Энергосервисного контракта что это
Энергосервисного контракта что это
Статья 19. Энергосервисный договор (контракт)
1. Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
2. Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:
1) условие о величине экономии энергетических ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 109-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.
3. Энергосервисный договор (контракт) может содержать:
1) условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;
2) условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;
3) условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;
4) иные определенные соглашением сторон условия.
4. В случае заключения энергосервисного договора (контракта) с лицом, которое ответственно за содержание многоквартирного дома и которому собственниками помещений в многоквартирном доме переданы полномочия на заключение и исполнение энергосервисного договора (контракта), такое лицо вправе принимать на себя по энергосервисному договору (контракту) обязательства, для надлежащего исполнения которых собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо совершать действия только при наличии в письменной форме согласия на их совершение каждого собственника помещения в многоквартирном доме, которому эти действия необходимо совершить. В противном случае такое условие энергосервисного договора (контракта) является ничтожным.
5. При реализации мероприятий, направленных на достижение целевых показателей, предусмотренных пунктом 6 части 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, энергосервисный договор (контракт) может содержать условие об обязанности исполнителя по организации и установке газобаллонного оборудования на транспортные средства, в отношении которых проводятся мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
(часть 5 введена Федеральным законом от 10.07.2012 N 109-ФЗ)
Энергосервисный договор
Что такое энергосервисный договор
Энергосервисный контракт представляет собой особую форму договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов за счёт повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение.
Энергоэффективность – эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов. Использование меньшего количества энергии для обеспечения того же уровня энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве.
Энергосбережение (экономия энергии) – реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Заключение договора
Это новый вид договора, дополнительно заключаемого между собственниками и управляющей компанией или ТСЖ, на выполнение мероприятий по энергосбережению.
Его цель – снизить потребление коммунальных ресурсов в отдельно взятом здании. Качественный энергосервисный договор должен окупиться и принести прибыль.
Энергосервисный договор заключается отдельно от договора управления многоквартирным домом.
После его реализации в здании должны снизиться объёмы потребляемых энергоресурсов за счёт их более рационального использования. Составление энергосервисного договора производится на основании собранной информации об объекте путём его осмотров, показаний установленных счетчиков, возможно, энергоаудита и другими методами. Договор заключается на основании решения принятого на общем собрании собственников жилья. Цена определяется соглашением сторон.
Особенности договора
Энергосервисного контракта что это
Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов
(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 36-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 3 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
3. Начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:
1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;
2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;
3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.
4. При заключении энергосервисного контракта проект такого контракта, направляемый заказчиком поставщику, должен быть основан на объеме потребления энергетических ресурсов, согласованном в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
С 01.01.2022 в ч. 5 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
5. Заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок вправе указать предельный размер возможных расходов заказчика в связи с исполнением энергосервисного контракта.
С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 6 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
6. При заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса или запроса котировок заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение указывают также в конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок на необходимость включения в заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в запросе котировок одного из следующих предложений:
1) предложение о цене контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, о проценте экономии;
2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.
С 01.01.2022 в ч. 7 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
8. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи, победителем запроса котировок признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме.
С 01.01.2022 в ч. 9 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
9. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 настоящей статьи, для определения лучших условий исполнения энергосервисного контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия вместо такого критерия оценки заявки на участие в конкурсе, как цена контракта, оценивает и сопоставляет такой критерий, как предложение о сумме, в целях выявления лучших условий исполнения этого контракта, соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения энергосервисного контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту. При этом рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе в соответствии с таким критерием, как предложение о сумме, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 32 настоящего Федерального закона в отношении такого критерия, как цена контракта, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 10 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
10. При заключении энергосервисного контракта путем электронного аукциона такой аукцион проводится путем снижения одного из следующих показателей:
1) цена энергосервисного контракта или в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи, процент экономии;
2) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником такого аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов, в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов, предложенной участником такого аукциона и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником такого аукциона проценту этой экономии, в случае, предусмотренном пунктом 3 части 3 настоящей статьи.
С 01.01.2022 в ч. 11 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
11. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 10 настоящей статьи, победителем электронного аукциона признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме.
С 01.01.2022 в ч. 12 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
12. В случае, предусмотренном пунктом 3 части 10 настоящей статьи, при заключении энергосервисного контракта победитель электронного аукциона или участник данного аукциона, с которым заключается энергосервисный контракт при уклонении от заключения контракта этого победителя, определяет размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов и процент такой экономии с учетом предусмотренных документацией об электронном аукционе минимального процента такой экономии и максимального процента такой экономии, а также предложения о сумме этого победителя или этого участника.
13. Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:
1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;
2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;
3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.
С 01.01.2022 в ч. 14 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
14. При заключении энергосервисного контракта в нем указывается экономия в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов по каждому виду таких ресурсов, рассчитываемая из фиксированного размера экономии в денежном выражении (в случае, предусмотренном пунктом 1 части 3 настоящей статьи) или предложенной участником закупки (в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи) экономии в денежном выражении указанных расходов, а также стоимости единицы каждого товара, каждой работы или каждой услуги, указанных в конкурсной документации, документации об электронном аукционе, извещении о проведении запроса котировок.
15. При заключении энергосервисного контракта в этом контракте также указывается в случае, предусмотренном пунктами 1 и 3 части 3 настоящей статьи, предложенный участником закупки процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов или в случае, предусмотренном пунктом 2 части 3 настоящей статьи, фиксированный процент такой экономии. Процент такой экономии, указанный в энергосервисном контракте, не может изменяться в ходе исполнения этого контракта.
С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 16 ст. 108 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.
16. Размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется заказчиком в документации о закупке от пяти до тридцати процентов одной из следующих величин:
1) максимальный процент фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 1 части 3 настоящей статьи;
2) фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергетических ресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи;
3) максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 3 части 3 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. Обязательством исполнителя, предусмотренным энергосервисным контрактом, является обеспечение предусмотренной контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов без учета экономии в стоимостном выражении. При этом принимаются во внимание требования к условиям исполнения энергосервисного контракта, установленные в соответствии с частью 19 настоящей статьи.
18. Оплата энергосервисного контракта осуществляется исходя из размера предусмотренных этим контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения этого контракта.
19. Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
Статья 19. Энергосервисный договор (контракт)
Статья 19. Энергосервисный договор (контракт)
1. Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
2. Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 109-ФЗ в пункт 1 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
1) условие о величине экономии энергетических ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.
3. Энергосервисный договор (контракт) может содержать:
1) условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;
2) условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;
3) условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;
4) иные определенные соглашением сторон условия.
4. В случае заключения энергосервисного договора (контракта) с лицом, которое ответственно за содержание многоквартирного дома и которому собственниками помещений в многоквартирном доме переданы полномочия на заключение и исполнение энергосервисного договора (контракта), такое лицо вправе принимать на себя по энергосервисному договору (контракту) обязательства, для надлежащего исполнения которых собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо совершать действия только при наличии в письменной форме согласия на их совершение каждого собственника помещения в многоквартирном доме, которому эти действия необходимо совершить. В противном случае такое условие энергосервисного договора (контракта) является ничтожным.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 109-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона дополнена частью 5, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
5. При реализации мероприятий, направленных на достижение целевых показателей, предусмотренных пунктом 6 части 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, энергосервисный договор (контракт) может содержать условие об обязанности исполнителя по организации и установке газобаллонного оборудования на транспортные средства, в отношении которых проводятся мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона
Энергосервисный контракт. Что это такое?
Оглавление
Изначально энергосервисный контракт (англ. Energy Performance Contracting) представляет собой особую форму договора, реализуемого по результатам энергетического аудита, и направленного на получение экономии энергетических и эксплуатационных затрат. Данный эффект достигается за счет реализации технических мероприятий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
При этом формат энергосервисного контракта предполагает, что исполнитель (энергосервисная компания или ЭСКО) исполняет данный договор своими силами и за счет собственных средств (или с привлечением подрядчиков и инвесторов). Возврат инвестиций осуществляется за счет экономии, полученной потребителем после реализации технических мероприятий по отношению к исходной величине энергозатрат.
Законодательная основа
На территории Российской Федерации отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также порядок заключения и энергосервисных контрактов регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Заключение энергосервисных договоров в бюджетной сфере регулируется Федеральным законом № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Особенностям заключения энергосервисных контрактов посвящена ч. 19 ст. 108 44-ФЗ.
Форма реализации энергосервисного контракта
Так, энергосервисный контракт по 44-ФЗ государственный или муниципальный заказчик может заключить по результатам электронных торгов (аукционов, тендеров). Как заключается энергосервисный контракт?
Требования к содержанию энергосервисного контракта, в частности, для бюджетных потребителей, регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами: Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», правительственными и ведомственными постановлениями.
В частности, Федеральным законом № 261-ФЗ регламентируются минимальные разделы, которые должны содержаться в энергосервисном договоре:
На тематических ресурсах, а также на сайтах энергосервисных компаний, работающих по таким принципам, можно найти различные варианты ориентировочных документов и информации, такие как примеры энергосервисных контрактов, предварительные расчеты стоимости, типовые программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, образцы энергосервисных контрактов по 44-ФЗ и др. Данные материалы являются только ориентировочными и примерными. Уточненные варианты зависят от конкретного объекта, особенностей региона, отрасли и других условий.
Энергосервисный контракт и иные контракты в энергетике
Какие контракты относятся к энергосервисным? В общем понимании законодательства, упомянутого выше, это, прежде всего, инвестиционные договора, направленные на получение экономии в натуральном выражении конечным потребителем энергетических ресурсов. Основные функции энергосервисного контракта указанного формата заключаются в реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для огромного сектора бюджетных и внебюджетных потребителей с минимальными рисками, повышая тем самым энергоэффективность экономики РФ. Более того, энергосервисные договора способствуют вливанию инвестиций, в том числе иностранных, в энергетические системы российских потребителей.
В общем контексте энергосервисный контракт и перфоманс контракт разницы, как таковой, не имеют. Перфоманс контракты получили свое название от английского аналога Energy Performance Contracting. Данная форма сотрудничества появилась еще в конце прошлого столетия в США. Сейчас такие энергосервисные договора очень популярны в большинстве западных стран.
Энергосервисный контракт принципиально отличается от контрактов на поставку электроэнергии, тепла, газа и других ресурсов. Предметом энергосервисного договора не является передача потребителю ресурса. В то время как по договору поставки энергии и (или) договору энергоснабжения поставщики обязаны доставить до заказчика ресурс определенного качества и характеристик и оказать услуги, непосредственно связанные с поставкой ресурса.
Согласно Федеральному закону № 261-ФЗ определенные условия энергосервисного контракта могут быть включены в договоры поставки энергетических ресурсов и (или) договоры энергоснабжения. Но эти контракты не взаимозаменяемы и имеют совершенно разные цели и принципы.
Следует также понимать разницу между энергосервисным контрактом и концессией. Концессионное соглашение – это, как правило, форма государственно-частного партнерства, при котором частый инвестор вовлекается в создание, реконструкцию или эффективное управление государственной собственностью или оказывает услуги, которые обычно оказывает государство или компании с государственным участием. В результате реализации концессии частный инвестор получает право эксплуатировать или пользоваться объектом (инфраструктурой, зданием и т.д.) на возмездной основе и получать доход в свою пользу. Концессионные соглашение, как правило, заключаются на продолжительный срок (20 лет и более).
Энергосервисные контракты в МРГ
В отрасли малой распределенной генерации (МРГ) в последнее время большой популярностью пользуется частная форма энергосервисного контракта – реализация энергоснабжающих объектов (мини-ТЭС, мини-котельные и др.) за счет средств ЭСКО с дальнейшим получением гарантированной прибыли Инвестором и гарантированного экономического эффекта Потребителем.
Как правило, такие энергосервисные контракты в отрасли малой распределенной генерации реализуются между представителями бизнес-сектора, а не с бюджетными организациями. Инвестор заинтересован в оперативной реализации проекта и скорейшем получении прибыли. Для этой цели при формировании и согласовании договоров не должно быть законодательных и бюрократических барьеров и запретов. Более того, наибольший экономический эффект как для инвестора, так и для потребителя отмечается в случаях наиболее высокой исходной цены на энергоресурсы, что наблюдается в секторе частных потребителей, для которых цены на электроэнергию являются нерегулируемыми, рыночными. В то время как бюджетные потребители, население и приравненные к ним категории потребителей получают электроэнергию по льготным регулируемым тарифам.
Виды энергосервисных контрактов в МРГ
Суть реализации энергосервисного контракта в отрасли МРГ всегда одна – Инвестор (ЭСКО) реализует собственными и привлеченными силами энергоснабжающий объект (мини-ТЭС) «под ключ» для потребителя за счет собственных или привлеченных средств. Более того, на протяжении срока исполнения энергосервисного контракта ЭСКО несет все операционные расходы на эксплуатацию данного объекта.
Обычно потребителям предлагается две формы энергосервисного контракта:
Формат сотрудничества
Группа компаний «МКС» имеет возможность как самостоятельно реализовывать энергосервисные контракты в качестве энергосервисной компании, так и привлекать инвесторов, выступая, при этом, как агрегатор и оператор реализации контракта. В связи с этим выработан простой и интуитивно понятный формат сотрудничества при работе и с инвестором, и с потребителем.
Энергосервисные контракты при строительстве объектов собственной генерации вызывают высокий интерес как у потенциальных инвесторов как высокорентабельный вид бизнеса, так и у потребителей как реальная возможность получения экономии и модернизации систем энергоснабжения.
Главный посыл реализации энергосервисного контракта – взаимовыгодная форма сотрудничества между инвестором (ЭСКО) и потребителем:
Наиболее полный порядок сотрудничества оператора энергосервисного контракта с потенциальным инвестором приведен ниже.
Условия реализации
Энергосервисный контракт является универсальным и современным инструментом реализации энергоснабжающих объектов «под ключ» и не требует множества условий для успешного достижения поставленных целей. Основные условия реализации проектов мини-ТЭС по энергосервисным контрактам:
Общие принципы, пул объектов, примеры расчетов, взаимные преимущества от реализации энергосервисных контрактов с Группой компаний «МКС» ® и другая полезная информация доступна в нашей презентации энергосервисного контракта, выложенной по ссылке.
Где это выгодно?
В Российской Федерации сейчас отмечается достаточно высокий уровень развития рынка проектов малой распределенной генерации посредством реализации энергосервисных контрактов. Но популярность данный механизм сотрудничества также набирает в различных странах и регионах мира, где есть потребность в электроэнергии, особенно в странах с развитым рынком местного газообразного топлива:
Почему это выгодно?
Реализация энергосервисных контрактов по строительству генерирующих объектов отрасли МРГ несет в себе целый ряд преимуществ как для инвесторов, так и для потребителей. Вот основные из них.
Основные преимущества для инвестора:
Основные преимущества для потребителя:
Экономика энергосервисного контракта
Основное преимущество энергосервисного контракта заключается во взаимовыгодном сотрудничестве с получением экономического эффекта каждой из сторон контракта – инвестор получает прибыль и окупает свои инвестиции, потребитель снижает затраты на энергоснабжение и получает экономический эффект.
При реализации энергосервисного контракта с помощью предоставления скидки потребителю инвестором при поставке выработанных на мини-ТЭС энергоресурсов суть получения экономического эффекта каждой из сторон наиболее прозрачна. Инвестор зарабатывает на разнице между ценой поставки ресурса и себестоимостью его выработки. Потребитель получает электрическую и тепловую энергию по энергосервисному контракту дешевле, чем у гарантирующего поставщика и энергоснабжающих компаний, снижает свои расходы, и соответственно себестоимость производства своей продукции.
Ниже приведен пример экономики энергосервисного контракта соответственной для инвестора и потребителя.
Финансирование энергосервисного контракта
В целях реализации энергосервисного договора Инвестор может использовать различные схемы финансирования (собственные средства, кредит, лизинг и т.д.). Каждый тип финансирования выгоден при реализации проекта, как отмечалось. Но в каждом конкретном случае Инвестор исходит из реальной ситуации и условий и принимает наиболее взвешенное решение, т.к. каждый тип финансирования имеет свои особенности. Группа компаний «МКС» обладает компетенциями для консультации потенциальных инвесторов при реализации энергосервисных контрактов.
Одной из наиболее удобных форм финансирования при реализации энергочервисного договора является лизинговая схема. Укрупненная схема сотрудничества сторон при реализации энергосервисного контракта по лизинговой схеме приведена ниже.
В данном случае Инвестор имеет максимально «сглаженный» вход в проект и вкладывает минимальные инвестиции (аванс по договору лизинга). При этом, после запуска объекта в эксплуатацию, все эксплуатационные затраты, а также лизинговые платежи полностью перекрываются выручкой по договору аренды – Инвестор получает прибыль и окупает вложенные инвестиции.
Краткая схема процесса и результатов реализации энергосервисного контракта на протяжении одного цикла работы для двух наиболее популярных моделей генерирующего оборудования, как пример, указаны ниже.
Проект мини-ТЭС 2 МВт:
Проект мини-ТЭС 4,3 МВт:
Обе схемы реализации проекта указывают на высокую доходность данного вида бизнеса. После окончания договора лизинга, как правило, через 5 лет, Инвестор получает объект в собственность. Валовая доходность проекта по такой схеме может составлять до 100% годовых за весь цикл наработки оборудования до капитального ремонта (срок действия договора аренды оборудования).
Передача объекта по энергосервисному контракту
В последнее время Группа компаний «МКС» разработала и активно предлагает на рынке новую экономическую модель энергосервисного контракта. Помимо классического варианта реализации энергосервисного договора, когда изначальные затраты несет Инвестор, а Группа компаний «МКС» выступает лишь в качестве комплексного исполнителя и агрегатора проекта, Группа компаний «МКС» может предложить новую схему сотрудничества.
При таком варианте, Группа компаний «МКС» имеет возможность вложить собственные средства в реализацию проекта, выступив как Инвестор, исполнитель и агрегатор в одном лице, а затем после запуска объекта в эксплуатацию продать его внешнему Инвестору. Покупатель, при этом, приобретает массу преимуществ, т.к. он приобретает полностью готовый и уже работающий объект – и начинает получать прибыль сразу же, после оформления сделки. Более того, при такой схеме покупатель энергосервисного контракта сокращает для себя срок лизинга, что увеличивает доходность проекта.
Механизм реализации сделки по продаже энергосервисного контракта по уже рабочему объекту довольно прост:
Доходность проекта, реализованного по такой схеме энергосервисного контракта может быть даже выше, чем при классическом варианте.
Группа компаний «МКС» активно реализует энергосервисные контракты по строительству энергоснабжающих объектов как самостоятельно, так и в качестве оператора при взаимодействии с крупными инвесторами. Группа компаний «МКС» сотрудничает с ведущими лизинговыми и инвестиционными компаниями, а также продвигает данный продукт на зарубежный рынок. Основные преимущества Группы компаний при реализации энергосервисных контрактов заключаются в большом опыте строительства мини-ТЭС «под ключ», а также в максимально комплексном и удобном подходе как к инвестору, так и к потребителю.
Группа компаний «МКС»:
У вас опечатка в самом верху, связанная с падежами. Замените заголовок с «Энергосервисного контракта что это» на «Энергосервисный контракт, что это». А ещё лучше «Что такое энергосервисный контракт»