Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение

В разные периоды развития психологии и в разных школах эти категории имели неодинаковое значение, однако всегда так или иначе присутствовали в психологических концепциях.

Одной из первых в психологии появилась категория образ, которая стала ведущей при изучении познания.Уже в античности ученые изучали, как формируется у человека образ мира, впоследствии в центре внимания психологов оказался образ себя, самосознание человека, его содержание и структура. Если в первых психологических теориях образ себя рассматривался преимущественно как одна из областей сознания, то в современной науке «образ Я» стал одним из ведущих понятий психологии личности.

Образ предмета многие ученые рассматривали как сигнал, на основе которого зарождается и начинает функционировать рефлекс, поведение человека. Образ как сенсорная основа мысли считался незыблемым постулатом учеными, которые рассматривали психику как сенсорную мозаику, состоящую из ощущений и представлений. Безобразный характер мышления стал в начале XX в. одним из важнейших открытий Вюрцбургской школы. Образ как основа восприятия, его целостный и системный характер стал ведущей категорией в гештальтпсихологии.

Рассматривая развитие образа, психологи пришли к выводу о взаимосвязи чувственного и умственного образов. Изучение этой связи, так же как и сочетания умственного образа и слова, было и остается одной из важнейших проблем для психологии. Достаточно сказать, что такие великие ученые, как А. А. Потебня, Л. С. Выготский, Г.Г.Шпет, Ж.Пиаже, Д.Брунер и другие, посвятили свои наиболее значительные труды исследованию именно этой проблемы.

Чувственный и умственный образы являются содержанием сознания, поэтому совокупность образов можно рассматривать как определенный аналог этой философской категории. Однако для психологии большое значение имеет и вопрос о степени осознанности образов, так как бессознательное и надсознательное играют не менее важную роль, чем сознание.

Существенное значение имеет в психологии и категория мотив. Уже в первых психологических теориях ученые рассматривали источник активности, пытались найти причину, которая побуждает человека к движению, т. е. стремились понять мотивы, которые лежат в основе нашего поведения. Были попытки найти и материальное объяснение этим побуждениям, причем мотивы связывались и с движущимися атомами, и с «животными духами»; были и теории, которые говорили об их нематериальности. Так, Платон говорил о страстной и вожделеющей душах, которые и служат носителями мотива, а Лейбниц считал, что активность, побуждение к действию является свойством души-монады. Однако независимо от истолкования природы мотива он, как правило, связывался с эмоциями и был одной из главных проблем для всех психологов. Поэтому естественно, что и в современной психологии понятие мотива (потребности, влечения, стремления) стало ведущей категорией практически всех психологических школ.

Говоря о категории деятельности, необходимо помнить о том, что в психологии рассматривается как внешняя (поведение), так и внутренняя, прежде всего мыслительная, деятельность. На первых этапах развития психологии ученые не подвергали сомнению мысль о том, что поведение представляет собой такое же психологическое понятие, как и мышление. Однако со временем психологи, как уже говорилось выше, начали отождествлять психику лишь с сознанием, а все внешние проявления активности выходили, таким образом, за рамки собственно психического. Поэтому на долю психологических исследований приходилось изучение только внутренней, умственной деятельности. Это мешало развитию объективных методов исследования психики и останавливало развитие экспериментальной психологии. В середине прошлого века английский психолог Г. Спенсер впервые сказал о том, что предметом психологии являются ассоциации между внутренним и внешним, т.е. между сознанием и поведением. Таким образом, было не только зафиксировано уникальное положение психологии, но и узаконено место внешней деятельности в качестве психологической категории.

В то же время изучение внутренней и внешней деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов представляет собой одну из центральных проблем возрастной психологии и многих других психологических направлений и отраслей.

Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть картинку Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Картинка про Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение

Анализ направления развития психологии показывает, что значение этой категории, так же как и доля исследований, посвященных различным проблемам общения, будет и дальше возрастать.

В отличие от других категория личность появилась в психологии сравнительно недавно, хотя вопросы о сущности человека, развитии его представления о себе и оценки себя ставились еще в античности. Однако в то время понятия личность и человек рассматривались как тождественные, не существовало и современных понятий личность, индивид и индивидуальность. На протяжении длительного времени, как уже отмечалось, ведущим предметом психологии было познание, а категории образа и внутренней, умственной деятельности оставались ведущими. Недаром известный ученый В.Вундт говорил о диктате «интеллектуализма» в психологии, противопоставляя свою волюнтаристскую психологию прежней, изучающей в основном «человека познающего», а не чувствующего. Лишь с появлением школы глубинной психологии именно личность стала одной из ведущих категорий и остается ею в современной психологической науке, хотя и в настоящее время разные школы (гуманистическая, глубинная, отечественная психология) рассматривают структуру, генезис и движущие силы развития личности по-разному.

Сама постановка проблемы и подходы к ее решению были связаны с вопросами о роли и месте человека в мире. В античной психологии ученые рассматривали человека как одно из звеньев в цепи всеобщих закономерностей. С этой точки зрения человек подчинялся тем же законам, что и все живое и неживое в природе, а психические законы были отражением физических, т.е. вариациями основных законов природы. Исследование этих законов приводило ученых к мысли о том, что существует некая первооснова, которая составляет сущность и психического, и физического. Такой ответ на психофизическую проблему получил название монизм(общая, единая первооснова, субстанция). В зависимости от того, идеальной или материальной является эта субстанция, монизм может быть идеалистическим или материалистическим.

Некоторые ученые отвергали наличие единой субстанции, доказывая, как, например, Р.Декарт, что существуют два первоначала, две разные субстанции: для души и для тела. Этот подход получил название дуализм. Поскольку процессы, которые происходят в душе и теле, рассматривались как параллельные и независимые друг от друга, в психологин появилось понятие психофизического параллелизма, подчеркивавшего независимость и чисто внешнее соответствие этих явлений.

С середины прошлого века, с развитием биологии и медицины, психология получила достаточно важный объективный материал, позволявший по-новому подойти к решению психофизиологической проблемы. Работы И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, У. Кеннона и других ученых дали возможность не только лучше понять биологическую природу психики, но и точнее разграничить области биологических основ психики и собственно психического. Тем не менее остается еще много вопросов, которые совместными усилиями психологов, философов, физиологов, медиков и других ученых предстоит решить, чтобы дать более полные ответы на психофизическую и психофизиологическую проблемы.

1. Назовите основные этапы развития психологии.

2. Как изменялся предмет психологии?

3. С чем связано изменение предмета и методов психологии?

4. В чем причина методологического кризиса в психологии?

5. Как изменялась взаимосвязь психологии с другими науками?

6. Какие факторы влияют на развитие психологии?

7. В чем проявляется субъективность и неопределенность в характере развития психологии?

8. Каким образом связаны между собой социальная ситуация развития науки и личность ученого?

9. Как развивались принципы системности и детерминизма?

10. Какие виды развития существуют в психологии?

11. Что такое категориальный строй психологии?

12. Дайте характеристику психофизической и психофизиологической проблем.

Примерные темы рефератов

1. Методологические проблемы истории психологии.

2. Основные различия исторической психологии науки, психоистории и истории науки.

3. Основные этапы развития психологии как науки.

4. Координаты, определяющие развитие психологии.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. — Ростов н/Д, 1996.-Т. 1,2.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 12 ; Нарушение авторских прав

Источник

Основные категории психологии в их исторической перспективе

Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть картинку Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Картинка про Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть картинку Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Картинка про Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть картинку Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Картинка про Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть картинку Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Картинка про Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение

Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть картинку Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Картинка про Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение

Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть картинку Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Картинка про Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение

Основные категории психологии: образ, мотивация, деятельность, личность, общение.

Пример: Уже в античности ученые изучали, как формируется у человека образ мира, впоследствии в центре внимания психологов оказался образ себя, самосознание человека. В современной науке «образ Я» стал одним из ведущих понятий психологии личности. Образ предмета многие ученые рассматривали как сигнал, на основе которого зарождается рефлекс.

Античность – образ мира; с Возрождения – образ себя и самосознание (Сегодня «образ Я» – базовое понятие психологии личности). Образ предмета – категория естественнонаучного подхода, основа рефлекторной теории. Образ как основа восприятия стал ведущей категорией в гештальтпсихологии.

Существенное значение имеет в психологии и категория мотив. Уже в первых психологических теориях ученые рассматривали источник активности, пытались найти причину, которая побуждает человека к движению, т.е. стремились понять мотивы, лежащие в основе поведения. Мотивы были материальные – движущиеся атомы, «животные духи», и нематериальные. Так Платон говорил о страстной и вожделеющей душах, которые служат носителями мотива. Сейчас понятие мотива (потребности, влечения, стремления) стало ведущей категорией практически всех психологических школ.

С мотивом тесно связана другая категория – переживание, эмоциональный отклик человека на явления внешнего мира, свои поступки и мысли. Еще Эпикур утверждал, что именно переживания направляют и регулируют поведение. Важность эмоций и переживаний не только в регуляции активности, но и в присвоении знаний, идентификации с окружающим миром, в том числе и со значимыми людьми, не вызывает сомнения.

Говоря о категории деятельность, необходимо помнить о том, что в психологии рассматривается как внешняя (поведение), так и внутренняя, мыслительная деятельность. В современной психологии существует несколько школ, для которых категория деятельности – ведущая. Это и бихевиоризм, и отечественная психология, в которой теория деятельности занимает одно из центральных мест.

Мысль о том, что человек – существо социальное, т.е. не может существовать вне общения с другими, была высказана еще Аристотелем. С течением времени психология получала все больше данных о важнейшей роли других людей в развитии психики, формировании представлений о себе и мире. В возрастной психологии огромная роль взрослого и отношений взрослый-ребенок является одной из аксиом, указывающей на то, что развитие ребенка не может осуществляться в изоляции. С появлением социальной психологии началось серьезное изучение общения взрослых друг с другом, что позволило выделить разные стороны общения (коммуникативную, перцептивную, интерактивную), его структуру и динамику.

Категория личность появилась в психологии сравнительно недавно, хотя вопросы о сущности человека ставились еще в античности. В то время понятия личность и человек рассматривались как тождественные, не существовало и современных понятий личность, индивид и индивидуальность. С появлением школы глубинной психологии именно личность стала одной из ведущих категорий и остается ее в современной психологии.

Источник

Эпикурейцы: философия удовольствия

«Конечная цель блаженной жизни — телесное здоровье и душевная безмятежность.»
Эпикур

Эпикуреизм — одна из известных и влиятельных школ эллинистической философии, основанная Эпикуром. Эпикурейцы считали, что философия должна помочь человеку обрести состояние безмятежного покоя.

Человек — хозяин своей жизни

Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть картинку Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Картинка про Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение

Эпикур, основатель философского направления, утверждал, что цель жизни — стремление к удовольствиям. Что же такое удовольствие, с его точки зрения? Это вовсе не удовлетворение всех своих желаний или поиск наслаждений: Эпикур понимал удовольствие как благородное спокойствие, умение довольствоваться малым и радоваться жизни. Число желаний, которые может испытывать человек, безгранично, и далеко не все человек может удовлетворить. Поэтому нужно уметь ограничивать свои потребности и наслаждаться тем, что имеешь.

Наслаждаться жизнью людям мешает страх, считал Эпикур. Есть три главных страха, от которых люди должны избавиться. Первый страх — это страх перед богами. Но богам нет до людей никакого дела. Учение Эпикура о природе и космосе заключается в следующем: во Вселенной существует бесчисленное количество миров, которые образуются в результате столкновения атомов. В промежутках между мирами, так называемых междумириях, и обитают бессмертные боги. Они пребывают в состоянии вечного блаженства и не вмешиваются в жизнь людей.

Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть картинку Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Картинка про Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение

«Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, смерти еще нет, когда она приходит, то нас уже нет» (Эпикур)

Последнее, от чего нужно избавиться мудрому человеку — страх перед судьбой, которая в любой момент может вознести на вершину или, наоборот, низвергнуть в пропасть. Эпикур доказывал, что судьбы, то есть предопределения, не существует, потому что высшие силы не участвуют в человеческой жизни и не влияют на нее.

Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть картинку Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Картинка про Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение

Физика эпикурейцев

Школу эпикурейцев относят к представителям античного материализма, так как для объяснения бытия они использовали учение об атомах. Тит Лукреций Кар, самый известный из римских последователей Эпикура, развил атомистическую теорию и изложил ее основные положения в своем поэтическом труде «О природе вещей». В чем же суть этой теории? Тела и души всех живых существ, включая человека, состоят из атомов: души — из легчайших, тела — из более тяжелых. Зарождение душ происходит по тем же законам, что и зарождение миров, в результате столкновения атомов. При этом каждый атом может отклониться от своей траектории. То же касается и человеческой жизни: человек может изменять свою судьбу.

«Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным» (Эпикур)

Тит Лукреций Кар, как и другие эпикурейцы, считал целью человеческой жизни атараксию, что переводится как «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие». Это умение сосредоточиться на самом главном, отбросить все лишнее и наслаждаться простыми вещами. Духовное наслаждение, к которому стремились эпикурейцы, — гораздо более устойчивая вещь, чем наслаждение чувственное, потому что оно не зависит от внешних обстоятельств. Человек сам выбирает, как ему относиться к той или иной ситуации.

«Некоторые изнашивают свои жизни ради статуй и славы» (Тит Лукреций Кар)

Источник

Эпикур

Из Википедии — свободной энциклопедии

Эпикур и его последователи были известны тем, что ели простую пищу и обсуждали широкий круг философских вопросов. Он открыто позволял женщинам и рабам [1] вступать в его школу. Из более чем трёхсот произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только [2] три письма (к Геродоту, к Пифоклу, к Менекею), два сборника афоризмов и изречений («Главные мысли» и «Ватиканское собрание»), фрагменты сочинений. [3]

Бóльшая часть знаний об учении и жизни Эпикура исходит от более поздних авторов, в частности сочинение историка Диогена Лаэртского (Лаэрция) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», «О природе вещей» Лукреция Кара, Филодема из Гадары, Секста Эмпирика, Цицерона.

Как и Аристотель, Эпикур был эмпиристом, то есть он верил, что чувства являются единственным надёжным источником знаний о мире. Подобно Демокриту Эпикур учил, что вселенная бесконечна и вечна, и что всё сущее сделано из крошечных, невидимых частиц, атомов. Все явления, происходящие в естественном мире, в конечном счёте, являются результатом движения и взаимодействия атомов в пустом пространстве. В отличие от Демокрита, Эпикур предлагал идею атомного «отклонения», согласно которой атомы могут отклоняться от их ожидаемого поведения, тем самым позволяя людям обладать свободной волей в детерминированной вселенной.

Несмотря на свою популярность, эпикурейские учения с самого начала вызывали споры. Эпикуреизм достиг своей наивысшей популярности во времена поздней Римской республики. Он вымер в поздней античности из-за враждебности со стороны раннего Христианства. Учение Эпикура постепенно стало более широко известным в XV веке с повторным открытием важных текстов, но его идеи не стали приемлемыми до XVII века, когда французский католический священник Пьер Гассенди возродил их модифицированную версию, которую также продвигали другие писатели, включая Уолтера Чарлтона и Роберта Бойля. Его влияния значительно выросло во время и после Эпохи Просвещения, глубоко воздействуя на идеи основных мыслителей, включая Джона Локка, Томаса Джефферсона, Иеремии Бентама и Карла Маркса.

Источник

Эпикур и эпикуреизм. Кратко о философии и учении Эпикура

Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть картинку Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Картинка про Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение

Важно следовать за своими естественными желаниями и избегать противоестественных, таких как тщеславие и жажда богатства. Самыми главными наслаждениями Эпикур считал духовные, а не физические, а одним из высших удовольствий называл дружбу.

В Средние Века христианские авторы осуждали эпикурейцев, превратив название их философской школы в синоним безбожников. Однако Эпикур не был атеистом. Боги существуют, учил мыслитель: они бессмертны и блаженны, но им нет дела до людей, поэтому они никого не вознаграждают и не карают.

Развратник или скромный мудрец? Что известно о жизни Эпикура

Эпикур, как утверждается, написал почти триста произведений. Однако до нашего времени от них уцелели только фрагменты и афоризмы. О самом Эпикуре известно из сочинения Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и трактата римского эпикурейца Лукреция Кара «О природе вещей».

Про Эпикура ходили нехорошие слухи: будто он развратник, обжора и хам, ругающий других философов последними словами и ворующий их идеи. Диоген Лаэртский уверяет, однако, что все это ложь.

В действительности Эпикур был благодетельным и благочестивым человеком, мудрым учителем, ко всем относился с теплотой, писал биограф. Жизнь его была скромной и неприхотливой: философу было довольно воды и простого хлеба, даже сыр он считал роскошью.

Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Смотреть картинку Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Картинка про Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведение. Фото Эпикур утверждал что данная категория направляет и регулирует поведениеЭпикур на картине Рафаэля «Афинская школа»

Философия Эпикура: познание и истина

Учение Эпикура о природе

Эпикур о богах и загробной жизни

В пространстве между мирами живут бессмертные и счастливые боги. Мир людей и сами люди не заботят их, поэтому нет смысла ждать божественной награды или божественного наказания. Получается, что судьба человека зависит от него самого, а не от богов.

Душа человека состоит также из атомов. Без тела она существовать не может, поэтому погибает в момент смерти человека. Стало быть, загробной жизни не существует, и заботиться о ней нет смысла. Мы бренны, так что жизнь нужно прожить счастливо и со смыслом.

Этика Эпикура: учение о наслаждении и страданиях

Эпи­кур ввел иерар­хию удо­воль­ст­вий: например, духовные удовольствия он считал выше телесных. Духовные радости более долговечны и сильны, они охватывают и прошлое, и настоящее, и будущее.

Все потребности человека Эпикур делил на три группы:

Есте­ствен­ные и необ­хо­ди­мые (как телес­ные, так и духов­ные). Не терпеть голода и жажды, холода; понимать устройство окружающего мира, чтобы не сойти с ума etc.

Есте­ствен­ные, но не необ­хо­ди­мые. Например, это любовь, дружба, родительские чувства.

Мни­мые, пустые желания. Амбиции, жажда богатства и почестей.

Источниками страданий, беспокойства, являются страх перед бога­ми, боязнь смер­ти и лож­ные взгляды на доб­ро и зло, учил Эпикур. Поэтому он выдвинул четы­рех посту­ла­та:

Подлинное благо достигается легко

Зло лег­ко уни­что­жить

Боли нель­зя избе­жать, но можно и нужно взять над ней верх и ста­рать­ся ее смяг­чить тер­пе­ни­ем и твер­до­стью духа. Стра­да­ния не исклю­ча­ют радо­сти, а силь­ная боль или длит­ся недол­го, или уби­ва­ет, писал Эпикур. Сам он умер в муках от тяжелой болезни, но до конца находил утешение в воспоминаниях о философских беседах с друзьями.

Эпикур о человеке и обществе

При этом Эпикур опередил свое время, выдвинув идею общественного договора, которая вновь появилась лишь в XVII веке. Люди стали жить в обществе, когда заключили негласный договор друг с другом: не причинять и не терпеть вреда, рассуждал философ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *