если осаго не покрывает ущерб что делать виновнику дтп
Виновникам ДТП придется доплачивать за ущерб
О чём это?
Если вы пострадали, то можно получить все нужные для ремонта деньги. Если вы виноваты, то доплатите за ремонт пострадавшему.
Как было раньше?
Страховщики считают выплаты по единой методике Центробанка. Ремонт и замену деталей оплачивают с учетом износа. Чаще всего ОСАГО покрывало не 100% стоимости ремонта.
Например, у трехлетнего автомобиля в ДТП поврежден бампер. Деталь нельзя отремонтировать и приходится менять на новую. Страховая выплатит только часть денег за бампер, а разницу доплатит автовладелец. Бампер стоит как новый, но страховая почему-то считает, что он трехлетний.
Что стряслось?
Это хорошо или плохо?
Если мою машину повредят, что мне делать?
Делайте фотографии с места аварии, во время и после ремонта. Закажите экспертизу, которая подтвердит, что расходы обоснованы. Например, что деталь нельзя отремонтировать и придется ставить новую. По методике страховой компании могут оплатить только ремонт, а в суде вы обоснуете замену и получите компенсацию от виновника.
Собирайте все документы на услуги автосервиса и оплату запчастей. Храните документы от страховой компании.
Предложите виновнику возместить ущерб добровольно или обратитесь в суд. Если вы выиграете суд, вам возместят расходы на юриста и госпошлину.
Сделайте фотографии поврежденного автомобиля. Предложите провести независимую экспертизу, чтобы оценить ущерб. Уточните сумму возмещения в страховой компании. Если согласны с ущербом, возместите добровольно, чтобы не оплачивать судебные издержки. Берите расписки на каждую сумму, которую передаете в счет ущерба.
Если считаете, что ущерб завышен, ищите грамотного юриста. В суде можно доказать необоснованные расходы и уменьшить выплаты.
Дъявол, как всегда, кроется в деталях: что суд посчитает реальным/фактическим ущербом, как его будет оценивать, будут ли для расчета ущерба приняты подтверждённые фактические затраты? Опять же, «фактические» затраты могут легко раздуть, например, договорившись с небольшой частной СТО о завышении стоимости ремонта по документам.
Также бывают случаи, когда фактических затрат на восстановительный ремонт пострадавший не понёс, а просто решил получить страховое возмещение по ОСАГО и сразу продать свой поврежденный в ДТП автомобиль в не отремонтированном виде. А потом обратился к пресловутым «автоюристам», работающим в связке со «своими» совершенно «независимыми» от них оценщиками, которые раздули оценку ущерба всеми возможными способами (например, приписав не существующие не скрытые повреждения, которых реально не было и которые не были указаны ни в справке о ДТП, ни в акте осмотра оценщиком страховой). При этом страховое возмещение превысило сумму фактического ущерба, рассчитанного как разница/потеря рыночной стоимости авто в состоянии до и после ДТП? Как бороться с такими мошенническими попытками неосновательного обогащения?
Износ учитывается только если потерпевший ДОБРОВОЛЬНО соглашается на денежную выплату, в иных случая предусмотрен ремонт без учета износа.
А раз потерпевший добровольно согласился на износ, то уже не имеет права предъявлять требование о компенсации к виновнику.
CTigra, а если потерпевший получил деньги от страховой без износа, т е по цене новых деталей, у него есть право что то требовать с виновника? Все его расчёты не буду описывать,возьмём одну деталь, за неё ему насчитали 50 тыс, в магазинах цена от 40-60 тыс и он машет распечатками с тырнета с ценой 60 тыс, что ему не доплатили, плати разницу, за 50 тыс не хочу бампер, за 40 темболее. Ну блин на лицо, что хотят денег из воздуха. Как себя вести? Соглашаться? Послать лесом? Его иск в суде, но ещё не вызывали. Хочу понять как себя вести. Тоже махать картинками с инета, что есть цена вообще на 10 тыс ниже, чем ты получил?
CTigra, CTigra, Здравствуйте, давно ли такая практика, у нас в регионе (в Челяб. области) областной суд поддерживал взыскание разницы по износу с причинителя вреда, по крайней мере в декабре 20г. Такого толкования я не видел, хотя оно разумно. Сейчас много жуликов специально отказываются от ремонта, берут деньги и остаток требуют с причинителя. Может практика изменилась в ВС? Благодарю за ответ!
Зачем ОСАГО, если платит виновник?
Как решается вопрос по возмещению ущерба, если страховая выплата не покрывает ремонт автомобиля? В каких случаях пострадавщий в ДТП может требовать с виновника дополнительного возмещения для ремонта авто?
Казалось бы, ответ на вопрос, кто платит по ОСАГО в случае аварии, очевиден. Если происшествие относится к страховому случаю, это делает страховщик. Однако не все так просто.
Весной 2017 года Конституционный суд России принял решение, по которому платит за ремонт виновник ДТП, если тех денег, которые предусматривает страховка, не хватает на полное восстановление автомобиля. При этом замена запчастей рассчитывается по стоимости новых, и тот факт, что машина б/у и ее цена (а значит, и всех ее деталей) значительно ниже рыночной, зачастую игнорируется. Таким образом, платит разницу виновник ДТП как за восстановление нового транспортного средства.
Многих автомобилистов эта ситуация не устраивает.
А на вопрос, кто платить должен потерпевшей стороне, мы получаем другой ответ – тот, из-за кого случилась авария, если ущерб превысил сумму покрытия. Получается, что водителю, устроившему аварию, придется раскошелиться дважды.
При этом открытым остается другой вопрос: зачем ОСАГО, если платит виновник аварии вместе со страховой компанией, у которой он уже купил полис?
Для кого страхование убыточно
При возмещении ущерба потерпевшей стороне убытки несет страховая компания, которая обязана выплатить по договору нужную сумму. Но если раньше водителю, по чьей вине произошло ДТП, достаточно было просто оформить все документы на месте происшествия, а дальше спокойно заниматься ремонтом своего собственного автомобиля (если он тоже пострадал в аварии), то теперь нужно еще и тратить собственные деньги на восстановление чужого транспортного средства.
И хорошо, если пострадало недорогое авто бизнес-класса. Тогда основную часть ремонта может покрыть страховой полис. А что делать, если придется оплачивать ремонт дорогостоящего джипа премиум-класса или лимузина, у которого отдельные запчасти стоят по 100−200 тысяч рублей – как целый автомобиль? Для многих автовладельцев ситуация может обернуться настоящей финансовой катастрофой.
При этом существует два мнения – страховщиков и водителей.
Первые уверены, что новый принцип возмещения ущерба сделает водителей внимательнее на дорогах и стимулирует их тщательнее соблюдать правила дорожного движения. По их мнению, ситуации, когда тот, по чьей вине произошла авария, не несет ответственности, являются неправильными. Ведь основные хлопоты как раз достаются потерпевшей стороне. Водитель, автомобилю которого причинен ущерб, должен сам оформлять все справки, чтобы получить страховое возмещение, а тот, чьи действия привели к ДТП, фактически не должен ничего предпринимать. В связи с этим страховые компании поддерживают решение Конституционного суда.
А вот представители сообщества автомобилистов с ними не согласны. Мало того, что страховка является обязательной и обходится многим водителям недешево (особенно владельцам новых дорогих иномарок, имеющим маленький стаж вождения и высокий КБМ). По данным РСА, средняя стоимость полиса на 2019 год составляет порядка 6 тысяч рублей.
Ситуация, когда придется из своего кармана оплачивать ущерб потерпевшей в аварии стороне, может привести к тому, что водители массово перестанут страховаться и будут всеми способами избегать покупки настоящего полиса ОСАГО (или будут ездить с поддельными документами). И в моральном плане они будут отчасти правы – на каком основании они должны платить дважды? И кроме того, получается, что полис обязательного страхования не выполняет своей функции – не избавляет водителя от дополнительных расходов, если он становится виноват в ДТП. Тогда вообще зачем ОСАГО, если платит виновник еще и помимо стоимости полиса?
Одной из инициатив автомобилистов сегодня является замена выплат по страховке ремонтом пострадавшего автомобиля. На сегодняшний день (время написания статьи – март 2019 года) эта идея еще не стала законопроектом и не вынесена на рассмотрение в парламенте.
Когда ОСАГО выгодно страховщику
Согласно новым правилам, если пострадавшему водителю не хватит на ремонт тех денег, которые выплатят по ОСАГО, остальную сумму он вправе требовать с виновника ДТП.
Начиная с 2017 года в России действует Единая методика расчета расходов на восстановление транспортного средства по договору страхования гражданской ответственности. Стоимость деталей рассчитывается при этом с учетом изношенности. К примеру, запчасти отечественных авто после трех лет эксплуатации оцениваются в половину своей цены. Максимальный износ может составить не более 50% (как правило, такой показатель у транспортных средств, бывших в эксплуатации более 5 лет). Если суд встал на сторону потерпевших и обязал водителей, по чьей вине произошло ДТП, возмещать материальный ущерб дополнительно.
Но тогда зачем оформлять ОСАГО?
Ведь если страховка не снимает всей ответственности с застрахованных водителей, почему они должны платить фактически дважды (за сам полис и за возмещение материального ущерба потерпевшей стороне)? Вопрос остается открытым.
Когда ОСАГО выгодно потерпевшей стороне
Если рассуждать по справедливости, то водитель, виновный в аварии, должен оплачивать ремонт и замену запчастей по их себестоимости. Но в том случае, когда автомобиль изношен, детали будут закуплены новые – как если бы производился ремонт новой машины. Получается, что транспортное средство изношено, его рыночная стоимость значительно ниже, чем была, а виновник ДТП должен платить столько же, сколько за восстановление модели, не бывшей в употреблении. Таким образом, он фактически за свой счет делает апгрейд автомобиля потерпевшей стороны. И многие спрашивают, зачем страховка, если платить виновник должен сверх того, что отдал за полис?
Этот вопрос возмущает многих автомобилистов, которые бывают не готовы к дополнительным (помимо страховки) расходам на ремонт, да еще и по завышенной стоимости. По справедливости, раз машина б/у – то и детали должны быть б/у. Представим, что виновник в ДТП обязан оплатить все детали автомобиля потерпевшей стороны. Получается, что пострадавший автовладелец получит в свое распоряжение совершенно новый автомобиль и не просто восполнит свои имущественные потери, но и останется в выигрыше. Все это хорошо, но на вопрос, кто почему платить должен не только страховщик, но и водитель, нарушивший ПДД?
К сожалению для многих, судебная практика показывает, что это фактическая рыночная стоимость пострадавшего автомобиля и цена новых запчастей и комплектующих практически никогда не соотносятся. А значит, автомобилиста, устроившего ДТП, в большинстве случаев обяжут выплатить ремонт по той стоимости, как если бы речь шла о новом автомобиле.
Таким образом, чем больше пострадает деталей автомобиля потерпевшей стороны, тем в более выгодном положении окажется водитель, ставший участником аварии не по своей вине. При минимальных взносах он не только покроет убытки, понесенные в ходе дорожно-транспортного происшествия, но и получит обновление деталей своего авто за чужой счет.
Когда страховка выгодна виновнику ДТП
Во всех остальных случаях, если суммы страхового покрытия не хватит на возмещение ущерба, доплачивать придется тому, кто устроил аварию.
Судебная практика по возмещению ущерба без учета износа
35 статья Конституции России наряду со статьями 19 и 52 (гарантирующими права собственности) определяет, что возмещение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия и его объем определяются после объективной оценки понесенного потерпевшим ущерба. Тогда фактически возмещать стоимость деталей водитель, виновный в аварии, и должен по актуальной цене – с учетом того, что машина была в эксплуатации.
По общим правилам Гражданского кодекса возмещение имущественного ущерба происходит за счет того, кто спровоцировал дорожно-транспортное происшествие. А в том случае, если авто участника ДТП признано источником повышенной опасности, возместить затраты на ремонт потерпевшей стороны он обязан даже в том случае, если авария случилась не по его вине.
Для страховой компании главным будет наличие признаков страхового случая, если столкнулось два и более транспортных средства.
Но даже при наличии страхового случая нередко суммы возмещения не хватает на покрытие расходов потерпевшей стороны, и тогда водитель, виновный в ДТП, будет возмещать разницу из своего кармана.
Напомним, страхование автогражданской ответственности предполагает максимальную сумму возмещения ущерба в 400 тысяч рублей, а в случае причинения вреда здоровью – 500 тысяч. Потерпевший должен ждать компенсацию в течение 20 дней.
Заключение
Фактически решение Конституционного суда вскрыло это противоречие, но при этом четких указаний в области правоприменения дано не было. Таким образом, водителям, виновным в аварии, просто приходится полагаться на справедливое решение суда пользу и ждать новых законодательных инициатив, которые изменят порядок страхования автогражданской ответственности и возмещения ущерба. И хотя нередко оплачивать приходится не всю стоимость ремонта, на вопрос, кто платит по ОСАГО, ответ будет один – тот, по чьей вине случилась авария, если ущерб превысил размер страхового покрытия.
Что делать, если ОСАГО не покрывает ущерб?
Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » Что делать, если ОСАГО не покрывает ущерб?
Договоры обязательного страхования ОСАГО, в первую очередь, нужны, чтобы наименее проблематично решать вопросы, связанные с денежными выплатами, между виновными и пострадавшими в дорожно-транспортном происшествии.
Часто бывает, что страховая компания не желает выплачивать компенсацию, даже если вина застрахованного лица доказана в конкретном случае полностью. Не реже бывает и так, что страховая намеренно занижает сумму ущерба, так как не все автолюбители юридически грамотны и не знают, как отстоять свои права.
Однако не стоит мириться с несправедливостью со стороны страховой компании, ведь законодатель тоже выступает на стороне автомобилистов и позволяет им при обращении в суд взыскать компенсацию не только со страховой, но и напрямую с виновного.
Как взыскать дополнительный ущерб с виновника ДТП
Самый лучший и беспроблемный способ взыскать с виновника дорожно-транспортного происшествия недостающую суммы или дополнительный ущерб – мировое соглашение. Если же договориться не получается, то потерпевший должен обратиться в суд и уже по решению суда получить причитающуюся сумму.
При обращении в органы судебной власти, потерпевший составляет заявление, в котором указывает свои требования материального характера, подробно описывает обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, размер выплаченной компенсации, а также обязательно указать, что пытались заключить досудебное соглашение и ответ на это виновного.
В Гражданском кодексе РФ закреплено, что если лимит, предусмотренный страховкой ОСАГО не покрывает причиненного ущерба, то остаток можно взыскать непосредственно с виновного.
В статье 1082 Гражданского кодекса РФ закреплено, что виновный должен оплатить потерпевшему недополученную прибыль.
Упущенная выгода – деньги, которые смог бы выручить автолюбитель, если бы не было дорожно-транспортного происшествия, не наступил страховой случай и автомобиль бы остался в рабочем состоянии.
Если нарушивший права пострадавших, виноватый в дорожно-транспортном происшествии автолюбитель, получит деньги для компенсации собственного ущерба, то пострадавший может требовать выплату денег одновременно с иным ущербом упущенных выгод.
Это возмещение является суммой, которая ни при каких условиях не бывает меньше, чем выплаченная виновному компенсация.
Для получения в судебном порядке упущенных выгод заявитель должен доказать следующее:
Стоит помнить, что для взыскания упущенной выгоды может понадобиться длительное время, так как в судебном разбирательстве заявителю необходимо доказать, что упущенная выгода произошла именно из-за того, что нарушены были его права при наступлении страхового случая.
Не учитывая износ
В статье 1072 Гражданского кодекса говориться, что если юридическое или физическое лицо имеет заключенный в соответствии с законодательством страховой договор ОСАГО, то при недостаточном возмещении ущерба страховой компанией, можно потребовать возмещения недостающей суммы ущерба от виновного.
Сумма выплат для возмещения причиненного автомобилю ущерба регламентируется статьями 18, 19 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
В сумму компенсации так же входят траты, которые были понесены на запчасти и агрегаты, замененные в ходе ремонта.
Это означает, что в соответствии с государственными нормативным правовыми актами, страховая компания, рассчитывая компенсацию, должна обязательно учитывать износ транспортного средства потерпевшего. Размер износа определяет только компетентный эксперт.
Однако, если страховая выплатила компенсацию в пределах лимита, установленного законодателем, но ее не хватает для полного погашения ущерба, то возмещение недостающей суммы производится за счет виновника в дорожно-транспортном происшествии.
Однако на практике возникают противоречия между нормами Закона и реально принимаемыми решениями. На практике, фактические затраты включают в себя и сумму, которую истец потратил на восстановление своих прав.
В сумму причиненного ущерба включаются и новые детали и узлы, если их замена потребовалась из-за того, что случилось дорожно-транспортное происшествие. Не имеет значения, увеличится ли при этом общая стоимость автомобиля в сравнении со стоимостью до аварии.
Однако и виновник имеет право уменьшить размер денежных средств, которые ему предстоит выплатить потерпевшему. Для этого он должен доказать, что существуют менее дорогостоящие способы устранения полученных повреждений.
Законодатель закрепляет за потерпевшим право истребовать с виновного в ДТП компенсацию, превышающую выплату, предусмотренную страховой.
Расходы на погребение
Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о том, что в огромном количестве аварий последствием является гибель не только водителей, но и пассажиров.
В статье 1064 Гражданского кодекса РФ законодатель закрепляет норму о том, что ущерб, который причинен потерпевшим, а равно и их имуществу в результате дорожной аварии, обязательно компенсируется в полном объеме.
Если же в ходе разбирательства будет установлено, что вины этого лица в совершении транспортного происшествия нет, то и обязанность возмещения ущерба с него снимается (статья 1083 Гражданского кодекса РФ). Однако же если вина установлена, то за гибель людей, соответствующий водитель привлекается к уголовной ответственности, и у него возникает ответственность, согласно статье 1094 Гражданского кодекса РФ – оплата расходов на погребение погибших.
Выплаты, получаемые родственниками погибшего от государства, не являются расходами на погребение, следовательно, через суд можно взыскать с виновного эту выплату.
Что делать, если у виновника ДТП нет страховки?
Что делать, если у виновника ДТП нет денег, читайте тут.
Франшизы
Цена, которую приходится платить за страховой полис постоянно повышается, поэтому многие автолюбители, желая сэкономить свои средства, используют франшизу. Необходимо понимать, что такой способ действительно работает.
Существуют два вида франшизы – условная и безусловная.
Рассмотрим каждый вид в отдельности:
Для примера, установленная суммы франшизы 16000 рублей. В случае ущерба в 9000 рублей и при условной, и при безусловной франшизе застрахованный выплачивает компенсацию самостоятельно. А вот если стоимость повреждений 20000 рублей, то при условной франшизе ущерб полностью возмещает страховая компания, а при безусловной – СК выплатит только 4000 рублей, а 16000 рублей взыскано будет с виновника.
То есть, если вы стали участником дорожно-транспортного происшествия, где у виновного заключен договор обязательного страхования с франшизой, то часть средств придется истребовать с него. Однако необходимо помнить, что франшиза позволяет снизить стоимость страховой выплаты один раз за год, то есть и сэкономить с ее помощью получится единожды.
Моральный вред
Гражданский кодекс РФ предусматривает взыскание с виновного в ДТП и причиненного морального вреда.
Однако, чтобы доказать его причинение необходимо выполнить следующее:
Все вышеуказанные мероприятия станут доказательствами того, что вам был причинен ущерб здоровью и повреждено имущество. То есть, у вас появляется права, предусмотренное законом, обратиться в суд для взыскания компенсации морального ущерба.
Однако не стоит забывать, что размер компенсации морального вреда устанавливается судьей единолично, несмотря на размер требований, заявленных пострадавшим. Она зависит в том числе и от доходов виновного.
При написании искового заявления о получении компенсации за моральный ущерб, необходимо уточнить, что именно в результате действий виновного, возникли негативные последствия для физического и морального состояния заявителя.
Исковое заявление
Необходимо помнить, что исковое заявление, направляемое в суд, это официальный документ, соответственно он должен составляться только пострадавшим или его же его законным представителем.
При составлении иска необходимо указать обязательно:
Заявление можно составить и лично, а можно воспользоваться услугами грамотного юриста, который сделает это быстрее и правильнее.
Как взыскать материальный ущерб с виновника ДТП
Законодатель закрепляет в Гражданском кодексе РФ право потерпевшего на полное возмещение причиненного ущерба. Вопросы страхования освещаются в статье 1072 Гражданского кодекса РФ. А именно в ней определяется, что в случае, когда сумма ущерба превышает лимит по ОСАГО, то разницу обязан возместить виновник. Однако истребовать такую разницу чаще всего придется в судебном порядке.
Конкретные цифры размера возмещения освещает ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
К примеру, страховая выплатила компенсацию 400000 рублей, а сумма ущерба, подтвержденная заключением эксперта составила 550000. То есть, 150000 рублей нужно истребовать в частном порядке.
Сама процедура истребования включает в себя следующие моменты:
Исковое заявление составляется в двух экземплярах и к нему обязательно прикладываются такие документы:
Кроме последней квитанции, все документы предоставляются в виде заверенных копий.
Однако стоит отметить, что разбирательство в таких делах достаточно сложно, так как зачастую необходимо опротестовывать оценку стоимости ущерба, которую проводила страховая.
Кроме того, и виновник вправе доказывать, что размер ущерба завышен. Он тоже может привлечь экспертов, например, если эта сумма меньше реальных затрат.
Для составления искового заявления в таких случаях лучше всего привлечь профессионала-автоюриста. Он также может и представлять ваши интересы в ходе всего судебного разбирательства, тем самым сэкономив вам деньги и нервы.
Почему размер выплаты по ОСАГО не покрывает реальных затрат
Очень часто страховые компании занижают размер реально причиненного ущерба. Это и понятно, ведь все-таки страхование – коммерческая деятельность, направленная на получение выгоды.
Однако стоит рассмотреть все ситуации, когда ущерб не покрывается выплатой по ОСАГО:
Если компенсация выплачена не в полном объеме, то оставшуюся сумму можно взыскать либо со страховой (если лимит выплат не превышен), либо с виновного в дорожно-транспортном происшествии.