если тебя оболгали на работе что делать
Оболган и отвержен, или Что делать, когда вас оклеветали перед начальником
У вас были нормальные, спокойные отношения с начальником. Вдруг все встало с ног на голову. Он смотрит на вас волком и, кажется, планирует уволить. Кто-то распустил слухи, что вы метите на его место и не считаете руководителя адекватным. Эксперты дают шесть советов, как вернуть расположение босса.
Каким бы замечательным ни был коллектив, рано или поздно возможны ситуации, когда кто-то начнет неадекватно оценивать ваши действия, ваши результаты, да и вас самого. Ладно бы просто оценивать, но своими несправедливыми, а часто и надуманными оценками ваши коллеги спешат поделиться с другими, и прежде всего с вашим руководителем. Как следствие, ваш образ искажается иногда до неузнаваемости. Кроме того, возможна ситуация, когда кто-то из ваших коллег-недоброжелателей намеренно решит оболгать и оклеветать вас.
1. Выясните, что именно про вас наговорили
Прежде чем идти и отстаивать правду, проясните ситуацию. Постарайтесь собрать максимальное количество информации о том, что о вас говорили. При этом, кто это говорил, будет уже не столь важно, так как ваша цель не наказать виновных, а прояснить ситуацию. Только имея на руках картину возможных претензий к вам, вы сможете сформировать контраргументы. Вбегать к начальнику со словами: «Шеф, не знаю, что вам там наговорили, но это не я!» смысла нет. Начальник не поймет такого хода, а вот сомнения в вашей адекватности у него точно зародятся.
2. Подготовьте аргументы
Понятно, что вы не в восторге от того, что вас оболгали, но не нужно давать волю эмоциям. Ваша аргументация должна быть четкой, немногословной и малоэмоциональной. Помните, что, демонстрируя раздражение, гнев, обиду, вы льете воду на мельницу своих недоброжелателей. Поэтому, подготовив аргументы, перед тем как общаться с руководством, войдите в состояние спокойной рассудительности. Кому-то для этого будет достаточно нескольких глубоких вдохов, кому-то — 10-минутной прогулки быстрым шагом или чашки чая.
Даже если начальник перейдет на крик и угрозы, не поддавайтесь. Ваша основная задача — аргументированно доказать, что вы ни при чем.
3. Поговорите с шефом начистоту
Игра с открытым забралом — лучший контраргумент интригам и домыслам. Не стоит рассчитывать на то, что удачно распространенные «правильные слухи» о вас смогут стереть весь негатив, прошедший по компании раньше. Открыто обсудите ставшую известной информацию в беседе с руководством. Самое сложное — это начать разговор, как вариант можно предложить подойти к руководителю, чтобы обсудить беспокоящую вас информацию. Например, вы услышали, что кто-то считает вас «нехорошим человеком», говорит, что вы ни в грош не ставите шефа, понятно, что это слухи и домыслы, но вы хотели бы обсудить это с руководителем, чтобы исключить любое недопонимание.
Предложите ему подробно проговорить ситуацию, так как вы тесно работаете вместе и любые недоговоренности могут сказаться на эффективности работы. Помните, что ваша цель — прежде всего именно возможность дальнейшего результативного сотрудничества, а не только спасение вашего положительного имиджа.
4. Обсудите реальные перспективы
Выложив свои аргументы, спросите у руководителя, есть ли у него какие-либо пожелания или критические замечания относительно вашей работы. Данное обсуждение — это не монолог в оправдание, а обсуждение сложных и важных рабочих моментов, в том числе ваших достоинств и недостатков. Да, это обсуждение не подпадает под сроки формальной аттестации и спровоцировано внешними обстоятельствами, но оно может и должно стать этапом на пути повышения результативности вас и вашей команды.
5. Не мстите
Завершив расстановку точек над i, не поддавайтесь соблазну отомстить. Да, ситуация продемонстрировала не лучшие качества ваших коллег, но у вас должны быть свои правила и принципы, не позволяющие опускаться до тех же методов. Не отвлекайтесь на раскручивание интриг. Будьте результативны — в глазах руководства это лучшая ваша защита от любых наветов и заговоров.
6. Сохраните отношения
После того как руководитель принял ваши доводы и стал вашим если не товарищем, то хорошим начальником, важно поддерживать эти отношения. Чтобы у недоброжелателей не было ни малейшего шанса вам навредить, вы должны продолжать быть с начальником на короткой ноге. Речь не идет о том, чтобы льстить боссу, но держать его в курсе дела не только по вашей работе, но и по настроениям всего отдела стоит. Просто иногда приходите к начальству и делитесь своими мыслями об улучшении процесса работы. Если вас посетила отличная мысль, сообщите ее начальнику. Пусть он даже представит ее «наверх» как свою. В любом случае он поймет, что вы не пытаетесь его подсидеть, а просто работаете и стремитесь к карьерным успехам, не нарушая при этом корпоративной этики и не пытаясь перепрыгнуть через его голову. Хотя, скорее всего, начальник сохранит ваше авторство, что даст вам преимущество, когда он пойдет на повышение.
До чего может довести клевета на работе
Нездоровая атмосфера в трудовом коллективе вредит рабочему процессу. Однако наиболее пагубное воздействие на результат труда оказывает клевета на работе, жертвой которой становится один из сотрудников.
Разберемся, насколько опасно подобное явление и как противостоять несправедливым нападкам коллег.
Определяемся с классификацией
Случаи, когда уместно говорить о клевете, характеризуются ложными слухами, которые оскорбляют честь и достоинство отдельных людей.
Подобные интриги приводят к потере репутации граждан, которые стали жертвой сплетен.
Кроме того, в результате подобных действий ухудшаются отношения всего коллектива, а производительность труда падает.
В таких случаях темой сплетен становятся различные вымышленные истории. Целью же клеветника считается дискредитация конкретного сотрудника.
Часто подобным нападкам подвергаются работники образовательной сферы. Однако нездоровая атмосфера возникает и в офисах, банках, торговых центрах.
Тут определяющим критерием становится желание нарушителя опорочить имидж жертвы.
Внимание! Типичным примером описываемого явления становятся обвинения детей в адрес учителя. Причем изобретательность учеников в подобных обстоятельствах приводит к негативным для обвиняемого сотрудника последствиям.
Главным правилом для противостояния несправедливым слухам считается огласка происходящих событий. Если жертва выявляет источник поступления неправдивой информации, доказательство собственной невиновности становится несложной задачей. Однако в этом случае уместно действовать с осторожностью, чтобы не создать повода для уже обоснованных обвинений.
Методика защиты
Разберемся подробнее с вопросом, как бороться с клеветой на работе. Психологи говорят, что здесь молчать неуместно. Зеркальный ответ, когда жертва слухов действует теми же методами, тоже не считается целесообразным способом. В таких обстоятельствах человеку, которого оклеветали, доступно два следующих пути решения проблемы:
Психологи рекомендуют начинать с первого способа. Открытое решение вероятного конфликта и вопрос: «Зачем клевещешь?» сглаживают недоразумения и помогают достичь консенсуса с оппонентом. Если же этот вариант не помогает, целесообразной мерой становится запуск официального хода дела.
Мирное решение проблемы
В таких случаях пострадавшему сотруднику следует известить начальника о происходящем. Уместной формой здесь читается докладная записка, где излагаются обстоятельства дела. Кроме того, в этом письме целесообразно попросить провести общее собрание, чтобы стороны получили шанс аргументировать собственную позицию.
Здесь жертве уместно выступить и опровергнуть обвинения. Причем приведение доказательств невиновности в таких случаях – необязательный шаг. Главное – донести до коллектива опасность возникшей ситуации. Если работодатель заинтересован в отлаженности рабочего процесса, описанного способа хватает для урегулирования конфликта.
Важно! Не стесняйтесь озвучить инициалы людей, которые распространяли ложную информацию.
Открытость в таких вопросах становится гарантией успешного завершения конфликта. Причем в случае с извещением руководства психологи рекомендуют обращаться к менеджеру по персоналу, непосредственному начальнику и директору предприятия. Административные работники знают, как уладить подобные неприятности на корню и восстановить нормальные отношения между коллегами.
Юридический способ
Если описанная выше методика не принесла ожидаемого результата, требуется правовое решение проблемы. В подобных случаях пострадавшему лицу уместно помнить, что за распространение оскорбительных сплетен законодательство предусматривает уголовное преследование.
Здесь работают ст. 128.1 УК России. Кроме того, гражданские права россиян защищены положениями Конституции, 152 статьей ГК и ст. 33 АПК.
Что касается механизма отстаивания правоты, тут требуется подача судебного иска о защите собственного достоинства. Среди требований истец вправе указать компенсацию морального вреда, нанесенного злонамеренными действиями нарушителей.
Юристы рекомендуют привлекать к таким делам практикующих адвокатов, которые грамотно составят заявление и сформулируют список требований.
Внимание! Судебные слушания нуждаются в подготовленной доказательной базе.
Соответственно, в подобных обстоятельствах пострадавшему работнику требуется поддержка свидетелей, которые способны опровергнуть ложные обвинения или собранная по делу документация. В иске указывается информация об истце и ответчике. Иными словами, тут сначала определяется источник сплетен, а затем предпринимаются конкретные шаги.
Доказательства невиновности
Теперь обсудим, какие доводы убедят суд в правоте истца.
Такие дела предполагают индивидуальное решение проблемы, которое определяется характером слухов.
Если сплетни направлены на дискредитацию здоровья потерпевшего сотрудника, тут уместным доказательством становится медицинское заключение об истинном положении вещей.
Когда речь идет о несоответствии человека занимаемой должности, в собственную пользу истец приводит внутренние бумаги компании, где указаны конкретные обязанности и документацию с показателями результатов работы.
Причем весомым доводом здесь считаются свидетельские показания коллег.
Однако в случаях, когда распространитель слухов не осознавал, что разносит ложные сведения, суд исключает уголовную ответственность такого лица. Что делать, если обвиняют в мошенничестве, читайте в этом материале.
Сплетни распространяет руководитель
Разберемся, что делать с клеветой на работе, если слухи идут от непосредственного руководителя. Подобные обстоятельства свидетельствуют о желании «избавиться» от неугодного работника. Конечной целью таких сплетен становится снижение премии, перевод на низкооплачиваемую должность или увольнение жертвы. Соответственно, здесь начальнику сложно доказать несознательное распространение неправдивой информации.
Когда результатами подобных слухов стали фактические убытки жертвы, юристы говорят о необходимости судебного разбирательства. В таких обстоятельствах привлечение юридического лица к ответу невозможно, однако у пострадавшего лица остается шанс восстановить утраченные позиции. При доказанности вины начальства судья выносит решение о компенсации материальных потерь сотрудника.
Важно! Во время процесса требуется представить суду свидетельства, что распространяемая руководителем информация – ложные обвинения.
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».
«Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе
ВЫЖИВАНИЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВА, ИЛИ «ВЗРОСЛЫЙ» БУЛЛИНГ
«Травле подвержены все коллективы — как детские, так и взрослые. Понятие буллинг чаще используют, когда говорят о школьной травле. Для „взрослого“ буллинга используется термин „моббинг“. Варианты проявления травли на работе — распространение ложных слухов, постоянная критика, утаивание информации, клевета, социальная изоляция», — рассказывает Наталия Щанкина, психолог Московской службы психологической помощи населению.
Существует два основных вида моббинга:
ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАВЛИ НА РАБОТЕ
№ 1. Период напряжения или формирование предпосылок.
В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом, либо общим неблагоприятным психологическом климатов в коллективе.
№ 2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения.
Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении своего сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.
№ 3. Фаза насилия.
Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. И уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.
№ 4. Социальная изоляция.
Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям. Он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.
№ 5. Потеря рабочего места.
Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.
ВОСЕМЬ ШАГОВ, КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРАВЛЕЙ НА РАБОТЕ
Моббинг — это «заболевание группы». В идеале с ним нужно бороться системно и на уровне управленческих решений. Если этот вариант не подходит, то можно следуйте универсальным правилам.
Первое. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.
Второе. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.
Третье. Научитесь не воспринимать травлю на свой счет. Скорее всего, это «болезнь» конкретного коллектива.
Четвертое. При предвзятом отношении со стороны шефа, постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.
Пятое. Не нарушайте границы других и не позволяйте нарушать свои: от банального обращения на «ты» и до повышения голоса на вас, или обсуждения ваших личных тем.
Шестое. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки происходят, не имея никакого отношения к делу.
Седьмое. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.
Восьмое. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.
«ПОРТРЕТ» ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА-АГРЕССОРА
Это люди, которым важен контроль и проявление власти. Они не умеют справляться с собственной агрессией и находятся под постоянным внутренним напряжением. Единственный для них способ разрядки — это внешняя агрессия. Это их способ коммуникации. Такие люди могут быть действительно очень травмированными, когда-то в детстве и зачастую иметь все признаки психопатии.
В рабочем коллективе мотивы агрессора будут важнее, чем его психологические особенности. Не все агрессоры травят людей в коллективе. Для этого должна быть располагающая среда. Часто мотивом становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой и безвольной, и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, конкуренция, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.
«БЕЛАЯ ВОРОНА», ИЛИ ЖЕРТВА ТРАВЛИ
«Белая ворона», «Не такой, как все» — зачастую именно к таким людям проявляется настороженное отношение в коллективе. Моббинг практически не возникает в тех группах, где люди работают «с нуля», где коллектив не делится на «своих» и «чужих». А вот в «психологическом болоте», если в нем появляется новичок с неординарными взглядами, внешностью, поведением, другой национальности, — вероятность проявления травли увеличивается в разы.
«Внутреннее напряжение в коллективе не может длится долго — обязательно требуется разрядка. Как только кто-то из сотрудников отличается поведением, внешностью или чем-то еще — это вызывает агрессию. Еще одна причина для травли — безделье. Если коллектив бьется над выполнением профессиональных задач, у него нет времени на «террор». Существует еще одно обстоятельство: есть люди просто неспособные держать «удар». Чаще всего у них заниженная самооценка, бесхарактерность, слабость и прочее. Такой сотрудник в прямом смысле слова «вызывает удар» на себя. Но в травле ответственность несут обе стороны конфликта. Может оказаться, что неприятие вызваны снобизмом нового коллеги, его гордыней или излишним стремлением к победам, — говорит заместитель директора Московской службы психологической помощи Ольга Тенн.