если россия закроет воздушное пространство что будет
Введение санкций против «Аэрофлота» сочли невыгодным для Евросоюза
Эксперт по безопасности полетов Александр Романов заявил, что ответные санкции против Евросоюза и запрет на полеты над РФ будут одинаково невыгодны для обеих сторон конфликта. Таким мнением эксперт поделился в беседе с «Лентой.ру».
Ранее первый зампред комитета Совфеда по международным делам Владимир Джабаров заявил, что если Евросоюз (ЕС) решит ввести санкции против российской авиакомпании «Аэрофлот», то Россия в ответ может рассмотреть вопрос о запрете пролета для западных авиакомпаний над своей территорией. Сенатор заявил, что ЕС любой ценой пытается «укусить Россию» и отечественная авиакомпания в этой ситуации ни при чем.
«Если введут санкции против нашей авиакомпании, мы введем аналогичные санкции против их компаний, которые очень сильно зависят от России в силу ее географического положения», — пригрозил Джабаров.
Он отметил, что Россия может ввести и санкции против отдельных должностных лиц западных авиакомпаний, если ЕС введет аналогичные против «Аэрофлота».
Огромные убытки
У России есть договоры, по которым над территорией страны производятся полеты, и не так просто будет их запретить, отметил Романов. По его мнению, можно ожидать введения временных ограничений как со стороны Евросоюза, так и со стороны РФ.
Материалы по теме
«Молодежь нацелена в Европу»
Сотни мигрантов прорываются в Польшу из Белоруссии.
«Может быть введут какие-то временные ограничения, но я думаю, если введут запрет на полеты над территорией России, это будет довольно сложно для Евросоюза. Потому что облететь такую территорию это огромные убытки. Это никому не выгодно. Я так думаю, будут максимум дипломатические ноты. Вводить невыгодные меры для самих себя думаю никто не будет», — сообщил эксперт по безопасности полетов.
Романов добавил, что в случае введения запрета полетов над территорией России, это коснется не только стран Евросоюза и Прибалтики. По его мнению, сейчас этот вопрос остается в дипломатическом поле и за его рамки он вряд ли выйдет. «Если будут такие запреты с двух сторон, это будет одинаково невыгодно всем. По законам дипломатии наши дипломаты обязаны делать ответные хода. Это простая политика», — резюмировал он.
11 ноября стало известно, что Евросоюз планирует ввести санкции в отношении «Аэрофлота». Источник в органах власти ЕС объяснил, что ряд компаний, включая «Аэрофлот» и «Турецкие авиалинии», могут оказаться в санкционном пакете против Белоруссии. В Европе допускают, что эти организации могут быть причастны к миграционному кризису на восточной границе Евросоюза.
Закрытие российского воздушного пространства: что Москва хочет сказать Западу?
Нечто странное и непонятное творится в российском небе. После того как воздушное пространство над дружественной нам Белоруссией было временно закрыто по решению Агентства авиационной безопасности, Москва де-факто закрыла свое собственное для европейских авиаперевозчиков. Что это, очередной «хитрый план» Кремля о том, как заступиться за своего единственного союзника на западном направлении, или же банальная российская нерасторопность? Давайте разбираться.
Стало быть, Белоруссию теперь необходимо как-то облетать, например, через Прибалтику или Украину и дальше через нашу страну, в зависимости от выбранного маршрута, что означает увеличение времени в полете и издержек перевозчиков. И тут началось самое интересное. Сперва на отказ в полете из Парижа в Москву в обход Беларуси пожаловалась компания Air France. Затем о невозможности вылететь из Вены в российскую столицу заявила австрийская Austrian Airlines. В МИД Австрии поспешно выразили свое негодование:
Российская реакция нам абсолютно непонятна.
Что это, «привет из Кремля» или просто «так получилось»?
Пока что к этой банальной версии склоняется большинство отраслевых экспертов, которые не видят в деле политической подоплеки. Европейские перевозчики правы, поскольку следуют рекомендациям Агентства авиационной безопасности Евросоюза, но и Россия тоже в своем праве. Для получения разрешения на полет через наше воздушное пространство авиаперевозчики делают официальные запросы, указывая такие параметры, как точка входа и желаемый перечень трасс. Российская сторона их изучает и одобряет, либо корректирует. Решение о временном прекращении полетов через Беларусь было принято во вторник, а со среды на Москву должны были посыпаться заявки о пересмотре маршрутов. То есть, у Air France и Austrian Airlines очевидно уже были на руках разрешения на полеты через белорусское воздушное пространство, но они захотели получить новое. Возможно, мы просто не успели по каким-то техническим причинам, отсюда и отказ.
Правда, есть один нюанс, который ставит под вопрос реалистичность данной версии. Дело в том, что полеты в Евросоюз для России пока что закрыты из-за коронавирусных ограничений. Точнее, в Португалию, Мальту, Исландию или Сербию мы слетать как туристы можем, но не в Австрию или Францию. Отмененные рейсы, из-за которых начался сыр-бор, были чартерными, так называемыми «вывозными». И что, прям такой завал вдруг образовался у российских диспетчеров, что не в состоянии перенаправить пару самолетов? Если так, то эта нерасторопность должна войти в легенду.
«Хитрый план»?
Если полеты из Европы в обход Беларуси не возобновятся в ближайшие дни, то смутные сомнения начнут преобразовываться в версию о некоем «послании Кремля» своим западным партнерам. Сейчас популярна точка зрения о том, что в случае закрытия Москвой полетов европейцам в обход белорусской территории Брюссель ответит нашей стране симметрично. Дескать, не дозволено будет российским авиакомпаниям летать в Париж или Вену. Допустим. Но что будет делать Европа, если Кремль вообще закроет все свое воздушное пространство для европейских авиаперевозчиков?
Не будем забывать, что, благодаря уникальному географическому положению, Россия является важнейшим транзитным перекрестком на пути из Европы в Азию и обратно. Не от хорошей жизни, а по необходимости авиакомпании Старого света в год платят «Аэрофлоту» по 300 миллионов долларов «пролетных денег». Если им придется облетать еще и нашу страну, резко вырастет стоимость билетов, и тогда сократится пассажирский поток. Компании начнут нести еще большие убытки и разоряться, а многие из них и так еле держатся на плаву из-за коронавирусных ограничений.
Итак, предположим, что Москва сознательно ввела негласный временный запрет на полеты в обход Белоруссии. Какие же цели она может таким образом преследовать? Допустим, призвать Запад забыть о его «всесилии» и вспомнить про свои же собственные либерально-демократические ценности. Например, о презумпции невиновности, о том, что надо сперва дождаться итогов международного разбирательства действий белорусских властей, а уж потом брать ее в транспортную блокаду. Да и не в блокаду, естественно, поскольку ограничительные меры должны быть более точечными, ложиться непосредственно на ответственных лиц, а не всю страну, в целом, и соответствовать степени тяжести деяния. Хорошо бы, если б и в самом деле оказалось, что Москва так вступилась за Минск.
«Аэрофлоту» закрывают небо, а Россия перекроет небо Америке и Европе
Кремль может ответить на потенциальные ограничения запретом на использование своего воздушного пространства для США и ЕС
Американское здание Bloomberg сообщило, что лидеры стран Евросоюза и США рассматривают возможность введения санкций против компании «Аэрофлот», а также Turkish Airlines в связи с миграционным кризисом, разгоревшимся на границе Белоруссии и Польши. Якобы фигурантами нового пакета ограничений могут стать физические лица и компании, «причастные к доставке мигрантов к границам Евросоюза» через Белоруссию.
Это уже не первая информационная атака на крупнейшую российскую авиационную компанию в связи с кризисом. 10 ноября о возможных санкциях написало издание Politico, по словам авторов, их цель — «оказать давление на должностных лиц Белоруссии и на авиакомпании, которые помогают перевозить мигрантов».
В первую очередь речь шла о белорусском перевозчике «Белавиа», но затем упоминалось, что рейсы в Минск также выполняют российские авиакомпании «Аэрофлот», Utair и Nordwind Airlines, а также Turkish Airlines и FlyDubai.
8 ноября о том, что «Аэрофлот» и Turkish Airlines участвуют в перевозке мигрантов из Белоруссии в Германию, написало немецкое издание Bild. Со ссылкой на источники в силовых структурах оно утверждало, что за последние шесть недель этим путем проследовали более 6 тысяч беженцев при участии российского и турецкого перевозчиков.
В «Аэрофлоте» уже отреагировали на публикацию в Bloomberg, опровергнув все обвинения и даже пригрозив изданию судом.
«Информация об участии или содействии ПАО „Аэрофлот“ в организации массовой перевозки мигрантов на территорию Республики Беларусь не соответствует действительности. Наша авиакомпания не выполняет регулярных рейсов в города Ирака и Сирии, а также рейсов по маршруту Стамбул — Минск. Чартерные рейсы по указанным направлениям также не выполняются», — говорится в сообщении пресс-службы компании.
В «Аэрофлоте» сообщили также, что через территорию России передвижение граждан Ирана, Ирака, Сирии затруднено, поскольку для этого требуется получить транзитную российскую визу. В период с 01.10 через аэропорт Шереметьево в Минск проследовало из Бейрута 19 пассажиров. Транзитных пассажиров — граждан Сирии и Ирака, следующих в Минск из других направлений, таких как Ташкент, Стамбул, Дубай, не зафиксировано.
Не исключено, что обвинения в адрес «Аэрофлота» могут носить как политический характер, так и быть частью конкурентной борьбы и попыткой оказать давление на Россию. Нынешний министр транспорта РФ Виталий Савельев до ноября 2020 года почти десять лет занимал пост директора «Аэрофлота», так что дела этой компании ему очень близки. Некоторые аналитики даже не исключают, что решение не запрещать авиаперелеты на фоне коронавируса объясняются именно лоббизмом на высшем уровне. Так что и на атаки против «Аэрофлота» реакция наверняка последует.
Впрочем, даже без этого санкции против «Аэрофлота» не остались бы незамеченными, так как это крупнейшая не только российская, но и мировая авиакомпания, а, значит, речь идет об очень больших деньгах. В 2020 году воздушный флот группы перевез более 30 миллионов пассажиров, примерно половину из них непосредственно «Аэрофлот», а оставшиеся объемы — дочерние компании.
Выручка компании за шесть месяцев 2021 года увеличилась на 30,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 195 148 млн. руб. Чистый убыток составил 27 737 млн руб.
Возможно, кампания против «Аэрофлота» не случайно была развернута вскоре после того, как в середине октября крупнейшие авиаперевозчики США призвали Госдепартамент к «немедленным действиям», чтобы добиться дополнительных прав на полеты в воздушном пространстве России.
Авторы послания предупреждают, что без таких прав американские авиаперевозчики будут вынуждены пользоваться альтернативными неэффективными маршрутами, что приведет к потере времени, лишним техническим остановкам и избыточным выбросам CO2.
После этого появились сообщения о том, что Россия согласилась увеличить число полетов американских авиаперевозчиков в ее воздушном пространстве. Но число и регулярность этих дополнительных рейсов в Госдепе США не уточнили. Там также подчеркнули, что «продолжают взаимодействовать с российскими властями по вопросу перелетов».
Экс-замминистра Гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов назвал потенциальное введение санкций против «Аэрофлота» в обход международных организаций «политическим идиотизмом» и не исключил, что это может быть элементом политического или экономического давления.
— Если одним словом охарактеризовать эту новость, это абсурд. Все авиакомпании мира, в том числе российские, американские и европейские, работают по стандартам, заложенным международными организациями по гражданской авиации ICAO (Международная организация гражданской авиации) и IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта). Те регламенты, которые определены этими организациями, применяются на практике всеми компаниями мира.
Политизация этого вопроса большого ума не требует. Просто какой-то политик в Штатах или ЕС решил, что Россия и Белоруссия — это одно и то же, и нужно их стричь под одну гребенку и вот так наказать.
Но гражданское авиационное взаимодействие руководствуется фундаментальными законами экономики и регламентами, которые разработали и приняли международные организации, чтобы это взаимодействие было взаимовыгодным. Если компании заключают между собой договор на перевозку, они обязательно его исполняют.
Предположим, одна компания обязуется подвозить пассажиров из определенных точек, чтобы вторая компания продолжала полет оттуда и до следующих пунктов. Это основа мировых перевозок. Компаниям может быть неудобно летать в какую-то точку Земного шара, у них может не быть подходящей техники, а такие договоры легко эти проблемы решают. И компании не могут просто так перестать выполнять договоры о взаимодействии в перевозках просто потому, что кто-то этого захотел.
«Аэрофлот» — один из видных мировых фигурантов авиаперевозок, который своей техникой летает практически на все континенты. У него есть соглашения с десятками авиакомпаний мира, и он выполняет все свои обязательства. И на всю эту отработанную систему экономических отношений между авиакомпаниями замахнулись неразумные политики. Иначе как политическим террором это не назвать.
«СП»: — Сильно ли «Аэрофлот» может пострадать от потенциальных санкций?
— Прежде всего, пострадают сами их инициаторы, как это всегда бывает при принятии непрофессиональных и непродуманных политических решений. Конечно, и для нас будет серьезной потерей, если нам запретят летать в какие-то города США и Европы. Это падение объема полетов и перевозок, количества и суммы продаж.
Для любой авиакомпании мира потеря даже одного направления, хорошо занятого и энергично используемого, является большим экономическим минусом. Дальше и рассуждать не о чем. Чем больше полетов, чем больше загруженность самолетов, тем авиакомпания чувствует себя комфортней и в финансовом смысле, и в смысле развития.
Но если они введут санкции, Россия вынуждена будет отвечать на это безобразие и разрушение мирового экономического порядка. А мы можем очень больно ответить и США, и ЕС.
Во-первых, как член ICAO, Россия обратится в эту организацию, а авиакомпании обратятся в IATA с вопросом о том, почему они игнорируют собственные правила и слушают идиотов-политиков.
Во-вторых, мы можем запретить использовать наше воздушное пространство, которое сегодня очень активно используется европейскими и американскими компаниями. Пролет с запада на восток, например из Европы в Японию, через воздушное пространство России на несколько часов меньше, чем в обход. А это большие дополнительные расходы, потому что каждый час в небе стоит огромных денег. И я сомневаюсь, что эти расходы политики возьмут на себя.
«СП»: — То есть все дело может быть в экономике? Могут ли такие угрозы использовать, чтобы давить на Москву для получения каких-то преференций и уступок в небе?
— Конечно, это вполне возможно. США очень заинтересованы в нашем воздушном пространстве, потому что они пересекают его не только с востока на запад, как европейцы, но и с севера на юг. Этот маршрут пролегает перпендикулярно Транссибирской магистрали через Северный полюс и территорию России. Все это может потеряно из-за политиков, которые настолько недалекие, что даже не представляют, что у нас Земля круглая, и воздушное пространство принадлежит той стране, над которым оно находится. Пересекать его могут только самолеты государств, которые заключили соответствующее соглашение со страной-хозяйкой.
Если будет принято абсурдное решение наложить санкции на «Аэрофлот», никакого отношения к Белоруссии не имеющему, это грозит сломом всей системы воздушной кооперации. Если политики ЕС и США считают, что «Аэрофлот» помогает Белоруссии, первое, что они должны сделать, как нормальные люди, это сесть за стол переговоров и раскрыть все карты.
Здесь нет никаких секретов. Можно поднять мировое расписание и посмотреть, куда летает «Аэрофлот», на каких самолетах, в какое время, кого перевозит и так далее. После этого Европа может попросить «Аэрофлот» уменьшить количество полетов в какие-то страны или не возить определенные категории пассажиров. Наша компания может на это согласиться, но попросить аналогичные преференции от европейцев, потому что все должно быть обоюдно. Это обычные бизнес-переговоры, которые каждый день ведутся между всеми авиакомпаниями мира.
«СП»: — На каком же основании Bloomberg вообще пишет о санкциях против «Аэрофлота»?
— Я подчеркиваю, что все авиационные взаимодействия между государствами мира осуществляются на основании межправительственных соглашений, и ни на йоту ниже. Эти документы строго регламентируют, как, куда и сколько летать, кому продавать билеты и так далее. Это фундаментальный документ, и таких соглашений у России сотни и тысячи.
Допустим, «Аэрофлот» летает в страны, откуда беженцы прибывают на границу с ЕС. Но если это так, он летает туда на основании соглашений, подписанных с правительствами этих стран. Для того чтобы перестать туда летать, нужно менять это соглашение. А принимать силовое решение о прекращении полетов или даже вводить санкции — это политический идиотизм.
Это сильное слово, но как по-другому можно назвать политиков, которые, по сути, плюют на ICAO, организацию, в которую входят 193 страны мира? А, значит, плюют на лидеров других государств? Подобные решения должны принимать только ICAO и IATA, а не отдельные политики, которые выскакивают и предлагают все это отменить и разрушить. Это очень серьезный прецедент, сложно сказать, какой шаг в этой сфере был бы хуже.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Россия
Что будет, если Россия закроет свое воздушное пространство для западных авиалиний?
Но произойдет ли это с учетом того, что нам известно о значимости российского воздушного пространства?
Запрет на пролеты действительно может создать серьезные проблемы для западных авиалиний, поскольку Россия — это самая большая в мире страна по территории, и находится она между восточной Азией и Европой. Тем не менее, эти санкции могут ударить по России бумерангом. Здесь есть три момента, которые следует иметь в виду.
1. Европейские авиалинии часто пользуются российским воздушным пространством.
Медведев не уточнил, включает ли понятие «западных авиалиний» союзников Запада, таких как Южная Корея. Если предположить, что санкции будут носить ограниченный характер, распространяясь только на европейские авиалинии, мы можем узнать, какие именно рейсы пострадают. Визуальный анализ всех рейсов, находящихся над европейским и в частности над российским воздушным пространством, в сравнении со всеми самолетами 60 крупнейших европейских авиалиний показывает, что с этой проблемой вполне можно справиться, по крайней мере, на первый взгляд.
Однако данные за 1 сентября, предоставленные WorldViews сайтом Flightradar24.com, показывают, что на долю европейских и американских авиалиний приходится большая часть зарубежных рейсов, пролетающих в небе над Россией.
Поэтому мы можем с уверенностью говорить о том, что европейские и американские авиалинии действительно пострадают. Но в какой степени?
2. У европейцев есть альтернативы.
Давайте вернемся к высказыванию Медведева о крахе и банкротстве некоторых западных авиакомпаний в случае введения Россией запрета на их пролет через свое воздушное пространство. Самые важные авиакомпании, летающие в небе над Россией, это крупные предприятия, действующие по всему миру, и в данный момент их положение кажется вполне устойчивым.
Далее, Россия уже не впервые грозит лишить некоторые авиалинии права пролета через свое воздушное пространство. В 2007 году она запретила грузовые рейсы компании Lufthansa над своей территорией в очевидной попытке убедить ее перенести свой транзитный центр в Сибирь. Lufthansa стала летать через Казахстан, однако в итоге сдалась и переехала в Сибирь.
«У европейцев на самом деле имеется опыт изменения маршрутов с прокладкой их через Северный полюс или через юг. Не так давно Россия заставила сажать в Москве все самолеты, летящие над ее воздушным пространством. Многие иностранные авиалинии в ответ выбрали северные или южные маршруты в обход российского воздушного пространства, которые примерно на 20 % длиннее», — рассказывает преподаватель авиационного менеджмента профессор Ханс-Йоахим Эмер (Hansjochen Ehmer), специализирующийся на конкуренции международных авиалиний.
3. Россия сама себя накажет.
Если Россия наложит запрет на пролеты западных авиалиний, она столкнется с прямыми экономическими последствиями. Пока она зарабатывает так называемые «роялти», которые сопоставимы с налогами для иностранных авиалиний, желающих летать над территорией страны. Эти выплаты весьма существенны для авиакомпаний, но все равно дешевле будет платить, чем менять маршруты полетов, выводя их за пределы российского воздушного пространства. Если европейские авиалинии будут вынуждены изменить свои маршруты, Россия лишится платежей за пролеты. Иными словами, если Россия введет санкции против западных авиакомпаний, она одновременно введет санкции и против себя самой.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Небо под санкциями. Что потеряет Россия от запрета на пролет иностранных самолетов
Однако санкции — это простая и понятная широким массам мера, которую легко предложить избирателям, увлекшимся геополитическими играми. А главное, они идеально отвечают на вопрос: «Ведь надо же что-то делать?» Оттого экономические ограничения остаются такими популярными. В санкционном противостоянии России и Запада дело, кажется, дошло и до авиационного транспорта.
Около трех лет назад война авиационных санкций вспыхнула между Россией и Украиной: две страны запретили друг другу полеты над своими территориями. Причем Украина поначалу и вовсе «выстрелила себе в ногу», закрыв только прямое сообщение с Россией, но сохранив на какое-то время транзит российских авиакомпаний над своей территорией. Быстро спохватившись, Киев закрыл для России все свое небо. В итоге обе стороны столкнулись с потерями. Для перевозчиков из России существенно выросли издержки при полетах в Турцию, Грецию и на Балканы, а национальный провайдер аэронавигационных услуг Украины «Украэрорух» потерял основную часть своих поступлений.
Кроме того, украинские авиакомпании фактически утратили возможность развития Киева как трансферной точки на азиатском направлении, что, впрочем, вряд ли сильно повлияло на их текущую деятельность. Быстро оправившись от краткосрочных шоков, обе стороны адаптировались к новым реалиям, а рынки авиатранспортных перевозок в обеих странах после годового затишья взяли курс на быстрый рост. Как и в большинстве других случаев, санкции нанесли урон обеим сторонам, но никого не остановили. Настоящим же победителем стала белорусская авиакомпания «Белавиа», построившая выгодный бизнес на трансферном потоке между Россией и Украиной.
Что могут запретить в России
Возвращение авиации в санкционную повестку сегодня имеет еще большие риски и ограничения, а сам набор инструментов весьма ограничен. Среди возможных запретов могут быть:
Географическое положение России позволяет использовать преимущества ортодромии — наиболее коротких маршрутов из Европы в Китай, Японию и Корею. Альтернативные маршруты будут на час или два дольше, что существенно увеличит издержки иностранных перевозчиков и снизит их привлекательность в глазах пассажиров. Тем не менее возможность прямого сообщения Европы и Азии не исчезает. При этом американские авиакомпании и без контрсанкций российских властей почти не пользуются «транссибирскими» маршрутами для полетов в Азию.
Настоящий ущерб заокеанским компаниям может нанести закрытие кросс-полярных линий из США в Азию — то есть маршрутов через Северный Ледовитый океан. В целом ограничения на полеты по транссибирским или кросс-полярным маршрутам станут обоюдоострыми. В свое время Россия приложила немалые усилия для развития этих направлений: в девяностых годах были инвестированы значительные суммы в необходимую инфраструктуру — средства аэронавигации и запасные аэродромы. В результате Россия получила миллиардные поступления за аэронавигационное обслуживание, а также дополнительные «роялти» как механизм компенсации упущенной выгоды «Аэрофлота».
Сегодня средства от пролетов через северное воздушное пространство идут не только на развитие перспективного сектора российского аэронавигационного оборудования, но и на смежные проекты — к примеру, на строительство третьей взлетно-посадочной полосы в аэропорту Шереметьево. Отказ от постоянного и растущего источника поступления валютной выручки в условиях санкций, разменянный на краткосрочные трудности оппонентов по перестройке маршрутной сети, не выглядит эффективной мерой.
Что будет с американскими самолетами
Ограничения на ввоз самолетов иностранного производства в полной мере сегодня невозможны: российский гражданский авиапром даже в малой степени не сможет удовлетворить потребности отечественных авиакомпаний в пассажирских лайнерах. Более того, следует вспомнить, что недавние санкции Запада против Ирана как раз предполагали запрет на поставки самолетов — и эта была мера, направленная на подрыв иранской экономики. Сейчас российская сторона может самостоятельно устроить себе санкции по иранскому сценарию.
Избирательный подход, при котором запрет может быть распространен только на продукцию американских авиастроителей, менее критичен для национальной экономики, хотя все равно ляжет нагрузкой на авиакомпании. Пострадают те, кто уже использует самолеты Boeing или имеют твердые контракты на их приобретение. Это также снизит возможности авиакомпаний в переговорном процессе с Airbus: в отсутствие американского конкурента европейский производитель сможет диктовать цены, пользуясь отсутствием альтернатив для российских покупателей.
Подлинным бумерангом выглядят предложения свернуть сотрудничество с крупнейшими мировыми авиастроителями для российских поставщиков. Россия в больших масштабах поставляет на зарубежные рынки титан, необходимый авиаиндустрии, но все же не имеет монополии на данный вид сырья. При необходимости потребность иностранных компаний в титане смогут удовлетворить другие страны. По своим последствиям для России запрет на продажу титана будет сопоставимо с американскими санкциями против «Русала» — с той разницей, что меры против «Русала» ввели американцы, а ограничения на титан хотят ввести российские депутаты. Впрочем, сама абсурдность этой идеи говорит о том, что российские власти, заинтересованные в укреплении национальной экономики и ее экспортного потенциала, вряд ли станут пользоваться такой возможностью.
При этом, перечисленные шаги не учитывают возможных последующих симметричных и ассиметричных мер со стороны США, в том числе по ограничению поставок комплектующих для производства самолетов «Суперджет» и МС-21, а также противодействию экспорту этих самолетов в третьи страны.
При чем тут визы для летчиков
Необходимо отметить, что некоторые действия США уже сейчас выглядят как «авиационные санкции» — в первую очередь невозможность для российских летчиков получить американские визы. Объясняют это ограничениями в деятельности дипломатических представительств Штатов в России, однако практика визовых служб обычно выделяет категории граждан, для которых визы выдаются вне общего порядка. Летчики — одни из них.
Столь формальный подход, будь он реализован сознательно или случайно, тоже трудно назвать разумным и последовательным. Пострадавшими тут станут не только «Аэрофлот», российские и американские пассажиры трансатлантических маршрутов, но и фирма Boeing. Дело в том, что экипажи российских авиаперевозчиков проходят обучение и стажировку в компании, а их невозможность сделает непривлекательными американские самолеты без всяких ограничений со стороны Москвы.
В целом, как видно из сказанного, выигравших в экономическом смысле в санкционной войне нет. При этом непоследовательные и непродуманные шаги, вызванные остротой политического момента, могут аукнуться остановкой важнейших национальных проектов и целых индустрий. А авиация — и авиатранспорт, и самолетостроение — слишком чувствительные сферы, чтобы использовать их в краткосрочных внешнеполитических целях.