Эмотивность в психологии что это
Эмотивный тип личности
Эмотивный тип личности отличается повышенной чувствительностью. Любое происшествие в жизни вызывает у него серьезные переживания. Таких людей могут считать плаксами и нытиками.
Эмоциональность можно сделать своим преимуществом и особенностью
Что это такое
Эмотивность это в психологии означает высокий уровень эмоциональной реактивности. Иными словами, этот термин означает повышенную чувствительность. Человек с таким качеством будет глубоко переживать отрицательные и положительные события.
Это не приобретаемое свойство характера. Оно появляется как врожденная черта личности, которая наследуется от родителей. В то же время не все психологи с этим согласны. Некоторые придерживаются мнения, что на развитие эмоциональности влияют события из раннего детства.
Эмотивный психотип личности отличается неспособностью скрывать свои переживания, и они буквально «написаны» у него на лице. При неблагоприятном развитии событий у человека развивается депрессия, и появляются мысли о суициде.
Важно! В то же время эмотивность всего лишь указывает на внешние проявления. Внутри себя индивид трезво все оценивает и четко принимает решение. У него есть шансы добиться успеха в медицине, психологии, религиозной деятельности.
Причины формирования
Эмотивность в психологии проявляется в разных вариантах. Ученые до сих пор изучают это явление, они выдвигают несколько теорий о том, почему появляется такой психотип.
Изначально человек с эмотивностью рождается со слабой нервной системой. Это значит, что у него процессы возбуждения преобладают над торможением. Чем больше в его детстве стрессов, тем выше вероятность появления чувствительности.
Есть теория, которая затрагивает внутриутробное развитие. В ней считается, что эмотив психотип свойственен тем детям, которых не хотели. Если мама переживает, постоянно плачет, ругается с мужем, то это сказывается на развитии ребенка.
Также накладываются особенности российского воспитания. В обществе не принято развивать эмоциональную сферу, в итоге дети привыкают подавлять свои чувства, либо они не умеют их проявлять.
Часто детей стыдят за слезы, что вызывает еще большую истерику
У взрослого человека эмотивность может появляться на фоне серьезных гормональных изменений. К такому виду проблем склонны женщины, так как они чаще переживают нестабильные состояния. Иногда эмотивная личность развивается под воздействием серьезных потрясений, например, попадание в катастрофу, гибель близких людей, тяжелые болезни и т.п.
Описание типа для мужчины и женщины
Половые различия затрагивают работу гормональной системы, которая оказывает влияние на настроение. Поэтому эмотивность у мужчин и женщин проявляется по-разному. При правильном подходе можно снизить негативные проявления.
Женщины
Эмотивный тип акцентуации характера у прекрасного пола проявляется в искренности, скромности, застенчивости. Они не делают ничего напоказ, не манипулируют своим положением.
В психологическом плане женщинам с такой особенностью личности проще существовать в социуме, так как им прощается повышенная чувствительность. Более того, девушкам разрешено публично проявлять эмоции: смеяться, плакать, истерить и т.п.
Для определения своего психотипа женщине нужно проанализировать собственное поведение. Если она любое происшествие принимает слишком близко к сердцу, то это признак эмотивности.
На это качество также указывают частая смена настроения, стремление занять место любимчика, нежелание менять работу. Эмотивным женщинам проще, так как им можно стремиться к телесному контакту: объятиям, поцелуям и т.п.
Также проявления повышенной чувствительности могут списывать на гормональные проблемы: ПМС, климакс, беременность и т.д. Поэтому общество может снисходительно относиться к женщинам.
Дамы могут бить посуду, драться и даже публично ругаться
В то же время эмотивность может считаться признаком психически нездоровой женщины. Такую представительницу прекрасного пола посчитают истеричкой. Поэтому любые проявления должны быть в меру.
Мужчины
С парнями все сложнее, так как им с детства внушают мысль о недопустимости яркого проявления эмоций. С малых лет они слышат, что нельзя плакать, капризничать и т.п. Поэтому юноша растет в ограничениях, он не может повысить свое восприятие и научиться правильно проявлять чувства.
Эмотивный мужчина привязан к родителям, ему тяжело создавать отдельную семью. Часто таких парней называют слабохарактерными, маменьками сынками и другими унизительными словами.
Основная сложность в том, что эмотивный мужчина не решится на первый шаг и не сможет перевести дружеские отношения в интимные. В таком случае он испытывает душевные терзания, но все равно не идет на решительное наступление.
Особенности поведения
Эмотивный радикал психотип не стесняется проявлять чувства. У него богатая мимика, он жестикулирует, горячо и яростно разговаривает, кажется, что у такого человека энергия хлещет через край.
Человек милосерден, с добром относится к миру и другим людям. Старается избегать конфликтов и со всеми поддерживать дружеские отношения. Если составлять подробную характеристику типа, то можно выделить следующие черты, это:
При желании эмотивная личность может достичь определенного успеха в обществе. Если не конфликтность, обаяние быстро сделают ее желанным человеком в любой социальной группе.
Эмотивный индивид не способен работать в жёстких условиях. Авторитарный и деспотичный лидер будет вызывать негативные чувства. Поэтому не получится добиться высокого уровня производительности.
При составлении описания эмотивного человека психологи не раз замечали, что основное его качество – удержание наболевшего в себе. Такая личность не хочет причинять другим боль, поэтому нельзя ждать от нее откровенных бесед.
Эмотивный человек склонен остро переживать критику, это сказывается на его душевном состоянии. Любое замечание воспринимается как смертельное. В тяжелых случаях это приводит к психическим проблемам.
Определение термина «эмотивный» позволяет понять, что у индивида с таким типом личности лучше всего развиты чувства, чем разум. При правильном подходе это не мешает ему достигать успеха в жизни.
Эмотивность может помогать воспитывать детей
Человек с таким типом личности легко реализуется в профессиях, которые требуют повышенной самоотдачи. Нередко он организует благотворительные фонды и прочие мероприятия.
Взаимоотношения с другими типами
Эмотивный человек способен снизить негативные особенности своего поведения. Для этого ему нужно изучить себя, свои черты и понять, какие слабые места есть. В этом помогут литература по психологии, размышления, рефлексия.
Эмотивы неконфликтны, поэтому им не составит труда поддерживать отношения с другими психотипами. С гипертимом только эмотивная личность способна сохранить спокойствие. С годами их союз станет примером идиллии и взаимопонимания.
Сложнее дружба с истероидом, так как эмотив может перенять чужие черты либо принять поведение истероида за неискренность. Такой союз не будет долговечным.
Эмотивы почти не общаются с шизоидами, на это есть простое объяснение. Оба психотипа предпочитают позицию выжидателей. Поэтому они не переходят к решительным действиям. Дружба возможна в более зрелом возрасте, тогда эмотив предпочтет проявлять инициативу. Такие отношения могут быть крепкими и теплыми.
Эмотив редко очень общается с эмотивом. Это связано с тем, что оба психотипа привыкли заботиться о других и к себе внимания не ценят. Еще реже можно увидеть дружбу между эмотивом и тревожным человеком. Оба психотипа отличаются нерешительностью, чувствительностью к любому событию, поэтому у них не получится построить крепкий союз.
Каждый человек индивидуален, поэтому все советы могут носить только характер рекомендации.
Нюансы при общении
Общаться с эмотивом можно, но нужно соблюдать несколько правил. Такие люди не воспринимают насмешек, двусмысленных шуток, любое обращение они могут посчитать обидным. Поэтому всегда стоит продумывать фразы.
Критику нужно высказывать аккуратно, иначе она будет неправильно воспринята
При эмотивности человек отличается хорошей уживчивостью в коллективе. Но его нельзя впутывать в интриги, заговоры, пытаться заставить вести себя агрессивно. Все это вызовет только негативные переживания.
Эмотивный психотип является известным явлением в психологии. Благодаря детальному изучению его поведения, специалисты смогли выявить основные правила воспитания ребенка с высокой чувствительностью. Его нельзя стыдить за чувства, унижать и оскорблять. Важно показать способы правильного выражения эмоций. Обязательно стоит развивать способность постоять за себя, дать сдачи, иначе ребенок получит поведение жертвы, и это помешает ему в дальнейшей жизни.
Эмотивный тип не является плохим или хорошим. Он накладывает определенные особенности на личность человека. При правильном подходе с ними можно спокойно жить.
Видео
Эмотивность
психическое состояние, характеризующееся преобладанием, безотчетным проявлением сложных безусловных рефлексов (агрессивного, пассивно-оборонительного и других) при ослаблении влияния коры головного мозга.
Смотреть что такое «Эмотивность» в других словарях:
эмотивность — сущ., кол во синонимов: 2 • повышенная чувствительность (1) • эмоциональность (25) Словарь синонимов ASIS. В … Словарь синонимов
Эмотивность — (лат. – возбуждать) – немотивированные, мало осознаваемые, но сильные и быстрые эмоциональные реакции на кровь, боль животных, страдания людей. Эмотивность проявляется в повышенных переживаниях, мягкосердечном отношении ко всему, что напоминает… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Эмотивность — (лат. emoveo – возбуждать). Повышенная чувствительность, при которой эмоциональные реакции наступают быстро, достигают большой силы и, нередко, оказываются чрезмерно продолжительными. Син.: эмоциональность … Толковый словарь психиатрических терминов
ЭМОТИВНОСТЬ — En.: Emotivity Различие между пациентом резистентным и пациентом эмотивным чисто теоретическое. Тем не менее, имея дело с трудными пациентами, иногда следует делать выбор между двумя тактиками. В действительности пациент резистентен постольку,… … Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию
Опросник индивидуально-типологический (ИТО). Л. Н. Собчик — Предназначен для исследования таких базовых свойств личности, как экстраверсия (общительность, активность), интроверсия (застенчивость, пассивность), агрессивность (стеничность, наступательность), спонтанность (раскрепощенность, предприимчивость) … Психология общения. Энциклопедический словарь
Истерия — (от греч. hystéra матка; с древнейших времён И. связывали с заболеванием матки) болезнь, относящаяся к группе неврозов (См. Неврозы) и характеризующаяся многообразными нарушениями психики, двигательной сферы, чувствительности, функций… … Большая советская энциклопедия
Соционика — П Необходимо освещение с ра … Википедия
Психолингвистика — Лингвистика … Википедия
Сорокин, Юрий Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сорокин. В Википедии есть статьи о других людях с именем Сорокин, Юрий. Юрий Александрович Сорокин … Википедия
Юрий Александрович Сорокин — (род. 7 мая 1936 г.) российский психолингвист, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института языкознания РАН. Работает в Отделе психолингвистики со дня основания (?). Сорокин Юрий Александрович Сорокин Юрий Александрович… … Википедия
Эмотив – мягкотелый VS мягкосердечный, отзывчивый VS «тютя»? Как найти грань и совладать с собой?
Акцентуация характера представляет собой особый термин, который введен в научную практику специалистом Карлом Леонгардом. Под акцентуацией понимается особый акцент на отдельных чертах характера, которые формируют личность. Как бы тавтологично это не звучало.
Эмотивная акцентуация характера классифицируется по Леонгаорду. В классификации Личко такого типа личности не существует. Наиболее близким к нему можно назвать разве что психастеника и то очень приблизительно.
Эмотивный тип личности отличается группой черт: гуманностью, добротой, мягкосердечностью. Некоторой боязливостью по отношению к людям и ситуациям. Это положение очень мешает
им реализоваться в жизни, особенно если никто не подсказал эмотиву, в какую сторону следует двигаться.
Что же нужно знать об эмотивном типе акцентуации, и какие основные черты ей присущи? Попробуем разобраться.
Почему формируется эмотивная акцентуация характера
Акцентуация характера в целом — это не врожденная особенности личности. Скорее предрасположенность плюс внешние обстоятельства. Наиболее активно определенные характеристики личности формируются в первые 3-5 лет жизни. Чуть медленнее следующие 6-8 лет. Таким образом, личность, ее примерные черты складываются к 13-14 годам. Плюс-минус. В остальное время можно лишь немного подкорректировать общее положение.
Можно говорить о нескольких факторах развития этого психотипа и психотипов вообще. В частности, на эмотивность влияют следующие моменты.
Обусловлена генетически. Это врожденная характеристика, с которой нельзя справиться. У эмотивов слабый тип нервной системы. И в этом они очень похожи на психастеников. Такие личности быстро устают от активного социального взаимодействия. В то же время, сильно к нему тянутся. Таким образом, врожденные особенности работы центральной нервной системы обуславливают развитие типичных черт характера.
Эмотивы, как правило, подвержены чрезмерной опеке в ранние годы. Это та ситуация, когда родитель, особенно мать, отдают все время своему чаду, порой забывают о себе. В прямом смысле кладут жизнь на алтарь появившегося на свет ребенка. В этом случае возможны три исхода. Первый — индивид станет жестким, эгоистичным и зацикленным на себе, что вполне логично. Второй — ребенок станет застенчивым, что называется «затюканным» и закрытым. Это возможно, если мать будет постоянно акцентировать внимание на своей жертвенности, часто мнимой. Третий вариант — ребенок станет эмотивом. Это довольно редкая ситуация, но все возможно.
Сказывается недостаток родительской любви и внимания. В частности, матери. Особенно в первые несколько лет. Недополучая этого в детские годы, индивид стремится дополучить недостающее во взрослом или подростковом возрасте. Одновременно бескорыстно отдавая то, что получает. Но такое бывает крайне редко. Чаще всего при недостаточной родительской любви растут не эмотивы, а шизоиды и параноидные психопаты. Реже нарциссы, зацикленные на собственной личности. Возможны разные варианты.
Первый человек, которого видит новорожденный ребенок — это мать. Реже прочие люди. Особенно, если родителей не было. Первые годы жизни основаны на подражании поведению родителей. То есть ребенок старается повторять все, что делают взрослые. В основном ориентируется на мать, затем подключается и отец. Потому, если мать ведет себя эгоистично, то и ребенок с большой вероятностью будет вести себя так же. И, напротив. Но возможны два основных варианта. Первый — ребенок действительно будет отдавать свои чувства, позитивные эмоции миру. Второй — будет скрыто вытягивать все соки, будучи скрытым нарциссом. Оба варианта возможны в одинаковой мере.
Эмотивная акцентуация характера как никакая другая формируется под действием социального окружения. Того самого, в котором ребенок находится большую часть времени. Это и родители, родственники. Здесь в дело вступает все тот же принцип. Близкие люди играют основную роль в развитии акцентуации. Поскольку дают пример для подражания, определенным образом влияют на ребенка. Чем больше любви получает молодой человек, тем выше вероятность, что получится именно эмотив. Или же его противоположность — нарцисс, истероид. Потому так важно соблюдать баланс при воспитании детей обоих полов. Независимо от роли, отец это или мать.
Индивид не рождается чистым листом. Все чаще к этому выводу приходят специалисты и ученые. Дело в том, что некоторые черты личности передаются по наследству. Скорее даже предрасположенность. Характер все же «куется» в процессе воспитания. Однако отбрасывать роль наследственности не стоит. Она составляет едва ни не половину от общей картины.
Особенно в подростковые годы. В этом случае речь скорее идет об ограничениях, которые могут налагаться на подростка. На его социальную деятельность. Потому как недостаток общения скорее сформирует шизоида, параноидную личность или же социофоба формально здорового, но боящегося общества. Потому состояние здоровья играет большую роль.
Венчает картину уровень социальной активности. Чем он выше, тем больше вероятность формирования эмотивного типа личности. Хотя это и не аксиома. Исключений из правила как в ту, так и в другую сторону достаточно.
Личность с эмотивной акцентуацией формируется не одномоментно. В развитии этого психотипа участвует большая группа факторов. Названы лишь основные. На деле их намного больше.
Как выявить эмотива, какие черты присущи такой личности
Эмотив отличается большой группой типичных черт, которые присущи только ему. Именно в таком сочетании. Разумеется, интенсивность проявлений может быть больше или меньше. Зависит от конкретной личности. Обычно проявляются такие черты:
Повышенная чувствительность
Такие люди умеют глубоко чувствовать ситуацию. Отличаются повышенной склонностью к эмпатии. То есть отлично чувствуют эмоции другого, его настрой. Из них получаются отличные психологи и психотерапевты. Развитая эмпатия помогает хорошо сходиться с людьми. С другой стороны, такой индивид практически не умеет говорить «нет». Потому токсичные тираны, нарциссы с удовольствием используют эмотива для «слива» эмоционального негатива, как жилетку для рассказов о собственных переживаниях. Это большая проблема.
Склонность к депрессиям и суицидальному поведению
На тяжелые душевные раны эмотивы реагируют крайне негативно. И это не ложные попытки, чтобы обратить на себя внимание, как это бывает у нарциссов и истероидов. Это реальные попытка оборвать собственную жизнь, чтобы избавиться от интенсивной эмоциональной боли и пустоты. Нередко они импульсивны, потому человека удается спасти. Депрессивные эпизоды обязательно должны прорабатываться с психотерапевтом, чтобы быстрее устранить патологический процесс.
Гуманность
Эмотив-подросток и взрослый всегда готовы помочь другим. Они хорошо сходятся с людьми, альтруистичны. В то же время, с добротой относятся к животным, природе. Не причиняют вреда другим, о чем еще будет сказано далее.
Мягкосердечность
В негативном ключе она проявляется как мягкотелость. По крайней мере, так эмотива могут воспринимать другие люди. Особенно эпилептоиды и токсичные личности, нарциссы, истероиды. Поскольку эмотив не может сказать нет, его часто используют как инструмент для реализации чужих амбиций. Нужно держаться подальше от собственных «антиподов».
Сострадательность
Готовность помочь всем и каждому. Это хорошая черта. Человек отличается филантропичным отношением к окружающим. Любит людей. Готов помочь всем и каждому. Если прочие психотипы помогают своим, и то не всегда, то индивид с эмотивным типом акцентуации характера готов помочь и своим, и чужим. Он живет по принципу «возлюби ближнего своего», так же относится и к «дальним».
Склонность строить длительные социальные отношения
Индивид с эмотивным типом личности склонен к длительным социальным отношениям. Не разменивается на случайные связи. Потому из него получается отличный семьянин, муж, жена, друг. Они верные и преданные. В том числе своему слову, даже данному чужим людям. Обладают повышенным чувством долга и ответственности. Им можно доверить любую тайну и не бояться за нее.
Мягкая мимика
Она неповторимая, мягкая и пластичная. Такие люди не умеют натягивать ложные улыбки, не терпят неискренности и сами. Потому как отлично чувствуют других, их эмоции и чувства. Отсюда способность быстро распознать лжеца и лицемера. С такими индивидами эмотив общаться не станет. Он тщательно отбирает круг общения и не готов размениваться, как уже и было сказано.
Серьезное отношение к жизни
Поскольку пациент обладает повышенной чувствительностью, он близко к сердцу воспринимает все что происходит. Причем не только с ним и его близкими, но и с другими людьми. Может переживать по пустякам. Потому большую часть времени находится в мрачном расположении духа, если на него не воздействовать. С такой дистимией нужно бороться.
Некая сентиментальность
Склонность расстраиваться по пустякам, упиваться собственными эмоциями. Хотя это и не типично для среднестатистического эмотивного человека. Подобная черта скорее типична для истероида, который по своей природе настоящий актер.
Неумение сдерживать свои чувства
Может расчувствоваться на людях, при просмотре драматического фильма, прочтении книги с печальным концом. Это не признак несдержанности. Просто подобные личности не умеют сдерживать собственные эмоции, как позитивные, так и негативные. Легко приходят в чувственное движение, но довольно быстро останавливаются.
Не причиняют боль другим
Потому куда менее прочих психотипов склонны к преступной деятельности. Хотя и такие ситуации бывают, но они скорее обусловлены жесткой необходимостью. Например, украл еду чтобы не умереть с голоду или чтобы его близкие не погибли от голода. Пример утрированный, но вполне отвечает истинным намерениям эмотива и особенностям его поведения.
К прочим особенностям относятся:
Эмотив и работа
Работу такие личности выбирают, исходя из своих интересов и особенностей характера. В основном эмотивным акцентуантам подойдут следующие профессии:
Это лишь примеры. Большого успеха эмотивы добиваются в юриспруденции, интеллектуальных специальностях.
Реализация в личных отношениях
Эмотив в отношениях отличается искренностью и готовностью отдавать. К несчастью, часто такие люди никого к себе не подпускают после первой же неудачи. Потому остаются одинокими. После проработки проблемы все становится несколько проще. Совместимость эмотивов в основном проявляется с такими же акцентуантами. Психастениками, также мягкими истероидами. Несовместимы с параноидами, редко совместимы с шизоидами из-за эмоциональной холодности последних. Тем более несовместимы с эпилептоидами, которые по своей природе тираничны и придирчивы.
Как правильно воспитывать ребенка с эмотивной акцентуацией характера
Можно дать несколько советов:
Это довольно простые рекомендации, они помогут сохранить ребенку психическое здоровье.
Как помочь самому себе и скорректировать негативные черты личности
Человеку с эмотивной акцентуацией характера можно дать несколько рекомендаций.
Для решения последней задачи есть несколько тренингов.
Эмоциональная и эмотивная компетентность личности: язык эмоций и эмоции в языке
Психологические науки
Похожие материалы
Эмоции пронизывают все результаты человеческой деятельности, в том числе и деятельности речевой. Люди видят мир, определяют его и говорят о нем на основании чувственной информации, которую помогают передать мысли. Только эмоционально осмысленные образы получают вербальную форму для фиксации, хранения и трансляции.
С помощью языка человек может выбирать разные варианты манифестации и эксплуатации эмоций: номинирует, выражает, описывает, имитирует, симулирует, скрывает, комментирует то, что чувствует. Более того, языковые средства позволяют референту манипулировать эмоциями реципиентов, предвидеть и предвосхищать их реакции.
Эмоциональная окраска языка и речи как предмет научного анализа касается изучения как фундаментальных проблем (язык и мышление, язык и познание, язык и сознание, язык и когнитивный контроль), так и прикладных (язык и коммуникация, язык и дискурс, язык и воздействие). Эмоции являются одной из главных составляющих вербального и невербального аспекта языковой личности [7]. Адекватно выразить эмоцию словами невероятно трудно, и вербальное выражение эмоций представляет отдельную проблему в психологии языка и речи. Проблема языка эмоций получила статус отдельного научного направления в психолингвистике эмоций под наименованием эмотиология.
Исследования современных отечественных психологов и лингвистов (Л.Г.Бабенко, В.И.Болотов, С.Г.Воркачев, В.И.Желвис, С.В.Ионова, Н.А. Ионова, И.В.Былина, Т.А.Графова, В.И.Шаховский) в этой области посвящены вопросам изучения динамики и скрытых возможностей языкового кода, эмоциональной специфики речи в разных условиях общения, согласования эмоций разного качества, стимуляции положительных и нейтрализации отрицательных эмоций в актах межличностного, институционального и межкультурного общения, декодирования чужих тексов как эмоционального отражения иных концептосфер и культур. За рубежом внимание эмоциональному аспекту языка уделяют А.Вежбицкая, Б.Волек, Дж. Эйчисон и другие авторы.
Особый интерес в психолингвистике эмоций (работы А. Вежбицкой, Р.Бакома, И.П.Павлючко, П.С.Волковой, А.А.Залевской, В.И.Шаховского) вызывает исследование особенностей языковой компетентности личности в части различия границ между эмоциональной и эмотивной компетенцией.
Непонимание их специфики приводит к значительному снижению качества общения (включая рациональный и эмоциональный аспект) как результат незнания речевыми партнерами эмоционального контроля использования вербальных средств. Эмотивному аспекту коммуникации в публичной, профессиональной и повседневной риторике не уделяется должного внимания, что подчеркивает новизну и практическую значимость проблемы на стыке лингвоперсонологии и эмотиологии.
В части научных работ термины «эмотивность» и «эмоциональность» используются как синонимы [1], [9]. Так, Р.Бак, введя в научную сферу понятие эмотивной компетенции, определяет ее как «способность действовать в соответствии с внутренней средой своих чувств и желаний» [4]. И.П. Павлючко характеризует эмотивную компетенцию как совокупность психологического и языкового знания, позволяющую личности выражать свои эмоции и эмоции другого человека в разных языковых ситуациях [8]. С. В. Чернышов включает в эмотивную компетенцию такие компоненты, как концептуальный, знаниевый, объектный, деятельностный и поведенческий, обеспечивающие обучающимся формирование и развитие как навыков и умений эмотивной коммуникации, так и качеств, входящих в структуру эмоционального интеллекта (эмпатия, эмоциональная рефлексия, эмоциональная саморегуляция и другие) [2].
Ряд ученых дифференцируют понятия «эмотивности» и «эмоциональности» в основном по признаку «психологическая/лингвистическая» категория». Некоторые лингвисты (например, В.Н.Телия) относят эмотивность к психологическим, а не лингвистическим понятиям. Автор полагает, что «категория «эмотивность» связана с эмоциональной сферой психики и соотносится по содержанию с определенными типами эмоций» [10].
Однако большая часть психологов и лингвистов разделяют данные категории, определяя эмоциональность как психическую, а эмотивность — как языковую характеристику личности. А.В. Кунин [5] отмечает, что «эмотивность — это эмоциональность в языковом преломлении, выражение языковыми средствами чувств, настроений, переживаний человека». Согласно подходу В.И.Шаховского, эмоциональность как психологическое явление трансформируется в эмотивность, которая уже является явлением языковым. Эмоциональность отражает психическое состояние человека, в то время как эмотивность — это вербальное выражение эмоций говорящего.
Базируясь на том, что эмоциональность является обязательным свойством и качеством языковой личности (как человека), регулирующим процессы порождения смыслов и формирования прагматики высказываний Н.Н.Орлова определяет эмоциональность как инстинктивное незапланированное проявление эмоций. Автор подчеркивает, что эмотивность в отличие от эмоциональности предполагает сознательную, запланированную демонстрацию эмоций. Эмотивность развивается как результат интеллектуальной интерпретации эмоциональности [6].
Для определения и характеристики эмоциональной и эмотивной компетентности личности предлагается использовать подход В.И.Шаховского и Н.Н.Орловой, с разграничением категорий «эмоциональность» и «эмотивность» и обозначением роли интеллекта в формировании эмотивной компетентности.
Таким образом, эмоциональность говорящего (автора текста) является его природным инстинктом, мотивационной основой его высказывания через эмоционально осмысленную вербализацию. Эмоции носят естественный, спонтанный характер, являются открытой демонстрацией его чувств и неконтролируемой демонстрацией эмоционального дейксиса.
В тех случаях, когда референты используют свои эмоции преднамеренно, как специфическую аргументацию изложения, как реализацию их эмоционального коммуникативного поведения с целью воздействия на слушателя, читателя, их эмоциональность трансформируется в эмотивность.
Формирование эмоциональной компетентности языковой личности происходит через жизненный опыт и реальные коммуникации в рамках конкретной культуры. Коммуниканты передают усвоенные знания об эмоциях следующим поколениям, и таким образом, эмоции становятся частью национального интеллекта. Проявление универсальных эмоций — гнева, радости, печали, злости, восхищения — сопровождается проявлением этнокультурных различий, так как сама эмоция является частью культуры любого народа. Получая знания через язык, человек формирует и культурную компетенцию, важнейшей составляющей которой является эмоциональная компетенция.
По мнению В.И. Шаховского, эмоциональная компетенция включает [12]: умение человека осознать свои эмоции и выразить их; умение видеть связь между своими и чужими мыслями, эмоциями и поступками; знание социальных правил эмоционального поведения и реагирования; знание способов и приемов управления своими или чужими эмоциями, их экспрессией, симулированием, имитацией, сокрытием; знание основного словаря их номинаций; умение опознавать их в себе и в других, а также понимать их, их причины и, особенно, последствия; знание методов руководства эмоциональным обменом; знание средств и способов вербализации эмоций (номинации, экспрессии и дескрипции): чем богаче это знание, тем богаче стилистика эмоционального общения, тем больше коммуникативных возможностей избежать, разрешить конфликты.
Отсутствие эмоциональной компетенции, незнание культурных референций приводит к коммуникативным неудачам и провалам в общении.
Эмотивная компетенция представляет собой способность использовать систему разноуровневых эмотивных средств данного языка и стилистических приемов для отражения в тексте своей индивидуальной эстетической концепции и эмоциональной картины мира [11]. Эмотивная компетенция формируется через научающую и художественную коммуникацию: в процессе обучения языку необходимы специальные занятия по интерпретации эмотивных смыслов. Способность моделировать топосы вербалики — снижать или усиливать силу эмоции, предвидя и предвосхищая эмоциональную реакцию партнера, связана с реализацией эмотивной и экспрессивной функции языка в речи.
Экспрессивная функция высказывания направлена на «живого» адресата и реализует прагматическое намерение воздействовать на получателя в нужном говорящему направлении (заставить его что-то сделать, удовлетворить просьбу, вызвать в нем определенные чувства) [8]. Основным для реализации экспрессивной функции является намеренный выбор соответствующего слова (в отличии от спонтанного выбора слова при реализации эмотивной функции высказывания) наиболее эффективного в данной ситуации для замысла отправителя речи. Поэтому можно сделать вывод об интеллектуальной опосредованности экспрессивности, а соответственно, о влиянии эмоционального интеллекта на эмотивную компетентность.
Таким образом, теоретический анализ работ по эмотиологии позволяет проследить взаимосвязь эмоциональной и эмотивной компетентности с эмоциональным интеллектом личности (эмоциональной осведомленностью, управлением эмоциями, самомотивацией, эмпатией) [3]. При этом эмотивную компетентность определяют как лингвистическую категорию, а эмоциональную компетентность как психологическую.
Представляется актуальным экспериментальное исследование дифференциации данных конструктов на материале эмотивного дискурса в языковой игре.
1. Анализ основных теоретических подходов позволяет разграничить категории «эмоциональность» и «эмотивность». Эмоциональность говорящего (автора текста) является его природным инстинктом, мотивационной основой его высказывания через эмоционально осмысленную вербализацию. Эмотивность представляет собой отраженность эмоций в слове, обуславливающая его семантическую способность выражать эмоции, по сравнению с его способностью называть, именовать, описывать их.
2. Для успешной коммуникации необходимы эмоциональная и эмотивная компетенции речевых партнеров. Оба вида компетенций являются частью менталитета речевых партнеров. Эмоциональная компетентность — включает обширные знания об эмоциях, их функциях, знание средств номинации, выражения и описания своих эмоциональных переживаний в контексте конкретной культуры.
Эмотивная компетенция — способность автора использовать систему разноуровневых эмотивных средств данного языка и стилистических приемов для отражения в тексте своей индивидуальной эстетической концепции и эмоциональной картины мира.
Эмоциональная компетенция формируется в процессе реальных коммуникаций, а эмотивная компетенция — через научающую и художественную коммуникацию.
3. Эмоциональная и эмотивная компетентность языковой личности связаны с ее эмоциональным интеллектом. Анализ когнитивного контроля в эмоциональной стилистике речи составляет предмет исследований эмотиологии и связан с изучением эмотивной компетентности языковой личности на дискурсивном материале языковых игр.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.