если при операции произошла врачебная ошибка что делать
Врачебная ошибка
Согласно статистике, ежегодно в России от врачебных ошибок погибает от 700 до 900 человек. Количество заявлений в полицию о недобросовестности врачей превышает 2500 в год. В российских законах нет понятия «врачебная ошибка», поэтому многие медицинские работники уверены, что преследовать за неправильно поставленные диагнозы и неудачные операции нельзя. Но есть статьи, которые предусматривают наказание за ненадлежащее исполнение обязанностей любым должностным лицом.
Статья УК РФ | Состав преступления | Тюремный срок |
109 | В результате ошибочных действий врача пациент скончался | до 3 лет |
118 | Действия врача нанесли тяжкий вред здоровью пациента | до 1 года |
124 | Неоказание помощи больному (больной умер) | до 4 лет |
123 | Нелегальное прерывание беременности (пациентка в тяжелом состоянии или скончалась) | до 5 лет |
122 | Заражение больного ВИЧ из-за ненадлежащего исполнения обязанностей | до 5 лет |
293 | Из-за халатности врача пациент пострадал или скончался | до 5 лет |
Если в результате врачебной ошибки пациент получил легкий и средний вред здоровью, УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа и принудительных работ. И в каждом случае медработнику могут запретить заниматься врачебной деятельностью.
Куда жаловаться на врачебную ошибку
Порядок действий зависит от результатов ошибки. Если человек получил увечья, находится в тяжелом состоянии или скончался, необходимо обращаться в полицию с заявлением о преступлении, регламентированном одной из перечисленных выше статей. Возбуждается уголовное дело, которое после предварительного следствия попадает в суд.
Если полиция отказывается принимать заявление, нужно жаловаться в прокуратуру. Прокурор проведет проверку действий врача и по ее результатам сам обратится в суд.
Можно подать иск сразу — так обычно делают пациенты, получившие легкий (средний) вред здоровью и материальный ущерб, пациенты платных клиник.
Другие способы восстановить справедливость
После обнаружения врачебной ошибки пациент может написать заявление руководителю лечебного учреждения. Нужно описать ситуацию, указать дату, место, свои паспортные данные. Главный врач обязан наказывать сотрудников за ненадлежащее исполнение обязанностей. Даже если руководитель открыто говорит о том, что он на стороне подчиненных — требуйте письменный ответ либо запишите слова должностного лица на диктофон, видео.
Еще одна инстанция, где обязаны помогать жертвам врачебных ошибок — Фонд обязательного медицинского страхования. Он распределяет деньги, поступающие от каждого работающего владельца полиса ОМС, по медучреждениям. Тем, на кого жалуются, могут урезать финансирование.
Судебная практика по врачебным ошибкам
Выиграть суд у медицинского учреждения — задача непростая. Пациенты не имеют доступа к полной информации о своем диагнозе, истории болезни, не могут забрать из лечебного учреждения медкарту. Поэтому врачу, которого обвиняют в ошибке, ничего не стоит уничтожить обличающую его информацию. Чтобы получить шанс на судебное решение в свою пользу, пациент должен:
В судебном иске пострадавший может потребовать не только наказания для врача, но и компенсацию морального, материального ущерба, расходов на лечение и утраченного заработка.
Чем поможет адвокат?
Задача медицинского юриста — доказать, что пациенту причинили вред в силу некомпетентности, небрежности врача и что при данном диагнозе было возможно успешное лечение. Сбор доказательств включает анализ медицинских документов, поиск свидетелей, проведение независимой экспертизы. Регулярно сталкиваясь с подобными ситуациями, юрист знает, как врачи заметают следы ошибок — поэтому без труда выводит их на чистую воду.
Если вы пострадали от врачебной ошибки — звоните, мы поможем вам добиться справедливости.
Кто заплатит за врачебную ошибку?
Обращаясь к врачам, с точки зрения закона мы становимся не только пациентами но и потребителями — медицинских услуг. А значит, у нас появляются определенные права, которые в случае некачественного оказания услуги могут быть нарушены. На что мы имеем право, если заболели?
Право на здоровье
По программам обязательного и добровольного медицинского страхования все мы можем рассчитывать на медицинские услуги. И они должны быть качественные и безопасные. К тому же, каждый пациент должен получать полную информацию о предполагаемых процедурах, возможных побочных действиях и негативных факторах.
То, что медицинское обслуживание должно быть качественным, закреплено в законодательстве. В статье 2 Закона «Об основах охраны здоровья» говорится, что под качеством медицинской услуги понимается совокупность характеристик, которые отражают:
То есть, на каждом этапе врач должен принимать верные решения, которые в итоге приведут к излечению заболевания или облегчению симптомов.
По каким критериям оценивается оказание помощи? Существует документ, в котором содержатся данные, на основании которых можно производить оценку. Он так и называется: «Критерии оценки качества медицинской помощи». Самая свежая редакция вышла в 2017 году.
Еще одним важнейшим правом является право на безопасность медицинских услуг. Оно напрямую связано с правом получать исчерпывающую информацию о предполагаемом лечении. Это право закреплено в Законе «О защите прав потребителей». Там же, в ст. 8-11, содержится информация, из которой следует, что пациент имеет право получать необходимую и достоверную информацию о медицинском учреждении, в которое обратился, и квалификации специалиста, который будет заниматься его лечением. Более того, эта информация должна предоставляться самим лечебным учреждением в наглядной и доступной форме: на сайте, информационном стенде, и так далее. Если медицинская организация не выполняет это требование, то она может быть привлечена к административной ответственности в виде наложения штрафа (ч. 1, ст. 14.5, ч. 1, ст. 14.8 КоАП).
Можно ли купить его за деньги?
Все чаще россияне обращаются в частные клиники, где получают платные медицинские услуги. И далеко не всегда оказываются удовлетворены результатом. Как защищать себя в таком случае?
Документом, регламентирующим взаимоотношения конкретного пациента и оказателя услуг, является договор. В нем должны быть четко прописаны следующие нюансы:
Чем полнее представлена в договоре информация, тем больше вероятность, что в случае претензий пациент сможет доказать свою правоту! При обращении в суд написанное в договорах трактуется буквально. Но отсутствующие в договоре условия не будут рассматриваться судом даже в случае их нарушения.
Что делать, если вы недовольны качеством медицинских услуг?
Если медицинские услуги привели к ухудшению состояния пациента, значит, произошла врачебная ошибка или была допущена врачебная халатность.
Под врачебной ошибкой понимается действие или бездействие медицинской организации или медицинского работника, повлекшие за собой причинение вреда жизни и здоровью пациента.
Помимо этого есть еще термин «халатность». Невнимательность к больным, хамство, нарушение медицинской этики, пренебрежение симптомами, отказ созвать консилиум в случае его необходимости, нарушение стандартов оказания медицинской помощи классифицируются именно как халатность.
Тут есть несколько факторов: нужно доказать наличие вреда, а также причинно-следственной связи между действиями врачей и последовавшим ухудшением (или отсутствием улучшения) здоровья. Для этого пациенту нужно подать претензию с требованием провести экспертизу. Сделать это можно в досудебном порядке или после того, как пострадавший подал на медицинское учреждение или врача в суд.
Перед написанием претензии нужно удостовериться, что ошибка или халатность действительно произошли. Для этого пациенту следует обратиться к независимому медицинскому специалисту. Если этот факт подтвердится, можно подавать претензию в медицинскую организацию и требовать компенсации.
На что может рассчитывать жертва медиков?
Существует несколько способов компенсации пострадавшим пациентам.
1. Безвозмездное устранение проблем, возникших в результате проведенных манипуляций.
2. Пропорциональное уменьшение цены за оказанную услугу.
3. Возмещение расходов, понесенных клиентом в ходе устранения проблем клиентом — самостоятельно или при помощи третьих лиц.
Также можно требовать полного возмещения убытков, которые случились в результате врачебной ошибки или халатности.
Если медицинская организация навстречу не идет и отказывается признавать свои ошибки, можно обращаться в суд.
Однако, не всегда у потребителя стоит вопрос исключительно в возмещении вреда. Одно дело — судебные тяжбы, или обращение в Росздравнадзор, совсем другое — привлечение нерадивых врачей к уголовной ответственности. В таком случае в целях наказания и восстановления социальной справедливости необходимо обращаться в Следственный комитет с заявлением о возбуждении уголовного дела. Как правило, эта квалификация ст. 290 УК РФ — халатность. А расследование должностных преступлений, в соответствии со ст. 151 УПК РФ, отнесено к компетенции именно этого следственного органа. И вот здесь, помимо материального возмещения вреда, уже наступают совсем иные последствия, вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.
Как доказать врачебную ошибку?
Нет на свете человека, которому не приходилось бы обращаться за помощью к врачам.
Причины обращения могут быть самые разные, от обычного насморка, до серьезного, хронического заболевания. Все мы люди, и врачи не исключение, поэтому любой человек может совершить ошибку. Вот только ошибки врачей порой обходятся людям слишком дорого.
Что же такое врачебная ошибка
До сегодняшнего дня в российском законодательстве не существует такого понятия. А под судебной ошибкой понимается добросовестное заблуждение врача, и причины для этого могут быть самые разные:
В чем различие между врачебной ошибкой и халатностью
К халатности в медицине можно отнести личностные качества медицинского персонала, а, вернее, отдельных его работников. Обычно, про таких людей говорят, что они не правильно выбрали профессию.
Халатностью можно назвать невнимательное отношение больному, грубость и хамство. Некачественный беглый осмотр больного, в результате чего может быть поставлен неточный или вообще неверный диагноз.
Если врач отказывается учитывать описываемые человеком симптомы только потому, что при таком заболевании их быть не может. А так же, когда медработник не оказывает своевременную медицинскую помощь, решив, что ничего страшного произойти не может.
Как видите, просматривается четкая разница между причинением вреда по причине отсутствия нужного оборудования или нехватке знаний и опыта и по причине халатного отношения к своей работе.
Что делать пациенту, чтобы доказать врачебную ошибку
Доказать то, что врачебная ошибка действительно имела место, обычно бывает очень сложно. Но если вы твердо уверены в том, что вам был причинен вред, то в первую очередь необходимо обратиться к независимому медработнику или в специализированный центр исследований. Он должен провести ваше полное обследование, провести медицинскую экспертизу, и либо подтвердить ваши опасения, либо опровергнуть их.
Если ваши слова нашли подтверждение у независимого медика, то нужно составить и подать претензию о некачественном оказании медицинской помощи, в то медицинское учреждение, где был нанесен вред вашему здоровью. Лучше всего делать это с помощью медицинского юриста. Он вам поможет правильно составить обращение. Вы должны обязательно указать в претензии, в течение какого времени вы намерены ждать ответа. Чаще всего для этого отводится не больше десяти дней.
Если ответа до истечения указанного срока не будет, то вам остается только обратиться в суд. Но обращаясь в суд, вы должны четко осознавать, что любое сказанное вами слово или обвинение должно быть подтверждено документально. Просто рассказ о ваших болячках и жалобы на врачей тут не пройдут.
Только с помощью проведения медицинской экспертизы и имеющихся ее результатов, вы можете рассчитывать на то, что ваш иск будет полностью или частично удовлетворен.
При необходимости суд может сам назначить судебно-медицинскую экспертизу. И она будет считаться самым главным доказательством того, что врачебная ошибка имела место. Если истец не проходил такое обследование до суда, то он должен быть готов к любым заключениям. Судмедэкспертиза может и не найти связи между ухудшением вашего здоровья и действиями лечащего врача.
Вы имеете право как на компенсацию материального вреда, так и морального. Обычно материальную ответственность за недобросовестно оказанную медицинскую помощь несет руководитель больницы, где работает врач, допустившие причинение вреда пациенту. Лично лечащий врач отвечает только в том случае, если он занимается частной практикой.
Пациент имеет полное право требовать любую сумму морального ущерба, в которую он оценивает причиненный ему вред, но следует помнить так же и то, что суд всегда руководствуется принципом разумности и справедливости. Поэтому, в случае, если ваша правота в суде будет доказана, вы сможете рассчитывать только на ту сумму, которую определит суд.
Виды наказания за врачебные ошибки
Законодательством Российской федерации рассматривается три вида наказания медицинских работников за допущенные ими ошибки:
Каждый конкретный случай – это отдельная история и, естественно, отдельная статья.
Пациент умер из-за ошибки врача. Его мать отсудила у больницы компенсацию и пожизненные выплаты
Один молодой человек из Екатеринбурга профессионально занимался хоккеем: играл за команды, участвовал в матчах и зарабатывал в среднем 76 162 Р в месяц. Он жил с мамой и на эти деньги покупал ей лекарства, продукты, бытовую технику и оплачивал ремонт квартиры. Еще у него был старший брат, а у того — трое детей, один из которых с инвалидностью.
В 2019 году мама молодого человека последовала примеру старшего сына и тоже подала в суд. Вот что она потребовала:
Источник: Определение ВС РФ № 45-КГ21-6-К7 PDF, 1,50 МБ
Аргументы сторон
Через 1,5 года после его смерти, 16 июля 2017 года, мне исполнилось 55 лет. С этого момента я имею право возместить вред в связи с потерей кормильца. А если у больницы нет денег, то пусть платит ее учредитель — Министерство здравоохранения области.
Больница. Мы признаем, что наш врач допустил ошибку, но он уже наказан: суд приговорил его к ограничению свободы на два года и на год запретил работать врачом. Правда, ограничение свободы суд потом отменил, потому что истек срок давности уголовного преследования — два года.
Кроме того, ваш старший сын уже подавал на нас в суд, и мы выплатили ему 2 000 000 Р компенсации. Почему бы вам не попросить денег у него?
Курс о больших делах
Что сказали суды
Женщина требует пожизненных выплат, потому что считает, что была на полном иждивении у сына и стала нетрудоспособной в течение пяти лет после его смерти. По закону она может претендовать на такие выплаты. Но нужно выяснить, действительно ли иждивение было полным — помогал ли ей только этот сын. От этого зависит, есть ли у женщины право возместить вред по случаю потери кормильца.
Свидетели подтвердили в суде, что мать и сын жили вместе и он помогал ей материально. Но при этом женщине мог помогать и старший сын. Пока младший был жив, она обращалась за платными медицинскими услугами. Но это не доказывает, что их оплачивал именно он. То же самое касается и трат на ремонт и бытовую технику. То есть суду не представили доказательств, что истица была на полном иждивении у младшего сына.
Старший сын сейчас не работает, но это не значит, что он не может помогать матери материально. У него многодетная семья и несовершеннолетний ребенок с инвалидностью. То есть государство предоставляет семье социальные гарантии и выплаты. Мать может обратиться в суд и потребовать со старшего сына алименты на свое содержание.
А Министерство здравоохранения области тут вообще ни при чем.
Женщина обжаловала это решение в областном суде.
В целом мы согласны, но считаем, что Министерство здравоохранения области очень даже при чем.
Больница — это государственное бюджетное учреждение, и все ее имущество принадлежит как раз Министерству: оно ее учредитель. А в уставе больницы прописано, что учредитель отвечает и по обязательствам, которые связаны с причинением вреда пациентам. Если у больницы недостаточно имущества, которое может взыскать суд, то ответственность несет собственник этого имущества — Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Иск женщины к Минздраву мы удовлетворяем, но в остальном решение районного суда оставляем без изменений.
Женщина была не согласна и обратилась в кассационный суд.
Мы согласны с коллегами из областного суда.
Так дело дошло до Верховного суда.
Предыдущие суды ошиблись.
Они должны были оценить материальное положение женщины до смерти сына и после. То есть учесть, какой доход она получала, пока сын был жив: пенсию, социальные выплаты, проценты по вкладам в банках. И разобраться, хватало ли ей этих денег с учетом возраста, здоровья и других жизненных обстоятельств. Например, сколько она тратила на продукты, одежду, лекарства, коммунальные платежи и все остальное. Так можно было понять, нуждалась ли она в материальной помощи.
Еще суды должны были выяснить, сколько зарабатывал умерший сын и правда ли он помогал матери. Если да, то как, в каком размере и насколько часто. И была ли для нее эта помощь основным источником средств к существованию.
Суды всего этого не сделали. Вместо этого они предложили женщине просить помощи у старшего сына, хотя не он виноват в смерти брата. В общем, дело надо пересмотреть.
Дело вернулось в районный суд.
В 2015 году женщина тратила на лекарства и коммунальные платежи примерно 5750 Р в месяц. На жизнь оставалось 7685 Р — этого явно не хватало, особенно если учесть, как растут цены. В общем, она нуждалась в постоянной материальной поддержке.
В 2015 году сын зарабатывал в среднем 76 172 Р в месяц. Жены и детей у него не было, алиментов, кредитов и других долгов — тоже. Мать была его единственным иждивенцем. Молодой человек не покупал дорогие предметы быта, недвижимость и машины — видимо, деньги и правда уходили на мать.
А старший сын не мог помогать женщине: он не работал и у него было трое детей, причем один — с инвалидностью. Все социальные выплаты тратились на семью.
Когда младший сын умер, мать по-прежнему получала только пенсию, но ее расходы не уменьшились. Медицинские документы подтверждают, что у нее до сих пор есть хронические заболевания, и ей постоянно нужны лекарства и обследования.
16 июля 2017 года женщине исполнилось 55 лет, и с этого дня она имеет право на компенсацию вреда в результате смерти кормильца. Мать была единственным иждивенцем сына, они жили вместе и были членами одной семьи. А значит, женщина имела право минимум на половину доходов сына — 38 086 Р в месяц.
Но с тех пор прожиточный минимум увеличился. Поэтому мы считаем, что больница должна пожизненно выплачивать женщине 47 694 Р в месяц. И эта сумма должна регулярно индексироваться с учетом того, как растет прожиточный минимум в Свердловской области.
А ответственность за все эти выплаты будет на Министерстве здравоохранения области.
Что в итоге
Хирург допустил ошибку, и женщина потеряла кормильца. За два года она прошла через пять судов и доказала, что ее материальное благополучие напрямую зависело от умершего сына. И что из-за ошибки врача она потеряла не только ребенка, но и возможность нормально питаться и покупать лекарства. В результате она отсудила у больницы деньги и будет получать их пожизненно.
Коротко о возмещении вреда при смерти кормильца
Кто имеет право на выплаты:
Как долго идут выплаты:
Деньги выплачиваются ежемесячно.
Размер выплат равен доле заработка кормильца, которую иждивенцы получали при его жизни или вправе были получать на свое содержание. Например, если мать и сын жили вместе, то они все делили пополам. Значит, после смерти сына мать имеет право на половину его утерянного дохода.
Пенсии, социальные выплаты и другие доходы пострадавших не влияют на размер выплат.
Еще размер выплат ежегодно индексируется: если в регионе растет прожиточный минимум, то и выплаты растут в такой же пропорции.
Кто платит. Юридическое лицо, которое ответственно за причинение вреда здоровью, может реорганизоваться — слиться с другой компанией или, наоборот, разделиться на несколько организаций. Тогда суд назначает правопреемника, и обязанность платить переходит к нему.
Если ответственное юрлицо ликвидируется, то оно выплачивает потерпевшим единоразовую компенсацию — в размере всех будущих ежемесячных выплат. А если они полагались пожизненно, считается срок до 70-летия потерпевшего. Но этот срок не может быть меньше 10 лет. Например, если выплаты положены 65-летней женщине, она получит их не за 5 лет, а за 10.
Другие компенсации. Тот, из-за кого умер кормилец, обязан возместить расходы на его похороны. При этом они не идут в счет возмещения вреда.
Вангую, что ещё несколько таких дел, и скоро на рынке появятся юридические агентства, которые будут искать подобные дела и их раскручивать за %% от присужденных выплат.
И вообще назрел вопрос страхования гражданской ответственности врачей, как в Европе и США.
La, все верно, в развитых странах это так и работает, страхование рисков в медицинской деятельности необходимо.
А вы знаете, что за врачебные ошибки врачей в тюрьму сажают только у нас и в Северной Кореи?
Если неправильно поставили диагноз или оказали лечение
Врач не правильно поставил диагноз или оказал лечение?
На сегодняшний день достаточно актуальной проблемой является медицинские врачебные ошибки государственными медицинскими учреждениями и частными клиниками. Пострадавшие от неправильного лечения пациенты в большинстве случаев инертны, поэтому на протяжении последних десятилетий сформировалось устойчивое мнение о безнаказанности лиц, которым мы доверяем свое здоровье и жизнь.
Безинициативность граждан обусловлена еще тем, что правоохранительные органы не заинтересованы в расследовании дел, связанных с врачебной ошибкой, неохотно берутся за их рассмотрение, не всегда нацелены на заведение уголовного дела. Неуверенность пострадавшего лица придает еще больше халатности в этом вопросе органам внутренних дел, которым тема врачебных ошибок, в принципе, неинтересна, так как зачастую – безнадежна.
Ответственность врача за неправильное лечение наступает в редких случаях, за исключением ситуаций, когда в деле принимает участие квалифицированный юрист, уже имеющий опыт работы с подобной категорией дел.
Звоните по телефону +7 (495) 241-12-69 и ваши права будут защищены на самом высоком
профессиональном уровне и в максимально короткие сроки
Предварительное БЕСПЛАТНОЕ консультирование!
Памятка для пациентов: как подать в суд на врача и не проиграть!
Если прощать халатность врача, его невежество, неправомерные действия/бездействия Вы не намерены и хотите привлечь к ответственности врача за неправильное лечение и некачественное оказание медицинских услуг, тогда Вы обязательно примите к сведению наши рекомендации и советы.
Стоимость услуг адвоката
Предварительное следствие при производстве медицинских дел
Суд первой инстанции
Неправильно оказание медицинских услуг: как должна действовать пострадавшая сторона?
Сразу оговоримся – некачественное оказание медицинских услуг должно быть наказуемо! В первую очередь, в адрес медицинского учреждения, где было проведено обследование, оказано лечение, должно направляться письмо с претензией.
В претензии следует указать свои доводы, а также имеющиеся требования в отношении медучреждения или конкретного врача. Претензия, как показывает наша практика, редко удовлетворяется в полном объеме, практически всегда медицинское учреждение игнорирует претензию, направленную недовольным пациентом. Но выполнить данный шаг (составить и отправить заказным письмом претензию) следует с формальной точки зрения, если планируется в будущем обращаться в суд с иском.
Судья, к слову, в первую очередь спросит, была ли написана в адрес медучреждения претензия, и какой был ответ на нее со стороны организации.
Помощь в подготовке искового заявления в суд в связи с неправильным лечением.
Следующим шагом должно быть обращение с исковым заявлением суд, параллельно подача жалоба в прокуратуру и Росздравнадзор Российской Федерации (по территориальному принципу). Помощь в составлении иска о возмещении вреда здоровью должна быть в обязательном порядке оказана квалифицированным юристом, имеющим в своей практике участие в подобного рода делах. Именно специалист расскажет, как подать на врача в суд и что делать, если врач назначил неправильное лечениеврач назначил неправильное лечение.
Действующее законодательство предполагает подачу иска, как по месту жительства истца, так и по месту юридической регистрации медицинского учреждения. Все виды медицинских услуг попадают под действие закона о защите прав потребителей, в связи с чем исковое заявление независимо от требований, указанных в них, не облагается государственной пошлиной.
Квалифицированная консультационная помощь опытного юриста обязательна!
Проконсультируйтесь с юристом по медицинским вопросам по поводу суммы исковых требований, определите размер выплат по возмещению морального вреда, а также иные обстоятельства, которые будут указаны в исковом заявлении.
По понятным причинам суд может удовлетворить полностью заявленные исковые требования, так и частично. Как показывает практика, чаще всего указанные в иске суммы возмещения морального вреда взыскиваются не в полном объеме.
К иску следует приложить доказательства, не запрещенные законодательством в качестве таковых. Доказательственной базой могут выступать документы, вещи, видео, аудиозаписи и так далее.