Элементы моторной афазии это что

Афазия – виды и лечение

Элементы моторной афазии это что. Смотреть фото Элементы моторной афазии это что. Смотреть картинку Элементы моторной афазии это что. Картинка про Элементы моторной афазии это что. Фото Элементы моторной афазии это что

Причины появления афазии

Нарушение речевой функции связано с изменениями, которые происходят в главном органе центральной нервной системы (когда речь у человека уже окончательно сформировалась). При этом существует множество причин, которые способствуют развитию болезни. Среди наиболее распространенных отмечают:

инсульты (геморрагические или ишемические). Важно отметить, что у людей, которые перенесли геморрагический инсульт, диагностируют тотальный или смешанный синдром, а у людей, которые перенесли ишемический инсульт, диагностируют моторную или сенсорную форму;

черепно-мозговые травмы – механические повреждения черепа и внутричерепных образований (в частности, головного мозга, мозговых оболочек, сосудов). К ним относятся ушибы (контузии), сдавление (компрессия) и сотрясение мозга;

болезни мозга воспалительного характера (в частности, энцефалит, абсцесс);

новообразования головного мозга;

патологии центральной нервной системы;

ранее перенесенные оперативные вмешательства на головном мозге.

Кроме того, специалисты различают множество факторов, которые значительно повышают риск развития нарушения речевой функции.

Основные виды афазий: клиническая картина

В соответствии со степенью выраженности патологии различают частичную (когда полноценная речь чередуется с нарушениями) и тотальную (когда речь имеет существенные нарушения) афазию. В зависимости от поражения конкретной мозговой зоны, выделяют шесть основных видов, рассмотрим каждый более подробно.

Семантическая афазия

Такая форма появляется, когда затрагивается теменно-затылочный отдел левого полушария. У людей отмечается полное непонимание речевых формулировок, которые отражают пространственные соотношения, нарушается понимание просматриваемого текста. Также, наблюдаются затруднения в осуществлении заданий, содержащих сложные синтаксические структуры. В этом случае не нарушается понимание при восприятии простых предложений, но человек забывает названия привычных предметов. Речь сохранена, но письмо и чтение значительно замедляются. У многих развивается акалькулия – патология, при которой человек не понимает числа и арифметические действия.

Чтобы диагностировать эту форму болезни, специалисты придумывают задачи, в которых требуется квазипространственный синтез. К примеру, сравнительные предложения: «локоны Иры темнее, чем у Маши, но светлее локонов Даши. У кого самые темные локоны?». Также, прибегают к решению несложных арифметических задач.

Акустико мнестическая афазия

Она появляется при поражении средних отделов височной области, которые находятся вне ядерной зоны слухового анализатора. При данной форме человек страдает сложностями с удержанием в памяти сведений, воспринятых на слух. Объем запоминания существенно снижается, в результате чего человек не в состоянии повторить за врачом-логопедом несложную связку из нескольких слов, уловить смысл речи в затрудненных условиях (например, при быстром темпе, во время разговора с несколькими людьми сразу). Стоит отметить, что сложности с речевой коммуникацией восполняется повышенной речевой активностью. У некоторых искажаются зрительные представления об объекте, появляются сильные проблемы в названии различных предметов. Расстройство памяти протекает с нарушением письма.

Элементы моторной афазии это что. Смотреть фото Элементы моторной афазии это что. Смотреть картинку Элементы моторной афазии это что. Картинка про Элементы моторной афазии это что. Фото Элементы моторной афазии это что

Сенсорная афазия

Она проявляется, когда у человека происходит поражение главного органа центральной нервной системы в зоне височных долей. Сенсорная афазия подразделяется на три подвида: корковую, субкортикальную и транскортикальную. Корковый подвид является тяжелым расстройством, при котором поражается речевая зона Вернике (отвечает за восприятие и обработку звуков). В такой ситуации человек не понимает и не произносит звуки. При субкортикальном подвиде у человека происходит искажение трансляции импульсов от центров, которые воспринимают звуковую информацию.

