Эмоциональная выхолощенность что это
Эмоциональная тупость по отношению к людям
Эмоциональная тупость ассоциируется с холодностью, а также исчезновением этических чувств. Такие люди не сопереживают родным и близким, утрачивают деликатность. Психологи отмечают безразличие не только к судьбе окружающих, аффективное обеднение способствует снижению интереса больного к собственной жизни.
Любопытно, что человек утрачивает высшие эмоции, в то время как низшие чувства остаются на прежнем уровне. Потребность в питании, сне и безопасности не исчезают. Это состояние не является заболеванием, но оно сопровождает многие психические нарушения.
Определение понятия
Люди по природе своей эмоциональны. Они реагируют на происходящее вокруг, оценивая события. Отклик всегда есть, при этом реакция бывает бурной или сдержанной. В психологии эмоциональная тупость — это особое состояние психики индивидуума, которое выражается утратой высших эмоций.
Потеря чувства благодарности, терпимости, сострадания и стыда является признаком следующих заболеваний:
Специалисты рассматривают такое состояние эмоциональной сферы как «моральную идиотию». Второе название особенности — аффективная тупость.
Эмоциональная тупость при шизофрении стремительно развивается, приводя к непоправимым изменениям в личностной сфере. У человека нередко формируется ранимость в областях, которые без проблем переносятся нормальными людьми. Яркий пример — отсутствие переживаний больного из-за смерти родственника и вспышка гнева вследствие того, что кто-то воспользовался его посудой. Аффективная тупость делает индивида непредсказуемым.
Опасность этой особенности заключается в том, что человек с каждым годом становится более отчужденным. Но нельзя путать опасное состояние и обычную холодность, которая является защитной реакцией личности. Тревога нарастает, когда больной отталкивает некогда близких и дорогих ему людей.
Причины эмоциональной тупости
Эмоциональная тупость является следствием органических нарушений в головном мозге. Врачи отмечают, что тревожные симптомы сопровождают расстройство мышления, бред и другие проявления шизофрении на ранней стадии. Немецкий психиатр Э. Кречмер писал, что у больных наблюдается феномен стекла и дерева.
Явление представляет собой неадекватные реакции на внешний раздражитель. Так, человек становится «деревянным» по отношению к важным событиям, а малозначимые выводят его из себя. «Стеклянная хрупкость» сознания отличает людей с шизофреническим расстройством. У аффективного изменения нет возрастных особенностей.
Психологическая защита у больных шизофренией развита слабо, поэтому дефицит эмоций компенсируется неадекватной ранимостью. В психиатрии такое состояние называется эмоциональным уплощением, когда лицо человека приобретает схожесть с маской, а речь становится однообразной.
Описываемое состояние является необратимым. Но аффективная тупость проявляется и при других психических расстройствах. К примеру, истерическая психопатия неизбежно приводит к обеднению чувств. Еще одна причина развития болезненного равнодушия — депрессия. Больные утрачивают также потребность в деятельности, которая раньше приносила радость.
Эмоциональная тупость — это последствие влияния и социальных факторов на индивидуума. Нередко нарушение наблюдается у сирот, выросших вне семьи, а также оно затрагивает детей, чьи родители были погружены в работу. Ребенок не видит примера для подражания, оставаясь на ранней стадии эмоционального развития.
Для полноценного формирования сложных реакций человеку нужно взаимодействие и поддержка со стороны социума, а также их объяснения. Через несколько лет психика отбросит лишние эмоции даже при отсутствии заболевания.
Симптомы
Признаки эмоциональной тупости проявляются по мере усиления расстройства психики. Реакции, подразумевающие негативный посыл, реализуются посредством ярких вспышек гнева. Такие переживания нередко вытесняются, и после приступа больной не помнит о том, как кричал или дрался с кем-то.
Положительные эмоции — получение желаемого или удовольствие, переживаются через состояние эйфории. Целостное восприятие ситуации нарушено и заменено аффективной эйфорией. Человеку неведомы нужды окружающих, его интересует лишь собственная выгода, а также мотивы, несвойственные здоровым людям. В тяжелых случаях больной не способен приходить на помощь окружающим, зато он с легкостью совершит преступление, если в этом будет выгода.
При шизофрении эмоциональная тупость имеет характерные симптомы:
Такое состояние встречается также при депрессии. В менее тяжелых случаях равнодушие нарушает социальную жизнь индивида, так как он не соблюдает нормы морали и этики, поступает эгоистично по отношению к родственникам. Больные не осознают ошибки своего поведения, но в случае понимания критики такие люди способны притворяться и действовать «правильно». Но осознания смысла поступков по-прежнему нет.
Симптомы эмоциональной тупости у детей могут быть разными. Некоторые дети пытаются соответствовать общепринятым нормам, не понимая их смысл. Подростки часто отстаивают свое мнение, несмотря на критику окружающих и конфликты.
Знаменитый психиатр В. Райх считал, что чувство является прямым выражением психической энергии человека. Описывая симптомы аффективной тупости, он заострял внимание на том, что у проблемной личности энергия заторможена в центре тела. Теорию о хроническом мышечном напряжении поддержали авторы отечественных учебников по психиатрии.
Больной может понимать неадекватность своих действий, замечать реакцию социума, но без инструментов коррекции болезненное состояние будет лишь прогрессировать. Аффективное уплощение неизбежно приводит к таким последствиям, как суицидальные попытки от неприятия происходящего. Эмоциональный фон беднеет, вопросы о чувствах и настроении игнорируются человеком.
Клиническая картина
Эмоциональная тупость по отношению к людям долго остается незамеченной. Диагностируются легко лишь крайние формы нарушений, когда человек совершает преступление или неадекватно себя ведет. Пребывая в эйфории, больной привлекает к себе внимание нелепым внешним видом, громким смехом, игнорированием социальных норм.
Изменение в головном мозге позволяет отстраниться от внутренних ограничений. Ценности и личные ощущения меняются под воздействием обеднения чувств. Характерная картина аффективной тупости включает в себя отсутствие желания сделать подарок близким или, напротив, навредить врагам. Больной не разбивает общество на «друзей» и «недругов».
В психологии обеднение эмоций наблюдается чаще всего у женщин, а также оно свойственно мужчинам, чей склад ума напоминает женский. К сожалению, все попытки изменить душевное состояние больных терпят неудачу, так как чувство сострадания и другие эмоции невозможно сформировать во взрослом возрасте.
Во внутреннем мире индивидуума происходит настоящая «схватка чувств», поэтому переживания окружающих для него неважны. Занятый своими проблемами, человек не дает реакцию на происходящее.
Примеры из жизни
В психиатрии эмоциональная тупость наблюдается при беседе с такими больными. В состоянии ремиссии пациенты способны рассказать о своей особенности. Пациентка одной из клиник призналась врачам, что сдерживаемые ею эмоции — это сильный крик, способный поразить все вокруг.
Когда же медики спросили, как подопечная может сдерживать такие чувства, она заявила о своей воле. Другая женщина, больная шизофренией, говорила, что подавленные эмоции неизбежно вызовут землетрясение на планете. Когда для анализа нет времени, человек прекращает контактировать с реальностью, тем самым разрушая свою личность.
Эмоциональная тупость наблюдается также при воздействии разрушающих факторов на человека в раннем возрасте. Причина этого состояния всегда эмоциональна. Известен случай, когда обеднение чувств развилось у женщины, которая с рождения была избалована родителями и получала все, что хотела.
До пяти лет она была центром внимания родственников, но после появления младшего брата психика пациентки была разрушена. Ненависть переполняла девочку, однако ребенок был неспособен выразить чувства из-за страха потерять родителей. Эмоции оказались заперты внутри женщины на долгие годы.
Лечение
Терапия обеднения эмоций начинается с клинической беседы психиатра и пациента. Врач анализирует душевное состояние подопечного по поведению, вербальным и невербальным признакам. Часто в кабинете специалиста такие люди ведут себя тревожно, говорят тихо и невнятно, отворачиваются от взгляда медика.
Реже встречается маниакальное состояние, когда пациент показывает другое отношение к проблеме. Он хватает документы руками, смеется, постоянно отвлекается и переводит тему беседы. В обоих случаях необходимо исследование работы центральной нервной системы, а также головного мозга. Лечение зависит от диагноза и длительности болезни.
В детском возрасте эмоциональная тупость легче поддается терапии. Благодаря приему лекарств, коррекции со стороны педагогов и психологов удается выровнять состояние человека. В редких случаях, когда органические поражения головного мозга отсутствуют, проблему можно исправить с помощью психотерапии.
В процессе должны участвовать все члены семьи, так как именно модель отношений родственников повлияла на появление этой особенности. Взрослые пациенты обследуются у невропатолога, во время лечения проверяется уровень развития мыслительных процессов. Если изменения спровоцированы опухолью головного мозга, то первой ступенью лечения будет ее удаление.
Если у человека нет других психических расстройств, ему назначаются следующие препараты:
В тяжелых случаях больного госпитализируют в психиатрический стационар для лечения под надзором специалистов. Медикаменты регулируют эмоциональный фон, положительно влияют на работу мозговых нейронов и выработку гормонов. Каждый препарат подбирается индивидуально с учетом особенностей пациента.
Значение психотерапии
У людей с обеднением эмоций исчезают и сновидения. Отсутствие вымышленных действий во сне приводит к внутреннему опустошению. Потеря чувств никак не сказывается на продолжительности жизни, но резко снижает ее качество. Специалисты рекомендуют использовать следующие техники:
В процессе лечения нужно проявить терпение. Когда больной заинтересуется творчеством, можно говорить об успехе, поскольку оно тесно связано с проявлением эмоций. Желательно мотивировать индивида создавать нечто красочное и необычное: картины, поделки, произведения на бумаге.
Цель психотерапии для больного — научиться выражать эмоции. Затем ведется работа с постижением и распознаванием чувств. Подопечный должен их описывать, расширять собственный лексикон и изучать материалы, а также следить за реакциями других людей. Дополнительно пациент получает лекарственные препараты, подавляющие физиологические проблемы.
В гештальт-терапии человек представляет собой целостный образ, неотъемлемыми частями которого являются тело, душа и дух. С помощью такой техники человек сможет испытать чувства, а также применить их к полученному опыту. В результате переживания пациент завершает ситуацию в том смысле, что она приобретает четкие черты.
Психология учит переживать «освобожденные» чувства без ущерба для психического здоровья пациента. Судить об успехе можно, когда подопечный начинает ассоциировать события с эмоциями, а не с деталями. Одновременно с этим развивается фантазия больного, он описывает происходящее в красках.
Заключение
Аффективная тупость трудно поддается лечению, так как нередко указанная особенность сопряжена с серьезными заболеваниями психики. Несмотря на это, человека необходимо уговаривать начать лечение для того, чтобы повысить качество жизни и научиться чувствовать окружающий мир.
Большое значение для личности имеет психотерапия. Больной, вовлеченный в процесс, лучше приспособится к условиям социума. Своевременная помощь станет для него первым шагом на пути к постижению эмоций.
Эмоциональная тупость — жизнь без чувств
Эмоциональная тупость это особое состояние психики человека, которое характеризуется слабой выраженностью или даже утратой высших эмоций (чувство благодарности, сострадания, уважения, терпимость или деликатность, стыд, совесть, честь)
В норме все люди испытывают эмоции – то есть как-то реагируют, оценивая происходящее вокруг или самого себя. Эмоциональный отклик может проявляться и более бурно, и более сдержанно, но он всегда есть. По разным причинам эта норма может быть нарушена.
Эмоциональная тупость, сама по себе не являясь болезнью, часто бывает симптомом сложных заболеваний или психических нарушений:
Репертуар эмоций личности в этом случае сильно ограничен. Человек, как правило, не проявляет высших эмоций, связанных с выражением этических, морально-нравственных, эстетических чувств. Он не способен на глубокие переживания.
При этом у пациента чаще всего относительно сохраняется проявление эмоциональных реакций, связанных с основными биологическими потребностями (потребностью в пище, питье, сне, безопасности), но и они значительно обеднены.
Такое состояние эмоциональной сферы больного характеризуется как «моральная идиотия».
Рассматриваемое явление в специальной литературе часто называют аффективной тупостью. Под аффектом в психологии подразумевается определенная форма эмоциональной реакции, характеризующаяся яркостью, силой и кратковременностью.
В отдельных случаях понятие аффекта приравнивается к понятию эмоционального процесса вообще. Тогда при эмоциональной тупости говорят об аффективном уплощении, то есть эмоциональные реакции человека с этим расстройством слабые, как будто сглаженные, плоские.
Проявление патологии
Пациент с такой патологией выглядит безучастным, равнодушным ко всему, апатичным, опустошённым, эмоционально парализованным.
Он безразличен к своему окружению, холоден, иногда демонстрирует грубость, бесцеремонность, может показывать негативное отношение к людям.
Например, ребёнок с таким симптомом может не радоваться собственной матери, которая берёт его на руки, а отталкивать её.
Больной не проявляет интереса к самому себе и к своему состоянию, вплоть до полного отсутствия реагирования на происходящие вокруг события. Таким образом, нарушается эмоциональное и энергетическое взаимодействие его с окружающей средой, имеет место разобщение с внешним миром.
Причины
Ключевой провоцирующий фактор — психические нарушения органического или физиологического характера. Часто признаки эмоциональной тупости, наряду с расстройством мышления, бредом и кататонией, служат одним из ранних проявлений шизофренического процесса. При шизофрении процесс притупления эмоций нарастает, потом приходит эмоциональная тупость.
У больных шизофренией по мере прогрессирования заболевания наблюдается феномен стекла и дерева, который описал немецкий психиатр Э.Кречмер.
Суть феномена в том, что эмоциональные реакции на внешний раздражитель у шизофреников неадекватны: к глубоко травмирующим психику ситуациям больные остаются нечувствительными, «деревянными»; с другой стороны, к малозначимым, с точки зрения здорового человека, событиям они демонстрируют высокую ранимость, «стеклянную хрупкость».
В этом проявление компенсаторного механизма психики шизофреников: их психологическая защита слабо развита, поэтому эмоциональная холодность в одних случаях компенсируется сверхчувствительностью в других.
Некоторые больные шизофренией вообще не демонстрируют никаких эмоций. У них маскообразное лицо, «пустые» глаза, монотонная речь.
Такое состояние называют эмоциональным уплощением. Исследования показали, что такие пациенты могут всё же испытывать эмоции, но выразить их не способны.
Эмоциональная тупость шизофреников — это необратимое состояние.
Являясь специфическим признаком, в первую очередь, шизофрении, эмоциональная тупость наблюдается и при других психических расстройствах.
В частности, при разных формах психопатий:
Считается, что у психопатов эмоциональная сфера претерпевает задержку своего развития.
Больные психопатиями безразличны к своему ближнему окружению, не способны к жалости, доброте, состраданию и к другим нормальным для здорового человека чувствам.
Эмоциональная тупость может являться одним из признаков незрелой личности, также встречается и при деменции (приобретенном слабоумии). У больных страдают, прежде всего, высшие эмоции, пациентам всё безразлично, в том числе и собственная жизнь.
Сниженным эмоциональным фоном характеризуется также состояние депрессии. Больные депрессией утрачивают естественные чувства к близким и родным, к работе, ко всякой деятельности, к развлечениям. Они отмечают свою неспособность радоваться, сострадать, сопереживать.
Люди при депрессивных расстройствах также переживают угнетение биологических эмоций при удовлетворении потребности в еде, питье, половой потребности, потребности в защищённости и т.д.
Эмоциональная тупость также может быть негативным побочным эффектом при лечении психотических расстройств специальной группой психотропных лекарств – нейролептиками.
Лечение
Лечение назначают исходя из этиологии заболевания. При выявлении такой патологии у детей коррекцию медико-педагогическими методиками проводит детский психиатр.
У взрослых больных проводится анализ работы центральной нервной системы, головного мозга, применяются психологические и психиатрические методы исследования. Форма и продолжительность лечения зависят от постановки диагноза основного заболевания.
Psycentr-Algis.ru
Блог о психических расстройствах и заболеваниях
Эмоциональная выхолощенность при шизофрении
Менеджмент
Шизофрения. Особенности нарушений психических функций
В переводе с греческого shiso – расщепляю, frenio – душа. Это психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интровертированность, эмоциональное оскудение, искажение психических процессов). Часто прогрессирование болезни приводит к разрыву прежних социальных связей, снижению психической активности, значительной дезадаптации больных в обществе.
