Эрзянское происхождение что это такое
Эрзя (народ)
Содержание
Этимология и история
Эрзя этимологически восходит к иранско-сарматской лексике (arsan — самец, мужчина, герой). С V века эрзяне проживали к северо-западу от мокшан, на территории современной Рязанской и Нижегородской областей. В 961 эрзяне (арта, ариса) упоминается хазарским каганом Иосифом в качестве народа, платившего ему дань. Есть предположения, что также об эрзянах писал еще и древнегреческие географы Страбон (аорсы) и Птолемей (арсииты).
О народе Arsaja (Ersaja), царь которого «находится в Arsa (Ersa), откуда вывозятся черные соболи, черные лисицы и свинец», сообщал арабский географ и путешественник Ибн-Хаукаль (X в.).
Об эрзянах (арджаны), как и о мокше сообщал иранский ученый Рашид-ад-дин (начало XIV века); ногайский князь Юсуф писал о «рзянах» в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 году.
В раннем средневековье эрзяне — народность, которая консолидировалась в составе мордовского этноса, оказывала сопротивление хазарам, печенегам и половцам. Древнее княжество эрзянское располагалось на территории Старой Рязани. Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу — (Эрзямасу).
В отличие от мокши, признавшей в 1237 зависимость от Золотой Орды, эрзяне отступает на север в леса и оказывает татарам сопротивление. После переноса суздальской столицы в середине XIV века в Нижний Новгород эрзя попала под власть суздальского княжества и некоторая часть ее обрусела, а другая часть отступила дальше на восток, проникнув в XVII веке в Заволжье и Южное Приуралье, где столкнулась с ногайцами и калмыками. Создание Саратовско-Оренбургско-Челябинской линии крепостей сделало возможным дальнейшее продвижение эрзян на Урале. Многие эрзянские поселения на Урале появились еще до проникновения сюда русского населения. [3]
Декларация об официальном названии эрзянского народа
Мы, делегаты Конгресса, представляющего всех эрзян-граждан Российской Федерации (РФ),
заявляем о его воле официально называться собственным историческим именем «Эрзянский Народ» и подтверждаем все принадлежащие ему неотъемлемые права.
С пожеланиями Согласия, Мира и Прогресса всем народам Конгресс Эрзянского народа. [5]
Территория проживания эрзян
Значительная часть эрзянского населения проживает на древней этнической территории:
Два крупных ареала вне пределов современной Мордовии включают довольное большое количество эрзян и мокшан, в прошлом переселенцев из разных районов коренной территории: Пензенско-Саратовский регион и Заволжье. Особыми чертами отличается одежда каратаев Камско-Устьинского района Татарии.
Одежда
Из истории развития эрзянского народного костюма
Говоря о народном костюме, этнографы обращаются к костюму крестьянской среды. Он сложился в древности, тогда же был наделен знаковыми чертами. Вся жизнь любого эрзянского крестьянина или крестьянки от момента рождения и смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл в них огромную роль. Особенно она была велика в праздничных обрядах. Национальный костюм эрзян формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды. Составной частью в костюм входили разнообразные детали и украшения.
Сравнивая одежду эрзян и мокшан с русской, татарской, чувашской, марийской и других, живущих по соседству народов, в ней можно найти много сходных элементов. Так, наличие общих истоков одежды финно-угорских народов, на близость их культур указывает ряд деталей национального костюма, приемы его оформления. К ним принадлежит туникообразная рубаха, не имеющая плечевых швов. Расматривая рубахи, элемент женского костюма народов Поволжья, современные этнографы отмечают, что «более древний для Поволжья тип сохранился в чистом виде лишь у мордвы-эрзи. Остатки его видны в расположении вышивки всех мордовских рубашек, как эрзянских, так и мокшанских». [7]
Головные уборы
Вместе с одеждой эрзянские женщины носили головные уборы — прявельтявкс (дословно «то что покрывает голову»), которые они меняли при замужестве. По головному убору было видно, какой у женщины достаток (богатство). У женщин и волосы были собраны под головной убор. Девушки оставляли одну косу, которую опускали по спине. Волосы замужних женщин были сплетены в две косы, волосы были спрятаны под головной убор. Как пишут более ранние авторы эрзянские женщины, в первую очередь девушки делали на голове несколько косичек. У невест, как пишет Майнов, было двадцать пять косичек, на концы которых привязывались шерстяные нитки со всевозможными украшениями.
Панго
Эрзянские женщины собирали волосы на лобную часть в одну косу, на которую одевали похожую на рог панго (Клебанд 1986:45). Косички, свернутые до основания уха, назывались сюрот, вместе взятые косички — прясюро.
Эрзянки носили на голове панго (дословно в переводе с эрзянского гриб). Панго делались по-разному:были панго похожими на сюро — с острым, свернутым сверху концом; по типу (схожими) на лопату, верхний конец которой более узкий. Высота панго была достаточная, сзади был узкий хвост с вышивкой, украшенный блесками. (Клебанд 1986:45).
Сорока
Также у эрзянок были боле другие головные уборы — сорока, — сплюснутый убор с широким хвостом, который отпускался по затылку. Сороки сделаны были по разному — некоторые более с низкой посадкой, сплюшенные, некоторые с середины более выдернутые к верху. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блесками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами. (Маннинен 1929:134). Изготовление сорок было очень сложно, их делали хорошие портнихи.
Эрзянки живущие на Волге сначала одевали сороку при замужестве, потом сорока одевалась на голову каждый день. (Клебанд 1986: 46).
Другие головные уборы
Кроме это, эрзянские женщины носили выкроенные из ситца чехлик. Потом чехлик стали носить под платком. Головной убор на подобие чехлика олосник женщине одевали под сороку. В тех местах, где бабушки носили сороку и панго — девушки, невесты одевали на голову златной, головной убор похожий на сороку (Белицер 1973: 162).
У эрзянских женщин были разнообразыне платки — суконные платки, шерстяные платки, губовые платки и шали. Молодые девушки носили прясуре (головная нитка, дословно).
Печатные издания на эрзянском языке
На территории Республики Мордовия выходят несколько изданий под патронажем Правительства Республики Мордовия — республиканская газета «Эрзянь правда» («Эрзянская правда»), выходит с 1921 года (первоначальное название «Ястере теште» («Красная звезда»)); литературно-художественный и общественно-политический журнал «Сятко» («Искра») (в 2008 году исполнилось 80 лет со дня выхода) и ежемесячный иллюстрированный журнал для эрзянских детей и юношества «Чилисема» («Восход») (издается с 1931 года). Кроме этого с 1994 года дважды в месяц выходит независимая эрзянская газета «Эрзянь Мастор» («Страна эрзян»). В Ульяновской области выпускают ежемесячную газету «Ялгат» («Друзья»).
Музыка и музыкальное творчество на эрзянском языке
Наиболее известной группой в финно-угорском мире, исполняющей песни на эрзянском языке является фолк-группа Торама. Также в последнее время стала набирать популярность фолк-арт группа «Морденс».
Известные эрзяне
Примечания
Ссылки
Саамы: Норвегии | России | Финляндии | Швеции
Полезное
Смотреть что такое «Эрзя (народ)» в других словарях:
Эрзя — Эрзяне Эрзянки Пензенской области на празднике «Раськень Озкс» Самоназвание: эрзя Общая численность: 517 575 (в России 440 000) … Википедия
Мокша (народ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мокша. Мокшане Мокшанки в национальн … Википедия
Шокша (народ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шокша. Шокша этническая группа эрзян. Язык шокшинский диалект эрзянского языка финно волжской подгруппы уральской семьи. Шокша проживает в 15 населенных пунктах Теньгушевского района Мордовии… … Википедия
Коми (народ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Коми. Коми Самоназвание … Википедия
Эрзянский язык — Самоназвание: Эрзянь кель Страны: Россия. Также говорящие на эрзянском языке прожива … Википедия
МОРДВА — народ, составляющий коренное население Мордовской АССР; кроме того, значит. группы М. живут в Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Горьковской, Оренбургской, Куйбышевской обл., в Тат. и Башк. АССР, в Сибири, Ср. Азии и на Д. Востоке. Общая числ … Советская историческая энциклопедия
Мордва — Самоназвание мокшет, эрзят … Википедия
Эрзяне — Эрзянки … Википедия
Россия. Население: Россия в этнографическом отношении — Первые сколько нибудь обстоятельные сведения о народностях, населяющих Р. (если не считать древнейших, относившихся к ранее жившим здесь народам и дошедших до нас в исторических и географических трудах писателей классической древности и начала… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Эрзяне
Всего: 517 575 (в России 440 000) [1] Россия:
Содержание
Этимология и история
Ещё задолго до появления славян на этих землях эрзяне проживали к северо-западу от мокшан, на территории современной Рязанской и Нижегородской областей. В 961 году некая (арта, ариса) упоминается хазарским каганом Иосифом в качестве народа, платившего ему дань. Современные энтузиасты связывают это упоминание с эрзянами.
Первоначально экзоэтноним «мордва» относили только к эрзянам. Гийом Рубрук в своём «Путешествии в восточные страны» в 1253 даёт следующее описание:
Об эрзянах (арджаны), как и о мокше сообщал иранский ученый Рашид-ад-дин (начало XIV века); ногайский князь Юсуф писал о «рзянах» в грамоте, отправленной им в Москву в 1549 году.
В раннем средневековье эрзяне — народность, которая оказывала сопротивление хазарам, печенегам и половцам. Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу.
Петер Симон Паллас в начале XIX века отмечал:
Национальные праздники
Главным народным праздником эрзян является всенародное моление — Раськень Озкс, которое проводится ежегодно в середине июля, в воскресенье, в селе Чукалы Большеигнатовского района Республики Мордовия. [9]
Эрзянский флаг
Флаг эрзянского народа (эрз. «эрзянь раськенькоцт» ) обозначает принадлежность его носителя или события, при котором он используется, к этно-культуре собственно всего народа, а также означает их важность для сохранения и развития всего народа в целом, его языка и культуры. Использование на эрзянском флаге трех цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях. Флаг имеет три основных цвета. Сверху вниз: белый (свобода), красный (жизнь), чёрный (земля). Смысловой ряд следующий: «Свобода-Жизнь-Земля». Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов. Черный цвет — это не только цвет земли, но и цвет пулая — набедренной части эрзянского женского национального костюма. Отсюда вывод, что для наших предков эрзян черный цвет — это не цвет траура, к которому мы привыкли, а цвет символизирующий матушку-землю, плодородие и женское начало. Для эрзян это — Паксява, а в более широком значении — Масторава-Родина. Красный цвет — кровь, символом народа эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов флага, — символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд: «Инешкипаз — Эрзя — Масторава». [источник не указан 36 дней]
Территория проживания эрзян
Значительная часть эрзянского населения проживает на древней этнической территории:
Одежда
Из истории развития эрзянского народного костюма
Говоря о народном костюме, этнографы обращаются к костюму крестьянской среды. Он сложился в древности, тогда же был наделён знаковыми чертами. Вся жизнь любого эрзянского крестьянина или крестьянки от момента рождения и смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл в них огромную роль.
Особенно она была велика в праздничных обрядах. Национальный костюм эрзян формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды. Составной частью в костюм входили разнообразные детали и украшения.
Сравнивая одежду эрзян и мокшан с русской, татарской, чувашской, марийской и других, живущих по соседству народов, в ней можно найти много сходных элементов. Так, наличие общих истоков одежды финно-угорских народов, на близость их культур указывает ряд деталей национального костюма, приёмы его оформления. К ним принадлежит туникообразная рубаха, не имеющая плечевых швов. Рассматривая рубахи, элемент женского костюма народов Поволжья, современные этнографы отмечают, что «более древний для Поволжья тип сохранился в чистом виде лишь у мордвы-эрзи. Остатки его видны в расположении вышивки всех мордовских рубашек, как эрзянских, так и мокшанских». [14]
Головные уборы
Вместе с одеждой эрзянские женщины носили головные уборы — прявельтявкс (дословно «то что покрывает голову»), которые они меняли при замужестве. По головному убору было видно, какой у женщины достаток (богатство). У женщин и волосы были собраны под головной убор. Девушки оставляли одну косу, которую опускали по спине. Волосы замужних женщин были сплетены в две косы, волосы были спрятаны под головной убор. Как пишут более ранние авторы, эрзянские женщины, в первую очередь девушки, делали на голове несколько косичек. У невест, как пишет Майнов, было двадцать пять косичек, на концы которых привязывались шерстяные нитки со всевозможными украшениями.
Панго
Эрзянские женщины собирали волосы на лобную часть в одну косу, на которую надевали похожую на рог панго (Клебанд 1986:45). Косички, свернутые до основания уха, назывались сюрот («колоски»), вместе взятые косички — прясюро. Эрзянки носили на голове панго (дословно в переводе с эрзянского гриб). Панго делались по-разному: были панго похожими на сюро — с острым, свернутым сверху концом; по типу (схожими) на лопату, верхний конец которой более узкий. Высота панго была достаточная, сзади был узкий хвост с вышивкой, украшенный блесками. (Клебанд 1986:45).
Сорока
Также у эрзянок были и другие головные уборы — сорока, — сплюснутый убор с широким хвостом, который отпускался по затылку. Сороки сделаны были по разному — некоторые более с низкой посадкой, сплющенные, некоторые с середины более выдернутые к верху. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блесками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами. (Маннинен 1929:134). Изготовление сорок было очень сложно, их делали хорошие портнихи.
Эрзянки, живущие на Волге, сначала надевали сороку при замужестве, потом сорока надевалась на голову каждый день. (Клебанд 1986: 46).
Другие головные уборы
Кроме этого, эрзянские женщины носили выкроенный из ситца чехлик. Потом чехлик стали носить под платком. Головной убор наподобие чехлика — олосник — женщине надевали под сороку. В тех местах, где бабушки носили сороку и панго, девушки и невесты надевали на голову златной головной убор, похожий на сороку (Белицер 1973: 162).
У эрзянских женщин были разнообразыне платки: суконные, шерстяные, губовые, а также шали. Молодые девушки носили прясуре (дословно — «головная нитка»).
Особыми чертами отличается одежда каратаев Камско-Устьинского района Татарии.
Печатные издания на эрзянском языке
На территории Республики Мордовия выходят несколько изданий под патронатом правительства республики Мордовия — республиканская газета «Эрзянь правда» («Эрзянская правда»), выходит с 1921 года (первоначальное название «Якстере теште» («Красная звезда»)); литературно-художественный и общественно-политический журнал «Сятко» («Искра», с 1928 года) и ежемесячный иллюстрированный журнал для эрзянских детей и юношества «Чилисема» («Восход», издаётся с 1931 года). Кроме того, с 1994 года дважды в месяц выходит независимая эрзянская газета «Эрзянь Мастор» («Страна эрзян»).
В Ульяновской области выпускают ежемесячную газету «Ялгат» («Друзья»).
Музыка и музыкальное творчество на эрзянском языке
Наиболее известной группой в финно-угорском мире, исполняющей песни на эрзянском языке, является фолк-группа Торама.
В последнее время популярной в молодежной среде стала арт-фолк группа Морденс (Mordens). Арт-фолк группа «Морденс» исполняет древние мордовские песни, возраст которых, порой, насчитывает до 1500 лет. Сохраняя древнюю исполнительскую традицию, группа использует современные музыкальные ритмы и делает народную мордовскую музыку доступной молодым людям, близкой и понятной нашему современнику. Арт-фолк группа «Морденс» образована в 2005 году. Группа завоевала пять гран-при на конкурсах в России и за рубежом, а также принимала участие в многочисленных фестивалях (в России, Швеции, Финляндии, Эстонии, Германии). Название группы «Mordens» — это первое упоминание о мордовских народах, которое было найдено в VI веке в записках готского историка Иордана.
Современные песни на эрзянском языке исполняют Бакич Видяй, Анжела Спиркина (Анж Ёлганя), Анна Панишева и др.
Эрзяне — кто он, непокорный народ Мордовии?
Представители народа эрзя, или эрзяне, как называют себя они сами, принадлежат к одной из ветвей мордвы. Их история представляет собой богатый калейдоскоп событий, но знают её немногие. Возможно, именно потому, что основное внимание уделялось мордовской народности, которую эрзянские исследователи называют “несуществующей”. Почему?
Дело в том, что понятие “мордва” появилось не слишком давно, а вот эрзя и мокша (о них будет рассказано в отдельной статье), составляющие две группы этого этноса, являются древнейшими племенами Мордовии. Они значительно отличаются друг от друга. Эрзян называют вечными борцами за свободу и свои права, что и демонстрирует их история. Когда же появились эрзяне? Как создавали они свои племена и культуру?
Что значит название эрзя?
У эрзян, одной из групп мордовского народа, весьма интересное название. Оно принадлежит к древним этнонимам и, как считает подавляющее большинство учёных, происходит от “эрсемс”, эрзянского глагола. Если использовать русскую интерпретацию перевода, получим — “жить”, “живущий”. Вероятно, эрзя отмечали, что они те, кто живёт издавна на исконных землях (а это восточные регионы Мордовии).
Впрочем, о происхождении названия есть и иные версии. Существует предположение о том, что слово восходит к древнеиранскому “аршан”, а именно — “человек”. От себя хочу отметить, что многие древние народы в своём самоназвании использовали именно такое определение, указывая, что они — люди этих территорий.
Кроме того, в подтверждение теории говорит и язык эрзян, в котором имеется значительный процент иранских заимствований. Существует и ряд старинных обычаев, которые явно перекликаются с зороастрийскими верованиями иранских племён (например, почитание собаки и похоронные ритуалы).
Автор А. О. Вяйсянен
Эрзянская женщина в «сороке» (женский головной убор).
Шентала, Бугульминский район, Россия, 1914 год
Первые упоминания об эрзя относятся к XIV веку и встречаются в записях иранского учёного Рашида ад-Дина. Он рассказывал об “арджанах”, населявших земли современной Мордовии.
Позднее ногайский правитель Юсуф в своей грамоте, отправленной в Москву, говорит о народе “рзань”, под которым подразумевает эрзя. Как вы могли заметить, впоследствии это название стало основой для появления именования одного из крупных русских городов — Рязани.
Версии происхождения эрзян
Как уже было сказано, эрзя и мокша являются двумя составляющими мордвы, однако их различия до сих пор вызывают массу вопросов у историков. Именно этот аспект и стал причиной споров вокруг происхождения эрзян. Существует несколько гипотез относительно этого, и вот несколько из них:
Интересные данные были представлены исследователями в ходе изучения генетического набора каждой народности. Несмотря на внешние общие черты, значительная часть генов у эрзя и мокши различается. И если мокшане приходятся родственным народом лишь племенам Средней Волги, то у эрзян более широкий спектр родства. Генетически они близки белорусам, полякам, словакам, русских из южных и центральных регионов страны.
Анвар Камилевич Сайфутдинов «Девушка в мордовском костюме»
Вечная борьба народа
Эрзя стали одним из самых свободолюбивых народов России, они вынуждены были постоянно отстаивать свою независимость. В Средние века эрзянские общины дают отпор хазарам, печенегам, происходит ряд столкновений с половцами. Когда к их землям начинают переселяться славяне, эрзя отступают к Арзамасу, двигаясь в восточном направлении и сужая свои владения.
В 1237 году соседи эрзян, мокша, признали власть Золотой Орды. Но сами эрзя не собирались подчиняться монголам. Они отступали в северные леса, скрывались от преследования, оказывали сопротивление монголо-татарским завоевателям. После распада Орды земли эрзян перешли к Нижегородско-Суздальскому великому княжеству.
Это способствовало распространению христианства на эрзянских территориях. Но и здесь свободолюбивые эрзя не спешили уступать новой власти. Немалая их часть отправилась дальше на восток, не собираясь принимать христианскую веру. В XVII веке эрзяне уже занимали значительную часть Заволжья и Южного Приуралья.
Павел Алешин «Инязор Пургас — национальный герой эрзян»
Хранители наследия предков
Постоянные столкновения с ногайцами и калмыками превратили народ в серьёзную военную силу. В дальнейшем продвижению эрзя способствовало создание линии крепостей, благодаря чему племена оказались на Урале. Хочу отметить, что немало эрзянских поселений Урала появились уже после появления в этих местах русских.
Немецкий учёный-энциклопедист Пётр Симон Паллас в XIX столетии отмечал в своих работах о двух мордовских народностях:
“Они и сами себя отличают от оных, и присваивают себе особливое имя Мокша, в множественном числе Мокшадь… напротив того, происшедших от другого колена называют они Ерзад или Ердзат; и они сами себя также именуют…”.
Эрзяне — не только создатели богатейшего культурного наследия. Их сопротивление насаждению чужих верований и традиций помогло сформировать особый колорит Волжско-Вятского района и Поволжья, что значительно отличаются от других областей России.
Эрзяне танцуют в хороводе на Троицу
Село Пазелки Городищенского уезда Пензенской губернии
Фото Н. И. Спыгиной.
Также не стоит забывать, что многие эрзя повлияли на ход истории России, сыграв важнейшую роль в становлении государства, став личностями, о которых никогда не перестанут говорить.
Эрзя — народ, среди представителей которого множество известных исторических личностей. Патриарх Никон, Степан Разин, Владимир Ленин, Фёдор Шаляпин, Максим Горький, Лидия Русланова — это далеко не полный список великих эрзян. Ими и своей богатейшей историей гордятся потомки этого поистине необыкновенного народа гордых и свободолюбивых людей.