Эрго прокси чем закончилось
LiveInternetLiveInternet
—Метки
Сборник аниме КАВАЯ часть1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Расшифровка аниме Эрго Прокси.
Производство: Япония
Жанр: драма, киберпанк, приключения, фантастика
Тип: ТВ (23 эп.), 25 мин.
Выпуск: c 25.02.2006 по 12.08.2006
Выпуск в 19:00 [вечерний сеанс] на WOWOW
Режиссёр: Мурасэ Сюко
Сценарий: Сато Дай
«Я только фабрикант слов:
а что в словах – то во мне!» Ф.В. Ницше «Песни Заратустры»
«Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать — удел завидный…
Отрадно спать, отрадней камнем быть».
автор Микеланджело Буонарроти, пер. Фёдор Иванович Тютчев
Эрго Прокси – аниме, действительно потрясающее воображение, низвергающее ВСЕХ богов и побуждающее отправиться на поиски своего собственного Raison d`etre… (Raison d’être (фр. разумное основание, смысл жизни) )
Единственно важный вопрос для всего человечества – В ЧЕМ СМЫСЛ НАШЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Он и является главным лейтмотивом данного произведения.
«Это доказательство того, что Винсент Ло, забывший всё, есть ничто иное, как тень плана Создателя» (см. эпизод 23), то: Что же такое Винсент Ло.
«Он – это молния! Он – это Безумие!» (Ф.В. Ницше «Так говорил Заратустра»)
«Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!
В течение десяти лет подымалось ты к моей пещере: ты пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если б не было меня, моего орла и моей змеи.
Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя преизбыток твой и благословляли тебя.
Взгляни! Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко мне.
Для этого я должен спуститься вниз: как делаешь ты каждый вечер, окунаясь в море и неся свет свой на другую сторону мира, ты, богатейшее светило!
Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют это люди, к которым хочу я спуститься.
Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти взирающее даже на чрезмерно большое счастье!
Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага текла из нее и несла всюду отблеск твоей отрады!
Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра хочет опять стать человеком».
— Так начался закат Заратустры. ( Ф.В. Ницше «Так говорил Заратустра»)
Вам ничего не напоминает этот текст. За весь просмотр Эрго Прокси меня неотвратимо преследовала мысль, что… «Я уже слышала это, видела это… читала ЭТО…»
Действительно, путь Эрго Прокси напоминает путь Заратустры, танцующего пророка, сверхчеловека, повергшего имя бога в грязь правды…
ergo же в переводе с латыни значит – следовательно.
Таким образом, Эрго Прокси – тот, кто заменяет, тень, образ, МАСКА…
Вы обратили внимание на то, что в некоторых сериях Эрго Прокси предстает в виде актера? И, правда, театрализация существования города-полиса – Ромдо – Romdo достигает своего апофеоза и Рил Мейер называет этот рай скучным, она всем сердцем желает его уничтожения, так же как и Заратустра хотел очищения Земли от «последних людей»…
Но – не все механизмы подчиняются системе, некоторые выходят из строя, они склонны к САМОРАЗРУШЕНИЮ или же они хотят ПОЗНАТЬ свой Raison d`etre. Всё зависит от того с какой стороны на это посмотреть…
Итак, что мы имеем: знаменитая фраза Рене Декарта – “Cogito ergo sum” – «Я мыслю, следовательно, существую», из которой два слова нашли своё отражение в аниме – эрго и когито.
AutoReiv – робот, тот, чьё Raison d`etre – это жизнь человека, те же авторейвы, которые были заражены вирусом «когито» обретали душу, что и случилось с Pino.
По сути, вирус появился после побега Прокси Монад.
Прокси Монад – это связующий элемент в цепи – Эрго Прокси и Прокси Ван. Именно с неё началось Awakening – пробуждение мира.
Ромдо создал Прокси Ван, тот страшный вечно плачущий Прокси, о котором говорилось на Викторине MСQ, он есть создатель этого маленького мирка, он его БОГ, бог, который создал своего же убивца – Эрго Прокси… Но до Первого Прокси был ещё один создатель, у которого был свой особый план:
«Разрушение нашего Raison d`etre. Вот наша основная цель».
– Всего лишь животные…
Практически все персонажи ищут свой смысл, свой путь, свою экзистенцию…
Поэтому формула: «Лицо идеального гражданина – лицо без эмоций» становится ненужной, человек – это не кукла! Другой Винсент приходит к этой мысли – постепенно в своем путешествии от города к городу, от смерти к смерти, от победы над одним прокси к победе над другим он начинает осознавать, что тот под чьей маской он прятался в Ромдо в качестве иммигранта из Москувы не был настоящим Винсентом, всего лишь образ идеального гражданина – картинка, имидж, профанация!
Глаза – для японцев имеют большое значение и именно поэтому в самом начале глаза Винсента практически закрыты, ОН НЕ ВИДИТ того, что настоящая жизнь, настоящий он проходят мимо, как Мой сосед (Хулио Кортасар «62. Модель для сборки»).
Введя на Википедии цифры из имени Рил, я получила вот такой ответ в поиске:
Для Рил всё началось со скуки, единственное сильное чувство, которое она могла испытывать в Ромдо будучи внучкой администратора. В начале аниме она преследовала Винсента, чтобы узнать, почему там где он находится неизменно появляется Прокси, в конце она помогала найти тому его собственные воспоминания.
По сути Рил была избалованной эгоистичной «аристократкой». Несмотря на то, что для всех жителей Ромдо правила системы одинаковы, различия по статусу мы можем проследить. Поэтому у Рил такое отношение к иммигрантам и авторейвам.
Во время путешествия Рил начинает понимать что такое Эрго Прокси, и Прокси вообще, но не только это… С пониманием одного приходит понимание другого: Если Эрго Прокси – создатель, то и она была лишь запрограммирована своим собственным создателем, НО…
Рил не хочет быть винтиком в механизме системы, она хочет жить по-своему, поэтому она не стреляет в Эрго Прокси…
И для Винсента Ло и для Эрго Прокси – Рил – это спасение от печали, она действительно РЕАЛЬНА – REAL.
Для самой же Рил было достаточно трудно осознать, какие чувства она испытывает и к Винсенту и к Эрго Прокси…
Raul Creed
Рауль Крид в одной из серий говорит Кристеве: «Посмотри на этот идеальный, прекрасный мир. Мы лишь маленькие винтики в механизме этого рая, и наше единственное предназначение – сохранить его». (Эпизод № 10)
Но так ли это? Почему тогда человек с такой говорящей фамилией Creed (кредо, мировоззрение; убеждения) практически завершает уничтожение системы.
Значит воля к разрушению живет в каждом из нас – отвечают создатели… И они правы…
Проект Воскрешения Человека – Project Aus Der Wickel – тоже попытка пойти против системы.
Авторейв Рил, который впоследствии был заражен Когито, но умело это скрывал – он знал, как функционирует программа и обманул машину. Вместе с душой появился и другой Игги, который хотел властвовать над Рил, но, ни старый Игги, ни новый, не могли предать её, Raison D`etre обоих была – помощь Рил. Стоит отметить, что на примере Игги мы можем увидеть дисперсное раздвоение личности, так если использовать терминологию Эриха Фромма, предложенную им в его работе «Бегство от Свободы», то старый Игги определенно был склонен к мазохизму, а новый к садизму.
Дедал (греч. Δαίδαλος, латинизированный вариант Daedalus) — персонаж древнегреческой мифологии, гениальный художник и инженер, считавшийся изобретателем разных инструментов, а также построивший лабиринт на острове Крите.
При помощи искусственных крыльев Дедал спасся от преследований царя Миноса критского. Его сын Икар погиб во время полета, неосторожно приблизившись к солнцу, растопившему воск, связывавший перья его крыльев
Фамилия Дедалуса из аниме – Юмено, её можно расшифровать так yume (dream) и no – связка для обозначения принадлежности какого-либо предмета кому-либо.
Таким образом, Мечта Дедала – это Рил, но Рил любит другого, поэтому Дедал создает другую Рил, даёт ей крылья… Вторая Рил летит к солнцу и погибает, ни Прокси Ван, ни Эрго Прокси не приняли её любви, потому что она не являлась ни Прокси Монад, ни даже Рил Мейер. Рил 2 – клон в клоне, насмешка над спектаклем!
Pino – Пино
Пино – это авторейв домашнего типа, принадлежащий Раулю Криду, впоследствии инфицированный Когито. Следя за судьбой Пино, мы можем увидеть процесс очеловечивания куклы, которая умела играть на пианино.
Ты должна чувствовать и мыслить самостоятельно, потому что ТЫ это ТЫ.
Donov Mayer – Донов Мейер
онов Мейер говорил посредством 4-х антуражей с говорящими именами: Berkeley, Derrida, Husserl, Lacan.
Лакан и Деррида – известные постмодернисты, чьи работы внесли огромный вклад в теорию постмодерна в целом.
Эрго Прокси насквозь пропитан духом Постмодерна, духом нового человечества и постструктуралистского восприятия реальности, но в тоже время, нам бросают как насмешку – мистическую составляющую, которая выражается в символах.
Постмодерн был особенно ярко представлен в 19-й серии, в которой Пино «сражалась» с Прокси A. Will B. Good – что можно расшифровать, как «я буду хорошим».
Страна улыбок – это жестокая насмешка над США, над государственной машиной и над людьми, искусственно улыбающимися всему, что говорит государство.
Это действительно общество Спектакля и Потребления в одной своей ипостаси, гиперболизированное подобие счастливого общества, беспрерывно потребляющего гаджеты. Сами того не осознавая они стремятся к уничтожению, но это судьба – не только США, государственная машина в теории постмодерна – является в любой «демократии» лишь спектаклем, структура которой предстает в виде наложения одного спектакля на другой. Зритель и актер постоянно меняются местами, зритель становится актером, актер – зрителем, всё зависит от качества спектакля в который они интегрированы.
Ромдо же и другие города-полисы, которые показаны в Эрго Прокси очень сильно напоминают Японию с её замкнутостью, и политикой по отношению к иммигрантам и другим гайдзинам. Происходит герметизация душ, по выражению Ортеги-и-Гассета,
Человек теряет свою Raison D`etre и заменяет истину на image – образ, от человека остается только внешняя оболочка, ничего более – тень от того существа, чьё имя раньше звучало ГОРДО!
Теперь же, чтобы обрести свою гордость, свою экзистенцию нужно изолировать себя от масс-медиа и спектакля… Общественная жизнь тотально театрализована, обрести себя в этом непрерывном потоке информации сложно и практически невозможно, ведь даже ЗВЕЗДЫ общества спектакля несчастнее обычных потребителей, потому что они сами осознают, что они всего лишь образы эпохи, которые впоследствии будут забыты.
Мистика. Визуальный ряд.
Вид Ромдо очень напоминает древо Сефирот:
Строение древа
Одновременно Древо Жизни является олицетворением высшего человека (Адам Кадмон), созданного по образу и подобию Бога. Отсюда в Древе различают правую и левую часть, мужское и женское начало, свет и тьму. Каждая сфира проявляет мужские свойства по отношению к нижележащей, и женские — по отношению к вышележащей сфире (правое считается немного более высоким, чем левое). Взаимоотношения между двумя сфирами называются «зивуг» (досл. спаривание).
Помимо этого, есть незримая сфира, Даат (ивр. דעת), соединяющая три высших сфироты, но не входящая в стандартную нумерацию, — «Невидимая сфира ДААТ — ключи знания. (Вулкан, Хирон)».
В соответствии с книгой Зоар, каждая сфира содержит в себе ещё десять сфирот, и так до бесконечности. Выше первой сфиры — кетер — существует бесконечный свет Творца (אור אינסוף), также называемый простым светом (אור פשוט). Имя Бога на этом уровне — «Ацмуто Итбарах». Бесконечный свет свободно проходит через сфиры кетер, хохма и доходит до трех верхних сфирот («гимель ришонот»), содержащихся в бине. На этом уровне существует вечное, ничем не омрачимое совершенство. Бина также называется раем. Ниже гимель ришонот бины проходит узкая струйка света, которая, многократно сократившись, доходит до нижней сфиры — малхут. Самая нижняя часть малхут является нашим материальным миром. Возвышаясь, душа человека может дойти до гимель ришонот бины, но выше этого уровня можно будет пройти только после «окончательного исправления» мира (гмар тикун).
В праздник Суккот, продолжающийся семь дней, каждый день соответствует одному из «пастухов», соответствующий семи нижним сфиротам.
Этимология сфирот
По одной версии название «сфирот» (ивр. סְפִירוֹת) происходит от слова сефер (ивр. סֶפֶר, книга). Версия, что сфирот (ед.ч. сфира) произошли от греческого слова «сфера» (ивр. ספירה), не нашла подтверждения и не было найдена этимологическая связь между словами.
У каждой Сфиры своё имя и значение:
Три верхние Сфирот называются «Сфирот разума» (ספירות השכל)
Семь нижних сфирот называются «Сфирот чувств» (ספירות הרגש)
Процесс творения
По учению Каббалы, Творец создал мир путём произнесения букв еврейского алфавита. Впервые этот процесс был описан в самом древнем каббалистическом труде — «Сефер Йецира» (Книге создания), приписываемой Аврааму.
По каббалистическому учению, Мужчина и женщина были созданы как сосуд, творец желал наполнить его светом. Вместе со светом сосуд перенял свойство творца наполнять, но поскольку сосуд не мог этого сделать, он отказался от света Творца. Тогда и были созданы 10 сефирот, чтобы скрыть совершенство творца.
Шестью нижними Гвура, Хесед, Тифарет, Ход, Нецах, Йесод был создан мир физический, в котором мы можем принимать только отражённый свет Творца.
Я считаю, что сочетание казалось бы несовместимых вещей – очень продуманный и обоснованный шаг создателей. По сути мистика – является составляющей жизни общества спектакля, ведь те, кто знают, как использовать символы, достигают своих целей.
Говорящих символов в аниме много, они везде, повсюду – опутывают и мешают идти – таким внесистемным элементам, как Рил и Винсент, с которыми даже «Бог» ничего не может сделать.
Обзор аниме Ergo Proxy (“Эрго Прокси”)
Знакомо ли вам слово мейнстрим (mainstream)? Если переводить дословно, оно означает “основной поток”, т.е. направление, в котором движется та или иная сфера жизни или искусства. Оно тесно связано с понятием мода. Во все времена в аниме-индустрии царствовали свои модные тенденции. Студиям выгодно производить то, что с наибольшей вероятностью достигнет сердца зрителя и его кошелька. К сожалению, далеко не всегда мейнстрим соседствует с понятиями качества и развития. Действительно, о каком развитии может идти речь, если производство штампованных гаремников и комедий приносит хорошие деньги? Поэтому лишь очень немногие студии и режиссеры пытаются расширить границы возможного, создавая что-то новое, оригинальное и дерзкое. Да, это рискованно, да, велика вероятность того, что публика не поймет и не оценит их творение, и что все усилия окажутся напрасными. Однако именно за счет таких дерзких попыток индустрия аниме может развиваться дальше. Данный обзор посвящен тайтлу, в свое время поднявшему планку психологического жанра с серьезной философией до новых высот – Ergo Proxy (“Эрго Прокси”).
Краткие сведения
Ergo Proxy – научно-фантастическое аниме, выпущенное студией Manglobe в 2006 году. Состоит из двадцати трех серий, в основе лежит оригинальный сценарий за авторством Дай Сато (Dai Sato) и нескольких других хороших сценаристов.
Аниме повествует про далекое будущее. Тысячи лет назад в результате глобальной экологической катастрофы человечество оказалось на грани вымирания. Немногие выжившие были вынуждены скрыться в городах, окруженных гигантскими куполами, изолировавших горожан от неблагоприятной окружающей среды. Для ускорения возрождения человечества учеными были разработаны гуманоидные роботы – авторейвы (AutoReivs), которые помогают жителям в их повседневных делах. События Ergo Proxy разворачиваются в одном из крупнейших купольных городов – Ромдо, в котором с недавних пор происходят странные события: некоторые авторейвы заразились таинственным вирусом, получившим название “когито”, в результате чего обрели собственную волю. Рил Мэйер (Re–l Mayer), внучка текущего властителя Ромдо, получила задание расследовать ряд убийств, совершенных зараженными роботами, и собрать о вирусе как можно больше информации. А где-то на другом конце Ромдо недавно прибывший иммигрант Винсент Лоу (Vincent Law) делает все возможное, чтобы стать достойным гражданином…
Начнем с того, что в сериале присутствует несчетное количество отсылок к элементам культуры и философии, и в этом заключается его прелесть: кто-то может посмотреть сериал, так и не обратив на них внимание, а кто-то погрузится в бездонный мир информации. Имена персонажей, названия серий, цитаты – вся эта, кажущаяся на первый взгляд случайной, информация, несет в себе неслучайный смысл. Дабы не быть голословным, ниже я приведу некоторые интересные факты.
Интересные факты
1). Имена персонажей выбраны не случайно.
К примеру, Дедал – это очевидная отсылка к легендарному древнегреческому изобретателю и строителю.
Робот Кристева названа по имени философа Юлии Кристевы – философа, лингвиста, литературного критика и феминистки.
В Пино и её имени обыгрывается персонаж Пиноккио, с которым у неё есть некоторое внешнее сходство (Пино похожа на куклу) и общая история: превращение в человека.
В полном имени Рил Мейер, включающем ее ID: re-l124C41+, можно заметить игру слов, читающуюся как “Real one to foresee for one”.
Имя существ Прокси с английского переводится как:
Все эти трактовки напрямую связаны со смыслом сериала.
2). Существует теория, интерпретирующая Ergo Proxy при помощи карт таро.
3). Вирус “Cogito” и название “Ergo Proxy” являются отсылками к известному изречению Декарта “Cogito ergo sum” – “Мыслю, следовательно, существую”.
4). Четыре Советника, управляющих городом Ромдо, в башне Мейера – это статуи, повторяющие работы Микеланджело Буонаротти (Капелла Медичи, Флоренция).
5). Есть предположение, что прообразом для Рил Мейер послужила Эми Ли – вокалистка американской рок-группы Evanescence.
6). Куин (Queen) – предводитель беженцев, внешне – по причёске (коса до пояса), облегающей одежде и общей крутости – напоминает Лару Крофт, героиню серии игр Tomb Raider.
Думаю, перечисленного должно быть достаточно, чтобы понять, что Ergo Proxy – намного более глубокое аниме, чем кажется на первый взгляд. В нем сокрыто много, очень много различных отсылок и идей. Более подробную информацию про них вы найдете здесь.
Персонажи
Именно в персонажах, на мой взгляд, заключается самая сильная сторона Ergo Proxy, и это касается не только главных героев, но и второстепенных. Начнем с главной героини – Рил Мэйер (Re–l Mayer). Она представляет собой отличный пример капризной аристократической особы, наделенной властью и не знающей отказов. Поначалу она может раздражать своим высокомерным поведением, однако трудно отрицать тот факт, что именно таким и должен быть властный человек, внезапно попавший в незнакомую для него среду, где не всё подчиняется привычным для него законам и правилам. В этом плане Рил очень похожа на главного героя аниме Kuroshitsuji – юного аристократа Сиэля. Однако, со временем, под воздействием внешних факторов и окружающих её людей, Рил меняется, и перестает думать, что мир крутится вокруг её персоны. Даже несмотря на спорный характер, я всё равно считаю её хорошо прописанным и интересным персонажем, полностью справляющимся с ролью главного героя. Вероятно, вам не захочется ей сопереживать, однако наблюдать за ее развитием всё равно будет интересно.
Другой главный герой – Винсент Лоу (Vincent Law) – представляет собой слабака, который со временем перерастает в интересного и разностороннего персонажа. Даже несмотря на свою слабость, он не является очередным типичным слабаком-школьником, плачущим на каждом углу про то, какой он несчастный. Напротив, Винсент – это добрый и простой парень, который хочет узнать правду о своем прошлом. Его характер никогда не деградирует до такого состояния, когда он мог бы начать раздражать своей бесполезностью, и со временем он становится лишь сильнее и увереннее в себе.
Наконец, третьей главной героиней выступает девочка-авторейв Пино. Не влюбиться в столь солнечного персонажа просто невозможно. Она является олицетворением всего лучшего, что осталось в разрушенном мире Ergo Proxy. Пино на протяжении всего сериала не меняется и продолжает вызывать добрую улыбку. Такой персонаж был совершенно необходим, потому что наблюдение за серым миром Ergo Proxy, давящим гнетущей атмосферой и тяжелыми философскими рассуждениями, представляет собой нелегкую задачу, и наличие столь милой девочки делает ее намного приятнее. Стоит отдать должное сценаристам, которые смогли выдержать важный баланс: будучи своеобразным символом сериала, Пино появляется на экране ровно столько времени, чтобы продолжать умилять, но не успеть надоесть.
В отношении второстепенных героев хотелось бы подчеркнуть три важных пункта.
Во-первых, в развитии сюжета второстепенные персонажи играют ничуть не меньшую роль, чем главные герои. Их не так уж много, но каждый из них действительно важен, и добавлен в аниме не просто так. Проходных героев в Ergo Proxy нет. Прокси, с которыми пересекаются герои во время своего путешествия, олицетворяют эмоции и чувства: одиночество, любовь, самопожертвование, зависть, злость, отчаяние, и многие, многие другие. На примере людей и роботов нам демонстрируют многообразие характеров и людских стремлений, а также затрагивают важные философские вопросы вроде поиска смысла жизни. Для кого-то он заключается в служении своему хозяину, для кого-то – в походах по магазинам, а для кого-то – в бесконечной борьбе с голодом и захватчиками. Каждый, даже самый маловажный, персонаж выполняет предназначенную ему роль. В последнее время подобное практически не встречается.
Во-вторых, мне очень понравилось, что сценаристы не стали жалеть героев, и те в любой момент времени могли умереть. На то он и постапокалипсис, что никто в опасном мире не вечен, и каждый находится под постоянной угрозой смерти. Причем умирают герои не как-то пафосно, с возвышенными речами и действиями, а просто и быстро – так, как пристало умирать шестеренкам в механизме всеобщего благоденствия. Подобный элемент неожиданности с первых же секунд вынуждает присматриваться к новым персонажам с повышенным вниманием, ведь никогда не знаешь, когда они исчезнут навсегда.
В-третьих, среди персонажей нет строгого разделения на добрых и злых. В мире Ergo Proxy есть место лишь серым оттенкам, и потому первому впечатлению при просмотре доверять не стоит. Каждый герой преследует свои собственные цели и действует в соответствии со своими интересами. Всё зависит от точки зрения. Вот, казалось бы, откровенный злодей, преследующий главных героев, а на самом деле он всего лишь желает благополучия своему городу и обожает свою дочь. А вот добрый парень, лечащий больных людей, в свободное время генерирующий планы по уничтожению всего живого. Подобные неоднозначности в Ergo Proxy встречаются на каждом шагу, и для некоторых зрителей попытки разобраться в них могут показаться очень приятными.
Сюжет
Сюжетную составляющую Ergo Proxy можно легко поделить на четыре части, отличающиеся по динамике и насыщению:
1). Завязка. Серии 1-7. Зрителя вводят в курс дела, рассказывают про мир и постепенно расширяют его границы. Одним из многих интересных приемов повествования, использованных в Ergo Proxy, является то, что герои познают мир параллельно со зрителем. Зритель и персонажи находятся в абсолютно равных условиях.
2). Развитие действия, медленная часть. Серии 8-14. После довольно-таки бодрого старта сериал превращается в тягомотину. Серии практически целиком состоят из философских рассуждений, диалогов, флешбеков, и прочих лишних деталей. Количество по-настоящему важных событий можно посчитать по пальцам. Одиннадцатая серия является квинтэссенцией всего худшего, что есть в сериале: двадцать минут размышлений без пользы для сюжета или развития персонажей. Наиболее скучная часть сериала.
3). Развитие действия, быстрая часть. Серии 15-20. Тут в дело вступает разнообразие стилей и оригинальность, которые во многом покрывают нехватку динамики. Почти каждая серия здесь несет определенный смысл и тем или иным образом выделяется. К примеру, великолепными получились серии про викторину или парк развлечений. Даже, казалось бы, скучные серии вроде шестнадцатой про штиль, позволяют персонажам раскрыться с новых ракурсов. Лучшая часть сериала.
4). Развязка. Серии 21-23. Три серии, за которые представление о вселенной Ergo Proxy меняется с ног на голову. На зрителя сваливается такой поток информации, что с первого раза воспринять его будет очень непросто.
Как видите, в аниме есть удачные и неудачные промежутки. Ранее в обзоре, во время описания персонажей, я неоднократно упоминал про их развитие. Да, оно действительно имеет место быть. Однако проблема заключается в том, что герои меняются резко, буквально в пределах двух-трех серий. Это касается и Рил, и Винсента, и Дедала, и многих, многих других. И возникает закономерный вопрос: а был ли вообще смысл растягивать аниме на двадцать три серии, если во многих из них ровным счетом ничего не происходит? На мой взгляд, двадцать три эпизода – это слишком много. Некоторые серии я бы убрал за ненадобностью, либо же сократил их в несколько раз. Аниме оказалось неоправданно затянутым, и, как следствие, временами смотрится слишком тяжело. И дело тут не в сложности восприятия заложенного в него смысла, а в том, что эпизоды получились попросту скучными. Кому будет интересно двадцать минут наблюдать за разговором двух сущностей в голове у героя, да еще и наполненным флешбеками?
Для тех, кто посмотрел Ergo Proxy, но так и не понял происходящего, я приведу краткие разъяснения. Если вы еще не смотрели аниме, то вам лучше пропустить следующий абзац, дабы иметь возможность разобраться со всем самостоятельно. Это действительно интересно.
Из сильных сторон Ergo Proxy также хочется отметить ненавязчивость предоставляемой информации. При желании зритель может вообще не обращать внимание ни на философию, ни на различные культурные отсылки. Сценаристы Ergo Proxy на полную мощность использовали золотой принцип: “Покажи, а не расскажи”. Они показывают зрителю всё, но практически ничего не подают на блюдечке. Да, кому-то подобный подход покажется глупым, однако мне, как зрителю, который при просмотре аниме любит размышлять, он показался более чем оправданным. Далеко не вся информация в этом мире должна доставаться легко. К тому же, так приятно порой бывает додуматься до всего самостоятельно.
Рисовка
С первых же кадров в глаза бросается поддерживающаяся на протяжении всего сериала черно-белая гамма с редкими яркими элементами. В мире постапокалиптического будущего нет места вызывающим цветам и краскам. Подобный подход позволил с легкостью акцентировать внимание на важных деталях: к примеру, подчеркнутые синими тенями глаза Рил Мэйер или костюм Пино. Кроме того, это позволило сэкономить на рисовке и потратить освободившиеся ресурсы на более важные вещи. Одной из наиболее выдающихся черт Ergo Proxy является грамотное использование двухмерной и трехмерной анимации, что по меркам 2006 года можно назвать существенным достижением. Достаточно взглянуть на немногие сцены сражений, встречающиеся в аниме – их плавности и постановке позавидуют и многие современные тайтлы. Кроме того, в аниме встречаются и нестандартные графические стили и приемы. Среди слабых сторон рисовки можно выделить фоновые изображения, которые очень часто представляют собой лишь размытые стены или облака.
Музыка
Немаловажную роль в создании атмосферы постапокалиптического мира играет фоновая музыка – мрачная, тихая и минималистичная. Объединяясь с рисовкой, они создают внушающую страх и уважение картину. Созданием фоновых композиций занимался Ёшихиро Икэ (Yoshihiro Ike). Музыки в аниме немного – около двух часов, так что большую часть времени зритель вслушивается в тишину, что, впрочем, никак не мешает общему восприятию. Да, в любом другом случае малое количество запоминающихся фоновых композиций я бы назвал недостатком, но только не в Ergo Proxy. Даже наоборот – подобный нехитрый прием позволил в полной мере передать всю безысходность, ожидающую человечество за пределами начищенных стен купола. Опенинг Kiri в исполнении MONORAL бесподобен: чем дольше его смотришь и слушаешь, тем сильнее он нравится. Визуальный ряд в нем безупречен. В качестве эндинга был использован трек Paranoid Android, созданный в 1997 году всемирно известной группой Radiohead.
Оценки
Персонажи – 10.0. Очень редко встречается столь грамотное использование персонажей и их постепенное развитие.
Сюжет – 6.0. Глубокий, но очень медленный. Временами встречаются совершенно бесполезные серии, во время просмотра которых хочется спать.
Рисовка – 8.0. Для своего времени очень качественная. Особенно выделяется оригинальная цветовая гамма, позволяющая акцентировать внимание на важных деталях. Слабые фоны.
Музыка – 7.0. Великолепный опенинг, классный эндинг. Фоновая музыка атмосферна, но монотонна. Порой приходится слушать тишину.
Заключение
Ergo Proxy – это, пожалуй, одно из самых глубоких и сложных аниме, что когда-либо появлялось на свет: выдающееся с точки зрения вложенного смысла и философии, но далеко не самое успешное с точки зрения преподнесения заложенной в него информации. Из-за медленного развития сюжета смотреть Ergo Proxy становится попросту тяжело. Я неоднократно ловил себя на мысли, что мне тяжело заставить себя включить следующую серию. Вторая половина аниме добавляет разнообразия и динамики и смягчает гнетущее впечатление от первой половины, однако далеко не каждый зритель будет столь терпелив. Так что, перед началом просмотра ответьте себе на вопрос: “Зачем я смотрю аниме?” Если вы смотрите аниме, чтобы поразмышлять над смыслом жизни и серьезно задуматься, то Ergo Proxy будет великолепным вариантом времяпрепровождения. Если же вы хотите просто расслабиться, то лучше будет выбрать что-то другое. Ergo Proxy – это аниме, созданное не ради развлечения.