Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница

Эмпатия и эмоциональный интеллект как средства взаимопонимания людей

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмпатия – часть эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать как свои намерения, желания, мотивацию, так и намерения, желания, мотивацию других людей, а эмпатия – это ключевая эмоциональная способность.

Человек, имеющий развитый эмоциональный интеллект, умеет принимать решения, договариваться с другими людьми, правильно реагировать на какие-либо негативные ситуации.

Отсутствие у человека эмпатии является одной из основных причин нарушения отношений с окружающими. Распознать и понять чувства другого человека можно только в том случае, если есть способность к эмпатии. Отсутствие этой способности является признаком низкого эмоционального интеллекта.

Эмоции легче выразить невербальным способом, т.е. с помощью жестов, мимики, действий и др. Понять то, что не сказал человек, – ключ к пониманию его эмоций, ключ к успешным отношениям.

Специалисты считают, что эмпатия есть у каждого человека, просто ей надо дать возможность проявиться. Первым бессознательным признаком эмпатии в раннем детстве является плачь ребенка. Когда ребенок слышит, как плачет другой малыш, он тут же реагирует и тоже начинает плакать.

Вместе с человеком растет и его Эго, на которое влияют окружающая среда, культура, семья, образование. Человек становится эгоистичнее и до тех пор, пока в мире всё в порядке, ему хорошо. К сожалению, мир устроен так, что человеку все-таки приходится усмирять свой эгоизм и к заботам других относиться как к своим собственным.

Отсутствие эмпатии приводит к нежелательным последствиям – преступности, насилию, террористическим действиям и др. Совершая преступление, человек не чувствует боль другого из-за низкого эмоционального интеллекта. Такой человек не знает и не понимает свои чувства, не может контролировать свои эмоции и выстраивать отношения с другими людьми.

Готовые работы на аналогичную тему

Переживание эмпатических реакций означает идентификацию себя с чувствами другого человека, что значит сопереживать или сочувствовать ему. Проведенные исследования показывают, что чем выше уровень эмпатии, тем лучше способность различать эмоции в лицевой экспрессии, цвете, абстрактных воображениях.

Развитие эмпатических реакций и повышение эмоциональной грамотности связаны между собой и помогают человеку точно определять свои чувства и взаимодействовать с ними. Сопереживать другому человеку означает чувствовать и понимать то, что он хочет сказать. Человеку с высоким уровнем эмпатии больше доверяют, и в любом деле он может рассчитывать на поддержку людей.

Эмоциональный интеллект

Исходя из концепции Мейера, Сэловея, Карузо эмоциональный интеллект представляет собой группу ментальных способностей, способствующих осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций других людей.

Рисунок 1. Эмоциональный интеллект. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Он рассматривается как часть социального интеллекта, включающего способность наблюдать свои и чужие эмоции, различать их и использовать информацию, которую они дают, для управления мышлением и действиями. На какие-либо события, слова и обстоятельства человек реагирует через эмоции. Если эмоциональный интеллект развит человек реагирует не на действия и эмоции, а на причины, что помогают понимать других людей, правильно воспринимать критику и адекватно реагировать.

Этот термин стал популярным после публикации одноименной книги научного журналиста Д. Гоулмана в 1995 г. По его мнению психическое здоровье, лидерские качества, эффективность работы лучше развиты у людей с развитым эмоциональным интеллектом. Исследования Гоулмана показали, что 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект и, при этом, он в два раза важнее технических знаний и IQ.

Вывод, сделанный Гоулманом, подтверждают исследования, проведенные компанией Egon Zehnder, выяснившие, что люди с развитым эмоциональным интеллектом шансов на успех имеют значительно больше.

Отделить друг от друга коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя и более того, у человека не будет высоким IQ, если не развивать EQ. Для развития эмоционального интеллекта необходимо развивать самооценку, мотивацию, осознанность, адаптивность. Для развития эмоционального интеллекта ключевыми факторами, по мнению В. Шиманской, являются честность и правильная оценка своего поведения.

Если эмпатия дает человеку возможность понимания, то эмоциональный интеллект дает инструменты, чтобы контролировать реальность.

Эмоциональный интеллект является результатом обучения, что отличает его от интеллектуальных способностей, и обучиться ему можно в любой период жизни. Каждый человек может стать обладателем социальных и эмоциональных навыков, совокупность которых и является эмоциональным интеллектом.

Чтобы достигнуть успеха в жизни одних интеллектуальных способностей ещё недостаточно. Если поступить в учебное заведение поможет IQ, то эмоциональный интеллект EQ, поможет справиться со стрессом и эмоциями перед экзаменами.

Большое влияние эмоциональный интеллект оказывает на успеваемость в школе, на работе, помогая сориентироваться в сложной ситуации, помогает руководить и мотивировать других. Влияет он и на физическое здоровье, особенно в стрессовых ситуациях, когда надо управлять своими эмоциями. Эмоциональный интеллект оказывает влияние на психологическое здоровье человека, на которое разрушительно действуют стресс и неконтролируемые эмоции, а также на отношения – понимание эмоций и чувств людей, позволяет эффективно общаться и завязывать прочные отношения, как в личной жизни, так и на работе.

Уровни эмоционального интеллекта

Становление эмоционального интеллекта начинается с рождения человека и проходит четыре уровня:

Первый уровень развития заключается в способности выражать эмоции. Со временем формируется умение отличать истинные эмоции от напускных, ложных, например, можно отличить искреннюю улыбку от дежурной;

Второй уровень развития связан с оценкой эмоций. На этом уровне человек может сравнивать эмоции как друг с другом, так и с имеющимися у него понятиями и представлениями;

Третий уровень подразумевает рассуждение над эмоциями и использование их в рассуждении. Данный этап является периодом понимания эмоций, происходит анализ особенностей получения эмоций, ситуации их происхождения. Например, человек понимает, что источником гнева является несправедливость, за страхом идет облегчение, а злость может оказаться просто стыдом. Человек учится понимать не только специфику эмоций и их происхождение, но и учится понимать динамику человеческих чувств;

Четвертый уровень, на котором происходит управление эмоциями, является самым высоким, потому что это ступень саморегуляции и управления эмоциями других людей. Этот уровень дает знания того, как можно нейтрализовать гнев, умение успокоить другого человека, способность превратить страх в радость.

Специалисты считают, что эмоциональный интеллект с возрастом не связан, хотя вполне логично было бы предположить, что чем старше, тем человек будет эмоционально интеллектуальнее. Если говорить о времени освоения уровней эмоционального интеллекта, то первые три уровня в среднем осваиваются до подросткового возраста, а способности четвертого уровня даже в пожилом возрасте доступны не всем.

Для высокого уровня EQ характерными являются следующие признаки – богатый эмоциональный словарь, интерес к людям, открытость к изменениям и умение отказать, способность отдавать, не ожидая награды, отсутствие стремления к совершенству, наслаждение жизнью и др.

Эмоциональный интеллект включает четыре категории навыков:

Источник

Эмпатия и эмоциональный интеллект как средства взаимопонимания людей — Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности

Особенностью проблем, связанных с анализом взаимосвязи эмоций и мышления, является отсутствие четких представлений о месте эмоций в мышлении и мышлении в эмоциях. Изучение проблемы находится на пересечении доктрин мысли и доктрин эмоций. На разных исторических этапах возникли разные мнения о роли эмоций в мышлении, о соотношении эмоций и познавательных процессов, об их взаимном влиянии.

Более 100 лет назад концепция интеллекта была создана и развита как особый теоретический конструкт, имеющий большое значение в психологии. Но нет единого ответа на вопрос «что такое интеллект». «Интеллект — это способность действовать целенаправленно, мыслить рационально и действовать эффективно по отношению к другим», — говорит Д. Векслер. «Интеллект — это общая врожденная когнитивная способность», — говорит Сирил Берт.

На самом деле, интеллект можно интуитивно определить как эффективность умственной деятельности в задаче определённого специфического поведения. Некоторые психологи до сих пор считают интеллект ключом к человеческому успеху. Однако ряд современных исследователей считают, что именно способность адаптироваться к окружающей среде является важнейшей особенностью человеческого интеллекта, поскольку ни один интеллектуальный механизм, в принципе, не может быть реализован без системы личностной оценки важности воспринимаемого и результатов собственного поведения.

Ведь во все времена существовала категория людей, которые не обладали высоким коэффициентом интеллектуального развития, но добивались больших успехов в учебе, карьере и личной жизни, умели вызывать симпатии окружающих людей, заряжались положительным настроением. В компании таких людей всегда было весело и интересно, от них нельзя было отказаться, у них было много друзей и хороших знакомых, таких людей всегда привлекало, было приятно находиться в их компании.

Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Смотреть фото Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Смотреть картинку Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Картинка про Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Фото Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница

Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Смотреть фото Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Смотреть картинку Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Картинка про Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Фото Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница

Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности

Каждый день новый человек сочетает свое генетическое наследие с реальной жизнью, принимая во внимание интеграцию своего опыта. В прошлом интеллектуальная сторона человеческой жизни контрастировала с эмоциональной составляющей личности. Сегодня признано, что эмоции, как особый вид знаний, могут позволить человеку успешно адаптироваться к окружающей среде и коррелировать с категорией интеллекта. Эмоции и интеллект могут объединиться в своей практической ориентации. Эта интеграция для гармоничного развития личности.

Открытие того, что интеллект — это не просто знания, полученные в результате обучения, можно проследить до психолога Гарварда Говарда Гарднера, который с командой исследователей придумал и описал концепцию многослойного интеллекта. Он представил интеллект в семи разновидностях:

Последние два типа интеллекта и составляют эмоциональный интеллект — ЗМТ, который не менее важен в жизни и бизнесе, чем логический и математический интеллект.

Признание целей и желаний, видение и реагирование на реальность, синтез и системное мышление — все это грани интеллекта, умственные способности, которые не имеют ничего общего с логикой, анализом и линейным мышлением, за которые отвечает левое полушарие. Эти функции мозга связаны с эмоциональным интеллектом эквалайзера и обеспечиваются правым полушарием.

Это понятие относительно новое и определяется как группа умственных способностей, которые помогают воспринимать и понимать собственные эмоции и эмоции других людей. Таким образом, способность распознавать, понимать и вызывать чувства и эмоции вполне может быть приписана интеллектуальной деятельности; с другой стороны, эмоциональные реакции не менее важны для адаптации человека, чем умственная деятельность.

Операция с информацией, выраженной на языке эмоционального переживания, без перевода ее на уровень сознания (а значит, вербального самораскрытия) — это задача, которую еще никому не удавалось решить. Исследования эмоциональной грунтовки экспериментально показали, что даже очень быстро возникающие эмоциональные переживания основываются на процессах микрокогнитивной оценки отношений между объектами, вызывающими переживание.

Феномен эмоционального интеллекта признается все большим числом исследователей во всем мире. Важность и необходимость развития компонентов эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивидуумов и влияющих на их жизненный успех, также неоспорима. Интеллектуальные тесты, популярные в начале 20 века, в настоящее время все меньше и меньше используются для отбора претендентов на конкретные рабочие места или студентов в соответствующих специализированных классах, хотя они изначально создавались именно для этой цели. Существует необходимость в новом подходе к оценке личного успеха. Концепция эмоционального интеллекта, которая активно развивается в рамках зарубежной и отечественной психологии, стала ответом на этот практический запрос.

Понятие «эмоциональный интеллект» в зарубежной психологии

Внедрению концепции ОУ в научную парадигму предшествовало постепенное изменение взгляда на взаимосвязь между эмоциональными и когнитивными процессами. В зарубежной истории изучения ЕТ в XX — XXI веках. Джон Мейер выделяет пять периодов: 1) в 1900-1969 годах исследования эмоций и интеллекта были относительно изолированными; 2) в 1970-1989 годах исследователи сосредоточились на взаимном влиянии когнитивных и эмоциональных процессов; 3) в 1990-1993 годах ОИ был определен как субъект психологических исследований; 4) в 1994-1997 годах концепция была популяризирована; 5) с 1998 года концепция эмоций и познания изучается в области науки. До сих пор суть явления была прояснена.

Первый период характеризуется появлением и развитием логических и вербальных тестов интеллекта и началом изучения социального интеллекта; в то же время понятие интеллекта остается исключительно познавательным.

Изначально в исследованиях интеллекта не хватало дифференциации. Постепенно в науке утвердилась идея множественной интеллигенции. Возьмем в качестве примера концепцию Л. Терстоуна (1938), в рамках которой он выделил семь так называемых первичных умственных способностей. Тем не менее, среди этих факторов (счетная способность, вербальное восприятие, вербальная гибкость, скорость восприятия, пространственная ориентация, ассоциативная память) автор не находит ни одного, который был бы косвенно связан с интеллектуальной обработкой эмоциональной информации.

Сочувствие является частью эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект — это способность человека различать как собственные намерения, желания и мотивации, так и намерения, желания и мотивации других людей, а эмпатия — это важный эмоциональный навык.

Человек, обладающий эмоциональным интеллектом, способен принимать решения, вести переговоры с другими людьми и правильно реагировать на негативные ситуации.

Отсутствие у человека эмпатии — одна из основных причин причинения вреда отношениям с другими людьми. Признание и понимание чувств другого человека возможно только тогда, когда присутствует способность сопереживать. Отсутствие этой способности является признаком низкого эмоционального интеллекта.

Эмоции легче выражать не в устной форме, т.е. посредством жестов, мимики, действий и т.д. Понимание того, что человек не сказал, является ключом к пониманию его чувств, ключом к успешным отношениям.

Эксперты считают, что у каждого человека есть сочувствие, нужно просто дать ему возможность проявить себя. Первый бессознательный признак сопереживания в раннем детстве — это когда ребенок плачет. Когда ребенок слышит плач другого ребенка, он сразу же реагирует и начинает плакать.

По мере роста человека растет и его эго, на которое влияет окружающая среда, культура, семья и воспитание. Человек становится все более эгоистичным, и пока в мире все в порядке, с ним все в порядке. К сожалению, мир устроен таким образом, что человеку все еще приходится приручать свой эгоизм и относиться к заботам других, как к своим собственным.

Отсутствие сочувствия приводит к нежелательным последствиям — преступности, насилию, террористическим актам и т.д. Когда человек совершает преступление, он не чувствует боли другого из-за своего низкого эмоционального интеллекта. Такой человек не знает и не понимает своих чувств, не может контролировать свои эмоции, не может общаться с другими людьми.

Испытывать эмпатические реакции означает отождествлять себя с чувствами другого человека, то есть сопереживать или сочувствовать ему. Исследования показывают, что чем выше уровень эмпатии, тем лучше способность распознавать эмоции в мимике, цвете и абстрактном воображении.

Развитие эмпатических реакций и повышение эмоциональной компетентности взаимосвязаны и помогают человеку точно идентифицировать свои чувства и справляться с ними. Сопереживать другому человеку означает чувствовать и понимать то, что он хочет сказать. Человек с высоким уровнем сочувствия пользуется большим доверием и может рассчитывать на поддержку людей в любом вопросе.

Интеллект

Эмоциональный интеллект, основанный на концепции Мейера, Саловея и Карузо, представляет собой группу умственных навыков, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций других людей.

Она рассматривается как часть социального интеллекта, который включает в себя способность наблюдать за своими и чужими эмоциями, различать их и использовать предоставленную ими информацию для руководства своими мыслями и действиями. Человек реагирует на события, слова и обстоятельства эмоциями. После развития эмоционального интеллекта человек реагирует не на действия и эмоции, а на причины, которые помогают понять других людей, правильно воспринимать критику и реагировать соответствующим образом.

Этот термин стал популярным после публикации одноименной книги научного журналиста Д. Гоулмана в 1995 г. По его словам, психическое здоровье, лидерские качества и эффективность работы лучше развиваются у людей с сильным эмоциональным интеллектом. Исследования Гоулмана показали, что 67% лидерских качеств обусловлены эмоциональным интеллектом, который в то же время вдвое важнее технических знаний и IQ.

Вывод Големана подтверждается исследованиями Эгона Зандера, который обнаружил, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют гораздо больше шансов на успех.

Невозможно разделить коэффициенты эмоционального интеллекта ЗМТ и умственного интеллекта IQ, кроме того, человек не будет иметь высокий IQ, если он не будет развивать ЗМТ. Для развития эмоционального интеллекта необходимо развивать самооценку, мотивацию, осознание, адаптивность. Для развития эмоционального интеллекта, по мнению В. Шиманской, ключевыми факторами являются честность и правильная оценка собственного поведения.

Если эмпатия дает человеку способность понимать, то эмоциональный интеллект дает инструменты для контроля над реальностью.

Эмоциональный интеллект является результатом обучения, что отличает его от интеллектуальных навыков, и он может быть усвоен на любом этапе жизни. Любой человек может научиться социальным и эмоциональным навыкам, сочетанием которых является эмоциональный интеллект.

Чтобы быть успешным в жизни, одних только интеллектуальных способностей недостаточно. Если IQ помогает поступить в учебное заведение, то эмоциональный интеллект помогает EQ справиться со стрессом и эмоциями перед экзаменами.

Огромное влияние эмоциональный интеллект оказывает на успеваемость в школе, на работе, помогает ориентироваться в трудных ситуациях, помогает вести за собой и мотивировать других. Это также влияет на физическое здоровье, особенно в стрессовых ситуациях, когда необходимо контролировать свои эмоции. Эмоциональный интеллект влияет как на психическое здоровье, которое разрушается стрессом и неконтролируемыми эмоциями, так и на отношения — понимание эмоций и чувств других людей позволяет эффективно общаться и строить прочные отношения, как в личной жизни, так и на работе.

Этапы эмоционального интеллекта

Формирование эмоционального интеллекта начинается, когда человек рождается и проходит четыре стадии:

Первый этап развития — умение выражать эмоции. Со временем формируется способность отличать реальные от искусственных, ложных эмоций, например, можно отличить искреннюю улыбку от служебной;

Второй уровень развития связан с оценкой эмоций. На этом уровне человек может сравнивать свои эмоции с другими, а также со своими собственными концепциями и идеями;

Третий уровень — это обдумывание эмоций и их использование в рассуждениях. Этот этап — период понимания эмоций, проводится анализ особенностей получения эмоций, ситуации их формирования. Например, человек понимает, что источником гнева является несправедливость, за беспокойством следует облегчение, а гнев может быть просто позором. Учишься не только понимать специфику эмоций и их происхождение, но и понимать динамику человеческих эмоций;

Четвертый этап, управление эмоциями, является самым высоким, потому что это этап саморегулирования и управления эмоциями других людей. Эта стадия дает знания о том, как нейтрализовать гнев, способность успокоить другого человека и способность превратить страх в радость.

Эксперты считают, что эмоциональный интеллект не связан с возрастом, хотя было бы логично предположить, что чем старше человек, тем он эмоционально более интеллигентен. Если говорить о времени освоения уровней эмоционального интеллекта, то первые три уровня осваиваются в среднем до подросткового возраста, а навыки четвертого уровня доступны не каждому даже в преклонном возрасте.

Для высокого уровня эквалайзера характерны следующие качества — богатый эмоциональный словарь, интерес к людям, открытость к переменам и способность отказаться, способность давать, не дожидаясь награды, отсутствие стремления к совершенству, радость в жизни и т.д.

Эмоциональный интеллект включает в себя четыре категории способностей:

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Смотреть фото Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Смотреть картинку Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Картинка про Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Фото Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Эмпатия против мысли: почему эмоциональный интеллект важнее IQ

Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Смотреть фото Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Смотреть картинку Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Картинка про Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница. Фото Эмпатия и эмоциональный интеллект в чем разница

Ограничения IQ

В нашей культуре уже давно существует представление о том, что успешность напрямую связана с уровнем интеллекта. Один из самых популярных способов определить его — IQ-тест. В 1921 году психолог из Стэнфордского университета Льюис Терман даже начал масштабный эксперимент по поиску и воспитанию одаренных детей с высоким показателем IQ — 140-200. Терман предполагал, что юные гении сформируют в США новую интеллектуальную элиту, однако этого не произошло. Некоторые ребята действительно добились успеха, но большинство стало типичными представителями среднего класса, а часть и вовсе оказалась «за бортом», скатившись вниз по социальной лестнице.

Разумеется, высокий уровень интеллекта помогает в обучении и позволяет быстрее запоминать новую информацию. И все же он не настолько важен, насколько полагал профессор из Стэнфорда. В своей книге «Гении и аутсайдеры» его оппонент, писательница Малкольм Гладуэлл пишет, что Терман не учел один факт: при достижении определенного уровня разница между людьми здесь становится незначительной. У человека, чей IQ составляет 200, нет преимуществ по сравнению с тем, кто достиг показателя в 120.

По данным другого исследования, уровень IQ вообще не играет роли в вопросах достижения успеха и лишь в незначительной степени увеличивает шансы. Более значимыми оказываются другие факторы, в том числе степень развития эмоционального интеллекта.

Понимание чувств как фактор успеха

Сравнив людей с похожим уровнем IQ, но разной степенью успешности, ученые заметили одну закономерность: более удачливые ребята, как правило, происходили из благополучных семей, где родители принимали активное участие в их жизни. Они учили их общаться с разными людьми, формулировать цели и ценить свои индивидуальные особенности.

Иными словами, с раннего возраста таким детям помогали развивать эмоциональный интеллект, который позволяет понимать свои и чужие чувства и в определенной степени управлять ими. Способность находить общий язык с людьми и эффективно выстраивать межличностную коммуникацию полезна как в личной жизни, так и на работе. И там, и там лучших результатов добиваются люди, способные понять чувства других, даже если они с их мнением не согласны.

Как развить эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект начинает развиваться уже с рождения, и в его формировании важную роль играют взаимоотношения с родителями. Именно они во многом определяют, насколько хорошо дети научатся различать эмоции и управлять ими. Так, игнорирование чувств ребенка, их обесценивание или даже запрет определенных эмоций (например, гнева) приводит к неумению понимать себя и адекватно выражать свое отношение к разным ситуациям. Таким ребятам гораздо сложнее найти свое место в социуме, завоевать популярность среди сверстников и учителей, научиться отстаивать свои интересы. А вот если родители уделяют переживаниям ребенка достаточно внимания и учат его определять испытываемые эмоции, это дает ему большую свободу и улучшает его навыки межличностной коммуникации.

Впрочем, даже если человеку не повезло родиться в чуткой семье, уровень эмоционального интеллекта можно повысить уже во взрослом возрасте. Американский психолог Дэниел Гоулман разработал для этого систему, которая подразумевает разделение людей на три группы в зависимости от степени развития их способности определять чувства. В первую попадают те, кто осознает эмоции и умеет их контролировать. А во второй и третьей группе оказываются люди, которые либо не понимают своих чувств и не могут взять их под контроль, либо осознают, что именно испытывают, но не пытаются ничего изменить.

Им полезно отслеживать, какие эмоции они испытывают в тот или иной момент, и называть их («радость», «печаль», «гнев», «страх» и др.). Для этого нужно время от времени прислушиваться к себе, стараться определять каждую эмоцию в момент ее появления и оценивать, адекватна ли она внешним обстоятельствам. Ведь нередко неприятное чувство можно ослабить, взглянув на происходящее рационально, чтобы дать ему объективную оценку. Таким образом постепенно можно справиться, например, со вспышками гнева.

Те, кто научился различать собственные эмоции, лучше понимают мотивы и поступки других людей. Ведь, испытывая отчаяние или ощущение душевного подъема, чувство интереса или стыда, мы не одиноки: на всех континентах, во всех социальных слоях люди делают то же самое. Знаменитый американский психолог Пол Экман (между прочим, именно он стал прототипом главного героя популярного сериала «Обмани меня») доказал, что в любой культуре, вне зависимости от того, насколько закрытой она является, лица людей выражают основные эмоции одинаково. Это означает, что чувства являются универсальным языком — и даже ключом к пониманию того, что происходит в человеческом сообществе вокруг. Почему бы не овладеть этим инструментом?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *