если священник впал в блуд что делать

Алтарник, начал блудить. Что делать?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Здравствуйте, отче. Мне 19 лет, служу в алтаре, вел духовную жизнь, хотел поступить в семинарию, уже готовился к поступлению. Познакомился с девушкой, влюбился. Ночью, когда обнимались с ней, дошло до интимных ласк, и я очень расстроился. У меня никогда не было такой близости, и я чувствовал, что я сделал ужасный поступок. Хотел сохранить себя для жены, но не получилось.

На исповеди услышал, что совершил тяжкий грех, и потом рыдал об этом. Собрался говорить девушке, что больше так не будет, но она приехала ко мне домой, и мы снова это сделали, и дело зашло дальше. Теперь я впутался в эту блудную жизнь со всеми ее правилами. Честно, я не хотел этого, всегда пытался уберечь глаза и мысли от девушек, и у меня получалось, я даже хотел пойти в монахи.

Теперь я свинья. Боюсь ей отказать в этом, и уже сам вижу, что мне это стало нравится, хотя раньше было отвратительным. Всегда хотел сохранить себя для одной единственной. Мы с ней встречаемся мало, около месяца. У нее я не 1, а она у меня 1. Я бы женился на ней, я готов взять на себя ответственность, тем более, она очень хорошая девушка. Я мягкий и она неконфликтная, ни разу не ругались, интересно с ней время проводить. Мы с ней, как я думаю, подходим друг другу.

Я хочу загладить свою вину, ко Причастию боюсь идти, на исповедь тоже, я недостоин произносить имени Христова. Стал полным нулем в духовном плане, все посыпалось. Пост соблюдаю плохо, раньше горел рвением, молюсь кое-как. Зато перестал осуждать людей. О женитьбе рано говорить, боюсь ее отпугнуть, блудить не хочу, и каждый раз плачу, даже сейчас, мне очень плохо, батюшка.

Простите, что вам пришлось прочитать эту грязь. Как мне выбраться из этого? Я просто принял правило мира, а Заповеди отверг, теперь я в рабстве у греха, боюсь ее обидеть, и блуд приятен. Как снова начать духовную жизнь, если мне стыдно глаза к небу поднять?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение!

Ситуация Ваша стара как мир, что называется. Вам нужно, молодой человек, во-первых, исповедаться в том, что Вы делаете и какую жизнь начали вести. Вы же, как церковный человек, понимаете, что плохо это и для Вас, и для этой девушки, потому что, возможно, она бы могла в это время не блудить с Вами, а задуматься о духовных вещах и, пусть и оступившись раньше, вернуться на путь спокойной и чистой жизни.

Я вижу Вашу проблему в том, что Вы как-то безвольно относитесь к свой жизни: вот осталась девушка на ночь — и такое случилось. Это же как так, интересно, вышло, что Вы остались на ночь не с женой, а с девушкой, да еще и оказались рядом в кровати, обнимаясь? Это же не «оно само» произошло, это Вы сделали. И потом Вы не предложили ей, например, замуж, раз так вышло и Вы хотели бы, чтобы жена была Вашей единственной женщиной (что нормально), а продолжаете общаться в таком вот непонятном формате.

Итак, нужно исповедаться, честно и откровенно поговорить со своим духовником о том, что произошло, и поступить так, как он благословит сделать. Вернуться к посту и соблюдать его нормально. Не Вы первый падаете, и уж должны знать, что после падения закон для христианина — это встать и идти дальше. Пост соблюдать не только в еде, но и во всем остальном — и в словах, и в мыслях, и в духовном чтении, и на службах стараться бывать почаще, насколько возможно. Думаю, излишне говорить о том, что отношения блудные с девушкой нужно прекратить. И супруги воздерживаются от близости во время поста, что уж говорить о Вашем случае! Молиться Вам нужно твердо и неукоснительно утром и вечером, днем читать, может быть, Покаянный канон — у духовника еще уточните потом, но, думаю, текст канона — это из лучшего, что Вы могли бы прочитать. Вам нужно очень строго следить за собой — посмотреть, какие грехи и страсти в Вас еще есть, и начать их искоренять. Как раз Великий пост — самое время для этого.

И научиться брать ответственность за свою жизнь и поступки в свои руки — и в важных вещах, и в мелочах, потому что мелочей, как видите, не бывает.

Источник

Если священник впал в блуд что делать

если священник впал в блуд что делать. Смотреть фото если священник впал в блуд что делать. Смотреть картинку если священник впал в блуд что делать. Картинка про если священник впал в блуд что делать. Фото если священник впал в блуд что делатьесли священник впал в блуд что делать. Смотреть фото если священник впал в блуд что делать. Смотреть картинку если священник впал в блуд что делать. Картинка про если священник впал в блуд что делать. Фото если священник впал в блуд что делать

Как относиться к священнику-прелюбодею. Священнику-алкоголику? ( 8 голосов : 4 из 5 )

Ответы:

Интересные вопросы. Ответы на них как минимум предполагают, что такие священники (много их или мало) бывают в действительности.

Рассмотрим пример гипотетического «священника-прелюбодея», и немного порассуждаем.
Откуда Вы знаете, что этот конкретный священник – прелюбодей? Сколько и в течении какого промежутка времени он должен совершить прелюбодеяний, чтобы Вы смогли осудить всю его жизнь целиком, как жизнь прелюбодея? Пять раз в год каждый год? Один раз за весь срок своей службы? Вы точно знаете про эти случаи, при каждом из них лично «со свечкой стояли»? Может быть, имеются видеозаписи грешащего человека, «похожего на этого священника»? Ах, это ни к чему, потому что «об этом и так все говорят и все вокруг про это знают»? Но таковых священников епископат быстро и эффективно запрещает в служении. Предполагать существование священника-прелюбодея, это то же самое, что предполагать существование водителя, имеющего своим хобби давить пешеходов. Как второго лишат прав после первого же доказанного случая, а скорее всего и посадят, так и первого запретят в служении, и если он коренным образом не переменит жизнь – извергнут из сана.
Может быть, Вас смущает словосочетание «доказанный случай»? Но ведь «один раз – не прелюбодей», а слухи-то расследовать надо, причем делать это тщательно, чтобы не сломать жизнь из-за оговора. Поверьте, возможности исследования епархии гораздо серьезнее Ваших, и не опираются на сарафанное радио.

Теперь о «священнике-алкоголике». Вы можете себе представить дежурного алкоголика РВСН? Не отстранит ли его от боевого дежурства командование и не поставит ли вопрос о лишении офицерского звания? А епархия, значит, священника – алкоголика терпеть будет? Вы ошибаетесь, алкоголика запретят еще быстрее, чем впавшего в прелюбодеяние. Да и алкоголик – это как? На учете в диспансере священник состоит? Ах, не состоит, но Вам рассказывали, что кто-то видел, как этот священник на шашлыках бутылку водки выпил? А давно это было? В поза-позапрошлую Пасху? А может, не бутылку, а пару рюмок? А может, не водки, а вина? И не на шашлыках, а в трапезной? Церковный народ не удивишь подобным отношением, еще про Христа говорили, что Он друг блудников и мытарей.

Можно переформулировать вопросы по-другому, чтобы попытаться сказать нечто по существу. Вот так, например: «как мне относиться к священнику, которого я считаю прелюбодеем (алкоголиком)»?
Относись так:
1.Пока епископ этого священника не запретил, он не является ни прелюбодеем, ни алкоголиком. Во всяком случае, все совершаемые им таинства – действительны, а их действенность зависит только от тебя (см. www.missionary.su/theology/4.htm). Вода Святаго Духа, черпаемая из ржавой железной посуды или из драгоценной золотой – одинакова.
2.Если у тебя есть веские основания подозревать священника в столь тяжких согрешениях, что ж, подойди к нему один на один, обвини его и выслушай ответ. Если ответ тебе не понравится, напиши жалобу благочинному округа. Но если твои обвинения окажутся ложными – не взыщи, если это не понравится Церкви.

В нашем законодательстве имеется одна любопытная статья, предусматривающая разную степень ответственности, вплоть до суровой (до шести лет), за ложный донос (ст. 306 УК РФ). У древних, если донос не подтверждался, доносчик нес то самое наказание, которое полагалось предполагаемому преступнику. Иногда бывает искренне жаль, что применение подобных мер не всегда возможно. Хотя, говорят, именно так поступает Господь, когда переполнится чаша терпения Его.

А если ты знаешь бывшего священника, который стал алкоголиком или прелюбодеем – пожалей его и помолись о нем от всего сердца, потому что твой ближний в беде.

КТО НЕ БЕЗ ГРЕХА БРОСЬТЕ В МЕНЯ КАМЕНЬ.
Никогда не осужу священника за падение, будь какое, блуд это либо алкоголь. Да, я всё понимаю что это плохо, что он ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, быть примером для нас мирян. Но мы такие «святые», абортов мы не делаем (свет Божий дитю даже не даем увидеть) меньший грех?, родителей не почитаем, воруем (в торговле общитываем будь здоров как), блудим, наркоманим, обманываем, хитрим, детей воспитываем во вседозволенности, постов не соблюдаем и т.д. распинаем да так Господа, что страшно подумать с чем на СУД явиться. А может, мы научились каяться как мытарь? Что хорошего в нас? А вот они плохие. они блудят, пьют, падают. А знаете ли ВЫ что большой грех осудить такого священника, ибо одна покаянная слеза упавшая на Престол, прощает все грехи ему, не мои слова-СВЯТЫХ.
Не делайте этого, не судите священника за его падение.
Вы знаете не просто отпускать людям их тяжкие грехи, порой такое на исповедях слышат, что сутки не встают после, я много таких примеров знаю, и Дьявол только и ждет, дабы какого то священника/иеромонаха столкнуть в пропасть, потому как спасает нас с вами от наших же пороков, прощает и разрешает. Тут надо понимать, и не дай Бог осудить, а ПОМОЛИТЬСЯ ГОРЯЧО за этого отца. Нам их трудов не понести.

Источник

БИБЛИОТЕКА: История про священника, который впал в блуд [аскетика]

По уловкам дьявола священник из Константинополя впал в блуд. Через несколько дней он осознал глубину своего падения и ожидающий его после смерти суд. Бог вложил в его сердце пойти на гору Олимп и исповедаться там. Он пошел и исповедал там святому старцу все свои грехи, включая и этот блуд.

Старец спросил у него: «Думаешь ли ты, что можешь выполнять свои священнические функции после того, как впал в такой тяжелый грех?»

Тот ответил: «Да, святый отче, я так и делал, наступив на свою совесть».

«Знай тогда, чадо, что если священник впал в такой тяжелый грех, он не должен совершать литургию, пусть идет к Богу в полном раскаянии. Но если после такого падения он начнет выполнять обязанности священника, то, думаю, нет ему прощения».

Тот спросил: «Если нет прощения такому греху, то мой случай безнадежен?».

Но старец не мог ему ничего ответить на это.

Тогда священник пошел обратно и встретил по дороге авву Петра. Тот сказал священнику, что любой грех может быть побежден милосердием Божиим. А когда узнал подробности, то произнес: «Да, старец сказал тебе правду. Это серьезный грех, он непростителен для священника. Это так. Но что теперь делать? Никогда больше не совершай служение как священник. У тебя будет покаяние, если ты примешь монашество».

Священник пошел с аввой Петром. Через какое-то время авва Петр постриг его.

У аввы Петра была пустая пещера. Бывший священник попросил разрешения жить там. Авва разрешил. Тогда священник нашел цепь и приковал себя там. Поскольку он три дня не выходил из пещеры, авва Петр спустился к нему и увидел, что тот прикован цепью.

«Что ты сделал, чадо? Как же бы будешь справлять свои телесные потребности прямо тут, на цепи?» — спросил он.

«Отче, в миру я наслаждался красивыми ароматами и благовониями, поэтому я буду справлять свои телесные потребности тут, на цепи, чтобы, как раньше я наслаждался ароматами, так сейчас почувствовал бы вонь, исходящую из меня». И попросил, чтобы авва приносил ему хлеб раз в два-три дня. Авва Петр согласился.

Так священник прожил три года, пока авве Петру не было открыто Богом, что грех священника прощен, и что скоро этот священник преставится из сей жизни. Авва Петр пришел освободить его, тот не хотел, но авва уговорил его. После этого они начали молиться, и душа священника отошла к Богу, пока молитва еще была в его устах.

Сокращенный перевод/пересказ с английского главы VII из книги «Духовно полезные истории Павла, епископа Монемвасийского» (The Spiritually Beneficial Tales of Paul, Bishop of Monembasia).

Источник

Игумения Серафима: Духовное падение – это еще не «Титаник»

если священник впал в блуд что делать. Смотреть фото если священник впал в блуд что делать. Смотреть картинку если священник впал в блуд что делать. Картинка про если священник впал в блуд что делать. Фото если священник впал в блуд что делать

— Матушка, в одной из бесед вы как-то сказали, что пришли в монастырь еще в юности, за послушание старцу, который вас на это благословил. Но разве может судьбу человека определять другой человек? Ведь отвечать перед Богом за свою жизнь мы должны сами, почему же важные решения за нас в таком случае принимает кто-то иной?

— Заповедь о послушании человеку была дана еще в раю. Да, вот так высоко я поставила бы планку. Послушание — это и есть рай, а непослушание — ад. Захотелось скушать яблочко, «тормоз не сработал» — отвечаешь потом всю жизнь…

У Святейшего Патриарха Кирилла есть труд «Свобода и ответственность». Нам дана Богом свобода во всей ее полноте. И нам даны заповеди. Не ешь яблоко — значит, ограничивай свою свободу: не убивай, не лги, не зарься на чужое.

Как соизмерить это все? Как из свобод и самоограничений построить собственную судьбу?

В монастырь — по любви

Вспоминаю свое детство. Мы тогда воспитывались «в рамках»: нам постоянно говорили о чувстве долга. Долга перед Родиной, коллективом и т.д. Нынешнее поколение исповедует другие принципы. Безудержная свобода стала идолом современности. Послушание — нонсенс, атавизм.

Но в Церкви послушание — один из очень важных принципов. Весь организм Церкви скреплен послушанием, основанным на любви к Богу и ближнему. Любовь — вот тот фермент, который «соединяет несоединяемое»: свободу и ответственность.

Говоря о послушании старцу, которое «связало» меня узами монашества на всю жизнь, хочу сразу сказать: это было по любви. Приехав в Почаевскую Лавру, я была поражена необыкновенной красотой этой святыни и буквально влюбилась в монашество. Тут же побежала за благословением на иночество к одному из очень известных тогда духовников. Он скептически посмотрел на меня: наверное, одета была как-то не так, слишком по-светски, выглядела несерьезно. Да и совсем юная была на тот момент, еще несовершеннолетняя. Но, подумав, возможно, помолившись, благословение свое он дал.

Приехав в Киево-Покровский монастырь, я все еще испытывала сомнения, которыми поделилась в разговоре с игуменией: «Может быть, сначала окончить институт?» Матушка настоятельница убежденно сказала: «Нет, оставайся в обители».

Я точно так же безоговорочно исполнила ее волю и об этом никогда не пожалела.

Хочу привести несколько примеров из истории. Многие знают игумению Иулианию (Каледу). Она из очень известной, я бы даже сказала, знаменитой семьи. Отец ее, протоиерей Глеб Каледа, был одним из первых тюремных священников еще со времен СССР. Ученый-геолог, профессор, доктор наук, он был глубоко верующим человеком, тайно принявшим сан в период разгула богоборчества.

если священник впал в блуд что делать. Смотреть фото если священник впал в блуд что делать. Смотреть картинку если священник впал в блуд что делать. Картинка про если священник впал в блуд что делать. Фото если священник впал в блуд что делать

Глеб и Лидия Каледы

В молодости он колебался, какой избрать путь: принять монашество или жениться. Его духовником был архимандрит Иоанн (Вендланд, впоследствии митрополит Ярославский и Ростовский). Даже не при личной встрече, а в письме Глеб спросил благословения, как поступить (из-за дальности расстояния они не могли тогда встретиться). Отец Иоанн благословил жениться и объяснил, почему.

Я читала это письмо… Вы знаете, людей с таким ходом мыслей, такой логикой, такими высокодуховными рассуждениями сейчас не часто встретишь. Меня, читающую те строки через полвека после написания, они просто поразили: насколько глубокие были приведены аргументы. И мало того, что отец Иоанн дал благословение создать семью, он указал имя конкретной девушки! Глеб с детства дружил с ней, любил ее как сестру и жениться на ней вовсе не думал.

Но брак состоялся. И это была прекрасная, совершенно изумительная семья! У них родилось шестеро детей — все пошли по церковному пути. Матушка Иулиания, их младшая дочь, ныне игумения. Несколько сыновей стали священниками, другие — учеными. Отец Глеб и матушка Лидия в браке очень любили друг друга, о чем свидетельствуют, в частности, их письма, наполненные необыкновенной нежностью.

если священник впал в блуд что делать. Смотреть фото если священник впал в блуд что делать. Смотреть картинку если священник впал в блуд что делать. Картинка про если священник впал в блуд что делать. Фото если священник впал в блуд что делать

П.А.Флоренский и А.М.Флоренская. Цифровая печать со стеклянного негатива. На обороте оригинального отпечатка надпись П.А.Флоренского: «Дорогой маме от Анны и Павла». Сергиев Посад, 28 марта 1911

Еще один интересный пример. Отец Павел Флоренский — знаменитый ученый, богослов, мученик, расстрелянный в 1937 году. Он также в молодости терзался вопросом, жениться ему или избрать путь монашеского служения. И решение дилеммы также переложил на плечи духовника. Странно, не правда ли? В таком важном деле люди полагались на умозаключение другого лица…

Духовником его был епископ Антоний (Флоренсов) — высокоавторитетный старец, под духовным окормлением которого находилось множество людей из самых разных слоев общества, многочисленные представители интеллигенции. И он деликатно даже не благословил, а скорее посоветовал Флоренскому жениться и тоже объяснил, почему. Ведь отец Павел был пламенный, горящий, всему отдавался до конца. И духовник, зная его, увидел, что этот огненный темперамент, возможно, помешает исполнению монашеских обетов. По благословению владыки отец Павел избрал себе в супруги очень простую девушку, и брак был великолепный: родились прекрасные дети, семья была очень дружной. Письма отца Павла матушке из заключения поражают высотой любви, которой их отношения буквально пронизаны.

Монахи и блуд

— Но есть ведь примеры и обратного, и лично я знаю таких несколько. Когда брак по благословению оказывался несчастливым и распадался. Когда уход в монашество по благословению духовников приводил к печальным последствиям. Почему в каких-то случаях благословение «не срабатывает»?

— Да, случаи нарушения монашеских обетов бывают. Знаю одного архимандрита, даже настоятеля монастыря, который оставил монашество, священный сан и женился. До этого он окончил семинарию, был человеком богословски образованным. Он возглавил новый монастырь и строил обитель, вкладывая всю душу и сердце. Но встретилась на его пути женщина, которая была спонсором, жертвовала на обитель средства… Частое общение с ней привело сначала к блудному падению, а затем и к браку. При этом сейчас своим друзьям он открыто говорит, что совершил огромную ошибку, оставив монашество, и очень об этом сожалеет.

Еще случай, о котором знаю не понаслышке. Девушка ходила к одному иеромонаху на исповедь, у них завязались тесные отношения, закончившиеся блудом. Он впал в уныние. Правящий архиерей, человек мудрый и рассудительный, не лишил его сана, но перевел из города в далекий монастырь. Прошло время, человек до сих пор в монашестве. Более того, я заметила, что он стал более опытным в решении довольно сложных житейских вопросов, потому что, как говорится, «за одного битого двух небитых дают».

А осудить монаха легко… Люди считают, что раз надел черные одежды, значит, уже свят. Однако понять сложности иноческой жизни очень непросто. И те монахи, которые прошли через духовные падения, сердечно раскаялись и остались верны своему выбору, как раз умеют и другим помогать врачевать тяжелые духовные недуги.

Ведь что главное в Церкви? Быть верным. Совершил ошибку, пал — встань, не отчаивайся! Святые отцы говорят, что любое падение, любой грех, кроме греха Иуды — самоубийства — получит прощение от Господа через покаяние.

Когда в советское время большевики огнем и мечом прошлись по нашей Церкви, многие монашествующие оказались в миру. Я знала и матушек, и священников, вынужденных в те годы вести мирской образ жизни, чтобы выжить в нечеловеческих условиях. Они устраивались на работу, женились, но в глубине души всегда оставались монахами.

Среди сестер нашей обители была одна инокиня, которая после закрытия монастыря в 1961 году вышла замуж. Брак был недолговечным, неудачным, как всегда у монахов. Как только обитель в 1992 году вновь открылась, она тут же вернулась. Инокини еще не дают обетов — тем не менее, она считала, что совершила тяжкий грех, и глубоко в этом раскаивалась. Впоследствии приняла монашество и была очень мудрой, высокодуховной старицей. Благостной, очень смиренной. Многие сестры приходили к ней за советами.

если священник впал в блуд что делать. Смотреть фото если священник впал в блуд что делать. Смотреть картинку если священник впал в блуд что делать. Картинка про если священник впал в блуд что делать. Фото если священник впал в блуд что делать

Игумения Серафима с сестрами Одесского монастыря. http://mihalovskiy.church.ua

Снял с головы епитрахиль и стал бить

К сожалению, иные монахи гордятся тем, что они «не такие, как все». Подобную немощь я лично встречала. Так, одна пожилая сестра, с молодости жившая в монастыре, говорила про мирских женщин не иначе как «бабы» — с нескрываемым чувством презрения. Я постоянно спорила, возражала: «Матушка, это неправильно. Вы берете грех на душу». Но вот такая гордыня в ней жила. А те монахини, которые прошли через мирские искушения, наоборот, были очень смиренными, считали себя недостойными монашеского звания.

— Кстати, подобным нескрываемым презрением люди церковные, особенно в священном сане, очень часто отталкивают от Церкви тех, кто только ищет свою дорогу к Богу…

Священник, конечно же, ответил, что прощать нужно даже врагов. На что она с болью возразила: «Как простить убийцу своей матери?» Батюшку такой ответ ввел в гнев. Вместо послушания — пререкание! «Он снял с моей головы свое полотенце (так она назвала епитрахиль), стал бить меня по голове и повторять: “Как ты смеешь ослушиваться духовника?!”»

Быть может, он не бил ее, а тыкал в голову пальцем, пытаясь вколотить свои слова, словно гвозди, в эту «непокорную» душу. Но после такого «вразумления» она приехала ко мне страшно расстроенная. Я посоветовала ей пойти на исповедь к священнику, которого хорошо знала, опытному, мудрому. И батюшка нашел нужные слова. В конечном итоге моя знакомая смогла отпустить эту ситуацию, нашла в себе силы простить.

К сожалению, некоторые священнослужители считают свои наставления буквально заповедями Божьими. Знаю настоятельниц, которые втолковывают сестрам, что каждое их слово — свыше, от Самого Бога. Прямо-таки папская непогрешимость, как в Ватикане. И это не просто наши ошибки, так сказать, профессиональные огрехи. Такая внутренняя авторитарность — свидетельство гордыни, как учат святые отцы. По-светски говоря, в такой душе гнездится комплекс неполноценности, восполняемый внешним диктатом над церковными овцами. Мы забываем слова Спасителя, что Его служитель должен быть всем слугой, ни в коем случае не господствуя над стадом.

если священник впал в блуд что делать. Смотреть фото если священник впал в блуд что делать. Смотреть картинку если священник впал в блуд что делать. Картинка про если священник впал в блуд что делать. Фото если священник впал в блуд что делать

Игумения Серафима (Шевчик)

Батюшка разрулит?

— Как в стремлении получить благословение на какой-то жизненно важный выбор не впасть в это заблуждение и не попытаться переложить ответственность на таких же, как мы сами, обыкновенных людей, пусть и в священном сане?

— Проблема серьезнее. Есть люди, которые могут сделать выбор самостоятельно и делают это с детства, всегда. А есть такие, кто всю жизнь будет нерешительным, станет искать, за кого можно спрятаться, на кого переложить свои неудачи. А неудач сейчас хватает — на работе, в семье, в построении карьеры, в следовании своим амбициям. Человек хочет чего-то, а не получает. Кто виноват? Весь мир, конечно же…

Проблем для духовников хватает. Хорошо, если лицо, облеченное в священный сан, соответствует своему назначению, живет по Евангелию, глубоко изучает духовную литературу, святых отцов. Но — парадокс! — иногда этого оказывается недостаточно. Звучит резко, однако факт остается фактом. Отчего?

Многие духовники — представители среднего и старшего поколений. А современные дети воспитываются совершенно не в тех идеалах, какие были еще 10, 20 лет назад. Сейчас все абсолютно размыто, полная бездуховность, вседозволенность. Человек стоит буквально на семи ветрах. Как в песне у Андрея Макаревича, которая так и называется — «Перекресток семи дорог».

Нынешняя молодежь с детства выпестована компьютером. Виртуальная реальность, из которой соткана их психика, со всеми своими далеко не виртуальными проблемами — терра инкогнита для духовников, которые, не имея подобного негативного опыта, совершают ошибки при окормлении такого пленника всемирной паутины.

Молодые люди приходят в духовные семинарии, в монастыри, но оказываются к этому не всегда готовы. Порой они не умеют держать слово, данное родным и близким, даже самим себе. Разболтанные, расшатанные, духовно они очень хрупки, ранимы. И врачевать их нужно, осознавая, что перед тобой цветок, возросший на ядовитой почве, еле-еле живой, который не в теплице вырос, а на перекрестке семи дорог. И если нужно указать на одну из них, то осознавая, что твоя воля элементарно может быть не выполнена. Не потому, что человек злостно ее нарушает, а потому, что просто не может следовать ей постоянно. Навязывая же свою волю юному существу, мы берем на себя полную за него ответственность. Но тогда и отвечать придется по полной программе! В первую очередь, перед Богом.

Если духовник дает послушание, особенно то, которое призвано повлиять на судьбу подопечного, он должен очень хорошо изучить свое духовное чадо, знать его буквально наизусть и точно прогнозировать, во что все это выльется. И молиться день и ночь: раз уж дал послушание, теперь проси Бога, чтобы все было хорошо. Возложил бремя человеку на плечи — неси теперь вместе с ним тяжесть этого креста. Только так можно, как учат святые отцы, получить благой результат.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что учить других — словно бросать камни с колокольни, а выполнять самому то, чему учишь — носить эти камни на колокольню.

За неудачу ответят оба — и духовник, и духовное чадо

Конечно, есть старцы, окормляющие людей Духом Святым, благодать Которого они стяжали своей подвижнической жизнью. Их — единицы на миллионы страждущих душ. А псевдостарцев, увы, развелось немало…

— И все же, кто отвечает за неудачу, если мы поступили по благословению, а все пошло не так?

— Оба лица. Потому что духовник и духовное чадо связаны узами отцовства и сыновства. Как сын не может нести свой груз сам, без отца, так и отец не может груз ответственности возложить только на сына.

Если всё-таки судьба поломана, в результате своей или же духовника ошибки, если человек терпит крушение в житейском море, идет ко дну как «Титаник», не надо отчаиваться. Самое страшное — это уныние, безнадега. Тогда можно стать жертвой дьявола. Отчаяние — грех Иуды.

А мы должны помнить, что милосердие Божие безгранично, как и Его любовь. В океане этой любви никто не утонет. Вот почему духовное падение — это еще не «Титаник».

У апостола Павла сказано: «Восстань… и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14). Вот квинтэссенция спасения.

Недаром Церковь называет веру якорем спасения. Если, конечно, это вера не в человека, даже кажущегося святым, а в Бога. И Церковь наша умеет, пропуская через себя различные проблемы, подчас в очень сложных обстоятельствах вырабатывать в конечном итоге «чистый продукт» и сама не загрязняться. Такой удивительный организм у нее… Потому что ее Глава — Сам Бог.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *