Эмилиано сала футболист что случилось
Полет не нормальный Футболист Сала летел в новую жизнь, но погиб. Его наконец нашли
Фото: Stephane Mahe / Reuters
Две недели самолет, на борту которого находился Эмилиано Сала, пролежал на дне Ла-Манша. Его не смогли найти с первого раза, к поискам пришлось подключать водолазов, они и обнаружили воздушное судно. И извлекли из него одно тело — тело бывшего игрока французского «Нанта», летевшего в новую жизнь, в «Кардифф». Его мечте играть в Английской премьер-лиге (АПЛ) так и не суждено было осуществиться.
Не молодой, не ранний
Похоже, Piper PA-46 Malibu начало трясти еще до взлета. Во всяком случае на это намекал Сала, когда отправлял другу одно из последних сообщений. Футболиста и самого должно было потряхивать: от страха перед полетом и от волнения от грядущей новой жизни — в Уэльсе.
Аргентинец поздно раскрылся. Он оказался во Франции уже в 19 — нападающего купил «Бордо», но новому клубу он так и не понадобился. До 24 лет он мотался по арендам, посмотрел страну и поиграл за малоизвестные команды вроде «Орлеана» или «Ньора». После более-менее успешного периода в «Кане», когда Сала, выходя в основном со скамейки, забил пять мячей в 13 матчах чемпионата, форварда купил «Нант». Аж за полтора миллиона евро.
Эмилиано Сала в матче за «Нант»
Фото: Panoramic / Globallookpress.com
И удивительно: они нашли друг друга. Высокий игрок оказался довольно пластичным, ноги у него работали как надо, и голы пошли, в общем-то, стабильно. В двух сезонах подряд он забил за «Нант» 12 мячей в Лиге 1, а в текущем розыгрыше на его счету были все те же 12 мячей, только наколотил он их за первую половину сезона.
Весь январь 2019-го Салу «пас» «Кардифф» — одна из худших команд АПЛ по всем показателям. Аргентинец должен был улучшить один из них — реализацию голевых моментов. По исследованию «Би-Би-Си», лишь 10,7 процента ударов в исполнении игроков валлийцев достигали цели — это пятый результат в лиге с конца. Сала же в этом сезоне был особенно хорош в штрафной — забивал на любой вкус: и ногой, и головой, и с пенальти.
«Кардифф» заплатил за Салу 15 миллионов фунтов и поставил гордый штамп: рекорд клуба. Аргентинец прилетел в Уэльс, подписал контракт, улыбался на камеру и обещал оправдать ожидания — он ведь самый дорогой футболист в истории клуба. Надо было слетать обратно в Нант, чтобы со всеми попрощаться, напоследок пройтись по спокойным улицам и разобраться с делами. И полетел.
Туда и обратно
Валлийский клуб предлагал Эмилиано купить обратный билет, но футболист отказался: агент помог ему арендовать частный самолет и нашел пилота — Дэвида Айбботсона. Агента зовут Марк Маккей, и он не представлял интересы Салы, а лишь помогал «Нанту» в переговорах с «Кардиффом». Его отец, Уилли — крупный футбольный делец, он работал со многими футболистами и клубами и, в частности, организовывал для них перелеты. В короткий промежуток времени Сале нужно было попасть из небольшого Нанта в небольшой же Кардифф — и Уилли Маккей оказал ему услугу.
Айбботсон прибыл в Нант на Piper PA-46 Malibu в субботу, 19 января. Полет в Кардифф был назначен на вечер 21-го. Сала прогулялся по городу, пообщался с друзьями, разгреб вещи и решил вопрос с арендой дома. Все шло по плану, футболист оказался в аэропорту, где его ждал маленький одномоторный самолет. Сала увидел его, немного помялся, а когда сел, его накрыл испуг. «Я в самолете, и мне кажется, он сейчас развалится», — записал голосовое Сала. Около 20:30 по московскому времени в понедельник, 21 января, Piper PA-46 Malibu пропал с радаров.
Болельщики, отдающие дань уважения футболисту
Фото: Thibault Camus / AP
В Нанте относились к аргентинцу с особым трепетом и уважением. Фанаты ценили его желание бороться до конца и умение забивать из любых положений. Во время первого после пропажи игрока матча болельщики устроили перформанс в его честь, а в сети начали вспоминать, каким человеком был Эмилиано. Писали о его увлечении фэншуем и желании пожить в Африке после окончания карьеры. О том, что Сала, один самых эффективных нападающих начала сезона-2018/2019, мог летом оказаться в Турции, хотя сам всегда мечтал оказаться в Англии.
24 января полиция перестала искать самолет, на борту которого находился Сала. Шансы на то, что он выжил, оценивались как крайне низкие. Обломков нигде не было видно, температура воды в Ла-Манше в январе — около трех градусов, в такой ни один человек не протянет долго. Необитаемых островов в Ла-Манше нет, пираты не плавают. Если бы его подобрал какой-нибудь грузовой корабль, все бы об этом узнали чуть ли не сразу. Но вестей не было.
Печальные совпадения
Семья Салы, к которой он был сильно привязан, сдаваться не собиралась. Увидеть сына живым его родители уже не рассчитывали, но для них было важно получить его тело. В их поддержку выступили болельщики, сочувствующие и коллеги-футболисты. На краудфандинговой платформе был объявлен сбор средств, и необходимые 330 тысяч евро нашлись очень быстро. 3 февраля водолазы начали подводную операцию и совсем скоро обнаружили самолет на дне. Внутри — тело. Одно.
В ночь на 7 февраля труп удалось вытащить из-под обломков. Второго тела спасатели в кабине на разглядели, в данный момент они решают, как быть с самим самолетом. Операции мешают сильные подводные течения, да и погода над Ла-Маншем не позволяет поисковикам нормально работать. Но они обещают: в ближайшее время процесс продолжится, а через месяц будет выпущен подробный отчет. Тогда мы точно узнаем, что произошло с Piper PA-46 Malibu во время полета.
Обломки самолета, на котором летел Эмилиано Сала
Со дна Ла-Манша подняли останки Эмилиано. Теперь родителям предстоит похоронить сына, а клубам — решить финансовый вопрос, хоть говорить о деньгах в такой ситуации как-то неловко. Все документы о трансфере были оформлены, и в последние дни форвард формально считался игроком валлийского клуба. Трагедия не отменяет того факта, что «Нант» должен получить свои деньги.
В такой истории кажется, что все события вели к такому концу, и выдерни из цепи хоть одно звено — все могло бы пойти по-другому. Согласись Сала лететь рейсом, который предлагал «Кардифф», и мы бы наверняка уже считали его голы в синей майке за валлийский клуб. Может ему вообще стоило переехать в Турцию в начале сезона. А еще в январе на него претендовали китайцы, обещали кучу денег — их бы хватило до конца жизни. И переехал бы Сала в Африку, как и хотел.
А он всегда хотел играть в Англии. Но мечты не всегда сбываются.
UPD. На момент публикации материала извлеченное из самолета тело не было опознано. Позднее личность погибшего установили, им оказался Эмилиано Сала. Редакция «Ленты.ру» внесла правки в текст и подзаголовок статьи.
Сала мертв, но «Нант» получит за него 17 миллионов евро. Подробности сделки
Как аргентинец подписал контракт с «Кардиффом»
Эмилиано Сала, несмотря на то, что родился в Аргентине, всю профессиональную карьеру провел во Франции. Он выступал за «Бордо«, «Орлеан«, «Ньор» и «Кан«, после чего в 2015 году перебрался в «Нант». За три с половиной сезона в составе «канареек» форвард провел 133 матча, забив в них 48 мячей. Его результативность в лиге 1 в этом сезоне (13 мячей в 21 игре) привлекла внимание «Кардиффа». 19 января валлийский клуб совершил рекордный для себя трансфер – согласился заплатить за 28-летнего аргентинца почти 15 миллионов фунтов стерлингов (17 миллионов евро), предложив ему контракт на 4,5 года. По условиям договоренности между сторонами, французский клуб должен получить эту сумму несколькими траншами, последний из которых запланирован на 2021 год.
Пройдя медосмотр, Сала решил вернуться в Нант, чтобы попрощаться с бывшими одноклубниками и забрать личные вещи. 21 января на частном самолете Piper PA-46 Malibu, который ему помог найти футбольный агент Вилли Маккей, он летел через Ла-Манш в Кардифф. Около 20.00 судно пропало с радаров в районе острова Гернси.
Незадолго до этого встревоженный состоянием одномоторного самолета Сала отправил друзьям голосовое сообщение: «Занимался в Нанте сплошными делами, утрясал разные вещи, думал, это никогда не закончится. Сейчас лечу в самолете, который, кажется, вот-вот развалится на части. Я направляюсь в Кардифф, чтобы завтра вечером начать тренироваться с новой командой. Посмотрим, как все пройдет. Как там у вас, все в порядке. Если через полтора часа от меня не будет новостей, не знаю, отправят ли кого-нибудь на мои поиски, потому что меня уже не найдут, но пусть знают… как же мне страшно».
Как проходили поиски Салы
В тот же вечер береговая охрана Великобритании отправила в район крушения два вертолета, отметив при этом, что место исчезновения самолета находится вне поисково-спасательной зоны страны. Как утверждает BBC, поиски судна прекратились в два часа ночи из-за усиления ветра, ухудшения погодных условий над водой и плохой видимости. Операция возобновилась только утром 22 января и продолжалась еще два дня. За это время была исследована территория в 4400 квадратных километров, но следов крушения самолета не было найдено.
Семья Салы не теряла надежду и с помощью краундфандинговой платформы GoFundMe собрала 397 тысяч евро на новую поисковую операцию. Деньги выделили почти 5 тысяч человек. Среди них были как болельщики и сочувствующие семье Салы, так и звезды мирового футбола. Самый крупный взнос сделал форвард «ПСЖ» Кильян Мбаппе (30 тысяч евро). Также средства выделили Адриэн Рабьо, Димитри Пайет, Алассан Плеа, Илкай Гюндоган, Николас Отаменди и многие другие.
7 февраля Комиссия по расследованию авиационных происшествий (AAIB) сообщила об извлечении из воды тела. При этом не уточнялось, идет ли речь о Сале, или о пилоте самолета Дэвиде Ибботсоне. В дальнейшем следователи подтвердили, что тело принадлежит футболисту, а не летчику.
На какой стадии расследование авиакатастрофы
После извлечения тела Салы AAIB выступила с официальным заявлением о расследовании трагедии, унесшей жизни двух человек: «К сожалению, попытки извлечь обломки самолета не увенчались успехом. Погодные условия вынудили нас поднять подводный аппарат ROV. В ближайшее время они не улучшатся, поэтому было принято непростое решение завершить операцию. Несмотря на то, что достать обломки невозможно, мы ожидаем, что записи, снятые ROV, дадут нам данные для нашего расследования. В течение ближайшего месяца мы собираемся опубликовать промежуточный отчет».
9 февраля издание Guardian сообщило, что семья пилота, несмотря на завершение второй поисковой операции начала сбор средств на то, чтобы поднять со дна и его тело. Родные Ибботсона пользуются той же платформой, что и семья Салы. Но они хотят получить в 13 раз меньше – 23 тысячи евро.
Одновременно с этим «Кардифф» запустил внутреннее расследование. Его цель – восстановление хронологии событий, предшествовавших посадке Cалы на борт Piper PA-46 Malibu. Как утверждает источник BBC, руководство валлийского клуба узнало о том, что аргентинец решил добираться до них на одномоторном самолете только после того, как он не приземлился в Кардиффе.
Что с деньгами за трансфер Салы
Как уже отмечалось выше, изначально «Нант» и «Кардифф» договорились о том, что валлийцы полностью расплатятся за игрока к 2021 году. Но агентство BBC Wales 6 февраля сообщило, что «Нант» требует от «Кардиффа» осуществить первый из трех платежей по трансферу Салы. Британцы должны были перевести около 6 миллионов евро до конца января. Во Франции согласились на отсрочку в 10 дней. Теперь же делом занялись юристы, и уже готовится жалоба в ФИФА.
Президент «Кардиффа» Мехмет Дальман в интервью L’Equipe высказал позицию по этому вопросу: «Могу подтвердить, что мы еще не делали платежей, это правда. И, если честно, я не хочу сейчас говорить об этом. Мы должны проявить уважение к семье (Салы. – Прим. «СЭ»). Пока нам рано что-либо комментировать. Мы заплатим, когда посчитаем, что подходящее для этого время пришло».
По мнению бывшего главы департамента ФИФА по статусу игроков Джанпаоло Монтенери, «Кардифф» может быть наказан: «Если в контракте прописаны конкретные сроки и они не соблюдаются, это может привести к последствиям для клуба – от предупреждения до снятия очков в чемпионате. Думаю, они не станут обращаться в ФИФА и сразу пойдут в Спортивный арбитражный суд. «Нант» продолжит добиваться получения компенсации и клубам предстоит сесть за стол переговоров, чтобы найти решение».
Как утверждает Goal, «Кардифф» успел застраховать Салу на сумму, не превышающую 16 миллионов фунтов (18,2 миллиона евро). Таким образом, он может рассчитывать на покрытие тех денег, которые должен заплатить «Нанту«. Но валлийцы все равно могут остаться в минусе, если выплатят семье Салы 2,5 миллиона фунтов (2,8 миллиона евро) за первый год контракта. Однако страховка потеряет свою силу, если подтвердится информация Times о том, что у Ибботсона не было лицензии на осуществление платных полетов.
В сложившейся ситуации ничто не угрожает получению «Нантом» денег за Салу. А вот что будет с «Кардиффом«, который решился на рекордный для себя трансфер, но так и не получил игрока, еще предстоит узнать.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Со смерти Салы прошло больше полугода, а в деле все больше странных деталей: пилот-дальтоник, угарный газ
«Кардифф» до сих пор не заплатил.
21 января 2019-го в авиакатастрофе погиб 28-летний аргентинский футболист Эмилиано Сала.
Мы много писали об этом (так Эмилиано искали, а так с ним прощались), так что ультракоротко вспомним основные моменты:
• 18 января «Кардифф» оформил рекордный трансфер – за 15 миллионов фунтов купили у «Нанта» аргентинского форварда Эмилиано Салу;
• 20 января Сала полетел в Нант попрощаться с партнерами, а 21-го планировал вернуться в Кардифф. Оба полета через пролив Ла-Манш он совершил с пилотом на небольшом одномоторном самолете Piper Malibu. Во время обратного полета что-то пошло не так: сначала вылет откладывали из-за плохой погоды, а через час после старта самолет пропал с радаров;
• 3 февраля недалеко от Нормандских островов на глубине 63 метров спасатели нашли обломки фюзеляжа самолета. Еще через три дня нашли и опознали тело Салы;
• Основные версии следствия на февраль: плохие погодные условия (за пару минут до исчезновения с радаров пилот по рации запросил снижение) и одномоторный самолет, на котором рискованно летать через водоемы (наши самолетные аналитики разбирали, почему это не совсем правда).
За полгода следственных действий инспекторы AAIB (отдел по расследованию авиапроисшествий Британии) откопали несколько неожиданных фактов.
Сала летел с очень странным пилотом: он дальтоник, без лицензии на коммерческие рейсы, ищет клиентов через фейсбук
Один из самых загадочных персонажей трагедии – пилот самолета.
За штурвалом сидел 59-летний Дэвид Ибботсон из небольшого английского городка Кроул в графстве Линкольншир. В Англии у него остались жена и трое детей.
В марте BBC Wales обнаружил, что Ибботсон – дальтоник. Для его работы это очень важный фактор: пилоты-дальтоники не различают красный и зеленый, поэтому не ориентируются в пространстве в темное время суток. В лицензии Дэвида указан запрет на ночные полеты.
Как назло, тот самый полет произошел в темноте.
Изначально мужчины готовились к вылету в 9 утра, но из-за погоды рейс несколько раз переносили. В итоге они стартовали в 7 вечера – примерно через час после захода солнца. По европейским правилам ночь начинается за полчаса до захода и кончается через полчаса после восхода.
«Нет оправдания для такого полета. Во-первых, на одномоторных самолетах нельзя летать над водой – если мотор откажет, то вы погибнете. Во-вторых, команда должна состоять минимум из двух человек – если с первым пилотом что-то случится, второй подменит. И я не представляю, как он пилотировал с дальтонизмом ночью. Такая халатность часто происходит во Франции, когда нужно срочно доставить статусного пассажира, и перевозчик пренебрегает безопасностью», – рассказал бывший профессиональный пилот Терри Тозер в интервью The Athletic. Как правило, такое пренебрежение правилами сложно отследить, потому что обычно вылеты происходят с небольших частных аэродромов (как в случае с Ибботсоном – он пользовался собственностью агента Марка Маккея, о котором ниже).
Это не все безумные факты об Ибботсоне. В феврале AAIB опубликовал промежуточный отчет по делу. Отдел выяснил, что мужчина не имел права заниматься коммерческими рейсами – у него есть лицензия только на некоммерческие полеты. Проще говоря, Дэвиду разрешено управлять самолетом, если полеты не приносят ему прибыль, превышающую расходы на топливо. Обычно Дэвид доставлял парашютистов до места прыжка, а взамен они оплачивали авиационное топливо.
Но Ибботсон регулярно нарушал и это правило. Журналисты The Sun раскопали страницу Дэвида в фейсбуке (cейчас все записи удалены): там он искал клиентов для частных перевозок.
За это окружный суд Линкольншира в июле оштрафовал Ибботсона на 23 тысячи фунтов (видимо, штраф придется выплатить его жене).
Также известно, что Ибботсон работал на известного футбольного агента Марка Маккея (организовал трансферы в АПЛ многих французских игроков, например – Димитри Пайета в «Вест Хэм»). Марк работает в паре с отцом – Вилли Маккем, у которого есть контракт с «Нантом». Раньше Вилли сам был агентом, но в 2015-м обанкротился и потерял лицензию и с тех пор действует через сына. У Марка есть лицензия агента, а у Вилли – полезные контакты.
Обычно мужчины выступают посредниками в трансферах «Нанта», Сала был одним из клиентов. У Маккея есть небольшой пул пилотов, которые перевозят его игроков. Но именно Салу должен был везти другой пилот – опытный Дэвид Хендерсон. «Я сказал своему пилоту: «Дэйв, мне нужен самолет». Он ответил, что без проблем, оплатил аэропортовый сбор и топливо», – вспоминает Маккей. В итоге за штурвалом почему-то оказался Ибботсон.
Еще журналисты выяснили, что пилотирование – это подработка Ибботсона. Основной доход ему приносит установка газового оборудования в домах. Скорее всего Дэвид занимался авиаперевозками, чтобы расплатиться с долгами. BBC Wales обнаружил, что Ибботсон задолжал 18 тысяч фунтов.
В марте The Sun поговорил с друзьями Дэвида. Вряд ли Сала хотя бы приблизился к самолету, услышав отзывы.
«Его основная профессия – газовый инженер. Он не работал на кого-то, искал клиентов по объявлению. А в свободное время он был диджеем и играл старую музыку. Я даже не знал, что ему платят за полеты».
Еще одна характеристика от друга:
«Мы не знали, что он зарабатывает на полетах. Он хороший парень, трудолюбивый. Но я всегда думал, что сантехник из него лучше, чем пилот».
Информация появилась в марте, и после этого пилота посчитали главным виновником трагедии. «На мой взгляд, нет сомнений в том, из-за кого случилась авария. Инспекторы продолжают расследование, но, ясно, что виноват пилот», – высказался адвокат семьи Салы.
Ибботсону нечем ответить – его тело до сих пор не нашли.
Казалось, вопрос о виновнике трагедии закрыт. Но недавно появились еще более шокирующие данные.
Скорее всего самолет рухнул из-за утечки угарного газа. Сала погиб от отравления еще до падения
В августе AAIB опубликовал важнейший документ в деле о гибели Салы – отчет экспертов после анализа самолета и тела.
Тело Салы обнаружили еще в феврале, но результаты экспертиз публикуют в общем доступе с сильным опозданием. Например, полные отчеты мы увидим только в конце 2019-го.
Бесцветный газ без запаха в большой концентрации образуется в полостях поршневого двигателя. Обычно он удаляется через выхлопную систему. Утечка газа в систему отопления или вентиляции может привести к его проникновению в салон самолета.
В самолете Piper Malibu кабина не отделена от салона, поэтому скорее всего пилот тоже отравился газом. По версии следствия, это могло стать причиной падения: при отравлении угарным газом возникают сонливость, ухудшение зрения, потеря координации, потеря сознания. Легко выстроить версию: пилот внезапно отключился или потерял управление, и самолет рухнул в воду.
Некоторые самолеты оборудованы системой оповещения об утечке угарного газа (детекторы, которые меняют цвет, если фиксируют газ), но в самолете Piper Malibu их не установили.
В деле все равно остается много вопросов: из-за чего возникла неисправность и почему ее не обнаружили во время полета до Нанта и стоянки?
Интересно, что самолет изначально показался Сале небезопасным. Во время своего последнего полета парень отправил голосовое сообщение друзьям: «Привет, парни, как дела? Братишка, я без сил. Я переделал кучу дел в Нанте, а сейчас лечу в Кардифф на самолете, который, кажется, вот-вот развалится».
Сейчас AAIB консультируется с производителем самолетов, чтобы понять, как возникла утечка и каким образом газ проник в салон.
Адвокаты «Кардиффа» настаивают на извлечении самолета и проведении более детального анализа, но им отказали – следствие считает, что в этом нет необходимости.
Кажется, эта новость принесла некоторое облегчение только жене пилота – Норе. Новые обстоятельства смещают фокус вины с Ибботсона на несчастный случай и организаторов полета.
«Кардифф» и «Нант» все еще не могут решить, нужно ли платить за трансфер Салы. Скорее всего школа, воспитавшая Салу, не получит ничего
Самый важный вопрос для живых – как поступить с деньгами.
Поначалу «Кардифф» и «Нант» скорбили, но последнее время их юридические отделы воюют и решают, как поступить с деньгами за трансфер. Гибель Салы создала уникальный юридический прецедент и, кажется, клубы не вполне понимают, как вести себя.
Еще в начале февраля представители Кардиффа мягко намекали, что не против заплатить, но сначала хотят выяснить, обязаны ли они делать это. Сейчас позиция изменилась – валлийцы настроены отстоять 15 миллионов и уже придумали многоуровневую стратегию обороны.
5 февраля «Нант» через адвокатов потребовал первый транш, но валлийцы отказали. Французы пожаловались в ФИФА, но «Кардифф» аргументировал отказ: во-первых, трансфер Салы прошел с нарушениями, второе – они не успели зарегистрировать игрока в АПЛ.
Разберемся с первым.
Источник The Telegraph рассказал о лазейке, которую обнаружил «Кардифф». По правилам ФИФА, клубы обязаны указать в TMS (система сопоставления трансферов ФИФА) посредников сделки. Со стороны «Нанта» действовал агент Марк Маккей, но в систему его не внесли.
Вряд ли «Кардифф» вспомнил об этом, если бы Сала добрался до Британии, но сейчас это шанс признать сделку ничтожной.
Второй аргумент «Кардиффа» – они не успели подписать с Сала контракт и зарегистрировать в лиге. Звучит слегка безумно, ведь о переходе аргентинца официально объявили и он даже засветился в интервью клубному каналу. Но подписанный контракт недействителен.
В первой версии соглашения допущено грубое нарушение: по правилам АПЛ, если клуб платит в рассрочку, то транши нужно разделить в равных долях по каждому году контракта. Неизвестно, как распределялись выплаты в первой версии, но ее пришлось переделывать, пока игрок летал в Нант.
Сала должен был подписать новую версию (в ней 15 млн разбиты на 3 года по 5 млн) 22 января, после возвращения из Нанта. В этот же день «Кардифф» планировал подать документы в лигу и заявить аргентинца на вторую половину сезона. Но Эмилиано не долетел до Кардиффа и сорвал планы.
Подписанный договор о трансфере не соответствует правилам английской лиги, а новый подписать и заявить не успели. По версии «Кардиффа», трансфер недействителен, а значит Сала погиб в статусе игрока «Нанта».
До сих пор неизвестно, получил ли «Кардифф» международный трансферный сертификат (ITC) – главное свидетельство того, что трансфер совершен (в январе нам о нем подробно рассказал спортивный юрист Михаил Прокопец). Если валлийцы получили ITC, то избежать выплат будет намного сложнее.
Судя по уверенному ответу французов, ITC на руках у «Кардиффа»: «Нант» оформил все необходимые документы, чтобы считать сделку действительной. ФИФА зарегистрировала сертификат международного трансфера 21 января в 17:30. Что касается регистрации в английской Премьер-лиге, то у нас нет информации об этом. Это не наша проблема и компетенция».
Параллельно «Кардифф» планирует инициировать расследование в отношении «Нанта».
Валлийский клуб может привлечь к ответственности агента и клуб по статье «халатность», если инспекторы найдут нарушение безопасности самолета или неисправности спасательного оборудования. Учитывая новые детали с утечкой газа, вероятность появления такого расследования резко взлетает.
Скорее всего, главным виновником будет агент Марк Маккей, который нашел пилота и предоставил аэродром для полета. Марк оправдывается и говорит, что взялся за организацию полета в Нант только из-за того, что «Кардифф» отказался помогать Сале. Выяснилось, что агент слегка врет: валлийцы предложили купить для Эмилиано билет, но на обычный рейс British Airways. Это не устроило агента: Маккей решил, что вариант с частным пилотом быстрее и надежнее.
«Это правда, я организовал полет Эмилиано, когда он захотел полететь в Нант. В субботу мы нашли доступный самолет с условием, что в понедельник Сала вернется. Но самолет не принадлежит моей семье», – рассказал The Guardian Марк Маккей.
Вряд ли это существенная деталь – ответственность в любом случае на французской стороне.
Интересно, с каким ощущением эти новости встретил главный тренер «Кардиффа» Нил Уорнок. В начале декабря он дважды летал в Нант на просмотр Салы, и в обоих случаях именно Маккей организовывал полет.
Когда дело дойдет до следствия (и, возможно, суда), Маккею придется столкнуться с гневом родственников Эмилиано. «Если вы подписываете игрока, разве вы не обязаны убедиться, что все в порядке с документами? – возмущается брат игрока Дарио. – Разве не обязаны позаботиться о безопасности? К аэропорту тоже есть вопросы: погода была ужасная, разве они не могли подождать до утра? Мы бы поняли, случись это в сельской Аргентине, но это Премьер-лига».
За дележом денег грустно наблюдают в аргентинском клубе «Сан-Мартин», который воспитал Салу. Аргентинцам положены солидарные выплаты в 10% от трансфера Эмилиано. Небогатая школа уже запланировала ремонт древних спортивных залов и раздевалок. Но, похоже, в «Сан-Мартин» не дождутся денег.
Семья Салы очень тяжело переживает трагедию: папа умер через три месяца
Пока инспекторы расследуют дело, а клубы решают финансовые вопросы, родные Салы учатся жить без Эмилиано.
В медиа мало пишут о семье Салы, одно из редких исключений – лонгрид The Athletic. Журналист приехал домой к родным и зафиксировал, как изменилась их жизнь после трагедии.
• Семья Салы до сих пор живет в небольшом городке Прогрессо, в шестистах километрах от Буэнос-Айреса. В Прогрессо три тысячи жителей, а из примечательных локаций только городская площадь – во время трагедии люди приходили туда помолиться за Эмилиано.
Дом семьи Эмилиано Салы в Прогрессо
• Родным помогает пережить горе забота о малыше Аугусто – год назад его родила сестра игрока Ромина. Эмилиано был его крестным отцом, и в своем последнем матче вышел на поле в бутсах с надписью тито (на испанском – дядя),
• Домой к родным каждый день заходит друг Эмилиано – Мартин. Они вместе занимались в футбольной школе «Сан-Мартин», но парень не добился успеха и остался в Прогрессо. На похоронах друга Мартин был одним из тех, кто нес гроб. В память об Эмилиано он сделал на руке татуировку. О друге он вспоминает каждый день:
«Я не удалил ни одного его сообщения. Я просто не могу. Постоянно перечитываю их, слушаю его голосовые сообщения, смотрю наши совместные фото. Невозможно подготовиться к смерти друга. Я хотел, чтобы наша связь не исчезала, поэтому сделал татуировку с ним».
• Сильнее остальных страдал отец форварда – Орасио. Они с мамой Эмилиано развелись много лет назад, и последнее время у него были натянутые отношения с сыном. Сразу после трагедии к отцу приехали журналисты, и перед камерами мужчина заволновался и соврал, что недавно общался с Эмилиано. На самом деле они не разговаривали несколько лет.
Когда пришла новость о падении самолета, Орасио до последнего верил, что сын найдется.
«Трагедия изменила его, это был другой Орасио, – рассказала его подруга Лилиана. – Он убедил себя, что Эмилиано еще жив. Он постоянно твердил: «Мой сын страдает, ему холодно в воде, наверняка он голодный». Все это истощило его. Он постоянно просыпался посреди ночи. Я нашла для него психолога, но ему как мужчине было тяжело откровенно говорить о своих чувствах».
Орасио не пережил трагедию – 26 апреля, менее чем через три месяца после гибели сына, у него остановилось сердце, хотя ранее у него было проблем со здоровьем. У мужчины осталась 12-летняя дочь от второго брака.
• Дома Эмилиано все еще ждет лучший друг – черный лабрадор Нала. Сала совершил тот самый полет в Нант в том числе чтобы забрать собаку в Кардифф. После трагедии весь мир облетело фото: даже через несколько недель после гибели Эмилиано лабрадор тоскует и ждет его на пороге дома.
Родные Салы взяли собаку с собой, в Прогрессо. Прошло полгода, и Нала все еще помнит хозяина. Когда корреспондент The Athletic листает альбом с фотографиями Эмилиано, собака узнает его и начинает скулить.
«Она все еще ощущает его отсутствие, – рассказывает брат Эмилиано Дарио. – Мы все ощущаем его отсутствие. Мы не можем двигаться дальше. Эмилиано – первый, о ком я думаю по утрам. Он был всем для меня, и без него я не вижу смысла в жизни. Когда Аугусто подрастет, я расскажу ему все об Эмилиано».