Основные темы | Полезное
Смотреть что такое «Эсхатология» в других словарях:
эсхатология — эсхатология … Орфографический словарь-справочник
ЭСХАТОЛОГИЯ — (греч. eschatos последний, конечный и logos слово, учение) религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Следует различать индивидуальную Э., т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную Э., т.е. учение о цели… … Философская энциклопедия
ЭСХАТОЛОГИЯ — (от греч. последний, конечный, учение) религ. учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе к рого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом (богами) и последующей расплате за это: гибели… … Энциклопедия культурологии
ЭСХАТОЛОГИЯ — (греч.). Учение о судьбе людей после смерти. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭСХАТОЛОГИЯ [ Словарь иностранных слов русского языка
эсхатология — и, ж. eschatologie f. <гр. eschatos крайний, последний + logos знание. В различных религиях учение, представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о так наз. загробной жизни и т. п. Иудейская эсхатология. Христианская эсхатология … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭСХАТОЛОГИЯ — ЭСХАТОЛОГИЯ, эсхатологии, мн. нет, жен. (от греч. eschatos крайний, последний и logos учение) (ист. рел.). В различных религиях учение, представление о конце мира, о конечных судьбах человечества, о т.н. загробной жизни и т.п. Иудейская… … Толковый словарь Ушакова
Эсхатология — Эсхатология ♦ Eschatologie Учение о конце света или конце человечества. Поскольку понятие конечности подразумевает некую цель, то и эсхатология толкуется двояко: с одной стороны, она учит о смерти и конце света; с другой – о страшном суде и… … Философский словарь Спонвиля
ЭСХАТОЛОГИЯ — (греч. eschatos последний и logos учение) религиозное учение о конце истории и конечной судьбе мира. Впервые Э. получила оформление как стройная система представлений в мессионерской деятельности иудейских пророков. Их пророчества о грядущих… … Новейший философский словарь
Источник
ЭСХАТОЛОГИЯ
Эсхатологические представления в языческом мире
По мере проникновения религии нравственными идеями появляются и представления о загробном суде и возмездии, хотя религия стремится обеспечить верующему загробное блаженство помимо его нравственных заслуг — посредством заклинаний или иных религиозных средств, как мы видим это у египтян, а впоследствии у греков или у гностиков.
Наряду с вопросом о судьбе единичной человеческой личности может возникнуть вопрос и о конечной судьбе всего человечества и всего мира — о «кончине мира», например у древних германцев (сумерки богов), или в парсизме (хотя трудно определить время возникновения его эсхатологии ).
Эсхатология в Ветхом Завете
У ветхозаветных евреев индивидуальная эсхатологии, т. е. совокупность представлений о загробном существовании отдельной личности, вытесняется из области собственно религиозного интереса, который сосредоточивается на эсхатологии национальной или универсальной, т. е. на представлениях о конечной судьбе Израиля, народа Божия, а следовательно, и дела Божия на земле.
В народных верованиях таким концом естественно являлось возвеличение Израиля и его национального царства как царства самого Ягве, Бога Израиля, и Его Помазанника или Сына — народа Израиля, олицетворяемого в царе, пророках, вождях, священниках.
Пророки вложили в представление о царстве Божием высшее духовное содержание. Это царство не может иметь исключительно национального значения: его осуществление — конечная реализация святой воли Божией на земле — имеет универсальное значение для всего мира, для всех народов. Оно определяется прежде всего отрицательно как суд и осуждение, обличение и ниспровержение всех безбожных языческих царств и вместе с тем всей человеческой неправды и беззакония. Этот суд по своей универсальности касается не одних язычников, врагов Израиля: он начинается с дома Израиля, и, с этой точки зрения, все исторические катастрофы, постигающие народ Божий, представляются знамениями суда Божия, который оправдывается самой верой Израиля, является божественно необходимым.
С другой стороны, конечная реализация царства определяется положительно как спасение и жизнь, как обновление, касающееся духовной природы человека и самой внешней природы.
Во время пленения вавилонского и после него эсхатология евреев получает особенно глубокое и богатое развитие вместе с мессианскими чаяниями.
Со II в. в апокалиптической литературе с ней соединяются верования и представления о личном бессмертии и загробном возмездии. Различные памятники этого периода отличаются разнообразием представлений; можно говорить об апокалиптических преданиях, а не об апокалиптическом предании.
Одни памятники говорят о личном Мессии, о воскресении мертвых, о пророке последних времен; другие об этом умалчивают. Тем не менее постепенно, вплоть до христианских времен (и впоследствии), вырабатывается определенный комплекс апокалиптических представлении, которые вошли и в христианскую эсхатология.
Изучая систематически, начиная со II в. до н.э., представления евреев о «последних вещах», можно принять в общем следующую схему:
Христианская эсхатология
Изучение христианского апокалипсиса показывает, каким образом эти представления еврейской апокалиптики были усвоены и переработаны церковью первого века.
«Евангелие царствия» непосредственно примыкает к проповеди Иоанна Крестителя, в котором видели Илию, предтечу дня Господня. «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» — так учил Иоанн, так учили и апостолы при жизни Иисуса.
И в той, и в другой проповеди царство Божие как совершенное осуществление воли Божией на земле («яко на небеси») сознается прежде всего как суд, но вместе и как спасение. Оно приблизилось, пришло, хотя и без видимой катастрофы; оно уже среди людей, в лице Иисуса, который сознает себя единородным Сыном Божиим, помазанным Духом, и именуется «Сыном Человеческим» (как у Даниила или в книге Еноха), т. е. Мессией, Христом. Мессия вмещает в себе царство, является его средоточием, носителем, сеятелем. В нем осуществляется Новый Завет — внутреннее, совершенное соединение божеского с человеческим, залогом которого служит то единственное в истории интимное, непосредственное соединение личного самосознания с Богосознанием, какое мы находим у Иисуса Христа и только у Него.
Внутренняя духовная сторона царства Божия в человечестве находит здесь свое полное осуществление: в этом смысле царство Божие пришло, хотя и не явилось еще в полноте своей славы. Иисус Христос есть «суд миру сему» — тому миру, который «не познал» и не принял Его; и вместе Он «спасение» и «жизнь» для тех, кто «познает», принимает Его и «творит волю Отца», в Нем скрывающуюся, т. е. становится «сыном царства».
Первое поколение христиан всецело проникнуто мыслью о близости царства: не успеете обойти городов Израиля, как придет Сын Человеческий (Мф. 10: 23); не прейдет род сей (поколение, γενεά), как все это будет (Мк. 13: 30); любимый ученик Христов не умрет до пришествия царства. Падение Иерусалима есть знамение скорого пришествия (Мк. 13: 24; Лк. 21: 27), и если во время осады и штурма Иерусалима иудеи ежеминутно ждали славного и чудесного явления Мессии, то и среди христиан первого века эти ожидания сказываются с неменьшей силой, являясь утешением в скорби и гонениях и вместе выражением живой веры в непосредственную близость Христа. Последние времена приблизились (Иак. 5: 8; 1 Пет. 4: 7; 1 Ин. 2: 18), Господь приидет скоро (Откр. 22: 10 и сл. ); спасение ближе, чем при начале проповеди, ночь проходит и наступает рассвет (Рим. 13: 11-12).
Воскресение Христа как первая победа над смертью служило ручательством окончательной победы, общего воскресения, освобождения всей твари от рабства тлению; «явления Духа» служат залогом конечного торжества Духа, одухотворения вселенной. «Чаяние воскресения мертвых» — так резюмирует ап. Павел свое исповедание и вероучение (Деян. 23: 6).
В рамки традиционной эсхатологии (антихрист, собрание Израиля, суд, воскресение, царствование Мессии, рай и т. д. ) апостол влагает основную христианскую мысль: в воскресении и славном осуществлении царства совершается конечное соединение Бога с человеком, а через него и со всей природой, которая вся преображается, освобождается от тления; Бог будет все во всем (1 Кор 15).
С конца I в. зарождаются недоумения, о которых свидетельствуют памятники послеапостольского века, например, послание Климента и позднейшие писания Нового Завета, как послание к Евреям или второе послание Петра.
Первые христиане и апостолы умерли, не дождавшись «спасения»; Иерусалим разрушен; языческий Рим продолжает царствовать — и это вызывает сомнения. Являются насмешники, которые спрашивают, где же обетования о пришествии Христа? С тех пор, как почили отцы, все остается по-прежнему, как было от начала творения. В ответ этим насмешкам второе послание Петра указывает, что как некогда прежний мир погиб от потопа, так нынешнее небо и земля блюдутся огню, сохраняемые на день суда и погибели нечестивых. Одно надо знать — что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3: 8; ср. Пс. 89: 5), — почему отсрочка в исполнении обетования должна объясняться не медлительностью, а долготерпением (2 Пет. 3: 15).
Этот текст, в связи с преданием о хилиазме, вызвал многочисленные толкования; между прочим он вызвал ожидание кончины мира около 1000 года, а затем в XIV в., так как «тысячелетнее царство» стали считать наступившим со времен Константина.
Эсхатология в целом является едва ли не одним из первых догматов христианства; первый век был эпохой ее расцвета.
Последующие века жили преданиями ранней христианской и отчасти иудейской эсхатологии, причем с течением времени отпадали некоторые старинные предания (например, чувственное представление о хилиазме, которое играло значительную роль в иудейской апокалиптике и было заимствовано христианами первых веков: см., например, фрагм. Папия).
Из позднейших придатков отметим представление о мытарствах, некогда игравшее важную роль у гностиков, но усвоенное и православными.
Эсхатология западной церкви обогатилась учением о чистилище. Средневековая догматика схоластически разработала все частные вопросы о «последних вещах»; в «Сумме богословия» Фомы Аквинского можно найти подробные сведения о различных отделах загробного мира, о местопребывании праотцев, детей, умерших до крещения, о лоне Авраама, о судьбе души после смерти, об огне чистилища, о воскресении тел и т. д.
Художественное выражение этих воззрений мы находим в «Божественной комедии» Данте, а у нас — в апокрифической литературе о рае и аде, «хождениях по мукам» и проч., которая тянется в течение долгих веков и начатки которой следует искать в ранних апокрифических апокалипсисах.
Современная мысль относится к эсхатологии индифферентно или отрицательно; те из проповедников христианства, которые стремятся приспособить его к требованиям современной мысли, дабы открыть ему широкий доступ в круг интеллигенции, нередко совершенно искренно силятся представить как случайный придаток христианства, как временный и преходящий момент, как нечто привнесенное в него извне той исторической средой, в которой оно возникло.
Уже для греческой интеллигенции эсхатология апостола Павла служила соблазном, как мы видим это по впечатлению, произведенному его речью перед ареопагом: «услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17: 32, ср. Деян. 24: 25).
Тем не менее и теперь всякий добросовестный историк, научно изучающий историю христианства, вынужден признать, что христианство как таковое, т. е. как вера в Христа, Мессию Иисуса, необходимо от начала было связано с эсхатологией, составлявшей не случайный придаток, а существенный элемент евангелия царства. Не отказываясь от самого себя, христианство не может отказаться от веры в Богочеловечество и в царство Божие, в конечную, совершенную победу, реализацию Бога на земле, — от верования, выраженного апостолом в первом послании к Коринфянам (1 Кор. 15: 13, сл. ).
Отдельные образы христианской эсхатологии можно объяснять исторически, но основная идея ее, засвидетельствованная жизнью и смертью Христа Иисуса и всем Новым Заветом, начиная с молитвы Господней, представляет и до сих пор жизненный вопрос христианства — веры «во Единого Бога Отца Вседержителя». Есть ли мировой процесс безначальный, бесконечный, бесцельный и бессмысленный, чисто стихийный процесс, или же он имеет разумную конечную цель, абсолютный (т. е. на религиозном языке божественный) конец? Существует ли такая цель или абсолютное благо (т. е. Бог) и осуществимо ли это благо «во всем» (царство небесное — Бог все во всем), или же природа представляет вечную границу для его осуществления и само оно является лишь субъективным, призрачным идеалом? У христианства возможен на это лишь один ответ.
Источник
О последнем времени. Эсхатология. Часть 1
Уважаемый читатель! Рад приветствовать тебя!
Разговор пойдет о последнем времени… Библейская доктрина называет науку о последнем времени – эсхатологией. Это греческое слово, которое состоит из двух слов: эсхатос – что означает крайний, последний, отдаленный и логос – это изреченное слово Божье. Таким образом, эта наука рассказывает нам о конце истории человечества… И надо сказать, что Библия очень много говорит об этом, что ожидает человечество, и церковь…
— И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
Или в Новом Завете:
Иуды 18 стих:
Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.
А так же 1 Иоанна 2.18:
Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы познаем из того, что последнее время.
И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом.
Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его
Т.е. мы видим, что сам Господь, во время своего первого пришествия говорил пророчески, что Он придет во второй раз: … и тогда воздаст каждому по делам его. В первом пришествии, Господь явился для спасения, во умилостивление грехов наших. Он пришел, как Агнец Божий, что бы своей жертвою искупить, спасти нас, открыть вход в царствие Божие. И мы знаем, что все жертвоприношения Ветхого Завета (агнцы, волы и т.д., которые приносились Богу в храме, на алтаре) они свидетельствовали о том, что однажды будет принесена последняя, окончательная жертва за грехи всего мира. И этой жертвой стал Иисус Христос, который, еще прежде создания этого мира, был заклан за грехи всего человечества. И первое пришествие Иисуса Христа было связано с нашим искуплением за грехи наши перед Богом Отцом, но Господь, еще будучи еще на Земле, очень ясно говорил, что Он придет во второй раз. И это будет уже связано с судом Божьим.
В Матфея 25.31-32 сам Господь говорит:
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей.
И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов.
В этих стихах мы опять видим доктрину второго пришествия Иисуса Христа в этот мир, о котором Он предупреждал Своих учеников.
В ев. от Иоанна 14. 2-3. говорится:
В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, что бы и вы были, где Я.
Здесь мы еще раз видим подтверждение, записанное в Евангелие, в отношении того, что Господь Сам провозглашает о Своем втором приходе на эту Землю.
Но кроме свидетельства самого Господа о Его втором пришествии, мы так же видим и свидетельство Ангелов, которое записано в Деяниях в 1 главе. Когда Господь Иисус воскрес из мертвых, Он в течении 40 дней являлся ученикам, наставляя и укрепляя их. Потом, когда на Елеонской горе Он был вознесен в присутствии Отца, мы читаем о свидетельстве Ангелов.
Деяния 1. 10-11:
Сами Ангелы говорят о том, что Господь явится во второй раз таким же способом, как и был вознесен на небо… Так же во времена Апостолов мы видим, что доктрина второго пришествия Иисуса Христа повторяется.
Ап. Павел в послании к Филипийцам 3.20-21 говорит:
Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня…
Петр, во втором послании, так же пишет: 2 Петра 1.16 –
Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.
Мы же, когда совершаем «вечерю Господню», то тем самым символически показываем ожидание второго пришествия нашего Господа, с благоговением вспоминая о Его жертве…
Ап. Павел, описывая «вечерю Господню», в 1 Коринфянам 11.26, говорит:
Итак, мы видим, что нет никаких сомнений, что с точки зрения библейской доктрины Священного Писания – Иисус Христос придет во второй раз. И это подтверждено множеством пророчеств, как Ветхого, так и Нового Завета, высказываниями самого Господа Иисуса Христа. Мы пониманием, что Его первое пришествие является залогом того, что будет и второе пришествие. Исполнилась одна часть пророчеств, исполнится и другая. На протяжении многих времен существования церкви появлялось достаточно большое количество ложных учений и взглядов, связанных со вторым пришествием Иисуса Христа. И нам отчасти необходимо знать об этих учениях, что бы понимать, где мы можем заблуждаться…
Когда Господь говорил о Своем втором пришествии, то ученики в Ев. от Матфея 24.3 спрашивали Его:
скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия кончины века.
Иисус ответил достаточно четко в 36 стихе:
О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один.
Этим самым, Господь Иисус показал, что дата Его второго пришествия – это тайна, сокрытая даже от Ангелов и самого Сына Божьего Иисуса Христа. Но мы должны понимать, что это являлось тайною для Него, пока Иисус находился еще на Земле, во плоти, как Сын Человеческий, так как Он Сам ограничил Себя в своей Божественности, приняв образ человека и став как человек! И Христос, когда находился на Земле, общаясь с Отцом Небесным, молясь Ему, получая откровения и находясь под Его водительством, прошел путь Адама, став вторым Адамом, быв послушным во всем, даже до смерти и смерти крестной… И поэтому, находясь во плоти, Иисус говорил о Себе, как о Сыне Человеческом, потому что в это время, если можно так выразиться, Его Божественные атрибуты были отложены в сторону.
Господь Иисус также сказал ученикам своим, что не ваше дело знать времена и сроки, когда Отец Мой положил назначить их Своей властью. Их задача заключалась пребывать в состоянии ожидания Иисуса Христа, что Он может прийти в любое время. И когда у людей возникало четкое понимание, что Христос придет во второй раз, то естественно, у них возникало желание узнать точно, каким-то образом определить время, когда это произойдет. И мы знаем, что за всю историю существования церкви, люди не раз пытались установить эти сроки пришествия Иисуса Христа и конечно же, они всегда ошибались. Потому что это навсегда останется тайной, сокрытой не только от людей, но и даже от ангелов. Более того, когда люди пытаются определить, как-то высчитать дату второго пришествия, то мы с уверенностью можем сказать, что это в очередной раз окажется ложным.
Были такие даты в разные времена: в 1844 году, 1904 и 1934 и вот не так давно какие-то братья-христиане из Ю.Кореи тоже определяли эту дату, и даже в СМИ была эта информация, но все это, естественно, оказалось ошибочным.
И Луки 21.8 написано:
Он сказал: берегитесь, что бы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко, не ходите вслед их.
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, что бы кто погиб, но все пришли к покаянию.
Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
Здесь говорится о том, что это событие произойдет неожиданно, когда многие верующие на Земле будут забраны в сретение Господу. Но мы должны воспринимать слово «облаках» не в буквальном смысле, которые мы видим на небе, здесь, скорее всего имеется ввиду облаках Славы Божьей, которая будет явлена в момент прихода нашего Господа Иисуса Христа. Т.е. верующие, которые будут восхищены, их тела будут преобразованы от Славы Божьей в тела совершенные (прославленные), которые уже не будут знать ни смерти, ни болезней. Эти тела будут подобны прославленному телу Иисуса Христа.
Вот что говорится об этом в 1-е Коринфянам 15.23:
каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
И 1-е Фессалоникийцам 4.15:
Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших
Здесь можно предположить, что это событие является прообразом сверхестественного восхищения Церкви. Мы видим в Библии, что часто, когда Бог хочет что-то сделать, Он показывает нам какие-то прообразы, может быть в меньших масштабах, но потом это событие происходит.
В Библии так же говорится о пророке Илии, 4 кн.Царств. 2.11-12:
Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более…
Здесь мы видим, что эти люди не увидели физической смерти, так как сверхестественно были взяты Богом на небо. И эти два события, несомненно, являются прообразами великого восхищения Церкви, во время пришествия на облаках Иисуса Христа.
Так же в Новом Завете мы находим еще два подобных случая:
Деяния 8.39
Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь радуясь.
Филипп, конечно же, не был восхищен на небеса, он просто был перенесен в другое место сверхестественным образом. Но это событие показывает, что для Бога нет ничего невозможного.
Скорее всего, когда человек рассматривая вопросы, связанные с восхищением, считает их чем-то фантастическим, невозможным. Но в Священном Писании мы видим, что Бог всемогущ и вполне может творить и более невероятные вещи и события…
Так же можно привести пример из 2 Коринфянам 12 2-4:
Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле или вне тела: Бог знает),что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
Здесь большинство богословов утверждает, что ап. Павел здесь говорит о самом себе, о своем духовном переживании… Что он был восхищен на Третье Небо, и находясь в Божьем присутствии, слышал слова неизреченные, которые человеку нельзя пересказать. Это событие, вероятно, так же является прообразом восхищения Церкви, когда Христос придет за ней. Возможно, такое духовное переживание случалось с людьми и раньше, до ап. Павла. Так же и современные люди тоже могут пережить нечто подобное.. Но по поводу этих восхищений ап. Павел так же предупреждает, что он слышал неизреченные слова, которых невозможно пересказать. Т.е. этим нельзя поделиться с людьми, вероятно, что в человеческом языке нет таких слов, что бы рассказать и передать эту информацию людям. Поэтому, когда мы смотрим или слушаем свидетельства людей о своем личном опыте восхищения, то встречаем достаточно много противоречий в их рассказах. Это говорит о том, что многие люди, пережившие подобный духовный опыт, не всегда правильно и ясно их истолковывают. Порой, путая их со сновидениями и прочими духовными состояниями, что ясно показывает – не все свидетельства о восхищениях истинны, более того, многие из них являются не более чем фантазиями этих людей…
И так, подведем небольшой итог. На основании Священного Писания, мы точно знаем, что Господь Иисус должен прийти два раза, один раз Он уже был на Земле и обязательно придет во торой раз. Времена и сроки Его пришествия мы не знаем, но ожидаем Его в терпении и в вере, зная, что Он обязательно придет. Его второе пришествие будет состоять из двух фаз: первая – это когда Он придет на Облаках Славы за Церковью, для того что бы восхитить её; и вторая – это когда Он придет как судья, что бы вместе со своей Церковью судить этот мир.
Источник
---|