если ребенок не ложится спать что делать комаровский
Здоровье с доктором Комаровским: 8 главных правил здорового детского сна
Почему младенцев не стоит укачивать, и так ли важен режим для маленького ребенка?
Как нормализовать сон малыша? Сколько должен спать младенец? Можно ли ребенку спать в одной кровати со взрослыми? Об этом рассказывает детский врач, кандидат медицинских наук, телеведущий Евгений Комаровский.
Правило №1
Качество и продолжительность сна родителей не менее важны, чем сон малыша. Семья полноценна и счастлива тогда, когда мама и папа имеют возможность спать 8 часов в сутки. Чтобы добиться этого, придется проявить терпение и даже строгость – отказаться от укачивания, сократить дневной сон, сменить микроклимат в спальне. Подробнее об этом – ниже.
Правило №2
Не семья должна подстраиваться под режим младенца, а наоборот. Если вам удобно засыпать в 23 часа, а вставать в 7 утра, пусть ребенок привыкает именно к такому расписанию. Если вы ложитесь и встаете позже, ничего страшного. Правило для младенцев одно: если подъем по утрам происходит естественно и без негативных эмоций, время отхода ко сну никакого значения не имеет. Утверждение о том, что «самый здоровый сон у ребенка – это сон до полуночи», не более, чем миф.
Правило №3
Заранее решите, где будет спать малыш. Лет до трех оптимальный вариант – детская кроватка в спальне родителей. Затем ребенка уже можно переселять в отдельную комнату. Что касается совместного сна, то его большинство педиатров не поощряют, однако здесь не все так однозначно.
Правило №4
Хотите, чтобы ребенок хорошо спал ночью? Не допускайте лишнего сна днем. Есть данные о суточной потребности детей во сне – на них и ориентируйтесь (см. таблицу). Если вам нужен восьмичасовой ночной сон, высчитайте, сколько часов ребенок может при этом проспать днем, и придерживайтесь этой цифры. Не бойтесь разбудить малыша!
Правило №5
Оптимизируйте кормления. До трех месяцев малыш может есть ночью один-два раза, до шести месяцев – один раз. После этого ребенок биологически не нуждается в ночном кормлении. Чтобы он спал спокойно, можно сделать так: слегка недокормить в предпоследнее кормление и максимально сытно накормить непосредственно перед ночным сном.
Правило №6
Правило №7
Проветривайте, чаще делайте влажную уборку, установите в детской увлажнитель воздуха и термометр. Идеальная температура воздуха в детской спальне – от 16 до 20°С, идеальная влажность – 50- 70%. Малыш при этом может спать в теплой пижаме.
Правило №8
Позаботьтесь о качестве спального места. Матрас подберите плотный и ровный, который не прогибается под весом младенца. Постельное белье – из натуральных тканей. И до двух лет – никаких подушек! И не забывайте о качественном подгузнике. Он должен быть удобным, надежным и безопасным.
Как быть с укачиванием?
Некоторые младенцы не могут уснуть без укачивания, пустышки, маминых рук, груди и других ритуалов. Родители, боящиеся истерик, обычно не в силах отказать деткам. Доктор Комаровский уверен: это неправильно.
– Если мама полночи укачивает младенца, она не только не высыпается, но и вполне может заработать проблемы со спиной, – подчеркивает Евгений Олегович. – А малышу нужна здоровая и счастливая мама! Кроме того, у детей довольно слабый вестибулярный аппарат. При качании быстро возникает ощущение головокружения, а в некоторых случаях ребенок просто теряет сознание. Так что и для малыша укачивание не полезно. Выход один – отучить.
Да, это сложно, но доктор уверен: вполне реально два- три дня отказывать младенцу в привычных ритуалах и терпеть его плач ради крепкого сна всех членов семьи. Важно: вы должны быть уверены, что плачет ребенок именно из-за этого, а не потому что голоден, замерз или заболел!
Ребенок не хочет спать сам. Что делать?
Как приучить ребенка спать отдельно?
Детский врач, кандидат медицинских наук, врач высшей категории и телеведущий
Иногда мнения педиатров и психологов относительно развития и формирования здоровой привязанности ребенка и родителей диаметрально разнятся. Особенно много разногласий обнаруживается в вопросах грудного вскармливания и совместного сна. Так все же как правильно: укладывать ребенка спать вместе с родителями, ведь это естественно для млекопитающих, или с первых дней жизни малыша практиковать раздельный сон?
Давайте разберемся, как эту проблему решает современная педиатрия, и что делать, если роди.
Оформите подписку, чтобы посмотреть полную версию
Подписывайтесь на наш телеграм
и получайте наши новости и полезные материалы
Вы не авторизованы!
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Долицкая Татьяна Владимировна
Мы допустили ошибку и в итоге приучили ребёнка засыпать в отдельной комнате при присутствии мамы или папы. Приходилось лежать с ним от получаса до часа, а иногда и больше. Это длилось несколько лет.
Часто ребёнок стал засыпать ещё до того как папа или мама возвращались в комнату. Потому привык к новому распорядку что сам говорит спокойной ночи и выгоняет родителей из комнаты.
Исходные причины нарушений сна и кошмарных снов у детей
Плохо, обычно долго, засыпает каждый третий из детей от 1 года до 15 лет без различий по полу. В дошкольном возрасте затруднения в засыпании встречаются достоверно чаще, чем в школьном, что связано с более выраженными у дошкольников признаками невропатии и органического нарушения центральной нервной системы.
Хуже всего засыпают девочки и мальчики в пятилетнем возрасте. У девочек это совпадает с нарастанием КС, то есть ночное беспокойство у девочек в большей степени отражается на засыпании, чем у мальчиков, или, что одно и то же, девочки более чувствительны в данном возрасте к тому, что снится им ночью. Беспокойно спит (разговаривает, просыпается, ворочается) также каждый третий ребенок, будь то девочка (несколько чаще) или мальчик.
Отметим (по данным ЭВМ-анализа) достоверные взаимосвязи нарушенного сна с особенностями протекания беременности и родов, психологическим состоянием матери. По ним можно достоверно предсказать, какие нарушения сна ожидают детей.
Любой педиатр подтвердит и другую установленную нами закономерность: беспокойный, поверхностный сон более всего характерен для детей, родившихся раньше срока. Сон у них незрелый, прерывистый, да и день с ночью меняются местами. И здесь все может уладиться, если дома все спокойно и мать любящая, а не вечно недовольная появившимся «раньше времени» ребенком, да и сама нервная не в меру.
Непреходящие мучения молодым родителям доставляет и беспокойный сон ребенка. Все не по нему, места себе найти не может, мечется во сне, одеяло скидывает, что-то лепечет, выпасть из кровати норовит. И. чем больше дитятя ведет себя подобным образом, тем больше беспокоятся и напрягаются родители, незримо передающие свое возбуждение и только усугубляющие у него проблемы сна.
Сейчас же сплошные стрессы до рождения, среди которых на первом месте отсутствие уверенности в прочности брака, конфликты с мужем, другие волнения, плохое самочувствие и раздражительность, угроза выкидыша и эмоциональный шок при родах от болезненных схваток. Устранить все эти причины беспокойного сна у детей мы можем и сами, если будем более зрелыми к моменту материнства и более психически защищенными.
Плач во сне у детей первых лет жизни не дает спокойно спать и родителям, чувствующим себя явно «не в своей тарелке». Сказывается не только эмоциональный стресс при беременности (волнения, плохое самочувствие и повышенная утомляемость), но и различные отклонения в течении беременности и родов (токсикоз первой половины беременности, роды раньше времени, чрезмерно быстрые или затяжные, преждевременное отхождение вод, обвитие шеи новорожденного пуповиной).
Пеленание такая же рутинная процедура, как и кормление. Однако некоторые дети явно успокаиваются, будучи туго запеленатыми, другие, наоборот, изо всех сил пытаются высвободиться, и только изрядно устав от обилия движений, успокаиваются и засыпают. Темперамент уже и здесь виден.
При органических повреждениях мозга от асфиксии, родовой травмы болезненно повышается чувствительность кожи, имеются дрожания отдельных частей лица или судороги, напряжения, гипертонус конечностей и туловища. Тогда тугое пеленание, наоборот, усилит беспокойство и крик ребенка; оптимальным вариантом будет нетугое пеленание или более частое положение ребенка полностью раскрытым.
В целом 10 % мальчиков и 15 % девочек подвержены, со слов родителей, частым ночным страхам.
Гораздо более точные, но не абсолютные из-за вытеснения, амнезии ночного страха, данные получаем при непосредственном, утреннем опросе детей о виденном ими ночью, в том числе и о кошмарных снах. В течение десяти дней подобным образом опрашивались 79 детей от 3 до 7 лет в детских садах. Оказалось, что за данное время 37 % детей (по крайней мере, каждый третий) видели кошмарный сон, 18 % (почти каждый пятый) видели его неоднократно, иногда сериалами, практически каждую ночь. Таким образом, родители констатируют лишь «надводную часть айсберга».
При нервных нарушениях, как показал дополнительный опрос детей в логопедической группе детского сада, КС еще больше.
Вне зависимости от состояния нервной системы количество КС в дошкольном возрасте, по данным опроса детей, достоверно возрастает от 3 до 7 лет, знаменуя возрастающее осознание проблем жизни и смерти, начала и конца своей жизни.
Неоднократно нам приходилось убеждаться в наличии взаимосвязи между страхом кошмарных снов и их фактическим наличием у детей. Более того, подобный страх безошибочно указывал на существование КС, даже если ребенок и не мог вспомнить, в чем он конкретно заключался. Как уже отмечалось, вопрос формулировался так: «Боишься ли ты страшных снов или нет?»
Несмотря на возможность отражения в ответе прошлого травмирующего опыта сновидений, в большинстве случаев ответ отражал актуальный, то есть последний опыт восприятия страшных снов.
Всего было опрошено 2135 детей и подростков от 3 до 16 лет. Данные опроса приведены в таблице.
Таблица. Возрастное распределение страхов кошмарных снов (КС)
Терапия поведенческих нарушений сна у детей
Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.
Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.
Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.
Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.
Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо.
Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка».
Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.
Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.
Показания к поведенческой терапии нарушений сна:
При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается — ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.
Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).
Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?
Мы предлагаем ребенку новую модель поведения — самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.
Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».
Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.
Отсюда следуют два вывода:
Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.
Радикальные, или быстрые методы
Метод исключения плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.
Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3–5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.
Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых. А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок».
Метод контролируемого плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке. Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут. Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.
Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка. С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.
Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3–5 дней, а через 7–10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.
У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».
Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве
Метод стула
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой. Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.
Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.
Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.
Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».
Метод «Обнял-положил»
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.
Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается. Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.
В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно — вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку. Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3–4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило. Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.
Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».
Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.
Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.
Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна
Если ребенок не ложится спать что делать комаровский
Физиология сна взрослого человека и малыша немного отличается. Например, для детей нормально плакать или разговаривать во сне – психологи и сомнологи считают, что так выходят дневные впечатления или сильные эмоции. Нормой считаются и вздрагивания, подергивания во время сна или в период засыпания. Также дети до года могут один-два раза за ночь просыпаться, чтобы покушать или просто убедиться в том, что родители рядом и готовы прийти на помощь.
Какие бывают нарушения сна и как они проявляются?
Дети раннего возраста часто страдают нарушениями сна – примерно 15% малышей испытывают трудности с засыпанием или просыпаются по ночам, не давая отдохнуть родителям. Патологии сна называют инсомниями, специалисты делят их на два вида – первичные (возникают как самостоятельная проблема) и вторичные (развиваются на фоне других заболеваний, например, неврологических).
Первичные нарушения сна чаще всего являются поведенческими, то есть, связанными с поведением в период засыпания, неправильной организацией засыпания. Они не вызывают проблем со здоровьем ребенка и не влияют на его самочувствие, то есть, создают больше трудностей для родителей, чем для детей. Вторичные инсомнии являются проявлением различных заболеваний, приводят к тому, что малыш не может нормально отдохнуть, а это сказывается на его развитии и обучении.
Нужно обратиться к врачу, если ребенок:
• Страдает бессонницей – не может уснуть дольше трех часов, спит ночью меньше шести часов, явно не высыпается, становится беспокойным, раздражительным либо, наоборот, вялым, апатичным.
• Храпит, дышит ртом во время сна, у него затруднено дыхание или бывают периоды апноэ (ночной остановки дыхания).
• Скрипит зубами.
• Спит крайне беспокойно, страдает лунатизмом.
Поведенческие расстройства сна
Поведенческие расстройства сна чаще всего связаны с нарушением ассоциаций засыпания. Так, некоторые дети засыпают только в присутствии родителей, при этом взрослый должен находиться рядом на протяжении нескольких часов. Или, проснувшись ночью, малыш не может уснуть без укачивания. К неправильным ассоциациям относят также сосание соски, пальца, прикосновение к руке взрослого и т.д. Проснувшись и обнаружив, что условия изменились, ребенок будет криком требовать возвращения привычной обстановки. Чтобы избежать таких ситуаций, родителям необходимо выработать ритуал засыпания, который, повторяясь ежедневно с самого раннего возраста, будет способствовать формированию правильных ассоциаций.
У детей постарше поведенческие нарушения могут проявляться в виде долгого засыпания, истерик перед сном, стремления удержать взрослых рядом (например, ребенок просится в туалет или пить несколько раз за вечер). Либо дети часто просыпаются ночью и приходят в кровать к родителям.
Как помочь ребенку заснуть?
Ребенок хорошо засыпает, если у него сформированы правильные ассоциации – их создают с помощью определенного ритуала засыпания. В него могут входить купание, вечернее чтение, недолгое пребывание одного из родителей в детской комнате, объятия и поцелуи перед сном. Не стоит использовать укачивание, кормление из бутылочки, длительное ношение на руках.
Ребенок будет лучше засыпать и крепче спать, если ему будет комфортно. У малыша должна быть удобная пижама и качественное постельное белье, в комнате необходимо поддерживать оптимальную температуру, обязательно проветрить помещение.
Правильный режим дня
Ребенок с раннего возраста должен понимать разницу между ночным и дневным временем суток, их нужно четко разделить – вечером лучше притушить свет, разговаривать негромко, спокойно, исключить активные игры. Это поможет настроиться на сон. При ночных пробуждениях стоит ограничить общение с ребенком, не играть с ним, не включать свет.
Очень важно придерживаться режима дня – постепенно малыш привыкнет укладываться в одни и те же часы, будет себя чувствовать уставшим в нужное время. «Жизнь по часам» создает у него ощущение безопасности, ребенок привыкает к определенному распорядку, в результате меньше капризничает и быстрее засыпает. Нужно определить оптимальное время дневного и ночного сна, не стоит давать детям слишком долго спать днем, иначе они не успеют устать до ночного отдыха.
Чаще всего проблемы со сном бывают у детей, которых родители укладывают не по часам, а каждый день в разное время, дожидаясь, когда те устанут. Или у малышей, сталкивающихся с частыми нарушениями режима, например, родители отправляют их в постель в одно время, а бабушки – в другое, разрешая любимым внукам играть дольше положенного.
Подъемы во время сна – что делать?
Когда ребенок ночью просыпается и плачет, не обязательно сразу брать его на руки – как правило, достаточно подойди проверить, все ли в порядке, ласковым тоном успокоить малыша. Детей старше полугода не рекомендуется кормить по ночам, вместо смеси или груди лучше дать попить простой воды. Если ребенок привык кушать во сне, стоит попытаться отучить его от такой привычки, постепенно удлиняя промежуток между кормлениями, давая более разбавленную смесь, заменяя ее детским чаем или подогретой водичкой.
Когда ребенок вскакивает сразу после укладывания, просит попить или поиграть – необходимо спокойно напоить малыша или сводить его в туалет, и снова отправить в постель. Не стоит оставаться в детской комнате, развлекать детей, разрешать играть – иначе подобные подъемы войдут в привычку. В таких ситуациях действуют спокойно, ласково, но твердо объясняя, что пришло время спать и, значит, необходимо лежать в своей кроватке.
Дети после трех лет часто просыпаются от кошмарных сновидений. Ночные страхи нельзя игнорировать, обязательно нужно успокоить ребенка, при необходимости посидеть с ним, пока он снова не заснет. Для того чтобы избежать тревожащих снов, стоит ограничить сильные впечатления во второй половине дня, не показывать малышу перед сном мультфильмы с агрессивным сюжетом и резкими звуковыми эффектами, организовать время перед засыпанием так, чтобы ребенок успел успокоиться до того, как отправится в кровать.
Родителям нужно понимать, что поведенческие расстройства сна легко скорректировать, правильно организовав режим дня. Но, если ребенок не спит из-за проблем со здоровьем, помочь сможет только врач. Важно вовремя распознать нарушение, требующее консультации специалиста.