Современная систематика форм течения шизофрении:
¨ рекуррентная (периодическое течение — наиболее благоприятный вариант).
По темпу течения процесса выделяют:
При шизофрении отмечаются различные по выраженности психических нарушений клинические симптомы (знаки) и синдромы (совокупность нескольких симптомов). Основными для диагностики являются негативные симптомы (минус-симптомы: нарушение мышления и эмоционально-волевой сферы). Позитивные симптомы (плюс-симптомы) при непрерывном течении шизофрении нарастают в определенной последовательности:
¨ галлюцинаторные (ложное восприятие, возникающее без соответствующего внешнего раздражения);
¨ параноидный бред — бред преследования (психические расстройства, проявляющиеся в ложных суждениях, умозаключениях);
¨ онейроидные помрачения сознания (с яркими фантастическими образами, грезоподобными переживаниями, якобы развивающимися фантастическими событиями, которые не находят отражения в поведении).
¨ парафренный бред — бред величия, отсутствие бредовой системы, разорванность мышления;
¨ гебефренные (дурашливое двигательное и речевое возбуждение, разорванность мышления, повышенное настроение);
¨ кататонические (психическое расстройство с преобладанием двигательных нарушений – ступор или кататоническое возбуждение);
При приступообразной шизофрении такая последовательность не соблюдается.
В зависимости от разных подходов психиатрических школ, в разных районах по эпидемиологическим исследованиям выявляется различное количество больных шизофренией. Оно колеблется от 2,5 до 10 человек на 1000 населения старше 15 лет. Болезнь может начаться в любом возрасте (чаще в 15-25 лет). Чем раньше проявляется заболевание, тем более неблагоприятен его прогноз.
Существует много форм шизофрении, например, шизофрения с навязчивостями, с астено-ипохондрическими проявлениями (психическая слабость с болезненной фиксацией на состоянии здоровья), паранойяльная шизофрения (стойкий систематизированный бред преследования, ревности, изобретательства и т.д.), галлюцинаторно-параноидная, простая, гебефреническая, кататоническая. При шизофрении выражено нарушение восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы.
У больных шизофренией отмечается снижение, притупление эмоциональности, состояние апатии (безразличие ко всем явлениям жизни). Больной становится безразличным к членам семьи, теряет интерес к окружающему, утрачивает дифференцированность эмоциональных реакций, у него появляется неадекватность в переживаниях. Имеет место нарушение волевых процессов: снижение волевого усилия от незначительного до резко выраженного, болезненного безволия (абулия). Нарастание способности к волевому усилию свидетельствует о реабилитации больного. Около 60% процентов больных нетрудоспособны.
Особенности мышления при шизофрении
Расстройства мышления при шизофрении описаны клиницистами-психиатрами и психологами. Для мышления больных шизофренией характерно то, что нарушение на уровне понятий не исключает относительной сохранности формально-логических связей. Происходит не распад понятий, а искажение процесса обобщения, когда у больных возникает множество случайных, ненаправленных ассоциаций, отражающих чрезвычайно общие связи.
Ю. Ф. Поляков у больных шизофренией отмечает нарушение актуализации сведений из прошлого опыта. По данным эксперимента, в сравнении со здоровыми больные лучше опознают те стимулы, которые являются менее ожидаемыми, и хуже – стимулы, более ожидаемые. В результате отмечается расплывчатость, причудливость мышления больных, что приводит к нарушению психической деятельности при шизофрении.
Эти больные не выделяют значимых существенных связей между предметами и явлениями, однако не оперируют, как олигофрены, второстепенными конкретно-ситуационными признаками, а актуализируют чрезмерно-общие, не отражающие реальной действительности, часто слабые, случайные, формальные признаки.
При проведении методик «исключение предметов», «классификация предметов» больные часто производят обобщение на основе личного вкуса, случайных признаков, предлагая несколько вариантов решения, при этом не отдавая предпочтения ни одному из них. В данном случае можно говорить о разноплановости мышления, когда суждение о каком-то явлении протекает в разных плоскостях.
Начальная стадия нарушений мышления раньше, чем в других методиках, выявляется в пиктограммах. Здесь обнаруживаются расстройства аналитико-синтетической деятельности (соотнесение абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов). Больные могут выбирать образ, неадекватный содержанию понятия, могут предлагать пустой, выхолощенный, бессодержательный набор предметов, псевдоабстрактные образы, сами по себе лишенные содержания, или часть, фрагмент какой-то ситуации и т.д.
При ассоциативном эксперименте отмечаются ассоциации атактические, эхололические, отказные, по созвучию.
Искажение процесса обобщения происходит в сочетании с нарушениями последовательности и критичности мышления. Например, разглядывая рисунки Х. Бидструпа, больные не понимают юмора, юмор переносится на другие, неадекватные объекты.
При проведении многих методик у больных отмечается резонерство. Резонерство при шизофрении отличается выхолощенностью ассоциаций, потерей целенаправленности, соскальзываниями, претенциозно-оценочной позицией, склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения.
Соскальзывание проявляется в том, что больные, адекватно рассуждая, вдруг сбиваются с правильного хода мыслей на ложную ассоциацию, затем опять могут рассуждать последовательно, не исправляя ошибок. Непоследовательность суждений не зависит от истощаемости, сложности заданий.
Таким образом, при шизофрении могут выявляться нарушения внимания и нарушения памяти. Однако при отсутствии органических изменений головного мозга эти нарушения являются следствиями нарушений мышления. Поэтому основное внимание психолог должен уделять исследованию мышления.
Извращение эмоциональных реакций
Как отмечает В. В. Бойко, различные патологии приводят к многим видам извращения эмоциональных реакций.
Эмоциональная неадекватность. При ряде патологий (шизофрении, патологически протекающем пубертатном кризе, эпилепсии, некоторых психопатиях) эмоциональные реакции становятся неадекватными той ситуации, в которой человек оказывается. В этих случаях могут наблюдаться аутизм, эмоциональная парадоксальность, паратимия, парамимия, эмоциональная двойственность (амбивалентность), эмоциональные автоматизмы и эхомимия.
Аутизм — это уход от действительности с фиксацией на своем внутреннем мире, на аффективных переживаниях. Как психопатологический феномен это болезненный вариант интроверсии. Проявляется в эмоциональной и поведенческой отгороженности от реальности, свертывании или полном прекращении общения, «погружении в себя».
Случаи, характеризующие эмоциональную парадоксальность, описаны и обсуждались еще в начале XX века. А. Ф. Лазурский, как и другие ученые того времени, связывал их с преобладанием ассоциаций по контрасту, характерных для душевнобольных. Это стремление нанести вред или причинить неприятности тем существам, которых человек особенно любит, и именно в ту минуту, когда они больше всего дороги.
Это появление у искренне религиозного человека во время богослужения непреодолимого желания произнести кощунственное ругательство или какой-нибудь дикой выходкой нарушить торжественную церемонию. Сюда же Лазурский относит и своеобразное наслаждение от сильной зубной боли или от сознания крайнего позора и унижения, которое Ф. М. Достоевский описывает в «Записках из подполья». Все проявления эмоциональной парадоксальности можно отнести к двум группам.
В одном случае это возникновение у больного переживаний, не адекватных ситуации. Такое расстройство называется паратимией. Например, о неприятном событии сообщается с улыбкой, а о радостном — со слезами. Такое изменение приобретенных выразительных действий наблюдается при органических повреждениях коры полушарий головного мозга. В другом случае эмоциональная парадоксальность характеризуется ослаблением адекватных эмоциональных ответов на важные события при одновременном усилении реакции на незначительные сопутствующие события. Такая неадекватность связывается с психестетпической пропорцией. Это «застревание на мелочах» или «когда из мухи делают слона». Эмоциональные реакции больного при этом трудно предсказуемы. Например, ребенок может оставаться равнодушным к смерти близкого человека и горько рыдать над сломанным деревцем.
Проявлением неадекватности выражения эмоций является гримасничанье. Под ним понимают преувеличенные, утрированные, быстро меняющиеся мимические движения. По своей экспрессивности или эмоциональному наполнению гримасы не соответствуют ситуации, вследствие чего мимика больного приобретает «странную» окраску. Мягкие варианты гримасничанья являются проявлением истероформного синдрома. Более грубые его проявления с карикатурностью и шаржированностью и в то же время с их эмоциональной выхолощенностью наблюдаются в структуре кататонического и гебефренического синдромов, а также при органическом поражении центральной нервной системы.
Парамимия — это несоответствие мимических проявлений содержанию эмоционального состояния больного. Проявляется как патологическое двигательное возбуждение в мимических мышцах. При этом может сохраняться некоторая произвольность мимических выражений, их содружественность, однонаправленность во внешнем выражении определенной эмоции. Другим проявлением парамимии является диссонированная мимика, когда в процесс возбуждения с разной интенсивностью вовлекаются отдельные группы мимических мышц, и при этом утрачивается их скоординированность, синергизм. Вследствие этого наблюдается сочетание различных, часто противоречащих друг другу мимических движений. Например, радостные, смеющиеся глаза могут сочетаться с плотно сжатым «злым» ртом, или, наоборот, испуганный вопрошающий взгляд — со смеющимся ртом. Парамимия характерна для дефицитарных состояний при эндогенных психозах и при органических заболеваниях головного мозга; она входит в кататонический синдром при поражениях подкорковых ядер.
Эмоциональная двойственность (амбивалентность) проявляется в том, что человек по отношению к одному и тому же объекту испытывает разные эмоции: «работа смертельно надоела, надо бы уйти, но без нее будет скучно». Амбивалентность типична для невротической личности. В своем крайнем выражении эмоциональная двойственность свидетельствует о глубокой степени расщепления личности.
«Несдерживание эмоций» отмечается у больных, страдающих прогрессивным параличом или старческим слабоумием, которые думают только о том, что соответствует их эмоции, влечению. Аффекты вспыхивают, но быстро исчезают. Пустяк может осчастливить таких больных или довести до отчаяния. Это связано с ослаблением тормозящего влияния коры на подкорковые центры эмоций.
Эмоциональные автоматизмы проявляются у больного в ощущении, что собственные чувства и настроения принадлежат не ему, а вызываются извне.
Эхомимия характеризуется автоматизмом воспроизведения выразительных средств партнера. Безотчетно копируются выражение лица, интонация, жесты. Эхомимия вызывается недостатком психической энергии, необходимой для торможения автоматизма ответных реакций. Ее примером является крик в ответ на крик, смех – на смех, злость — на злость. Если оба партнера склонны к эхомимии, то их эмоции раскачиваются как маятник, все больше увеличивая свою силу. Это явление наблюдается как у здоровых, так и больных людей.
Идеосинкразия. У некоторых людей резко выраженный чувственный (эмоциональный) тон принимает характер идеосинкразии, т. е. болезненного отвращения к определенным раздражителям, безразличным или даже приятным для других людей. Такие люди не выносят прикосновения к мягким, пушистым вещам, бархату, запаха рыбы, скрежещущих звуков и т. п.
Эмоциональная лабильность характеризуется неустойчивостью эмоционального фона, его зависимостью от внешних обстоятельств, частой сменой настроения по поводу незначительного изменения ситуации. Наиболее характерны изменения настроения от приподнято-сентиментального к подавленно-слезливому или от повышенного с оттенком благодушия, эйфории к дисфорическому с недовольством, ворчливостью, злобой, агрессией. Эмоциональная лабильность входит в астенический, церебрастенический, энцефалопатический синдромы в связи с тяжелыми соматическими заболеваниями, в том числе инфекционными, интоксикационными, черепномозговыми травмами, органическими заболеваниями головного мозга. У детей эмоциональная лабильность наиболее часто встречается в состояниях декомпенсации при резидуально-органической церебральной недостаточности, а также при субдепрессивных состояниях различного происхождения.
При эмоциональной монотонности эмоциональные реакции лишены гибкости, естественной зависимости от внешних и внутренних воздействий. Эмоции однообразны, речь сухая, лишенная мелодичности, образности, тональность голоса приглушена. Мимика бедная, жестикуляция скудная, однотипная.
Эмоциональное огрубление — это утрата тонких эмоциональных дифференцировок, т. е. способности определять уместность тех или иных эмоционально окрашенных реакций и дозировать их. Человек теряет присущие ему ранее деликатность, тактичность, сдержанность, становится назойливым, хвастливым. У него утрачивается привязанность к близким, теряется интерес к окружающему. Эмоциональное огрубление наблюдается при органических нарушениях, снижающих интеллект (алкоголизм, наркомания, патологические проявления старения).
Эмоциональная тупость, холодность (иногда обозначается как «моральная идиотия», олотимия) характеризуется душевной холодностью, бессердечием, душевной опустошенностью. Эмоциональный репертуар личности резко ограничен, в нем нет реакций, включающих нравственные, эстетические чувства. Может сочетаться с отрицательным отношением к окружающим. Ребенок при этом не радуется, когда мать берет его на руки, ласкает, а наоборот, отталкивает ее. Эмоциональная холодность свойственна шизофрении и некоторым формам расстройства личности. Иногда наблюдается при летаргическом энцефалите.
При поверхностности эмоциональных переживаний переживания больного неглубоки, не соответствуют вызвавшей их причине, легко переключаются. Поверхностность переживаний может сочетаться с незрелостью отдельных сторон психики, психическим инфантилизмом.
Гипомимия — это двигательное угнетение, развивающееся в мимической мускулатуре. Оно проявляется в замедлении темпа, снижении интенсивности и разнообразия произвольных и непроизвольных выразительных движений лица. Уменьшение только разнообразия мимических движений называется обеднением мимики. Гипомимия как временное явление наблюдается при депрессивных, кататонических и других синдромах, а как прогрессирующее явление — при поражении подкорковых центров мозга (болезнь Паркинсона, некоторые формы слабоумия). Отмечается при шизофрении, токсических и других поражениях головного мозга, некоторых психопатиях.
Амимия — это высшая степень гипомимии, характеризующаяся неподвижностью лицевой мускулатуры, «застыванием» определенного выражения лица («маскообразное лицо»), сохраняющимся при изменении ситуации, в которой находится больной.
Амимия свойственна слепорожденным благодаря невозможности подражания детей мимике взрослых. В. Прейер (Ргеуег, 1884) так описывал их мимику: «Выражение лица у них меняется очень мало, их физиогномия кажется неподвижной и бесстрастной, как у мраморной статуи, их лицевые мышцы почти не двигаются, за исключением тех случаев, когда они едят или говорят; смех или улыбка кажутся у них натянутыми; так как глаза при этом не участвуют; некоторые из них разучиваются даже наморщивать лоб» (цит. по: Лазурскому, 1995, с. 159).
Гипермимия. В патологических случаях гипермимия не обусловлена переживанием эмоций. Экспрессия как бы механически навязана, вызвана нарушениями в психофизиологической регуляции. Например, в состоянии кататонического возбуждения больные громко хохочут, рыдают, издают вопли, стонут, танцуют, кланяются, маршируют, принимают величавые позы. Подобное поведение наблюдается и при опьянении алкоголиков.
Известны «псевдоаффективные реакции» с имитацией внешнего выражения аффектов, возникающих, как полагают, в результате растормаживания безусловного рефлекса. Больные гримасничают, интенсивно жестикулируют, цинично ругаются. Для склероза головного мозга характерен «насильственный смех и плач». Больные говорят, что их заставляют смеяться, плакать, изображать радость, злобу.
Непроизвольный плач, хохот наблюдаются при истерии — «рыдаю и не могу остановиться». Больной может горько рыдать утрами, после чего чувствует облегчение. Так же непроизвольно возникает смех, улыбка. Оживление экспрессии наблюдается и в маниакальном состоянии.
Алекситимия (буквально: «без слов для чувств») — это сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Всем известно, как трудно бывает выразить свои переживания словами. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно выражающими различные эмоциональные состояния и особенно их оттенки. Термин «алекситимия» появился в научной литературе в 1968 году, хотя само явление было известно медикам и раньше. Алекситимия проявляется:
1) в трудности идентификации и описания собственных переживаний;
2) в сложности проведения различий между эмоциями и телесными ощущениями;
3) в снижении способности к символизации, о чем свидетельствует бедность воображения, фантазии;
4) в фокусированности в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.
Как отмечает В. В. Бойко, остается неясной причина алекситимии: то ли у человека притуплены эмоциональные впечатления, и поэтому их трудно выразить словами, то ли переживания достаточно яркие, но обедненный интеллект не может их передать в словесной форме. Бойко полагает, что имеет место и то и другое.
Проявления алекситимии отмечены у больных с депрессивной симптоматикой (Драчева, 2001).
Возможности использования теста Э. Вартегга для исследования мыслительной деятельности больных шизофренией
816
В патопсихологическую диагностику шизофрении, помимо традиционных для исследования мышления методик, могут быть включены проективные тесты, что уже давно апробировано и доказано таким информативным инструментом для изучения познавательных процессов как методика «Пиктограмма» [4]. В настоящее время патопсихологам все реже приходится сталкиваться с четкими, диагностически однозначными проявлениями патологии психической деятельности. Значительно чаще встречаются фрагментарные, единичные, трудные для классификации нарушения познавательных процессов, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Кроме того, хронические больные привыкают к традиционным методикам, происходит так называемый процесс обучения, что уменьшает диагностическую значимость патопсихологического эксперимента [3]. Тест Вартегга, учитывающий как уровневые, так и качественные показатели психической деятельности испытуемых, может являться источником для изучения мышления больных шизофренией. Введение «нового», малоизученного патопсихологического инструмента кажется нам весьма актуальным [1,2].Исследование проведено на базе Государственной Новосибирской клинической психиатрической больницы № 3. Обследована группа больных с диагнозом «шизофрения», имеющих симптомы и синдромы разного уровня: 30 человек, из них 15 мужчин и 15 женщин, средний возраст 41,8 лет (от 21 до 63 лет). Результаты сравнивались с группой условно здоровых людей, не лежавших в клинике и никогда не обращавшиеся к психиатру: 15 человек, из них 9 женщин и 6 мужчин, средний возраст 38,7 лет (от 24 до 56 лет). Определение диагностической ценности теста Вартегга проводилось в сопоставлении с данными традиционных патопсихологических методик: «Исключение предметов», «Сравнение понятий», «Ответные ассоциации», «Пиктограмма». Исследование проводилось в четыре этапа: 1. Обследование основной и контрольной групп испытуемых с помощью традиционных патопсихологических методик и теста Вартегга. 2. Сравнение показателей теста Вартегга в группах здоровых испытуемых и больных шизофренией при помощи методов непараметрической статистики. 3. Корреляционный анализ факторов внутри теста Вартегга. 4. Корреляционный анализ между тестом Вартегга и традиционными патопсихологическими методиками. В ходе исследования получен ряд результатов. В группах больных шизофренией и здоровых выявлены достоверные отличия по основным факторам, заложенным в структуру теста Вартегга: степень учета качеств стимульного знака, особенности переработки стимулов, создания содержательных структур (диссоциативная и изолированная трактовка стимула, адекватное нормативное и патологическое нормативное, адекватное оригинальное и патологическое оригинальное решения), особенности структуры рисунка (серийные персеверации и ассоциации, перенос стимула и мотива, адекватное и неадекватное дополнение). Эти факторы, взятые в комплексе, позволяют судить об особенностях мыслительной деятельности больных шизофренией. Установлено, что эстетические содержательные мотивы, присутствующие в рисунках здоровых испытуемых (13%), отсутствуют в рисунках больных (угловое преобразование Фишера, p Скопировать
Принципы судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе при различных психических расстройствах
Судебно-психиатрическая экспертиза по гражданским делам о признании лица недееспособным с установлением опеки
Критерии применения ст. 29 ГК при шизофрении
Вопросы судебно-психиатрической экспертизы при шизофрении подробно рассмотрены в отношении как определенных типов течения заболевания, так и различных видов экспертизы по гражданским делам. В работе [Б. В. Шостакович и А. Д. Ревенок, 1992] обобщены теоретические положения, определяющие принципы судебно-психиатрической оценки различных форм шизофрении в гражданском процессе; установлены критерии назначения и отмены опеки. Авторы подчеркивают позитивную роль опеки в реабилитации больных шизофренией и вместе с тем отмечают, что своевременная отмена ранее установленной опеки также оказывает на них положительное психологическое влияние, способствует их ресоциализации, реадаптации и более полной защите прав. По мнению авторов, возможно признание дееспособными лиц не только с глубокой и стойкой ремиссией, но и с нерезко выраженными негативными симптомами, а в некоторых случаях – и при остаточной инкапсулированной позитивной симптоматике, не препятствующей профессиональной деятельности, критической оценке своего болезненного состояния. Эти положения приобретают особую актуальность в связи с тем, что в последние годы продолжается видоизменение преобладающих в экспертной практике форм шизофрении, отличающихся более легким, часто одноприступным течением. В этих случаях больные ведут активный образ жизни, вступают в различные правовые отношения.
Тем не менее ведущим остается концептуальный подход к оценке структурно-динамических особенностей психических расстройств. В соответствии с этим актуальное психическое состояние несет в себе прогностическую информацию, которая с учетом степени социальной адаптации дает возможность обосновать заключение о способности лица понимать значение своих действий и руководить ими или об отсутствии такой возможности и необходимости учреждения опеки. При шизофрении динамический принцип позволяет, принимая во внимание особенности психического состояния больного, прогнозировать последующее течение заболевания, характер и глубину психических расстройств, возможную частоту обострений или приступов, устойчивость последующей ремиссии и структуру формирующегося дефекта. К прогностически неблагоприятным формам относится параноидная шизофрения, которая характеризуется непрерывным или приступообразным прогредиентным течением с частыми, усложняющимися по структуре и увеличивающимися по продолжительности приступами. Структура дефекта отличается: выраженными негативными расстройствами в виде эмоционального обеднения, выхолощенности и парадоксальности эмоциональной сферы; нарушением мышления, прежде всего мотивационной сферы. Продуктивная психопатологическая симптоматика в виде галлюцинаторно-бредовых расстройств оказывает выраженное влияние на поведение лица, которое имеет неправильный, нелепый характер, при этом отмечаются выраженная дезорганизация психической деятельности, неспособность критически осмыслить снос состояние, сложившуюся ситуацию и свою роль в ней.
Более сложным и часто встречающимся в практике гражданской экспертизы является освидетельствование больных с психопатоподобной, неврозоподобной и приступообразно прогредиентной формой шизофрении. Обоснование прогноза строится на комплексе признаков, определяющих клинические варианты динамики, частоту и структуру обострений или приступов, эффективность терапии, резистентность к психогенным и другим экзогенным воздействиям. При опенке способности таких больных понимать значение своих действий или руководить ими и необходимости назначения опеки ведущим остается критерий течения болезни, определяющий прогноз, а также анализ социально-психологических параметров – сохранение положительных изолированных эмоциональных отношений, личностная включенность в социальной поддержке со стороны близких, сохранение формы поведенческой активности в семье, теплое отношение к членом семьи, а также высокий образовательный уровень и социальный статус в прошлом, позитивные устойчивые семейные отношения, сохранение социальных контактов с окружающими.
Наиболее благоприятными в плане прогноза являются неврозоподобная и психопатоподобная формы шизофрении без выраженного снижения психической активности. В процессе терапии наступает стабилизация состояния. Доминируют расстройства астенического типа – снижение психической активности при отсутствии тенденции к углублению личностных изменений. Периодически возникающие временные ухудшения состояния не сопровождаются негативными расстройствами, не оказывают существенного влияния на профессиональную деятельность и устойчивость социальной адаптации. Такие больные ведут активный образ жизни, вступают в различные правовые отношения, в связи с чем обычно и возникает вопрос об их способности понимать значение своих действий и руководить ими. Однако при данном варианте течения процесса у больных с незначительным уровнем поражения психики сохраняются критические способности, они могут понимать значение своих действий и руководить ими.
При приступообразной шизофрении прогноз определяется структурой манифестных и последующих приступов, их частотой и принципом построения – по типу клише или с тенденцией к усложнению. К благоприятным прогностическим признакам относятся сравнительно малая прогредиентность процесса, преобладание в структуре приступов аффективных или аффективно-бредовых расстройств, непродолжительность последующих приступов, клиническая картина которых строится по типу клише или с незначительным усложнением. Особое значение имеют характеристика межприступных периодов, их продолжительность, наличие или отсутствие остаточной психопатологической симптоматики, восстановление критики к перенесенным болезненным переживаниям. Течение болезни оказывается более прогредиентным при удлинении последующих приступов с одновременным упрощением картины за счет редукции образных и фантастических компонентов приступа. Чем менее остра и подвижна картина приступа, тем более вероятно последующее углубление дефекта, а также появление редуцированных продуктивных расстройств в межприступных промежутках. При формировании устойчивой ремиссии, как правило, астенического или гиперстенического вариантов, у больных не происходит усиления расстройств эмоционально-волевой сферы и мышления, сохраняются адаптационные возможности. При этом снижение профессионального уровня не сопровождается социальной дезадаптацией, изменением премор- бидных свойств и социальных личностных установок. Больные с подобным типом течения процесса не нуждаются в опеке. В тех случаях, когда она была назначена на ранних этапах заболевания, целесообразна постановка вопроса о пересмотре подобного решения и о наличии возможности больных в этот период понимать значение своих действий и руководить ими с восстановлением их гражданских прав в соответствии с ч. 3 ст. 29 ГК. Лишение дееспособности в этом случае препятствует адаптации, создавая трудности при вступлении в брак, оформлении имущественных сделок и других гражданских актов.
Таким образом, экспертное заключение о способности лица понимать значение своих действий и руководить ими выносится в отношении больных с более мягкими формами заболевания, отличающимися благоприятным типом течения без выраженных негативных расстройств, дефектом по типу снижения личности. Указанное заключение выносится в отношении больных с псевдоневротической, псевдопсихопатической, паранойяльной шизофренией, параноидной формой с эпизодическим типом течения с полной и неполной ремиссией преимущественно астенического и гиперстенического типа, ведущими психопатоподобным и неврозоподобным синдромами, относительной сохранностью мыслительной, эмоционально-волевой сфер, критических и прогностических функций, сохранностью адаптационных возможностей. Необходимыми условиями являются определенная сохранность критической оценки правовой ситуации, способность к выполнению ряда социальных функций, обеспечивающих возможность самостоятельного проживания.
К определяющим критериям недееспособности больных шизофренией относятся такие формы, как остаточная шизофрения, детский тип шизофрении, параноидная шизофрения с непрерывным безремиссионным типом течения длительностью более 20 лет. Значимым для экспертного решения является сочетание стойких параноидных и парафренных расстройств, резидуального бреда с апатико- абулическим дефектом. Самостоятельное экспертное значение имеет наличие актуальных бредовых идей с тенденцией к расширению фабулы болезненных переживаний, охватывающих все сферы жизни больного, а также апатико-абулический дефект, который грубо нарушает социальную адаптацию, в том числе и на бытовом уровне, с неспособностью больного к самообслуживанию и обусловливает установление I группы инвалидности.