Эпоха нетов что это
С оси Си. Си Цзиньпин строит великий Китай. Что ждет страну в эпоху процветающего тоталитаризма?
Фото: Andy Wong / AP
Времена, когда Китай был огромной деревней и мировой фабрикой контрафакта, где все были бедные, безвозвратно ушли. Сегодня в Китае наступило настоящее киберконфуцианство: престарелые китайцы расплачиваются в супермаркетах с помощью facepay, внуки едут к ним в гости на китайских электрокарах, синхронизированных с их китайскими смартфонами, а переносчиков коронавируса вычисляют среди миллиардного населения с помощью приложений. Стремительный рост китайской экономики и китайского влияния пугает и Европу, и США, ведь, не ровен час, стандарты и правила, по которым живет мир, начнет устанавливать КНР, а точнее — ее Коммунистическая партия, у которой, кстати, уже есть планы на ближайшее столетие. О каком светлом будущем мечтают великие кормчие XXI века и какие перемены ждут мир с приходом эпохи великого Китая —
в материале «Ленты.ру».
От эпохи до эпохи
«Си Цзиньпин держит в заложниках историю Китая», «Он хочет править Китаем всю жизнь», «Китайский лидер приравнял себя к Мао Цзэдуну» — такими заголовками пестрили мировые СМИ в ноябре 2021 года. Издания будто соревновались, кто удачнее опишет грядущую «сицзиньпинизацию» Китая.
Ажитацию в СМИ вызвал 6-й пленум 19-го созыва Центрального комитета Коммунистической партии Китая, прошедший с 8 по 11 ноября в Пекине (за пятилетний политический цикл — от съезда до съезда КПК — в Китае проводится семь пленумов ЦК, каждый из них посвящен определенной теме). Нынешний — действительно особенный. Во-первых, пришелся он на год столетия Компартии Китая — первый, хоть и неофициальный съезд КПК прошел в Шанхае в 1921 году. Во-вторых, на нем приняли так называемую историческую резолюцию. Несмотря на название, большая ее часть посвящена не истории, а будущему, в которое Китай поведет Си Цзиньпин и его «идеи о социализме с китайской спецификой в новую эпоху».
Исторические резолюции в стране до этого утверждались всего лишь дважды. В 1945 году, еще до основания КНР, историческую резолюцию принял сам великий кормчий Мао Цзэдун. Этим он подвел итоги борьбы коммунистов с момента основания партии и раскритиковал контрреволюционеров, которые вредили и мешали движению вперед, заодно избавившись от конкурентов и консолидировав власть в своих руках.
Фото: imago stock&people / Globallookpress.com
В 1981 году резолюцию утвердил, пожалуй, второй по известности человек в истории КНР — архитектор «китайской перестройки» Дэн Сяопин. После разрушительной культурной революции, катком прошедшейся не только по всем институтам страны, но и по жизням миллионов простых людей, китайцы возвращались в университеты и осваивали коммерцию. В тот год состоялся 3-й пленум 11-го созыва, который сравнивают с ХХ съездом КПСС, только вместо развенчания культа личности Дэн Сяопин предложил формулу «60/30». То есть 60 процентов того, что делал Мао, было верным, а 30 процентов — уже перебор. Это необходимо было признать и двигаться дальше.
А чтобы избежать появления еще одного Мао и перегибов, сопутствующих несменяемой и неограниченной власти, при Дэн Сяопине было решено управлять Китаем коллективно. Председатель мог занимать пост не более двух сроков по пять лет, преемника подбирали уже к началу второго срока. Но, судя по всему, концепция коллективного управления, принятая при Дэн Сяопине, нынешнему руководству пришлась не по нраву.
В третьей исторической резолюции не много истории, зато немало любопытных деталей. Например, свершения Мао Цзэдуна и Си Цзиньпина называют «скачком», а вот политику Дэн Сяопина и остальных лидеров — лишь «шагом». Кроме того, в комментариях к резолюции Си Цзиньпина практически уравнивают с Мао Цзэдуном, называя «рулевым» — еще не «кормчим», но близким к тому. На то, что Си пока еще не встал в один ряд с основателем страны, указывает и тот факт, что «трейдмарк» главы государства — «Идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху» пока не свернули до афористичных «Идей Мао Цзэдуна». Непосвященным в тонкости китайского формализма длина «идей» может показаться пустяком, однако это важный символизм: чем короче, тем важнее. Более того, именные «идеи» в истории КНР есть пока только у Мао, Дэна и Си. А вот у предшественников нынешнего лидера Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао нет, их идеи знают просто как «тройное представительство» и «научную концепцию развития».
Центробежная сила партии
40 лет назад Китай вступил в новую эпоху развития и шел по намеченной Дэн Сяопином траектории до ноября 2021 года, когда появилась новая историческая резолюция. Рубеж веков был бурным не только для китайских бизнесменов, стремившихся отхватить от пирога реформ и открытости кусок побольше. Страсти кипели и в политических кругах. Клики, кланы, региональные группировки — на протяжении всей истории КНР политическую элиту делили то на «прагматиков» и «радикалов», то на «реформаторов» и «консерваторов». С 1990-х — на «шанхайцев» (выходцев из развитых юго-восточных провинций) и «комсомольцев» (тех, кто «приехал» к власти на социальном лифте комсомола). Были и так называемые «принцы» — дети высоких партийных чиновников. Один из таких — Си Цзиньпин. Его отец Си Чжунсюнь — революционер, стоявший у истоков создания Китайской Народной Республики, — пострадал во время культурной революции, а затем вернулся к власти и был одним из зачинателей экономических реформ.
Си Цзиньпин бьет в колокол во время своего визита в пагоду Шведагон в Мьянме
Фото: Khin Maung Win / AP
Такая пестрота политических карт привела к тому, что политическая борьба увлекала чиновников куда больше управления страной. КНР погрязла в коррупции и кумовстве, что не раз приводило к трагедиям, пропасть между богачами и нищими ширилась, проблемы с экологией — а это спутник экономического роста — становились все более очевидными.
В новой исторической резолюции этот период резюмировали так: «Одно время в управлении партией наблюдалась нестрогость, распущенность и слабость, что привело к распространению коррупции и другим негативным явлениям внутри партии, породило серьезные проблемы в политической экосистеме. Более того, отношения между партией и народными массами (. ) понесли ущерб, была ослаблена созидательная сила, консолидирующая сила и боеспособность партии. Партия стояла перед серьезными испытаниями в управлении государством». Из исторической резолюции читатель узнает главное: Си Цзиньпин расчистил партию, разобрал калейдоскоп групп влияния и никуда не уйдет, пока не приведет китайский народ к всеобщему процветанию.
Китай 3.0
В начале 1980-х Китай должен был расти во что бы то ни стало. «Неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей» — самая известная фраза той эпохи. По заветам Дэн Сяопина, главной задачей китайского руководства было первым делом дать разбогатеть тем, кто успеет запрыгнуть в вагон новых возможностей, остальные — потом. Цели подразумевали соответствующие инструменты: масштабная приватизация, урбанизация, индустриализация, огромные вложения в инфраструктурное строительство, снижение тарифных и торговых барьеров, вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Даже армия стала играть по правилам бизнеса. Китай разбогател, однако развитие оказалось несбалансированным. Ресурсы накопились, но распределены они были несправедливо.
Теперь, согласно новой экономической модели, стране нужно достичь всеобщего благосостояния, и эта задача требует новых методов. Китаю необходимо стать более независимым от внешнего мира. Если раньше экспорт был драйвером экономической модели, то сегодня страна переходит к так называемой двойной циркуляции (экспорт и внутреннее потребление). Экспорт при этом должен стать высококачественным: вместо кривоглазых игрушек сомнительного пошива китайские производители должны отправлять в Европу электромобили, способные конкурировать с Tesla.
Фото: Aly Song / Reuters
Нужно также привлекать иностранные инвестиции и создавать собственные технологии, особенно в сфере полупроводников и программного обеспечения. А создание контролируемых цепочек поставок названо вопросом национальной безопасности.
Коронавирус дал пространство для маневра китайским властям: экономический спад можно увязать с последствиями кризиса, и даже умеренный рост покажется высоким.
И это было лучшим показателем среди крупных экономик. Впрочем, показатели роста ВВП больше не являются для китайских властей приоритетом, их даже не включили в новый, 14-й пятилетний план (2021-2025). Согласно ему, развитие должно стать более сбалансированным и качественным, пузыри необходимо сдуть. Не на последнем месте и демографическая политика. Полуторамиллиардному населению нужно разбогатеть быстрее, чем оно состарится.
Коронакризис уже явил миру некоторые из новых подходов КНР к решению экономических вызовов: по сравнению с 2008 годом в 2020-м помощь была куда менее масштабной, но адресной. Меры вводили поступательно, чтобы оставалось время оценить обстановку и скорректировать подход в случае необходимости, главным образом поддержка была направлена на малые и средние предприятия и внутреннее потребление, в приоритете — технологическая инфраструктура, а не мосты и дороги. Последовавшая борьба с монополиями финтеха — еще одна попытка поддержать начинающих и более мелких игроков. В апреле власти оштрафовали компанию Alibaba на 18,22 миллиарда юаней (2,78 миллиарда долларов) за нарушение правил справедливой конкуренции.
Протестующие в Гонконге
Фото: Tyrone Siu / Reuters
Руководство страны проявляет все меньше желания спасать убыточные и погрязшие в долгах предприятия. Если раньше так называемые «слишком большие, чтобы рухнуть» компании могли рассчитывать на спасение за государственный счет в случае проблем, то опыт последних лет показал, что эта лавочка закрывается. Дефолт крупнейшего в Китае застройщика Evergrande стал тому доказательством.
Для достижения новых целей в Пекине могут пойти и на более решительные меры, которые раньше казались невозможными. Например, введение налога на имущество. Этой инициативе уже многие годы сопротивляются чиновники, у которых имущества больше, чем свидетельствуют декларации. И все же вместо давно назревших налоговых реформ, которые реально помогли бы решить проблемы неравенства, власти пока лишь добровольно-принудительно призывают крупных бизнесменов к филантропии. Так, в октябре технологические гиганты Alibaba, Tencet и другие пожертвовали в общей сложности 46,6 миллиона долларов на борьбу с последствиями наводнений в Центральном Китае. До этого в Alibaba объявили, что выделят 15,5 миллиарда долларов на инициативы «всеобщего процветания»: развитие технологических инноваций, поддержку малого бизнеса, борьбу с бедностью в регионах.
О том, что и в дальнейшем власти не планируют затыкать дыры в экономике деньгами, говорят итоги недавней Центральной экономической конференции, на которой определяют план работы в экономике на будущий год. Главная задача на 2022-й — экономическая стабильность, ее в коммюнике упомянули целых 25 раз. При этом капитал, который должен способствовать развитию социалистической системы, продолжат держать в ежовых рукавицах: требовать участия в социальных проектах и проводить строгую антимонопольную политику. Капитал в помощь социализму — само по себе оксюморон, однако китайские власти противоречий не видят, ведь какого цвета кошка — все так же неважно.
Как идеи Карла Маркса укладываются в реалии страны, где 80 процентов населения трудоустроены в частных компаниях, действительно, трудно понять. Однако идеи немецкого философа в КНР находят новую интерпретацию. В китайских телешоу, призванных популяризировать марксистскую идеологию, указывают: марксизм прежде всего — власть одной партии; СССР развалился потому, что идеи обесценились, а КПСС сдала лидерские позиции. Борьба с неравенством, чем и занимается сегодня КПК, — еще один маркер марксизма.
Си Цзиньпин на экране произносит речь на мероприятии по случаю 100-летия основания Коммунистической партии Китая
Фото: Carlos Garcia Rawlins / Reuters
В 2021 году в Китае уже объявили об искоренении крайней нищеты в деревнях, чего не удавалось сделать еще ни одному правительству за все пять тысяч лет китайской истории.
Всевозможные запреты и правила, появившиеся за последнее время в культурной сфере, тоже призваны привить молодежи «правильные» ценности для новой эпохи. Досталось «морально разлагающимся» знаменитостям, татуированным спортсменам, фан-клубам и даже женоподобным мальчикам — их аккаунты в соцсетях блокируют, а телекомпаниям настоятельно советуют не показывать их в эфире.
Неминуемое лидерство
Китай кардинально и стремительно меняется не только внутри, но и вовне. При Дэн Сяопине Пекин старался больше заниматься собой и не выпячиваться на международной арене — «скрывать свои возможности, держаться в тени». Теперь, будучи второй экономикой мира, наступающей на пятки США, Китай больше не может прятать драконьи рога под шкурой миролюбивой панды.
Однако вместе с амбициями и возможностями растет и ответственность.
И особенно это касается вопросов изменения климата. Китай — главный мировой загрязнитель: на страну приходится около четверти мировых выбросов парниковых газов. В абсолютном выражении это больше всех в мире, однако в пересчете на душу населения китайские выбросы в два раза меньше американских. Так или иначе, от Китая многого требуют, особенно в том, что касается отказа от ископаемого топлива: 60 процентов электроэнергии в КНР все еще обеспечивают угольные электростанции. При этом избавиться от такой зависимости непросто, ведь от стабильного энергообеспечения зависят производство и экономической рост.
Ветровые электростанции в городе Дунфан
Фото: John Ruwitch / Reuters
В то же время в Китае не закрывают глаза на проблему. За предыдущую пятилетку 2015-2020 страна перевыполнила план по сокращению выбросов СО2, а в 2021 году стала мировым лидером по внедрению возобновляемых источников энергии. Год назад на Генеральной ассамблее ООН Си Цзиньпин сделал многообещающее заявление: Китай достигнет пика углеродных выбросов к 2030 году и так называемой углеродной нейтральности к 2060 году. Спустя год в ООН он объявил, что КНР больше не будет участвовать в угольных проектах за рубежом и поможет развивающимся странам в энергопереходе, раз с этим не справляются западные страны.
Не нужно читать между строк, чтобы понять: Си Цзиньпин готовит страну к мировому лидерству в «сообществе единой судьбы человечества», будь то в экономике, политике или технологиях. Удастся ли это, все в меньшей степени зависит от внешних факторов и все в большей — от того, как китайское руководство будет справляться с вызовами внутри страны.
Эоны прошлые и будущие
Много раз в истории человечества кто-то решал вдруг провозгласить, что наступила новая эпоха, новая эра развития и все должно измениться. Пророки провозглашали начало новой жизни – но редко, когда меняли что-то в реальности.
Саббатай Цви провозглашенный мессией, учил, что с его приходом в мире больше не остается правил и догм, что старая Тора уходит, а все, что было запрещено становится разрешенным. Но ничего не произошло.
Джону Ди и Эдварду Келли енохианский ангел Мадими поведала, что начинается новый мир, в котором больше нет старых законов и запретов, старые понятия греха и праведности, старые заповеди, упраздняются и приходит время нового мира. Но тогда ничего не произошло.
Алистер Кроули объявил, что наступает новая эпоха, в которой мир полностью изменится, что мораль и религию ждут большие потрясение, мышление людей изменится и началом новой эпохи будут большие потрясения, в том числе – войны.
И грянули две мировые войны и мир изменился.
На этот раз пророчество сработало. Мир действительно изменился.
Настал Эон Гора.
Эон – это большая эпоха, уникальная, не похожая на другие, которая наступает очень быстро (в исторических масштабах) и длится около двух тысяч лет. Это родственно (но не равно) астрологическим эрам и если вам доводилось слышать, что наступает Эра Водолея – то речь именно об этом.
Представьте волчок, который крутится немного не ровно – его ось сама будет описывать круги. То же самое происходит с вращением Земли и проекция оси ее вращения описывает круги, проецируясь на Знаки Зодиака. И переход из одного знака в другой занимает около 2000 лет.
Но это не значит, что чисто механически смена Знака ведет к глобальным изменениям в жизни. К изменениям ведет не смена таких эпох, а совпадающая с некоторыми из них смена Эонов. И наш из них — четвертый. И все они названы именами египетских богов.
Первое состояние человечества – Эон Исиды. Это время матриархата и первобытной жизни, а позже – время расцвета язычества. Время становления культуры, общества, религии. Люди жили в природе, обожествляли природу, видели своими богами грозу и ветер, Солнце и Луну, населяя мир тысячами Автонов и веря в них с той искренностью, которая возможно лишь у человека, никогда не сталкивавшегося с другими культурами.
Наступила Эра Рыб. И вот тогда мир изменился. Изменилась суть мир, его парадигма, изменилось мышление людей. В мире воцарились Умирающие и Воскресающие Боги, начиная с египетского Осириса – настал его Эон, Эон Осириса. Настал за несколько веков и обрел свой рассвет в появлении христианства.
Интересно, что это совпало с астрономической Эрой Рыб, а рыба очень важна в христианстве, именно рыба, а не крест, была первым символом христианства, где апостолы – рыбаки и «ловцы человеков», где крещения проходит в воде.
Рыба — первый символ христианства
Новый мир наступил. Он утвердился и перестал меняться, и века шли без больших потрясений, и все то, что принес новый Эон казалось несомненный и вечным. Но прошли 2000 лет и наступил новый Эон. Пришел Эон Гора, бога мстителя, настала Эра странного и непредсказуемого Водолея.
Формально это случилось в 1904 году.
Фактически Эон Гора будет наступать в течении веков – но его наступление нельзя не увидеть, это не тот процесс, который приходит в мягких тапочках, без стука, никем не замеченным. Его начало ознаменовали мировые войны и революции. Старый мир начала рассыпаться на куски, прямо на глазах, буйно и кроваво. Вчерашние верующие сегодня крушили церкви бога Эона Осириса, а новые религии расцветают на глазах, мир возвращается к магии, начинает вызывать духов, ищет новые духовные пути.
Женское начало вновь вступает в игру, начинается борьба суфражисток за равноправие – женщины требуют избирательных прав, покоряют Эверест, встают во главе стран и командуют армиями, а мужчины в это время записываются в стриптизеры. Само понятие пола размывается, деление на мужское и женское, создаваемое много веков, разваливается на куски. Все меняется, старые устои морали и религии рушатся на глазах.
Это кажется концом света, последними днями цивилизации, агонией и моральным разложением – но это лишь изменение. Мы живем прямо на стыке Эонов и видим, как за окном рушатся старые (привычные за тысячи лет) мораль и образ жизни, и на их месте формируются новые, как старые догмы и заповеди умирают – что бы освободить место для новых, которые через века станут такими же привычными и будут казаться такими же незыблемыми.
Это не конец мира – это его перерождение, новый шаг, куда более радикальный, чем раньше.
Церкви закрываются и превращаются и ночные клубы, целые страны отрицают веру в бога, но его место занимает наука, вторгаясь в то, что всегда считалось божьим промыслом.
И это не смог бы вообразить человек из 18 века, не смог бы понять, кроме как через слово «чудо», настолько изменилось все вокруг — включая само понимание мира и образ мышления. И это не метафора — люди буквально стали мыслить иначе
Жизнь крестьянина 18 века похожа на жизнь крестьянина 10 века куда больше, чем жизнь крестьянина конца 19 и начала 21. Все изменилось радикально — мы свободно говорим с кем-то на другом конце мира, но не видим в комете божьих знамений; мы создаем материалы, которые не знала еще Вселенная – и загрязняем мир пластиком, который травит нас; мы уничтожаем опаснейшие болезни, холеру, чуму, проказу, оспу, и освобождаем место для новых вирусов и болезней, не виданных ранее. Мы перестраиваем мир! Порой удачно, а порой наугад, и наши постройки падают нам же на голову.
Даже видения в небе изменились – веками люди видели ангелов, демонов, леших и эльфов. Теперь люди видят НЛО и серых пришельцев. У этих видений – одна природа, но Фатимские Явления Девы Марии стали границей и прямо на глазах видения старого Эона (Богоматерь) перешли в видения нового (НЛО, пикирующая на толпу).
Это – Эон Гора. Его наступление – огромное потрясение. Его воцарение станет эпохой науки, постигающей не виданные тайны мира, победой над болезнями и старостью, эпохой расселения человечества за пределы Земли, временем научного познания того, что называли магией. Это Эон, которые переменит саму природу человека, сотрет границы между людьми и машина, телом и механизмом, природным и искусственным разумом. То, что робко начинается как импланты, генетические модификации человека и опыты с искусственной утробой, способной вынашивать детей вне тела матери, станет глобальной переделкой самой природы человека.
И не важно, нравится это кому-то или нет. Пришел новый Эон, новый шаг, он вызовет восторг от открывающихся перспектив или приведет в ужас от мысли, что люди перестанут однажды быть людьми в привычном смысле, но он пришел. У нас нет выбора. Мы устранили естественный отбор, слабые и больные больше не вымирают – а значит биологическая эволюция больше не происходит. Ее место сменяет эволюция, направляемая разумом, научное изменение человека.
Во всяком случае – его тела.
Но Эоны не перестанут сменяться.
И они куда глобальнее и важнее, чем простая смена астрологических эпох. И следующий Эон — Эон Маат, богини справедливости, хозяйки весов, на чашах которых лежит сама вселенная.
Можно сказать, что это Эон Омеги – финальная точка развития, эволюции человека. Эволюции уже не тела, но разума, сознания, эволюции духа. Эволюция тела неизбежно зайдет в тупик, достигнув своих пределов, но сознание продолжит развиваться. И новый Эон станет переходом к эволюции объединенного сознания, к эволюции не уровня Юнума, но уровня Омниона и Суперомниона, вселенского разума, стирающего границы, установленные времен и пространством.
И именно идее смены Эонов посвящена карт Иерофант в колоде Таро Тота Алистера Кроули. Сам Иерофант, проповедник, несущий заповеди воплощает Эон Осириса, но на его груди — ребенок в пентаграмме. Это еще совсем молодой, лишь начинающий свой путь Эон Гора — сила перемен, которая создаст совершенно новый мир, отбросив то, что было до него, свергнет заповеди и порядки старых Иерофантов, что бы вырасти и стать одним из них, новым Иерофантом, берегущим свой привычный мир. Но будет свергнут новым Эоном, идущим за ним следом.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.