Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания

Электромобили изобрели раньше бензиновых авто

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания

Кажется, будто электрокары – это новый этап в эволюции авто, который заменит неэкологичные бензиновые автомобили. Но мы имеем дело с тем случаем, когда следует вспомнить поговорку «все новое – это хорошо забытое старое»: ведь электрический двигатель был изобретен раньше, чем двигатель внутреннего сгорания, а электромобили появились раньше, чем их бензиновые собратья.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания Электромобиль, 1895 год

Первый электрический двигатель был изобретен Майклом Фарадеем в 1821 году, когда великий физик продемонстрировал возможность преобразования электрической энергии в механическую. Казалось бы, электричество массово вошло в жизнь людей только во второй половине 20 века, но при этом первый электрический двигатель был сконструирован намного раньше — всего через 9 лет после Бородинской битвы! Магнетизм и электричество захватили умы ученых по всему миру, что привело к быстрому развитию данной области. Уже в 1828 году венгерский изобретатель Аньош Йедлик смог внедрить электромотор в игрушечную модель автомобиля и показать, что машина может успешно двигаться. Первая машина на электрическом двигателе с использованием гальванических элементов была создана в 1837 году изобретателем Робертом Дэвидсоном. Кроме автомобилей электродвигатели пытались внедрить и на другой транспорт: например, в 1839 году русским изобретателем Б.С. Якоби была создана лодка, которая успешно могла перевозить 14 человек. Этот случай стал первым применением электродвигателя для общественного транспорта. Правда, в промышленное производство электролодка так и не вышла.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания Электрокар из германии, 1904 год | источник

С изобретением в 1859 году свинцово-кислотных аккумуляторов, поддерживающих перезарядку и позволяющих долгое время сохранять заряд, промышленники стали вкладывать значительные средства в развитие электромобилей. Вскоре европейские и американские города наводнили тестовые образцы электромобилей, которые наравне с конными экипажами гордо ехали по центральным улицам, удивляя зрителей. В 1890-х годах значительно повысилась емкость аккумуляторов, что сделало автомобили на электродвигателях более привлекательными.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания Электрическое такси на улице Вашингтона, США, 1905 год

Золотой век электромобилей наступил в конце 19 века: различные модели поступили в массовое производство, в крупных городах организовывались даже таксопарки из электромобилей. Их скорость обычно не превышала 35 км\ч, а дальность езды на одной зарядке составляла около 70 км. В 1892 году был построен и первый в мире электробус – его создал русский инженер Ипполит Романов. Электробус мог перевозить 17 пассажиров на дальность 60 км и развивал скорость до 40 км\ч.

Это интересно: первое в истории преодоление скоростной отметки в 100 км\ч на суше тоже принадлежит именно электромобилю. Событие случилось 1 мая 1899 года благодаря гонщику Камилю Женацци и автомобилю La Jamaus Contente. Рекорд скорости составил 105,882 км\ч.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания Электромобиль La Jamais Contente, впервые преодолевший отметку в 100 км/ч на суше, 1899 г.

О популярности электромобилей красноречиво говорит статистика: в начале 20 века в США автомобилей с электродвигателем было в 1,73 раза больше, чем бензиновых.

А как же обстояли дела с двигателем внутреннего сгорания (ДВС)? И хотя идея газового ДВС была известна еще с конца 18 века, и в течение последних десятилетий инженеры успешно внедряли и эксплуатировали работающие на газовом топливе двигатели, бензиновый ДВС был изобретен лишь в 1876 году немецким инженером Отто Николаусом.

Первые автомобили с бензиновыми двигателями начали выпускаться в конце 19 века несколькими независимыми производителями. Первый массовый выпуск бензиновых автомобилей начался в 1888 году Карлом Бенцом – в это время электромобили вовсю рассекали по улицам городов.

В начале 20 века бензиновые двигатели по массовости все еще проигрывали электрическим: сказывалась высокая цена на топливо и сложность в его получении. Запас хода и развиваемая скорость у электрических и бензиновых автомобилей были примерно одинаковыми.

Закат электромобилей произошел вследствие нескольких факторов. Во-первых, получение электроэнергии было дорогим удовольствием: отсутствовали привычные нам сегодня АЭС и «зеленые» источники электроэнергии. Первостепенной задачей стало обеспечение энергией городов вследствие всеобщей электрификации. Себестоимость же добычи нефти снижалась, открывалось все больше месторождений, а бензиновый ДВС претерпевал значительные усовершенствования куда быстрее, чем электрический. Постепенно человечество в большинстве своем перешло на бензиновые двигатели, а электромобили отошли на задний план, чтобы стать вновь популярными в 21 веке.

Иллюстрация: depositphotos | @ Sonar

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Первые электромобили

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания

Электромобиль — автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от автономного источника электроэнергии (аккумуляторов, топливных элементов и т. п.), а не двигателем внутреннего сгорания. Электромобиль следует отличать от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и электрической передачей, а также от троллейбусов и трамваев.

Электромобиль появился раньше, чем двигатель внутреннего сгорания. Первый электромобиль в виде тележки с электромотором был создан в 1841 году.

Электромобили, произведённые в 1880 году, в последующие десятилетия обрели большую популярность.

Недостатком первых моделей была высокая цена. К тому же максимальная скорость не превышала 20 миль в час. Но состоятельные автолюбители ценили их весомые преимущества: простоту в эксплуатации, мгновенный запуск двигателя, бесшумность и отсутствие запаха в отличие от бензиновых аналогов.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгоранияРанний электромобиль на зарядке, 1900.

«Электричество – это вещь. Не гудит, нет сложнопередвигаемых рычагов, безопасно, не зловонно как бензин и никакого шума», – Томас Эдисон.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгоранияТомас Эдисон позирует со своим первым электрическим автомобилем – Edison Baker, 1895.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгоранияМужчины едут на электромобиле, разработанном немецкой компанией Siemens & Halske за Берлином, Германия, 1882.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгоранияЭлектрический автомобиль Columbia, 1899.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгоранияРоджер Уоллес в своём электромобиле, 1899.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгоранияКамиль Женатзи ведёт электрический автомобиль собственной разработки недалеко от Парижа, Франция. Он стал первым человеком, который превысил заветный рубеж скорости 100 километров в час (62 мили в час) на автомобиле, 1899.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгоранияВыстроенные в ряд электромобили Edison Company на Манхэттене в Нью-Йорке, 1906.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгоранияЭлектрическая уличная подметально-уборочная машина очищает проезжую часть в Берлине, Германия, 1907.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгоранияЭлектромобили на станции подзарядки, 1909.

Продажи электромобилей достигли пика в начале 1910-х годов, когда выросли масштабы электрификации частных домов. В Соединённых Штатах в это время 38% от всех автомобилей были электрическими.

Однако популярность электромобилей пошла на спад. Тому способствовал ряд факторов: расширение дорожной инфраструктуры, открытие нефтяных месторождений и разработка нефтепродуктов, изобретение электрического стартера и глушителя. Таким образом, бензиновые автомобили превратились в более доступный и практичный вариант средства передвижения.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгоранияРеклама электрического автомобиля, 1910.

«Теперь владельцы электричества могут установить собственную зарядную установку у себя в конюшне».

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгоранияЗарядный комплект для электрической машины в гараже в Кливленде, штат Огайо, 1910.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгоранияДама использует устройство для зарядки своего электрического автомобиля Columbia Mark 68 Victoria, 1912.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгоранияАвтомобиль Detroit Electric на дороге между Сиэтлом и горой Рейнир, штат Вашингтон, 1920.

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания

La Jamais Contente — первый автомобиль, разогнавшийся свыше 100 км/ч. Это электромобиль с легкосплавным псевдообтекаемым кузовом.

Материалы по теме

А вот ещё:

Золото Колчака: исчезновение золотого запаса России

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания

В 1918 г. белогвардейцы захватили большую часть Золотого запаса России. Судьбу этих денег выясняли почти столетие.

Каких только слухов не ходило о том золоте — то ли часть его украли союзники (Чехословацкий корпус), то ли белые перевели сотни миллионов на зарубежные счета и потом присвоили, то ли закопали в глухой сибирской тайге; а может, «золотой» поезд потерпел крушение на берегу Байкала, и слитки теперь ждут кладоискателей на дне величественного озера…

Все эти версии кажутся очень притягательными, но историки, тщательно изучившие документы российских и заграничных архивов, проследили историю «колчаковских денег» и пришли к гораздо менее романтичным выводам. Но обо всём по порядку.

Покупки белой армии

Российская империя обладала огромным золотым запасом. К перевороту 25 октября 1917 г. Государственный банк хранил золотых слитков и монет на 1101 млн рублей. Больше было только у США и Франции. Сохранить его в полном объёме большевики не сумели. В конце лета 1918 г. белогвардейцы под командованием полковника В.О. Каппеля при поддержке чехов (чешских пленных, взбунтовавшихся против советской власти) выбили красных из Казани, где захватили 496, 873 тонны золота — 651 532 117 рублей 86 копеек. Колоссальная сумма! Большевики успели эвакуировать только сотню ящиков (на 6 млн рублей), которые вскоре бесследно пропали.

Остальное золото белые доставили в Самару, а оттуда — в Омск. По некоторым данным, не вполне надёжным, ещё около 6 млн рублей по пути украли чехи. Но так или иначе, теперь золото оказалась в руках противников большевиков.

18 ноября 1918 г. к власти в Омске пришёл адмирал А.В. Колчак. Какое-то время он отказывался от идеи использовать Золотой запас для борьбы с большевизмом: Верховный правитель полагал, что не имеет на это права, что деньги принадлежат всему народу и распоряжаться ими должно всероссийское правительство после Гражданской войны. Но тратить золото всё же пришлось. Советская власть получила военные заводы и богатые военные склады царской России, белым же досталась периферия со слабой промышленностью. Вооружение и обмундирование можно было либо реквизировать у населения (что малоэффективно), либо добывать в бою, либо покупать заграницей.

» height=»701″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/223/223345f54b4947c1912b23ea814577fa.webp» title=»Адмирал Колчак. (rg.ru)» width=»600″ />

Адмирал Колчак. Источник: rg.ru

» height=»418″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/86a/86ae3702fafec3dc90f94197e2f8aeb8.webp» title=»Золотой запас в казанском Госбанке, 1918 г. (lifeboss.ru)» width=»600″ />

Золотой запас в казанском Госбанке, 1918 г. Источник: lifeboss.ru

И правительство Колчака начало продавать золото и закупать на валюту винтовки (в 1919 г. только США купили более 450 тыс. и 50 тыс. у Японии), пулемёты, обмундирование, рельсы, паровозы, подъёмные краны, кожу для изготовления обуви и т. д. К несчастью для белых, толком воспользоваться деньгами они так и не успели — когда наладились объёмные поставки, дела на фронте уже шли плохо. Значительное количество уже оплаченных военных грузов осталось на складах США, когда Колчак потерпел крах.

Отчасти ответственность за это лежит на самом Колчаке (который затянул с решением тратить Золотой запас), отчасти — на обстоятельствах; зарубежные банки далеко не сразу решились покупать русское золото у непризнанного белого правительства.

За 1918 — 1919 гг. Колчак продал союзникам золота на 190 899 652 руб. 50 коп. «Золотые поезда» шли во Владивосток, откуда слитки и монеты через океан доставлялись в Китай, Японию, США и Европу. Из этой суммы около 60 млн золотых рублей потратить правительство Колчака не успело, и они осели в различных банках за границей; к тому, что с ними стало, мы ещё вернёмся. Гораздо интереснее, что случилось с остальным золотом.

Путешествие «золотого эшелона»

Осенью 1919 г. стало ясно, что армии Колчака придётся оставить Омск — красные перешли в наступление, белые испытывали проблемы со снабжением и дисциплиной в войсках и в тылу. 10 ноября правительство выехало в Иркутск, куда прибыло 18 ноября. 12 ноября в Иркутск отправился Колчак, с ним следовали его штаб и конвой (600 человек), а также «золотой эшелон» — поезд с Золотым запасом. Уже накануне эвакуации золота союзники ясно дали понять, что неравнодушны к русским богатствами — чехи предлагали везти золото во Владивосток под их охраной. Колчак отказал в грубой форме и прямо заявил, что не доверяет им и лучше просто отдаст золото большевикам, лишь бы оно осталось в России.

Это путешествие по Транссибу стало самым трагическим эпизодом биографии Колчака. Ехали поезда очень медленно; белых задерживали чехи, которые контролировали железную дорогу и торопились прежде всего эвакуировать во Владивосток свои поезда с солдатами и награбленным добром — а там и покинуть страну. Чтобы поскорее добраться до Иркутска, после 6 дней простоя в Красноярске Колчак сократил свой состав до 3 поездов и разделился с армией — войска под командованием В. О. Каппеля должны были добираться до Иркутска после Верховного правителя.

Однако это не помогло адмиралу добраться до цели быстрее. Вокруг Транссиба действовали повстанцы — эсеры и большевики, которые требовали выдачи Колчака и остановки «золотого эшелона». 24 декабря начался мятеж под Иркутском, который вскоре перекинулся и на город. В этих обстоятельствах 25 декабря союзники остановили поезд Колчака в Нижнеудинске, где взяли его вместе с золотом под охрану, пока не прояснится положение.

» height=»301″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/cdf/cdfe9c0754aee28561baf855f4bea3e0.webp» width=»600″ />

Омск, филиал Государственного банка, начало ХХ в. Источник: vfl.ru

» height=»386″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/441/44114300fd0158f273a77334f6b8dc6f.webp» title=»Чешские войска. (zen.yandex.ru)» width=»600″ />

Чешские войска. Источник: zen.yandex.ru

Через 10 дней ситуация стала отчаянной. 5 января 1920 г. власть в Иркутске взял эсеровский «Политцентр». Правительство Колчака арестовали. Адмирал предложил остаться с ним только тем, кто желает этого (чтобы можно было твёрдо полагаться на оставшихся), в результате из 600 человек его конвоя 540 солдат разошлись — кто подался к эсерам, кто решил пробираться домой или заграницу. Теперь Колчаку ничего не оставалось, кроме как пересесть в вагон чешского поезда и ехать дальше под флагами союзников (Великобритании, США, Франции, Японии и Чехословакии), иначе его поезд повстанцы остановили бы на ближайшей же станции. Под защитой чехов следовал в Иркутск и поезд с золотом.

15 января они прибыли в Иркутск, где командующий войсками союзников генерал М. Жанен предал Колчака и выдал его эсерам. Жизнь адмирала и русское золото стали предметом торга — как и предчувствовал адмирал, когда говорил: «Продадут меня эти союзнички». Интервенты обменяли его на возможность проехать во Владивосток; в противном случае повстанцы грозили перестать снабжать их углём для паровозов. Около 23 часов 55 минут Колчака арестовали.

А пока «золотой эшелон» по соглашению «Политцентра» и союзников оставался в Иркутске под охраной 2-й пулемётной роты 10-го полка Чехословацкого корпуса, смешанного по составу: русские (колчаковцы), чехи, румыны, сербы и японцы. Вскоре «Политцентр» сдал власть большевистскому военно-революционному комитету, власть в Иркутске перешла к красным. 7 февраля 1920 г. Колчака расстреляли (белые войска спешили ему на помощь, но были остановлены на подступах к Иркутску). В тот же день председатель Реввоенсовета 5-й армии и Сибревкома И. Н. Смирнов заключил с чехами соглашение: чехов и дальше пропускают на восток и дают им уголь, но золото остаётся в Иркутске.

» height=»446″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/03e/03e8f7f52c646bb1a51c57ffab8722c9.webp» title=»М. Жанен, «генерал без чести». (ru.wikipedia.org)» width=»600″ />

М. Жанен, «генерал без чести». Источник: ru.wikipedia.org

» height=»834″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/b4b/b4bd7a32aecfbce39e088545be0edd7e.webp» title=»А.В. Колчак, фото после ареста. (rg.ru)» width=»600″ />

А. В. Колчак, фото после ареста. Источник: rg.ru

Пока последний состав с чехами не ушёл на Владивосток, золото вместе охраняли красные (частью — перебежчики белых) и чехи. Большевики приняли меры предосторожности, небезосновательно полагая, что интервенты хотят украсть и вывезти Золотой запас. Чтобы этого не случилось, поезд поставили в тупик, опутали проволокой и сигнализацией. Позади путей поставили паровоз под парами — в случае необходимости он двинулся бы навстречу поезду и не дал ему уйти из тупика. Солдаты получили приказ пустить эшелон под откос, если тот поедет. Наконец, стрелку на пути к тупику разобрали, вынули подшипники из колёс вагонов и дали чехам понять, что за золото готовы биться насмерть.

Бывший помощник командующего повстанческой Восточно-Сибирской Советской Армией А. Г. Нестеров вспоминал: «Наша артиллерия по тревоге немедленно открыла бы массированный беглый огонь по станционным путям и, особенно по восточному выходному пути; были бы взорваны не охраняемые чехами мелкие мосты и водопроводные трубы. Мы начали бы бой, а это было весьма нежелательно для белочехов. Они рвались домой».

Когда последние чешские эшелоны покинули Иркутск, золотом полностью завладели красные. Затем его доставили в Казань, а оттуда — в Москву. В Иркутске большевики приняли золота на 409 626 103 руб. Очень скоро, в 1920—1921 гг., Советская Россия потратила большую его часть на закупки различных товаров и поддержку коммунистических движений и заграницей; около 8 млн досталось и кемалевский Турции, которая первой признала РСФСР.

Украденное золото

Ясно, что полученные большевиками 409,6 млн рублей — далеко не всё, что оставалось у Колчака после продажи золота на 190,8 млн рублей. Остальное было украдено. Самое крупное хищение совершил атаман Г. М. Семёнов, который формально подчинялся Колчаку, но и прежде похищал его грузы, так как контролировал часть Транссибирской магистрали. Во время эвакуации части золота во Владивосток он перехватил в Чите один поезд со слитками и монетами на 43 млн 577 тыс. 744 рубля 06 копеек. Большую часть этих денег Семёнов потратил на содержание своей армии и правительства, ещё часть перевёл в японские банки; как минимум 22 ящика на 1,2 млн рублей японцы ему так и не вернули.

Под присмотром людей Колчака золота украли гораздо меньше. 2 декабря 1919 г. в Иркутске похитили ящик с серебряными монетами часовые — Э. Грузит и унтер-офицер Красовский; они сумели уйти с ящиком весом в 2,5 пуда. Ещё один мешок с золотом украли в Омске (примерно на 60 тыс. рублей). Наконец, в период с 4 по 12 января (скорее всего, ночью на 12 января) между станциями Зима и Тыреть пропали 13 ящиков с золотом на 780 тыс. рублей.

На часах в ту ночь стояли русские, но, возможно, золото украли и раньше, а искусно вскрытая пломба на дверях вагона не позволила вовремя обнаружить кражу. Понятно, что вынести 13 ящиков без сговора часовых было невозможно, но преступников установить так и не удалось. Историк О. В. Будницкий, основательно исследовавший «колчаковское» золото, приходит к неутешительному выводу: «Похоже, что тайна этого преступления уже никогда не будет раскрыта».

» height=»463″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/d96/d9684dff75cfc12398a9dd1948278100.webp» title=»Отступление белых в Сибири. (artpoisk.info)» width=»600″ />

Отступление белых в Сибири. Источник: artpoisk.info

» height=»450″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/94c/94c4bca2ba3bd4a68ced4b915e3eab01.webp» width=»600″ />

Союзники на улицах Владивостока. Источник: periskop.su

Таким образом, самая крупная пропажа казанской части Золотого запаса России произошла ещё в 1918 г., когда красные эвакуировали 100 ящиков золота, и ящики испарились; в 1920-е их пытались найти, но безуспешно. Судьба остальных денег, не считая относительно мелкие кражи зимой 1919/20 гг., известна, нет никаких оснований полагать, что сколько-нибудь значительные суммы сумели вывезти чехи или затопили на дне Байкала белые (хотя публикации с подобными версиями до сих пор появляются на просторах интернета).

Осталось только вкратце рассказать о деньгах, оставшихся на счетах колчаковских финансовых агентов за рубежом. После краха Колчака заботу об этих 60 млн взяли на себя российские дипломаты в изгнании, когда-то представлявшие царскую Россию или Временное правительство. Меньше долю денег западные банки продержали нетронутой до 1980−90-х гг., пока по соглашению с СССР и Российской Федерацией эти деньги не получили иностранные компании и потомки частных инвесторов, потерявших свои вклады и имущество в России из-за революции 1917 г. и последовавшей национализации; это несколько компенсировало их инвестиции в экономику Российской империи и позволило закрыть вопрос о царских долгах.

А основной частью «колчаковских» денег распоряжался российской Совет послов и финансовых агентов заграницей. Русское золото досталось русским людям. Десятки миллионов золотых рублей расходовались до второй половины 1950-х гг. на нужды эмиграции — расселение армии генерала П. Н. Врангеля на Балканах, поддержка Земгора и русского Красного Креста, помощь инвалидам, ветеранам, вдовам и детям.

Источник

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгоранияalexandr_palkin

МИРОСТРОИТЕЛЬСТВО

БУДУЩЕЕ РОССИИ РОЖДАЕТСЯ В КАЖДОМ ИЗ НАС

Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Смотреть картинку Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Картинка про Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания. Фото Электромобиль появился раньше чем двигатель внутреннего сгорания

Первый электромобиль в виде тележки с электромотором был создан в 1841 году.

Создание первого электромобиля в мире можно отнести к 1828 году. Изобретатель Аньос Джедлик из Венгрии смастерил компактный автомобиль, напоминающий скейтборд с электромотором. Разумеется, большую полноценную машину такой двигатель не тянул, но это был уверенный шаг в правильном направлении.

Следующий шаг в изобретении электромобиля около 1830 года сделал Роберт Андерсон, который представил публике экипаж на электротяге. Примерно в тоже время свою модель показал Стратин Гронинген из Голландии.

Создатель электромобиля Томас Давенпорт в 1842 году создал уже более интересную модель, где была воплощена концепция электроячеек без перезарядки. Нужно сказать, что в Питсбурге в то время ходил локомотив, который подпитывался электричеством от рельс.

Историки, которые спорят о том, когда был создан первый электромобиль, нередко вспоминают талантливых инженеров Камиля Форе и Гастона Платье из Франции. Во второй половине 19-го века они значительно усовершенствовали аккумуляторную батарею. Автомобили с таким новшеством смогли проезжать значительные расстояния без остановок на подзарядку.

В 1899 года бельгиец Камиль Женатци создал свой самый первый электромобиль, который развил рекордную тогда скорость в шестьдесят восемь миль в час. Некоторые полагают, что именно это год создания машины с электротягой.

Русские изобретатели того времени внесли немалый вклад в создание электромобилей. К примеру, Павел Яблочков первый выдвинул одну из концепций электрокара, на которую получил патент. В 1879 году профессор Владимир Чиколев создал теорию по регулировке скоростей электромобиля, где задействованы контролеры. Он же придумал уникальную систему запуска электромотора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *