если человек бесноватый что делать
Мужа одолел бес блуда. Что делать?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка! У меня беда: мужа одолели бесы! Он увлекся блудом с падшими женщинами. Причем блудом в самом страшном его проявлении (развратном и грязном).
Откуда я это знаю? Он сам рассказал мне об этом в подробностях. И, рассказывая, все время спрашивал: «Ты считаешь это развратным?» Я отвечала «да», а ему это нравилось.
Я понимаю, что это бес говорил со мной и руководил мужем. Мы венчаны. Я молюсь за него усилено. Утром, вечером, всегда. Я пробовала сама его отчитывать, когда он спал, но. мне сказали, чтобы я этого не делала, т. к. это очень опасно. Во время отчитки муж ревел во сне, выл по-собачьи и хихикал, как бес, когда молитва прекращалась.
Мне очень страшно, непонятно и обидно. Я понимаю, что Господь посылает мне испытание. Но я иногда нахожусь на грани отчаяния. Я читаю молитвы Петру и Февронии, Ксении Петербургской, матушке Матроне, Св. Трифону, Матушке Богородице, Духу святому, Николаю Чудотворцу, Отцу Иисусу Христу и прошу их о помощи в изгнании бесов из моего супруга. О том, чтобы они помогли вернуть ему человеческий облик и христианскую совесть.
Батюшка, что мне делать? Какие молитвы читать? Чем ещё помочь мужу? Помогите советом, молитвой! Спасите!
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
То, что Вы так спокойно восприняли слова мужа, и что в первую очередь решили, что с ним что-то не так, что он бедный, больной и так далее, а не среагировали так, как было бы нормально, говорит о том, что Вам самой надо усиленно заняться не мужниным спасением, а своим собственным духовным и душевным здоровьем. Не надо кидаться читать молитвы всем святым подряд: просто для себя (забудем пока о муже). начините утром и вечером читать молитвенное правило, раз в неделю молитесь в храме на литургии, раз в месяц исповедуйтесь, причащайтесь. Какие отчитки, Вы что? Не берите на себя сверх меры, молитесь о себе и исполните по крайней мере то, что я Вам сейчас написал.
Параллельно и не откладывая запишитесь к хорошему психологу, можно при храме, можно по полису. И с ним подробно разберите всю эту ненормальную ситуацию и Вашу собственную реакцию на нее. Кажется, в психологии Ваша стратегия называется «спасательством», и Вы увидите в ходе разбора, чем это плохо, откуда оно берется и как вредит Вам самой в первую очередь.
Позанимайтесь этим всем подробно, спокойно несколько недель, придите в себя, а потом посмотрите, стоит ли Вам вообще оставаться с таким мужчиной.
Ваше испытание сейчас — это себе вернуть нормальный достойный человеческий облик, не униженный, не оскорбленный, а нормальный, в котором Вы сможете воспринимать ситуацию со смирением настоящим, то есть адекватно, а стало быть, и на поведение мужа адекватно реагировать. Спокойно выносить то, что произошло и продолжает происходить — это не смирение, это ложное какое-то смирение, которое, как Вы увидите, если поговорите со священником и поработаете с психологом, часть является не чем иным, как величайшей гордыней, которая маскируется. Так что давайте Вы себя в порядок приведете, а потом посмотрите, как быть, хорошо?
Мужу Вашему помогать не надо: это взрослый здоровый мужчина, который вполне осознанно совершает то, что совершает. И если уж на то пошло, самой лучшей помощью тут будет Вам прийти в себя и принимать решения, не будучи в иллюзиях о беспомощности мужа. Ваш муж, понимаете ли, нашел способ познакомиться там, заплатить деньги, найти место и так далее. Повторяю еще раз: он не младенец, он все это делает сознательно. И духовная жизнь и работа с психологом как раз Вам откроют глаза на то, рядом с каким мужчиной Вы живете. Увидите в муже взрослого мужчину, укрепитесь — сразу отпадут вопросы, как действовать.
Хорошо? Давайте, не медлите и начинайте заниматься собой.
Симптомы и признаки диссоциативного расстройства личности
Диссоциативное расстройство идентичности – сложный термин для «немедицинского» человека. Привычнее воспринимается его бытовое название – раздвоение личности.
Диссоциативные расстройства
Это целая группа заболеваний, объединенных следующими симптомами и признаками:
К диссоциативным относят следующие расстройства:
Понятие «диссоциация» означает отщепление, отделение от целостной личности отдельных идей, ощущений, носящих неблагоприятный характер. В норме она выступает как механизм психологической защиты на негативные обстоятельства.
Всем известно ощущение «как будто это происходит не со мной», когда человек находился в стрессовой, травмирующей ситуации. Создается впечатление, что перенесенные переживания существуют отдельно от сознания. Индивид смотрит на них как посторонний наблюдатель.
Диссоциация для здорового индивида – полезная, необходимая защита психики, которая помогает:
Такая защита включается в особо тяжелых условиях: после перенесенного физического или сексуального насилия, катастроф, потери близкого человека, тяжелой психологической травмы. Сверхвпечатлительные люди обращаются к ней чаще обычного.
Проблема начинается, когда диссоциация становится главным защитным способом переживания негативных эмоций, и защита включается слишком часто. Человек начинает теряться в реальности, уже не понимая, где его переживания, а где – чужие. Так и развивается диссоциативное расстройство идентичности.
Причиной становится детская психическая травма, полученная обычно в возрасте до 9 лет, или систематические тяжелые эмоциональные удары (насилие, стрессы). Однако не каждый человек подвержен развитию заболевания. В зону риска попадают люди с неуравновешенной нервной системой, легко внушаемые, демонстративные, любящие внимание.
Раздвоение личности
Мы воспринимаем личность как целостную систему, с индивидуальным набором качеств, взаимодействующих между собой, помогающих найти собственное место в общественной жизни, сохранить свою неповторимость. С личностью связывают понятие «лицо» как олицетворение целостности.
При диссоциативном расстройстве идентичности больной как будто утрачивает собственное лицо. В нем уживаются сразу несколько личностей, количество которых неограниченно. Субличности отличаются по возрасту, полу, профессии, характеру.
Самым известным человеком с раздвоением идентичности является Билли Миллиган, по мотивам истории которого Дэниелом Кизом написана книга «Множественные умы Билли Миллигана». В мужчине уживалось сразу 24 разных субличности. Данный пример детально объясняет суть патологии.
Ранее заболевание называли одержимостью. Страждущего освобождали от тягостных уз экзорцизмом. Позже болезнь называли истерией.
Каждую из множественных личностных ролей называют Эго-состоянием. Любое из них можно извлечь с помощью гипноза. Изначально считалось, что именно гипноз провоцирует расстройство. Этого мнения придерживался французский психиатр Шарко, принимавший гипноз за патологию. Впоследствии удалось доказать ошибочность данного мнения.
Амнезия при ДРЛ
В структуре множественной идентичности разделяют главную, изначальную личность и Альтер-личности или Эго-состояния. Главная личность является ведущей, и она способна рассказать о прошлом больного, оказываясь в ситуациях, создаваемых субличностями. Но главная личность затрудняется рассказать о событиях, предшествующих такой ситуации. Например, проснувшись на больничной койке, больной не понимает, как здесь оказалась. А причиной госпитализации стало отравление таблетками другой Альтер-персоной.
Повествуя о событиях прошлого, такой человек часто нарушает их хронологию, говорит, что отдельные эпизоды просто не помнит. Пробелы в воспоминаниях объясняет банальной забывчивостью, жалуется на плохую память.
Люди с диссоциативным расстройством идентичности способны намеренно утаивать определенную информацию, преувеличивать имеющиеся знания, чтобы скрыть факт заболевания.
Рассказ больного содержит противоречащие эпизоды. Людям со стороны кажется, что они невнимательно слушают рассказчика или затрудняютсяуловить суть повествования.
Рассказы больного о важных событиях жизни лишены детализированности. Пациент знает, что учился в школе, но подробности школьного периода ему описать сложно. Говорит, что не помнит промежуток, например, с 6 по 9 класс. Затрудняется вспомнить, как проходила свадьба, где отмечали торжество, кто был приглашен.
Порой пациент восстанавливает картину важных событий только со слов близких. Так, женщина с множественной идентичностью рассказывала, что затруднялась вспомнить собственные дни рождения, начиная с детского возраста.
Диссоциативное расстройство идентичности сопровождается обрывочными воспоминаниями. Они проявляются под воздействием сильных эмоций. Больной сомневается в их реальности, заявляя: я не уверен, правда ли это или плод моего воображения. Типичными становятся провалы во времени. Допустим, больной видит, что часы показывают 8 часов утра. Следующее фиксированное время – 5 часов вечера. Но промежуток между этим временем пациент не помнит.
Неопровержимые доказательства
Наличие проблемы подтверждают определенные «улики». Нередко в гардеробе обнаруживается одежда, абсолютно противоречащую стилю главной личности. Невозможно вспомнить, когда и зачем приобреталась эта вещь. Больной, видя ее, находится в недоумении. Шокирует одежда противоположного пола, неподходящего размера. Пациенты отмечают: не мой размер, слишком маленький, даже не могу натянуть на себя. Или, наоборот, обнаруживают наряды излишних габаритов. Удивление вызывают найденные детские вещи, особенно если в доме нет детей.
Люди, страдающие диссоциативным расстройством идентичности, находят у себя незнакомые вещи. Как выясняется впоследствии, украденные. Прохаживаясь по супермаркету, с удивлением замечают в корзине продукты, которые раньше не употребляли и не собирались приобретать. Сидя в кафе, внезапно удивляются, когда успели сделать заказ, почему именно такой.
Типичными являются ситуации по типу фуги: больной оказывается в незнакомом месте и ему непонятно, как он сюда попал. Имеется в виду не переход из комнаты в комнату (в этом случае возникает ощущение «зачем я сюда шел»). Речь идет о преодолении внушительных расстояний. Например, человек внезапно обнаруживает себя в чужом городе. Часто случается, что больной систематически попадает в одно и то же место, удивляясь, почему он здесь. Допустим, каждое утро обнаруживает себя на определенной автобусной остановке, входящим в автобус. Ситуация повторяется ежедневно, как «день сурка».
Подсказки со стороны
Нередко пациент узнает о патологическом «сожительстве» благодаря окружающим. К нему подходят абсолютно незнакомые люди, но ведут себя так, будто знают больного достаточно хорошо, но называют другим именем. Они ведут беседы о совершенно неизвестных фактах. Описывают ситуации, которые, с их слов, проживали вместе с больным.
Окружающие говорят о поступках, совершенных человеком, которые он также не помнит. Например, девушка, устраиваясь на новое место работы и проработав один день, в конце получала отказ о трудоустройстве. Причиной служили агрессивные высказывания и необоснованные вспышки гнева, о которых сама работница не подозревала. О них ей сообщало руководство и сотрудники. Таким образом, субличности способны нанести урон главной личности.
Случается, что близкие или знакомые отворачиваются от «многоликого» человека, проявляют пренебрежение, негатив, игнорируют, по его мнению, совершенно беспочвенно. Впоследствии выясняется, что человек, уже со слов близких, неправильно себя повел, оскорбительно высказался в чей-то адрес. Но объективно оценить ситуацию он не может, поскольку неадекватное поведение проявило одно из Эго-состояний.
Как проявляют себя Альтер-личности
Американский психолог и психиатр, автор многочисленных книг по этим темам, Эрик Берн считал, что в человеке уживается сразу три ипостаси: взрослый, родитель, ребенок. Аналогичное прослеживается в множественных личностях одного пациента. Кто-то из них приходит в образе ребенка, другой – в виде заботливого, поучающего родителя, третья стремится защищать. Причем случается, что защищают не только главную личность, но и субличность, если знают о ее присутствии. Подобное случается при наличии более 2 двух Эго-состояний.
Возвращаясь снова к Билли Миллигану, поскольку это очень «удачный» пример симбиоза множественных образов, возможно проследить взаимодействие Эго-состояний. Одна из его субличностей – Артур Смит. Образованный, тонкий и очень умный. Отлично разбирается в медицине. Самостоятельно освоил арабский, суахили. Логически вычислил присутствие остальных Эго-состояний и взял над ними шефство. Запретил им проявляться, то есть удерживать сознание. Так, одну из них, Адалину – ласковую, трудолюбивую, нуждающуюся в заботе, тепле и внимании лесбиянку причислил к рангу нежелательных личностей. Сделал это Билли потому, что именно Адалина совершала изнасилования, за которые впоследствии Билли пытались привлечь к суду.
Известна история 20-летней девушки Дорис Фишер. В ней уживалось сразу пять Эго-состояний: Дорис Настоящая, Дорис Вялая, Дорис Болеющая, Маргарита, Спящая Маргарита. Последняя была подлой, постоянно творила бесчинства, портила вещи, даже наносила себе увечья. Но страдала от этого только Настоящая Дорис. Предполагалось, что заболевание развилось как результат физического насилия, испытываемого девушкой от отца-алкоголика. Дорис попала на прием к врачу-психиатру, который позднее приютил ее у себя. После этого в его доме стали происходить необъяснимые вещи, принятые врачом за полтергейст. После смерти врача Дорис попала в психиатрическую больницу.
Нередко пациентам сложно понять, кем они являются. Ощущают присутствие внутри себя нескольких человек. Чувствуют зависимость от внешних обстоятельств.
Смену Эго-состояний можно заметить по внешнему виду больного. Опущение и дрожание век, закатывание глаз, частое моргание, подергивание мышц лица, неестественная мимика, гримасничанье знаменуют начало перевоплощения.
Каждая из субличностей индивида способна проявиться в любой момент. Эго-состояния выдают себя несколькими признакам:
Очень заметно, когда взрослый вдруг перевоплощается в ребенка. Его выдает и голос, и поведение: беззаботность, непосредственность. Он или по-детски беспечен, наивен и непринужден, или напуган, прячется по углам. Такой человек, неожиданно сменивший поведение на дурашливое, детское, моментально привлечет внимание.
Не путать с шизофренией
При раздвоении личности, как и при шизофрении, встречаются симптомы первого ранга по Шнайдеру, поэтому существует вероятность ошибиться с диагнозом.
К таким симптомам относят:
Реже упоминается ощущение открытости мыслей: кажется, что посторонние слышат, о чем думает больной.
Джени Хэйнс
В 2019 году суд Австралии вынес приговор 74-летнему Ричарду Хэйнсу: 45 лет лишения свободы. Мужчине предъявили 367 обвинений за развратные действия, изнасилование, содомию, плотские развращения по отношению к ребенку младше 10 лет.
Против него свидетельствовала его дочь – Джени Хэйнс и шесть ее субличностей. Суд официально разрешил давать им показания, ведь каждая смогла рассказать собственные факты перенесенного насилия. Это был единственный случай в мире, когда человек с диссоциативным расстройством идентичности давал показания в суде с периодической сменой Эго-состояний, в результате чего обвиняемому вынесли обвинительный приговор.
Основной личностью была Симфони, принимавшая и переживавшая на себе, по словам Джени, издевательства отца. Всего она свидетельствовала о наличии 2500 Эго-состояний. Так сознание четырехлетней девочки пыталось защититься от испытанного ужаса. Сама Джени утверждала, что расстройство помогло ей выжить.
Джени рассказывала: «Отец завладел моим разумом. Даже в мыслях не чувствовала себя в безопасности. Было сложно адекватно оценивать происходящее». Свои чувства она выражала через песни.
Диссоциативное расстройство идентичности – своеобразная попытка сознания защититься от травматических реалий окружающего мира. Но попытка эта не слишком удачная, поскольку дезориентирует и дезинтегрирует личность, лишая ее целостности и последовательности, «съедает» ее истинное лицо.
Современное беснование
Архиепископ Аверкий (Таушев)
Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице
« Изшедше же беси от человека, внидоиша во свиния:
и устремися стадо по брегу в езеро, и истопе. »
(Лк. 3:33)
К ак это ни странно, но до сих пор еще существуют люди, которые сомневаются в реальном бытии темной бесовской силы, способной вселяться в людей и делать их своими послушными орудиями. В особенности, непростительно это для православных русских людей, переживших весь позор нашей несчастной Родины за последнее пятидесятилетие.
А между тем, Святое Евангелие ясно нас учит, что бесы действительно существуют и могут вселяться в людей, которые и становятся «бесноватыми», потерявшими контроль над собой и сделавшимися жалкой игрушкой в руках бесов.
Как раз в 5-ую неделю после Пятидесятницы читается за литургией Евангелие, которое повествует об одном таком разительном случае.
Христос приходит в страну Гергесинскую и исцеляет там двух страшных бесноватых, которые были так люты, что никому не давали пройти тем путем, вблизи коего они жили.
Но что же гергесинцы?
Вместо того, чтобы с благодарностью припасть к ногам Иисусовым и просить Его остаться у них, они вдруг просят Его всем городом уйти от них вон.
Что же это за страшное ослепление? Что за непонятное омрачение умов и сердец? Облагодетельствованные гонят вон своего Благодетеля, не желая даже воспользоваться дальнейшими благодеяниями, которые несомненно в изобилии полились бы на них, если бы Христос-Спаситель у них остался.
Им жалко стало свиней.
Вопреки ясному запрещению закона Моисеева, они разводили свиней, а Господь, изгнав бесов из несчастных бесноватых, повелел бесам войти в свиней, после чего взбесившееся свиное стадо бросилось с крутизны в озеро и утонуло.
И это сделал Господь, конечно, не без умысла, уничтожив таким образом для их вразумления плоды их беззаконного занятия!
Но им все – нипочем. И совесть их от этого не пробудилась, и то, что двое их сограждан, избавившись от мучения, перестали быть страшилищами и стали нормальными людьми, им не дорого, и того, что Сам Господь пришел к ним просветить их светом Своего Божественного учения, они не ценят. Все их существо объяла жалость к погибшим свиньям и опасение, как бы дальнейшее пребывание у них Господа не принесло им новых материальных ущербов и не нарушило бы излюбленного ими и давно заведенного греховного образа жизни, к коему они все привыкли.
Какая это жизненная картина и поныне постоянно встречающаяся!
И не есть ли такое настроение гергесинцев – то же самое беснование, только в менее заметных для внешнего взора формах?
Ведь в чем сущность беснования – разве не в противлении Богу и Его Божественному Закону?
А виды и внешние формы беснования могут быть многоразличны: от самых страшных и буйных – до самых малозаметных и искусно укрывающихся, иногда даже разными благовидностями, от невнимательного взора.
« Бесы, вселяясь в человека », говорит наставник духовной жизни святитель Феофан Вышенский: « не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, изподтишка научая своего хозяина всякому злу, и отклоняя от всякого добра: так, что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего » («Мысли на каждый день года», стр.245).
Как передают все три евангелиста-синоптика, повествующие о чудесном исцелении гадаринских бесноватых, бесноватые, при виде Господа Иисуса Христа, стали кричать «гласом велиим»: « Что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий? Пришел еси прежде времене мучити нас » (Мф. 8:29).
Но разве Христос-Спаситель пришел мучить этих несчастных, а не спасти их от мучивших их бесов?
В этом-то и состоит разгадка ужасной тайны вселения бесов в человеческую душу. Коль скоро человек, по неосмотрительности, допустил в свою душу беса, бес, вселившись в него, поглощает собою его личность, пленяет его «я», овладевает его волею и делает человека послушным орудием своей злой воли. Такой человек думает, что он самостоятелен в своем поведении, что он «сам все делает», а в действительности всеми его поступками руководит поселившийся в нем бес, или даже целый легион бесов, как в этом несчастном бесноватом. Поскольку воля его в плену у беса, то он и начинает отождествлять себя с живущим в нем бесом: все, что приятно бесу, ему приятно; все, что враждебно и мучительно бесу, и ему враждебно и мучительно. Вот почему, увидев своего Спасителя, этот несчастный человек, вместо того, чтобы радоваться, отчаянно кричит: « Что Тебе до меня? Умоляю Тебя, не мучь меня! » (Лк. 8:28).
Каким же образом можно дойти до такого ужасного состояния? Как бес может получить доступ в душу человека?
На это мы находим много указаний и в Слове Божием и в писаниях святых отцов Церкви и великих христианских подвижников благочестия. Каждое забвение Бога, в чем бы оно ни проявлялось, каждое произвольное нарушение заповедей Божиих, сколь бы маловажным оно ни казалось, всякий проступок против совести, этого голоса Божия в душе человека, уже открывает бесу доступ в его душу. Особенно же любезны бесу греховные страсти, то есть часто повторяющиеся грехопадения, которые вошли у человека в привычку, стали как бы его второй природой.
« Гордость – демон », говорит наш великий праведник святой Иоанн Кронштадтский: « злоба – тот же демон; зависть – тот же демон; мерзость блудная – тот же демон; насильная хула – тот же демон; насильное сомнение в истине – тот же демон; уныние – демон; различны страсти, а действует во всех один сатана; различны страсти, а вместе – лай сатанинский на различные лады, и человек бывает одно – один дух с сатаной » (Моя Жизнь во Христе», том 2, стр.6).
И весьма характерно: каждый, одержимый какой-либо страстью, как бы эта страсть его ни мучила и не терзала, с самой крайней враждебностью относится ко всему, что противится его страсти. Так: гордый ненавидит смиренных, злобный и гневливый не выносит кротких и тихих, блудник пылает крайним раздражением на целомудренных, и т.д. и т.п. И самыми большими врагами своими одержимые страстями считают тех людей, которые обличают их или как-то стараются помочь им освободиться от той или иной страсти, указывая на нее, уговаривая и вразумляя их или принимая какие-либо решительные меры к их отрезвлению и возвращению на путь нормальной, здоровой, духовно-трезвой жизни. Совершенно точно так, как враждебно встретили Христа-Спасителя гадаринские бесноватые или жители той страны, не пожелавшие, чтобы Господь у них остался: ведь и они были в сущности тоже бесноватыми, хотя и в менее заметной форме. Сжившись вполне с своими любимыми страстями, или, что тоже, с обитавшими в них бесами, они не желали исцеления от Господа-Чудотворца, а потому и не приняли Его.
Как убеждает нас повседневный жизненный опыт, а особенно в страшное, как никогда прежде, переживаемое нами время, одержимость страстями и есть беснование.
Посмотрите, как преданный греховным страстям и сам внутренне терзается и других мучит. Страсти, как учат наставники духовной жизни, это – тайные змеи, которые постоянно грызут сердце человека и никогда не дают ему покоя. Одержимый страстями не знает душевного мира, да и не может приобрести его, пока не преодолеет своих страстей. Мало того: он способен разрушать душевный мир и всех тех людей, с которыми приходит в соприкосновение.
Искоренить страсть – это и значит изгнать мучающего беса.
Чтобы убедиться в истине всего вышесказанного, надо только хорошо понаблюдать окружающую нас современную жизнь и углубиться в собственную душу.
Все то, что произошло на нашей несчастной родине, да и теперь еще не изжито, – разве это не подлинное беснование и притом в самых ярко-выраженных формах?
А то, что происходит сейчас в так называемом «свободном мире» и что в начале лишь тайно, изподтишка подготовлялось; разве это не то же самое беснование? На наших глазах и оно начинает принимать те же самые грубые формы, что и у нас на родине, ибо источник всего этого ведь один и тот же – все та же темная злая бесовская сила, жаждущая гибели человека!
Страшно сказать, но и то, что творится сейчас во всех поместных православных церквах и в так называемом «христианском мире» – мире «инославном» – со всем этим подрывом всех вековечных устоев, с этой безпощадной ломкой древних установлений Церкви, ведущих свое начало от апостольских времен, порою грубым, а иногда хитро-лукавым ниспровержением всех исконных верований и благочестивых традиций, завещанных нам первохристианством, – кто, положа руку на сердце, по чистой совести, осмелится возразить, что все это не самое настоящее беснование – попытка диавола через верных слуг своих искоренить истинную веру и Церковь?
Сатана, нагло подняв голову, триумфальным маршем шествует уже по всему миру, пожиная себе обильные плоды.
Жутко становится, когда подумаешь, как мало сейчас осталось людей, трезво смотрящих на все в мире происходящее, людей честных и искренних, не продавших душу свою сатане за те или иные земные блага, не работающих всецело своим греховным страстям и не беснующихся, подобно огромному большинству.
Весь мир сейчас становится похожим на страну Гадаринскую, не желающую исцеления от Господа-Исцелителя и изгоняющую Его прочь от себя.
Пусть даже слышим мы иногда лицемерно произносимые слова правды, но самые дела произносящих ясно показывают, что это – только одни слова: на словах – одно, а на деле совсем другое! А ведь Господь понятно и вразумительно сказал: по плодам их узнаете их (Мф. 7:16-20).
Сколько красивых слов нередко произносится сейчас о мире и любви, но где этот «мир» и «любовь» видны в делах? А если и показывается иной раз видимость таких «добрых» дел, то за ней ясно скрывается грубый разсчет и то или иное своекорыстие, совершенно обезценивающее их.
Фальшь и ложь воцарились в мире, как это и предрекал святой Апостол Павел в своем Втором Послании к Солунянам, говоря, что наступит время, когда люди « будут верить лжи » (2Фес. 2:11), « да будут осуждены все, не веровавшие Истине, но возлюбившие неправду » (там же, стих 12).
Но не думают, не помышляют эти безумцы-бесноватые мира сего, во зле лежащего, о том, какая участь их ожидает.
Бесы, изгнанные Господом из Гадаринских бесноватых, вошли в свиней, а свиньи, взбесившись, бросились в Генисаретское озеро и утонули.
А нам, которые хотят работать Господу нашему Иисусу Христу и только Ему Одному, необходимо вооружиться в переживаемые нами страшные времена терпением, памятуя Его наставление: в терпении вашем стяжите души ваши! (Лк. 21:19) и другое: претерпевый до конца той спасен будет (Мк. 13:13).
Пусть другие беснуются – пусть даже все беснуются вокруг нас – не будем принимать никакого участия в этом всеобщем бесновании, чего бы нам это ни стоило! Аминь.
Источник: Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия.
Слова и речи. Том 3 (1969 – 1973 гг.).