Эликсир жизни что это

Философский камень, или эликсир жизни

Философский камень, или эликсир жизни, мифическое вещество, которое упорно искали древние алхимики. Они считали, что оно способно превратить любой металл в золото, а также даровать своему обладателю бессмертие, молодость, мудрость и знания. Философский камень часто называют вечной мечтой человечества и самым желанным предметом поиска.

Что такое алхимия?

Эликсир жизни что это. Смотреть фото Эликсир жизни что это. Смотреть картинку Эликсир жизни что это. Картинка про Эликсир жизни что это. Фото Эликсир жизни что это

Алхимия — древняя наука, главной задачей которой были поиски философского камня. Она процветала еще в Древнем Египте, в Европу же пришла в XII столетии и просуществовала вплоть до XVII века. За время своих бесчисленных опытов алхимики накопили огромное количество экспериментальных данных, что дало мощный толчок развитию других наук, например химии.

Шарлатаны и мошенники

Многие короли, султаны и ханы содержали придворных алхимиков, надеясь с их помощью увеличить свое богатство. Но уже в конце III века нашей эры стало ясно, что среди алхимиков полно шарлатанов и мошенников.

Эликсир жизни что это. Смотреть фото Эликсир жизни что это. Смотреть картинку Эликсир жизни что это. Картинка про Эликсир жизни что это. Фото Эликсир жизни что это

В 292 году нашей эры римский император Диоклетиан приказал выгнать из Рима всех алхимиков, а их рукописи сжечь. В 1317 году Папа Римский Иоанн XXII проклял алхимиков за фальшивомонетничество и предложил штрафовать их на ту сумму, на которую они обманут. В Англии деятельность алхимиков была запрещена в начале XV века.

Золото заказывали?

Эликсир жизни что это. Смотреть фото Эликсир жизни что это. Смотреть картинку Эликсир жизни что это. Картинка про Эликсир жизни что это. Фото Эликсир жизни что это

Монарх римско-германской империи Фердинанд III (1608—1657) содержал алхимика Иоганна фон Рихтгаузена, который обещал изготовить философский камень. В присутствии императора он «превратил» ртуть в золото, вызвав восторг у придворных. Позже выяснилось, что алхимик заранее растворил золото в ртути и, добавив щепотку растертого в порошок «философского камня», простым нагреванием испарил последнюю.

Эликсир вечной жизни

«Найди жабу, прожившую десять тысяч лет, затем поймай летучую мышь тысячелетнего возраста, высуши их, разотри в порошок, раствори его в воде и принимай каждый день по столовой ложке». Такой рецепт составил арабский алхимик, врач, математик и астроном Джабир ибн Хайян, живший в Багдаде в VIII— IX веках. Будучи серьезным ученым, он, скорее всего, просто издевался над легковерными читателями. Ну как человек может определить, что та или иная жаба прожила 10 000 лет?

Эликсир жизни что это. Смотреть фото Эликсир жизни что это. Смотреть картинку Эликсир жизни что это. Картинка про Эликсир жизни что это. Фото Эликсир жизни что это

Можно ли получить искусственное золото?

Главная тайна алхимиков

В разных музеях Европы хранятся монеты, отчеканенные из алхимического золота и дошедшие до наших дней. Современные исследования подтверждают подлинность этих монет. Алхимики работали в одиночку и ни с кем не делились своими секретами. Все их тайны уходили вместе с ними в могилу. Главная тайна алхимиков остается нераскрытой.

Источник

Эликсир (Эликсир жизни)

Эликсир жизни — субстанция, дарующая бессмертие, универсальное лекарство.

Философский камень

Одним из вариантов получения эликсира жизни предполагался философский камень (лат. lapis philosophorum ), другим основным предназначением которого являлось превращение недрагоценных металлов в золото. Николас Фламель, жил во Франции в четырнадцатом веке и, как считается, узнал, как делать философский камень. Есть упоминания о нём (и о том, как его видели) на протяжении веков, так как предполагается, что он обрёл бессмертие. Он и его жена Перенелла посвятили свою жизнь созданию «вечного эликсира».

«…Я [Н. Фламель] видел во сне ангелов, спускающихся ко мне, спящему в поле, по небесной лестнице. Они даровали мне книгу, в которой содержится ключ к Деланью…»

Не предав этому сну значения, Фламель некоторое время спустя покупает у незнакомца книгу Авраама Еврея, которая являлась своеобразной инструкцией к изготовлению философского камня. Алхимик оставляет потомкам абстрактную инструкцию «Mutus Liber» (Немая книга), которая не содержит ни единого слова и полностью состоит из гравюр, отображающих различные степени создания эликсира.

Рецепт получения философского камня. «Великий Гримуар».
Глава «Секреты магического искусства»

Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав недоварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза. По составу можно выложить 4 экю.

Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей Божественной комедии определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает — абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка — тот самый эликсир жизни).

Источник

Эликсир Жизни

И именно такой продукт, наконец-то получен. В нём не используются травы или вытяжки из животных. Тут нет спирта или масел с сахаром. Это НАСТОЯЩИЙ продукт алхимии на основе редких металлов, кристаллов и веществ, соединённых и вступающих в реакцию при помощи не только химических, но больше физических преобразований, равно как и личного полевого участия алхимика.

Почему этот продукт вторым словом своего названия использует слово ЖИЗНЬ? Да потому, что получен именно тот продукт, который ИСЦЕЛЯЕТ, ПОДДЕРЖИВАЕТ, и УСИЛИВАЕТ все жизненные функции организма. Он буквально мощно и быстро оживляет органы и тело в целом. Никакое иное влияние на организм не было на моей памяти настолько быстрым и удивительно мощным. Это говорю как исследователь, начавший работу над энергоинформационными артефактами ещё в прошлом веке.

Какие вещи ЭЖ может делать, какими конкретно свойствами обладает?
Ну, начнём с целительных. Примеры из жизни:

Вообще список недугов, в том числе и хронических с которыми ЭЖ справляется играючи настолько велик, что нет смысла его приводить. Это заняло бы несколько страниц. И это только то, на чём эликсир испытывали. А сколько ещё не исследовано.
И во всех опробированных случаях исцеляется практически ВСЕ недуги. Именно поэтому артефакт назван Эликсиром.
Глубоко на личном и знакомых людей опыте убеждён, что в каждой семье хорошо бы иметь Эликсир Жизни как универсальное целебное средство.

Что до чисто женской темы: ЭЖ снимает психологическое напряжение во время ПМС и значительно или полностью снимает болевые ощущения во время менструации. И ещё, обладая явно выраженной ЯН-ской природой, энергия Эликсира помогает женщинам гораздо легче переживать длительные периоды отсутствия интимных отношений. Дисбаланс ИНь-ской (женской) и ЯН-ской (мужской) энергий не будет ощущаться так остро.

ЭЖ защищает от радиации. Так же помогает при облучении восстановиться. И химию тела (кислотно-щелочной баланс, ожоги), и его физику (восстанавливает повреждённые клетки на атомарном уровне).
И вышеупомянутая частота его излучения нивелирует низкочастотную атомную радиацию тяжёлых металлов (уран, плутон) и продуктов их распада, восстанавливает до нормы эти характеристики человеческого тела.

К сожалению сайт Проза-ру часто блокирует активные ссылки.
Чтобы связаться со мной, пишите в комментах, или скопируйте ссылки моих контактов и вставьте её в адресную строку Вашего браузера, если Вы пользуетесь компьютером.
Для перехода по ссылке со смартфона, выделите её длительным косанием, а в открывшемся меню выберите пункт «открыть».

Источник

ТАЙНЫ МИРА. Рецепты элексира вечной жизни.

С незапамятных времен люди искали способы достичь бессмертия или хотя бы продлить свою жизнь. Легенды об обретении вечной молодости передавались из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.

Киноварь или медитация?

Самые ранние из имеющихся рукописных свидетельств об эликсире вечной молодости относятся к Китаю I тысячелетия до нашей эры.

Согласно историческим хроникам, даосские монахи владели тайной приготовления лекарства, способного продлевать жизнь. Важнейшим компонентом их препаратов была киноварь, или сернистая ртуть (то есть ртуть, погашенная с помощью серы), которая благодаря своему цвету ассоциировалась с кровью.

Постепенно внутренняя алхимия вытеснила внешнюю. Известно, что Чингисхан, услышав о даосском монахе Чанг Чуне, который владел секретом вечной молодости и жил уже 300 лет, отправил в Китай гонцов, чтобы те с почестями доставили мага в Самарканд. Но приехавший Чанг Чунь, вместо того чтобы создать для великого хана эликсир бессмертия, стал рассказывать ему о пользе воздержания и здорового образа жизни.

Эликсир из навоза

Советы по долголетию встречаются и в работах древнегреческих, египетских и персидских авторов. К примеру, в трудах Аристотеля упоминается Эпименид, жрец и поэт с острова Крит, который в 596 году до нашей эры в возрасте 300 лет был приглашен в Афины для участия в жертвенных церемониях, а Плиний Старший пишет о некоем иллирийце, сумевшем дожить до 500 лет.

В качестве лекарства в этих трудах фигурируют омолаживающие напитки, приготовленные из плодов вечной молодости. Такими эликсирами считали древнегреческую амброзию и древнеиранское хаома.

Один из рецептов долголетия предлагал следующие ингредиенты волшебного средства: мед из Африки, горечавка с Крита, четыре вида живых гадюк из Спарты, целебные коренья из Галии, Скифии и Македонии, а также волосы кентавра.

Дыхание молодых девушек

В библейские времена одним из способов возвращения молодости считалось дыхание детей или юных девушек, которые ночью лежали рядом с пожилыми людьми. Известно, что царица Египта Клеопатра на ночь постоянно окружала себя младенцами.

Позже такая методика получила распространение во Франции в XVIII веке, где некоторые компании сдавали престарелым богачам на ночь юных невинных девиц. Курс лечения был рассчитан на 24 дня, при этом интимные услуги не предусматривались, но в результате подобных процедур у людей преклонных лет повышался жизненный тонус и даже проходили отдельные заболевания.

Целебный основной инстинкт

Интимные отношения также признавались древними лекарями в качестве эффективного омолаживающего средства. Указание на это можно найти в рисунках, относящихся к существовавшим более двух тысяч лет назад цивилизациям Индии, Ближнего Востока и Китая, а также в классических трактатах о любви, таких как «Федр» и «Пир» Платона (IV век до нашей эры), «Искусство любви» Овидия (I век), индийская «Камасутра» (III-IV века), «Ожерелье голубки» Ибн Хазма (XI век) и другие.

Они не только содержат сведения о технике любовных контактов, но в первую очередь акцентируют внимание на омолаживающем эффекте половых отношений. На это же указывают работы древних медиков древности, в частности Гиппократа и Авиценны.

Лекарства с элементами каннибализма

Вот рецепт из древнеперсидского текста: рыжего и веснушчатого человека кормить плодами до 30 лет, затем опустить его в каменный сосуд с медом и другими составами и герметически закупорить. Через 120 лет тело обратится в мумию, которую надо по частям принимать в качестве средства, дарующего бессмертие.

Венгерская графиня Елизавета Батори (1560-1614 годы) для сохранения молодости принимала ванны из крови девственниц. По свидетельству историков, после смерти графини в подвале ее замка было найдено более 600 скелетов юных девушек.

Сжечь черного дракона

Рецепт английского алхимика Джорджа Рипли (XV век), опубликованный в его «Книге двенадцати врат», гласил, что для получения эликсира вечной жизни следует накалить ртуть и выпарить ее в растворе виноградного спирта до превращения в твердое вещество, а потом дистиллировать в глиняной реторте.

Золото тоже могло быть компонентом волшебного эликсира, ведь оно не подвержено химическим изменениям, а значит, по логике алхимиков, олицетворяет бессмертие.

Сохранился рецепт, составленный личным врачом папы римского Бонифация VIII (XIII век): принимать внутрь смешанные в измельченном виде золото, жемчуг, сапфиры и другие драгоценные камни, слоновую кость, сандаловое дерево, сердце оленя, корень алоэ, мускус, и амбру.

Читатель наверняка задается вопросом: а помогли ли кому-нибудь рецепты средневековых алхимиков? Что нам известно о долгожителях того времени?

Знаменитый философ Роджер Бэкон в одном из своих сочинений рассказывал о человеке по фамилии Папалиус, который долгие годы провел в плену у сарацин и там узнал тайну изготовления волшебного снадобья, употребляя которое, дожил до 500 лет.

Как видим, в древних исторических документах часто встречаются упоминания об эликсирах вечной молодости. С одной стороны, эффективность таких препаратов кажется маловероятной. Однако не следует забывать, что именно алхимия стала родоначальницей современной фармакологии.

Источник

Эликсир жизни: история философии о живом

Эликсир жизни: история философии о живом

Через тернии к знаниям

Автор
Редакторы

Живая природа устроена невероятным образом. Возникнув однажды, жизнь научилась воспроизводить себя в огромном разнообразии. А как же жизнь зародилась? Ответ на этот вопрос веками волновал философов и ученых. Противореча или помогая друг другу, одни использовали теоретический подход, другие же постигали истину через практику. О том, как пересекались их пути, и пойдет речь в данной статье.

Феномен возникновения жизни можно рассматривать с двух точек зрения: не только естественнонаучной, но и философской. Стремление создать единую картину мира сближало эти области. Опираясь на факты, полученные экспериментальным путем, наука меняла сознание людей, создавала новые культурные и социальные ценности, придавала смысл существованию. Философия же брала на себя теоретические задачи по решению проблем мировоззрения, касающихся взаимосвязи научного познания с гуманизмом. Проблема человека — центральная в философии [1].

На каждом этапе развития человечества представления о мире вписывались в существующие в то время концепции науки и философии. Обе дисциплины веками развивались вместе, вдохновляя друг друга своими достижениями. Но человечество менялось и накапливало новые знания, менялись и взгляды на зарождение жизни [2], [3]. Недавно на «Биомолекуле» вышли две рецензии на свежие научно-популярные книги по этой теме: «Происхождение жизни. От туманности до клетки» [4] и «От атомов к древу» [5]. Так как же всё начиналось? Как появилась и по каким законам развивалась жизнь? Как менялись подходы к изучению жизни?

Существует несколько концепций взаимодействия философии и науки, три основных из которых: натурфилософская, позитивистская и диалектическая. О них и пойдет речь ниже. Это достаточно хорошо известные в философии вещи, однако до сих пор «Биомолекула» не затрагивала их. Постараемся исправиться.

Натурфилософская концепция

Эта концепция — самая древняя. Согласно ей, философия и наука состояли в тесном сотрудничестве и взаимно обогащались. Натуральная философия как предшественница современной биологии включала в себя анатомию, зоологию, ботанику и сведения о природных явлениях.

Еще в глубокой древности люди задавались вопросом: «Откуда произошла жизнь?». Наблюдая за природой, человек находил в ней целесообразность и даже божественное начало. Благодатной почвой для возникновения таких суждений было бессилие людей в борьбе с окружающей стихией.

В философских воззрениях Древнего Востока мир изображался единым живым организмом, в котором все элементы взаимодействовали друг с другом согласно иерархии. В одном из самых древних памятников культуры, китайской классической книге перемен «Ицзин», каждый период развития природы имел форму замкнутого круга с бесконечным повторением этапов развития, где человек — необходимый элемент, равный небу и земле. Подобное положение человека в природе было созвучно с принципом сансары. Такие представления о едином мире и общей сущности процессов, происходящих в нем, были глубоко диалектичны по своей сути и соответствовали пониманию мира как абсолютного, идеального Космоса.

Немало времени вопросам возникновения жизни уделяли жители Эллады (рис. 1). Их наблюдения знакомы нам по древнегреческой мифологии. Один из самых известных мифов повествует о проникновении Зевса в виде золотого дождя в каменное подземелье красавицы Данаи, у которой затем на свет появился младенец Персей. Другими «виновниками» беременности у женщин, коров и кобылиц в то время считались распутные ветры.

Первыми же «учебниками» в области натурфилософии были труды античных философов — трактаты о животных и растениях Аристотеля (384–322 до н. э.) и его ученика Теофраста (371–287 до н. э.).

Эликсир жизни что это. Смотреть фото Эликсир жизни что это. Смотреть картинку Эликсир жизни что это. Картинка про Эликсир жизни что это. Фото Эликсир жизни что это

Рисунок 1. Изучение окружающего мира античными философами

В длинный период средневековья понимание жизни было теологическим. Возникновение мира ассоциировалось с деятельностью бога как творца. Согласно этой концепции, именно бог создал различные виды жизни по принципу «от простого к сложному». В это время наука была развита слабо, медицина перекрещивалась с магией. Процветал культ святых, которым подносили дары, страждущие молили мучеников о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи. Активно развивалась новая отрасль знания, находящаяся на стыке философии и естественнонаучных исследований, с элементами ворожбы и колдовства, — алхимия.

Знания по натурфилософии в V–XI веках распространялись, в основном, через сочинения европейских церковных писателей (рис. 2), познакомивших мир с накопленными в Древней Греции знаниями. Именно в это время для соединения христианского богословия с античным наследием возникла схоластическая философия.

Эликсир жизни что это. Смотреть фото Эликсир жизни что это. Смотреть картинку Эликсир жизни что это. Картинка про Эликсир жизни что это. Фото Эликсир жизни что это

Рисунок 2. Аллегорическое изображение четырех элементов античной натурфилософии (из манускрипта Исидора Севильского «О природе вещей»)

Западная культура Возрождения и Нового времени (XVI–XX века) вновь заинтересовалась живой природой, возобновились поиски сущности жизни на основе природного начала. В 1543 году с книги брюссельского анатома Андреаса Везалия (1514–1564) «О строении человеческого тела» началось развитие современной анатомии, основанной на вскрытии человеческих тел. Везалий и его последователи постепенно заменили в медицине и физиологии средневековую схоластику на признающий лишь личный опыт эмпиризм.

Тогда же возник эксперимент как метод научного познания. Впервые он получил философское осмысление в трудах Фрэнсиса Бэкона (1561–1626), разработавшего и первую классификацию эксперимента [6]. До этого времени все философские размышления о границах познания развивались главным образом в двух направлениях: эмпиризм и рационализм.

В эпоху Нового времени началось параллельное и тесно связанное существование натурфилософии и возникающих узкоспециализированных наук. Этот период характеризуется поиском научного метода. Механистический подход французского философа Рене Декарта (1596–1650) привел к формированию представления о живых существах как о сложно устроенных машинах, подчиняющихся законам механики. Тогда же начал развиваться редукционизм. Механистическая концепция познания живой природы была рационалистически и математически обоснована в философии голландского натуралиста Бенедикта Спинозы (1632–1677) на основании трудов Декарта. Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) же, наоборот, исходил из представления о непрерывном развитии и всеорганичности всего живого. Основанная им преформистская концепция заключалась в том, что миниатюрное человеческое тело, или гомункулус, внутри каждого сперматозоида «ищет» пространство для роста. Одним из ключевых сторонников преформизма был голландский натуралист Ян Сваммердам (1637–1680), изобретатель техники окрашивания клетки. Идеи преформизма были популярны с середины XVII века и до конца XVIII.

Голландский ремесленник Антони ван Левенгук (1632–1723) (рис. 3) первым открыл мир одноклеточных организмов. Заинтересовавшись строением льняного волокна, он отшлифовал для себя несколько линз. Получившиеся тончайшие линзы «микроскопии» увеличивали объект исследования до 275 раз. Обнаруженные с их применением микроскопические обитатели — «анималькули», — по мнению Левенгука, имели органы пищеварения, ножки и хвостики. А в 1665 году, усовершенствовав микроскоп, английский естествоиспытатель Роберт Гук (1635–1703) описал правильно расположенные пустоты на тонких срезах пробки. Эти пустоты Гук назвал «порами, или клетками». Именно ему принадлежит сам термин «клетка». На основании собственных исследований он написал трактат «Микрография», который получил широкий общественный резонанс и обеспечил благодатную почву для множества философских размышлений. Подробнее об изобретениях Гука и Левенгука, а также о том, к чему это привело, можно прочесть в статье «12 методов в картинках: микроскопия» [7].

Эликсир жизни что это. Смотреть фото Эликсир жизни что это. Смотреть картинку Эликсир жизни что это. Картинка про Эликсир жизни что это. Фото Эликсир жизни что это

Рисунок 3. Антони ван Левенгук (Antoni van Leeuwenhoek)

Эпигенез — учение о зародышевом развитии, в ходе которого происходят последовательные новообразования всех органов единого организма.

Работавший в России немецкий физиолог и анатом Каспар Фридрих Вольф (1733–1794) считается основоположником теории эпигенеза. Его статья 1759 года описывает развитие эмбриона человека от нескольких слоев клеток до сформировавшегося индивидуума.

Большой вклад в развитие натурфилософии XVIII века внесли немецкие философы. Ярким примером этому может служить «Критика чистого разума» основателя классической немецкой философии Иммануила Канта (1724–1804). Кант разграничил предметы философии и науки, вывел за пределы философии онтологию и теорию ценностей. В вопросах изучения законов развития организмов он считал, что механические причины не полностью объясняют этот процесс, и представлял все живое активным и мыслящим. Его современник натурфилософ Фридрих Шеллинг (1775–1854) отождествлял живую природу с единым обладающим душой организмом. Он отвергал преформизм и развивал идеи эпигенеза в его немеханической форме. Фридрих Гегель (1770–1831) связывал необходимость философского осмысления природы с разрешением внутренних противоречий. Он же считал философию королевой наук [10].

В науке же господствовала теория самопроизвольного зарождения жизни из различных отложений, например, гниющей земли или отбросов. Этой точки зрения придерживались на протяжении веков многие мыслители от Аристотеля до Шеллинга. Авторитет их был столь велик, что позволил идее самозарождения получить широкое распространение вплоть до XIX века. Именно поэтому так долго в тени оставались результаты исследований Франческо Реди (1626–1697), доказавшие невозможность самозарождения червей из гниющего мяса в отсутствии мух, и Ладзаро Спалланцани (1729–1799), показавшего, что в прокипяченных органических настоях самопроизвольно зарождаться микроорганизмы не могут. Позже эти опыты повторил и усовершенствовал Луи Пастер.

Начало XIX века в натурфилософии связано с возникновением клеточной теории. Так, французский врач Рене Анри Дютроше (1776–1847), занимаясь исследованиями в области анатомии растений и животных, написал о клетке: «Очевидно, что она представляет собой базовую единицу упорядоченного состояния; действительно, всё в конечном счете происходит из клетки». Бельгийский ботаник Бартелеми Дюмортье (1797–1878) также вел исследования в этом направлении. В 1838–1839 годах немецкие ученые Маттиас Шлейден (1804–1881) и Теодор Шванн (1810–1882) окончательно сформулировали клеточную теорию. В 1855 году Рудольф Вирхов (1821–1902) дополнил ее важнейшим положением, что любая клетка происходит от другой клетки.

Позитивистская концепция

Это направление появляется в 30–70-е годы XIX века. Выделяют четыре этапа позитивизма.

Позитивизм

Его основоположник французский философ Огюст Конт (1798–1857) считал, что «наука — сама себе философия». Одновременно с появлением позитивизма началось стремительное развитие естествознания.

Наука предпочитала ориентироваться на факты и развивалась независимо от философии. В 1860-х годах французский химик Луи Пастер (1822–1895) выдвинул микробную теорию происхождения болезней. Опыты Пастера обосновали идею о том, что все современное живое происходит только от живого. Эта гипотеза породила потребность в углублении научного знания о живом. Теологи стали настойчиво утверждать, что между органической и неорганической природой лежит непроходимая пропасть. Абсолютизируя тезис «все живое из живого», клерикалы добивались политического первенства церкви и толковали появление живого как доказательство существования творца. Виталисты настаивали на наличии в живых организмах нематериальной сверхъестественной силы.

В XIX веке с появлением эволюционной биологии и клеточной теории биология окончательно оформилась как самостоятельная наука. Французский ученый Жан Батист Ламарк (1744–1829) первым предпринял попытки создать целостную теорию эволюции. Основным механизмом эволюции Ламарк считал наследование приобретенных признаков, но в то же время верил, что первопричиной этому являлся бог. Известную сегодня в своем дополненном варианте эволюционную теорию изначально сформулировал английский натуралист Чарльз Дарвин (1809–1882). Она собрала в себе все предшествующие представления, раскрыв движущий фактор и причины эволюции.

На «Биомолекуле» нет целостного изложения теорий Дарвина (поскольку классические труды и их современные версии гораздо лучше и полнее изложены в учебниках), но зато есть комикс, посвященный этому замечательному ученому: «Дарвин — супергерой» [11]. — Ред.

Эмпириокритицизм

В конце XIX века позитивизм, впитав элементы кантианства и обретя свою специфику, трансформировался в так называемый второй позитивизм, или эмпириокритицизм. Приверженцы такой философии считали, что тщательный критический анализ непременно выявляет ошибки в мышлении ученых, и это влечет за собой внедрение метафизических утверждений в науку.

Примерно в этот же период, в 1885 году, немецкий ученый-медик Герман Эбергард Рихтер (1808–1876) разработал гипотезу о занесении живых существ на Землю из космоса — панспермия. Согласно этой теории, зародыши простых организмов могли попасть на Землю вместе с метеоритами и космической пылью, дав начало всему многообразию земной жизни.

В конце XIX века натурфилософию подвергли критике сторонники марксизма. И, как следствие, ее развитие в то время свелось к решению методологических проблем. Развивая материалистическую трактовку проблемы происхождения живого, Фридрих Энгельс (1820–1895) разработал концепцию основных форм движения материи и учение о сущности живого как о способе существования белковых тел. Энгельс рассматривал возникновение жизни как длительный исторический процесс превращения химической формы движения материи в биологическую.

Наиболее авторитетными в изучении природы знания в первые два десятилетия XX века были представители баденской школы неокантианства, предполагавшей радикальное разделение наук на описательные (как история) и точные (как физика).

Эликсир жизни что это. Смотреть фото Эликсир жизни что это. Смотреть картинку Эликсир жизни что это. Картинка про Эликсир жизни что это. Фото Эликсир жизни что это

Рисунок 4. X и Y хромосомы человека

Новая эра в биологии началась с развитием генетики. Австрийский аббат Грегор Мендель (1822–1884) внес неоценимый вклад в ее развитие и установил новые законы, объясняющие механизм наследования, известные нам сегодня как «законы Менделя».

Современные представления о природе и роли хромосом изложены в статье и инфографике «100 лет хромосомной теории наследственности (1915–2015)» [12]. — Ред.

Неопозитивизм

Это наиболее радикальная и последовательно обоснованная форма сциентизма в философии, где наука принципиально противопоставляется философии. Впервые подобные идеи получили четкое выражение в деятельности так называемого Венского кружка. Неопозитивизм существовал с середины 1920-х годов до второй половины 1950-х.

В 1930–40-е годы быстро произошел широкий синтез генетики и дарвинизма. Генетические идеи проникли в систематику, палеонтологию, эмбриологию, биогеографию. Английский биолог Джулиан Хаксли (1887–1975) опубликовал в 1942 году книгу: «Эволюция: современный синтез». Реализованное в ней сочетание генетических и эволюционных представлений, до этого шедших отдельно друг от друга, положило начало новой концепции. Сейчас она известна нам под предложенным в 1949 году Джорджем Симпсоном (1902–1984) названием — «синтетическая теория эволюции».

Открытие структуры ДНК в 1953 году американским биологом Джеймсом Уотсоном и британским биофизиком Френсисом Криком (1916–2004) на основании дифракционных снимков Розалинды Франклин (1920–1958) было поистине революционным и повлекло за собой настоящий бум открытий в молекулярной биологии. Теперь стало возможным идентифицировать индивидуальность человека на молекулярном уровне и подтверждать практическую значимость теоретических исследований.

Постпозитивизм

Это направление самостоятельно возникло в результате попыток преодоления недостатков позитивизма. Знаменитый английский философ австрийского происхождения Карл Раймунд Поппер (1902–1994) проводил параллель между биологической эволюцией и накоплением научного знания, считая научную гипотезу аналогичной изменению биологического организма. Именно он разработал концепцию, согласно которой рост знаний — это не накопление увеличивающихся со временем наблюдений, а повторяющееся ниспровержение старых научных теорий и их замена на теории, более соответствующие современности. В качестве необходимых для развития науки средств Поппер выделял формулировку конкурирующих теорий, взаимную критику в процессе дискуссий и появление новых научных гипотез [13].

Диалектическая концепция

Наконец, мы подошли к рассмотрению третьей концепции, наиболее серьезной и аргументированной, — диалектической. В ее основе лежали всеобщее единство и целостность: ученые предоставляли философам материал для обобщения, в то время как философы обеспечивали ученых методом познания действительности. Философия не использовала экспериментальных методов, а влияла на научное познание на теоретическом уровне. Философский метод — аксиоматический, не предполагающий эмпирического обоснования.

Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона. Аристотель считал диалектику наукой о доказательстве. В китайской философии диалектика традиционно связывалась с инь и ян. Большую роль диалектика играла в философии Гегеля. Именно в его трудах она начинает противопоставляться метафизике. Материалистическая диалектика, предложенная Энгельсом, нашла свое отражение в биологии в контексте бесконечного изменения, которому подчинены живые организмы.

Диалектическая философия была господствующей в отечественной философии науки XX в. В 1924 году советский биолог Александр Иванович Опарин (1894–1980) выдвинул теорию о возникновении жизни на Земле через плавное превращение простейших соединений — аммиака, метана, водорода и воды — в первичный бульон из аминокислот, сахаров и нуклеотидов, в котором, по его мнению, и зародилась жизнь.

Еще одной заманчивой идеей философии ХХ века было создание единой теоретической биологии. Независимо сформулированная в середине 1930-х годов такими выдающимися мыслителями как Эрвином Бауэром (1890–1938) и Людвигом фон Берталанфи (1901–1972), она пережила пик своей популярности в 1960–70-е годы. Тогда проблематика путей и методов построения теоретической биологии вновь была радикально переформулирована и переосмыслена в свете нового методологического подхода, и на авансцену снова выдвинулись различные постпозитивистские концепции и модели науки, такие как теория парадигм Томаса Куна (1922–1996) и концепция исследовательских программ Имре Лакатоса (1922–1974).

Перспективы развития исследований в области натурфилософии в то время сводились к трем направлениям. Согласно первому из них, биология являлась преимущественно описательной наукой, в задачу которой входило полное описание и систематизация характеристик живых организмов. Эта точка зрения была особенно популярной в 1950–60-е годы. Ко второму и наиболее авторитетному направлению в биологии можно отнести дарвиновскую адаптационистскую парадигму. Подавляющее большинство работ по философским проблемам биологии конца ХХ века выполнено в рамках этой модели. Канадский биолог австрийского происхождения Людвиг фон Берталанфи наиболее кратко и точно охарактеризовал третье направление развития биологии в концепции «Общая теория систем». По его словам, «организмы суть организованные явления, и мы, биологи, должны проанализировать их в этом аспекте».

Обособление философии биологии как отдельной науки происходит после публикаций монографии «Биофилософия» австрийского ученого-эволюциониста Бернхарда Ренша в 1968 году и книги «Биофилософия. Аналитическая и холистская перспективы» Ральфа Саттлера в 1986 году. Философия биологии обобщает философские суждения о самой биологии, ее методологии и месте среди других наук в системе научного знания в целом, а также ее познавательной и социальной роли в современном обществе. К 1986 году философов биологии стало достаточно, чтобы сформировать издательский портфель нового журнала Майкла Рьюза «Биология и философия» [14].

В современной науке и философии господствует эволюционно-синергетическая концепция, в соответствии с которой основным механизмом происхождения и развития Вселенной является универсальный эволюционизм и самоорганизация. Согласно академику В.С. Степину, «ее фундамент составляют ставшие общенаучными принципы развития и системности. Теоретический каркас этой картины мира определяют теории самоорганизации (синергетика) и систем (системология), а также информационный подход, в рамках которого информация понимается как атрибут материи наряду с движением, пространством и временем» [15].

Сегодня философия науки полипарадигмальна. Многогранность науки и ее философии соответствует своему времени и его динамике. Сейчас наиболее популярные гипотезы происхождения жизни ассоциированы с химической эволюцией, в результате которой сначала возникли нуклеиновые кислоты, белки и затем — первые организмы. Прогресс в области молекулярной биологии вызвал предположение, что первыми биополимерами на Земле были РНК.

Просветиться насчет этой концепции можно с помощью статьи «РНК у истоков жизни?» [17] и комикса «РНК: начало (мир РНК)» [18]. — Ред.

Заключение

Исследование феномена жизни, ее сущности и происхождения показало особую значимость взаимодействия философии и естественных наук. Полученные знания обогатили наше представление об окружающем мире, обществе, культуре и религии. Наука объясняла суть происходящих явлений с помощью экспериментально доказанных законов, философия же занималась их осмыслением и определением роли человека в окружающем мире.

Некоторые аспекты рассмотренных концепций в вопросах происхождения жизни до сих пор оживленно обсуждают ученые, философы и теологи. Иные же сегодня уже потеряли свою актуальность. Благодаря и тем, и другим был сформирован основной блок проблем и направлений для непрерывного развития философии науки. Все они в той или иной степени до сих пор продолжают быть предметом исследования современных философов и методологов науки.

Сегодня новые философские идеи появляются не так часто. Тем не менее, наука в целом и биология в частности продолжают развиваться с огромной скоростью. Буквально каждый день совершаются открытия, в той или иной степени меняющие понимание людей об окружающем мире. Все они, как фрагменты пазла, постепенно складываются в единую систему с универсальными законами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *