если человек думает что он все знает
Афоризмы 43. Синдром Даннинга-Крюгера
1. «Дурак не может понять, что он дурак, потому что он дурак.» (Все-таки, это синдром Даннинга – Крюгера, а не эффект).
2. Дурак – это болезнь, к сожалению, очень трудно диагностируется и не лечится.
3. С возрастом синдром Даннинга – Крюгера усугубляется, если даже дурак осознает, что он дурак, он забывает об этом (склероз).
4. Распознать дурака по внешнему виду – невозможно, а возможно только по результатам его деятельности.
5. В управлении, синдром Даннинга – Крюгера проявляется в невыполнимых (неисполняемых) законах, приказах и распоряжениях.
6. В образовании, синдром Даннинга – Крюгера проявляется в бессистемности и попытках научить дурака.
7. В науке, синдром Даннинга – Крюгера проявляется в попытках выдать иллюзию за действительность.
8. Синдром Даннинга – Крюгера ярче проявляется в работах, требующих повышенного интеллекта.
9. Синдром Даннинга – Крюгера – болезнь не заразная, карантин – жесткая изоляция, самоизоляция – не эффективна.
10. При контакте с дураком, часто проявляется – эффект Плацебо, либо истинный, либо притворный.
11. Игра в дурака, является любимым занятием многих умных.
13. Дурак дурака не видит издалека и близко тоже не видит, но чувствует.
14. «Валять дурака» – не значит, таковым становится.
15. Дуракам легче жить – нет сложных вопросов.
16. Прикинувшись дураком – оставил в дураках многих умных.
Wiki:
Эффект (естествознание) — синоним явления, обозначает некоторую закономерность, выявленную в природе
Синдро;м — совокупность симптомов с общими этиологией и единым патогенезом В широком смысле синдром представляет собой комплекс органически связанных между собой признаков, объединённых единым механизмом возникновения и развития рассматриваемого явления, не обязательно связанного с патологией
Эффект Даннинга-Крюгера: Почему глупые люди думают, что они умные
Каждый из нас знает кого-то, кто считает себя умнее, чем он есть на самом деле. Но прежде, чем смотреть на таких людей свысока, вам стоит убедиться в том, что вы сами свободны от воздействия эффекта Даннинга-Крюгера.
Теорию, лежащую в основе этого эффекта разработали Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер, ученые Корнельского университета. Они обнаружили, что этот сдвиг в мышлении происходит, когда людям не удается правильно оценить свой уровень компетентности (или некомпетентности) в той или иной области знаний или сфере деятельности, и они ошибочно считают себя более компетентными, чем они на самом деле.
Часто об этой теории еще говорят, как о «Точке глупости». «Точка глупости» – это та точка, в которой у вас достаточно знаний о какой-то теме, чтобы испытывать желание говорить о ней, но не хватает мудрости на то, чтобы собрать все факты или хотя бы узнать о ней чуть больше.
Что же такое – этот эффект Даннинга-Крюгера?
Психологическая аберрация, в результате которой человек верит, что он умнее и компетентнее, чем он на самом деле, впервые была идентифицирована в исследовании 1999-го года под названием «Глупцы, не подозревающие об этом: как сложности в оценке собственной некомпетентности ведут к раздутой самооценке».
Проще говоря, это когда «люди слишком глупы, чтобы понять, насколько они глупы».
Как Даннинг и Крюгер проверили свою гипотезу?
Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер разработали свою теорию, проведя исследования, в которых попросили участников пройти некоторые тесты на юмор, логику, знание научных терминов и грамматику. Они обнаружили, что те, кто показал себя в этих тестах лучше всего, раз за разом недооценивали свои способности. С другой стороны, те, кто показал себя далеко не так блестяще, были убеждены, что у них в этом плане все в порядке. Они обнаружили, что чем хуже чьи-то знания и когнитивные способности, тем хуже способность этого участника к точной оценке своих способностей.
Так, в одном из экспериментов исследователи спрашивали у участников, знакомы ли им определенные технические термины и концепции. Фокус был в том, что некоторые пункты в списке терминов были, как бы это помягче сказать, высосаны из пальца. Ученые обнаружили, что:
«Многие люди утверждали, что им знакомы такие термины, как фотон или, скажем, центробежная сила. Но, что интересно, они также утверждали, что им немного знакомы такие совершенно выдуманные термины, как ультра-липиды, холарин и параллакс-пластины».
Что же обнаружили ученые?
Даннинг и Крюгер обнаружили, что наиболее опасной ситуацией является вовсе не та, когда субъект не знает о какой-то теме абсолютно ничего, а та, когда он знает о ней какую-то малость.
Эта идея вовсе не нова. Фразу «Малые знания крайне опасны» обычно приписывают Александру Поупу, который использовал ее в своем «Опыте о критике» еще в 1709 году. Как говорил писатель-юморист Джош Биллингс:
«У вас случаются неприятности не из-за того, что вы чего-то не знаете, а из-за того, что вы уверены в том, что знаете о чем-то все, хотя на самом деле это не так».
К сожалению, у этой проблемы нет простого решения. Даннинг указывал на то, что «для того, чтобы мало сведущие в чем-то люди осознали свой недостаток знаний, им нужны именно те знания, которых им недостает».
Что любопытно, Даннинг и Крюгер доказали: когда вы начинаете больше узнавать о какой-то теме или становитесь более опытным в каком-то занятии, вы начинаете смотреть на свои знания и умения менее уверено. Чем дальше, тем больше вы начинаете осознавать, сколько всего вы еще не знаете. Когда вы испытываете это чувство, в дело вступает совершенно новый психологический эффект, известный как «Синдром самозванца».
Когда эффект Даннинга-Крюгера опасен
И хотя следить за тем, как кто-то прилюдно ведет глупо, может быть даже забавно, бывают ситуации, когда эффект Даннинга-Крюгера может быть по-настоящему опасным.
К примеру, доктора обнаружили, что пожилые люди отказываются заниматься физическими упражнениями, чтобы ослабить боль, даже в тех случаях, когда это наиболее эффективный способ. А все потому, что они ошибочно считают, что физический дискомфорт, который они чувствуют после упражнений – это признак того, что им стало лишь хуже, и лучше не делать вообще ничего.
Ну а если необходим более серьезный пример, то многие матери в Индии считают, что диарею у младенцев вызывает избыток воды. Поэтому в случае заболевания они не дают детям пить. Это очень опасное заблуждение, так как в некоторых случаях может привести к серьезному обезвоживанию или даже к смерти.
И еще один пример: эксперты предполагают, что экономический кризис 2008-го года был спровоцирован, не в последнюю очередь, чрезмерной самоуверенностью финансистов и их клиентов.
Несколько мыслей напоследок
Ну и, конечно же, в большинстве случаев понять, что ты чего-то не знаешь сложно, а то и вовсе не возможно. К примеру, если кто-то не знает правил грамматики, как он может понять, что в своем письме этак с десяток раз нарушил ее правила?
Скорее всего, у всех нас есть какие-то темы, в которых, как считаем, у нас куда более обширные знания, чем на самом деле. Либо же хобби, в котором, как думаем, мы настоящие профи (даже если это совершенно не так). И, возможно, прежде чем делиться своим невероятно важным мнением, стоит проверять, насколько соответствуют истине наши утверждения – ну так, на всякий случай.
Новое видео:
Эффект Даннинга-Крюгера — не то, чем кажется или Почему деление на умных и глупых — само по себе глупость
Эффект Даннинга-Крюгера — когнитивное искажение, при котором люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это довольно свежее понятие — сам феномен в такой форме был описан современными психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером только в 1999 году, которое уже набрало большую популярность в кругах образованных людей.
Рассказ Василия Шукшина «Срезал» — художественная иллюстрация эффекта Даннинга-Крюгера в действии
Ирония популярности эффекта Даннинга-Крюгера, описывающего когнитивное искажение (bias) в том, что его упоминание само по себе выражает куда более старое когнитивное искажение — склонность людей, обладающих выраженной компетентностью в какой-либо области, к интеллектуальной сегрегации — делению людей на две категории: умных и глупых (себя, разумеется, относя к первой). Основанием для распределения других по корзинкам дураков и умников они считают собственную компетентность — и активно прибегают к упоминанию «эффекта Даннинга-Крюгера», чтобы записать кого-то в невежи, не замечая, что сами при этом, используя его таким образом, демонстрируют эффект Даннинга-Крюгера в действии.
Чего не знают даже сами Даннинг и Крюгер — что их эффект вовсе не эффект, характеризующий каких-то отдельных людей (aka глупцов), а общий принцип определения границ человеческой компетентности. Иными словами, суждения каждого человека без исключения подвержены эффекту Даннинга-Крюгера в той или иной мере в тех областях, где они не могут объективно оценить пределы своей компетентности. Даже у самых образованных людей большая часть сторон их жизни находится за пределами круга их экспертизы. И тяжелее всего подвержены эффекту Даннинга-Крюгера люди, которые считают, что этот эффект их не касается, и используют его для выделения себя в отдельную от «дураков» интеллектуальную касту.
Даннинг и Крюгер недооценили важность своего открытия. Слово эффект подразумевает некое действие или реакцию. То, что описывает «эффект Даннинга-Крюгера» — это объёмный принцип разграничения пределов познания. А уже в рамках этого принципа возникают разные эффекты.
«Эффект» означает, что это изолированное явление, встречающееся у тех или иных людей в отношении тех или иных сфер знания и опыта. Тогда как Даннинг и Крюгер описали универсальный принцип определения пределов компетентности во всех сферах знания и опыта, с которыми человек осознанно взаимодействует. В нынешней трактовке, этим эффектом называется само по себе заблуждение человека об уровне собственной компетентности. Это — не эффект, это тоже констатация положения.
На самом деле, деление людей на умных и дураков само по себе — одно из самых старых и недооцениваемых когнитивных искажений, коварство которого заключается в том, что оно играет на руку тем, у кого есть ресурсы и уровень образования для подобных мыслительных упражнений. Эта статья о том, почему «дураков» на самом деле не существует — точнее, почему все люди дураки в той или иной степени, и люди, которые считают себя умнее других — сами себя оставляют в дураках, потому что не видят собственного предрассудка, демонстрируя эффект Даннинга-Крюгера в представлении о пределах собственной компетентности:
Зона не осознаваемой некомпетентности.
То, что они называют Unskilled and Unaware of it — то есть, неосознаваемая некомпетентность — гораздо коварнее. Unskilled and Unaware of it — это любая область, о которой человек не знает и, как следствие, не может не иметь ни скиллов в ней, ни знать об этом.
То, что они подразумевают под ней, на самом деле — зона, в которой человек считает себя компетентным, не подозревая об обратном. Это зона ложной компетентности.
Тупость. Зона ложной компетентности
Человек некомпетентен, но не знает о своём невежестве, поэтому у него нет повода учиться.И уверен в своей компетентности — поэтому у него и мотивации учиться. Это тупик, поэтому зона неосознаваемой некомпетентности — это зона тупости.
То есть, порядок другой: не 1) компетентность в центре круга навыков, затем 2) область осознанной некомпетентности, а затем, на периферии — 3) неосознанной некомпетентности, а:
То есть, зона ложной компетентности aka зона тупости, на самом деле, вовсе не на периферии области знаний и опыта, а гораздо ближе к центру, являясь частью зоны предполагаемой компетентности человека.
При этом человек не знает о своей тупости и не знает границ своей тупости — иначе это была бы уже зона осознанной некомпетентности.
И в этом коварство тупости: она находится не где-то на периферии человеческого опыта и знания, а прямо у них «под носом», где они не испытывают никаких сомнений и уверенно себя чувствуют, при этом оставаясь совершенно невидимой и незаметной. Это значит, что процент зоны ложной компетентности может быть совершенно любым от 0 до 100, в каких-то случаях занимая почти всю зону предполагаемой компетентности или даже полностью её целиком: то есть, человек могут полностью не разбираться в вопросе, в котором, как они считают, они разбираются полностью.
Иными словами, человек не просто туп — он туп внезапно, и в тех областях, где, как они считают, они разбираются.
Проще говоря, всё или значительная часть того, что человек знает и умеет, может оказаться заблуждением, масштабы которого человек не узнает, пока не узнает, что заблуждался.
Более того, этот принцип может распространяться на огромное количество людей или даже всё человечество, как нередко бывало в истории с масштабными научными или идеологическими заблуждениями. Целое просвещённое человечество, уверенное в своей просвещённости, просто не подозревало о своём заблуждении.
Более того, этот принцип действует прямо сейчас на всё человечество в областях знания, считаемых людьми освоенными и изученными. Любая из них может оказаться зоной ложной компетентности, которую люди не смогут даже предположить (иначе это была бы уже зона осознаваемой некомпетентности), узнав о том, какая часть существующих сегодня представлений о мире является ошибочной, только когда откроют верные.
До 99% человеческих представлений о любой области, и по определению зоны ложной компетентности люди об этом не знают и не узнают, пока не узнают.
Этим принципом описываются границы компетентности человека в любой из областей знания и сфер взаимодействия с другими людьми. Всё, чем человек интересуется или с чем осознанно взаимодействует, описывается категориями границ компетентности.
Эффект Даннинга-Крюгера — это пограничный эффект, возникающий при столкновении представлений человека о собственной компетентности с объективными границами знания в конкретной области.
Нетупых людей не бывает. Зона тупости — это область знания или опыта, осведомлённость о которой человек принимает за компетентность как раз в силу своей некомпетентности. Если предположить, что каждый человек осознанно взаимодействует с десятками или сотнями сферами знания и опыта, то в каждой из них у него будут зоны компетентности, зоны неосознаваемой некомпетентности и зоны осознаваемой некомпетентности. При этом коварство зоны ложной компетентности, зоны невежества aka тупости — в её неосознаваемости.
Зона невежества относится к сфере опыта и знания человека, которую человек считает зоной своей компетентности, в которой он «разбирается».
Однако на самом деле зона предполагаемой компетентности делится на две части: зону компетентности и зону ложной компетентности — то есть, зону невежества, которую человек относит к зоне компетентности в силу заблуждения, обусловленного его некомпетентностью. То есть, сама суть зоны невежества в том, что человек не знает, что она является зоной его невежества — иначе она перешла бы в зону осознанной некомпетентности.
Вот это боль, приоткрыть на которую я хочу людям глаза. Что люди по отдельности и человечество в целом тупы, страшно тупы и даже не подозревают, насколько тупы в масштабах до 100% ошибаются в областях, в которых уверены в абсолютной, подтверждённой и доказанной своей научной правоте — как я в экономике. На моей стороне ведь были не только логические доводы, но и научные концепции, книги, статьи, учёные.
В отношении собственных заблуждений каждый человек уязвим двукратно:
Потому что их не замечает и будет уверен в своей правоте, пока не узнает, что ошибался.
Потому что эффект Даннинга-Крюгера, защитная реакция ложной компетентности, препятствует пониманию своих ошибок, даже если они очевидны другим людям вокруг.
Абсолютно естественно будет предположить, что зона ложной компетентности в общем объёме знаний и опыта каждого человека не менее 50%. То есть, более чем в половине всего, что, в среднем, знает или умеет человек, он заблуждается.
При том, что зона осознанной компетентности относительно общего масштаба знаний и опыта, включая осознанную некомпетентность, должна ограничиваться единицами процентов в лучшем случае.
В результате, это приводит к когнитивному искажению, когда каждый человек, обладая относительно узкой областью осознанной компетентности, замечает заблуждения на её счёт всех остальных людей, при этом не подозревая об огромных масштабах своей ложной компетентности, игнорируя или отражая все попытки окружающих указать хотя бы на некоторые их заблуждения.
В результате, люди, знающие о существовании эффекта Даннинга-Крюгера, применяя его в своей области осознанной компетентности, формируют представление о некой доле тупости окружающих людей, не замечая, защищённые эффектом Даннинга-Крюгера, масштаба собственных собственной тупости, общий масштаб которой в зонах ложной компетенции человека может на порядки превышать чужую тупость, которую он может обнаружить в зоне своей осознанной компетентности.
Иными словами, в реальности, степень заблуждений, ложной компетентности каждого человека превышает степень его осознанной компетентности. Условно говоря, каждый человек из всего, что думает, что знает, заблуждается в 70% и прав в 30%. Процент может отличаться от человека к человеку, как и области экспертизы, но, в целом, у каждого человека общая доля тупости будет перевешивать долю его компетентности. То есть, каждый человек в чём-то компетентен, в чём-то туп, причём, в сумме, туп больше, чем компетентен. Иными словами:
Каждый человек компетентен гораздо в меньшем количестве областей, чем сам считает, будучи в большей части вопрос туп и не осознавая свою тупость. Однако, в силу когнитивного искажения, он будет замечать чужие заблуждения в своей области экспертизы, не замечая, игнорируя или отбиваясь в силу эффекта Даннинга-Крюгера от указаний на куда больший объём собственных заблуждений. В результате у каждого человека, знающего об эффекте Даннинга-Крюгера будет складываться ложное впечатление о 100% собственной компетентности во всех вопросах, в которых, как он считает, он разбирается, на фоне которого он будет постоянно замечать чужую ложную компетентность в узкой сфере его осознанной компетентности. В результате это ведёт у людей, пользующихся понятием эффекта Даннинга-Крюгера в нынешнем виде, ложной картины мира, в которой есть:
Умные люди — они и эксперты в их же сферах знания, которые на 100% правы в своих представлениях (потому что, в силу эффекта Даннинга-Крюгера, не замечают, что, минимум 50% из них ошибочны),
Глупые люди, ошибки которых они видят, но эти люди сами не замечают и отказываются признавать.
Таким образом, в массовом сознании эффект Даннинга-Крюгера стал инструментом интеллектуального классового расслоения — люди, видящие в силу собственной узкой компетентности заблуждения и упрямство других, но не замечая, в силу такого же упрямства, свои, формируют ложное представление о двух типах людей — таких, как они сами, которые умеют признавать свои ошибки, просто в данный момент ни в чём не заблуждаются, и второй категории, которые точно ошибаются, но свои ошибки признать не в состоянии. Иными словами, знание об эффекте Даннинга-Крюгера в глазах многих людей формирует разделение на «умных» (обучаемых, признававших свои ошибки в прошлом, но не имеющих никаких заблуждений, включая себя) и «тупых» (необучаемых, заблуждающихся сейчас, но отказывающихся или неспособных это признать).
При этом это разделение является абсолютно ложным, основанным на том же эффекте Даннинга-Крюгера, не позволяющем человеку, видящему чужие заблуждения и упрямство, замечать и признавать свои.
Людей нельзя разделить на умных и глупых по одному критерию, любая попытка будет заблуждением, основанном на эффекте Даннинга-Крюгера. Иными словами, популярное представление «есть люди умнее, а есть глупее, и я вижу, кто глупее, потому что я среди умных и знаю про эффект Даннинга-Крюгера» — само по себе когнитивное искажение, как раз эффектом Даннинга-Крюгера и обеспеченное.
Эффект Даннинга-Крюгера: Почему невежды думают, что знают абсолютно все
Приходилось ли вам замечать, с какой уверенностью в себе обычно говорят невежественные личности? А то, как по-настоящему умные люди постоянно сомневаются в себе? В конце 90-х двое исследователей решили найти объяснение этому феномену. Так появилось понятие «эффект Даннинга-Крюгера».
Эффект Даннинга-Крюгера – это искажение восприятия, заставляющее менее компетентных людей переоценивать свои способности, а более компетентных – их недооценивать. Все мы в какой-то момент своей жизни чувствовали на себе или были свидетелями этого явления со стороны.
Эффект Даннинга-Крюгера вступает в действие в тот самый момент, когда невежда начинает думать, что знает абсолютно все, или когда действительно умный человек считает себя невеждой.
Люди, страдающие от когнитивного искажения реальности, живут в иллюзорном мире собственного превосходства над окружающими. А еще они склонны недооценивать тех, кто обладает более обширными знаниями.
Наглядно показать этот эффект помогло исследование, проведенное в 1999 году двумя исследователями Корнелльского университета Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом. Один из наиболее любопытных фактов этого исследования связан с тем, что этот эффект является явлением исключительно западной цивилизации. Когда ученые попытались воспроизвести их исследование в Азии, результаты оказались прямо противоположными.
Что стоит за эффектом Даннинга-Крюгера?
Эффект Даннинга-Крюгера исходит из того, что те, кому не хватает знаний или опыта работы, не осознают своих слабых сторон. Другими словами, та самая некомпетентность, которая заставляет их принимать плохие решения, мешает им осознать свою проблему. Не замечают они ее и в других людях.
На самом деле существует отдельный тип интеллектуально заурядных личностей, которые зарабатывают себе на жизнь с твердым убеждением о том, что они являются харизматичными гениями. Зачастую причиной такого поведения является привлекательность этой черты для других людей.
«Некомпетентные личности всегда выдают себя за экспертов, жестокость за благочестие, грешников за праведников, ростовщиков за благодетелей, недалеких умом за патриотов, невежд за смиренных, вульгарных за элегантных, а слабоумных за интеллектуалов», – Карлос Руис Сафон.
Результаты исследований Крюгера и Даннинга можно интерпретировать по-разному. Однако эффект, как правило, всегда остается неизменным: из всех людей, которые выполняют конкретное задание, наименее квалифицированные верят в свою отличную подготовку. С другой стороны, лучшие среди участников склонны сомневаться в своих навыках.
Причина успешности некомпетентных людей
Объясняется это удивительной гипотезой о несправедливости мира. Согласно ей, вы заслуживаете именно тех результатов, которых добиваетесь в жизни. Люди с таким мировоззрением верят, что они находятся там, где им положено быть, исходя из их заслуг.
Мы каждый день видим, как некомпетентные люди верят в то, что они лучше, чем являются на самом деле. Важно отметить, что Даннинг и Крюгер так и не смогли доказать, что некомпетентные личности считают себя лучше компетентных. Они просто убеждены в том, что они лучше, чем на самом деле, и готовы во всеуслышание кричать об этом.
Есть существенная разница между тем, как некомпетентные люди воспринимают свою продуктивность труда и какой она является на самом деле. А высококвалифицированные работники более объективны в оценке своей реальной эффективности и способностей.
Эффект Даннинга-Крюгера усложняет попытки некомпетентных людей стать лучше. Им ни за что не исправить собственные недостатки, пока они не осознают свои ошибки. С другой стороны, искажение реальности сдерживает и компетентных людей, мешая им реализовать свой потенциал. Вот почему для успеха так важно быть уверенным в себе.
Примеры эффекта Даннинга-Крюгера
Если у вас нет склонностей к изучению иностранных языков, вам может быть непросто осознать это. Дело в том, что вам не хватает нужных навыков, чтобы отличить настоящего носителя языка от ненастоящего. Если вы не воспринимаете на слух разницу между двумя разными фонемами, то как вы определите, у кого правильное произношение? Если бы вы знали лишь несколько слов на иностранном языке, то как бы оценили свой словарный запас по сравнению с другими людьми?
Или, быть может, вы уже не раз слышали, как кто-то постоянно говорит о вещах, о которых не имеет ни малейшего понятия, а те, кто обладает необходимыми знаниями, молчат. Примеры данного эффекта можно заметить и в масс-медиа. Так, люди обращают внимание на тех, кто говорит с уверенностью в голосе, пускай и неправду.