Электронный редукцион что это такое
Редукцион – это такой вид торга в ходе, которого снижается цена. Обычно, когда проводятся тендеры, возникает срочная необходимость провести редукцион. Получается, что между участниками тендеров проводятся дополнительные торги. Шаг для снижения цены может достигать только 5 %. Сама процедура редукциона идентична проведению аукциона, потому что в обоих случаях они считаются торгами, между которыми есть небольшие отличия. Чтобы изучить последние необходимо ознакомиться с основными признаками торга.
Основные характеристики
Отличительные черты
Отличие редукциона от аукциона состоит в том, что под аукционом понимаются торги, вследствие которых цена повышается. То есть участник, который предложил наибольшую цену становится победителем. Фактически эти понятия идентичны, так как раньше торги с понижением стоимости в государственных закупках называли, наоборот аукционом. Поэтому сейчас эти два понятия обозначают одно и то же.
Самая главная отличительная черта этих понятий состоит в том, что редукцион регулируется правилами, которые указаны в положении о закупках. И когда торг закончился, заказчик может и не заключать с победителем договор. Такой обязанности у него нет.
Виды редукциона
Существует несколько видов торгов, характеризующихся понижением цен:
Анализируя виды, становится ясно, что такое редукцион в закупках.
Порядок проведения торга
Результат торга указывается в протоколе.
При желании происходит заключение договора с победителем.
Преимущества
Зачастую такие условия делают проведение торга более результативным. Для организаторов редукциона такие особенности являются очень выгодными. Только для участия в нем нужно обладать определенными навыками, чтобы не делать ошибок.
Окончательная цена зависит от количества заявок участников. В процессе редукциона заказчики изучают различные данные, чтобы понизить стоимость товара. Такие условия влияют на размер дохода продавца. Участники в свою очередь стараются покрыть расходы. Когда происходит изменение условий по сделке, то меняется цена заявки. Но в таких случаях организаторы получают пониженную прибыль.
Когда нужен редукцион
Проведение такого вида торгов необходимо в определенных случаях. К ним относятся:
Обеспечение заявок
При подаче заявки на проведение редукциона необходимо соблюдать некоторые условия:
Залог для участия в торге некоторое время замораживается оператором электронной площадки. Сумму, которую нужно внести, устанавливают в соответствии с региональной документацией. Поэтому цена может варьироваться в зависимости от того, где проходят торги. Изучив основные моменты, можно сказать, что между аукционом и редукционом разница очень существенная.
Если победитель редукциона в установленный срок не предоставляет договор, который им подписан, то сделка признается несостоявшейся. А участник признается, уклонившимся от заключения договора. Также такие бездействия влекут остановку аккредитации участника. Поэтому очень важно при осуществлении торгов соблюдать все установленные правила, так как подавать заявку придется в таком случае заново.
Что такое редукцион по 44-ФЗ
Открытый редукцион в электронной форме — это закупочная процедура на ЭТП, доступная для всех поставщиков. Победителем становится участник, предложивший самую низкую цену.
Понятие редукциона
В знаменитой книге Ильфа и Петрова «12 стульев» главные герои пытались купить вожделенный стул на аукционе. Суть происходящего заключалась в поочередном повышении участниками цены на приобретаемый лот. Кто предложил больше остальных, тот и выиграл. Эту схему подтверждает и ст. 447 ГК РФ. Но 44-ФЗ в это же слово вложил несколько иной смысл: победителем признается поставщик, который предложил наименьшую цену, хотя обычно такая процедура носит название редукцион. Речь идет о закупке, в которой побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.
Заказчики проводят открытые и закрытые закупки. В первом случае организация сообщает о проведении заказа неограниченному кругу лиц, а во втором участвуют только определенные поставщики. Есть два способа проведения: электронный редукцион и «живая» процедура. Электронные торги проходят на электронных торговых площадках. Порядок их проведения таков:
Если такой аукцион наоборот проводится «вживую», поставщики собираются в назначенном месте. Каждый получает номер, с которым делает предложения для переторжки, то есть изменения своей цены. После объявления ведущим максимальной цены и шага участники делают ставки, поднимая транспаранты. Ведущий позволяет каждому высказать свое предложение с учетом очереди поднятия транспарантов. Процесс завершается, когда остается один поставщик, предложивший самую низкую сумму.
Отличие редукциона от других процедур
Пожалуй, это самый частый вопрос на эту тему. Вот ключевое отличие редукциона и аукциона в предпринимательской практике: аукцион — это торги на повышение, а редукцион — на понижение. Но законодатель, когда принимал закон «О федеральной контрактной системе», в тексте стал использовать термин «аукцион», а торги определил проводить на понижение. То есть по логике предпринимательского права госзаказчики проводят редукционные процедуры.
Помимо аукционных, заказчики проводят конкурсные конкурентные процедуры. Чем отличаются конкурсы от редукционов и аукционов: победителем конкурса становится тот участник, который предложил наилучшие условия исполнения контракта или договора. Конкурсная комиссия внимательно изучает и оценивает все предложения. У торгов на понижение иной критерий победы — цена. Победителем закупки признают участника, предложившего наименьшую цену по условиям, полностью соответствующим аукционной или редукционной документации.
А вот что такое редукцион в закупках по 223-ФЗ: это обратный аукцион. Заказчики, работающие по нормам 223-ФЗ, вправе закупать подобным образом при условии включения редукционного способа в их Положение о закупках. Таким образом, схема проведения этих тендеров идентичная, просто одна применяется в госзаказе и носит название «аукцион», а вторая, обратная процедура — в закупках по 223-ФЗ.
Наглядно, что такое редукцион в закупках в электронной форме по закону №223 на примере технической документации заказчика.
Но это не все, чем отличается аукцион от редукциона: разница заключается еще и в том, что понятие редукциона не закреплено законодательно. И так как процедура не регулируется ст. 447–449 ГК РФ, она не является торгами. К заказчику не предъявляются требования о сроках размещения извещения и принятия заявок. Также он освобождается от обязанности заключать контракт с победителем, если это предусмотрено документацией.
Практика проведения редукциона
Закупки со снижением стоимости проводят гораздо реже, чем торги на повышение. Электронный редукцион — это вид аукциона, доступный для заказчиков в Единой информационной системе и на различных электронных торговых площадках. Так, в июле 2019 года на официальном сайте ЕИС общее количество редукционов составляло более 3200, причем для подачи заявок открыты лишь 10 госзакупок, у самой дорогой из них сумма контракта более 4 млн рублей.
Для сравнения, в этом же периоде у участников была возможность принять участие более чем в 50 000 аукционных заказах (без учета закрытых процедур). Максимальная же стоимость контракта одной из госзакупок здесь составляет более 5,9 млрд рублей.
Компаний, которые используют редукционные торги, немного. Среди них, например, ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов», Банк ВТБ (ПАО), ФГУП «Почта России», ОАО «Росагролизинг», МУП «Ритуал».
Как показывает практика (по данным сайта ЕИС), эти тендеры часто признают несостоявшимися, потому что подана одна заявка либо участников нет совсем.
Что такое редукцион по 223-ФЗ и его отличие от аукциона
Заказчикам, которые приобретают товары и услуги в соответствии с нормами 223-ФЗ, разрешено применять нестандартные способы закупки. Одним из которых является редукцион. Он предполагает заключение контракта с поставщиком, предложившим минимальную цену. Суть редукциона аналогична аукциону, проводимому в рамках 44-ФЗ. В данной статье мы постараемся разобраться, в чем сходство и отличие этих процедур.
Что представляет собой редукцион
Редукционом называют конкурентный способ проведения закупки, при котором торги проводятся с понижением цены. Шаг снижения предложений участников варьируется в пределах от 0,5% до 5%. Процедура проведения такой закупки аналогична реализации аукциона. Заказчики оценивают заявки, поданные участниками, при наличии оснований отклоняют некоторые из них. После определения победителя заказчик может заключить с ним контракт.
Юридически редукцион не относится к закупкам. На него не распространяется действие статей 447 – 449 Гражданского Кодекса России. Извещение о проведении аукциона, размещенное в сети интернет, считается приглашением делать оферты.
Порядок проведения редукциона прописывается в положении о закупках. Заказчик не обязан составлять закупочную документацию. Все необходимые сведения он излагает в извещении.
Такую форму выбирают в том случае, когда предлагаемая цена становится приоритетным критерием определения поставщика. Целесообразно проводить редукцион при приобретении крупной партии однотипного товара.
Отличие редукциона от аукциона
Изначально термином редукцион обозначались торги на понижение цены, а аукцион – на повышение цены. При составлении законодательства в сфере государственных закупок проведение торгов на понижение стоимости контракта было обозначено понятием «аукцион». Таким образом, оба термина стали обозначать одно и то же.
Основным отличием этих процедур становится то, что на редукцион не распространяются нормы Гражданского Кодекса России. Он регулируется только правилами, прописанными в положении о закупках. После проведения редукциона заказчик не обязан заключать контракт с победителем. Если в приобретении товаров и услуг отпала надобность, то договор не оформляется.
Выделяют два вида редукциона:
Выбор формы проведения редукциона будет зависеть от статуса заказчика и особенностей закупаемых товаров или услуг. Проводить процедуру можно в том случае, если на участие в ней подали заявки.
Порядок и сроки проведения открытого редукциона
Открытые редукционы чаще проводятся с использованием функционала электронной торговой площадки. Процедуру можно разделить на несколько ключевых этапов:
Редукционы проводят крупные компании, такие как ФГУП «Почта России», ПАО ВТБ, МУП «Ритуал» и другие. Часто такие процедуры признаются несостоявшимися, так как на участие в них подается только одна заявка или вовсе не находится организации, которая захочет подать предложение.
Редукцион в закупках: что это и чем отличается от других торгов
Редукцион — это вид аукциона, в котором побеждает участник с наименьшим ценовым предложением. Проводят его и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.
Понятие редукциона
В гражданском законодательстве аукцион определяется как торги, в которых побеждает лицо, предложившее наиболее высокую цену (ч. 4 ст. 447 ГК РФ). Но в госзакупках наблюдается обратная ситуация. Победителем аукциона по 44-ФЗ признается участник, предложивший наименьшую цену. По сути, в госзакупках проводят редукционы — обратные аукционы, торги на понижение стоимости. Такие тендеры имеют аналогичную классификацию — выделяют открытые и закрытые, электронные и «живые» процедуры. Открытый редукцион в электронной форме — это заказ, в котором принимают участие все желающие поставщики. Сведения о закрытой процедуре сообщаются ограниченному списку участников. На торговых площадках проводится по такому алгоритму:
В результате состоявшейся закупки организация заключает контракт с победителем торгов.
Редукцион по 223-ФЗ
Закрепите возможность и порядок проведения редукционных торгов в положении о закупке. Учтите, что для таких заказов соблюдение сроков публикации извещения, установление предельных дат принятия заявок и заключение договора с победителем не является обязательным. Заказчик вправе предусмотреть эти условия в закупочной документации.
Рассмотрим примеры проведения процедуры. В закупочной документации у одного заказчика прописано, что такое редукцион в закупках по 223-ФЗ: это торги, которые проводятся путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении. Процедура проходит так:
У другого заказчика в документации закреплены правила проведения электронной процедуры. Заказчик осуществляет электронный редукцион по такой инструкции:
Редукцион — не самый популярный способ госзаказа. В Единой информационной системе есть актуальная статистика: в первом полугодии 2019 года 5% всех извещений по 223-ФЗ — это закрытые редукционы. Для сравнения извещений об обычных закрытых аукционов — 7%.
У открытых заказов иная статистика. По сведениям, опубликованным в ЕИС, заказчики провели более 5000 редукционов. Торги на понижение используют государственные и муниципальные унитарные предприятия (ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов», ФГУП «Почта России», МУП «Ритуал»), открытые акционерные общества (ОАО «Росагролизинг»), публичные акционерные общества (ПАО ВТБ). Большую часть таких заказов признают несостоявшимися из-за отсутствия предложений.
Редукцион по 44-ФЗ
Понятие не имеет прямой законодательной силы и не закреплено в ГК РФ (ст. 447-449 ГК РФ). В Федеральной контрактной системе такая процедура не регламентируется. В рамках 44-ФЗ редукционные и аукционные торги — это одно и то же.
Отличие от других процедур
Если рассматривать торговые процедуры по определениям в гражданском законодательстве, то ключевое отличие редукциона и аукциона — это способ определения победителя. В аукционах побеждают те, кто предложит наибольшую цену, в обратных торгах — те, кто предлагает самую низкую стоимость.
В закупках по 44-ФЗ победителями аукционов становятся участники, предложившие наименьшую цену исполнения контракта. Все процедуры со снижением стоимости контракта — это аукционные закупки. Но иногда участники проводят аукцион наоборот — процедуру с повышением цены, к примеру, на возможность заключить контракт (ч. 23 ст. 68 44-ФЗ).
В некоторых ситуациях по решению заказчика торги проводятся «вживую». Вот чем отличается аукцион от редукциона: аукционная закупка осуществляется исключительно в электронной форме. При «живых» торгах потенциальные поставщики собираются в месте, прописанном в документации. Каждому участвующему присваивается номер, который он показывает в процессе переторжки. Ведущий процедуры объявляет максимальную цену и предельный шаг, а участники делают ставки — поднимают табличку и понижают НМЦК. Победителем становится тот, который предложит наименьшую стоимость поставки, выполнения работ или оказания услуг.
Еще одной формой торгов являются конкурсные процедуры. Вот чем отличаются конкурсы от редукционов и аукционов: в конкурсных закупках побеждают лица, которые предложили лучшие условия исполнения контракта. Решение принимает конкурсная комиссия, сформированная заказчиком.
Проведение редукционов в электронной форме по 223 ФЗ
Отличия редукциона от аукциона
Гражданское законодательство РФ в ч. 4 ст. 447 дает понятие аукциону и определяет его как торги, в которых победу одерживает лицо, предложившее самую высокую стоимость.
Система госзакупок предусматривает и диаметрально противоположную ситуацию, когда на аукционе выигрывает тот, кто назвал наименьшую цену. Эта процедура называется редукционом. Иными словами, это тот же торг, цель которого — снизить стоимость. Порядок проведения процедуры предусмотрен законами 223-ФЗ и 44-ФЗ.
Редукцион — разновидность торгов, когда предпочтение отдается самому меньшему ценовому предложению.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Обратите внимание! Торги на повышение проводится намного чаще, чем на понижение. Согласно статистическим данным по госзакупкам на 50 тысяч аукционов насчитывается 30 тысяч редукционов.
Плюсы и минусы редукциона
Редукцион выгоден по многим причинам как для организатора, так и для участников. Преимущества процедуры:
Чтобы принять участие в торгах такого типа, необходим опыт и знания, иначе легко допустить серьезные ошибки.
Число участвующих, подавших заявки, влияет на конечную стоимость. Многие факторы сказываются на цене товара — при проведении торгов заказчики принимают во внимание всю информацию для понижения итоговой стоимости. Если условия сделки меняются, то и цена становится другой. Это влечет низкую прибыль для продавца.
Поэтому ему целесообразно собрать как можно больше сведений о товаре и произвести все возможные расчеты, чтобы извлечь максимальную для себя выгоду.
В процессе редукциона заказчик может предложить изменить подсчеты для понижения стоимости. В итоге продавец получает меньшую прибыль. Также при изменившихся условиях сделки меняется и стоимость заявки, что понижает доход от мероприятия для организатора.
Редукцион, как и аукцион, — это борьба за «последнее слово». На практике это может привести к неблагоприятным последствиям. Например, к оказанию давления на заказчика с требованием расторгнуть контракт.
Обратите внимание! Чаще всего редукционы проводятся государственными предприятиями, которые размещают тендеры для своих поставщиков. Среди крупных компаний следует выделить: Почту РФ, Внешторгбанк, Ритуал. Редукция признается несостоявшейся, если заявку подал только один поставщик или участников нет вообще.
Виды редукциона
Предусмотрено несколько разновидностей редукциона в зависимости от вида, формы проведения и усложненности.
Открытый и закрытый
Открытый и закрытый. В открытом информацию о мероприятии получает неограниченное число потенциальных участников. При закрытом — участвуют только те, кому пришло приглашение от организатора.
Форма проведения: электронная и «вживую»
Электронная форма торгов подразумевает проведение закупки через ЭТП — электронную торговую площадку.
Процедура проведения открытых торгов с помощью ЭТП:
Торги «вживую» проводятся в конкретном, назначенном заранее месте. Участники называют цену и поднимают свои таблички. Тот, кто назовет самую низкую стоимость, побеждает.
По сложности
Усложненный и базовый редукцион.
Суть усложненной процедуры заключается в следующем:
Алгоритм проведения базового редукциона:
Обеспечение заявок при редукционе
Каждый участвующий должен иметь специальный счет для принятия участия в госзакупках — это обязательное условие с октября 2018 года. Нужно заранее позаботиться о балансе, чтобы обеспечить заявку. Банк блокирует сумму до момента окончания торгов. Срок — один рабочий день.
Шаг понижения цены
К понижению цены в редукционе предъявляются конкретные требования. Предусмотрен диапазон, который определяет границы шага. Он исчисляется в процентах или денежном эквиваленте по формуле, выбранной организатором мероприятия.
Цель поставщиков — снизить заявленную стоимость по отношению к предыдущей, обозначенной ими, а не конкурентами, цене. Процедура осуществляется поочередно, начиная от участника с самой высшей ценой и до того, кто назвал самую низкую стоимость. Редукцион проводится в три этапа, во время которых любой из участвующих может сбить цену на шаг или несколько шагов.