Элементы ультра си в фигурном катании что это
Поколение Ультра-Си
26 марта 2015 года Елизавета Туктамышева удачно исполнила тройной аксель в короткой программе на Чемпионате Мира в Шанхае, открыв тем самым новую страницу в истории нового Олимпийского цикла – главу под названием «Гонка за самой высокой технической оценкой».
Елизавета Туктамышева на Japan Open 2015
На самом деле, эта глава была начата и раньше – например, канадской спортивной парой Меган Дюамель-Эриком Редфордом, исполнявшими четверной выброс или Максимом Ковтуном, заявлявшим про «пять четверных на две программы». Все они делают элементы повышенной сложности, так называемые «ультра-си элементы».
Если вбить в строку гугла «элементы ультра-си», мы прочитаем написанное сухим словарным языком «сверхсложные, высшей трудности элементы спортивных упражнений», то есть в фигурном катании это прежде всего четверные прыжки (к каким можно отнести и тройной аксель – прыжок в три с половиной оборота), четверные выбросы и подкруты в парном катании. Но что такое в действительности и в живых эмоциях эти сверхсложные и трудно поддающиеся элементы, что они значат для развития фигурного катания и не лучше ли не гнаться за ползущей вверх технической оценкой в ущерб красоте и привлекательности самого очаровательного вида спорта?
Первым на соревнованиях удачно исполнил четверной прыжок Алексей Урманов. Вот что он говорит об этом: «Подготовка к четверному прыжку — долгий процесс. Моя дорога к нему началась, наверное, еще с четырех лет, когда я только пришел в фигурное катание. Что такое прыжок в четыре оборота? Это элемент ультрасложности. Приходя в любой вид спорта, человек встает на путь к элементу ультра-си. И я шаг за шагом шел к своему четверному прыжку.»
Все, кто внимательно следит за турнирами и протоколами знают, что в современном фигурном катании популярна как раз тенденция усложнения. Из девушек тройной аксель в соревновательные программы в этом сезоне включили Мао Асада и Лиза Туктамышева, тем самым заложив себе самую высокую техническую базу. Выброс четверной лутц тренируют вышеупомянутые Дюамель-Редфорд. Четверной подкрут в арсенале американской и китайских пар. Почти все мужчины, выступающие в первых разминках, так или иначе, с переменным успехом прыгают четверные тулупы и сальховы.
Основная дилемма ультра-си элемента в том, что фигурист, направляя и концентрируя все силы на его исполнении, зачастую не выкатывает остальную часть программы. А с другой стороны, к примеру, чисто и с надбавками исполненный тройной аксель стоит практически столько же сколько каскад три-три. (В цифрах базовая стоимость 3А – 8,5 баллов, с максимально возможными надбавками – 11,5 баллов. Стоимость каскада 3Lz-3T – 10.3, с максимальными надбавками – 13.3).
Очень хорошо про ультра-си элементы рассказывает Юко Кавагути в недавнем интервью Андрею Симоненко, который как раз выражает опасения по поводу того, будет ли получаться у Юко и Саши стабильно четверной выброс.
— Так подкрутка тройная, а выброс четверной. Вот поэтому про него столько разговоров. И прогнозов, будете вы его делать стабильно или нет.
— Вы же видели, что мы их делаем, разве нет? Да, на контрольных прокатах в Сочи я на четверных выбросах в произвольной программе ошиблась. Но вопроса, три оборота делать или четыре, не стоит. Только четыре. Варианта нет другого. Все больше и больше пар их делают — и нам надо.
— Почему, если это не суперсложный элемент, он нечасто, так скажем, получается?
— Вы преодолели?
— Нет. До сих пор боюсь.
— Когда летите в воздухе, уже знаете, получится четверной выброс или нет?
— Не знаю (смеется). Очень быстро все происходит, сообразить ничего не успеваешь.
— Некоторые одиночники рассказывают, что во время четверного прыжка успевают много чего подумать.
— Нет, если я начну о чем-то думать, на лед лягу. Лучше все на автомате делать.»
Ксения Столбова и Федор Климов на открытых прокатах в Сочи
Адьян Питкеев на открытых прокатах в Сочи
Подобную же ситуацию на каждом турнире прошлого сезона мы наблюдали у Максима Ковтуна. Прыгнуть шикарный четверной сальхов и развалить всё остальное в неизвестность – Макс может, умеет, практикует. В этом сезоне мы не видели его ни на турнирах, ни на прокатах, он должен начать выступать на этапе гран-при во Франции и судя по его инстаграму, четверные ему вполне удаются.
Однако, некоторые мужчины-таки шли по пути наших пар, далеко ходить не надо, всё с того же последнего соревнования пример – американец Джейсон Браун. Брал нещадным артистизмом и интересными программами и, в принципе, до этого сезона, оно ему вполне удавалось. Но все идет к тому, что и Браун ступит на дорожку набивания боков об лед в процессе изучения четверных, хотя, говоря начистоту, и тройные подотработать еще не мешает.
Подводя итог, несложно заметить, сколько опасностей и рисков таит в себе исполнение ультра-си элементов. Именно поэтому, огромное уважение и восхищение вызывают у меня фигуристы, исполняющие их. Лично я всегда за усложнение программ в разумных пределах и с разумным развитием и скоростью этого усложнения, ведь зрелищность и визуальное восприятие композиций от этого только растет, как растет и моя гордость за тех, кто демонстрирует нам эту сложность. Вспоминаю, как я гордилась Лизой, как я радовалась ее безупречному великолепному акселю. как я сжимала кулаки за Юко и Сашу, как переживала на каждом турнире за наших талантливых мальчиков. Так пусть в этом сезоне все сложные элементы у тех, кто их исполняет, прибавят к себе три полноценных балла ГОЕ, а у тех, кто их только учит, начнут щелкаться словно семечки.
«Перегрузка больше, чем у космонавта» Фигуристки рискуют стать инвалидами из-за сложных прыжков. Зачем они все равно это делают?
Алена Леонова. Фото: Danny Moloshok / Reuters
Пару лет назад нельзя было представить, что фигуристки-одиночницы будут исполнять четверные прыжки. Большим мастерством считалось сделать несколько каскадов из тройных. Теперь для некоторых спортсменок четверные стали рутиной. А россиянка Александра Трусова успешно справляется с четырьмя такими элементами во время одного выступления. При этом часть специалистов вовсю говорит об опасности этих прыжков для девушек, в красках описывая, какие проблемы со здоровьем ждут спортсменок. Последствия такой нагрузки считаются непредсказуемыми. Так ли это — разбиралась «Лента.ру».
В 2014 году самым сложным элементом произвольной программы олимпийской чемпионки Аделины Сотниковой был каскад тройной лутц — тройной тулуп. Связка тройных лутца и риттбергера в 2018 году привела к золоту Алину Загитову. Но уже сейчас ясно, что на Играх 2022 года трех оборотов для победы будет недостаточно.
5 октября на турнире Japan Open российская фигуристка Александра Трусова в произвольной программе без падений исполнила четыре четверных прыжка. Сальхов, лутц, каскады четверной тулуп — тройной тулуп и четверной тулуп — тройной сальхов через ойлер (прыжок в один оборот, применяется как промежуточный в каскаде). И хотя официально эта попытка в актив спортсменки не зачтется, так как старт коммерческий, это однозначно знаковое событие. «Саша определила своей программой и прыжками развитие фигурного катания на ближайшие сто лет, чем мы можем гордиться. Никто в мире до этой планки не дотягивается», — отреагировала на ее выступление заслуженный тренер Татьяна Тарасова.
Фото: Владимир Песня / РИА Новости
А ведь прошел всего год с того момента, когда Трусова впервые прыгнула четверной на официальных соревнованиях. Это случилось на этапе юниорского Гран-при в литовском Каунасе в сентябре 2018-го. Причем замахнулась она сразу на лутц — самый сложный и дорогой из элементов, которые делают мужчины. Потом весь мир ахнул, когда россиянка успешно приземлила два «квада». Затем — три. Теперь — четыре. И, похоже, это не предел, ведь всего в произвольной программе позволяется выполнить семь прыжковых элементов, включая каскады.
В России еще две спортсменки продемонстрировали четверные прыжки на международной арене — Анна Щербакова и Камила Валиева, выступающая по юниорам. Все трое тренируются в группе Этери Тутберидзе. Там же занимаются 11-летняя Софья Акатьева и 14-летняя Алена Канышева, которые вот уже полгода на тренировках прыгают тулупы в четыре оборота. Из тех, о чьих попытках зайти на четверной также известно, — Серафима Саханович (ученица Ангелины Туренко), Анна Тарусина из группы Сергея Давыдова и японка Рика Кихира. Из иностранных фигуристок, кстати, четверными прыжками владеют пока только Элизабет Турсынбаева из Казахстана (тоже ученица Тутберидзе) и Алиса Лью из США. Американка дебютировала в юниорских соревнованиях в текущем сезоне.
«Нужно тренироваться и молиться»
В мире фигурного катания появление четверных в программах женщин окрестили революцией. Притом что мужчины исполняют прыжки в четыре оборота с 1988 года. Первопроходцем был канадец Курт Браунинг. Среди отечественных спортсменов дебютантом стал Алексей Урманов в 1990-м. В 2002-м американец Тимоти Гейбл впервые в истории выехал из четырех четверных прыжков в одной программе.
Что важно, первой девушкой, справившейся с четверным прыжком, стала отнюдь не Трусова. Японка Мики Андо приземлила четверной сальхов в финале серии юниорского Гран-при в сезоне-2002/2003. Однако развить успех ей не удалось, и впоследствии фигуристка отказалась от попыток из-за травм. Так эти элементы ультра-си (к элементам ультра-си принято относить четверные и тройной аксель) пропали из женских соревнований более чем на 10 лет.
Об опасности четверных для здоровья специалисты предупреждают давно. В Международном союзе конькобежцев (ISU) всерьез обсуждали необходимость ограничить количество четверных в произвольных программах у мужчин. Это произошло после того, как американец Нэтан Чен на Олимпиаде в Пхенчхане выполнил шесть «квадов». Чен стал просто недосягаем для соперников (золото ему помешали завоевать ошибки в короткой программе), но при этом он очень рисковал. Лимит в итоге введен не был, но на очередном заседании конгресса ISU решили, что отныне спортсменам в каждой программе будет разрешено повторять четверной прыжок только одного вида, а не двух, как раньше. Кроме того, базовая стоимость «квадов» понизилась на балл или полтора в зависимости от разновидности элемента.
Все это было сделано якобы для того, чтобы показать: риск не оправдан. Спортсменам выгоднее чисто отпрыгать все тройные, чем зайти на четверной и упасть с него. У женщин такие прыжки и вовсе разрешены только в произвольной программе, а в короткой — оцениваются нулем баллов.
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
Настойчивее о том, что четверные крайне негативно влияют на здоровье фигуристов, заговорили, когда юные спортсменки стали учить их массово. Это признавала и Тутберидзе — первый в мире тренер, поставивший на поток изучение этих прыжков у девочек. «В случае Трусовой нужно тренироваться и молиться, чтобы не подвело здоровье. Стоимость четверных понизили после юниорского чемпионата мира, где она прыгнула два. Хотя я не понимаю, как можно понизить? Понимаете, ведь каждый прыжок — это огромный риск, он ни с чем не сравним. Понизили стоимость элементов, повысили стоимость ошибки. Основная причина в том, что это очень опасно. Это правда. Но в таком случае, мне кажется, четверные и должны стоить в два раза больше. Получается, мотивация — не делать. Даже в моей группе есть спортсмены, которые понимают, что ты много не заработаешь таким большим риском, и не идут прыгать», — говорила она в эфире НТВ.
Тем не менее детально влияние этих элементов на организм девушек пока не изучено. NBC Sport писал: «Они превращают четверной прыжок в ключевой элемент одиночного катания, продвигая техническую сторону своей дисциплины, что казалось невообразимым всего три года назад. Пока слишком рано говорить, к чему это приведет женское фигурное катание. К пятерным прыжкам? Замене тазобедренного сустава? Доминировании на льду подростков?»
«Наш организм не предназначен для того, чтобы прыгать четверные»
Отечественные специалисты тоже не раз публично задавались аналогичными вопросами. Александр Жулин, например, выступал за поднятие возрастного ценза на турнирах. По его мнению, правила, согласно которым на взрослом уровне могут соревноваться девушки с 15 лет, дискриминируют фигуристок постарше. «Погоня за четверными прыжками — это гигантский шанс получить травмы. Фигуристки стремятся выиграть все к 15 годам, а что потом? Как может Каролина Костнер (32-летняя итальянка — чемпионка мира и пятикратная чемпионка Европы, — прим. «Ленты.ру») или та же Евгения Медведева конкурировать с 14-15-летними спортсменками, которые «сандалят» четверные, не понимая ничего? Это технично, но они несформированные девушки», — приводит его слова ТАСС.
Похожее мнение выразил и Рафаэль Арутюнян, тренирующий Нэтана Чена: «Посмотрим, что с этими девочками будет дальше. Будут ли они делать эти прыжки в 18-19 лет? Сейчас-то у них тело еще не сформировалось, а кости все еще растут. Что с ними будет в 40 лет? Может, им новые бедра понадобятся? Мне кажется, по этой теме должны высказаться врачи-физиотерапевты, пока не случилась катастрофа», — цитирует специалиста NBC.
Но неужели некая «катастрофа» действительно может произойти? О возможных последствиях исполнения «квадов» девушками «Лента.ру» попросила рассказать бывшего спортивного врача сборной России по фигурному катанию. По его словам, самые частые травмы фигуристов — повреждения позвоночника и нижних конечностей, причем обычно правой ноги, на которую спортсмены приземляются с прыжков.
Фото: Александр Вильф / РИА Новости
«Это различные повреждения связочно-капсульного аппарата суставов, мышц, переломы, гематомы и ушибы мягких тканей. Если говорить о позвоночнике, то это повреждения в поясничном отделе. Проблемы усугубляются тем, что у фигуристок, как и у гимнасток, за счет занятий хореографией и упражнений на растяжку деформируются естественные изгибы позвоночника, и это приводит к возникновению сколиотической болезни. Прыжковая же нагрузка провоцирует появление межпозвоночных грыж, в некоторых ситуациях может произойти и компрессионный перелом. А еще встречаются миозиты (воспаление одной или нескольких скелетных мышц — прим. «Ленты.ру»), ведь температура на катке обычно в районе 17 градусов, и это приводит к переохлаждению.
Мы обсуждали отличия четвертного и тройного прыжка с известным тренером по фигурному катанию. Так вот, тройной легче выполнять спортсменам с О-образным строением нижних конечностей, а четверной — с Х-образным. Последнее чаще встречается у девочек. При этом им необходимо более тщательно следить за весом, так как его увеличение приводит к снижению «прыгучести» и возникновению травм. Вот японские спортсменки больше всего подходят для выполнения этих прыжков: они генетически более легкие, у них другое питание, они не склонны к повышению веса. Нашим же фигуристкам тренер говорит обычно: «Мы не кушаем». А ведь отказ от еды некоторых девочек приводит к анорексии. В результате нее возникает дистрофия органов и необратимые изменения. Спортсменки ведь не понимают, они все худеют и худеют, потому что тренер так сказал.
Вообще, взрослым тяжело конкурировать с девочками. Пока мы видим безусловное лидерство детей с их четверными (на чемпионате России-2019 весь пьедестал заняли юниорки, а победила Анна Щербакова, чисто исполнившая четверной; олимпийская чемпионка Алина Загитова, не владеющая элементами ультра-си, стала пятой — прим. «Ленты.ру»). Поэтому у нас так быстро обновляется состав одиночниц в сборной.
Если говорить о травматизме при увеличении количества четверных прыжков в программе, то его процент несомненно будет расти. Чем больше оборотов в прыжке, тем с большей силой отталкивается спортсмен ото льда, тем с большей силой он приземляется. Чтобы понять, какую нагрузку испытывает фигурист при приземлении, надо увидеть современные ботинки коньков. Они очень жесткие. Почему? Да потому что иначе они сломаются, их разорвет при приземлении. Еще коньки без стелек, отсюда плоскостопие. Ко всему прочему, у фигуристов обычно развиваются артрозы (дистрофическое заболевание суставов, связанное с медленной дегенерацией и разрушением внутрисуставного хряща — прим. «Ленты.ру»).
Исполняя прыжок в четыре оборота, спортсмен в течение долей секунды испытывает большую перегрузку, чем космонавт на орбите. Сейчас решили идти по принципу «Быстрее, выше, сильнее», учить эти четверные, но в какой-то момент это все закончится. Кто-то получит серьезную травму, и все. По-хорошему, говорить об этом надо. Может быть, сейчас о серьезных травмах и не слышно, просто мало времени прошло. У фигуристов ведь в любом случае идут дистрофические изменения в тканях. Даже нормы МРТ для них другие. То, что для обычного человека ненормально, для них — норма. Наш организм не предназначен для того, чтобы прыгать четверные прыжки.
Фото: Владимир Песня / РИА Новости
Почему доктора не бьют тревогу? Хороший вопрос. Врачи в сборной передают спортсменов специалистам. Они изучают данные о травматизме и обращают на это внимание тренеров. В фигурном катании просто не особо берегут спортсменов. С тренерами вообще сложно общаться. Я как-то сказала: «Вашим фигуристам нужно давать отдохнуть». На что был ответ: «Они могут намного больше». Пока есть победы, на все будут закрывать глаза. Стране же нужен результат любой ценой. Врачи не всегда могут вмешаться, потому что им, грубо говоря, не дают. Некоторые тренеры говорят: «Идите, мы сами разберемся, у нас цели и задачи»», — объяснил специалист.
«Четверные скоро будут нужны всем»
Однако спортсменки, уже овладевшие четверными, вошли во вкус, и остановить их будет сложно. Вряд ли юные фигуристки в погоне за медалями и рекордами могут оценить все риски. Да и нельзя отрицать, что переход к четверным прыжкам — это развитие спорта, которое должно продолжаться. «Я буду отбираться [в сборную] в тот год, когда будет Олимпиада, как и все. И если тогда все будут прыгать четверные, я выучу пятерные», — обещает Трусова. О том, возможно ли это и каким будет женское фигурное катание в будущем, «Лента.ру» спросила у серебряного призера чемпионата мира 2012 года Алены Леоновой.
«Лента.ру»: Выполнить пятерной прыжок без страховки реально?
Алена Леонова: Не могу сказать. Возможно, дойдет и до такого, но представьте, какая для этого нужна сила. Конечно, если есть запас на четверном, можно пробовать крутить дальше. Но я сомневаюсь. Пока мы не увидим аксель в четыре оборота, о пятерных сложно рассуждать (тройной аксель — это прыжок в 3,5 оборота и самый дорогой элемент из тройных — прим. «Ленты.ру»).
Вы говорили, что, если соберетесь прыгать четверной, это будет последний прыжок в вашей жизни.
Да. (Смеется.) Для меня это очень травмоопасно. Не представляю даже. Побоюсь крутиться, просто страшно. Мне же уже не 15 лет.
Некоторые специалисты утверждают, что четверные прыжки просто убийственны для спортсменок. Это действительно так?
В том году снизили стоимость четверных, так как считается, что это очень опасно. В прошлом сезоне мужчины ставили по пять таких прыжков в программу и просто убивались. Они падали, это превращалось в какой-то «камнепад». Снижение стоимости прыжков по идее должно было заставить спортсменов от них отказаться. Но я не думаю, что четверные так уж опасны для тех, кто уже ими владеет. Понятно, что спортсмены падают. Та же Щербакова частенько падает с лутца. Но надо уметь падать. Фигуристки ведь знают, на что идут. Знают, видимо, что не получат травму. Что будет года через два, когда они вырастут и будут делать то же самое, неизвестно. Но на данном этапе у них есть уверенность. По тем попыткам, что я видела, могу сказать, что большого риска получить травму нет.
Фото: Нина Зотина / РИА Новости
Может, нужно ограничить количество четверных в одной программе, чтобы обезопасить фигуристок?
Не думаю. Четверные — это зрелищно. Это здорово, это круто, что девчонки так умеют, что между собой соревнуются, кто больше прыгнет. Не знаю вот, стоит ли разрешать девочкам прыгать четверные в короткой. Но кажется, в скором времени и это будет можно.
Считается, что, когда девочки повзрослеют, они обязательно потеряют способности к четверным.
Сохранить их будет непросто, конечно. Но если у девочек есть задел. Возьмем вот Лизу Туктамышеву. Она ведь в 12 лет стала прыгать тройной аксель? Когда Лиза выросла, она смогла этот прыжок вернуть, потому что уже умела его когда-то. По той же схеме, думаю, все произойдет и с четверными.
Без четверного прыжка в будущем можно будет побеждать?
Сейчас все сделают упор на четверные, начнут срочно их разучивать, потому что без них будет очень сложно. Конечно, играют роль и компоненты. Но в технической части Саша Трусова уже обыгрывает всех за счет четырех четверных, а со временем она наработает и вторую оценку. Она ведь только-только вышла на взрослый уровень, и вторую оценку ей придерживают пока. Но это временно. Саша будет очень много получать, это будут заоблачные суммы. Четверные скоро будут нужны всем.
Получается, у взрослых спортсменок вообще не будет шансов соперничать с 15-летними девочками?
Получается так. Но никто же не виноват, что они выучили четверные. Мы же не можем их винить за это. Это заслуживает только похвалы. Главное, чтобы обошлось без травм.
У русских фигуристок тренд на сложность. Ультра-си учат даже те, кому давно советовали заканчивать
В фигурном катании — межсезонье. Но спортсмены не торопятся уходить в отпуска, а вовсю работают над новыми программами и элементами. Ученицы Этери Тутберидзе по-прежнему главные по сложности. За неполный месяц в инстаграме тренера и ее помощников промелькнули каскад из тройного акселя и тройного тулупа в исполнении 11-летней Софьи Акатьевой, ее же четверной тулуп и четверной тулуп с тройным тулупом от 13-летней Камилы Валиевой.
Они пока не могут соревноваться со взрослыми на равных, а Софья даже не претендует на Олимпиаду в Пекине, при этом легко справляется с набором взрослых фигуристок и имеет базу на уровне олимпийской чемпионки Ванкувера-2010 и призера Сочи-2014 Юны Ким.
Сложнейший тройной аксель, который Акатьева не боится комбинировать с другими прыжками, за ближайшие пару месяцев должны освоить все спортсменки из группы.
Прыжок оценивается на уровне четверных. Для сравнения: базовая стоимость тройного акселя — 8 баллов, четверного тулупа — 9,5 балла, а самого сложного из тройных — лутца — 5,9 балла. Важное преимущество акселя: его, в отличие от четверных, можно исполнять и в короткой, и в произвольной программах.
Алена Косторная пробовала приземлять прыжок еще прошлым летом. Были удачные попытки, но не хватило времени, чтобы довести все до автоматизма. На днях с элементом справилась Элизабет Турсынбаева.
Саша Трусова может скрутить тройной аксель на полу, а кроме него продолжает изучать четверные. Из устойчивых навыков — тулуп, сальхов и лутц. Флип тоже уже получается. На очереди — риттбергер.
«Риттбергер — единственный из четверных, который ни разу не пробовала сделать, — говорит Трусова. — Когда начинаем учить новый четверной, смотрим на мои тройные. Отталкиваемся от того, что лучше получается. Лутц и флип очень похожи, поэтому, например, после лутца было легче всего выучить флип. Тулуп вообще считается самым легким прыжком. И он мой любимый».
Именно Трусова считается главной по четверным прямо сейчас. На первенстве России — 2019 она идеально исполнила в произвольной программе два четверных тулупа (один — в каскаде с тройным) и набрала рекордные 164,44 балла. Чемпионскую программу Загитовой в Сайтаме оценили на 155,42 балла.
Репутация Трусовой начала складываться еще в прошлом сезоне. Уже тогда в ее произвольной программе было сразу пять технических элементов с уровнем сложности выше 10 баллов, в том числе четверные сальхов и тулуп.
Навязать такой Трусовой борьбу в произвольной программе сейчас может только одногруппница Анна Щербакова. У нее почти идеальный четверной лутц. И более продвинутая версия олимпийской комбинации из лутца и риттбергера. У Загитовой был каскад «три-три», Щербакова собирает вместе четверной лутц и тройной риттбергер. Базовая стоимость элемента — больше 16 баллов.
Именно Щербакова — действующая чемпионка России.
Элементы ультра-си учат только у Тутберидзе?
Нет. Это мировая тенденция. Но дальше всех пока продвинулись русские фигуристки. Ценность того же тройного акселя еще задолго до Тутберидзе рассмотрел Алексей Мишин. Его ученица Елизавета Туктамышева начала учить элемент еще до Олимпиады в Сочи. Попытки исполнить четверной тулуп тоже были.
«Тулуп был недокрученный, — рассказывает Лиза. — Проблемы с приземлением тоже были. Конечно, я могла бы спокойно его выучить тогда, в детстве. Но это было время, когда каталась Ксюша Доронина, совсем недавно закончила Ирина Слуцкая, и моего арсенала из тройного акселя и каскада «три-три» было более чем достаточно. Мы работали над стабильностью. Четверные тогда были просто не нужны. Это был такой период, когда по технике мне некого было догонять.
Чтобы прыгнуть четверной, нужно быть абсолютно бесстрашной. В этом, кстати, преимущество детей — они не могут адекватно оценить риски, делают все по приколу. Я помню себя, мне было реально круто прыгать — нет никаких страхов, в том числе и потому что еще не включился материнский инстинкт. Если бы я начала учить какой-нибудь четверной прыжок сейчас, мне было бы страшно. Был период, когда я боялась исполнять даже тройной аксель, который знаю с детства. Долго не каталась из-за проблем со спиной, подзабыла ощущения и не знала, чего ожидать. А когда не знаешь, чего ожидать, сразу появляется страх».
Случай Туктамышевой уникален как раз тем, что у нее раз за разом получается восстанавливать тройной аксель. Не мешают ни переходный возраст, ни травмы и другие проблемы со здоровьем.
В планах на следующий сезон — сразу три тройных акселя: один — в короткой программе и два — в произвольной. С таким набором выступала Рика Кихира. Но японке очевидно не хватает стабильности и уверенности в собственных силах. За весь сезон так и не получилось хотя бы раз исполнить заявленный контент чисто. Лиза смотрелась на порядок лучше даже при условии, что пропустила часть соревнований.
Еще одна ученица Алексея Мишина Софья по итогам этого сезона заслуженно считается самой стабильной спортсменкой в сборной. Она не сорвала ни одного элемента. Правда, ее программы пока заметно слабее того, что показывают другие лидеры. Исправить ситуацию должен все тот же тройной аксель. В зале он уже получается.
Самым неожиданным может стать аксель в исполнении Алены Леоновой. Россиянка дебютировала на этапах Гран-при больше 10 лет назад. И еще тогда уступала 12-летним Туктамышевой и Сотниковой.
К своим 18 Алена уверенно исполняла только три тройных прыжка (из шести возможных). В это время Лиза как раз учила тройной аксель (остальные тройные она уже выучила), а Аделина — два сложнейших каскада: тройной лутц-тройной риттбергер и тройной сальхов-тройной риттбергер.
Техническая база Леоновой не меняется много лет. Самый дорогой элемент — каскад из двух тройных тулупов. Еще по ходу сезона Алена говорила, что не готова включаться в технические войны. А в межсезонье проговорилась: учит тройной аксель. И он уже получается.
Как дела у мужчин?
Русским фигуристам пока похвастаться нечем. Первым из россиян, кто решился включить в короткую программу сразу два четверных прыжка, был Максим Ковтун. На днях он завершил карьеру. Примерно с тем же набором сложных элементов, с которым ее и начинал.
Михаил Коляда, который последние пару сезонов числится лидером сборной, после изменений в правилах отказался от своего самого сложного прыжка — четверного лутца. Ошибка стоит очень дорого, а кататься без ошибок у россиянина получается не слишком часто.
Технической сложности не испугались Александр Самарин и Сергей Воронов. Самарин первым в Европе выучил и исполнил сложный каскад из четверного лутца и тройного тулупа. Из других важных способностей — четверные тулуп и флип. Пока не очень стабильно: серьезные срывы на чемпионатах мира, личном и командном, не позволили стать полноправным участником элиты. Но Саша обещал исправиться.
Сергею Воронову 31 год. Для современного фигурного катания это много. Прямо сейчас в элите нет никого старше 27-28 лет. Но именно Воронова можно легко назвать одним из самых прогрессирующих русских одиночников. Солидные цифры в паспорте не помешали ему выучить и включить в произвольную программу четверной риттбергер с базовой стоимостью 10,50 балла. Над чистотой исполнения, конечно, еще нужно работать. Но у Сергея есть время — о завершении карьеры он пока не говорил.
Этот чистый риттбергер — безусловно важное личное достижение. Правда, приблизиться к мировым лидером он вряд ли позволит. Главный ориентир — двукратный чемпион мира Нейтан Чен. Он знает все четверные. А на Олимпийских играх в Пхенчхане показал произвольную программу, в которой было сразу шесть квадов.
Двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю отказался от количественных рекордов и сосредоточился на интересных комбинациях. В этом сезоне почти получился каскад из четверного тулупа и тройного акселя. Еще один японец Сема Уно попробовал поменять прыжки местами. Уникальность такого сочетания в том, что четверной прыжок стоит вторым, к тому же после акселя, у которого не самый удобный заход и неполное число оборотов.