить – нужно ли учитывать «зачет/незачет» при расчете среднего балла.
Если «зачеты» принимают во внимание, то их приравнивают к оценке «отлично», «незачет» — к нулевому баллу.
GPA из оценок высчитывается следующим образом:
В документах нужно прописать, что балл 4,3 из 5-ти возможных, по нашей пятибалльной системе.
Чтобы перевести оценки в 4-х балльную систему, как в США, ориентируемся на следующие данные:
Остальные действия те же самые – складываем баллы и делим их на общее количество предметов.
У каждого учебного заведения свой минимальный GPA для поступления. Например, чтобы поступить в Калифорнийский университет Беркли, средний балл должен быть не ниже 3.87, а для бизнес-школы Hult – 2.5.
Онлайн-калькуляторы для рассчета GPA
Специальные онлайн-калькуляторы помогут рассчитать GPA самостоятельно, но полагаться на них целиком не стоит. Калькуляторы учитывают ваши оценки и количество академических часов по данному предмету.
Для продолжения учебы в США обязательно нужен высокий или хотя бы соответствующий минимальным требованиям университета балл GPA. Без этого балла абитуриентов отсеивают еще на первом этапе.
Зачем использовать GPA в резюме?
Если вы планируете искать работу в США, то и работодателя будет интересовать ваш GPA. Многие крупные компании, такие как Bank of America, Procter & Gamble, Ernst & Young подтверждают, что хотят видеть GPA в резюме не ниже 3.0, а некоторые и 3.5.
Обычно высокий балл требуется в банковской и бухгалтерской сфере, а также в медицине.
GPA можно вычислить в любой момент, на любом отрезке обучения. И чтобы он всегда был высоким, стоит посещать все предметы, так как от каждого из них зависит общая сумма GPA, будь то хоровое пение или квантовая физика.
С GPA разобрались, теперь остался вопрос о поступлении. Перед выбором университета советуем почитать о том как не запутаться в международных рейтингах университетов и в чем заключаются главные отличия систем образования США и Великобритании.
Давайте оставаться на связи
Каждый месяц мы будем отправлять вам 1 рассылку только с самыми интересными новостями из мира путешествий и изучения иностранных языков. И никак иначе!
Вы подписаны на нашу рассылку. До встречи во \»входящих\»
Как перевести российские оценки для зарубежного вуза?
Чтобы избежать путаницы, введена система усреднения баллов, которая позволит сделать успеваемость читабельной и понятной для зарубежных вузов и работодателей. Именно поэтому при поступлении в зарубежное учебное заведение ваши показатели должны быть приведены в соответствие норм этой страны. Одним из обязательных документов, которые вам нужно будет приложить к своему заявлению, это показатели вашей успеваемости. Не просто аттестат, а подсчитанный показатель GPA.
ЧТО ТАКОЕ GPA?
КАК ПОСЧИТАТЬ GPA?
Как же считать средний показатель?
Первое. Для определения среднего бала, необходим список предметов с количеством пройденных часов по каждому, и сами оценки.
Второе. Узнать какова система оценивания в стране, где находится ваш вуз. Например, это США. Максимальный бал A=4.0.
В России
В США
русский язык (120 часов)-5
русский язык (120 часов)-4
4х100 + 4х100 + 4х120 + 4х100 + 4х70 + 2х60 + 4х60 + 4х60 + 4х60 + 3х60 = 2980
100 + 100 + 120 + 100 + 70+ 60 +60 + 60 + 60 + 60= 790
GPA 2980/790 = 3,77
Четвертое. Умножить оценки на количество часов по каждом предмету. Суммировать показатели.
Пятое. Отдельно подсчитать количество часов по каждому предмету в сумме.
Шестое. Разделить сумму оценок, умноженных на часы, (2980) на общее количество часов (790).
Итоговый показатель и есть ваш GPA, который будут учитывать в вузах США и любых других, где система оценок такая же, как и в Америке. Несмотря на то, что «зачеты» приравниваются к максимальному показателю в шкале оценок, как правило, они не учитываются при подсчетах GPA для обучения и трудоустройства в США.
Данные GPA утверждаются руководством вашего учебного заведения, документально переводятся на английский язык и заверяются нотариусом, также как и транскрипт (приложение, где указаны оценки по всем дисциплинам).
ПОЧЕМУ СРЕДНИЙ БАЛЛ ТАК ВАЖЕН?
подаче заявки на стипендию,
вступлении в организацию или клуб,
выполнении любых внеклассных мероприятий,
поступление в аспирантуру или дальше.
В России получить высокий GPA намного легче, чем в США. Обычно данные среднего показателя успеваемости в нашей стране не требуются, поэтому студенты не уделяют этому особое внимание и учатся, как получится. И когда решение поступать в зарубежный вуз приходит неожиданно, а средний показатель оказался низким, изменить его уже нельзя.
Как рассчитать свой GPA
Если вы планируете поступление в зарубежный вуз на программу бакалавриата или магистратуры, то скорее всего уже столкнулись с таким понятием, как GPA. Grade Point Average — это средний балл школьного аттестата или диплома. Рассказываем, как его правильно рассчитать.
Каждое учебное заведение предъявляет свои требования к GPA абитуриентов и устанавливает определенный порог среднего балла, соблюдение которого является необходимым условием для поступления в вуз.
По какому принципу считается GPA, за какой период, учитываются ли, например, зачеты — чтобы избежать недоразумений, это нужно уточнить у приемной комиссии вуза.
Методы расчета в разных странах имеют некоторые отличия. К примеру, в Америке GPA считается по 4-балльной шкале.
КАК РАССЧИТАТЬ GPA
Самый простой способ вычислить GPA – это просто сложить все оценки из аттестата/диплома и разделить на количество предметов. Но более точный способ – это посчитать средний балл с учетом затраченного на каждый предмет времени (если есть такая информация).
1. Сначала перевести оценки из 5-балльной шкалы в 4-балльную.
2. Умножить баллы на количество часов для каждого предмета, сложить их.
3. Подсчитать общее количество учебных часов.
Все расчеты можно провести самостоятельно или с помощью онлайн-калькуляторов:
ПРИМЕР РАССЧЕТА GPA
В Америке GPA считается по 4-балльной шкале. Считаем средний балл с учетом затраченного на каждый предмет времени:
1. Переводим оценки из 5-балльной шкалы в 4-балльную.
2. Умножаем баллы на количество часов для каждого предмета, складываем их.
3. Подсчитываем общее количество учебных часов.
А вы считали хоть раз свой школьный или университетский средний балл?
Лига образования
1.9K поста 16.6K подписчиков
Правила сообщества
Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:
-уважение к читателю и открытость
-публикация недостоверной информации
-конструктивные дискуссии на тему постов
-личные оскорбления и провокации
-неподкрепленные фактами утверждения
А если 12-бальная система? Как здесь считать?
вот только многие не принимают самостоятельные расчеты. только официальные
Ответ на пост «Чертеж»
С чертежами у меня никогда проблем не было. Те кривые, в проплешинах от резинки уродцы, что выходили из под моих рук, учитель брала, вздыхала и откладывала в сторону, предварительно перевернув чистой стороной вверх. Чтобы не травмироваться ещё сильнее, думаю.
К моему удивлению, в школьном аттестате за черчение у меня оказалась пятерка. Видимо, за то, что пыталась, несмотря на клиническую криворукость.
Пошла я где-то шестой. Вопрос был про экономику нацистской Германии.
Мой бодрый ответ препод прослушал с отстраненным видом, оживился только на дополнительных вопросах.
— Какой период планирования был в нацистской Германии?
— эээ.. Четыре года, на год меньше, чем в СССР
-(начинаю нервничать, может, перепутала) Три?
— Нет. (рисует в зачётке «хорошо»)
— Так я же ответила «четыре года».
— Вы были не уверены, иначе и третий раз бы сказали «четыре года». Надо твердо знать!
Я выскакиваю в коридор, громко хлопнув дверью. Одногруппники потом сказали, что препод удивлённо спросил своим голоском: » И чего она не довольна?»
По рассказам, год спустя его кто-то сильно побил. Точно не я и не по моему заказу, но сердце моё порадовалось.
А я уже много лет препод и никогда не валю студентов.
Навеяно постами, как людям иногда продают разную «дичь»
Почитав тут посты про то, как людям впихивают некондицию и т.д. в коментарии очень просилась одна фраза, но т.к. никто не знает сути, расскажу историю из студенчества.
Лабораторное занятие по гидравлике, сравниваем какие-то насосы по характеристикам или типа того. В группе было 2 весельчака, они эту лабу (как впрочем и все другие) делали вместе. Написали они работу, несут старенькому преподу-гидравлику. Тот читает, говорит, что всё норм, только вот вывод неполный, вы пишете «насос ЯХЗ» лучше», а лучше чего? Доработайте.
В коридоре на перерыве стоял дикий смех. Ничего лучше не придумав, они дописали «насос ЯХЗ лучше ОБЕЗЬЯНЫ».
После этого в наш лексикон плотно вошло выражение «впарить обезьяну».
PS-1: Одногруппники мои, тег «моё».
Ответ на пост «Чертеж»
Был подобный случай за время учёбы в вузе. Наш отличник сдал физику на день раньше с другой группой, т.к. хотел уехать домой пораньше. В этот день я встречаю его в фойе первого корпуса и спрашиваю: какой билет попался, что в билете, и пометил ли билет? Билет он не пометил, но сказал что попался билет #9 и рассказал какие вопросы были в билете. Я такой: О! 9-й билет! У меня по «вышке» и по информатике выпадали 9-е билеты! Все, учу основательно эти вопросы! Выучил все вопросы, из 9-го билета с особым пристрастием. И иду на следующий день сдавать физику. Экзамен письменный, прошу заметить.
И. вытягиваю 9-билет! Бинго! Сажусь на первую парту перед преподавательницей, пишу все ответы и решаю задачи минут за 25. Затем спрашиваю ее: я все написал, могу идти? Экзамен-то письменный! Но она стала меня спрашивать по написанным вопросам, а затем и по другим вопросам, которых в билете не было! Я все ответил! Все! Она меня отпускает и я думаю, что «пять» у меня есть. Но после проверки работ всей группы, я нахожу себя в списках с оценкой «4»! Мда.
Видимо, преподша решила, что я все списал да так талантливо (на первой парте), что она и не заметила.
Чертеж
1987 год. Черчение. Препод – женщина нежной душевной организации, из разряда «я вся такая воздушная, неестественная вся…»
Так вот. У меня всегда было хорошо с черчением, любые проекции, практически любая сложность (в пределах учебной программы, разумеется) только листы получались немного неряшливыми, грязными, в связи с чем высший бал мне никогда не ставили.
Она: «Да как вы посмели подсунуть мне чертёж, который сделали не вы! Я прекрасно знаю ваш стиль! Это недостойно!». Перечеркнула накрест красной ручкой лист и отправила переделывать.
Я, матерясь, за 15 минут сделал новый (уже в своем «неряшливом» стиле), получил за него свой трояк и поехал домой.
С тех пор все чертежи делал в своем «обыкновенном» стиле, дабы не ранить нежную душу преподши)).
В Академии искусств — кадровая чистка. Уволена проректор, требовавшая восстановить отчисленных студентов
В белорусской Академии искусств проходит кадровая чистка. По информации By_culture, уволены 25 преподавателей. Год назад они отказались подписать одно из провластных писем, а также не захотели вступать в профсоюз.
Источники Zerkalo.io сообщают, что этим цифрам можно доверять. Сами они говорят об увольнении, как минимум, десятка преподавателей. Но некоторым другим сотрудникам уже сообщили, что в будущем им не будут продлены контракты. Поэтому озвученная цифра в 25 человек, скорее всего отражает масштаб происходящего.
Среди уволенных — проректор по учебной работе Елена Бохан. На сайте учебного заведения графа с фамилией напротив ее должности пустая.
Осенью 2020 года из Академии искусств активно отчисляли студентов. Елена Бохан не стала подписывать соответствующий приказ, а также в числе других сотрудников потребовала восстановить их в вузе.
Результаты олимпиад
Заметил, что под каждым постом про успехи наших школьников на международных олимпиадах в топе всегда находятся несколько комментариев «не всё так радужно». Сам являюсь учителем и преподавателем, поэтому вопрос для меня близок и хочется на это как-то отреагировать.
Например, в одном из недавних постов про олимпиаду по информатике:
популярны комменты типа:
В итоге всё сводится к тому, что олимпиада какая-то слабая, и участники тоже не очень сильные, и медалей сильно много, и, следовательно, результаты наших ребят по информатике так себе.
Но, блин, вот результаты студенческой международной олимпиады по программированию, по сути крупнейшего IT-соревнования в мире:
С 2000 года Российскими командами одержано 15 побед из 21! Абсолютных побед! Россия занимала первые места 9 раз подряд. Что ещё нужно, чтобы заметить, что с информатикой и программированием у нас всё очень даже хорошо и очередным успехам стоит именно радоваться.
Ответ на пост «Куриные горлышки» или спасибо тебе, тетя Люба
Студенческие годы оказались самые трудные, голодные и счастливые)
Учился в Новосибирске, жил бесплатно на даче у родственников дальних моих знакомых. За дачей приглядывал, топил её.
Из денег только стипендия повышенная, на которую покупал проездной билет, остальные на еду.
Зима. Утро. Просыпаюсь в 6 утра ( ехать до учебы 1.5 часа). Готовлю завтрак:
Наливаю в глубокую миску подсолнечное масло, солю. Макаю хлебом, ем. Запиваю всю эту вкуснятину чаем. Все. На весь день.
Возвращался уже вечером, затемно. Часов в 18. Темнеет зимой рано. На улице мороз, дача за день выстыла, в доме не более 14 градусов. Начинаю топить печь, дело привычное, через час печка начинает отдавать тепло, в комнате становится теплее. Спал в одежде. Так теплее. В субботу топил баньку, мылся,стирал белье. Дров было мало, а зима была студеная. В воскресенье ходил в овраг, рубил тальник, собирал валежник.
Соседей было немного, в основном дачи пустовали. Сначала отнеслись настороженно, но потом нормально, познакомились.
И вот как то сижу дома, хлеб жую. Уроки делаю. Слышу идет кто то, снег хрустит. Стучится, заходит соседка, тетя Люба:
— Здравствуй студент, добрый вечер
— Значит так, я тебе гостинец принесла, мы поросенка зарезали, куда нам с Сергеем столько, держи пакет с мясом. А Сергей вечером картошки из погреба нагребет, капусту еще, морковку.
Я застеснялся, стал отказываться. Она слушать не стала, оставила пакет и ушла.
Пакет был большой, увесистый. Задняя нога свинная целиком.
Картошку Сергей принес полмешка, хорошая, крупная. Сказал, когда закончится, чтобы сказал, еще даст, картошки много.
С той поры жить стало полегче, с такими соседями голод отступил)
Я как мог старался помогать, весной вызвался с огородом помочь, вскапать, посадить.
Тетя Люба только отмахивалась:
— Ты что в город приехал? Учиться? Вот и учись студент, сдался тебе этот огород)
Через 2 года я закончил учиться, поступил на завод, общежитие дали. Съехал с дачи, но к тете Любе с Сергеем часто заезжаю.
Вот такие у меня есть близкие люди, чужие по крови, но одни из самых близких.
Тетя Люба жене моей рассказывала:
— Идет по улице, длинный, худой. Еще полено какое то тащит. А продукты никогда никакие не несет. Вот и решили мы парнишку подкормить. Шефство взять.
Спасибо, тетя Люба..Накормила.
Как в вузах раньше богатые с бедными учились
Автор: Ксения Чепикова.
Думаете, в средневековых университетах не было обнаглевших мажоров, козырявших фразой «Да ты знаешь, кто мой отец?» и считавших всех остальных нищебродами? Да, кстати, а что насчет нищебродов? Могли бедняки получить образование?
Парадная одежда немецкого аристократа, середина 16 века
17 ноября 1520 года сенат университета Фрайбурга выдвинул против пятерых студентов обвинение в ношении неподобающей одежды, нарушавшей правила, – яркой, многоцветной, с разрезами, в общем, самый писк моды. Четырех студентов бюргерского происхождения приговорили к штрафу в один шиллинг, а единственный аристократ отделался простым предупреждением, хотя его обвиняли уже несколько раз, и именно его одежда отличалась наибольшим шиком. Двое из наказанных возмутились такой несправедливостью и потребовали лучше исключить их, чем так унижать. Что, видимо, и было сделано.
В 1546 году группа магистров Виттенбергского университета обратилась к саксонскому курфюрсту с коллективным письмом. Ректорат выпустил новый Kleiderordnung – правила, кому из обитателей университета какую одежду полагается носить. Многие знатные студенты не обратили на него никакого внимания, продолжая щеголять в модном коротком платье, в то время как им предписывалось скромное длинное. Обиженные преподаватели вопрошали: чем плохой и нерадивый студент благородного происхождения лучше заслуженного магистра? Вместо того, чтобы призвать к порядку отпрысков аристократических родов, курфюрст потребовал у руководства университета примерно наказать авторов письма. Несправедливость ситуации была очевидна всем, тем не менее, через несколько недель ректорат выпустил новые правила, по которым знатным студентам разрешалось носить такую же одежду, как и магистрам.
Длинная, «приличная» студенческая одежда. Миниатюра из Eстава Collegium Sapientiae университета Фрайбурга, около 1500 года
…все люди равны, но некоторые, как известно, немного равнее. Сегодня мы склонны воспринимать старый европейский университет как свободную равноправную общность студентов и ученых, члены которой склоняются перед властью главной ценности – знания. Это заблуждение. Строгая иерархия существовала там с самого начала, выражаясь в многочисленных символах и ритуалах: церемониях, нормах общения, одежде, рассадке на официальных мероприятиях. Бакалавр, магистр, доктор, профессор, декан, канцлер, проректор и ректор – каждый ранг давал его обладателю определенные привилегии и требовал соответствующего почтения. Своеобразная иерархия существовала и среди студентов: те, кто проучились несколько семестров, стояли по студенческим понятиям выше только что поступивших и требовали к себе уважительного отношения, что выражалось в различных ритуалах студенческого быта.
В эту систему совершенно не вписывалась аристократия. Со второй половины 15 века она понемногу устремилась в университеты – сначала в небольших количествах, однако с середины 16 века все активнее. В Ингольштадте доля студентов из благородных семей в начале 16 столетия – 4,5%, а к концу его – уже 17%. В 1570-1605 годах доля знатных студентов составляла в Лейпциге 5,8%, в Эрфурте 6%, в Виттенберге 6,3%, в Йене 9,4%. Среди них находились уже графы и герцоги – будущие правители немецких земель.
Ингольщтадт к концу 17 века. Слева увеличенный фрагмент – здание университета
Конечно, нельзя сказать, что они считали своих преподавателей полным ничтожеством. Все-таки в те времена обладатель докторской степени приравнивался по статусу к мелкой аристократии. Так что, допустим, ректор – это не просто человек значительный и в обществе уважаемый, но глава самостоятельного субъекта права, примерно как глава города, пусть и маленького. Тем важнее становилось для юных мажоров показать, кто здесь круче. Кто настоящий хозяин жизни. Отсюда – непрекращающиеся споры о том, кто кому какие почести должен оказывать, постоянные конфликты из-за вызывающего поведения знатных студентов, регулярные жалобы в высшие инстанции как от рассерженных профессоров, так и от оскорбленных аристократов. В архивах университетов и правителей за столетия скопилось множество таких записей.
Кроме того, соображения престижа. У нас учится наследник самого барона, графа, герцога (нужное подчеркнуть)! Внук канцлера! Сын обергофмейстера! А лет через десять-двадцать, когда этот самый молодой человек унаследует титул или получит высокую придворную должность – разве не вспомнит он со светлой ностальгией прекрасные студенческие годы? Разве не окажет своей alma mater высокое покровительство? Неужели стоит наказывать или исключать способного мальчика только за то, что он носит слишком яркую одежду или достал шпагу в присутствии профессора?
Костюм саксонского аристократа, середина 16 века
Еще один интересный эффект присутствия знати в университетах – усиление социального расслоения и дискриминация малоимущих студентов. Возьмем, например, квартирный вопрос. Для студентов он всегда стояла остро: горожане не могли, а часто и не хотели сдавать им комнаты в достаточном количестве. Так появились коллегии – своеобразный прообраз студенческих общежитий. Студент получал там комнату (часто это была одна комната на двоих) и мог питаться в конвикте (что-то вроде студенческой столовой). В коллегии жили также некоторые неженатые преподаватели. Такие комнаты были недорогими, а для бедных студентов иногда даже бесплатными, но удобством не отличались. По своей аскетичности они больше напоминали монастырские кельи.
Однако вместимость любой коллегии оставалась ограниченной, а селиться в более чем скромных помещениях стремились обычно непритязательные студенты из небогатых семей и стипендиаты, считавшие каждый грош. Прием в коллегию и дешевая или бесплатная еда действительно становились для них вопросом выживания. Юноши же из состоятельных фамилий предпочитали арендовать жилье в городе: комфортнее, вкуснее, гораздо веселее и никакого контроля. Или снимать комнату в доме профессора – этот вариант выбирали те, кто приезжал действительно учиться, а не веселиться.
Комната в коллегии, миниатюра из Устава Collegium Sapientiae университета Фрайбурга, около 1500 года
Но к середине 16 века ситуация поменялась. Богатых и знатных студентов становилось все больше, и те из них, кто не мог найти себе комнату в городе или не считал возможным жить в одном доме с простолюдинами, обращались к руководству университетов с просьбой предоставить им жилье. Быстро выяснилось, что путем нехитрого косметического ремонта комнату в коллегии можно сделать намного более комфортабельной и красивой, после чего сдавать ее за весьма высокую плату. Это означало, что беднякам из коллегий пришлось убраться. Куда?
В каждом крупном университете в свое время появлялись «дома для бедняков», где размещались как те, кто мог заплатить некую сумму за жилье, так и те, кому платить было совсем нечем. Так, «дом для бедняков» знаменитого Коллеж де Монтегю в Париже по утверждению Эразма Роттердамского в конце 15 века представлял собой «отвратительную дыру, в которой господствуют репрессивные порядки». При этом Эразм относился к числу тех, кто платил за проживание и находился поэтому в «привилегированном» положении. Те, кто заплатить не могли, отрабатывали жилье и еду на различных хозяйственных работах. Но это ладно. А вот суровые бытовые условия, запрет покидать территорию без разрешения, применение телесных наказаний, всего один комплект одежды и один кусок хлеба в день… да, разница между коллегиями могла быть огромной.
Юноши из бедных семей могли получить образование. Они допускались в университеты и освобождались от платы за обучение, а иногда за проживание и питание – это рассматривалось как проявление христианского милосердия и реализация принципа «знания должны быть доступны всем». Доля бедных или неимущих студентов, называемых pauperes, составляла в Средневековье примерно 15-20%. Но университетские власти их, конечно, не любили, а заботиться о них стремились по минимуму. Еще бы, ведь университеты полностью финансировались за счет студентов – их взносов за учебу, экзамены, питание и прочее, – а эта сомнительная категория мало того, что денег никаких не приносила, так еще и требовала определенных расходов!
Да, нередко эти расходы брала на себя церковь, иногда – добрый правитель, бывало, и щедрые меценаты – выпускники, многого добившиеся в жизни. Кроме того, неимущие студенты часто сами отрабатывали свое содержание. И все же ректораты всеми силами старались сократить «неоправданные расходы». А если деньги и выделялись в достаточном количестве, то часть их неизбежно оседала на разных этапах долгого пути от главного казначея до завхоза «коллегии для бедных».
Доходило до того, что правитель, каким-то образом узнававший о бедственном положении pauperes в том или ином университете, обращался к его руководству с требованием лучше заботиться о бедных студентах. Например, обеспечить им достаточные для выживания рационы или отремонтировать, наконец, жилые помещения. Насколько бедственным могло быть положение pauperes? Скажем так: однажды руководство Венского университета выпустило специальный документ, запрещавший студентам просить милостыню.
Печать Гейдельбергского университета
На каком основании студент освобождался от платы за обучение? Поначалу просто «на глаз». Статус и доход человека декан или ректор определял в личной беседе и по внешнему виду. Конечно, тут открывался широкий простор для махинаций: одеться в лохмотья, сочинить трогательную историю о голодном в детстве в семье без кормильца – до этого, несомненно, додумывались многие. С другой стороны, с таким подходом соискатель бесплатного места оказывался полностью зависимым от доброй воли и настроения собеседника. Однако процесс постепенно формализовался. Например, с 1510 года в том же Венском университете ввели норму, по которой право на бесплатное обучение получали лица с доходом менее 10 гульденов в год (это не так уж мало, многие неквалифицированные рабочие зарабатывали меньше) после предъявления соответствующих письменных доказательств.
Теоретически, конечно, знания – это дар Божий, они должны быть доступны каждому; по крайней мере, так это произносилось в торжественных речах и писалось в сочинениях о пользе образования. На практике же богатые и знатные студенты отделялись от бедных даже пространственно. Речь не только о том, что жили они в разных местах и в разных условиях – это как раз вполне естественно. Но в лекционном зале бедный студент никогда не мог бы занять место в первом ряду, чтобы хорошо слышать профессора и видеть все, что тот пишет на доске. Вот расценки из университета Орлеана, 1307 год: 10 шиллингов (видимо, в семестр) за место в первом ряду, 6 – во втором, 4 – в третьем, 2 – в четвертом.
С другой стороны, не стоит подходить к ситуации с современными мерками. В начале 16 века сыну крестьянина или мелкого ремесленника оказаться в одном лекционном зале с сыном барона или графа, слушать одного профессора и получать одни и те же задания – это уже огромное социальное достижение и невиданное проявление равенства. Грех жаловаться – учиться нужно.
Автор: Ксения Чепикова.
А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!