При транскортикальной типе афазии возникает нарушение проведения нервного импульса между центрами Вернике и Брока. Но способность воспринимать легкие речевые конструкции сохраняется. В первые 4-8 недель после повреждений такого типа, речь пациентов состоит из хаотичного набора звуков и слогов, поэтому смысл фраз непонятен для других людей. Вне зависимости от подвида различают следующие симптомы сенсорной афазии:

отсутствие способности нормально воспринимать речь (при сохранном слухе);

отклонения со стороны нервной системы (тревожность и агрессия, связанные с непониманием происходящего);

возможность произносить звуки и слова, но лишенные смысла;

судороги (спазмы) в теле;

ухудшение зрительной функции.

Моторная афазия

Она бывает двух типов – афферентная и эфферентная. Болезнь может протекать по-разному. В первом случае у пациента отмечается отсутствие инстинктивной речи, речевой эмбол. Из-за того, что сильно нарушена артикуляция, человек не в состоянии определить, что надо сделать, чтобы произнести конкретный звук. Во разговоре пациенты часто переставляют местами отдельные буквы или слова.

Во втором случае у человека сохраняется ситуативная речь, но сильно нарушается повторение. При такой форме диагностировано нарушение понимания устной речи. Характерна неконтролируемая речь, которая часто состоит из случайного набора букв и слов. Речь скудная, многие пациенты не используют предлоги.

Пациентов беспокоит кинетическая апраксия, из-за которой не удается переключиться с одного положения на другое. На фоне этого в речи человека происходят перестановки звуков и слогов. Ключевое отличие этой формы болезни – продолжительные остановки. При этом совсем не нарушается произношение отдельно-взятых звуков. Также, отмечаются грубые нарушения (в частности, дислексия).

Динамическая афазия

Такая форма появляется при поражении отделов левого доминантного полушария. Главный речевой дефект – затруднение или невозможность активного высказывания. Человек без проблем произносит отдельные звуки, повторяет без трудностей фразы, но коммуникативная функция при этом нарушена. При сильной выраженности расстройства диагностируется не только речевой дефект: появляется выраженная эхолалия и эхопраксия (когда человек повторяет за своим оппонентом механически его действия).

У пациента нарушена экспрессивная речь. Есть несколько вариантов динамической афазии, которые отличаются разной степенью нарушения коммуникативной функции: от отсутствия экспрессивной речи до незначительного нарушения речевой коммуникации. Таким пациентам требуется регулярная стимуляция речи. Их речь характеризуется наличием речевых шаблонов. У пациентов нарушено спонтанное развернутое высказывание. К примеру, пересказывая прочитанный рассказ, он произносит вслух отдельные моменты, которые не связаны друг с другом (отсутствует смысловое звено).

Тотальная афазия

При сильных повреждениях коры доминантного полушария, которые захватывают моторные и сенсорные речевые зоны, появляется тотальная афазия. Речь у человека отсутствует полностью, он не воспринимает фразы других. Происходит поражение многих речевых участков мозга. Это наиболее тяжелая степень поражения. Все типы афазий поддаются коррекции, но лечение тотальной проходит дольше всего. Стоит отметить, что иногда встречаются смешанные формы, например, афферентно-эфферентные.

Большое значение уделяют развивающим занятиям. Их составляют для каждого пациента индивидуально, с учетом возрастных и психологических особенностей. В спокойной и привычной обстановке для пациента выполняются комплексы упражнений, которые отлично развивают работу органов чувств и способствуют развитию правильного восприятия информации. Такие занятия практикуют в разных форматах: в форме активных двигательных упражнений в специальной комнате, так и в палате пациента.

Диагностика и способы лечения афазии в Москве

Решить проблему удастся с помощью квалифицированных специалистов. Болезнь требует устранения главной причины и дальнейшей коррекции. Скорость ее коррекции во многом зависит от степени поражения мозга, поэтому важно не затягивать с визитом к специалисту. Диагностикой и терапией расстройств речевой деятельности занимаются специалисты отделения неврологии.

На первичном приеме врач собирает анамнез, проводит сбор жалоб (в случае с афазией, при невозможности самостоятельно описать состояние к диагностике привлекают ближайших родственников), проводит общий осмотр на предмет наличия внешних отклонений (в частности, опущение уголка губ, снижение тонуса конечностей).

Дополнительно требуется осмотр у врача-невролога в команде с логопедом-дефектологом, чтобы можно было оценить характер нарушения, подобрать подходящие мероприятия по корректировке. Для начала терапии требуется тестирование, включающее оценку следующих симптомов:

Спонтанная речь. Речь оценивают по количеству произносимых слов, наличию спонтанных ошибок, частотности пауз для подбора подходящих слов.

Понимание. Пациента просят указать на объекты, которые называет специалист, ответить на элементарные вопросы («да» или «нет»).

Перечисление объектов. Пациента просят сказать, как называется конкретный объект, на который указывает специалист.

Чтение и письмо. Пациенту дают задачу написать любую фразу и произнести ее вслух. Это позволяет оценить степень понимания и произношения.

Семантическое занятие. Врач требует назвать всех животных, которые пациент вспомнит за одну минуту.

Инструментальная диагностика

Для постановки правильного диагноза необходима инструментальная диагностика. Пациенту назначают электроэнцефалографию. Это методика исследования электрической активности мозга посредством размещения электродов в конкретных зонах на поверхности головы.

Чтобы наглядно увидеть строение мозга, выявить следы кровоизлияний, воспалительного процесса, злокачественных новообразований, назначают компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ). Если требуется уточнить целостность сосудов, выявить аневризмы и иные сосудистые нарушения, то может потребоваться ангиография. Осуществление комплексной диагностики дает возможность дифференцировать афазию от алалии, тугоухости и иных патологий.

Терапия заболевания напрямую зависит от формы. Продолжительность восстановления речи занимает немало времени. Оно зависит от ряда условий: причины появления, точной локализации повреждения, степень расстройства речи, возраста пациента.

Для пациента разрабатывается индивидуальный план лечения, в котором уделяют внимание лекарственной терапии, физиотерапии, арт-терапии и занятиям с логопедом-дефектологом. Лекарственная терапия включает в себя назначение антибактериальных препаратов, ноотропов и других средств (в зависимости от клинической картины). К примеру, при массовых патологических изменениях, которые вызывают вазогенный отёк, врач назначает прием кортикостероидов. С целью профилактики приступов эпилепсии необходим прием противосудорожных препаратов.

Упражнениями для коррекции

Кому-то проще начинать произносить звуки, а потом переходить к более сложным словам, а кому-то, напротив, намного проще говорить слова, а потом выделять звуки. Существует множество упражнений, которые существенно способствуют коррекции заболевания. При появлении проблем с пониманием речи, рекомендовано сначала выполнить три действия:

Показать на картинке, где расположена конкретная деталь изображения.

Ответить на простые вопросы. К примеру: «ты сейчас сидишь на стуле?», «ты сейчас гуляешь на свежем воздухе?».

Осуществить простые действия. К примеру, открыть тетрадь, сжать кулак.

Это примерный план, логопед-дефектолог может давать и другие задания. В этом случае главное, чтобы человек научился понимать, что от него требуют. Часто проводят артикулярную гимнастику. Логопед учит человека правильному произношению звуков, составлению фраз с помощью специальных упражнений. Врач ведет работы, направленные на запоминание названий различных предметов и их назначений.

Элементы моторной афазии это что. Смотреть фото Элементы моторной афазии это что. Смотреть картинку Элементы моторной афазии это что. Картинка про Элементы моторной афазии это что. Фото Элементы моторной афазии это что

Прогноз и предупреждение возникновения афазии

Профилактические меры борьбы с патологией включают в себя своевременное обращение к специалисту при наличии беспокоящих симптомов. Также, избежать появления стойких речевых патологий удается благодаря контролю АД (чтобы исключить нарушения мозгового кровообращения), своевременному устранению болезней, которые связаны с нарушением функционирования мозга и лечению черепно-мозговых травм.

Прогнозирование восстановления речевой функции зависит от размера и расположения поражения, от срока начала реабилитационных мер, от возраста и желания самого пациента. Лучшая динамика наблюдается у пациентов юного возраста. Своевременное начало восстановления дает возможность предотвратить сосредоточение патологических речевых симптомов. В среднем, работа с врачом-логопедом длится 18-24 месяцев.

Преимущества обращения в Юсуповскую больницу

Лечение афазии разных форм в Москве проводят опытные специалисты неврологического отделения Юсуповской больницы. Доверяя нам свое здоровье, можно быть уверенным в получении квалифицированной медицинской помощи. Каждому пациенту гарантирован индивидуальный подход. В своей работе врачи используют проверенные современные методики, что обеспечивает положительный результат терапии.

Несмотря на высокое качество оказываемых услуг, цены доступные (подробнее с прайс-листом можно ознакомиться на сайте). Помимо неврологии доступны услуги и по другим направлениям, среди которых онкология, хирургия, терапия. Для удобства оплату за лечение можно осуществлять наличными и по безналичному расчету. Чтобы записаться на прием к специалисту, достаточно позвонить по указанным номерам или заполнить заявку в онлайн-режиме, оставив свои контактные данные.

Источник

Афазия, формы и лечение

Формы афазии

В первые дни после нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства у больных могут проявляться в форме афазии тотальной: больной не говорит и не понимает обращенной к нему речи. Тотальная афазия через несколько дней или недель может смениться сенсорной или моторной афазией: больной начинает понимать обращенную к нему речь, но общается с окружающими при помощи речевого «эмбола» — стереотипно повторяющегося звукосочетания, слога или слова, иногда хорошо интонируемого.

Существует несколько форм афазии, однако можно выделить две основных формы афазии:

Сенсорная афазия

Моторная афазия

Лечение афазии

Лечение афазии заключается отнюдь не только в восстановлении способности, но и в восстановлении пораженной части головного мозга, являющейся причиной расстройства речи.

Выделяют несколько форм афазии, которые характеризуются нарушением либо понимания речи, либо ее воспроизведения. При тяжелых случаях афазии у человека нарушается способность как понимать окружающих, так и говорить. Это речевое расстройство чаще возникает у лиц пожилого возраста как следствие тяжелых мозговых заболеваний (инсульт, опухоли) либо травм мозга.

У детей афазию диагностируют, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения ребенком речью. При этом афазия приводит к нарушению дальнейшего ее развития, иногда к распаду сформированной речи. Афазия часто приводит к глубокой инвалидизации.

Возможности компенсации речевых и психических нарушений у детей и взрослых резко ограничены. Взрослые с афазией, как правило, теряют профессию, с трудом адаптируются в быту. Непонимание окружающих, невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.

Источник

Элементы моторной афазии это что

Афазия — это частичное или полное нарушение речевого акта. Причиной такого расстройства речевых функций является поражение области коры головного мозга, ответственной за понимание и воспроизведение слов. Заболевание поражает взрослых или детей со сформированными речевыми навыками. Вслед за речевыми расстройствами появляются нарушения сенсорных и двигательных процессов, что приводит к психическим и личностным травмам заболевшего.

Изучением заболевания афазии и определением его симптомов занимался французский врач А. Труссо, а также многие учёные и медики конца XIX — начала XX века. Среди них известный французский врач П. Брока, немецкий психоневролог К. Вернике. Большая заслуга в изучении этиологии заболевания принадлежит основателю нейропсихологии в России А. Р. Лурия. Однако многие вопросы, касающиеся этиологии заболевания, до сих пор остаются открытыми. По мере развития физиологии, неврологии, хирургии, появления новых медицинских технологий появляются новые методы вылечить афазию.

Виды афазии, их симптомы и особенности

На сегодняшний день существует несколько типов классификации афазии. На основании анатомических, психологических и лингвистических критериев различают классическое деление форм болезни, неврологическое, лингвистическое и др.

Наиболее полно раскрыл вопрос деления афазии по видам А. Р. Лурия, выделив в итоге шесть разновидностей этого заболевания. Его классификация до сих пор считается самой исчерпывающей и общепринятой в мировой практике. Согласно этому нейропсихологическому делению, выделяют следующие формы афазии:

Эти формы в общем виде классифицируются в три большие группы. Так, афферентную, эфферентную и динамическую форму афазии относят к группе моторных нарушений. Отличительной чертой этого типа заболевания является отсутствие экспрессивной речи, то есть активного устного высказывания.

Акустико-гностическая и семантическая афазия относятся к группе импрессивных нарушений, где наблюдается неспособность человека понимать устную речь. При невозможности больного называть отдельные предметы возникает акустико-мнестическая афазия или амнестическая форма заболевания.

Различные участки мозга отвечают за тот или иной элемент структуры нашей речи. Именно от того, где локализовалось поражение, будет зависеть форма болезни. Деление афазии на виды объясняется различными способами и степенями её проявления. При тотальной форме болезни полное восстановление пациента практически невозможно.

Афферентная афазия

При этой форме заболевания человек не может произнести практически ни одного слова. При тяжёлой или тотальной форме проявления больной не в состоянии произнести даже звук. Однако непроизвольно человек может проговаривать слова и звуки. Но не сможет этого сделать при просьбе повторить тот или иной звук или слово. Больной не может представить, как сомкнуть или разомкнуть рот, куда необходимо поместить язык и т. д. То есть человек не может понять, что именно надо делать, чтобы произнести какой-либо звук.

Афферентная моторная афазия провоцирует разрыв связей между артикуляционным аппаратом человека и звуковыми выражениями. При возможности произносить какие-либо звуки сам взрослый или ребёнок может путать сходные по произношению, например «б» и «п» или «к» и «х» и т. д. Она проявляется и сложности записывания букв в правильном порядке. Особенно такое явление часто наблюдается у переученных левшей. Они могут пропускать только гласные или только согласные в словах.

Заболевание приводит к неспособности больного проявлять свои артикуляционные возможности. Такие люди, как правило, не могут складывать язык трубочкой или цокать языком, совершать другие языковые жесты.

Эфферентная

Эфферентная моторная афазия обусловлена нарушением в той части коры головного мозга, которая отвечает за программирование речи, когда один звук или слог перетекает в другой, в результате чего образуются слова. Эта часть мозга носит название зоны Брока. Поэтому часто эту форму афазии называют афазией Брока.

В данном случае человек по просьбе или собственному желанию может произнести отдельные звуки. Однако соединить звуки в слова, переключиться с одного слога на другой, чтобы получилось целое слово, такие больные не могут или подобные речевые действия даются им с большим трудом. При тяжёлых формах болезни человек начинает общаться с помощью жестов и мимики либо использовать так называемое слово-эмбол. То есть больной может произнести одно какое-то слово, которое и используется им при всех вопросах, просьбах или обращениях к нему.

При менее выраженной форме эфферентной афазии речь больного становится скудной, простой. Такой человек не употребляет предлоги, не может изменять слова по падежам. Часто подобный тип афазии характеризуется смешением слогов и букв во фразах больного. Эфферентная моторная афазия может проявляться в неспособности человека читать вслух.

Акустико-гностическая (сенсорная)

Акустико-гностическая, или сенсорная, афазия возникает в результате поражения верхней части коры височной области мозга. Именно эта область, которая носит название зоны Вернике, отвечает за восприятие и понимание человеком слуховой части речи. У человека с такой формой недуга нарушается фонематический анализ устных слов. То есть больной лишь частично или полностью не понимает обращённую к нему речь.

При этом физический слух у таких людей не нарушен. Они могут складывать слоги в слова и говорить. Они легко произносят простые и знакомые им слова, но не в состоянии устно воспроизвести сложные и незнакомые. При афазии такого типа речь человека простая, но запутанная. Очень тяжело понять смысл сказанного из-за нарушения структуры составленного предложения.

Часто эти больные говорят очень быстро, эмоционально, но несвязно. Можно подумать, что человек говорит на каком-то «своём» языке. Люди с такой формой заболевания теряют способность записывать слова и предложения или читать вслух. При такой афазии нарушение речи сам больной может и не осознавать. Он не понимает, что делает ошибки в произношении слов, слогов или букв.

Акустико-мнестическая

Амнестическая афазия проявляется нарушением слухоречевой памяти. У больного наблюдается забывчивость. Человек точно знает назначение предмета, но не помнит, как он называется, и не может его назвать. «Ну, этот, звонить, алло, у меня дома есть такой, как же я забыл?» (Телефон) «Мне нравится такой жёлтый, сочный, с дольками, ещё с него кожуру чистят, и он вкусно пахнет» (Апельсин). Больные не понимают смысла синонимов, антонимов, не могут подобрать обобщающего слова к группе понятий (мебель, обувь, игрушки).

Переносный смысл слов тоже непонятен пациенту с этой формой афазии. Так, словосочетание «золотые руки» он воспринимает, как «руки, сделанные из золота». Данный вид нарушения возникает на фоне патологии нижней височной области полушария.

Основная характеристика афазии данной формы выражается в словарном дефиците. Речь таких людей спонтанна и эмоциональна и в основном содержит глаголы. Акустико-мнестическая афазия часто сопровождается дефектами счёта и других арифметических действий. При этом такие больные хорошо читают. В отличие от сенсорной формы заболевания, акустико-мнестическая афазия характеризуется сохранением фонематического слуха.

Семантическая

Эта форма заболевания встречается при поражении нижней теменной доли полушария. Семантическая афазия проявляется неспособностью больного сопоставлять время и пространство. Такие люди прекрасно понимают речь, хорошо и правильно разговаривают, выполняют несложные просьбы. Семантическая афазия провоцирует нарушение в понимании логических связей в речевых конструкциях. Пациентам непонятен смысл предлогов, определяющих местоположение. Слова «бежать», «прибежать», «убежать», «забежать» для них равнозначны.

Кроме того, ими трудно усваиваются понятия принадлежности, например, «папина дочка» и «дочкин папа» и т. д. Пациентам с семантической афазией непонятны переносный смысл слов, поговорки, пословицы. При афазии этого вида читать пациенты способны, а вот пересказать прочитанное своими словами не могут.

Динамическая

Динамическая афазия — ещё одна разновидность афазии моторной, когда поражению подвергается область головного мозга, расположенная рядом с зоной Брока. Это передние и средние отделы нижней лобной извилины. Речевая активность больного при данном виде афазии снижена. Кажется, что говорящий не хочет вступать в диалог.

Речь больного скудна, спонтанна и замедлена, в ней нет динамики и экспрессивности. Наблюдается отсутствие во фразах глаголов, предлогов, сложных прилагательных и междометий. Слова не согласованы между собой, грамматические формы слов не согласованы «Бабушка…читать…книга». «Собака…сидеть..лаял…сейчас».

Очень часто у больного наблюдаются сразу несколько форм афазии. Смешанная форма образуется вследствие анатомической близости тех зон мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Так, при обширном поражении сосудов головного мозга возникает смешанный тип заболевания — сенсорно-моторная афазия. У больного отсутствует фонематический слух и нарушена артикуляция. Понимание устной и письменной речи полностью нарушено.

Сенсомоторная афазия относится к тотальной форме заболевания. Для каждого вида афазии характерны те или иные симптомы. Но при любой форме заболевания обязательно наблюдается нарушение речи.

Причины появления заболевания

К возникновению данного заболевания приводят нарушения, возникающие в той или иной зоне коры головного мозга. Такой дисбаланс могут вызвать как патологические изменения в отделах мозга, так и наличие соматического заболевания.

Основные причины афазии:

В ряде случаев афазия возникает, как осложнение нейрохирургических операций, отравления тяжёлыми ядами, а также вследствие хронических дисфункций головного мозга.

В зону риска попадают люди, имеющие генетическую предрасположенность к заболеванию. Спровоцировать начало заболевания могут пороки сердца, хроническое повышенное давление, ревматизм, кровоизлияния. Часто нарушение речевого воспроизведения отмечается у пожилых людей.

Способы диагностики речевого нарушения

Диагностировать афазию, симптомы заболевания и её тип можно с помощью специально разработанных методик. Сюда входят различные тесты на определение речевых функций больного, его неврологического состояния. Для уточнения диагноза проводятся диагностические исследования: МРТ, КТ, ультразвуковая диагностика и другие методы.

Для самостоятельной диагностики афазии попросите больного рассказать о себе. Простые однозначные предложения должны насторожить. Следующим шагом может стать просьба перечислить дни недели, месяца, название времён года и т. д.

Попросите больного взрослого или ребёнка прочитать что-либо, а затем пересказать прочитанное. В качестве методики определения афазии может выступать объяснение смысла какой-либо пословицы или поговорки.

Вопросы на понимание логико-грамматических и пространственных соотношений (кто кому приходится, что за чем следует и т. д.) помогут диагностировать данное заболевание. Такие несложные тестовые задания можно применять в домашних условиях при возникновении подозрения на наличие заболевания у близких или детей.

Дальнейшее клиническое обследование в медицинском учреждении поможет подтвердить или опровергнуть диагноз. По результатам обследований и сбора анамнеза составляется план лечения пациента.

Методы лечения и примеры упражнений

Лечение афазии зависит от её формы. Первоначально пытаются устранить возможную причину заболевания, например, опухоли, воспаления, гормональные сбои и т. д. Восстановление речи при афазии занимает длительный период. Комплексная терапия включает в себя как медикаментозное лечение, так и логопедическое воздействие. Только при этих условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций пациента.

Как лечить афазию? Восстановление направлено на восстановление способности больного произносить звуки родной речи. Одни больные идут от звука к речи, а другим проще произнести сначала целое слово и затем выделить из него первый звук и закрепить его артикуляцию. Иногда «буква оживляет звук», то есть звук вызывается после показа букв, соответствующей данному звуку.

Примеры упражнений для восстановления понимания речи:

Восстанавливать речевую активность необходимо, работая над произношением с помощью артикуляционной гимнастики. Как правило, основная работа при лечении болезни ложится на логопеда. Именно этот специалист может научить как правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы, используя специальные упражнения.

Основной задачей при лечении акустико-мнестической афазии является восстановление слухоречевой памяти. Проводится работа над экспрессивностью речи, зрительным запоминанием предметов и их названий, восстановлением функций чтения и письма.

Коррекция афазии при моторном нарушении направлена на восстановление артикуляционных функций пациента и фонематического слуха. Больного учат различать значение предлогов, наречий, прилагательных. Методика лечения подразумевает использование синонимов и антонимов в речи пациента.

Коррекция афазии при семантических патологиях сводится к преодолению пространственных нарушений, восстановлению логико-грамматических связей. Пациента учат составлять сложные и развёрнутые предложения.

Примеры заданий для восстановления грамматического строя речи:

Особенности детской афазии

Элементы моторной афазии это что. Смотреть фото Элементы моторной афазии это что. Смотреть картинку Элементы моторной афазии это что. Картинка про Элементы моторной афазии это что. Фото Элементы моторной афазии это что

Детская афазия встречается не так часто, как у взрослых. Она диагностируется примерно у 1% детей, чаще развивается у мальчиков. Симптомы, диагностика и способы лечения ничем не отличается аналогичных характеристик заболевания у взрослых. Обычно у детей диагностируется сенсорная афазия, относящаяся к моторной группе видов заболевания. Диагностика детской афазии обычно проводится неврологом.

Симптомы патологии, встречающиеся у детей:

Существует два типа поведения детей, больных афазией. Одни суетливы и непоследовательны, другие настолько инертны, что застревают на одном действии, не в состоянии перейти к другому. И те и другие быстро устают, и временами «выключаются» из деятельности. Это объясняется тем, что из-за нарушения нервных связей нарушено взаимодействие между глубинными отделами мозга, отвечающими за восполнение энергетических затрат, и его корой.

Основные причины детской афазии — родовые, черепно-мозговые травмы или опухоли головного мозга. Лечение речевых нарушений у детей практически не отличается от терапии взрослых. Афазия у детей требует более длительного курса коррекции по причине возрастного несовершенства артикуляционного аппарата. Лечение заболевания требует тщательных и продолжительных занятий с высококвалифицированным дефектологом и логопедом.

Прогноз лечения детской афазии неутешителен. Как правило, такие дети отстают в речевой активности от своих сверстников. Полностью восстановить потерю нейронных связей в коре головного мозга невозможно ни лекарственными препаратами, ни занятиями с логопедом, но избежать прогрессирования болезни, минимизировать её проявление вполне реально. Взрослым необходимо запастись терпением и спокойствием при лечении такого ребёнка. Забота и внимание родителей помогут внушить ребёнку уверенность в своих силах и приблизят положительный эффект от коррекции нарушения.

Таким образом, афазия является симптомом какого-либо заболевания участков головного мозга. Проявляется она в виде нарушения устной речи или неспособности к её восприятию, а также комплексного нарушения функций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *