Эпизод разорения кладбища показывает что
Тест по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»
Тест по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»
Задания блока В можно выполнять, пользуясь текстом произведения.
Блок А задания с выбором ответа
1.На примере каких героев писатель показал, что молодое поколение, родившееся и выросшее на Матере, теряет связь со своей мало родиной?
А) Сима и ее внук б) Андрей и его отец Павел в) Тунгуска с дочкой
2. Эпизод разорения кладбища показывает, что:
А) Материнцам дорога память о прошлом. Они не могут допустить святотатства на своей земле
Б) Материнцы рады, что могилы сносить им не придется. За них эту работу выполнят пожогщики.
В) Приезжим людям жаль материнцев. Они сочувствуют старикам и старухам.
3. Чем украшала свой дом Дарья?
А) ветками рябины б) пихтовыми лапами В) ветками березки
4. Почему Катерина разговаривала со своими вещами в доме?
А) Она была сумасшедшей б) Они для нее часть семьи. В) Так она боролась со скукой.
5. Почему многие материнцы решили не уезжать до крайнего срока?
А) Хотели насладиться последними днями на родной земле, проститься с ней.
Б) Не могли переправиться через реку
В) Хотели проводить Матеру в последний путь.
6.С каким реальным событием в жизни страны связан сюжет произведения?
А) Строительство Братской ГЭС
Б) строительство Волго-Донского канала
В) создание заповедного озера в Сибири
7.У кого из героев произведения на доме была табличка «Памятник деревянного зодчества. Собственность Академии Наук»?
А) Петруха Б) Дарья В) Настасья
8. Какое событие не описано в произведении?
А) разорение кладбища б) сожжение царского лиственя в) сенокос
9. Чьи это слова: «Человек-царь природы. Вот-вот царь. Поцарюет-поцарюет, да и загорюет»?
А) Богодул Б) Катерина В) Дарья
10. Чей это портрет: «Много лет знали …как глубокого старика и уже много лет он не менялся…был он на ногах, ступал медленно и широко, сгибаясь в спине и задирая большю лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнезда»?
А) Павел Б) дед Егор В) Богодул
Блок Б Задания с кратким ответом на вопрос.
Дайте краткий ответ на вопросы:
1) Какие образы противопоставлены в произведении В. Распутина?
2) Возможна ли счастливая жизнь у материнцев после переселения?
3) Могут ли быть оправданы средства, которыми достигнута цель-затоплена Матера?
Блок ВДополните цитаты недостающими словами из текста произведения
1) «И как нет, казалось, … и …. бегущей воде, нет и … деревне: уходили на погост …, нарождались другие, заваливались …. постройки, …. новые».
3) «Прошла, значит, жизнь – и не … ещё, а прошла». (Павел)
5) «Так и жила деревня,перемогая любые … и …, триста с лишним годов»
Урок-взгляд по повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»
Разделы: Литература
Тема: «У кого нет памяти, нет жизни».
Эпиграф: «Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится».
1. Тексты
2. Эпиграф на доске
3. Портрет писателя
4. Музыкальный фон
5. Пиктограммы учащихся
6. Схемы ценностей учащихся и героев повести В. Распутина «Прощание с Матёрой».
Вопросы по психологии.
— О каких общечеловеческих ценностях говорит нам В. Распутин? (О совести, о родине, о смысле человеческой жизни, о душе, о памяти).
— Каждый из нас выбирает ценностные ориентации из наличной культуры. Но это не означает вовсе, будто наши предпочтения жестоко сопряжены с тем, что принято в данной культуре. Напротив, многие люди обращаются к арсеналу общечеловеческих идеалов, радикально отличаются ценности, принятые, скажем, сегодня.
— Как вы понимаете ценности современного человека? Что означает понятие ценность?
Вопросы по литературе.
— Как вы считаете, если писатель постоянно думает о совести, о душе человека, о нравственности, вправе мы ожидать выражения этих забот в его творчестве?
— Давайте вдумаемся в слова В. Распутина: «Какие беспокоящие вопросы писателя, он доверяет своим героям?» (Покажите на примерах).
Писателя волнуют такие вопросы: «Для чего живёт человек? Зачем? Для какой пользы?»
Герой очерка «Вверх и вниз по течению», наслаждаясь, красотой вечера у реки недоумевает: «Почему так много времени мы проводили в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что это моё, что без этого нельзя жить? и почему забываем, что именно в такие минуты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?»
— В чём мы убеждаемся, вслушиваясь в эти вопросы, волнующие В. Распутина? (В том, что каждый нормальный человек не может не ставить эти вопросы и не задумываться над ними).
— Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, Хозяина острова. А какой вы запомнили распутинскую Матёру? (Ответы учащихся).
Мне запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды, и вышел оглядеть свои владения хозяин острова…
— Мы видим приметы времени, которые показывают неразрывную связь прошлого и настоящего, грандиозные перемены. В чём они?
Бородатые казаки оставили на Ангаре Иркутский острог.
Посылала защищать Родину в годы войны, и осиротела, не дождавшись многих.
Масштабы новостроек коснулись и острова: при строительстве ГЭС Матёра подлежит затоплению.
Вопросы по психологии.
Душа, понятие, выражавшее исторически менявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии особая нематериальная субстанция, независимая от тела. (Советский энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова стр. 423).
Задание: при помощи пиктограмм изобразите свои души.
(Демонстрация пиктограмм, сопровождаемая комментарием учащихся).
Вопросы по литературе.
I группа анализирует эпизод отъезда Настасьи и Егора.
II группа анализирует эпизод прощания бабки Дарьи с избой.
— Анализируя эпизод прощания бабки Дарьи с избой, о чём вы думали, к какому выводу пришли?
Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: «У кого нет памяти, нет жизни». Разговаривая о повести Распутина, каждый из нас выявил высокий уровень нравственных требований к самим себе.
— А как же нам оценивать Петруху, Клавку Стригунову, Андрея, Павла?
Подведение итогов урока.
Завершая сегодняшний урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой», попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности, о бережном отношении к малой родине, Родине.
Комментирование оценок за урок.
1. Подготовить чтение стихотворения Сергея Куняева «Валентину Распутину» и ответить на вопрос: «В каких строках стихотворения вы видите личностное отношение поэта к произведению Распутина».
2. Сделать ценностный ориентир Дарьи, Павла, Петрухи, Клавки и Воронцова.
Контрольная работа по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»
Контрольная работа по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»
Попова Надежда Николаевна
ГБОУ «Школа № 2129» имени Героя Советского Союза П.И.Романова
Учитель русского языка и литературы
Итоговая работа по повести «Прощание с Матерой» В. Распутина
На какой реке находится Матера?
Какая часть суши называется Матерой?
Какую форму имеет Матера?
Что находится через протоку от Матеры? Какую идею автора и какое природное начало это соединение подчеркивает (ответьте словосочетанием)
Какое событие заставляет жителей покинуть Матеру?
Какое сооружение определило судьбу Матеры?
Кто из людей и как обозначил Матеру как крестьянскую Атлантиду, землю обетованную?
Как Природа обозначила Матеру как особую землю?
Как зовут главную героиню повести?
Переведите фразу на современный русский язык: «Тятька вечор говорил: «Живи покуль, занозись в белом свете, а нам ишо поспеешь».
Какое слово придумали жители деревни, характеризуя стиль жизни беззаботного пьяницы Петрухи Звонарева?
«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.» Кому из героев повести принадлежат эти слова?
Кого в деревне прозвали немтырем?
Кто хозяин острова?
Дарью волнует судьба деревенского кладбища, поэтому она просит сына… (продолжите начатую фразу).
Какие родственники Дарьи похоронены на деревенском кладбище? (перечислите по степени родства)
Почему нет могилы мужа Дарьи, Мирона?
Что сделали с могилами поджигатели?
Кто без сожаления уезжает из Матеры, утверждая, что она «назьмом провоняла».
Как прощается со своей избой Дарья?
О чем в своей молитве к Богу просит Дарья и за кого молится?
Где старухи проводят последнюю ночь перед затоплением?
Какое природное явление описывается в конце повести?
Какая задумка автора реализуется через отсутствие сцены затопления Матеры?
Выполните задание письменно. Ответ (3-5 предложений) аргументируйте.
Считаете ли Вы актуальной проблему отношения к малой родине, поднятую в произведении,
актуальной для современной молодежи?
Тест по повести В. Распутин «Прощание с Матёрой»
1.На примере каких героев писатель показал, что молодое поколение, родившееся и выросшее на Матере, теряет связь со своей мало родиной?
А) Сима и ее внук б) Андрей и его отец Павел в) Тунгуска с дочкой
2. Эпизод разорения кладбища показывает, что:
А) Материнцам дорога память о прошлом. Они не могут допустить святотатства на своей земле
Б) Материнцы рады, что могилы сносить им не придется. За них эту работу выполнят пожогщики.
В) Приезжим людям жаль материнцев. Они сочувствуют старикам и старухам.
3. Чем украшала свой дом Дарья?
А) ветками рябины б) пихтовыми лапами В) ветками березки
4. Почему Катерина разговаривала со своими вещами в доме?
А) Она была сумасшедшей б) Они для нее часть семьи. В) Так она боролась со скукой.
5. Почему многие материнцы решили не уезжать до крайнего срока?
А) Хотели насладиться последними днями на родной земле, проститься с ней.
Б) Не могли переправиться через реку
В) Хотели проводить Матеру в последний путь.
6.С каким реальным событием в жизни страны связан сюжет произведения?
А) Строительство Братской ГЭС
Б) строительство Волго-Донского канала
В) создание заповедного озера в Сибири
7. Какое событие не описано в произведении?
А) разорение кладбища б) сожжение царского лиственя в) сенокос
8. Чьи это слова: «Человек-царь природы. Вот-вот царь. Поцарюет-поцарюет, да и загорюет»?
А) Богодул Б) Катерина В) Дарья
9. Чей это портрет: «Много лет знали …как глубокого старика и уже много лет он не менялся…был он на ногах, ступал медленно и широко, сгибаясь в спине и задирая большю лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнезда»?
Прощание с матерой анализ эпизода на кладбище. «Прощание с Матерой
В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень.
Произведение открывается поэтичной картиной описания начала бурного ледохода на Ангаре. Автор подчеркивает циклический характер этого действия: так было каждый год. Но одновременно с этим В.Г. Распутин показывает и необычность этой весны: деревня «повяла как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». Прошли слухи о предстоящем затоплении Матеры. Ослабела хозяйская рука: жители перестали чинить дома и прибирать в избах. Лишь оставшиеся в ней старики сохраняли до конца существования деревни «жилой дух».
В.Г. Распутин не жалеет сил для колоритного описания складывающегося годами уклада деревенской жизни. Матера находится на острове. Практически вся связь с большой землей, с остальным миром лежит через воду. Однако образ бегущей воды в распутинском повествовании имеет также иное значение. Это символ времени: «И как нет, казачось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне». Триста лет жила деревня этой размеренной, обыденной жизнью. Сменялись поколения. Строились, завшшвшшсь и вновь возводились избы. Жизнь в Матере была настолько обособленной, что даже поселки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, кажутся жителям краем света. А уж в то, что одна из старушек Сима видела когда-то Москву, вообще никто не верит, хотя за свои рассказы и получила она прозвище Московишна.
От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин переходит к судьбам ее жителей. Все они при определенной ин-дивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного счастья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье).
Единственная настоящая отдушина в жизни для этих людей
Оставляет Настасья в Матере и убежавшую куда-то кошку, надеясь, что заберет ее, когда приедет копать картошку.
Понимание неотвратимости утраты родного дома приходит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уникальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать.
Символично, что из оставляемой Матеры жители переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. В этом поселке городского типа сын Дарьи Павел ощущает себя квартирантом. В.Г. Распутин поднимает здесь характерную для деревенской прозы в целом тему противостояния города и деревни. Было время, когда Павел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Примечательно, что сын Павла Андрей по-другому оценивает идею затопления Матеры. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль даже и не родилась бы.
Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родительские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно наряжает покойника, провожая в последний путь.
Читатель должен сам решить, чья позиция ему ближе: старухи Дарьи или ее внука Андрея, человека новой эпохи. Симпатии же автора однозначно находятся на стороне коренных жителей Матеры.
Само название деревни Матера и образ старухи Дарьи актуализируют женское материнское начало. Это своеобразный корень жизни, который человек рубит под собой сам.
По-разному относятся жители к тому, что родное место будет стёрто с лица Земли и ни следа от него не останется. Писатель Распутин, сам переживший затопление родной деревни, решает в своей повести сложные нравственные вопросы. В центре его внимания отношение человека и общества к природе, к земле, к родине, к предкам, проблемы памяти и совести. Нравственный уровень героев оценивается с точки зрения их отношения к гибели родной деревни.
На этот раз жители Матёры отстояли правду, прогнали «чертей» и «аспидов» и до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкая обратно кресты, устанавливая тумбочки. Но понимают они, что скоро затопят остров, и поплывёт вся их «рать», а они ничего не смогут изменить. Высокое чувство нравственной ответственности заставляет Дарью мучиться от тягостного чувства вины без вины: «Сёдни думаю: а ить оне с меня спросют. Спросют: как допустила такое хальство, куды смотрела? на тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мене лежало доглядывать. И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая».
Все симпатии автора на стороне древней, исконной, безвозвратно уходящей жизни. Тревогой проникнуты его размышления о том, что в погоне за большими делами человек забывает о совести, предаёт память предков, а без этого нет жизни. Вместе со своим героем Павлом, сыном Дарьи, он жалеет о том, что будет затоплена земля, «самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение». И у него, как и у его героя, прошедшего войну, недоверчиво и тревожно замирает сердце:»не слишком ли дорогая цена» за то, чтобы построить новую жизнь? Да и лучше ли будет новая жизнь?
«Прощание с Матерой» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой » лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень.
Произведение открывается поэтичной картиной описания начала бурного ледохода на Ангаре. Автор подчеркивает циклический характер этого действия: так было каждый год. Но одновременно с этим В.Г. Распутин показывает и необычность этой весны: деревня «повяла как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». Прошли слухи о предстоящем затоплении Матеры. Ослабела хозяйская рука: жители перестали чинить дома и прибирать в избах. Лишь оставшиеся в ней старики сохраняли до конца существования деревни «жилой дух».
В.Г. Распутин не жалеет сил для колоритного описания складывающегося годами уклада деревенской жизни. Матера находится на острове. Практически вся связь с большой землей, с остальным миром лежит через воду. Однако образ бегущей воды в распутинском повествовании имеет также иное значение. Это символ времени: «И как нет, казачось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне». Триста лет жила деревня этой размеренной, обыденной жизнью. Сменялись поколения. Строились, завшшвшшсь и вновь возводились избы. Жизнь в Матере была настолько обособленной, что даже поселки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, кажутся жителям краем света. А уж в то, что одна из старушек Сима видела когда-то Москву, вообще никто не верит, хотя за свои рассказы и получила она прозвище Московишна.
От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин переходит к судьбам ее жителей. Все они при определенной ин-дивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного счастья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье).
Единственная настоящая отдушина в жизни для этих людей
— ощущение благодати родной земли. Перед вынужденным отъездом воздух родины становится еще целебней. Переезд сравнивается со смертью: ведь люди разъезжаются кто куда, порывая связи не только с прежним хозяйством, но и друг с другом: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» — жалуется Настасья Дарье. Наливая подружке четвертый стакан чая, та утверждает, что в городской квартире, где предстоит жить Настасье, и чай не чай: «Только что не всухомятку. Никакого скусу. Водопой, да и только». В.Г. Распутин подробно и убедительно показывает, как тяжело человеку, всю жизнь прожившему на одном месте, отрываться от корней, от истоков, покидать родимый дом, оставлять под затопление могилы близких.
Сцена разорения кладбища — одна из самых трагических страниц повести. Старая слабеющая Дарья, защищая надгробия, преображается и с палкой бесстрашно бросается на здоровенного, как медведь, мужика в брезентовой куртке, обещая ему все кары на свете. Возмущенные жители хотели устроить разорителям могил самосуд: скинуть их в Ангару. Однако выяснилось, что прибыли они по заданию санэпидстанции. Выполнение специального постановления о санитарной очистке всего ложа водохранилища оказывается для властей важнее, чем душевные страдания жителей.
Прощаясь с могилами родных, Дарья вспоминает их наказы: «. Живи, Дарья, покуль живется. Худо ли, хорошо — живи, на то тебе жить выпало».
Грустные мысли о прощании с родиной перемежаются в разговорах жителей деревни с рассуждениями о современной жизни вообще. Богатые житейской мудростью старики замечают ненужную суетную торопливость: «Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж, запинаются на каждом шагу — нет, бегут». Мало того, уходит острота восприятия такого понятия, как совесть. Раньше жизнь людей проходила на виду, и тех, кто про совесть забывал, могли и одернуть. Однако самые тяжелые и мучительные переживания в сердце главной героини Дарьи связаны с осмыслением такого понятия, как старость: силы уходят, а приобретенный жизненный опыт никому, по сути, не нужен. «Теперь и подкормку для полей везут из города, всю науку берут из книг, песни запоминают по радио», — сетует она. Дарья приходит к выводу о том, что старость не доставляет человеку ничего, кроме неудобств и мучений: «Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не»поняла». Единственное, что успела сделать Дарья в своей жизни, — это детей нарожать. Трех похоронила, а остальные трое жили со своими семьями. Так постепенно открывает для себя Дарья основной смысл человеческой жизни: «Тебе господь жить дал, чтоб ты дело сделала, ребят оставила — ив землю. ».
При переезде вещи, которые когда-то были незаменимы в крестьянском хозяйстве, становятся ненужными. С тоской оставляет Настасья «совсем доброе корыто». Образ брошенной избы у В.Г. Распутина одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В.Г. Распутин.
Оставляет Настасья в Матере и убежавшую куда-то кошку, надеясь, что заберет ее, когда приедет копать картошку.
Понимание неотвратимости утраты родного дома приходит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уникальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать.
Символично, что из оставляемой Матеры жители переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. В этом поселке городского типа сын Дарьи Павел ощущает себя квартирантом. В.Г. Распутин поднимает здесь характерную для деревенской прозы в целом тему противостояния города и деревни. Было время, когда Павел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Примечательно, что сын Павла Андрей по-другому оценивает идею затопления Матеры. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль даже и не родилась бы.
Символом все приближающегося затопления в повести становится дождь, который все чаще сменяет описания солнечной погоды. Однако Дарья понимает, что солнце будет сиять на небе и без Матеры: «Остановят Ангару — время не остановится, и то, что казалось одним движением, разойдется на части. Уйдет под воду Матера — все так же будет сиять и праздновать ясный день и ясную ночь небо».
Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родительские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно наряжает покойника, провожая в последний путь.
Читатель должен сам решить, чья позиция ему ближе: старухи Дарьи или ее внука Андрея, человека новой эпохи. Симпатии же автора однозначно находятся на стороне коренных жителей Матеры.
Само название деревни Матера и образ старухи Дарьи актуализируют женское материнское начало. Это своеобразный корень жизни, который человек рубит под собой сам.
«Прощание с Матерой»
В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень.
Произведение открывается поэтичной картиной описания начала бурного ледохода на Ангаре. Автор подчеркивает циклический характер этого действия: так было каждый год. Но одновременно с этим В.Г. Распутин показывает и необычность этой весны: деревня «повяла как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». Прошли слухи о предстоящем затоплении Матеры. Ослабела хозяйская рука: жители перестали чинить дома и прибирать в избах. Лишь оставшиеся в ней старики сохраняли до конца существования деревни «жилой дух».
В.Г. Распутин не жалеет сил для колоритного описания складывающегося годами уклада деревенской жизни. Матера находится на острове. Практически вся связь с большой землей, с остальным миром лежит через воду. Однако образ бегущей воды в распутинском повествовании имеет также иное значение. Это символ времени: «И как нет, казачось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне». Триста лет жила деревня этой размеренной, обыденной жизнью. Сменялись поколения. Строились, завшшвшшсь и вновь возводились избы. Жизнь в Матере была настолько обособленной, что даже поселки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, кажутся жителям краем света. А уж в то, что одна из старушек Сима видела когда-то Москву, вообще никто не верит, хотя за свои рассказы и получила она прозвище Московишна.
От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин переходит к судьбам ее жителей. Все они при определенной ин-дивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного счастья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье).
Единственная настоящая отдушина в жизни для этих людей
Оставляет Настасья в Матере и убежавшую куда-то кошку, надеясь, что заберет ее, когда приедет копать картошку.
Понимание неотвратимости утраты родного дома приходит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уникальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать.
Символично, что из оставляемой Матеры жители переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. В этом поселке городского типа сын Дарьи Павел ощущает себя квартирантом. В.Г. Распутин поднимает здесь характерную для деревенской прозы в целом тему противостояния города и деревни. Было время, когда Павел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Примечательно, что сын Павла Андрей по-другому оценивает идею затопления Матеры. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль даже и не родилась бы.
Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родительские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно наряжает покойника, провожая в последний путь.
Читатель должен сам решить, чья позиция ему ближе: старухи Дарьи или ее внука Андрея, человека новой эпохи. Симпатии же автора однозначно находятся на стороне коренных жителей Матеры.
Само название деревни Матера и образ старухи Дарьи актуализируют женское материнское начало. Это своеобразный корень жизни, который человек рубит под собой сам.
Другие сочинения по этому произведению
Назад Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
“Прости нам, господи, что слабы мы,
непонятливы и разорены душой.
С камня не спросится, что камень он,
с человека же спросится”.
В.Г.Распутин
Ребята, я хочу вам напомнить просмотр и обсуждение фильма “Мы из будущего”. (Просмотр коротких фрагментов).
При обсуждении этого фильма мы все обратили внимание на проблемы, поднятые его авторами. Сформулируйте их: (Слайд 1)
Эти проблемы поднимают авторы фильма, наши современники. Скажите, а в русской классической литературе поднимались подобные проблемы? Приведите примеры произведений (“Война и мир”, “Капитанская дочка”, “Тарас Бульба”, “Слово о полку Игореве” и т.д.)
Итак, мы выяснили, что есть проблемы, которые волнуют человечество на протяжении веков, это так называемые “вечные” проблемы.
На прошлом уроке мы говорили о творчестве В.Г. Распутина, дома вы читали его повесть “Прощание с Матерой”. А какие “вечные” проблемы поднимает В.Г. Распутин в этом произведении? (Слайд 2)
III. Сообщение темы урока, работа с эпиграфом
(Слайд 4) Тема нашего сегодняшнего урока “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. Посмотрите на эпиграф к уроку. В уста какого своего героя Распутин вкладывает эти слова? (Дарьи)
IV. Сообщение учащимся целей урока
Сегодня на уроке мы не только поговорим об этой героине, (Слайд 5) но и
V. Изучение нового материала
1. Беседа с учащимися
В повести показана деревня в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?
2. Анализ образов повести
Какой мы видим Дарью в начале повести? Почему к ней тянутся люди?
(“Дарья имела характер, который с годами не измяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за себя”. В каждом нашем поселенье всегда были и есть еще одна, а то и две старухи с характером, под защиту которого стягиваются слабые и страдательные.” Распутин)
Почему характер Дарьи не измяк, не повредился? Может потому, что она всегда помнила заветы отца? (О совести стр.446)
Просмотр видеосюжета о посещении Дарьи сельского кладбища.
Что беспокоит Дарью? Не дает ей покоя? Какие вопросы ее мучают?
(А теперь че? Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет). Дарья ощущает себя частью единой цепи поколений. Ей больно, что цепь эта может порваться.
(И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?). Дарью можно назвать народным философом: она всерьез задумывается о смысле человеческой жизни, о его назначении.
(И уже с трудом верилось Дарье, что она жива, казалось, что произносит она эти слова, только что познав их, пока не успели ей запретить их открыть. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни). Она находит свою жизненную правду. Она в памяти. У кого нет памяти, у того нет и жизни. И это для Дарьи не просто слова. Сейчас я предлагаю вам посмотреть еще один видеосюжет, а вы, просматривая его, подумайте: как этот поступок Дарьи подтверждает ее жизненную философию, прокомментируйте его.
Видеосюжет “Прощание с избой”.
Вывод. (Слайд 6) Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: «У кого нет памяти, у того нет жизни».
б) Образы неравнодушных и безразличных к происходящему героев повести.
Кто из героев произведения близок по взглядам и убеждениям Дарье? Почему? Приведите примеры из текста. (Схожи взглядами на жизнь, на происходящее, близки Дарье по духу баба Настасья и дед Егор, Екатерина, Симка, Богодул, так как они переживают происходящее, чувствуют ответственность за Матеру перед своими предками; они честны, трудолюбивы; живут по совести).
А кто из героев противопоставлен Дарье? Почему? (Петруха, Клавка. Им все равно, где жить, их не коробит от того, что избы, построенные предками сгорят. Земля, возделываемая многими поколениями будет затоплена. У них нет связи с Родиной, с прошлым).
(По ходу беседы заполнятся таблица)
Работа с публикацией
Откройте вторые страницы ваших публикаций. Посмотрите на речевые и авторские характеристики персонажей. Что вы можете сказать о них?
Как можно назвать людей, подобных Дарье и людей, подобных Петрухе и Катерине? (Неравнодушные и безразличные) (Слайд 7)
3. Анализ эпизода разорения кладбища (гл.3), заполненение СЛС.
В сцене разорения кладбища мы видим столкновение жителей Матеры с рабочими-вандалами. Подберите нужные реплики для диалога без слов автора, чтобы противопоставить героев повести и развести их по разные стороны. (Ответы учащихся)
Кто из героев относится к Матере как к земле-Родине, а кто как к земле-территории”? (По ходу беседы заполняется СЛС) (Слайд 8)
Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.
В.Распутин. Что в слове, что за словом?
4. Возвращение к эпиграфу и работа с ним.
(Слайд 10) Давайте вспомним эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что жители Матеры в этой ситуации – невинные жертвы. Жук и Воронцов – исполнители. Так с кого же спросится за эти бесчинства? Кто виноват в трагедии Матеры и ее жителей?
(Люди, наделенные властью, с них и спросится).
А понимают ли эти люди то, что делают? Как сам автор оценивает их действия?
(Вспоминаем эпизод блуждания в тумане в поисках Матеры. Как будто автор говорит о том, что эти люди заблудились и не ведают, что творят).
5. Вопрос об актуальности проблем, поднятых Распутиным.
Ребята, посмотрите еще раз на тему урока: “Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”. О вечных проблемах мы сегодня говорили. Что это за проблемы? (учащиеся их называют).
А что означает слово актуальные? (Значимые, важные и сейчас для нас)
А какие актуальные проблемы поднимает Распутин в повести? (Экологические проблемы (защиты окружающей среды), проблемы “экологии души”: важно, кем чувствует себя каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений). А эти проблемы нас касаются? Насколько остро перед нами стоят проблемы защиты окружающей среды? (можно вспомнить эпизод с засыпанием нашего озера).
Значит проблемы, поднятые Распутиным по праву можно назвать и вечными и актуальными? Я еще раз хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку: Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.
За все дела и поступки наши обязательно спросится с каждого из нас.
VI. Подведение итогов
Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.
VII. Домашнее задание