Эмин агаларов чем владеет
Эмин Агаларов
Биография и факты
Работа В семейном бизнесе с 2001 года. В Crocus Group занимает пост первого вице-президента.
Музыка В 2006 году выпустил первый альбом STILL на английском языке. Сейчас в дискографии 16 альбомов (6 из них русскоязычные). Выступает под сценическим именем Emin.
Евровидение В сентябре 2012 года открывал церемонию «Евровидения» в родном Баку.
Связи В 2013-м участвовал в организации визита в Москву Дональда Трампа в качестве одного из совладельцев конкурса «Мисс Вселенная». Позднее вел переговоры с представителями будущего президента США о строительстве в Москве небоскреба Trump Tower. Позднее упоминался в расследовании спецпрокурора Роберта Мюллера как посредник в организации встречи адвоката Натальи Весельницкой с представителями штаба Трампа. На встрече якобы обсуждалось наличие у Весельницкой компромата на Хиллари Клинтон.
Бренд Четыре года назад начал развивать собственный бренд «Жара». Под ним работают международный музыкальный фестиваль, телеканал, радиостанция «Жара FM», музыкальный лейбл Zhara Musiс, ежемесячный журнал, выпускается энергетический напиток «Зарядись Жарой» и проводятся различные шоу.
Бизнес В июне 2019 года стал новым собственником журнала ОК!
Событие В 2020 году переболел коронавирусной инфекцией. Работать во время болезни не прекращал. Из симптомов заражения у артиста были только потеря вкуса и обоняния.
Семья У Агаларова четверо детей: Али, Микаил и Амина — от первого брака с Лейлой Алиевой, дочерью президента Азербайджана Ильхама Алиева, и дочка Афина — от второго брака с Аленой Гавриловой.
Какой бизнес у Эмина Агаларова: на чем зарабатывает музыкант и предприниматель
На сегодняшний день Эмин Агаларов не только записывает альбомы и выступает в турах. Он известен как талантливый вице-президент Crocus Group с интересными бизнес-проектами. Музыкант открывает рестораны, бутики, является организатором фестиваля «Жара».
Эмин Агаларов преуспел не только в качестве певца. Он ещё и занимает кресло вице-президента в крупной компании Crocus Group. Не каждому человеку удается совмещать такие разные сферы деятельности, как музыка, ресторанный бизнес и недвижимость.
С чего всё начиналось
Будущий бизнесмен-певец родился в семье Араза Искендеровича Агаларова, который после переезда из Баку в Москву начал заниматься строительным бизнесом. Отец смог дать заграничное образование своим детям – Эмин закончил швейцарскую школу и получил американский диплом на факультете «Менеджмент в финансовой отрасли».
Ещё в юношеские годы парень пытался подзаработать. Среди попыток были продажи матрёшек и часов, реализация обуви и электроники. Одновременно он уже начинал интересоваться музыкой – научился играть на фортепиано и гитаре, занимался вокалом. Музыкальный псевдоним выбрал такой же, как имя – Emin.
Рис. 1. Ещё в юности парень пытался совместить музыку и предпринимательство
После получения высшего образования Эмин возвращается в Москву помогать отцу. Так, в 21 год наш герой становится коммерческим директором крупной фирмы. Агаларов-старший признается, что он не настаивал на участии наследника в семейном бизнесе. Он просто предложил сыну попробовать себя в управлении компанией Crocus Group, и тот не отказался.
Для справки: Crocus Group – крупная девелоперская компания, занимается строительством и сдачей в аренду торговой и выставочной недвижимости.
Коммерческие проекты Эмина Агаларова
Отец старается не вмешиваться в бизнес-дела сына. Араз Искендерович взял за основу принцип: если хочешь достичь успеха, необходимо пройти всю дорогу самостоятельно, учась на собственных ошибках.
И Эмин оправдывает возложенное на него доверие. Среди его многочисленных удачных детищ:
Кроме того, Агаларов-младший – владелец компании «Крокус Сити Океанариум», сети фитнес-салонов премиум-класса «Crocus Fitness».
Подробнее о ресторанном бизнесе: Эмин придумал концепцию ресторанов Zafferano, Forte Bello, «Эдоко». Сначала они работали в своих торговых центрах, сегодня пришли и на «чужую» территорию. Есть задумка переходить на региональный уровень.
Один из известных ресторанных проектов – «У дяди Макса», открытый в 2016 году совместно с Максимом Фадеевым.
Эмин Агаларов делает ставку на ресторанный бизнес. Во время последнего обвала курса рубля семья потеряла практически половину своего бизнеса именно из-за арендных ставок. А вот ресторанная выручка осталась на прежнем уровне. С тех пор бизнесмен открыл 25 ресторанов и всего 3 бутика.
Рис. 2. Дверь в большой бизнес Эмину открыл отец
Отдельно о «Крокус Сити Молл»
«Крокус Сити Молл» был открыт Агаларовым в 2002 году. Идея строительства люксового торгового комплекса на МКАД казалась тогда очень рискованной затеей. Хотя бы потому, что было непросто привлекать в магазин бренды. Так что большинство бутиков в «Молле» Агаларовы франшизировали и открывали своими силами.
Рис. 3. Эмин вырос как бизнесмен с развитием проекта Крокус Сити Молл
За первые два года работы они привлекли туда не менее 50 разных торговых марок. Среди них Chloe, Celine, Lanvin, которых на тот момент ещё не было в Москве.
Эмин Агаларов признается: на сегодняшний день «Крокус Сити Молл» — самый успешный и в то же время самый тяжелый проект его семьи. «Я бы не стал заниматься ничем подобным заново», – говорит наш герой.
Crocus Group и выращивание органики
В 2019 году компания Агаларова взяла направление на выращивание органических фруктов и овощей. Эмин признается: это делается для магазинной сети «Твой дом». Особой коммерческой выгоды в этом предприятии нет. Просто бизнесмену важно самому понимать, что он ест действительно полезные овощи и фрукты.
Геолокация плантаций – под Москвой. Продукты выращиваются без применения химических удобрений. Для минимизации затрат упаковка тоже производится на месте. Агаларов обещает: «При удачном стечении обстоятельств ещё и рыбу начнем разводить».
Приоритеты
Эмин отмечает: и музыка, и бизнес занимают в его жизни равное место. Cбалансировать обе сферы помогает строгое соблюдение графика работы. Для музыки бизнесмен предпочитает оставлять вечер или ночь. Именно в эти часы удается спокойно прослушать материал или провести репетиции.
Рис. 4. Музыка для Эмина – не хобби, а второй бизнес. После офисного дня он начинает «вторую смену» по занятиям музыкой
Точно так же решается вопрос с ведением бизнеса во время гастролей – Эмин Агаларов находится на телефоне и почте в режиме 24/4. Поэтому и все удаленные вопросы очень быстро координируются.
Творчество удачно стало частью бизнеса. Агаларов открывает тематические рестораны, запустил музыкальный канал и радио. А ещё проводит фестиваль «Жара» – симбиоз творчества и бизнеса.
Агаларов-певец ставит высокие расценки за участие в туре – не менее 1 млн рублей. Сам Эмин говорит, что у него никогда не было цели зарабатывать музыкой. Но его устраивает, что это направление деятельности приносит ощутимый доход.
Убыточная «Жара»
Вездесущий «Форбс» уже успел проанализировать: фестиваль «Жара», который проводит бизнесмен в Баку, приносит ему только убытки.
Рис. 5. Агаларов-младший верит в потенциал пока ещё своего убыточного детища
Эмин считает: каждый проект имеет свой срок окупаемости. И пусть «Жара» – пока убыточное мероприятие, но самое приятное для нашего героя. Он называет его самым масштабным фестивалем на постсоветском пространстве.
Хорошим показателем является то, что каждый год к нему присоединяется всё больше топовых артистов. «Жара» проводится ежегодно с 2016 года, другие два соучредителя этого проекта – Григорий Лепс и Сергей Кожевников.
Сколько стоит купить Трампа?
В одном из клипов Агаларова снялся американский президент Дональд Трамп. В 2013 году он появился в клипе Эмина «In Another life». Но сам певец отрицает, что заплатил за это хотя бы цент.
Эмин рассказывает, что «подловил» удачный момент во время конкурса «Мисс Вселенная». Трампу было интересно, надолго ли он должен задержаться на съемках и что ему нужно делать. «Не более 10 минут, – пообещал Эмин. – Вам надо меня уволить». Трамп обрадовался: это он умеет делать. И клип получилось заснять с первого дубля.
Рис. 6. Эмин отлично пользуется знакомством с сильными мира сего
Бизнесмен давно знаком с американским президентом – в своё время велись переговоры о строительстве некоторых объектов в первопрестольной. Этой информацией воспользовался Национальный комитет Демократической партии США, который подал иск на причастность Агаларовых к заговору и взлому компьютерной системы партии.
Отношение к конкурентам
Эмин не боится потерять выручку из-за развития онлайн-торговли. И даже приводит пример американских интернет-гигантов, которые активно инвестируют в ритейл. Он считает, что люди всё равно любят проводить время с семьей в торгово-развлекательных центрах, ведь там есть игровые автоматы, кинотеатр и много других «фишек». Это очень затрудняет конкуренцию с онлайн-форматами.
Состояние Эмина Агаларова
Информация о богатстве Эмина всегда идет рядом общей суммой капитала семьи. Можно отметить такую динамику изменения финансового состояния бизнесмена-певца:
Агаларовы идут на рынок
Агаларовы заходят во всё большее количество проектов, в том числе с государственным финансированием, несмотря на свои же заявления о долгах и тяжелом финансовом положении.
Как передаёт корреспондент The Moscow Post, Estate Mall Эмина Агаларова получил нового крупного арендатора для своих гастрономических площадей на Новорижском шоссе. Им станет Даниловский рынок, который занят расширением собственного бренда. Он займет здание площадью около 3 тыс. кв. метров. Сумма сделки при этом не раскрывается.
Estate Mall – собственный ритейл-проект Эмина Агаларова, сына миллиардера Араза Агаларова. Эмин является правой рукой отца и занимает пост первого вице-президента в Crocus Group («Крокус Групп»), основы семейной бизнес-империи Агаларовых.
Акционерами АО «Даниловский рынок» также являются люди, недалекие от государственной службы. Один из них – бывший экс-заместитель главы Минэкономики и экс-заместитель руководителя аппарата Правительства. Еще один совладелец – Инвестиционная компания Ладога, чьим владельцем является управляющий директор по инфраструктурным проектам «Ростеха», бывший заместитель главы МВД РФ Виктор Кирьянов.
Судя по всему, договориться с Агаларовыми об аренде площадей им было несложно. Сами же Агаларовы могли быть только рады возможности поработать с такими влиятельными людьми.
Пир во время убытков
Сейчас «Крокус Групп» испытывает серьёзные финансовые сложности. Агаларовы винят в убытках экономический кризис и антикоронавирусные ограничения, введенные по решению Правительства. В апреле 2020 года Араз Агаларов в интервью РБК сравнивал свой бизнес с тонущим кораблём, а потери Crocus Group из-за мер против распространения COVID-19 оценил в 4 млрд рублей.
Сейчас убытки группы должны быть кратно выше. Ситуация дошла до того, что Агаларовы взяли личные потребительские кредиты в качестве физических лиц, чтобы рассчитаться по своим старым долговым обязательствам со «Сбербанком». Эмин Агаларов занял 100 млн рублей, а также был вынужден продать три дорогих коллекционных автомобиля, о чем сообщал РБК. Какую сумму потребкредита взял его отец, Эмин не уточнил.
Не так давно в «Вегасе» произошел скандал, связанный с семьей Агаларовых. Как утверждают авторы сайта «Обалдела», якобы сестра Эмина Агаларова, Сабина, будучи совладелицей части площадей в ТРК, самовольно забрала у своих арендаторов дорогие дизайнерские платья на сумму в 38 млн рублей. Причиной будто бы стали долги арендаторов в размере 2 млн рублей.
Эмин и Араз Агаларовы
Большие стройки «Крокуса»
Тем более, пандемия принесла Агаларову далеко не только убытки. Практически сразу же он получил два крупных госконтракта общей стоимостью в 1 млрд. рублей на размещение коронавирусных больных в стенах своего «Крокус Холл». Сначала бизнесмен оценивал чистую прибыль в 150 млн рублей, но потом заявил, что работает «в ноль», а его бизнес все также нуждается в поддержке.
Стартовав в 2017 году, в 2020 году больница была почти закончена, оставалась внутренняя отделка. К тому времени в строительство вложили 10 млрд. рублей, но Агаларов всё равно попросил дополнительные 2 млрд. сверх сметы на уже практически готовый объект.
В итоге было возбуждено уголовное дело, но не на генподрядчика «Крокус Интернейшнл», а на чиновников и представителя компании-субподрядчика. Был арестован экс-глава минстроя Ростовской области Николай Безуглов, под следствием оказались учредитель АО «Донтрансгидромеханизация» Валентин Леванов и гендиректор компании Андрей Андросов. Об этом писали «Известия».
Проверки проводились и в отношении замгубернатора области Сергея Сидаша, курировавшего строительную сферу. По версии следствия, субподрядчик в сговоре с чиновниками и другими лицами использовал при благоустройстве стадиона более дешевый песок, чем было предусмотрено в проекте.
«Ростов Арена» едва ли не стала таким же памятником коррупции, как «Зенит Арена» в Петербурге
Позже выяснилось, что на строительство стадиона было не доставлено бетона на сотни миллионов рублей. Из-за этого забили значительно меньше свай, чем предусматривал проект, что привело к появлению скважин, которые разуплотняли грунт. Ростехнадзором к «Крокус Интернешнл» было подано около 30 исков, об этом писало PASMI (признано иностранным агентом на территории РФ).
Вопросы к «Крокусу» были даже у областных властей. Комиссия региона подавала иск к «Крокус Интернешнл» из-за плохого состояния территории вокруг стадиона (в этом компанию ранее обвинил губернатор Василий Голубев), но суд эти претензии отклонил.
Самый же крупный скандал с бюджетными деньгами связан со строительством дочерней структурой «Крокуса» первого участка ЦКАД (48 км. 12 мостов). Причем изначально при борьбе за контракт Агаларов проиграл конкурс. Но спустя год победитель ООО «Стройгазконсалтинг» по непонятным причинам передал контракт «Крокусу». Ходили слухи, что этого мог добиваться тогдашний глава Минтранса Евгений Дитрих.
Сдать дорогу должны были в 2018 году, но этого не случилось. Не произошло этого и в 2019 году. Более того, возникли новые проблемы. Против бывшего главы «Автодора» Сергея Кельбаха возбудили уголовное дело. Правоохранители посчитали, что тот выдал структурам Агаларова лишний аванс в 2 млрд рублей. Причем строительство к этому моменту даже не началось, а предыдущие транши оказались нетронуты.
Позже госкорпорация «Автодор» подала к «Крокусу» иск на 5,4 млрд. рублей. Суть претензий не раскрывалась, но, как писал РБК, они были связаны именно со строительством ЦКАД. К выводам о том, что «Крокус» и «Автодор» не выполнили своих обязательств, пришли и аудиторы Счётной палаты, проанализировав деятельность госкомпании и частных инвесторов на ЦКАД в 2016-2017 годах. Об этом писал «Коммерсант».
Совсем недавно «Крокус» получил, наверное, один из крупнейших подрядов в своей жизни. За 28 млрд рублей «Крокус» построит первый этап аэропортового комплекса на космодроме «Восточный».
Стремление зайти в новую стройку можно понять. Сейчас «Крокус» находится действительно в тяжелом положении. По итогам 2020 года одна из ключевых структур группы, девелоперская «Крокус Интернешнл», получила убыток в размере 13 млрд. рублей.
При этом вместе с госконтрактом на стройку аэродрома Восточного сумма бюджетных средств, полученных Крокусом, достигает почти 45 млрд рублей. Куда уходят эти деньги, непонятно. И не получится ли с «Восточным» также, как получилось с «Ростов Ареной» и ЦКАД?
Араз и Эмин Агаларовы — о бизнесе в России, закрытых темах и остановленных проектах
На протяжении 15 лет, которые прошли с момента выпуска первого номера журнала Forbes на русском языке, и его сын Эмин — президент и первый вице-президент компании — ловко перекраивали карту консьюмеристской Москвы. Вопреки всеобщему скепсису, в «Крокус Сити» на МКАД перебрались и модные марки первого эшелона, и их покупатели. Каждый торговый центр под брендом Vegas посещает ежемесячно около миллиона человек, а «Крокус Сити Холл», где мы и сняли наших героев, стал чуть ли не главным концертным залом страны. В апреле 2018 года на территории «Крокус Сити» открыли даже загс: отправиться в свадебное путешествие можно с причала местного яхт-клуба.
Первый номер российского Forbes вышел в 2004 году. Тогда в своем письме главный редактор журнала Пол Хлебников писал, что российский бизнес перешел на новый этап развития и перед ним открываются небывалые возможности. На ваш взгляд, это соответствовало действительности и что изменилось с тех пор?
Араз Агаларов: 2001–2008 годы вообще были самыми успешными как для бизнеса, так и для страны в целом. Золотовалютные резервы увеличились в 20 раз, ВВП увеличился в пять раз, иностранные инвестиции — в шесть раз. Понятно, что тогда нефть росла в цене, но дело не только в этом. Было понятие валютного коридора: на протяжении всех восьми лет доллар стоил около 30 рублей. В таких условиях можно было планировать какие-то долгосрочные проекты. Сегодня же доллар гуляет, и в зависимости от доллара гуляет ключевая ставка. Получается уравнение с несколькими неизвестными, а такие уравнения, как известно, не имеют определенного решения.
Но и в такой ситуации вы занимаетесь весьма масштабными проектами вроде строительства комплекса «Манхэттен» в «Крокус Сити» с отелями, деловым центром и жилыми апартаментами.
А. А.: Как раз из-за этой неопределенности, о которой я только что сказал, нам пришлось приостановить работу над ним.
Что, по вашему мнению, может помочь российской экономике выйти из состояния стагнации?
А. А.: Мне кажется, что определение стагнации в принципе неверно. Экономика — это качели, которые не могут находиться в положении равновесия. Экономика либо растет, либо падает. Третьего не дано. Сегодня в России она съеживается, компании закрываются, активы обесцениваются.
Мой прогноз: когда курс доллара будет стабилизирован, тогда российская экономика и сделает поворот в сторону роста.
В 2002 году вы открыли «Крокус Сити Молл». Даже несмотря на то что российская экономика в то время была на подъеме, идея построить люксовый торговый комплекс на МКАД казалась безумной. Неужели вы были настолько уверены в том, что делаете?
Эмин Агаларов: Араз Искендерович любит придумать и построить что-то без четкого плана дальнейшего развития. На тот момент у нас были вера в результат и понимание того, чего мы хотим добиться, но определенного пути к этому результату не было. С «Крокус Сити Моллом» мы сильно рисковали.
И с чего вы начали?
Э. А.: Большинство магазинов в «Молле» мы изначально франшизировали и открывали сами — было непросто. Ведь для того, чтобы привезти один только бренд, нужно проделать большую работу: встретиться с владельцами, договориться о взаимовыгодных условиях, отобрать коллекцию, найти персонал, обучить его, запустить рекламную кампанию. А мы за первые пару лет работы «Крокус Сити Молла» открыли 50 бутиков разных брендов.
Как они отбирались? Были ли это бренды, которые нравились лично вам?
Э. А.: Тогда меня интересовала только коммерческая составляющая. Мы привезли такие марки, как Chloe, Celine, Lanvin — то, что, как мне казалось, было в тренде и чего не было в Москве. Вслед за этими брендами в «Крокус» пришла и лояльная им аудитория.
Сегодня «Крокус Сити Молл» — наш самый успешный проект
Дистрибуцией марок, которые вы назвали, сегодня занимается Mercury.
Э. А.: Когда Mercury начала развиваться в «Крокусе», я продал им бренды, которые интересовали их на эксклюзивной основе. Взамен они открыли у нас огромное количество магазинов.
Сложно ли было убедить зарубежных партнеров в том, что им нужно открыть свои магазины в торговом центре у МКАД?
Э. А.: Да. Мне часто приходилось слышать: открой сначала наш бутик в центре, и только потом мы придем в «Молл». Так что иногда приходилось открывать два бутика одновременно. В некоторых случаях такое предложение исходило от нас. Например, Prada хотела арендовать здание «Крокуса» в Столешниковом переулке. Я сказал, что это возможно, если они возьмут в «Крокус Сити Молле» аналогичное помещение под Prada и Miu Miu. А чтобы простимулировать их, пообещал, что размер арендованных квадратных метров будет сопоставим с размером предоставляемой скидки. В итоге за открытие полноценного бутика размером 500 кв. м Prada получила арендную скидку 50%. Нам же это помогло привлечь в качестве арендаторов их конкурентов: Chanel, Louis Vuitton. Сегодня «Крокус Сити Молл» — наш самый успешный проект.
В чем это выражается?
Э. А.: В размере сбора с квадратного метра аренды. «Крокус Сити Молл» в два раза успешнее торговых центров Vegas, каждый из которых посещают порядка миллиона человек в месяц, тогда как посещаемость «Молла» — 200 000–250 000 человек. Но средний чек здесь выше в 10 раз. И, например, бутик Chanel в «Крокусе» показал в позапрошлом году самый высокий результат продаж на квадратный метр относительно всех бутиков марки в мире — €210 000.
Это говорит о том, что мы все сделали правильно. Хотя 15 лет работы над «Крокус Сити Моллом» — самый тяжелый проект, которым я когда-либо занимался. И если бы мне предложили пройти все заново, то я бы отказался.
В феврале стало известно, что Crocus Group занялась выращиванием органических фруктов и овощей. Зачем это понадобилось компании?
А. А.: Мы выращиваем их для сети магазинов «Твой дом». Проблема в том, что в России сегодня нет полноценного законодательства, которое определяло бы, что считать органической продукцией. В итоге написать на этикетке слово organic может любой производитель. А хочется быть уверенным, что мы продаем, да и сами едим действительно полезные фрукты и овощи. Понятно, что особой коммерческой выгоды это направление не принесет, но для такого предприятия, как «Твой дом», это действительно уникальное предложение.
Вся продукция выращивается под Москвой и упаковывается на месте, химических удобрений мы не используем. Можно сказать, возвращаемся к традиционному сельскому хозяйству. Если все нормально сложится, то начнем и рыбу разводить.
Три года назад мы потеряли практически половину бизнеса в арендных ставках
Наверное, это могло бы стать неплохим подспорьем и для ресторанного бизнеса Crocus Group. Кстати, он развивался, чтобы подстегнуть интерес к торговым центрам?
Э. А.: Это бизнес, которым я занимаюсь «на стороне». Когда-то я придумал концепцию ресторанов Zafferano, Forte Bello, «Эдоко». Сначала открыл их в одном Vegas, потом во втором. В настоящий момент наши рестораны развиваются уже вне «Крокуса»: мы пришли в торговые центры, не принадлежащие нам, и скоро будем выходить в регионы.
Что сегодня развивается активнее, ретейл или ресторанный бизнес?
Э. А.: Однозначно ресторанный бизнес. Три года назад, когда сильно обвалился курс рубля, мы потеряли практически половину бизнеса в арендных ставках — наши доходы уменьшились вдвое. При этом, если бутики очень сильно просели из-за курса, ресторанная выручка осталась на прежнем уровне. Тогда я принял решение сосредоточиться на развитии ресторанов. С тех пор я открыл порядка 25 ресторанов, а бутиков всего три.
Если поначалу вы открывали в «Крокусе» бутики исходя из коммерческого потенциала брендов, то что вами движет сейчас?
Э. А.: Сейчас мы открываем то, что нравится мне самому: G-Star RAW в Vegas, John Varvatos в «Молле». Неожиданно John Varvatos оказался самым успешным из того, что есть в нашей коллекции модных брендов. Скоро откроем новый бутик в центре.
В этом году в магазинах «Крокус Сити Молла» заработала система tax free. Зачем это торговому центру, который находится за чертой города?
Э. А.: Конечно, туристы в основном совершают покупки в центре, но давайте не забывать о «Крокус Экспо». Во время проведения международных выставок система tax free может стать сильным импульсом для их привлечения.
Торговые комплексы приносят компании значительную часть выручки. Не беспокоит ли вас в связи с этим активное развитие онлайн-ретейла?
Э. А.: Ничуть. Взять, например, США, где очень развита система доставки, а главное, высок уровень доверия к онлайн-магазинам. Сегодня американские интернет-гиганты, наоборот, начинают активно инвестировать в офлайн-ретейл.
С другой стороны, я могу судить по своему кругу общения (а он очень разный), что люди все равно выбирают торговые центры, чтобы провести время с семьей. И дети постоянно просят меня поехать с ними в Vegas, потому что там есть игровые автоматы, кинотеатр, попкорн. В этом отношении онлайн-магазину сложно конкурировать с торговым центром.
Нет закрытых тем, нет таких вопросов, на которые мы не могли бы ответить
Вести бизнес в России намного сложнее, чем на Западе?
А. А.: У меня не было опыта за рубежом, поэтому мне трудно с чем-то сравнивать. Но я думаю, что если за границей будет еще труднее, чем здесь, то там вообще бизнеса никакого не будет. В России вести бизнес достаточно сложно.
А что помогает тем или иным людям достигать успеха в бизнесе: образование, врожденные качества, опыт? Или быть бизнесменом — это особый талант?
А. А.: Все вместе. Да, это определенный талант. Но одного таланта мало. Чтобы оставаться успешным, необходимо постоянно учиться и действительно много работать.
Среди российских предпринимателей, стоящих во главе крупного бизнеса, вы отличаетесь небывалой открытостью. Это какая-то выбранная стратегия или особенность характера?
А. А.: Просто нам нечего скрывать. Нет закрытых тем, нет таких вопросов, на которые мы не могли бы ответить.
Э. А.: Ну и потом, мы занимаемся достаточно публичным бизнесом. Если мы строим торговый центр, мы нуждаемся в посетителях. И как владельцы, мы можем привлечь их в том числе и с помощью своих социальных сетей. То же относится к ресторанам, концертному залу и другим площадкам. Не использовать этот ресурс было бы как-то нелогично.
Вы упомянули, что «Крокус Сити Молл» — ваш самый успешный с коммерческой точки зрения проект. А какой самый любимый?
А. А.: У нас нелюбимых проектов нет. Мы очень скрупулезно относимся к подготовке любого проектного решения. Может показаться, что подготовка документов и само строительство занимают большую часть времени. Но на самом деле больше всего времени занимает концептуальная часть проекта. Его надо сначала придумать, построить в голове, насытить смыслом или, как сейчас модно говорить, контентом, а потом уже перекладывать на бумагу, делать чертежи, приступать к его реализации.
«Крокус Сити» сегодня сильно отличается от того, что было построено в голове 30 лет назад?
А. А.: В моем архиве сохранилась фотография 1999 года, где мы стоим над картонным макетом «Крокус Сити». И он ничем не отличается от того «Крокуса», который вы видите сейчас. За одним исключением. Мы хотели открыть казино, но изменение законодательства внесло коррективы в наши планы. От казино пришлось отказаться, и на его фундаменте построили Vegas. В остальном все задуманное нам удалось реализовать.